Научная статья на тему 'Скотоводческая деятельность якутов сквозь призму религиозных верований'

Скотоводческая деятельность якутов сквозь призму религиозных верований Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
196
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯКУТЫ / СКОТ / СКОТОВОДЫ / ЭТНОКУЛЬТУРА / ХОТОН / РЕЛИГИЯ / БЫК / ОЛОНХО / САХА / ЫСЫАХ / АЙЫЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Михайлова Э. А., Кириллина Л. Г.

В статье кратко рассматривается комплекс религиозных верований якутов, связанный с кочевым скотоводством. Самые северные тюрки – якуты, изолированные от центров восточной культуры, в наибольшей степени сохранили обычаи и верования первозданной религии скотоводов [1, с. 504].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Скотоводческая деятельность якутов сквозь призму религиозных верований»

Список литературы:

1. Авеста «Закон против дэвов» (Видевдат). - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - С. 221.

2. Ганбаров С.Г. Политические и правовые идеи в Авесте. - С. 12-13.

3. Изведать дороги и пути праведных. Пехлевийские назидательные тексты. - С. 78.

4. Материалы Министерства юстиции республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mir.pravo.by/library/section_3/istopravdetey.

5. Периханян А.Г. Общество и право в Иране в парфянский и сасанид-ский периоды. - С. 30.

6. Права ребенка: учебник / Под ред. проф. А.Х. Саидова - Т.: ТГЮИ, 2009. - 297 с.

7. Ртвеладзе Э.В., Саидов А.Х., Абдуллаев Е.В. Очерки по истории древнего Узбекистана: государственность и право. - Т.: «Адолат», 2000. - С. 168-169.

8. Авесто. Тарихий-адабий ёдгорлик. Аскар маркам таржимаси. - Т.: «Шарк», 2001. - С. 68^

10. Муминов А., Йулдошходжаев Х. Диншунослик / Под ред. Н.И. Ибрагимова. - Ташкент: «Мехнат», 2004. - С. 88-96.

11. Топилдиев В. Рим хукуки. - Т.: Узбекистан миллий университета, 2006. - С. 66.

12. Safa-Isfehani N. Rivayat-I Hemat-I Asawahaistan: A Study in Zoroastrian Law // Harvard Iranian Ser. - Cambrige, 1980. - Vol. 2. - P. X.

СКОТОВОДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЯКУТОВ СКВОЗЬ ПРИЗМУ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ

© Михайлова Э.А.*, Кириллина Л.Г.*

Финансово-экономический институт Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

Институт изоискусств Уральской государственной архитектурно-художественной академии, г. Екатеринбург

В статье кратко рассматривается комплекс религиозных верований якутов, связанный с кочевым скотоводством. Самые северные тюрки -якуты, изолированные от центров восточной культуры, в наибольшей степени сохранили обычаи и верования первозданной религии скотоводов [1, с. 504].

Ключевые слова: якуты, скот, скотоводы, этнокультура, хотон, религия, бык, олонхо, саха, ысыах, айыы.

* Магистрант кафедры Социологии и экономики труда ФЭИ СВФУ им. М.К. Аммосова.

* Аспирант Института изоискусств УГАХА.

На протяжении длительного времени на территории Средней Лены формировалась древне якутская этнокультурная общность. Характерными признаками ее были: северный тип скотоводства и коневодства (длительная оседлая зимовка и сезонные перекочевки в период весна-лето-осень), сочетавшийся с охотничье - рыболовческим комплексом; широкое дисперсное расселение, отсутствие в связи с этим крупных поселений; особые формы социальной и потестарной организации, основанные на кланово-сословных и этнотерриториальных отношениях [2, с. 176].

Основным занятием якутов с давних пор являлось разведение крупного рогатого скота и лошадей, которые были хорошо приспособлены к суровому климату Севера. Молоко и мясо крупного рогатого скота было одним из основных источников питания, наряду с табунным коневодством. Зимой скот содержался в теплом помещении - хотоне, а для этого летом якуты косили и запасались в большом количестве сено.

Сенокошение являлось краеугольным камнем для жизнеобеспечения целых родовых групп. О древности сенокошения у якутов свидетельствует предание о том, что когда они еще не знали железа, то пользовались костяными косами [3, с. 15].

В ХУШ-Х1Х вв., по подсчетам исследователей, удельный вес рогатого скота в общем поголовье возрос до 60 %. Так же, как и в древние времена, скотоводство сильно зависело от капризов природы - засушливые, или, наоборот, дождливые годы, насекомые-вредители и прочие напасти нередко приводили к массовому падежу скота, поэтому благосостояние хозяйств было неустойчивым [4, с. 248].

Основа традиционной религии якутов, представленная материалами ХУШ-Х1Х вв., возникла в степях Центральной Азии и Южной Сибири предположительно на рубеже двух эр, хотя наиболее ранние ее истоки своими корнями уходят вглубь II тыс. до н.э. Именно в это время, по всей вероятности, оформляется культ Солнца, магия плодородия, т.е. комплекс верований, связанный с кочевым скотоводством [5, с. 69].

В глубокой древности бык, почитавшийся многими народами в качестве священного животного, являл собой воплощение могущественной и грозной силы, божественной и царственной власти, стихийных проявлений природы. В мифологии древних бык предстает как универсальная эмблема божественного могущества.

Как символ жизненной энергии, бык наряду с лошадью изображался доисторическими художниками на стенах первобытных пещер. Вот рисунок на потолке Альтамирской пещеры - одно из изображений бизона. Он относится к так называемому мадленскому периоду, то есть к концу эпохи верхнего палеолита, ему не менее 20 тысяч лет. Изображение не только контурное, но и объемное: как осязателен крутой хребет бизона и все выпуклости его массивного тела! Необходима была и острая наблюдательность, разви-

тая, правда, в узком, определенном направлении - во всем, что касалось повадок зверя. Зверь был источником жизни, средоточием помыслов, врагом и другом, жертвой и божеством [6, с. 10, 12].

Многие боги принимали облик священных быков: египетские Апис, Бу-хис и Пта, вавилонский Ил, греческие Зевс, Посейдон и Ахелой, а индуистский Шива ездил верхом на мудром быке по имени Нанди [7, с. 138-139].

Немало произведений месопотамского искусства связано с религиозными и мифологическими сюжетами. В сказаниях и поэмах часто рассказывается о фантастических существах - полулюдях-полуживотных, постоянно сопровождающих богов, героев и обычных людей. Наиболее известный пример - «стражи» дворца ассирийского царя. Это шеду - крылатые быки с пятью ногами и человеческими лицами. Лишняя нога у этих сказочных животных сделана специально для того, чтобы специально создать оптический эффект (Статуя быка - шеду из двоца царя Саргона II в Дур-Шаррукине. Конец VIII в. до н.э.) [8, с. 67, 65].

Сложный религиозный культ представляет искусство крито-микенской (минойской) цивилизации в I тыс. до н.э. В критской легенде о Минотавре, живущем в Кносском дворце-лабиринте, сохранились глухие отзвуки сказаний о древнем «священном браке» критских богов в образах быка и коровы. Критского бога, в отличие от богини с антропоморфным обликом, представляло зооморфное существо, воплощенное в образе быка. Его знаками и символами буквально наполнен Кносский дворец. Например, Таврокатапсия -ритуальный бой с богом-быком (Фреска. Около 1500 г. до н.э. Кносский дворец) [9, с. 90].

Что касается тавромахии, берущей начало от древних ритуальных игр со священными быками, то она дожила и до наших дней в виде испанской корриды. Начало этой традиции положили иберы - древнее население Пиренейского полуострова [10, с. 142].

Тексты олонхо свидетельствуют, что саха обладает истиной сотворенно-сти человека и природы. То есть человек-саха знает истину о своем происхождении и сохранил память об изначальной связи с Творцом - Айыы, с творящими силами, с творящей энергией космоса (ийэ айылга айар куустэрэ). Этот когнитивный пласт ментального поля культуры саха, по нашим наблюдениям, а также по нашей этнокультурной самоидентификации, в данное время сохранен в целости. В устном народном творчестве говорится о трех саха, о триедином саха - «Ус саха» или «Ураанхай саха». Но тем не менее, эта локальность неучтожима, крайне живуча, и непременно связана с географическим происхождением, родным ландшафтом. Здесь также проявляется «позитивная» идентичность [11, с. 98, 91].

Есть слово сахалар - саха во множественном числе. Вот это-то слово и выражает, видимо, понятие и народа, и нации, и этноса саха. В понятии «бикиги,

сахалар» - «мы - якуты», и слышится, и чувствуется общенациональное^, единение, цельность и инаковость от других [12, с. 90-91].

Религиозно-мифологическая система якутов строится вокруг одного ключевого понятия - категории айыы. Понятие айыы у якутов было связано с самой жизнью человека, вследствие этого человек, совершающий добро, приобретал качество божеств айыы. Культ творящих божеств айыы занимал в жизни якутского рода и племени центральное место (культ богини Айыыкыт) и был тесно связан с хозяйственной деятельностью [13, с. 504-505].

Якутский праздник Ысыах, связанный с возрождением природы, с устройством космического и солнечного порядка, в своем оформлении воспроизводит устройство Вселенной. Эти древние верования и архаичные культы неоднородны по своему историчесому происхождению и времени возникновения. Трудность же их выявления в обрядовости Ысыаха обусловливается тем, что последняя имела сложную структуру: молением Небу и небесным божествам Айыы, культом Коня, обрядами умилостивления духа Огня, хозяйки Земли, духов местности, дузов - покровителей [14, с. 43-44].

Якутское правило предписывает приносить в жертву духам неба копытный, а духа нижнего мира - рогатый скот, т.к. копытные животные - «самцы», а рогатые - «самки» [15, с. 71; 16, с. 161]. Такое противопоставление рогатого и копытного скота не совсем понятно, потому что рогатый скот, по европейским понятиям, также имеет копыта. Но для якутов, вероятно, к копытным относятся не все копытные, а только кони, имеющие закрытое копыто. Однако якуты наверняка знали аргали, когда жили в более южных областях. В северных областях с более влажным климатом овцеводство невыгодно [17, с. 71; 18, с. 1346].

По представлениям якутов, все существующее, за исключением вредных для человека животных и растений, получало свое начало от Айыы -носителей высшего добра, и Верховного божества Юрюнг Айыы Тойон. Духи айыы живут на небе и посылают людям богатство, удачу [19, с. 78].

Тексты языка культуры, служившие для передачи мифологической ин-формации,представлены в системе декора различных предметов - ювелирных изделий, женского и мужского традиционного костюма, убранства верхового коня, иначе говоря, представить метафорически закодированную модель мира.

Изучение мировоззрения, духовной культуры и представлений народа саха прошлых веков на основе анализа семантики композиции орнаментального декора, уровня технического мастерства, комплексного подбора и использования ювелирных украшений, взаимосвязи и обусловленности с мифическими представлениями, обрядами, ритуалами, традициями, основанных на мифопоэтическом мировоззрении, подтверждает наличие такого уровня, когда культура воспринималась как философское осмысление всей картины мироздания.

Самыми яркими, многочисленными и разнообразными по материалам и техникам в культуре якутов, имеющие очевидную синкретичность и несущие в себе многозначную символику религиозного сознания, основанную на скотоводческой деятельности, являются произведения декоративно-прикладного искусства, как, например, резьба по дереву, кости, художественная обработка бересты, обработка кожи и меха, художественное шитье и вышивка, плетение из конского волоса, кузнечно-ювелирное дело.

В некоторых преданиях при описании Ысыаха встречаются сюжеты, где наряду с молочно-белым жеребцом упоминается и другое почитаемое животное - бык [20, с. 37-38]. По материалам, собранным Г.В. Ксенофонто-вым, в Вилюйском районе, когда-то якуты своим божеством считали быка -пороза и называли его божеством [21, с. 69]. Сохранилась якутская легенда: когда-то с востока пришел со своим скотом и челядью Улуу Хоро (Великий Хоро). У него был быстроногий и выносливый бык. Улуу Хоро пересек реки Алдан, Амгу, Таатту и остановмлся в местности, который сейчас носит название Борогонцы. Здесь он поставил урасу и хотел созвать Ысыах, но по каким-то причинам ушел с этого места. Переехал на западную сторону реки Лена и остановился там, где сейчас стоит Якутск [22, с. 37-38, 165-173].

В лексике шаманов встречается выражение «огус танаралаах» - «бог-бык». В связи с этим существует такое предание: когда - то два знаменитых шамана в образе своих «ийэ-кыыл» («матерей-зверей») встретились и вступили в борьбу, но не смогли одолеть друг друга, и, барахтаясь, спустились под землю, тогда только с неба послали высшего шамана, который разнял их и вытащил на «солнечный свет». Возможно, в данном сюжете сохранились отголоски древних мифололгических представлений, свойственных жителям Передней Азии о двух быках, олицетворяющих день и ночь, они же и являлись атрибутами бога Грозы [23, с. 38-39, 252].

Якуты-коневоды сохранили систему религиозных представлений, отражавших их хозяйственный цикл. В религиозных верованиях якутов отчетливо прослеживаются архаичные культы, связанные с их главным занятием -скотоводством. Скотоводство, как главная отрасль хозяйства якутов, отразилась в образах добрых Айыы, покровительствующих коневодству и скотоводству. Например, подательница и покровительница рогатого скота Ынах-сыт-хотун живет под восточным небом на земле [24, с. 119]. Определенные культы и обряды в традиционных верованиях якутов символизировали круговорот сил природы и выражали преклонение человека перед их могуществом.

Список литературы:

1. Якутия. Историко-культурный атлас. - М.: Изд-во Феория, 2007. -С. 504.

2. Якутия. Историко-культурный атлас. - М.: Изд-во Феория, 2007. -С. 176.

3. История Якутской АССР. Якутия от 1630-х годов до 1917 г. - Т. 2. -М.: изд-во АН СССР, 1957. - С. 15.

4. Якутия. Историко-культурный атлас. - М.: Изд-во Феория, 2007. -С. 248.

5. Гоголев А.И. Историческая этнография якутов. Учеб пособие. - Я.: 1980. - С. 69.

6. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. - М.: Детская лит-ра, 1989. - С. 10, 12.

7. Вовк О.В. Знаки и символы в истории цивилизаций. - М.: Вече, 2005. -С. 138-139.

8. Энциклопедия для детей. - Т. 7. Искусство. Часть первая. - М., 1997. -С. 67, 65.

9. Энциклопедия для детей. - Т. 7. Искусство. Часть первая. - М., 1997. -С. 90.

10. Вовк О.В. Знаки и символы в истории цивилизаций. - М.: Вече, 2005. - С. 142.

11. Попова Г.С. Триединство в духовной культуре этноса (на примере саха). - СПб.: Астерион, 2010. - С. 98.

12. Попова Г.С. Триединство в духовной культуре этноса (на примере саха). - СПб.: Астерион, 2010. - С. 90-91; Винокурова УА. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации. - Новосибирск, 1992. - 30 с.

13. Якутия. Историко-культурный атлас. - М.: Изд-во Феория, 2007. -С. 504-505.

14. Романова Е.Н. Якутский праздник Ысаых. Истоки и представления. -Новосибирск: ВО «Наука», 1994. - С. 43-44.

15. Йохансен У Орнаментальное искусство якутов. Историко-этногра-фическое исследование. - Якутск: Компания «Дани Алмас», 2008. - С. 71.

16. Ионов В.М. - 1918:161. - В описании В.М. Ионова речь идет о про-товопоставлении «конного скота», которому покровительствует дух-мужчина, и «рогатого скота», покровителем которого является дух-женщина.

17. Йохансен У Орнаментальное искусство якутов. Историко-этногра-фическое исследование. - Якутск: Компания «Дани Алмас», 2008. - С. 71.

18. Миддендорф А.Ф. Путешествие на Север и Восток Сибири в есте-ственноисторическом отношении. В 2-х ч. - Ч. II. - СПб.: тип. Академии наук, 1860-1878. - С. 1346.

19. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в к. XIX - начале ХХ в.в. - Новосибирск: Наука, 1975. - С. 78.

20. Романова Е.Н. Якутский праздник Ысаых. Истоки и представления. -Новосибирск: ВО «Наука», 1994. - С. 37-38.; Ксенофонтов Г.В. Эллэйада // Материалы пл. мифологии и легендарной истории якутов. - Я.: Бичик, 2004. -С. 163.

21. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай сахалар. Очерки по древней истории якутов. - Иркутск, 1930. - С. 69.

22. Романова Е.Н. Якутский праздник Ысаых. Истоки и представления. -Новосибирск: ВО «Наука», 1994. - С. 37-38.; Константинов И.В. Происхождение якутского народа и его культуры // Якутия и ее соседи в древности. -Я.: ЯА СО АН СССР, 1975. - С. 165-173.

23. Романова Е.Н. Якутский праздник Ысаых. Истоки и представления. -Новосибирск: ВО «Наука», 1994. - С.38-39.; Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). - М., 1991. - С. 252.

24. История Якутской АССР. Якутия от 1630-х годов до 1917 г. - Т. 2. -М.: Изд-во АН СССР, 1957. - С. 119.

ЦЕННОСТНАЯ РИЗОМА СОВРЕМЕННОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

© Шакирова Е.Ю.*

Филиал Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил Военно-воздушной академии им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина,

г. Сызрань

В статье анализируются основания современного социокультурного пространства. Полагается, что данные основания потеряли строго структурированную форму, а приняли форму ризомы, при этом автор обосновывает возможность употребления данного понятия по отношению к аксио-сфере современности.

Ключевые слова социокультурное пространство, ценности, социокультурная монада, ризома.

Социокультурное пространство представляет «связку» нескольких понятий, которая позволяет описать современную реальность с различных сторон. На наш взгляд, специфика социокультурного пространства может быть выражена в следующем: социокультурное пространство - это конструированное пространство смысла, в котором отражена специфика социальной организации изучаемого социума. Пространственная парадигма в социокультурном измерении позволяет увидеть культуру и социум как единое целое, «обладающее особой структурой, определенными элементам однородности и одновременно - многомерности» [1, с. 25]. Социокультурное пространство имеет свое метрическое измерение. Ценности, обладающие значимостью и семантически наполняющие смыслом элементы социокуль-

* Доцент кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат философских наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.