Научная статья на тему 'Системы электронного образования и облачные технологии в образовании'

Системы электронного образования и облачные технологии в образовании Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
626
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системы электронного образования и облачные технологии в образовании»

Альбекова З.М.,

доцент кафедры информационных систем и технологий

Института информационных технологий и телекоммуникаций Северо-Кавказского федерального университета,

г. Ставрополь, Россия

СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Использование инфокоммуникационных технологий описано в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., где рассматривается анализ и развитие культуры, средств массовой информации, медиаобразования, а также образования в сфере информационных технологий в целом. В связи с этими доводами современные высшие учебные заведения, опираясь на задачи по эффективному формированию медиа и информационной культуры студентов, поступательно внедряют в свою систему образования технологии современного медиаобразования и масштабного использования систем электронного образования и облачных технологий в обучении.

Опираясь на новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в Институте информационных технологий и телекоммуникаций Северо-Кавказского федерального университета уделяют особое внимание внедрению систем электронного образования, информационно-телекоммуникационных сетей, мультимедийных, электронных, информационных и материальных ресурсов, необходимых для организации образовательной деятельности. Одним из эффективных направлений в организации образования в нашем вузе в сфере информационных технологий и медиаобразования является продуктивное применение систем электронного образования и облачных технологий и вычислений.

Использование технологий облачных вычислений является неотъемлемой составляющей современного технического образования и способствует динамичному переходу к инновациям по внедрению облачных образовательных технологий, новых форм сетевых образовательных сред, систем электронного образования.

Современное техническое образование, в том числе дистанционное и медиаобразование, может рассматриваться как мобильное образование. Преподаватели, студенты, руководители системы образования, родители должны иметь постоянный доступ к образовательным сервисам и ресурсам: в учебном заведении, дома, в дороге. Основой этого становятся системы электронного образования и облачные технологии.

Следует заметить, что затраты на переход к инновационному развитию не должны быть слишком большими. Исследователи института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании также отмечают, что приобретение и обслуживание различной компьютерной техники и программного обеспечения в современных образовательных учреждениях постоянно требует значительных финансовых вложений и привлечения квалифицированных специалистов [1].

В качестве снижающей расходы технологии в настоящее время выступают облачные вычисления и виртуализация вычислительной платформы, а в качестве удобного сервиса обучения -системы электронного образования.

В самых простых терминах, облачные вычисления подразумевают хранение и доступ к данным и программам через Интернет вместо жесткого диска вашего компьютера. Облако - только метафора для Интернета. Когда вы управляете программами, установленными на жестком диске вашего компьютера, - это так называемое локальное запоминающее устройство и вычисление. Все, что вам нужно, есть физически на вашем компьютере, что подразумевает быстрый и легкий доступ к вашим данным. Облачные технологии (облачные вычисления С!ои^отриИпд) - это новый сервис, который подразумевает удаленное использование средств обработки и хранения данных.

С помощью облачных сервисов можно получить доступ к информационным ресурсам любого уровня и любой мощности, с разделением прав различных групп пользователей по отношению к ресурсам, используя только подключение к Интернету и веб-браузер.

Под системами электронного образования будем понимать системы обучения с использованием инфокоммуникационных технологий.

К преимуществам систем электронного образования и облачных технологий отнесем такие, как: управление большими инфраструктурами, обеспечение безопасности, высокая отказоустойчивость, хорошая скорость обработки данных, снижение затрат на аппаратное и программное обеспечение, на обслуживание и электроэнергию, экономия дискового пространства, отсутствие зависимости от модификаций компьютеров и программного обеспечения и др.

Однако выявлены и недостатки использования облачных технологий. Среди них отметим: зависимость от наличия и качества канала связи, зависимость сохранности пользовательских данных от компаний, предоставляющих услугу облачных сервисов,

появление новых («облачных») монополистов, риски технических сбоев, правовые вопросы.

В качестве примера использования систем электронного образования и облачных технологий в образовании в СевероКавказском федеральном университете можно назвать личные страницы для студентов и преподавателей на ресурсе ecam-pus.ncfu.ru, электронные журналы успеваемости и посещаемости, интерактивные приемные по институтам и кафедрам, тематические форумы, где студенты могут осуществлять обмен информацией и многое другое. Это и поиск информации, где студенты могут решать определенные учебные задачи даже в отсутствие преподавателя или под его руководством.

В рамках дисциплины «Облачные технологии в образовании», читаемой на втором курсе у студентов направления подготовки 230400.62 - Информационные системы и технологии нами подробно рассматривается работа с некоторыми облачными сервисами Google: документами, Picasa, Blogger и др. Ряд лабораторных работ посвящен изучению сервисов Microsoft (Windows) Azure, предоставляющих возможность разработки, выполнения приложений и хранения данных на серверах, расположенных в распределенных дата-центрах.

Результативные преимущества от использования систем электронного образования, облачных сервисов и технологий бесспорны. В настоящее время все чаще различные компании, в том числе и образовательные учреждения, используют как свои, так и сторонние программные продукты, работающие в «облаках». Поэтому важно знать и понимать все преимущества и недостатки, а также риски использования систем электронного обучения, облачных вычислений, архитектурные принципы построения облачных платформ, а также программного обеспечения, работающего под управлением таких платформ. Кроме того, необходимо быть компетентным в таких вопросах, как сертификации и лицензирование облачных инфраструктур и облачных сервисов, понимать юридические ограничения на использования таких сервисов.

Использованная литература

1. Кузьмина М.В., Пивоварова Т.С., Чупраков Н.И. Облачные технологии для дистанционного и медиаобразования: учебно-методическое пособие. - Киров: Тип. «Старая Вятка», 2013. - 80 с.

© Альбекова З.М., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.