Научная статья на тему 'Системы телеметрии для мониторинга и навигации автотранспорта'

Системы телеметрии для мониторинга и навигации автотранспорта Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1295
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПУТНИКОВАЯ НАВИГАЦИЯ / ТЕЛЕМЕТРИЯ / GSM-СВЯЗЬ / КОНТРОЛЬ ПЕРЕВОЗОК / SATELLITE NAVIGATION / TELEMETRY / GSM-COMMUNICATIONS / CARGO CONTROL

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Ларкин Е. В., Панарин М. В., Горюнкова А. А., Семин И. В.

Рассматриваются преимущества и принципы работы системы телеметрии для мониторинга и навигации автотранспорта «Ssoft-Навигация», которая является современным инструментом контроля и оптимизации трафика передвижения транспорта, а также средством обеспечения безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Ларкин Е. В., Панарин М. В., Горюнкова А. А., Семин И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Telemetry system for monitoring and car navigation

The advantages and principles of telemetry systems for monitoring and vehicle navigation «Ssoft-Navigation», which is a modern tool to monitor and optimize traffic movement of transport and means of ensuring safety are discussed.

Текст научной работы на тему «Системы телеметрии для мониторинга и навигации автотранспорта»

УДК 004.7

Е.В. Ларкин, д-р техн. наук, проф., (4872) 35-02-95, elarkin@mail.ru,

М.В. Панарин, асп., (4872) 36-70-13,

А.А. Горюнкова, канд. техн. наук, доц., (4872)35-37-60, anna zuykova@rambler.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

И.В. Семин, (4872) 36-70-13, ssoft@tula.net (Россия, Тула, ООО «СервисСофт»)

СИСТЕМЫ ТЕЛЕМЕТРИИ ДЛЯ МОНИТОРИНГА И НАВИГАЦИИ АВТОТРАНСПОРТА

Рассматриваются преимущества и принципы работы системы телеметрии для мониторинга и навигации автотранспорта «Ssoft-Навигация», которая является современным инструментом контроля и оптимизации трафика передвижения транспорта, а также средством обеспечения безопасности.

Ключевые слова: спутниковая навигация, телеметрия, GSM-связь, контроль перевозок.

В коммерческих и государственных организациях, где используется большое количество подвижного грузового, пассажирского и легкового транспорта, становится все более актуальной задача по контролю и управлению удаленными объектами. В последнее время спрос на внедрение систем телеметрии на основе GSM уверенно растет, это связано с низкими затратами на внедрение и высокой эффективностью их работы. В связи с этим группой специалистов ООО «СервисСофт», Тульского государственного университета и ОАО «Тулаоблгаз» разработана система телеметрии «Ssoft-Навигация» для мониторинга и навигации автотранспорта.

Система «Ssoft-Навигация» является современным инструментом контроля и оптимизации трафика передвижения транспорта, а также средством обеспечения безопасности, объединяя в себе технологии определения местоположения, современные системы беспроводной связи и средства обработки и визуализации информации на электронной карте компьютера диспетчера. Система находит широкое применение в различных сферах бизнеса и государственной деятельности, поскольку при контроле перевозок грузов в пределах города, региона, страны позволяет сократить сроки доставки грузов до заказчика, повысить эффективность использования транспортных средств, сократить издержки за счет оптимизации маршрута движения и предотвращения несанкционированного использования транспортного средства.

Автоматизированная система диспетчеризации муниципального/частного городского и междугородного пассажирского транспорта позволяет решать задачи оптимизации количества транспортных средств на

маршруте, контролировать график движения, время и места остановок, выдавать рекомендации водителю и диспетчеру по параметрам движения. Система позволит создать единую городскую информационную сеть мониторинга муниципального/частного пассажирского транспорта, в том числе обеспечить контроль передвижения спецавтотранспорта, занятого на перевозках ценных и опасных грузов. Система позволяет контролировать транспортное средство на любом участке маршрута, своевременно оповещать дежурных/диспетчеров о чрезвычайных происшествиях на маршруте, контролировать вскрытие дверей хранилища ценностей, получать аудио- и видеоданные о происходящем внутри и вокруг автомобиля, направлять силы реагирования с предоставлением полной картины происшествия.

Система контроля перевозок нефтепродуктов предназначена для построения надежного решения для логистического сопровождения доставки топлива на нефтехранилища и АЗС. Система совмещает функции контроля, диспетчеризации и охраны, мониторинг большого количества параметров транспортного средства при помощи датчиков, контроль и учет на этапах залива и слива в цистерны.

Полностью автоматизированная система диспетчеризации службы городского такси позволяет автоматически определять местоположение ближайшего автомобиля к месту вызова, проводить расчет оптимального маршрута движения, расстояния и времени в пути. В систему интегрированы модули формирования отчетности за период по транспортному средству, позволяющие легко вести учет вызовов, поездок, затрат на ГСМ и т.д. Охранные функции системы представляют собой комплекс решений аппаратного и программного комплекса, обеспечивающий сохранность транспортного средства и своевременное реагирование в случае разбойного нападения. Уникальные алгоритмы реагирования на внештатные ситуации эффективно решают задачи охраны жизни и собственности автовладельца. Развернутые функции системы позволяют контролировать салон автомобиля при помощи скрытно установленных микрофонов и цифровых камер. Совместимость со штатными автомобильными охранными системами позволяет обеспечить двойной уровень надежности.

Система «Ssoft-Навигация» предназначена для мониторинга

и навигации транспорта и грузов, определения отклонений от заданных маршрутов и графиков их передвижения. В состав комплекса входит бортовое устройство и комплекс программных средств обработки данных и подготовки отчетов.

«Ssoft-Навигация» обеспечивает сбор и хранение информации о местоположении и состоянии транспорта, грузов и других мобильных объектов с помощью GPS и передачу ее с заданной периодичностью с помо-

щью GPRS-соединения через Интернет на диспетчерский пункт. Вся информация, отображенная на электронных картах (города, области или страны) компьютера диспетчера, поступает в программу диспетчерского пункта со всех устройств контроля, которые встроены в автомобиль, а также планы рейсов накапливаются в базе данных и затем архивируются. Архивация производится сервером автоматически в нерабочее время (например, в полночь). В архиве сохраняются все параметры фактического передвижения автомобиля и все параметры плана. Данные, сохраненные в архиве, могут быть использованы для статистического анализа рейсов и исполнения плана. Существует возможность проведения анализа работы одной автомашины или группы машин, а также всего объема рейсов одновременно. Анализируются такие параметры как пробег, время в пути, число остановок, число опозданий, количество обслуженных клиентов, средняя скорость, время нахождения у клиентов и т.д.[1].

Аппаратно-программный комплекс «Ssoft-Навигация» позволяет анализировать расчетные и фактические значения, а также разницу между планом и фактом движения автотранспорта. Программа поддерживает несколько рабочих мест операторов диспетчерского пункта и предназначена для работы с большим количеством автомобилей [2].

На рис. 1 изображен пример, отображающий движение автомобиля на карте города.

Рис. 1. Пример, отображающий движение автомобиля на карте города

На данном примере карты города изображен макет автомобиля, движение которого фиксируется диспетчером.

На рис. 2 изображено основное окно программы.

Указанное окно программы, в котором диспетчер контролирует движение объектов, отображает макет карты города. Область, выделенная красным цветом, - это одна из заданных зон, которую в зависимости от за-

дания, объекты не должны покидать, либо должны посетить за определенный промежуток времени.

Рис. 2. Основное окно программы

На рис. 3 показано окно просмотра маршрута, в котором диспетчер может просмотреть маршрут движения объекта за какой-либо промежуток времени, например, за время последнего выезда.

' «> С * СУ+: " .тгі'Л-1 раж:~|Я>иі-1Д»иЬ -|чіс>і ал -гилл» | 3 «ЗЕЙІ

Рис. 3. Окно просмотра маршрута

Преимущество этой разработки в том, что руководитель предприятия какой-либо отрасли всегда будет в курсе маршрутов и местонахождения автотранспорта, что улучшает качество работы водителя, так как он находится под постоянным контролем диспетчера. Диспетчер задает маршрут движения автомобиля, а программой автоматически отслеживается

прохождение точек данного маршрута, что позволяет в любой момент времени знать, какое задание, кем и как выполняется. Установленная в салоне тревожная кнопка позволяет водителю без труда связывается с диспетчерским пунктом при возникновении любых нештатных ситуаций.

Список литературы

3. Инновационные системы контроля и управления промышленными объектами с использованием спутниковых и мобильных средств связи/ М.В. Панарин [и др.] // Тез. докл. Междунар. науч.-практ. симпозиума / Под общ. ред. В.П. Мешалкина. / ТулГУ. 2009. С. 87-89.

4. Системы спутникового мониторинга и навигации автотранспорта/ М.В. Панарин [и др.] Тез. докл. Междунар. науч -практ. симпозиума / Под общ. ред. В.П. Мешалкина. - М.; Изд-во ТулГУ, 2009. С. 93-97.

E. Larkin, M. Panarin, A. Gorjunkova, I. Semin

Telemetry system for monitoring and car navigation

The advantages and principles of telemetry systems for monitoring and vehicle navigation «Ssoft-Navigation», which is a modern tool to monitor and optimize traffic movement of transport and means of ensuring safety are discussed.

Key words: satellite navigation, telemetry, GSM-communications, cargo control.

Получено 02.11.10

УДК 004.7

Е.В. Ларкин, д-р техн. наук, проф., (4872) 35-02-95, elarkin@mail.ru,

М.В. Панарин, асп., (4872) 36-70-13 (Россия, Тула, ТулГУ),

И.В. Семин, (4872) 36-70-13, ssoft@tula.net (Россия, Тула, ООО «СервисСофт»)

ИНФОРМАЦИОННО-ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ И УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНО РАСПРЕДЕЛЕННЫХ СТАНЦИЙ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ ГАЗОПРОВОДОВ

Рассматриваются назначение, функции и работа информационноизмерительной и управляющей системы территориально распределенных станций катодной защиты газопроводов, а также ее неотъемлемые ее составляющие - блок телеметрии для станции катодной защиты и программное обеспечение Station Dispatcher.

Ключевые слова: телемеханика, электрохимическая защита, система катодной защиты, автоматизированная система.

Проблема защиты газопроводов от коррозии в последнее время приобретает все большее значение. Это связано с тем, что основная часть газопроводов эксплуатируется более 30-50 лет. Применение станций катодной защиты (СКЗ) газопроводов замедляет процесс коррозии металла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.