Научная статья на тему 'Системы гарантирования депозитов в банках России и европейского союза'

Системы гарантирования депозитов в банках России и европейского союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1844
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВКЛАД / DEPOSIT / ГАРАНТИРОВАНИЕ / СТРАХОВАНИЕ / INSURANCE / WARRANTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чхутиашвили Л.В.

В статье проанализированы системы гарантирования вкладов в банках России и Европейского Союза. Отмечено, что гарантирование вкладов это система правовых норм и механизмов, направленныхна содействие образованию и мобилизации сбережений с целью защиты банковской системы от финансовых кризисов, а мелких вкладчиков от рисков, которые они не способны оценить и учесть в своих инвестиционных решениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systems of warranting of deposits in banks of Rssia and the European Union

Article is devoted the analysis of systems of warranting of deposits in banks of Russia and the European Union. Warranting of deposits a complex of the state measures, on protection of contributions and providing them warranting return to full volume (or partially) in a case of bankruptcy of credit institution.

Текст научной работы на тему «Системы гарантирования депозитов в банках России и европейского союза»

32 (416) - 2010

Банковские технологии

системы гарантирования депозитов в банках россии и европейского союза

В статье проанализированы системы гарантирования вкладов в банках России и Европейского Союза. Отмечено, что гарантирование вкладов - это система правовых норм и механизмов, направленных на содействие образованию и мобилизации сбережений с целью защиты банковской системы от финансовых кризисов, а мелких вкладчиков - от рисков, которые они не способны оценить и учесть в своих инвестиционных решениях.

Ключевые слова: вклад, гарантирование, страхование.

Банковская система в большей мере, чем экономика в целом, подвержена кризисным явлениям, которые могут затрагивать не только финансово неустойчивые банки, но и клиентов, имеющих тесные взаимоотношения с этими банками.

Существенный урон стабильной работе кредитных организаций наносит изъятие вкладов физическими лицами. Этот процесс может приобрести стихийный характер и охватить большое число банков, вызвать остановку расчетных операций, заморозить предоставление кредитов, необходимых для нормального функционирования предприятий, привести к спаду экономической активности. Затраты, связанные с восстановлением платежеспособности, несоизмеримы с потерей доверия к кредитным институтам со стороны частных вкладчиков. Вот почему сегодня актуален вопрос гарантирования депозитов населения и юридических лиц со стороны государства.

Важным шагом в этом направлении стало принятие Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее — Закон

Л. В. ЧХУТИАШВИЛИ, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики

Е-mail: lela@email.ru Московская государственная юридическая академия им. О. Е. Кутафина

№ 177-ФЗ). Основными целями Закона № 177-ФЗ являются:

1) защита прав и законных интересов вкладчиков банка;

2) укрепление доверия к кредитным организациям со стороны физических лиц;

3) стимулирование привлечения сбережений населения в банковский сектор Российской Федерации.

В соответствии с Законом № 177-ФЗ система страхования вкладов в России — государственная и обязательная. Страхование депозитов осуществляет государственная корпорация — Агентство по страхованию вкладов. На него возложена выплата компенсации вкладчикам обанкротившихся банков.

Система страхования вкладов позволяет избежать внезапного и массового изъятия вкладов в случае неблагоприятной экономической конъюнктуры или банкротства, сохранить доверие частных вкладчиков к коммерческим банкам.

система страхования вкладов — комплекс мер, направленных на защиту вкладов и обеспечивающих их гарантированный возврат в полном объеме (или частично) в случае банкротства кредитного учреждения.

Уточним содержание понятий.

Вклад — денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в банке на территории Российской Федерации на основании договора банковского вклада или договора банковского счета, включая капитализированные (причисленные) проценты на сумму вклада.

Страхование — отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых этими лицами страховых взносов (страховых премий).

Гарантирование вкладов — система правовых норм и механизмов, направленных на содействие образованию и мобилизации сбережений с целью защиты банковской системы от финансовых кризисов, а мелких вкладчиков — от рисков, которые они не способны оценить и учесть в своих инвестиционных решениях.

Система гарантирования означает, что в случае возникновения банковского кризиса все убытки возмещаются за счет средств фондов, специально создаваемых для этих целей. Эта система может отличаться полнотой охвата депозитов (депозиты физических и юридических лиц, межбанковские депозиты, депозиты в иностранной валюте местных и иностранных банков и пр.), характером и лимитами возмещения.

В Российской Федерации принят термин «страхование вкладов». Страхование позволяет:

— поддерживать доверие частных вкладчиков к банковской системе;

— создавать механизмы предотвращения кризиса ликвидности банковской системы или отдельных кредитных организаций;

— разграничивать компетенцию и ответственность сторон — коммерческих банков и частных вкладчиков;

— стимулировать привлечение денежных средств на долгосрочной основе, расширять инвестиционные возможности кредитных организаций;

— формировать равные условия для коммерческих организаций и банков с участием государства на рынке розничных финансовых услуг;

— в определенных случаях самостоятельно выполнять некоторые банковские операции;

— участвовать в совете банка, банковских ассоциациях.

Участниками системы страхования в РФ являются:

— Агентство по страхованию вкладов — страховщик;

— банки, внесенные в реестр, — страхователи;

— вкладчики-выгодоприобретатели;

— Банк России.

Участие коммерческих банков в системе страхования вкладов наряду с обязательностью

предполагает наличие разрешения Банка России. Доступ к системе получает банк, удовлетворяющий требованиям к участию в системе страхования вкладов при выполнении одновременно следующих условий:

1) его учет и отчетность Банк России признает достоверными;

2) банк выполняет обязательные нормативы, установленные Банком России;

3) финансовая устойчивость банка признается Банком России достаточной;

4) к банку не применены Банком России меры воздействия, а также нет оснований для их применения по итогам тематической проверки на предмет соответствия требованиям вхождения в систему страхования вкладов.

Условием участия российских коммерческих банков, привлекающих вклады граждан, в системе страхования депозитов является финансовая устойчивость этих банков.

Финансовую основу системы страхования вкладов составляет Фонд обязательного страхования. Он формируется за счет взносов страхователей; пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов; денежных средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требований Агентства по страхованию вкладов (АСВ), приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам; доходов от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда; первоначального имущественного взноса, полученного путем передачи АСВ по реструктуризации кредитных организаций 2 млрд руб., и других доходов.

На ежеквартальной основе банки — участники системы страхования вкладов уплачивают страховые взносы, ставка которых не может превышать 0,15 % расчетной базы (балансовых остатков на счетах по учету вкладов) за последний расчетный период.

Страховые взносы едины для всех банков и подлежат уплате со дня внесения банка в реестр банков и до дня отзыва (аннулирования) лицензии Банка России или до дня исключения банка из реестра банков.

Размер возмещения по вкладам рассчитывают исходя из размера остатка денежных средств по вкладу (вкладам) вкладчика в банке на конец дня наступления страхового случая.

Страховой случай наступает:

1) при отзыве у банка лицензии на осуществление банковских операций;

2) при введении Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

Страховой случай считается наступившим со дня вступления в силу акта Банка России об отзыве лицензии либо акта о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов.

Порядок выплаты возмещения по вкладам предусматривает, что АСВ в течение семи дней направляет в банк, в отношении которого наступил страховой случай, реестр обязательств банка перед вкладчиками, а также информацию для опубликования в «Вестнике Банка России» и печатном органе по месторасположению этого банка о месте, времени, форме и порядке приема заявлений вкладчиков о выплате возмещения по вкладам. В течение месяца со дня получения из банка реестра обязательств банка перед вкладчиками АСВ направляет соответствующее сообщение вкладчикам банка, в отношении которого наступил страховой случай.

Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке, суммарный размер обязательств которого по этим вкладам перед вкладчиком превышает 700 тыс. руб., то возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально его размеру.

Возврат вкладов физических лиц в части сумм, превышающих объем возмещения по вкладам, определенного Законом № 177-ФЗ, в кредитных организациях, в капитале которых участвует Банк России до 01.01.2007, обеспечивается субсидиарной ответственностью Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством.

Федеральным законом определена широта охвата объекта защиты. Не подлежат страхованию денежные средства:

1) размещенные на банковских счетах физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если эти счета открыты в связи с указанной деятельностью;

2) размещенные физическими лицами в банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой на предъявителя;

3) средства, переданные физическими лицами банкам в доверительное управление;

4) размещенные во вклады в находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалах банков Российской Федерации.

Решения о создании систем страхования депозитов многие страны принимали в периоды кризисов банковских систем. В механизмах их

функционирования можно выделить ряд общих черт. В зависимости от задач, которые ставятся перед подобными системами, выделяют три разновидности их устройства:

1) системы, действующие в соответствии с нормами страховой деятельности;

2) системы, обладающие большой гибкостью в наборе мер по оздоровлению банка;

3) смешанная система, включающая элементы двух вышеназванных.

В первом случае при банкротстве банка вкладчик получает из специального фонда определенную сумму денежных средств в пределах страхового покрытия. Во втором случае потери вкладчику не возмещаются, но применяются меры по оздоровлению банка. В пределах страхового возмещения могут компенсироваться только определенные суммы клиентских вкладов.

Система страхования депозитов не лишена недостатков. Она не исключает обострения рисков банковской деятельности. Источником уплаты страховых премий является прибыль, что стимулирует менеджмент коммерческих банков проводить высокорисковые операции с целью возмещения понесенных затрат. В результате снижается уровень надежности банка.

Объем страховых платежей зачастую зависит от степени риска кредитной организации, объема депозитов, покрываемых системой страхования. Крупные банки формируют значительно большую часть страхового фонда, а малые банки могут проводить необоснованную с точки зрения риска политику.

Страны, создавшие системы депозитного страхования, в основном придерживаются следующей схемы ее организации:

1) создается необходимая законодательная база — разрабатывается закон о страховании или гарантировании банковских депозитов (вкладов);

2) устанавливается преимущественно обязательное участие для всех банков;

3) в развитых странах страхованию подлежат вклады физических и юридических лиц, в развивающих странах — вклады физических лиц;

4) создается государственная (независимая корпорация либо орган при центральном банке или при министерстве финансов) или смешанная организация (в рамках банковских союзов и государства);

5) предусматривается активное участие государства с установлением лимитированной государственной гарантии;

6) предусматривается финансирование системы защиты вкладов за счет совокупных средств государства и самих коммерческих банков;

7) устанавливается предел покрытия застрахованных выплат из расчета на одного вкладчика или на один вклад;

8) фиксированные стайки ежеквартальных взносов определяются в процентах от общей суммы банковских вкладов. Базой для расчета отчислений в страховые фонды являются остатки на счетах привлеченных вкладов;

9) в развитых странах даются широкие полномочия системе депозитного страхования с целью стабилизации банковской системы. В развивающихся странах и странах переходного периода, где изначально государство оказывает существенное воздействие на внутренние экономические процессы и где пока отсутствуют соответствующие институциональные, структурные и другие макроэкономические условия, полномочия системы ограничены.

Директива Европейского Сообщества «О системах гарантирования депозитов» (94/19/ЕС) (далее — директива) унифицирует отдельные ключевые аспекты систем гарантирования депозитов стран-участниц. Тем не менее этот докумет оставляет также и значительную свободу выбора на национальном уровне. У стран-участниц есть возможность предложить более амбициозное страхование депозитов, чем это требуется в соответствии с директивой. И вопросы, связанные с организацией систем гарантирования депозитов, почти полностью оставлены в ведении стран-участниц. Конечно, при условии достижения обозначенных в директиве целей.

Помимо тех положений систем гарантирования депозитов, которые уже приведены в соответствие благодаря директиве, возможным было бы обсуждение некоторых ключевых аспектов систем гарантирования депозитов через призму жизнеспособности упомянутых систем. Представляется интересным рассмотреть разнообразие систем гарантирования в России и в странах, входящих в Европейское экономическое пространство (ЕЭП).

Директиву ЕС также применяют и страны Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), такие как Исландия, Лихтенштейн и Норвегия. Это продиктовано условиями их соглашения о ЕЭП с Европейским Союзом.

минимальное гарантирование депозитов в ЕС. Одной из ключевых характеристик директивы является то, что ею устанавливается минимальный размер гарантирования депозитов в странах-

участницах. Можно выделить три переменных параметра, определяющих рамки минимальной гарантии депозитов:

— минимальная величина гарантии в размере 20 тыс. евро на каждого владельца депозита. Причем указанное значение подлежит пересмотру по истечении определенного времени (ст. 7.1 и 7.5 директивы);

— минимальный уровень гарантирования в размере 90 % (ст. 7.4) — по усмотрению регулирующих органов на национальном уровне;

— минимальный круг владельцев депозитов, средства которых подлежат гарантированию. В приложении I упомянутой директивы содержится перечень возможных категорий владельцев депозитов, которые могут быть освобождены от гарантии (ст. 7.2).

У стран-участниц есть возможность предложить гражданам более благоприятные условия гарантирования депозитов. Они вправе установить значение гарантии, превышающее утвержденную величину в 20 тыс. евро, и/или предложить уровень гарантирования, превосходящий ограничение в 90 % (например полное возмещение сумм вкладов). Фактически применяемые в странах ЕЭП значения величины гарантии и уровня гарантирования приведены в табл. 1. В большинстве государств ЕЭП применяется минимальный уровень гарантирования, принятый в ЕС, либо значения, близкие к указанному уровню.

Что же касается объема компенсации, то можно отметить, что системы гарантирования в большинстве стран ЕЭП обеспечивают полную гарантию вплоть до величины национального предельного уровня гарантирования депозитов.

Государства, входящие в ЕЭП, также вправе предлагать гарантирование депозитов более широкому кругу владельцев депозитов, чем это предусмотрено директивой. В приложении 1 представлен обзор применения странами ЕЭП допустимых исключений из директивы.

трансграничные вопросы. Согласно директиве, в случае создания кредитных учреждений стран-участниц за рубежом к ним применяется дифференцированный подход — в зависимости от правового статуса.

На филиалы кредитных учреждений стран-участниц, создаваемые в других странах-участницах, распространяется действие того же механизма гарантирования депозитов, который применим и по отношению к их «материнским» кредитным учреждениям (ст. 4.1 директивы). Причина, по которой

Таблица 1

Величина гарантии по депозитам в странах ЕЭП, уровень гарантирования и существование двусторонних соглашений между системами гарантирования депозитов

Страна Величина Уровень Двустороннее

гарантии, тыс. евро гарантирования соглашение

Австрия 20 — на владельца депозита Для юридических лиц уровень покрытия — вплоть до 90 % Нет

Бельгия 20 — на владельца депозита Полностью Нет

Великобритания 22. — на владельца депозита Покрытие 90 % от общего объ- Соглашение

(подлежит пересмотру) ема депозитов с Ирландией

Германия 20 — в рамках государственного механизма. Существует система добровольной добавочной частной гарантии, величина которой ограничена для частных банков значением 30 % от объема привлеченных депозитов. В государственных банках установлено полное гарантирование депозитов 90 % от величины вклада для частных банков, в ином случае полное покрытие Нет

Греция 20 — на владельца депозита Полностью Нет

Дания 40 — на владельцев депозитов после вычета обязательств Полностью Соглашение со Швецией

Ирландия 20 — на владельца депозита Покрытие 90 % от общего объема депозитов Соглашение с Великобританией

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исландия 23 — на владельца депозита Полностью Нет

Испания 20 — на депозит Полностью Нет

Италия 103 — на владельца депозита Полностью Нет

Лихтенштейн 20 — на владельца депозита Полностью Нет

Люксембург 20 — на владельца депозита Покрытие 90 % от общего объема депозитов Соглашение со Швецией

Нидерланды 20 — на владельца депозита Полностью Нет

Норвегия 235 — на владельца депозита Полностью Нет

Португалия 25 — на депозит Полностью Нет

Финляндия 20 — на владельца депозита на банк Полностью Нет

Франция 70 — на владельца депозита Полностью Нет

Швеция 28 — на депозит Полностью Соглашение с Данией и Люксембургом

филиалы кредитных учреждений отнесены в сферу ответственности систем гарантирования депозитов их собственных стран, состоит в том, что филиал не считается самостоятельным юридическим лицом, а является частью своего «материнского» кредитного учреждения. Напротив, к «дочерним» кредитным учреждениям стран-участниц, создаваемым в других странах-участницах, применимо действие системы гарантирования депозитов принимающей страны. Это обстоятельство связано с тем, что «дочерние» кредитные учреждения считаются самостоятельными юридическими лицами.

Может сложиться такая ситуация, когда уровень гарантирования депозитов конкретного филиала будет ниже аналогичного уровня гарантирования, принятого в принимающей стране (ст. 4.2). Для целей учета такого различия филиалам кредитных учреждений, созданных в стране-участнице, где принят уровень гарантирования, превосходящий минимальный, директивой пре-

дусмотрена возможность привести их уровень гарантирования депозитов в соответствие с аналогичным уровнем принимающей страны. Такая дополнительная гарантия обычно называется «добавочная». В директиве указывается, что дополнительная гарантия должна предлагаться в рамках системы гарантирования депозитов принимающей страны-участницы. На практике же соглашения о «добавочном» гарантировании были заключены с филиалами кредитных учреждений других стран-участниц только системами гарантирования депозитов Дании и Великобритании. Двусторонние соглашения между системами стран-участниц, которые, с одной стороны, в соответствии с приложением II директивы, являются необходимой базой для соглашений о «добавочном» гарантировании, а с другой стороны — могут также заключаться и по иным соображениям, пока достаточно редки.

Финансирование и капитализация. В тексте директивы не содержится каких-либо отдельных

положений о приведении в соответствие организации систем гарантирования депозитов в ЕС. Вопрос организации функционирования национальных систем гарантирования депозитов решается на национальном уровне при условии, что в рамках деятельности упомянутых систем возможно решение общих задач, указанных в директиве.

В тексте директивы нет каких-либо специальных требований в отношении методологии капитализации (на базе авансового финансирования, финансирования по факту, либо сочетания обоих указанных методов). Там имеется лишь указание на то, что рассматриваемые системы должны обеспечить выплату гарантированной суммы владельцам депозитов в установленные для этого сроки.

В рамках ЕЭП функционируют системы всех трех типов: авансового финансирования, финансирования по факту, а также системы, представляющие собой комбинацию двух предыдущих.

Согласно требованиям директивы система не может опираться на гарантию, которую кредитному учреждению предоставляет либо само государство-участник, либо какие-либо его местные или региональные органы власти (ст. 3.1), в частности

центральный банк и правительство. Если не кредитные организации, а именно государство берет на себя исключительное обязательство произвести выплаты владельцам депозитов в случае банкротства, возможен конфликт с требованиями директивы. Подобная ситуация также предполагала бы, что область ответственности системы гарантирования депозитов накладывалась на сферы ответственности других участников системы обеспечения финансовой безопасности страны.

Практика ЕЭП в том, что касается «вовлечения государства» в финансирование систем гарантирования депозитов, представлена в табл. 2.

Взносы, связанные со страхованием депозитов, на пространстве ЕЭП бывают двух видов. Их величина либо рассчитывается на основе фиксированной ставки, устанавливаемой вне зависимости от размера существующего фонда, либо приводится в соответствие с целевым объемом фонда. Целевой объем фонда часто определяется путем установления целевого значения пропорции резервирования на гарантированное обязательство. В дополнение к этому с целью учета рыночной концентрации иногда применяется и оценка в первом приближении.

Таблица 2

Взаимоотношения и точка активации системы гарантирования депозитов в странах ЕЭП

Страна Полномочия систем гарантирования по осуществлению контроля Права по осуществлению предликвидационного вмешательства

Австрия Система гарантирования имеет право осуществлять контроль над финансовыми учреждениями Система не обладает какими-либо инструментами по ускорению процедуры банкротства. С согласия его участников система может осуществлять вмешательство в случае угрозы банкротства, действуя при этом в рамках закона о банкротстве

Бельгия Система гарантирования не имеет права осуществлять контроль над его участниками Превентивное вмешательство со стороны фонда возможно при наличии у него необходимых ресурсов. Это может произойти, главным образом, для предотвращения банкротства путем передачи учреждения другому финансовому учреждению

Великобритания Система не обладает никакими полномочиями по осуществлению контроля над его участниками Система не имеет права осуществлять вмешательство в деятельность финансового учреждения до момента его ликвидации

Германия По закону компенсационные системы могут проводить аудит банков-участников для оценки рисков по выплате компенсации Право на осуществление предликвидационного вмешательства существует в отношении сберегательных и кооперативных банков. Система Германской банковской ассоциации имеет право вмешаться в деятельность проблемного учреждения до его ликвидации

Греция Система не имеет полномочий по осуществлению контроля над его участниками Система гарантирования депозитов Греции не может осуществлять вмешательство с целью поддержки кредитных организаций либо для ускорения реорганизации или продажи активов

Дания Контроль осуществляется исключительно датскими контролирующими органами Гарантийный фонд имеет право оказать содействие в закрытии учреждения в связи с получением предложений по его поглощению путем вливания средств или предоставления гарантии, покрывающих убытки несвязанных кредиторов учреждения. Все действия должны предприниматься во взаимодействии с датскими контролирующими органами

Ирландия Контроль является частью полномочий центрального банка Во взаимодействии с остальными подразделениями центрального банка

Окончание табл. 2

Страна

Полномочия систем гарантирования по осуществлению контроля

Права по осуществлению предликвидационного вмешательства

Исландия

Система не имеет полномочий по осуществлению контроля над его участниками, кроме того, что касается осуществления выплат в его рамках

Системе разрешено выдавать кредит финансовому учреждению с целью предотвращения банкротства

Испания

Система гарантирования не осуществляет контроль над его участниками

Система гарантирования может осуществлять вмешательство с целью предотвращения банкротства. Ст. 10 и 11 закона (Real Decreto) 2606/1996 посвящены детальному описанию процедур вмешательства

Италия

Банки обязаны предоставлять системе определенную информацию для определения их платежеспособности.

Для вмешательства в деятельность учреждения фонд обязан получить разрешение Банка Италии.

Система может осуществлять вмешательство в случае назначения специальной администрации на добровольной основе. Система обязана осуществлять вмешательство:

— в случае обязательной административной ликвидации учреждений-участников (банков), имеющих разрешение на осуществление деятельности в Италии;

— для итальянских филиалов банков ЕС — участников итальянской системы с целью предоставления добавочной гарантии по отношению к системам их стран. При этом указанное вмешательство предопределяется вмешательством систем гарантирования депозитов их стран

Лихтенштейн

Сама по себе система гарантирования не имеет прямых полномочий по осуществлению контроля в отношении его участников

У системы нет возможности вмешаться для ускорения или во избежание банкротства, либо для обеспечения реорганизации или продажи активов

Люксембург

Система не имеет полномочий по осуществлению контроля над его участниками

Система гарантирования депозитов не осуществляет какого-либо вмешательства в случае кризиса ликвидности

Нидерланды

Так как Центральный Банк Нидерландов осуществляет финансирование и управление системой, у него имеется вся информация, необходимая для обеспечения его функционирования

Система гарантирования депозитов не имеет права предоставлять кредитным организациям ликвидность до момента их ликвидации

Норвегия

Фонд может в случае необходимости проводить изучение счетов участников, а также их практики проведения аудита; кроме того он также уполномочен проводить оценку ведения ими операций

Фонд может предоставить поддержку с целью обеспечения выполнения участником его обязательств или продолжения его работы или перевода его бизнеса в другое учреждение

Португалия

Кредитная организация может получать финансовую информацию напрямую от кредитных организаций. Она может также запросить информацию о финансовом состоянии участников у Банка Португалии

Вмешательство до начала ликвидации финансового учреждения не предусмотрено. Такие действия находятся в компетенции Банка Португалии

Финляндия

Система не имеет полномочий по осуществлению контроля над его участниками

Система гарантирования депозитов не имеет права осуществлять вмешательство в деятельность кредитной организации до момента объявления ее банкротом

Франция

Фонд не является министерством в составе правительства или его агентством и, следовательно, сам по себе не наделен полномочиями по осуществлению контроля над его участниками

Фонд обладает широкими полномочиями по осуществлению вмешательства на превентивной основе. При этом его функции соответствуют аналогичным функциям при корпоративной реструктуризации или ликвидации

Швеция

Учреждение обязано предоставить системе всю необходимую информацию для определения величины его взноса, а также любые другие данные в соответствии с законом

Шведская гарантия вступает в силу, когда учреждение признается банкротом в результате судебного решения

В тексте директивы не содержится каких-либо положений, определяющих, следует или нет в процессе расчета величины взноса в рамках системы гарантирования депозитов учитывать степень риска для каждой из участвующих в нем кредитных организаций. Однако в некоторых из подобных систем ЕЭП все же применяются взносы, рассчитанные с учетом степени риска — с тем чтобы создать стимул к управлению рисками для кредитных организаций.

В рамках систем гарантирования депозитов ЕЭП величина гарантированного депозита участвующей кредитной организации используется в качестве одной из ключевых переменных в процессе расчета размеров, предусмотренных этими системами взносов, — либо с учетом степени риска, либо без ее учета. В том случае, когда расчет величины взноса происходит с учетом степени риска, это часто делается на основе сравнения значений коэффициентов достаточности капитала кредитных организаций-участниц с регулятивными требованиями. Например, кредитной организации, у которой коэффициент достаточности капитала выше, чем регулятивный минимум, потребуется вносить в систему гарантирования депозитов взносы относительно меньшего размера, чем другим организациям, объем капитала которых точно соответствует установленному минимуму.

Полномочия систем гарантирования депозитов ЕЭП. Одним из интересных аспектов является

роль различных систем гарантирования депозитов ЕЭП.

В табл. 2 показано, что полномочия систем, связанные со сбором информации, инициированием проведения аудиторских проверок и осуществлением прямого контроля над ее членами, различаются в станах ЕЭП с точки зрения административных полномочий.

В том, что касается прав систем по осуществлению предликвидационного вмешательства, подходы стран ЕЭП разделены поровну. Девять государств позволяют своим системам гарантирования поддерживать проблемное финансовое учреждение для того, чтобы спасти его от банкротства, хотя степень и условия подобного вмешательства различаются в разных странах. Эти меры вмешательства включают в себя содействие в продаже банка другому финансовому учреждению, а также инъекцию средств либо вмешательство на превентивной основе. Существуют также некоторые различия и в степени вмешательства систем.

Независимость систем гарантирования депозитов стран ЕЭП. Независимость систем гарантирования депозитов (как организационная, так и политическая) может быть важна для того, чтобы системы могли осуществлять свои функции без какого-либо вмешательства и не вмешиваясь в компетенцию других органов власти (например в функцию кредитора последней инстанции центрального банка). В табл. 3 суммируются связи между системами

Таблица 3

взаимосвязь с органами по контролю за кредитными организациями в странах ЕЭп

страна взаимосвязь с контролирующими органами власти Права контролирующих органов по вмешательству в деятельность механизма гарантирования

Австрия Система является независимой от контролирующих органов. Система управляется банками частным образом Контролирующие органы осуществляют контроль за деятельностью системы, но не обладают правом вмешательства в нее

Бельгия Система управляется центральным банком Фонд гарантирования интегрирован с центральным банком. Этот факт подразумевает то, что частным банкам необходимо выделить некоторых своих сотрудников для работы в системе гарантирования, которая управляется советом директоров. Фонд центрального банка выступает в роли общего контролирующего органа финансовой системы

Великобритания Орган финансового контроля (ОФК) и Банк Англии совместно представлены в Совете по защите депозитов. Структура Совета изменилась в связи с началом функционирования Системы компенсации финансовых услуг (СКФУ). Правление СКФУ стало независимым, все его члены избираются с учетом необходимости защиты общественных интересов ОФК вправе по своему усмотрению осуществлять вмешательство в том случае, если его руководство посчитает уместным осуществлять контроль за деятельностью системы

Германия Контроль за деятельностью всех систем входит в обязанность Федерального Министерства по банковскому надзору (Bundesaufsichtsamt fer das Kreditwesen). Федеральное регулирующее агентство имеет полномочия осуществлять вмешательство в деятельность систем, но обычно оставляет право действовать за самими системами

Окончоание табл. 3

Страна

Взаимосвязь с контролирующими органами власти

Права контролирующих органов по вмешательству в деятельность механизма гарантирования

Греция

Министерство национальной экономики осуществляет контроль за деятельностью Фонда гарантирования депозитов и назначает членов его правления

В соответствии с первоначальным замыслом фонд должен осуществлять свою деятельность независимо, однако вмешательство в его функционирование возможно в связи с тем, что члены правления назначаются Министерством национальной экономики

Дания

Датский фонд гарантирования депозитов является частной самоуправляемой организацией, которая формально не зависит от других надзорных органов, но подконтрольна Датскому контролирующему органу

Орган финансового контроля, который осуществляет официальный надзор за деятельностью кредитных организаций, не может вмешиваться в деятельность системы гарантирования депозитов

Ирландия

Начиная с 1989 г. гарантом по отношению к системе гарантирования депозитов выступает центральный банк

Не применимы

Исландия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решения, относящиеся к деятельности системы, принимают Министерство коммерции, органы финансового контроля и совет директоров

Контролирующие органы в полной мере не наделены правом требовать или препятствовать деятельности системы гарантирования

Испания

Формально фонды гарантирования депозитов являются независимыми по отношению к банковскому сектору и Банку Испании, несмотря на то, что их неформальное сотрудничество является регулярным

Контролирующие органы не имеют права осуществлять вмешательство в деятельность системы гарантирования, несмотря на то, что половина членов его руководящего органа назначаются по представлению Банка Испании

Италия

Фонд гарантирования депозитов является формальным частным консорциумом банков

Банк Италии не обладает правом по собственному усмотрению вмешиваться в деятельность системы

Лихтенш-

Правление системы гарантирования депозитов является независимым по отношению к контролирующим органам в том, что касается управления и процесса принятия решений. Однако законодательные акты и предписания, выпускаемые системой гарантирования депозитов Лихтенштейна, должны проходить аудиторскую проверку и получать одобрение органа по регулированию финансовых услуг

Орган по регулированию финансовых услуг обладает контролирующей функцией, но в связи с этим обстоятельством у правительства или у органа финансового контроля не имеется прямых формальных полномочий требовать или препятствовать деятельности системы гарантирования

Люксембург

Фонд является частной ассоциацией, в которую входят банки, осуществляющие свою деятельность на люксембургском рынке

Контролирующие органы не наделены правом по собственному усмотрению требовать или препятствовать деятельности системы гарантирования

Нидерланды

Система управляется Центральным банком Нидерландов

Не применимы

Норвегия

Теоретически фонд является достаточно независимым от контролирующих органов, однако на практике его сотрудничество с властными структурами является достаточно тесным

У органов власти нет права вмешиваться в деятельность фонда гарантирования депозитов

Португалия

Фонд обладает административной и финансовой независимостью, даже несмотря на то, что его членов назначает министр финансов

Контролирующие органы не наделены правом по собственному усмотрению требовать или препятствовать деятельности системы

Финляндия

Система независима, хотя надзор за ней осуществляет орган по регулированию финансовых услуг

ОРФУ имеет полномочия вмешиваться в деятельность системы по своему усмотрению

Франция

В том, что касается принятия фондом решений, относящихся к его непосредственной деятельности, он является независимым от правительства и регулирующих органов банковского сектора. Тем не менее действующее законодательство требует, чтобы деятельность фонда и других правительственных структур осуществлялась совместно

Органы, регулирующие финансовую деятельность, наделены правом вмешательства в процесс функционирования системы

Швеция

Правление системы гарантирования депозитов является независимым от контролирующих органов, несмотря на то, что система гарантирования депозитов и финансовая инспекция сотрудничают по вопросам, представляющим взаимный интерес

Контролирующие органы не обладают правом требовать или препятствовать деятельности системы гарантирования до принятия соответствующего судебного решения

гарантирования депозитов и другими органами власти стран ЕЭП.

Система гарантирования депозитов физических лиц, действующая в нашей стране, повышает доверие последних к банковской системе. Однако, по мнению автора, необходимо ввести обязательное страхование вкладов для юридических лиц по типу того, которое существует в большинстве стран ЕС. Подобный подход сделает систему расчета взносов и осуществления выплат простой и понятной для участников. Скажем, гарантирование средств, размещенных в негосударственных пенсионных фондах, будет способствовать повышению доверия субъектов финансового рынка к системе в целом.

Целесообразно было бы увеличить размер возмещения по депозитам юридических лиц до 2,5 млн руб., поскольку гарантии государства на сумму до 700 тыс. руб. незначительны для крупных организаций.

Введение гарантий будет стимулировать средние предприятия дифференцировать размещение своих средств (малым предприятиям или индивидуальным предпринимателям с гораздо меньшими остатками этого даже не потребуется) и, следовательно, снижать риски. Банки, клиентами которых в большинстве своем являются малые и средние предприятия, заинтересованы в появлении такой системы гарантирования депозитов.

Гарантирование государством средств, размещенных в негосударственных пенсионных фондах

(НПФ), также будет способствовать повышению доверия субъектов финансового рынка к банковской системе в целом. Это позволит создать условия для более активного развития данного вида финансовых инструментов, обеспечит определенную степень их стабильности. Принципы функционирования систем гарантий пенсионных накоплений и гарантирования депозитов во многом схожи. Это относится как к компенсационным, так и к финансовым механизмам. Источником для компенсаций может быть отдельный фонд, финансирование которого осуществлялось бы за счет взносов НПФ, либо в рамках существующего Агентства по страхованию вкладов. Форма — принятие федерального закона о гарантировании средств, размещенных в негосударственных пенсионных фондах, что в свою очередь будет способствовать улучшению контроля за деятельностью данного вида организаций.

Список литературы

1. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ.

2. О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций: Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ.

3. URL: http://europa.eu.int.

4. URL: http://www.cbr.ru.

5. URL: http://www.bankpravo.ru.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 Dost@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.