Научная статья на тему 'Системный подход к управлению в малом бизнесе'

Системный подход к управлению в малом бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1146
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЯЮЩАЯ ПОДСИСТЕМА / УПРАВЛЯЕМАЯ ПОДСИСТЕМА / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ УПРАВЛЯЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ / SMALL BUSINESS / SMALL ENTERPRISE / CONTROL SYSTEM / CONTROLLING SUBSYSTEM / SUBSYSTEM UNDER CONTROL / MANAGERIAL DECISION / FUNCTIONS OF MANAGEMENT / CONTROL ACTION / MODEL OF MANAGEMENT SYSTEM / DIFFUSION OF CONTROL ACTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Видякина Виктория Александровна

Рассматриваются особенности управления малым бизнесом с позиций системного подхода. Анализируются свойства малого бизнеса как системы макрои микроэкономического управления. Определены элементы системы управления предприятием малого бизнеса. Сделан вывод о том, что приятие управленческих решений на предприятии малого бизнеса должно осуществляться с учетом наличия неформальных связей. Предложены модель предприятия малого бизнеса как системы управления и модель распространения управляющих воздействий в рамках малого предприятия, отвечающие принципу информационности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM APPROACH TO MANAGEMENT IN SMALL BUSINESS

The paper examines the specific of small business management from the standpoint of system approach. The features of small business as macroand micro-economic control system are analyzed. The elements of the control system of small business are determined. It is concluded that managerial decision-making on small businesses should take into account informal communications. The model of a small business as a control system and the model of decision impact within the small enterprise corresponding the information principle are proposed.

Текст научной работы на тему «Системный подход к управлению в малом бизнесе»

In the given work the analysis of a problem of an estimation of harmonious development of territories - a component of a sustainable development of sotsio-ekologo-economic systems (C33C) is considered. This point in question studying especially actually in modern conditions of economic instability, negative global tendencies, limitation of resources.

Keywords. Productivity, sotsio-ekologo-economic systems, use of the earths of agricultural purpose, a productivity indicator, mathematical model, harmonious pa3eume, stability.

Zhukov Roman Alexsandrovich, the senior lecturer, the candidate of physical and mathematical sciences, emanfinun@mail.ru, Russia, Tula, Tula filial of Financial university,

Manohin Evgeniy Viktorovich, the senior lecturer, the candidate of physical and mathematical sciences, emanfinun@mail.ru, Russia, Tula, Tula filial of Financial university,

Nazyrova Ekaterina Alexsandrovna, the senior lecturer, the candidate of historical sciences, emanfinun@mail.ru, Russia, Tula, Tula filial of Financial university,

Vasina Marina Vladimirovna, the senior lecturer, the candidate of physical and mathematical sciences, emanfinun@mail.ru, Russia, Tula, Tula filial of Financial university

УДК 338.012

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ

В.А. Видякина

Рассматриваются особенности управления малым бизнесом с позиций системного подхода. Анализируются свойства малого бизнеса как системы макро- и микроэкономического управления. Определены элементы системы управления предприятием малого бизнеса. Сделан вывод о том, что приятие управленческих решений на предприятии малого бизнеса должно осуществляться с учетом наличия неформальных связей. Предложены модель предприятия малого бизнеса как системы управления и модель распространения управляющих воздействий в рамках малого предприятия, отвечающие принципу информационности.

Ключевые слова: малый бизнес, малое предприятие, система управления, управляющая подсистема, управляемая подсистема, управленческое решение, функции управления, управляющее воздействие, модель системы управления, распространение управляющих воздействий.

Понятие «малый бизнес» используется в научной литературе в двух основных смыслах. В первом это понятие является собирательным и практически тождественно понятию «малое предпринимательство», то есть создание и ведение хозяйственной деятельности в форме малых предприятий. Оно обозначает совокупность малых предприятий, рассматриваемую

в контексте общих свойств, подходов, проблем. Именно в этом смысле малый бизнес предстает как объект управления на национальном или региональном уровне.

Малый бизнес как совокупность малых предприятий, действующих в рамках национальной экономики, представляет собой сложную вероятностную открытую динамическую экономическую систему, которая охватывает производство, обмен, распределение и потребление материальных благ. По мнению Ф.Ф.Хамидуллина, с которым автор полностью согласен, малый бизнес относится к классу систем, обладающих определенной самостоятельностью и возможностями саморегулирования [1].

В материально-производственном аспекте входом системы являются материально-вещественные потоки природных и производственных ресурсов, информация, а выходом - материально-вещественные потоки предметов потребления, услуг, продукции, предназначенной для накопления и возмещения, товаров для экспорта, а также отходов производства. В социально-экономическом аспекте входом системы являются социально-экономические отношения в обществе, выходом - воспроизведенные и развитые системой производственные отношения, содержание которых определяется регулируемым и саморегулируемым соотношением элементов собственности [1]. Однако, малый бизнес в макроэкономическом смысле не является целеориентированным, его цели задаются на уровне надсисте-мы, в качестве которой выступает государство. Необходимо отметить, что в условиях рыночной экономики государство не использует директивных мер воздействия на бизнес, а задает цели посредством политики поддержки малого бизнеса, промышленной политики [2], политики в отношении инноваций [3] и т.п.

В более узком смысле под малым бизнесом понимается отдельное малое предприятие, представляющее собой объект управления микроэко-номичекого уровня обладающий определенной спецификой.

В гражданском законодательстве России предприятие как объект права представляет собой имущественный комплекс, используемый в целях осуществления предпринимательской деятельности [4]. В этом качестве предприятие в целом или частью может являться объектом купли-продажи, аренды, залога, иных сделок, связанных с установлением, прекращением и/или изменением вещных прав. Являясь имущественным комплексом, предприятие может включать в свой состав материальные и нематериальные объекты, в том числе, объекты интеллектуальной собственности и приравненные к ним средства индивидуализации предприятия, выпускаемой им продукции, выполняемых работ или услуг [5].

В настоящее время признание хозяйствующих субъектов в качестве субъектов малого предпринимательства, то есть малых предприятий, осуществляется в соответствии с критериями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего

предпринимательства в Российской Федерации». При этом учитываются ограничения: по участию государства в собственном капитале юридических лиц, предельные значения средней численности работников; предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость. [6] С субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием по средней численности работников и выручке от реализации товаров (работ, услуг), при этом никаких документов или сертификатов, удостоверяющих этот статус, законодательство не предусматривает.

На сегодняшний день к малым предприятиям отнесены все коммерческие организации с числом работников менее 100 человек, выручка которых не превышает 800 млн руб. без учета НДС, предприятия с выручкой до 120 млн руб. без учета НДС признаются микропредприятиями [7].

Малое предприятие представляет собой объект управления микро-экономичекого уровня, обладающий определенной спецификой.

В основе современных подходов к управлению предприятием независимо от его размера, масштаба и сферы деятельности, формы собственности лежит представление о предприятии как системе управления, в которой могут быть выделены управляющая и управляемая подсистемы [8].

По нашему мнению, малый бизнес как отдельный субъект предпринимательства, рассматриваемый с системных позиций, является системой того же класса, что и малый бизнес в макроэкономическом смысле, а именно - сложной вероятностной открытой динамической экономической системой, обладающей самостоятельностью и возможностями саморегулирования. Однако, в отличие от малого бизнеса в макроэкономическом смысле, малое предприятие является целеориентированной системой и само является субъектом целеполагания.

По нашему мнению, наибольшей универсальностью с позиций управления предприятием малого бизнеса, которое в большинстве случаев реализуется собственником или при его непосредственном активном участии, обладает модель, представленная на рис.1, базирующаяся на выделении в системе предприятия следующих подсистем:

• обеспечивающей, отвечающей за обеспечение предприятия финансовыми, материальными, кадровыми и информационными ресурсами;

• производственной, обеспечивающей выпуск определенной номенклатуры продукции, ассортимента в рамках номенклатурных позиций, в заданных объемах и с соблюдением требований к качеству;

• сбытовой, обеспечивающей прием и обработку заказов, хранение, отгрузку и транспортировку произведенной продукции

• управляющей, обеспечивающей взаимодействие обеспечивающей, производственной и сбытовой подсистем и взаимодействие предприятия с внешней средой посредством обмена материальными, финансовыми и информационными потоками.

Рис. 1. Структура предприятия как системы управления

Предложенная модель малого предприятия как системы управления, хорошо соответствуя потребностям и реалиям операционной деятельности предприятия, не включает явным образом элементов, основное назначение которых заключается в обеспечении развития, то есть инновационно-инвестиционной деятельности. По нашему мнению, за формирование портфеля инвестиционных проектов, в том числе, инновационного характера отвечает информационная составляющая обеспечивающей подсистемы, а материальная, финансовая и кадровая составляющие поставляют необходимые ресурсы на инвестиционной стадии принятых к реализации проектов. Генерирование инноваций в рамках предложенной модели предстает как один из планомерно реализуемых производственных процессов.

Подобный способ включения в модель инвестиций и инноваций связан с тем, что собственники малого бизнеса как правило избегают сочетания в рамках одного предприятия старых и новых технико-технологических основ и часто предпочитают на новой или радикально обновленной технико-технологической базе создавать новое предприятие, Обособление предприятия как имущественного комплекса, создаваемого на базе новых инвестиций и/или инноваций, объяснимо с точки зрения управления рисками, так как позволяет в течение некоторого времени сохранять действующий бизнес, не подвергая его рискам, связанным с обновлением. В данном случае статус малого предприятия становится фактором эффективности [9].

Управление предприятием должно обеспечивать консолидацию и целенаправленность деятельности всех его составных частей, при этом особенностью малого бизнеса является распространенность совмещения

его работниками нескольких функций, что затрудняет идентификацию субъекта и объекта управления с позиций отдельных управленческих решений. В общем виде процесс управления предприятием можно представить как циклическую последовательность принятия и реализации управленческих решений, реализующих отдельные функции управления.

К числу наиболее общих функций управления принято относить:

• планирование, то есть формирование генеральной цели управления, декомпозиция цели в совокупность целей для отдельных элементов системы (подразделений, процессов и т.п.) и определение путей и методов достижения целей;

• организацию, то есть формирование структуры управления и системы делегирования полномочий и прав распоряжения ресурсами в процессе его осуществления;

• мотивацию, то есть это совокупность методов, стимулирующих работников предприятия к деятельности, направленной на достижение цели, целесообразное использование ими предоставленных полномочий и прав, выполнение плановых заданий;

• контроль и учет, то есть регулирование деятельности работников по использованию прав и полномочий и выполнению работ с позиций соответствия поставленным задачам [10].

Малое предприятие подвержено влиянию внешних и внутренних факторов, вызывающих возмущения в ходе деятельности по реализации планов достижения целей, что вызывает потребность в изменении направления движения, а в ряде случаев - в изменении целей. В динамике выполнение каждой из функций управления представляет собой последовательность принимаемых и реализуемых управленческих решений. Определяющими факторами при построении системы принятия решений на малом предприятии являются ограниченность ресурсов, доступных для использования в сфере управления, отсутствие диверсификации по направлениям управленческой деятельности и высокая чувствительность результатов деятельности к качеству управленческих решений.

В процессе деятельности малого предприятия формируется информация, сбор и анализ которой должны обеспечивать возможность выработки управленческих решений, направленных на обеспечение стабильности бизнеса и его развитие. Обязательной составляющей информационной базы принятия решений являются данные учета, а методология принятия управленческих решений в обязательном порядке должна включать анализ информации [11].

На рис. 2 показаны направления распространения управляющих воздействий в рамках предприятия. Сплошными стрелками показаны директивные управляющие воздействия, имеющие характер приказов, распоряжений, утвержденных плановых заданий, а пунктирные стрелки соответствуют косвенным управляющим воздействиям, возникающим в

результате информационного обмена, обусловленного совмещением функций и/или характерными для малого бизнеса неформальными взаимодействиями сотрудников, в том числе, родственными связями. Косвенные управляющие воздействия формируют три замкнутых контура, которые потенциально способны как усиливать, так и ослаблять прямые управляющие воздействия.

Ресурсная подсистема

Производственная подсистема

Сбытовая подсистема

Управляющая подсистема

Рис. 2. Распространение управляющих воздействий в системе

предприятия

Можно сделать вывод, что предложенные системная модель малого предприятия и модель распространения управляющих воздействий соответствуют принципу информационности, который реализуется через признание информации важнейшим ресурсом, доступ, использование и распространение которого определяют эффективность управления в малом бизнесе, результаты функционирования предприятия и возможность достижения малым бизнесом целей макро- и микроэкономического уровня.

Список литературы

1. Хамидуллин Ф. Ф. Проблемы малого и среднего бизнеса, предпринимательство //Проблемы современной экономики, 2006. N 3/4 (19/20), http://www.m-economy.гu/art.php?nArtId=1096

2. Гузикова Л.А. Актуальные вопросы промышленной политики России //Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2013. №6. 4.2(185). С. 28-32.

3. Гузикова Л.А., Иващенко Л.И. Макроэкономическое стимулирование инноваций в России //Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 3. 4.1. С. 284-291.

4. ГК РФ (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЭ).

5. Асаул А.Н., Иванов С.Н., Старовойтов М.К. Экономика недвижимости. СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009. 304 с.

6. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

7. Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 №702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» https: //www.consultant.ru/law/hotdocs/43689. html

8. Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория систем и системный анализ. М.:Юрайт-Издат, 2013. 679 с.

9. Колесников А.М., Грицаева М.В. Размер промышленного предприятия как фактор его эффективности //Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 1. С. 63-67.

10. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий). М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. 560 с.

11. Колесников А.М., Видякина В.А. Особенности системы стратегических управленческих решений на малом предприятии //Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. Т. 6. № 1. С. 69-76.

Видякина Виктория Александровна, аспирант кафедры, 9843039@mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

SYSTEM APPROACH TO MANAGEMENT IN SMALL BUSINESS

V.A. Vidyakina

The paper examines the specific of small business management from the standpoint of system approach. The features of small business as macro- and micro-economic control system are analyzed. The elements of the control system of small business are determined. It is concluded that managerial decision-making on small businesses should take into account informal communications. The model of a small business as a control system and the model of decision impact within the small enterprise corresponding the information principle are proposed.

Keywords. Small business, small enterprise, control system, controlling subsystem, subsystem under control, managerial decision, functions of management, control action, model of management system, diffusion of control actions

Vidyakina Victoria Alexandrovna, PhD student, 9843039@mail.ru, Russia, Saint Petersburg, Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.