Научная статья на тему 'Ситуативные реализации мотива игры в романе Н. Д. Ахшарумова «Концы в воду». Некоторые аспекты функционирования'

Ситуативные реализации мотива игры в романе Н. Д. Ахшарумова «Концы в воду». Некоторые аспекты функционирования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
108
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ ИГРЫ / МОТИВ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТИ / ПЕРСОНАЖНАЯ СИСТЕМА / КОДОВОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ (ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ЯЗЫКОВОГО КОДА) / ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК / ИНТЕРТЕКСТ / СИЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ТЕКСТА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Полковникова Наталья Викторовна

Представленная статья касается довольно узкого аспекта творчества Н.Д. Ахшарумова писателя «второго ряда» XIX в. По жанровому определению это детектив, то есть самим жанром обусловлено то, что мотив игры занимает одно из цен-тральных мест в мотивной организации романа. Статья рассматривает основные ситуативные и словесные реализации ро-мана, с многочисленным привлечением текстового материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ситуативные реализации мотива игры в романе Н. Д. Ахшарумова «Концы в воду». Некоторые аспекты функционирования»

УДК 10.01.01

Н.В. Полковникова

СИТУАТИВНЫЕ РЕАЛИЗАЦИИ МОТИВА ИГРЫ В РОМАНЕ Н.Д. АХШАРУМОВА «КОНЦЫ В ВОДУ». НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

N. V. Polkovnikova

SITUATIONAL REALIZATIONS OF A GAME MOTIVE IN N.D. AKHSHARUMOV'S NOVEL „NO ONE WILL KNOW THE DIFFERENCE". SOME ASPECTS OF

FUNCTIONING

11редставлепнам статья касается довольно узкого аспекта творчества П.Д. Ахшарумова - писателя «второго ряда» XIX в. По жанровому определению что детектив, т.е. самим жанром обусловлено то, что мотив игры занимает одно из централь-пых мест в мотивной организации романа. Статья рассматривает основные ситуативные и словесные реализации романа, с многочисленным привлечением текстового материала.

Мотив игры, мотив предопределенности, персонажная система, кодовое переключение (переключение языкового кода), любовный треугольник, интертекст, сильная позиция текста.

The paper concerns a rather narrow aspect in the creative work by N.D. Akhsharumov - a „second rank" writer of the XIX century. By genre, it is a detective story, i.e. the very genre determines that a game motive takes one of the central places in the motive organization of the novel. The paper considers principal situational and verbal realizations of the novel, with multiple usage of the text material.

A game motive, predestination motive, system of characters, code switching (language code switching), a love-triangle, inter-

text, text strong position.

Существует несколько определений мотива как литературоведческой категории. Мы опираемся на определение Б.¡VI. I аспарова: «...в роли мотива может выступать любой феномен, любое смысловое "пятно" - событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук и т.д.: единственное, что констатирует мотив, - это его репродукция в тексте, так что... он формируется непосредственно в развертывании структуры и через структуру» [3].

Символика игры многогранна. Это образ творения и творчества, жизни, судьбы, мира в целом. Мотив игры в романе, который возникает как лицедейство, исполнение роли, актерство, условно делится на две реализации:

- как некая неизбывная черта в характере героя, природная данность;

- как собственно лицедейство, исполнение роли, актерство (здесь же: интриги, тайные замыслы, т.е. игра как творение своей и чужой жизни).

В рассматриваемом тексте носительницей такого «игрового» начала в характере является главная героиня. Сразу отметим, что в произведениях Н.Д. Ахшарумова, в частности, в указанном романе, такой персонаж всегда центральный, и мотив игры в разных своих вариантах как бы со-

средотачивается в текстовом пространстве такого

героя (это, как правило, женщина). Приведем некоторые примеры, которые проиллюстрируют эту мысль:

1. Рассказчик характеризует внешность героини следующим образом: «красота затаенной страсти», «красота эта с виду скромна и не бросается в глаза никакими эффектами. Перед вами безгрешная дева с не возмущенной еще душой или счастливая мать семейства ... А между тем у этой "мамаши" в сердце огонь неутолимых желаний...» [1, с. 14]. Кстати, это выражение - «затаенная страсть» - появится в описании внешности Жюли еще не раз.

2. Няня о ней же: «И кто только поверит, глядя на этакую, что уже сквозь все прошла!.. Архангелом смотрит! А внутри-то, поди, семь бесов сидит!..» [1, с. 52].

3. Сама Жюли говорит о себе: «... внешность была у меня такая невозмутимая, что сквозь нее ничего не проглядывало наружу. В полном разгаре страсти я смотрела еще такою невинностью, что няня моя, бывало, после свидания только руками всплеснет...», «заставить меня покраснеть -было не так легко, заставить сбиться в ответах, струсить и растеряться - почти невозможно» [Там же].

Мотив игры как собственно актерство, реализация тайных замыслов - организующий мотив на уровне сюжета, персонажной системы, композиции. Так, вся сознательная жизнь Жюли до определенного момента строится как игра: отношения с приемной матерью - череда притворств, действительное и кажущееся в них тесно переплетены: <;<У нее были любовники, кто попало: зубные врачи, парикмахеры, странствующие артисты и безбородые молодые офицеры в долгу. Все это я знала еще ребенком от гувернантки моей, мадемуазель Плюшо, которая была очень добра ко мне и наставляла меня, как я должна себя вести, чтобы maman не была вынуждена предо мною краснеть» | ], с. 51]. Любовники матери последовательно становятся любовниками Жюли (сама Жюли иронически вспоминает об этом: «После учителя музыки у нас был мозольный оператор, а после оператора - магнитезер, который лечил от всяких болезней тем, что водил руками по телу»; «Два года мы таким образом играли в прятки с maman, и я до сих пор удивляюсь, как она ничего не заметила» [1,С. 52]).

Рассматриваемый мотив в различных ситуативных и смысловых вариантах является организующим для системы персонажей. Попробуем обозначить «игровые» связи между персонажами с помощью схемы (словесное перечисление и объяснение представляется нам слишком громоздким), в которой знак двусторонней стрелки означает, что отношения героев взаимно строятся по игровому принципу, а знак односторонней стрелки символизирует направленность на объект интриги, зрителя, для которого, прежде всего, исполняется роль (см. рис. 1).

Рис. 1. «Игровые» связи между персонажами

Нетрудно заметить, что и объектом, и субъектом таких воздействий, как правило, оказывается Жюли - центральный персонаж романа, вокруг которого как бы сосредоточились важнейшие мотивы: мотив игры, мотив предопределенности, мотив невозможности счастья, мотив случайного семейства, мотив искушения.

Приведем некоторые примеры, чтобы проиллюстрировать, каким образом реализуется мотив игры в отношениях между героями.

Жюли и Штевич. Фактически этот брак для Жюли это способ купить относительную свободу и скрыть прошлое, для Штевича - выгодная партия, он получает в жены женщину, которая в другой ситуации никогда не стала бы его женой. До замужества «игра» Жюли носила стихийный характер, она вызвана чувственностью, после замужества - это четко просчитанные рациональные шаги. По игровому принципу строит Жюли отношения с тем обществом, в котором вынуждена вращаться после замужества - у женщин пытается вызвать жалость; у мужчин - восхищение: «Мало-помалу на месте старой свиты вокруг меня сформировалась новая... Я, разумеется, не обманывала себя насчет их целей и знала, что в той игре, которую мне предстоит с ними вести, весь раек на моей стороне...» [1, с. 62].

Жюли и Поль. Отношения, в которых до самого конца игра сменяется игрою. Сначала - это выстроенная стратегия Жюли, призванная сделать ее единственно любимой и желанной для Поля женщиной, и не просто женщиной, а женой. Потом - планирование убийства, которое так же сопровождается разыгрыванием ролей - «помощница», «заботливый муж». Отношения с будущим мужем - это главная «партия» Жюли. Поль - сам игрок (поэтому эти герои как бы «притягиваются», их встреча предопределена), и тем сложнее выстроить интригу для Жюли: «Тут нужен лед, надо рассчитывать каждый шаг, и надо быть камнем, чтобы выдержать свою роль до конца...» [1, с. 83]. Эта «игра» становится настоящим сражением, неслучайно, сам Поль не раз в тексте романа уподобляется добыче, жертве, а Жюли - охотнику. Последовательно весь описанный отрезок жизни Жюли - это исполнение различных ролей: соблазнительница, жена, неприступная женщина, друг и советчик. И лишь одно воплощение (уже действительное), которым она дорожила, - роль матери, судьба отбирает у нее.

Жюли и Ольга. Отношения «жертва - палач» (Жюли - буквально убийца Ольги) подменяются отношениями «жертва - помощник». Жюли искусно играет роль участливой подруги, отметим

игран, навязанную роль в переписке с Полем. Чсрезов и Ольга. ( Игра в любовь» в юности.

та юте я Поль и Жюли. В этом аспекте очень интересны наблюдения над номинациями героев, которые можно рассматривать и как приемы авторской игры с читателем. Лишь у Поля и Жюли (Петр и Юлия)

ряд: Юлия-Юшка-Жюли — Юлия Николаевна - баронесса Фогель • Марья IЕвстафьевпа - Marie - г. г. Штевич - Софья Черезова - IO.LIJ.

В .

судьбы (рок, жребий). Необходимость обращения к тому мотиву не нуждается в подробном объяснении: «Судь-

беда, судьба), и в этом

бы то ни было «Игральные

Поля и Жюли мотив «игра судьбы» - это

его как та-

что этот мо-сослужить мне другую службу... И он сослужил» [4, с. 87]. И так не раз Жюли подчеркивает, что не она сам что убийцей ее сделала сама судьба: напрасной борьбой, я опустила руки;

на грудь» [4, с. 88]. Мысль о

в тексте и

по мере его развертывания как бы

УДК 800

Н. П. Павлова

ИНТУИТИВНОЕ ПИСЬМО ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ

N.P. Pavlova

PRESCHOOL CHILDREN'S INTUITIVE WRITING

2/2009

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.