Научная статья на тему 'Системный подход в формировании ценностной ориентации старших подростков на здоровый образ жизни'

Системный подход в формировании ценностной ориентации старших подростков на здоровый образ жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
872
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (ЗОЖ) / HEALTHY LIFESTYLE (HLS) / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / VALUE ORIENTATION / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM APPROACH / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ / THE SYSTEM OF FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS / ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ / THE PRINCIPLE OF CONTINUITY / СТАРШИЕ ПОДРОСТКИ / OLDER TEENAGERS / КОМПОНЕНТ / COMPONENT / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / HEALTH BEHAVIOR / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ADDITIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панкова Юлия Олеговна

В статье обосновывается актуальность формирования ценностного отношения учащихся к здоровью. Раскрывается сущность понятия «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) как способа жизнедеятельности, направленного на укрепление здоровья. Подчеркивается, что в формировании ценностной ориентации учащихся на здоровый образ жизни ведущее место должно быть отведено системному подходу. Данный подход обеспечивает взаимосвязь средств, методов деятельности педагогов и учащихся по созданию целенаправленного педагогического воздействия на формирование у учащихся установки на здоровый образ жизни. Ключевыми принципами системного подхода являются принцип преемственности и интеграции. Преемственность подразумевает поэтапное развитие знаний учащихся о здоровье и факторах ЗОЖ. Принцип интеграции обеспечивает целостность процесса воспитания валеологического поведения. Цель системы как ожидаемого результата её реализации представлена в исследовании как повышение уровня сформированности ценностной ориентации учащихся на ЗОЖ. Особое внимание в содержании системы формирования ценностной ориентации воспитуемых на ЗОЖ уделено разработке и апробации дополнительной программы обучения, способствующей закреплению и развитию приобретенных знаний о правилах и принципах здорового образа жизни, формированию ответственного отношения учащихся к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Разработанная в исследовании технология реализации системы представляет собой непрерывную, взаимосвязанную, поэтапную деятельность педагогов и учащихся. В статье приведены данные констатирующего и контрольного экспериментов, результаты которых свидетельствуют об эффективности спроектированного содержания системы и актуальности обучения старших подростков навыкам здоровьесберегающего поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SYSTEM APPROACH IN THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF OLDER ADOLESCENTS FOR THE HEALTHY LIFESTYLE

The article substantiates the relevance of the formation of the valuable relation of pupils to health.. The essence of concept of "healthy lifestyle" (HLS) as a way of life aimed at health promotion. It is emphasized that the formation of value orientations of pupils on a healthy lifestyle leading place should be given to a systemic approach. This approach ensures the relationship of means and methods of activities of teachers and students to create a purposeful pedagogical influence on formation at pupils installation on a healthy lifestyle. The main principles of the system approach are the principle of continuity and integration. Continuity involves a gradual development of students' knowledge about health and HLS. The principle of integration ensures the integrity of the process of education to the healthy behavior. The purpose of the system as the expected results of its implementation is presented in the study as increasing in the level of formation of value orientations of students at HLS. Particular attention in the content of the system of formation of the value orientation of those who are being brought up for HLS is given to the development and testing of an additional training program that helps to consolidate and develop the acquired knowledge about the rules and principles of healthy lifestyles and the responsible attitude of students towards their health and the health of other people. Developed research technology implementation of the system is a continuous, interconnected, step-by-step activity of teachers and students. The article presents the findings of ascertaining and control experiments, the results of which testify to the effectiveness of the projected content of the system and the relevance of teaching older adolescents to the skills of health-saving behavior

Текст научной работы на тему «Системный подход в формировании ценностной ориентации старших подростков на здоровый образ жизни»

УДК 373.1

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

© 2017

Панкова Юлия Олеговна, студент магистратуры

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия) (445039, Россия, Тольятти, улица Ворошилова, 71, e-mail: Julya-333@yandex.ru)

Аннотация. В статье обосновывается актуальность формирования ценностного отношения учащихся к здоровью. Раскрывается сущность понятия «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) как способа жизнедеятельности, направленного на укрепление здоровья. Подчеркивается, что в формировании ценностной ориентации учащихся на здоровый образ жизни ведущее место должно быть отведено системному подходу. Данный подход обеспечивает взаимосвязь средств, методов деятельности педагогов и учащихся по созданию целенаправленного педагогического воздействия на формирование у учащихся установки на здоровый образ жизни. Ключевыми принципами системного подхода являются принцип преемственности и интеграции. Преемственность подразумевает поэтапное развитие знаний учащихся о здоровье и факторах ЗОЖ. Принцип интеграции обеспечивает целостность процесса воспитания ва-леологического поведения. Цель системы как ожидаемого результата её реализации представлена в исследовании как повышение уровня сформированности ценностной ориентации учащихся на ЗОЖ. Особое внимание в содержании системы формирования ценностной ориентации воспитуемых на ЗОЖ уделено разработке и апробации дополнительной программы обучения, способствующей закреплению и развитию приобретенных знаний о правилах и принципах здорового образа жизни, формированию ответственного отношения учащихся к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Разработанная в исследовании технология реализации системы представляет собой непрерывную, взаимосвязанную, поэтапную деятельность педагогов и учащихся. В статье приведены данные констатирующего и контрольного экспериментов, результаты которых свидетельствуют об эффективности спроектированного содержания системы и актуальности обучения старших подростков навыкам здоровьесберегающего поведения.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни (ЗОЖ), ценностная ориентация, системный подход, педагогическая технология, система формирования ценностной ориентации, принцип преемственности, старшие подростки, компонент, валеологическое поведение, интеграция, дополнительная программа.

A SYSTEM APPROACH IN THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF OLDER ADOLESCENTS FOR THE HEALTHY LIFESTYLE

© 2017

Pankova Yulia Olegovna, master's student

Togliatti State University, Togliatti (Russia) (445039, Russia, Togliatti, Voroshilova, st., 71, e-mail: Julya-333@yandex.ru)

Abstract. The article substantiates the relevance of the formation of the valuable relation of pupils to health.. The essence of concept of "healthy lifestyle" (HLS) as a way of life aimed at health promotion. It is emphasized that the formation of value orientations of pupils on a healthy lifestyle leading place should be given to a systemic approach. This approach ensures the relationship of means and methods of activities of teachers and students to create a purposeful pedagogical influence on formation at pupils installation on a healthy lifestyle. The main principles of the system approach are the principle of continuity and integration. Continuity involves a gradual development of students' knowledge about health and HLS. The principle of integration ensures the integrity of the process of education to the healthy behavior. The purpose of the system as the expected results of its implementation is presented in the study as increasing in the level of formation of value orientations of students at HLS. Particular attention in the content of the system of formation of the value orientation of those who are being brought up for HLS is given to the development and testing of an additional training program that helps to consolidate and develop the acquired knowledge about the rules and principles of healthy lifestyles and the responsible attitude of students towards their health and the health of other people. Developed research technology implementation of the system is a continuous, interconnected, step-by-step activity of teachers and students. The article presents the findings of ascertaining and control experiments, the results of which testify to the effectiveness of the projected content of the system and the relevance of teaching older adolescents to the skills of health-saving behavior.

Keywords: health, healthy lifestyle (HLS), value orientation, system approach, educational technology, the system of formation of value orientations, the principle of continuity, older teenagers, component, health behavior, integration, additional program.

Актуальность и значимость проблемы формирования ценностной ориентации учащихся на здоровый образ жизни (ЗОЖ) обусловлены необходимостью выполнения задач, поставленных перед образованием правительственными документами: «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020года» и «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года». В них подчеркивается, что повышение уровня культуры здоровья и осознание значимости ведения здорового образа жизни являются одним из приоритетных факторов социально-экономического развития страны [1].

Здоровый образ жизни - биосоциальная категория, интегрирующая представления о биосоциальной сущности человека и характеризующаяся его бытом, трудовой деятельностью, формой удовлетворения духовных и материальных потребностей, правилами общественного и индивидуального поведения. По мнению Н.Д. Ющук и И.В. Маева, под здоровым образом жизни следует по-

нимать «определенную культурную традицию общества, широко привитую во многих западных странах и начинающей прививаться в нашей стране»[2, с. 9]. Всемирной организацией здравоохранения был введен термин «укрепление здоровья» (health promotion), который раскрывает социальные, экономические и иные аспекты здоровья, направленные на улучшение жизни человека.

Большинство авторов (Г.К. Зайцев, Ю.П. Лисицын, А.И. Бурханов, В.Р. Кучма) сходятся во мнении, что важным звеном современной системы воспитания должно быть формирование у учащихся установки на укрепление душевного, психического и физического здоровья [3, 4, 5, 6]. Однако, несмотря на большое значение результатов исследований названных ученых в новых социально-экономических условиях в разработке теории и методики валеологического воспитания и формирования ценностного отношения к здоровью, мало освещенными остаются такие важные вопросы, как проектирование системы и разработка технологии формирования

ценностной ориентации воспитуемых на здоровый образ жизни. Также не проанализированы и не обобщены результаты образовательного процесса, анализирующие активную позицию личности по отношению к здоровью как ценности.

Целью настоящей работы является обоснование системного подхода к процессу формирования ценностной ориентации учащихся на ЗОЖ. Как отмечает П.К. Анохин, «смысл системного подхода состоит в том, что компонент функционирования должен пониматься не как самостоятельное и независимое образование, а как элемент, чьи оставшиеся степени свободы подчинены общему плану функционирования системы, направляемому получением полезного результата» [7, с.86].

Гипотезой исследования выступило предположение, что система формирования ценностной ориентации старших подростков на ЗОЖ будет эффективной, если ее проектирование и реализация будет вестись на основе: 1. Синтеза общего и дополнительного образования в сфере валеологии; 2. Выявления политеоретических предпосылок и концептуальных положений конструирования системы; 3. Непрерывного развития установки обучающихся на здоровьесберегающее поведение.

Здоровый образ жизни личности должен формироваться на протяжении всего периода обучения и подразумевать выработку ценностно-смысловых и деятель-ностно-практических основ сохранения и укрепления здоровья.

Взаимообусловленность различных областей знания дает возможность переноса интеграционных процессов на педагогическую действительность, что требует перехода от монотеорий к политеориям [8, с.2]. Здоровье человека представляет собой сложнейший феномен, который исследуется целым комплексом наук: медициной, биологией, психологией, социологией, валеологией и т.д. [9, с. 5].

В связи с этим ведущими научными предпосылками проектирования системы процесса формирования ценностной ориентации обучающихся на ЗОЖ являются современные достижения в области физиологии, психологии, культурологии, аксиологии, педагогики, методические и дидактические принципы, их функции, требования и правила их выполнения.

Как отмечает Н.Ю. Синягина, в решении обсуждаемой проблемы внимание должно быть сосредоточено на «психопедагогической поддержке растущего человека, субъектно осваивающего сложнейший мир здоровья и потому в такой поддержке нуждающегося» [10, с. 19]. В концепциях В.П. Зинченко, А.Ф. Лазурского, А.Я. Иванюшкина и др. обосновываются аксиологические предпосылки проектирования системы [11, 12, 13]. Отсюда можно сделать вывод, что ценность является многогранным понятием, использующимся и в научной и философской сфере знаний, и в области обыденного сознания, и отражает все, что является «переживаемым личностью» как актуальная значимость [14].

Если ценности порождаются социально-культурными условиями бытия, то мотивы задаются конкретной деятельностью. Человек постоянно находится в ситуации выбора одного из альтернативных вариантов. В структуре развития мотивации на здоровый образ жизни можно выделить три компонента: когнитивный (комплекс знаний о ЗОЖ, методах, средствах и нормах его осуществления), мировоззренческо-ценностный (система личностных смыслов и потребностей, определяющих установку старших подростков на валеологическое поведение) и деятельностно-поведенческий (совокупность навыков и умений по разнообразным видам здоровьес-берегающей деятельности) [15, с. 28].

Процесс формирования ценностной ориентации вос-питуемых на здоровый образ жизни подразумевает переход учащихся с одного уровня на другой (более высокий).

Опираясь на политеоретические предпосылки и прак-

тический опыт, в исследовании были определены концептуальные положения проектирования системы процесса формирования ценностной ориентации учащихся на ЗОЖ: системный подход, принцип преемственности как системообразующий фактор, связь принципа преемственности с принципом интеграции. Главная задача в организации и управлении педагогическим процессом заключается в том, чтобы все компоненты педагогической системы (цели, содержание, методы, средства и формы работы педагогов и учащихся) свести в единую, непротиворечивую систему (рисунок 1).

Российское общество

Приоритетные направления социально-экономического развития страны

1 4

Социальный заказ на повышение уровня здоровья учащихся Мотивация и установка учащихся на здоровый образ жизни

1 1

Научные предпосылки и практические основания проектирования системы формирования ценностной ориентации учащихся на здоровый образ жизни

4 4 4 4 4 4

Аксиологическ Социально- Педагогия еск Валеологиче Психологи Культурологи

1 4 4 4 4 4

Концептуальные положения проектирования системы формирования ценностной ориентации учащихся на здоровый образ жизни

4 4 4 4 4

Системный подход

Принцип преемственности

Взаимодействие

принципа преемственности с другими принципами

Непрерывное, поэтапное, целостное формирование системы ценностной ориентации учащихся на ЗОЖ

Обеспечение сформированное ти творческого саморазвития ценностной ориентации учащихся в области ЗОЖ

_4_1_4_1_4_

Педагогическая система формирования ценностной ориентации учащихся на здоровый образ жизни

Структурные компоненты

Средства педагогической коммуникации

Деятельность педагогов

Преобразование компонентов существующей педагогической системы под требования системообразующего элемента цели (формирование ценностной ориентации учащихся на здоровый _образ жизни)_

Деятельность учащихся

X

Функциональные компоненты

Проектировочный

Конструктивный

Коммуникативный

Организаторский Гностический

Непрерывное формирование ценностной ориентации учащихся 10-11 классов на |_здоровый образ жизни_|

I Результат: выпускник школы с устойчивой сформированной ценностной ориентацией I |_на здоровый образ жизни_|

Рисунок 1 - Система формирования ценностной ориентации старших подростков на ЗОЖ

Обеспечение целостности проектируемой системы можно достичь осуществлением взаимосвязи между структурными и функциональными компонентами педагогической подсистемы, через которые проходят старшие подростки в процессе формирования ценностной ориентации на ЗОЖ. Преемственность следует рассматривать как проявление закона отрицания отрицания, однако она предполагает не просто отмену старого, но и сохранение, развитие того рационального, что уже было достигнуто. Тем самым обеспечивается непрерывность развития [16, с. 30].

С целью достижения непрерывного развития установки старших подростков на здоровый образ жизни была разработана «сквозная технология» формирования ценностной ориентации, в которой раскрываются виды, формы деятельности как учителей, так и учащих, фрагмент которой представлен в таблице 1 [17, с. 48]. Как отмечает Федорова В.Р., «технология отражает необходимость единства и взаимосвязи элементов и частей содержания обучения и их последовательное усвоение» [18, с. 74]. Знание должно быть организовано в систему. На каждом этапе выделяется приоритетный компонент формирования ценностной ориентации воспитуемых на ЗОЖ: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский [16, с. 10], при этом остальные компоненты в это же время также формируются.

Таблица 1 - Фрагмент технологии формирования ценностной ориентации учащихся на ЗОЖ

Формируемый компонент ценностной ориентации на ЗОЖ Коммуникативный

Педагогическая цель Обмен идеями по организации оздоровительных мероприятий, путей и методов профилактики болезней

Виды и формы деятельности учителей Привлечение старших подростков к проведению различных мероприятий в области укрепления здоровья и создания валеологической атмосферы учебного учреждения, проведение бесед

Виды и формы учебной деятельности Метод работы в парах, метод проектов, коллективное творческое дело, работа по группам

Направленность внеучебной деятельности старших подростков Участие в школьных соревнованиях, проведение спортивного праздника

Ожидаемый результат Формирование толерантной, здоровой атмосферы у учебном коллективе

По стилю управления целесообразно отдать предпочтение технологии сотрудничества в сочетании с технологией свободного выбора [19, с. 199]. Благодаря разработанной технологии формирования ценностного отношения воспитуемых к здоровью образовательно-воспитательный процесс становится более технологичным, а значит более управляемым.

Началом реализации системы формирования ценностной ориентации старших подростков на здоровый образ жизни является разработанная дополнительная программа физкультурно-спортивной направленности «В здоровом теле - здоровый дух», в содержание которой вошли как теоретические занятия, позволяющие сформировать гностический компонент ценностной ориентации на ЗОЖ, так и практические, направленные на творческое саморазвитии старших подростков в укреплении здоровья. Внедрение интеграции различных видов деятельности учащихся: коммуникативной, трудовой, физической, игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, - будет способствовать решению комплекса дидактических, воспитательных, методических задач [20, с. 178].

В основу апробированной программы был положен принцип преемственности, который «выражается в связи и последовательности шагов развития умений и навыков, сохранении и опоре на знания, приобретенные на начальных этапах обучения и последующем их применении на более высоких уровнях при овладении новыми знаниями» [16, с. 30]. Планируемыми результатами освоения старшими подростками программы «В здоровом теле - здоровый дух» являются личностные (развитие ответственности, дисциплинированности и бережного отношения к окружающей среде), регулятивные (навыки планирования последовательности шагов в укреплении здоровья), познавательные (умения добывать новые сведения о здоровом образе жизни), коммуникативные (построение толерантных взаимоотношений в учебном коллективе) [21].

Для проведения эксперимента был подобран и адаптирован комплекс методик по обозначенным выше критериям оценки уровня сформированности ценностной ориентации учащихся на здоровый образ жизни. За опытно-экспериментальную базу исследования были взяты учащиеся старших классов «Школы №79» г.о. Тольятти Самарской области.

На констатирующем этапе эксперимента у 70,6 % учащихся был диагностирован средний уровень сфор-мированности ценностной ориентации на ЗОЖ, у 23,5 % - высокий, 5,9 % - низкий. После проведения формирующего обучения большая часть учащихся (58,8 %) показала высокий уровень сформированности ценностной ориентации на валеологическое поведение, что отраже-

но на рисунке 2.

70г60%

■ Средний уровень Низпий уровень

0%

Констатирующий этап Контрольный этап

Рисунок 2 - Результаты констатирующего и контрольного экспериментов по выявлению уровня сфор-мированности ценностной ориентации учащихся на здоровый образ жизни

Результаты эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности реализации спроектированного содержания и методики формирования ценностной ориентации на ЗОЖ, и продуктивности изучения дополнительной образовательной общеразвивающей программы «В здоровом теле - здоровый дух».

Таким образом, использование системного подхода в исследовании позволило выделить и тщательно изучить каждый элемент системы в отдельности, проанализировать и сопоставить их друг с другом, объединив в целостную структуру, динамику развития каждого элемента и всей системы в целом. В современной науке системный подход открывает новые возможности, поскольку изложение основ современной педагогики невозможно без опоры на новые педагогические средства, а также без согласования с психолого-педагогическими особенностями учащихся, педагогов и средой обучения. Построение педагогической системы, ориентированной на формирование ценностной ориентации учащихся на ЗОЖ, отвечает остроактуальной социальной проблематике и заслуживает всемерной поддержки соответствующих усилий педагогов и руководства образовательных учреждений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кустов Ю.А. Культурологический подход в теории и практике образования // Культурологический подход в формировании общепрофессиональных компетенций студентов: сборник научных трудов. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2017. С.6-12.

2. Ющук Н.Д., Маев И.В., Гуревич К.Г. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний. М.: Издательство «Перо», 2012. 659 с.

3. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. СПб.: Акцидент, 1998. 159 с.

4. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. - М.: БЕК, 2002. 40 с.

5. Бурханов А.И., Хорошева Т.А., Кропотова Г.А. Формирование здорового образа жизни: монография. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. 264 с.

6. Кучма В.Р. Показатели здоровья детей и подростков в современной системе социально-экономического мониторинга // Гигиена и санитария. 2004. №6. С.14-18.

7. Анохин П. К., Константинов Ф.В. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. 399 с.

8. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Политеоретические основы профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2016. №3 (16). С. 2-3.

9. Дыхан Л.Б. Теория и практика здоровьесберега-ющей деятельности в школе. Ростов н/Д: Феникс, 2012. 412 с.

10. Синягина Н.Ю. Здоровый образ жизни - актуальная проблема совместной деятельности педагога и обучающегося // Техническое творчество молодежи. - 2015. №4 (92). С. 18-21.

11. Зинченко В.П. Психологическая педагогика.

123

Самара: Живое знание, 1998. 312 с.

12. Леонтьев А.Н. Теория личности А.Ф. Лазурского: от наклонностей к отношениям // Методология и история психологии, 2008. № 4. С. 7-20.

13. Иванюшкин А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека // Вестник. 1982. №. 4. С. 29-33.

14. Маслов С.И., Маслова Т.А. Аксиологический подход в педагогике // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. №3. С. 202-212.

15. Сураева Л.М., Якунин В.Е. Педагогика и психология здоровья школьников: методическое пособие. Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование». 2002. 155 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Кустов Ю.А., Гусев В.А. Системный подход в педагогике. Учебное пособие: Курс лекций для аспирантов и слушателей Факультета повышения квалификации. Тольятти: ТГУ, 2002. 90 с.

17. Соловова Н.А. Здоровьесберегающая деятельность педагога: формы, методы, средства. Самара: ГОУ СИПКРО, 2007. 140 с.

18. Федорова В.Р. Психология и педагогика: учебно-методический комплекс для студентов дистанционной формы обучения всех специальностей. Хабаровск, 2010. 127с.

19. Савина Е.П., Мацкевич Т.А. Школа как здоровьесберегающая система. Самара: ИЦ «Книга», 2002. 248 с.

20. Руденко И.В. Воспитание детей и молодежи в изменяющемся мире: сборник статей. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. 276 с.

21. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры. Ростов на Дону: Феникс, 2011. 179 с.

Статья поступила в редакцию 30.04.2017.

Статья принята к публикации 23.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.