системный подход к управлению продовольственной самообеспеченностью НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА
П.Д. Косинский,
заведующий кафедрой налогообложения, предпринимательства и права Кемеровского государственного университета, доктор экономических наук, заслуженный работник сельского хозяйства РФ
Г.С. Бондарева,
аспирант кафедры экономической теории и правовых отношений Кемеровского государственного сельскохозяйственного института
В статье рассматривается использование системного подхода к управлению продовольственной самообеспеченностью населения региона, как особой экономической системой главная цель которой — снабжение населения основными продуктами питания. Авторами представлена классификация объекта управления процессом продовольственной самообеспеченности как экономической системой с выделением подсистем.
Ключевые слова: продовольственная самообеспеченность, системный подход к управлению продовольственной самообеспеченностью; объект и субъект управления; продовольственная самообеспеченность как экономическая система.
УДК 338.439.025 ББК У9(2Рос)21
В основе изучения процессов становления и функционирования систем любой категории сложности лежит методология системных исследований и, прежде всего, двух их направлений — системного подхода и системного анализа [1, с. 138]. Эти методы исследования базируются на функциональных общефилософских принципах системности и историзма, отражающих идеи системности, целостности, структурности и универсальности взаимосвязей объектов и явлений действительности и их непрерывного изменения и развития на временных отрезках под воздействием субъективных и объективных факторов. Подобно тому, как в реальном мире нет явлений, не имеющих качества и количества, так и в действительности нет явлений, не имеющих «границ» системности.
С одной стороны, чтобы рассматривать систему, необходимо обозначить ее границы, то есть определить, какие элементы и связи непосредственно входят в ее состав. Поэтому выделение системы и определение ее границ всегда носит условный характер [2, с. 24], ее познание предполагает использование накопленного прежде богатства средств методологии. И здесь очень важным моментом является основное требование марксистской методологии, которое заключается в том, что любое явление можно рассматривать диалектически. «Весь дух марксизма, вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривалось лишь (а) исторически; (р) лишь в связи с другими; (у) лишь в связи с конкретным опытом истории [3, с. 329]. Иными словами, предполагается такой подход к рассмотрению явлений, при котором обеспечивается всестороннее и комплексное их изучение и познание, т.е. необходим системный подход к рассмотрению объектов и явлений реальной действительности. При этом следует иметь в виду, что в учении Маркса и Энгельса диалектика в соединении с материализмом стала базисом научного мировоззрения и методологии, а принцип системности более частным принципом, весьма важным компонентом марксистской теории и методологии. Сущность диалектико-материалистического принципа системности заключается в необходимости рассмотрения явлений объективной действительности с позиций закономерностей системного целого и взаимодействия его частей, взаимодействия выделенной системы со средой, являющейся одним из условий ее существования, структурной сложности каждого системного объекта, активной и целенаправленной деятельности социальных систем и т.д.
Этот принцип задает как бы определенную форму познания реальной действительности, специфический способ «видения» объекта исследования [4, с. 30].
Форма познания реального мира в решающей степени зависит от того, на чем мы концентрируем свое внимание, что является основным элементом исследования: отдельный предмет или явление, целостная система или совокупная разнообразная действительность. Полное представление о предмете действи-
тельности можно получить только в том случае, если процесс познания будет состоять в изучении его самого по себе, а затем
— в исследовании его как части, элемента той или иной системы, и далее в рассмотрении его определенности, его места во всеобщем взаимодействии всех систем и эмпирически действующих обстоятельств реального исторического процесса.
Исходя из изложенных теоретических посылок, исследование проблем продовольственного обеспечения населения требует системного подхода. Продовольственное обеспечение региона означает управление этим сложным процессом, доведение его до определенных научно-обоснованных нормативов потребления. В этом случае системный подход представляет собой комплекс методологических проблем и совокупность принципов и методов конкретно-научного знания, применяемых для изучения проблем продовольственного самообеспечения региона.
Задачам проводимого исследования наиболее полно отвечают логические определения, приведенные в рамках онтогно-сеологического подхода В.Н. Сагатовским, который основывался на аксиоматическом построении категориального аппарата системного исследования, с учетом известной триады Гегеля: бытие, небытие и изменение.
Любой предмет, созданный когда-либо и кем-либо, уже сам по себе является системой, потому что его свойства эмерджен-тны по отношению к исходным свойствам материала. В нем уже неявно содержится системность как таковая.
Какие причины обусловливают применение системного подхода? В.Н.Сагатовский выделяет три основных детерминанты:
— ускорение получения результата, когда слишком долго приходится ждать итогов при эволюционном пути развития объекта изучения;
— сложность самого объекта познания относительно использовавшихся ранее традиционных средств, подходов, методов, способов действий, которые перестали быть эффективными при его исследовании;
— интеграция научного знания при изучении междисциплинарных проблем, находящихся на стыках нескольких наук.
Для того чтобы со всей очевидностью представить объект исследования в качестве системы, нужно проанализировать факторы, которые необходимы и достаточны для ее возникновения и функционирования. Как отмечает В.Н. Сагатовский, в целом их можно разделить на три группы: системообразуюшие; системопорождающие; системообусловливающие [5, с. 15].
Система, с учетом первой группы факторов, представляет собой конечное множество элементов, их связей, представленных определенной структурой; основанием, в отношении которого происходит выделение ее составляющих; а также совокупностью исходных свойств, ради которых она собственно создается.
С учетом второй группы факторов система определяет, что должно быть получено в результате применения процедуры систематизации.
В качестве третьей группы факторов, определяющих формирование системы, выступают обусловливающие. Они задаются, прежде всего, условиями внешней среды. Эта среда накладывает совокупность ограничений на сохранение, функционирование и развитие объекта как системы, тем самым, обеспечивая в заданных пределах её воспроизводство.
Исходя из этого, системный подход к продовольственной самообеспеченности — это совокупность и комплексное использование таких подходов в деятельности агропромышленного комплекса, как структурный, инвестиционный, управленческий, финансово-бюджетный и ряд других. Как свидетельствует практика, ни один из них до сих пор не осуществлен в полной мере. Особенно негативным, по нашему мнению, является слабый структурно-инновационный фактор, который в комплексе с другими может послужить долговременной основой для устойчивого продовольственного обеспечения населения региона.
Системный подход — это не только постановка цели, но и определение путей достижения как комплекса научно-исследовательских, организационных и других мероприятий, ведущих к достижению социально-значимых показателей реализации целей [6, с. 3-7]. Применение системного подхода к продовольственной обеспеченности населения предполагает формулирование и количественное выражение конкретных целей, которые ставятся перед данной системой, и нахождение наиболее оптимальных экономических методов их достижения. Последнее обеспечивается разработкой и оценкой различных вариантов построения тех или иных процессов. Важной особенностью системного подхода является то, что его применение дает возможность рассматривать продовольственную самообеспеченность региона не только в статистике, но и в динамике, что дает возможность иметь различные варианты решения на случай изменений функционирования системы.
По нашему мнению, в литературных источниках наиболее точно определены следующие основные процедуры системного подхода.
1. Идентификация [7, с. 475] (опознание, распознание, установление, формулировка) объекта или предмета изучения исследования, познания совокупности элементов как системы, т.е. определение границ системы, выделение ее из окружающей среды путем установления функциональных взаимосвязей с окружающей средой. Если в отношении материальных элементов (объектов) неживой и искусственной природы проблема определения границ как системы решается относительно просто, то применительно к субъекту деятельности — человеку, включенному в организационную деятельность, к информации, используемой в экономических системах, энергообмену живых биосистем с окружающей средой, определить границы практически невозможно. Поэтому в части границ и отношений с окружающей средой все живые и социальные системы являются открытыми [2, с. 25].
2. Моделирование, т.е. физическое, моральное представление системы или формализованное или абстрактное (идеальное) описание системы при помощи различных знаковых систем (в виде экономико-математических моделей, символических, логических схем и т.д.) [2, с. 25].
Потенциально системный подход по своим возможностям, по идее, заложенной в нем, гораздо продуктивней, чем по способам его реализации и применения в действительности. Учет всех возможных взаимосвязей и зависимостей, обусловливающих то или иное явление, объект или процесс, позволяет в соответствии с основным диалектическим законом познания
— законом единства анализа и синтеза — получать более полное представление об объективном мире.
В рамках этих систем функционируют специфические механизмы, какие-либо органы управления, которые осуществляют взаимодействие отдельных элементов систем между собой и внешней средой, обеспечивают движение систем к заданному состоянию. Например, посредством управления реализуется цель, стоящая перед экономической системой, при этом движение к цели осуществляется по определенной программе.
В самом общем виде под управлением понимается сознательное, непрерывное воздействие со стороны субъекта на объект управления на основе специально разработанного механизма такого воздействия, обеспечивающего достижение целей,
стоящих перед субъектом управления в конкретных условиях хозяйствования. Итак, основными элементами любой системы управления являются: объект, субъект, цель и механизм обеспечения.
В нашем случае — это управление процессом продовольственной самообеспеченности региона, что выражается в формировании потребностей в определенных продуктах питания в соответствии с рекомендуемыми нормами по их количеству и качеству. Управлять процессом продовольственной обеспеченности необходимо системно. Объект управленческого воздействия на процесс продовольственной самообеспеченности населения следует рассматривать как особую специфическую экономическую систему, при этом необходимо раскрыть ее иерархичность, сложность взаимосвязей и внутреннего строения, что оказывает существенное влияние на выбор соответствующей стратегии управления объектами. Следовательно, требуется тщательная привязка управленческих воздействий к специфике функционирования той или иной системы.
В связи с этим необходимо учитывать некоторые особенности таких систем, которые способны: [1, с. 137-138]
— активно взаимодействовать с окружающей средой, не только получая от нее информацию и ресурсы, но и оказывая влияние на среду с целью ее преобразований в направлении, необходимом для более эффективного функционирования системы;
— при необходимости изменять свою структуру;
— к самосохранению на основе поддержки ее стабильности и развития путем перехода к новым, более совершенным и зрелым ступеням развития;
— существенно изменять свое поведение под влиянием как внешних, так и внутренних факторов;
— учитывать прошлый опыт, что позволяет системе оптимизировать свою деятельность, основываясь на закономерностях окружающей среды и себе самой.
В качестве объекта управления продовольственной обеспеченностью принимается все население того или иного района, территориального образования, которое представляет собой сложную социально-экономическую систему. Субъектом управления, в данном случае, выступают: Администрация и Законодательное собрание территориального образования, органы местного самоуправления.
Именно количество и структура населения являются той исходной базой, которая формирует количественные и качественные характеристики обеспечения продуктами питания региона, территориального образования.
Нормальное функционирование любой системы определяется целями, которые заложены в основу ее развития. В данном случае такой целью на ближайшую и отдаленную перспективу является достижение рационального и сбалансированного питания населения при определенном уровне продовольственного обеспечения.
Реализация этой цели требует, чтобы учитывались не только общественные интересы населения региона, территориального образования в целом, но и личные интересы каждого его жителя. Потребности региона в продуктах питания определяют физиологические потребности в питании с учетом особенностей проживания, численности населения и его социально — демографической структуры, величины доходов и платежеспособности [8, с. 39-41].
Более четкое определение цели продовольственной самообеспеченности вытекает из представленной табл.1.
Физическая и экономическая доступность продуктов питания предполагают, по нашему мнению, также готовность государства к предотвращению и ликвидации нарушений в обеспечении страны продуктами питания, вызываемых стихийными бедствиями и другими чрезвычайными ситуациями за счет создания постоянно возобновляемых стратегических и оперативных продовольственных запасов и системы их распределения. Размеры продовольственных резервов определяют поддержание баланса спроса и предложения, конъюнктуру цен на рынке продовольствия.
Учитывая важность определения объемов потребности и ассортимента продовольственных товаров в решении продовольственного вопроса, в качестве первой выделяется подсистему определения потребности в продовольствии. Функция этой подсистемы — обеспечение объемов и ассортимента продовольственных товаров.
Таблица 1
Классификация объекта управления процессом продовольственной самообеспеченности
как экономической системы*
Подсистемы общей экономической системы продовольственной самообеспеченности Основные задачи подсистем
1. Определение потребности в продовольствии 1.Определение объемов и ассортимента потребления продуктов питания в соответствии с научно обоснованными нормами и учетом специфики региона 2.Определение факторов, оказывающих влияние на потребности в продовольствии 3.Выбор основного принципа планирования потребности населения региона в продовольствии
2. Формирование продовольственных ресурсов рынка 1.Создание продовольственных фондов и продовольственных резервов 2. Повышение сохранности продовольственных товаров 3.Удовлетворение потребностей в продуктах питания, не создаваемых в регионе
3. Производство продовольствия 1.Обеспечение роста объемов производства сельскохозяйственной продукции для продовольственного самообеспечения региона 2.Увеличение объемов глубокой переработки сельскохозяйственной продукции на основе современных технологий 3.Снижение «импортной зависимости» и увеличение собственного производства продовольственных товаров в регионе 4.Обеспечение условий производства экологически чистой продукции 5.Обеспечение условий сохранности и воспроизводства окружающей среды
4. Распределение продовольственных ресурсов 1.Формирование внутренних и внешних рынков продовольственных товаров региона 2.Обеспечение равномерного, сбалансированного ассортимента продуктов питания в зависимости от сезона 3.Развитие системы хранения, транспортировки сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров 4.Организация обеспечения всего населения региона необходимым продовольствием
5. Потребление продовольствия 1.Оптимизация питания населения на основе сбалансированности его по питательным веществам 2.Повышение состава продуктов питания не ниже минимальной продуктовой корзины 3.Экономическая и физическая доступность населения для приобретения продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами потребления и уровнем доходов
6. Управление процессом продовольственной самообеспеченности 1.Обеспечение слаженного взаимодействия всех подсистем 2.Совершенствование системы управления АПК региона 3.Структурирование регионального формирования и продвижения продовольствия до потребителей 4.Организация мониторинга продовольственной обеспеченности и информационного обеспечения для оценки фактического состояния объекта управления заданным нормативным параметрами.
* по материалам статьи А. Колесняк. «Продовольственное обеспечение как система», положения которой нами дополнены и уточнены — выделенное курсивом принадлежит авторам.
Потребности страны или региона в продуктах питания определяют физиологические потребности в питании с учетом особенностей проживания, численности населения и его социально-демографической структуры, величины доходов и платежеспособного спроса на продовольственные товары. Основные задачи этой подсистемы — уточнение норм потребления продуктов питания для различных групп населения с учетом природно-климатических условий и традиций в питании; выявление факторов, оказывающих влияние на потребность в продовольствии.
Подсистему формирования и распределения продовольственных ресурсов необходимо разделить на подсистему формирования продовольственных фондов и подсистему распределения продовольственных ресурсов, поскольку каждая из них выполняет разные функции. Подсистема формирования продовольственных фондов — это часть системы, функция которой заключается в создании продовольственных фондов и государственных продовольственных резервов для обеспечения населения и спецпотребителей продуктами питания. Региональные фонды продовольственных ресурсов республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований формируются в основном за счет закупок продукции местного производства и других регионов Российской Федерации, а также государств — участников СНГ и по импортируемым поставкам. Порядок формирования этих фондов и их использования определяется правительствами республик в составе Российской Федерации, органами исполнительной власти краев, областей и автономных образований.
Формирование продовольственных фондов осуществляется за счет государственных закупок на основе заключаемых с
товаропроизводителями или посредническими организациями государственных контрактов в соответствии с объемами бюджетного финансирования государственных заказчиков и/или наличием у них собственных или заемных финансовых средств. Основой формирования продовольственных фондов выступает государственный заказ на закупку и поставку продукции для государственных нужд.
В задачу подсистемы распределения продовольственных ресурсов входит обеспечение равномерного по сезонам и территориям поступления необходимых продуктов питания, предусмотренных ассортиментом. В распределении продовольствия большое значение приобретает формирование рынков сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, обеспечивающих продвижение продукции от товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий до розничной торговли или конечных потребностей, а также развитие системы их транспортировки и хранения.
Продовольственное обеспечение связано с деятельностью разных ведомств и организаций, занимающихся производством, переработкой и распределением продовольственных ресурсов. Для согласованности их деятельности по целям и задачам достижения конечных результатов необходимо управление процессом продовольственного обеспечения. Поэтому в систему продовольственного обеспечения необходимо включить подсистему управления процессом продовольственной самообеспеченности, как замыкающую. Ее основной задачей является обеспечение взаимосвязанного функционирования всех подсистем системы продовольственного обеспечения, согласованной деятельности как управленческих и исполнительных, так и хозяйственных органов. В состав задач этой подсистемы входит
также контроль соответствия фактического состояния объекта управления нормативно заданному и корректировка, а также организация информационного обеспечения, необходимых для управления процессом продовольственного обеспечения.
Итак, исследование позволило выделить шесть подсистем в системе продовольственной самообеспеченности, каждая из которых имеет свои задачи и функции, реализуемые соответствующим видом деятельности. Объединение перечисленных подсистем выполнено по следующим признакам [9, с. 83-84]:
— функциональному — обеспечение выполнения главной цели системы (формирование фонда продовольственных ресурсов для обеспечения населения);
— организационному — логическая соподчиненность;
— ресурсному — обеспечение количественных и качественных показатели всей системы;
— технологическому — наличие необходимых способов для реализации поставленных целей.
Таким образом, продовольственная самообеспеченность — это структурированная по функциональному, организационному, ресурсному и технологическому признакам система взаимосвязанных подсистем, главная цель которой — надежное (бесперебойное) и достаточное (по медицинским гигиеническим нормам) снабжение населения основными продуктами питания, гарантирующее избавление от опасности голода или недоедания.
Литература
1. Поварич И.П., Поварич М.Д. Региональный рынок труда: Проблемы формирования и управления. Учебное пособие. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998.
2. Соловьев В.С. Теория стратегического управления социальными системами. — Новосибирск: Сиб.АГС, 2000.
3. Ленин В.И. Полн. собр. соч. — 5-е изд. М.: Политиздат, 1980. — Т. 49.
4. Кузьмин В. П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. — 3-е изд. — М.: Изд-во полит. лит-ры, 1986.
5. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии: В 3-х ч. — СПб., СПГУ, 1999.
6. Федорова И. Целевая региональная программа «Качество жизни» (новое управленческое мышление) // Кузбасские ведомости. — 1996. — № 1. (Приложение). — С. 3-7.
7. Советский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1982.
8. Колесняк А. Продовольственное обеспечение как система // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2005. — № 2.
9. Косинский П.Д., Шабашев В.А. Продовольственная самообеспеченность и качество жизни населения. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009.
особенности формирования нормативноправовой базы макрорегиона и его СИСТЕМНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
С.С. Решиев,
доцент Чеченского государственного университета (г. Грозный), начальник отдела экономического и бюджетного планирования Департамента отраслевой политики Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики, кандидат экономических наук [email protected]
Р.Х. Ильясов,
заместитель декана факультета математики и компьютерных технологий Чеченского государственного университета (г. Грозный), кандидат экономических наук, доцент [email protected]
Р.И. Мусаева,
аспирант географического факультета Чеченского государственного университета (г. Грозный),
В статье исследуются особенности формирования нормативно-правовой базы федерального округа (макрорегиона) и его системные характеристики, анализируется содержание основных нормативно-правовых актов, служащих основанием для координации и регулирования отношений между субъектами РФ в рамках федеральных округов, а также взаимоотношений между федеральными органами власти и федеральными округами и их территориями. Определены системные характеристики макрорегиона—Юга России в период 2000-2009 гг., через их сравнительный анализ показано место Юга России среди других макрорегионов страны.
Ключевые слова: нормативно-правовая база, макрорегион, Южный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, системные характеристики макрорегиона.
УДК 332.1 ББК 65.04
Истоки нормативно-правовой базы макрорегионов (федеральных округов), на наш взгляд, следует искать в «Основных положениях региональной политики в Российской Федерации», утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 803.
Сразу следует уточнить, что статус федерального округа не определен Конституцией Российской Федерации, подобно тому, как это сделано в отношении региона — субъекта Российской Федерации. Правовым основанием для существования федерального округа служат отдельные нормативные акты.