Научная статья на тему 'Системы поддержки принятия врачебных решений'

Системы поддержки принятия врачебных решений Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
365
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Лукашевич И. П., Дмитрова Е. Д., Киселева О. А., Мачинская И., Ткачёва Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системы поддержки принятия врачебных решений»

Системы поддержки принятия врачебных решений

Материалы конференции «Информатизация здравоохранения

и социальной сферы в регионах России:

проблемы координации и информационного обмена»

www.idmz.ru 2007, № 4

■■■■

РЧН

И.П.ЛУКАШЕВИЧ,

Е.Д.ДМИТРОВА,

O. А.КИСЕЛЕВА,

P. И.МАЧИНСКАЯ,

Т.В.ТКАЧЁВА,

М.Н.ФИШМАН,

В.М.ШКЛОВСКИЙ,

М.А.ВИТУШКО,

Институт проблем передачи информации РАН им. А.А. Харкевича (ИППИ РАН), г. Москва; Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗ Москвы (ЦПР и Н);

МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца, г. Москва;

Институт возрастной физиологии РАО, г. Москва;

Детская городская больница № 1, г. Тверь Институт коррекционной педагогики РАО, г. Москва;

Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗ Москвы (ЦПР и Н)

СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ ВРАЧЕБНЫХ РЕШЕНИЙ

Компьютерные структурно организованные экспертные и обучающе-диагностические системы могут оказать помощь врачам при практической работе в стационарах и поликлиниках, при обучении в ВУЗах и повышении квалификации специалистов, а также в исследовательских целях. Компьютеризация медицинских учреждений может способствовать распространению компьютерных экспертных и обучающих систем и увеличению числа пользователей.

В работе был использован метод структурной организации медицинской информации, заключающийся в выделении минимального числа ключевых характеристик (структурных единиц), знание которых достаточно для принятия решения. Для этого необходимо выявить основные системы или объекты в рассматриваемой области знаний, описать функции, выполняемые этими системами, и симптомы, которые отмечаются при нарушении функций.

Этот метод был успешно использован при создании компьютерных экспертных и обучающе-диагностических систем.

а) Автоматизированная диагностическая система «ЭЭГ-ЭКСПЕРТ» предназначена для описания и хранения данных визуального анализа электроэнцефалограмм, а также для формирования экспертного описания и заключения о функциональном состоянии мозга.

Система включает в себя три параллельно функционирующие подпрограммы: подпрограмма «Диалог» представляет собой структурно организованную в виде опросника схему описания данных визуального анализа

© И.П.Лукашевич, Е.Д.Дмитрова, О.А.Киселева, Р.И.Мачинская, 2007 г. © Т.В.Ткачёва, М.Н.Фишман, В.М.Шкловский, М.А.Витушко, 2007 г.

■ 1 1 1 1 1 1 ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 99" !!!!!!!!!!!!! ! ! !

Системы поддержки принятия врачебных решений

-ppyiljn ППГЙЙ Материалы конференции «Информатизация здревоохранения

и социальной сферы в регионах России: проблемы координвции и информеционного обмене»

>ЭЭГ. Вся информация сохраняется в памяти в виде архива данных. Подпрограмма «Справка» позволяет получить рекомендации для описания типа, уровня, характера, выраженности отмеченных изменений, а также включает полный атлас ЭЭГ-феноменов. Подпрограмма «Вывод» автоматически формирует и выводит на экран, а затем на печатающее устройство описание ЭЭГ и заключение о функциональном состоянии мозга с учетом возраста в соответствии с отмеченными в диалоге признаками. Заключение содержит информацию об отклонениях электрической активности структур мозга (ЭА), их характере и выраженности, соответствии уровня развития ЭА возрасту (для детей и подростков), а также о снижении порога судорожной готовности при наличии соответствующего паттерна ЭЭГ.

б) Разработана экспертная система для выбора тактики обследования и типа операции при отслойке сетчатки глаза «ОСГ-ЭКСПЕРТ», которая позволяет описать обследование офтальмологического больного и создать банк данных, а также сформировать экспертное заключение в виде рекомендации адекватного вида операции и прогноза лечения. Выбор предстоит сделать из комбинаций 10 видов операций, практикуемых сегодня при отслойке сетчатки глаза. Подпрограмма «Диалог» помогает описать данные обследования. Подпрограмма «Справка» предлагает помощь специалисту в виде описания методов обследования глаза, объяснения симптомов и иллюстраций к ним, характера и выраженности изменений. Подпрограмма «Вывод» автоматически формирует и выводит на экран, а затем на печатающее устройство описание результатов функциональных и лабораторных исследований соответствующих структур глаза и заключение с рекомендацией типа оперативного вмешательства и послеоперационной медикаментозной терапии, а также предполагаемый прогноз.

в) В связи с постоянным ростом объема медицинской информации для повышения уровня диагностики, эффективности обучения специалистов и расширения аудитории пользователей, актуально создание компьютерных обучающе-диагностических систем.

Структурная организация медицинской информации, связанная с нарушением функционального состояния мозга человека, была успешно использована для построения обучающе-диагностических систем по электроэнцефалографии (ЭЭГ); обучающе-диагностической системой для исследования высших психических функций (ВПФ) взрослых; нейропсихологической обучающе-диагностической системы для исследования высших психических функций (ВПФ) детей.

«Обучающе-диагностическая система по электроэнцефалографии» состоит из трех разных частей. Первая часть представляет собой аналог учебника или наглядного пособия и включает в себя области применения ЭЭГ — исследований, методические аспекты регистрации ЭЭГ, природу и феноменологию ЭЭГ. Вторую часть составляет атлас, который содержит все возможные варианты изменений ЭЭГ-феноменов. В третьей части с помощью структурной организации ЭЭГ-информа-ции описана диагностика функционального состояния мозга.

Структура системы и наглядно-справочный материал позволяют использовать ее не только для профессионального обучения, но и для диагностики. Особенности представления информации в виде функциональных блоков обеспечивают возможность сопоставления ЭЭГ-данных с данными современных методов обследования, что способствует проведению более эффективной дифференциальной диагностики.

«Обучающе-диагностические системы» для исследования высших психических функций (ВПФ)» (детей и взрослых отдельно) представляют собой структурно организованное учебное пособие и имеют приложения в виде аль-

■ ■■ юав ! ! ! ! ! ! ! ■ ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Системы поддержки принятия врачебных решений

Материалы конференции «Информатизация здравоохранения

и социальной сферы в регионах России:

проблемы координации и информационного обмена»

www.idmz.ru 2007, № 4

■■■■

РЧН

бомов со стимульным материалом. Особое внимание при этом уделяется нарушениям речевой функции как наиболее социально значимой.

Нейропсихология является одним из ведущих методов исследования при нейрореабилитации больных с различными поражениями головного мозга. Нейропсихологический метод исследования заключается в функциональном анализе когнитивных (высших психических — ВПФ) функций и выявлении состояния мозговых структур, участвующих в их реализации.

Разработанная система включает в себя структурно организованную схему, позволяющую проводить функциональную и топическую диагностику нарушений ВПФ (для детей с уче-

том возраста); стимульный материал с инструкциями; план проведения нейропсихологического обследования; определения; примеры ошибок; образец заключения; литературу.

Экспертные и обучающе-диагностические системы с использованием структурной организации носят инновационный характер и не имеют аналогов. Компьютерные варианты таких систем пользуются большим спросом среди специалистов-практиков. Создание и распространение компьютерных систем способствуют более эффективной работе специалистов и подготовке квалифицированных кадров, особенно на периферии, где практически отсутствуют возможности обучения и повышения квалификации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ващенко Е, Генкин А., Кузнецова О., Стенина И., Переверзев-Орлов В. Технологии медицинских партнерских систем//В кн. Новые информационные технологии в высшем медицинском образовании: Материалы 1-го сем. по пробл. НИТ в медицинском образовании/Ред. М.Г.Крейнес.— М., 1994. — С.7-13.

2. Лукашевич И.П., Мачинская Р.И., Фишман М.Н. Автоматизированная диагностическая система «ЭЭГ-ЭКСПЕРТ»//Медицинская техника. — 1999. — №6. — С.29-34.

3. Лукашевич И.П., Мачинская Р.И., Фишман М.Н. Обучающе-диагностическая система по электроэнцефалографии//Информационные процессы. — 2006. — Т.6. — № 1. — С.37-44.

4. Гришина Е.Г., Лукашевич И.П., Шкловский В.М. Обучающе-диагностическая система для исследования высших психических функций//Информационные процессы. — 2004. — Т.4. — № 1. — С.24-31.

5. Дмитрова Е.Д., Лукашевич И.П., Шкловский В.М. Обучающе-диагностическая система для исследования высших психических функций детей//Практическая психология и логопедия. — 2005. — № 1(12). — С.5-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.