УДК 611.8
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННОГО СООТНОШЕНИЯ ЛЕВШЕЙ И ПРАВШЕЙ НА ПРИМЕРЕ ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ В ДОУ Г.ТАМБОВА
© Д.А. Маркова, М.О. Проскурякова, А.В. Горбунов
Ключевые слова: леворукость; праворукость; амбидекстрия; дети 6-7 лет; доминантность полушария.
Анализ 42 детей 6-7 лет обнаружил праворукость в 86 % случаев и леворукость в 14 %, что указывает на не-сформированность доминантности полушария.
Неуклонно растет количество детей, имеющих ярко выраженное ведущее правое полушарие (т. е. количество леворуких). Если в начале ХХ в. количество леворуких составляло 5 %, то в настоящее время в среднем по России их количество достигает 15 % [1] . Рост леворуких, вероятно, вызван такими факторами, как отсутствие адекватного обследования, изменение состояния здоровья матери и развития человека в пре- и постна-тальные периоды развития, климатические условия, освоение новых территорий, экология, увеличение количества детей, имеющих минимальные мозговые дисфункции [1].
По данным исследований Института возрастной физиологии РАО, в классе может быть 20-25 % леворуких детей [2]. Альтернатива решения леворукости довольно полярна: одни исследователи считают необходимым переучивать леворуких детей, другие говорят о недопустимости этого [3].
В практике начальной школы у учителей и родителей также имеются противоречивые взгляды по этому вопросу. Решение проблемы леворукости возможно лишь на основе учета психолого-физиологических предпосылок этого явления у детей. То есть всегда нужно учитывать их индивидуальные особенности центральной нервной системы. Переучивать леворуких -значит «ломать» специфические качества психики, что отрицательно влияет на психическое состояние ребенка и на его эмоциональное благополучие и здоровье.
Целью исследования являлось непосредственно простое и наиболее точное эффективное определение количества левшей на примере одной из групп детского сада г. Тамбова. Наше исследование было проведено в муниципальном дошкольном образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего возраста -начальной школе-детском саду № 28 «Золотой петушок», в группе детей подготовительного возраста (6-7 лет).
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
При проведении исследования нами был использован метод микрогрупп (не более пяти человек). Продолжительность одного занятия - 15 мин. Частота проведения составляла 1-2 раза в неделю в течение месяца. Разнообразие методов и включение в работу всех
органов чувств позволяло избежать переутомления детей и достичь максимального эффекта. Мы посещали детей в дневное время с 15.00 до 17.00 ч, после сна и полдника. В исследовании участвовали 42 ребенка, из них 22 девочки и 20 мальчиков. С детьми проводились игровые занятия, беседы, диагностика эмоционального состояния в рисунках и обсуждениях [4-5].
Задания, которые мы давали детям, имели игровой характер. Первой игрой, которую мы провели, была игра «День - ночь». В этой игре определялась ведущая рука. Суть ее заключалась в том, что, когда детям говорят, что сейчас день, они сидят с открытыми глазами, как только наступает ночь (организатор дает детям условный знак - присаживается на стул), дети должны закрыть глаза и скрестить руки на груди. По тому, какую руку они спонтанно положили выше второй, мы сделали вывод, что они пользовались ей рефлекторно, поэтому мы определили эту руку как ведущую.
Далее для определения ведущего глаза мы провели задание «Охотник». Детей просили прицелиться в мишень и вообразить, будто у них в руках лук и стрела. По тому, каким глазом они фокусировали цель, мы определили ведущий глаз у каждого ребенка.
Также мы определили ведущую ногу посредством игры «Ласточка». Мы объяснили детям, как выглядит эта поза и по хлопку просили принять эту позу и задержаться в ней. В это время мы отмечали, какую из ног дети используют, чтобы удержать равновесие, и удавалось ли им это.
Мы делали акцент на дифференцированный подход к ребенку: необходимо учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, качество усвоения им учебного материала, уровень сформированности знаний умений и навыков, развитие психический процессов.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Согласно проведенному исследованию в группе из 42 человек, мы выяснили, что 36 из них - праворукие (86 %), леворукими оказались 6 детей (14 %), амбидек-сторов обнаружено не было.
Нейробиологи предполагают, что локализация какой-либо функции в одном из мозговых полушарий дает возможность другой половине мозга заниматься решением иных задач. По мнению нейробиологов
Джорджио Валортигара (Giorgio VaUotrigara) из Триестского универститеа и Лесли Роджерс (Lesley Rogers) из университета Новой Англии (Австралия), правшей среди людей в 6 раз больше, чем левшей. Возможно, такое соотношение является результатом конформности, порожденной социальным воздействием [4-5].
У правшей образное двигательное полушарие находится справа, а логическое - слева; у левшей - наоборот. Указанная специализация полушарий не носит абсолютного характера, речь идет о преимущественной специализации на том или ином виде деятельности [4].
Есть люди, которые в равной степени могут использовать и правую, и левую руку, их называют амби-декстрами. Заметная часть людей не являются полными, абсолютными правшами или левшами. В возрастной группе 18-30 лет, например, 35 % людей являются полными правшами, 15 % - полными левшами, а 50 % значатся как смешанные типы, среди них до 8 % - чистые амбидекстры [1, 2, 4].
Степень леворукости у человека с возрастом может уменьшаться. Количество левшей в последние годы увеличивается в связи с тем, что прекращаются попытки их переучивать в правшей и приходит понимание нормальности леворукости.
Различного рода особенности, приписываемые левшам, скорее всего, есть результат влияния на них ошибочных представлений о «нормальности правшей и левшей» [1-2].
ВЫВОД
В результате проведенного исследования, опираясь на научные исследования и факты, а также с помощью проведения собственных методик, мы пришли к выводу, что статистически правшей преимущественно больше как на примере научных исследований, так и на проведении нашего исследования. Далее следуют левши, количество их значительно меньшее, чем правшей, но все же не заканчивающее статистику. А вот за левшами от рождения как раз идут переученные левши,
их, как показала теория, не так уж и мало. И менее всего, как мы выяснили, в определенном количестве исследуемых находится амбидекстров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По нашему мнению, преимущественное развитие какого-либо из полушарий по сравнению с другим не означает проблемы, ненормальности или отклонения от нормы. Это лишь аспект, который должен учитываться как при обучении такого человека, так и в дальнейшем его развитии. Анализ 42 детей 6-7 лет обнаружил праворукость в 86 % случаев, леворукость в 14 % и отсутствие амбидексторов, что, вероятно, указывает на не-сформированность доминантности полушария. И эти особенности необходимо учитывать и принимать во внимание.
ЛИТЕРАТУРА
1. Hardyck C., Petrinovich L.F. Left-handedness // Psychological Bulletin. 1977. V. 84. P. 385-404.
2. Мышление и сознание. Мозг, разум и поведение. URL: http://galactic.org.ua/Xomo/m998.htm (дата обращения: 13.04.2011).
3. Семенович А.В. Эти невероятные левши: практическое пособие для психологов и родителей. 3-е изд. М.: Генезис, 2008. 250 с
4. Хорсанд Д.В. Если ребенок левша...: маленькие подсказки для родителей. Москва; Санкт-Петербург, 2006. 49 с.
5. Безруких М.М. Леворукий ребенок. Тетрадь для занятий с детьми: метод. рекомендации. М.: Вентана-Граф, 2001. 64 с.
Поступила в редакцию 19 октября 2012 г.
Markova D.A., Proskuryakova M.A., Gorbunov A.V. DETERMINATION OF QUANTATIVE CORRELATION OF LEFTIES AND RIGHTIES OF PRESCHOOL CHILDREN ON EXAMPLE OF 6-7 YEARS PRESCHOOL CHILDREN IN TAMBOV
Analysis of 42 children at the age of 6-7 years detected right-handedness in 86 percent of cases and left-handedness in 14 percent indicating aborted dominant hemisphere.
Key words: left-handedness; right-handedness; ambidexterity; children of 6-7 years; dominant hemisphere.