Научная статья на тему 'Системный подход к развитию культуры здоровья школьников в биологическом образовании'

Системный подход к развитию культуры здоровья школьников в биологическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
326
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА / РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ / СИСТЕМА ПОНЯТИЙ И УМЕНИЙ / РАСКРЫВАЮЩАЯ СОДЕРЖАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кабаян Ольга Сергеевна

В статье даны определения понятиям: «культура здоровья, развитие культуры здоровья», «культура здоровья личности школьника». Представлено описание понятий, раскрывающих содержание культуры здоровья личности школьника в биологическом образовании. С помощью метода граф продемонстрированы содержательно-логические связи между понятиями, а также последовательность их развития и формирования. Дана характеристика умениям здорового образа жизни, адекватным представленной системе понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный подход к развитию культуры здоровья школьников в биологическом образовании»

УДК 613.951.96 ББК 51.204.0 К 12

О.С. Кабаян

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры ботаники факультета естествознания

Адыгейского государственного университета; -mail: Kabayanolga@rambler. ru

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

В БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. В статье даны определения понятиям: «культура здоровья, развитие культуры здоровья», «культура здоровья личности школьника». Представлено описание понятий, раскрывающих содержание культуры здоровья личности школьника в биологическом образовании. С помощью метода граф продемонстрированы содержательно-логические связи между понятиями, а также последовательность их развития и формирования. Дана характеристика умениям здорового образа жизни, адекватным представленной системе понятий.

Ключевые слова: культура личности, культура здоровья, культура здоровья личности школьника, развитие культуры здоровья личности, система понятий и умений, раскрывающая содержание культуры здоровья личности школьника в биологическом образовании.

O.S. Kabayan

Candidate of Pedagogy, Assistant Professor of Botany Department of Natural Science Faculty at

Adyghe State University; E-mail: Kabayanolga@rambler. ru

THE SYSTEM APPROACH TO DEVELOPMENT OF HEALTH CULTURE IN PUPILS

IN BIOLOGICAL EDUCATION

Abstract. The paper gives the definitions of concepts: health culture, development of health culture, health culture of the person of the pupil. The description of the concepts, disclosing the content of health culture of the person of the pupil in biological education is presented. Using a method of columns the author shows the content-logic relations between concepts, as well as sequence of their development and education. The characteristic is given of abilities of the healthy way of life adequate to presented system of concepts.

Keywords: the person’s culture, health culture, health culture of the person of the pupil, development of health culture of the person, system of concepts and abilities, disclosing the content of health culture of the person of the pupil in biological education.

Исследование тенденций социально-экономического и научно-технического развития, реальная оценка состояния современной культуры позволяют утверждать, что основным фактором развития общества становится уровень и качество современного образования.

Культура здоровья - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, уровень нравственного развития общества, включающий морально-этические нормы поведения людей на производстве, в быту, на отдыхе.

Культура здоровья формируется в процессе жизни и деятельности поколений через систему воспитания, образования и просвещения; способствует здоровому образу жизни, определяет духовный рост общества, устойчивое социально-экономическое развитие безопасности жизнедеятельности каждого человека.

Считаем, что образование, как система научно и этически обоснованных императивов, принципов, идей, концепций, парадигм, организует, направляет и мобилизует

массовое общественное и индивидуальное сознание на природосообразную деятельность людей в социосфере, что и определяет развитие культуры здоровья.

Однако сложившийся в настоящее время момент четко демонстрирует, что возможности реализации задач школы экстенсивными формами практически исчерпаны и введение новых учебных дисциплин невозможно. Вслед за учеными А.В. Ахаевым, Г.А. Кураевым, Т.Н. Федюкиной, Н.А. Чулковым, Н.П. Абаскаловой и др., [5] считаем, что учебная дисциплина биология является ведущей в развитии культуры здоровья школьников в системе образования. Это обусловлено, с одной стороны, эволюционными предпосылками формирования здоровья человека, а с другой, - его обусловленностью состоянием и взаимосвязью каждой из функциональных систем организма.

Системное исследование культуры здоровья, терминологическая работа на понятийном уровне позволила создать необходимую методологическую конструкцию системы развития культуры здоровья личности школьника.

Под развитием культуры здоровья понимаем изменения, которые характеризуются удерживанием достигнутого и появлением приращений, приводящих к качественному изменению объекта развития.

Каждая новая ступень процесса становления и развития культуры здоровья есть синтез, представляющий собой обобщение знаний и убеждений, умений и навыков, практического опыта и ценностных ориентации, приобретенных личностью на предыдущей, менее высокой ступени развития.

В структуру понятийной матрицы включается широкий спектр характеристик, без которых культурная личность в области здоровьесбережения невозможна.

Культура здоровья принадлежит к числу тех понятий, по поводу содержания которых нет единого мнения среди исследователей, во многом это объясняется многозначностью толкования феномена.

С целью изучения сущности данного феномена нами были рассмотрены понятия «здоровье» и «культура».

В научной отечественной литературе представлено около 200 определений понятия «здоровье» и, по подсчетам Л.И. Куртмана [7 с.22], на период восьмидесятых годов прошлого века более четырехсот определений понятий «культура». Сейчас число определений измеряется уже четырехзначными цифрами.

Мы остановимся па определениях, которые необходимы для понимания сущности культуры здоровья личности школьника.

В ходе исследования, анализа литературных источников содержания методического комплекса школьных учебников по биологии [4, 6] построена система, включающая ряды понятий и выработку на их основе адекватных умений, раскрывающих основы культуры здоровья личности школьника, основываясь на общепринятых конструктивных положениях [3]:

- в общем плане понятия представляют множество взаимосвязанных структурных элементов, образующих устойчивое единство, целостность и обладающих интегративными свойствами;

- понятия, являясь важнейшим средством понимания, познания, приводят к принципиально новым изменениям в мышлении учащегося. Мышление в понятиях приводит к вскрытию глубинных связей, лежащих в основе действительности, к познанию закономерностей, управляющих действительностью, к упорядочению воспринимаемого мира;

- понятия являются содержательной основой реализации концепции образования, создавая тем самым условия для формирования у школьников научного понимания процессов и явлений;

- рассматриваемые понятия должны способствовать формированию у учащихся мнений, оценочных суждений, личностных позиций, являться индикатором их отношения

к проблеме, ориентировать на дальнейшее повышение уровня осведомленности и компетентности;

- только с образованием понятий наступает развитие самовосприятия, самонаблюдения, интенсивное познание внутреннего мира собственных переживаний, которые выражаются в новой мотивации, новом отношении к действительности, к практике, к самим знаниям. Именно благодаря понятиям ученик понимает то противоречие, которое существует между его реальным отношением к здоровью и тем потенциально возможным уровнем, на достижение которого ориентированы социальные цели культуры здоровья.

Система понятий, обеспечивающая развитие культуры здоровья школьника, включает ряды: «экологический»; «личностный»; «социальный», «духовно-

нравственный».

Данные блоки понятий органично встраиваются в макросистему по линии: «Природа - Человек - Общество - Культура».

Выделение и формирование данных блоков понятий позволяет приблизить учащихся к осознанию здорового образа жизни в качестве наиболее доступного и продуктивного пути укрепления здоровья человека, обеспечения его безопасной жизнедеятельности.

В первом ряду раскрываются понятия «экологического блока». Раскрытию понятий этого блока способствует изучение законов, правил, закономерностей в живой природе, коэволюции человека с природной средой, гармоничной взаимосвязи всего живого на Земле, важности овладения знаниями выживания в природной среде.

Во втором ряду раскрываются понятия, отражающие личностный уровень культуры здоровья. Раскрытие данного блока понятий подразумевает формирование у детей осознания себя в качестве личности мужского или женского пола. Предполагается рассмотрение особенностей во взаимодействии с окружающими в связи с гендерной идентификацией, преломление подачи анатомо-физиологического материала с точки зрения оценки различий антропофизиометрических показателей женского и мужского растущего организма, целесообразности формирования этих отличий в эволюции, значение их для выживаемости вида. Рассмотрение материала о физическом самосовершенствовании предполагает гендерную оценку как при выборе спортивной секции для занятий, так и при подборе упражнения утренней гимнастики.

В школьной биологии, предусмотренной федеральной программой, материал о здоровом образе жизни представлен в виде детального рассмотрения функционирования систем органов, их строения в зависимости от воздействия факторов, укрепляющих или разрушающих организм человека (8класс) без учета половой принадлежности, тогда как по характеру влияния факторов на организм половая принадлежность является определяющей. В курсе общей биологии (9-11 класс) исследуются закономерности жизнедеятельности организмов в филогенезе, формируется эволюционный взгляд на природу полов, создается целостная картина биологического мира, предусматривающая осознание необходимости наследственной изменчивости, наличия двух типов гамет, полового отбора, полового диморфизма для выживания и прогрессивного развития вида. Однако требуется акцентирование внимание на данном материале, анализ и обобщение.

Раскрывая понятия личностного уровня культуры, мы актуализируем проблему самостоятельного ответственного выбора: каждый сам решает, курить или не курить, употреблять наркотики или нет. Но последствия своих действий знать должен каждый. При рассмотрении материала о наследственности следует акцентировать внимание на том, что как мать, так и отец несут ответственность за генетическое и биологическое здоровье ребенка. Это возможно доказательно продемонстрировать на примере анализа наследования групп крови, наследования, сцепленного с полом и др.

Понимание необходимости нести ответственность за принятое решение и совершаемые действия заставляет задуматься ребят о том, что они в ответе не только за свое здоровье, но и здоровье будущих поколений: детей, внуков.

При изучении понятий «социального» ряда происходит формирование понимания эволюционного значения для человечества социальной среды жизни. В курсе общей биологии при изучении антропогенеза возможно рассмотрение проблемы социальной эволюции человечества. Рассмотрение теоретических вопросов этого ряда понятий позволяет сформировать умения понимать и выражать чувства, контролировать и расшифровывать эмоции, регулировать отношения к самому себе и окружающим людям.

Современное понимание культуры здоровья личности, признающее ценность отдельного человека, его право на счастье и проявление способностей, защиты от различных заболеваний на основе биологических знаний, немыслимо без главного права человека - понимания гармонии взаимосвязи предыдущего поколения с последующими.

Изучение понятий следующего ряда направлено на анализ этносоидентификационного материала. В результате происходит интеграция биологических социальных, экологических понятий с понятиями из области истории, обществознания и краеведения. Рассмотрение и детальное изучение ритуалов, традиций прошлой культуры побуждает обратиться каждого учащегося к истории своей семьи, народа, этноса.

Однако настоящее культуры определяется не только прошлым, но и будущим.

Культура здоровья - культура богатая и разнообразная. Она формируется не за счет стирания культурного многообразия, а за счет его углубления и параллельного развития связей, диалога между культурами Севера и Юга, Запада и Востока, гармонизации их взаимодействия.

Все ряды понятий взаимосвязаны между собой. Для установления содержательнологических связей между понятиями, а также последовательности их развития и формирования мы использовали метод граф [1]. Это позволило определить взаимоотношения между элементами понятий, а затем и систему связи между рядами.

Граф 1-й (рис. 1) показывает, что в первом ряду основным является понятие «коэволюция». Опираясь на термины «биоразнообразие», «экологические факторы», «качество природной среды», происходит формирование понимания о сложном взаимодействии всего живого в биосфере. Опираясь на такие элементы понятий, как «незагрязненные природные условия», «экологически грамотное поведение в природе», «знание основ оказания первой помощи», возможно сформировать ценностное отношение к своему организму и к окружающей среде.

Понятия экологического блока взаимосвязаны с рядами понятий, отраженных в графе 4 «этносо-идентификационного блока». Это объясняется тем, что понятия экологического блока, формирующие знания о многообразие видов, взаимоотношениях организмов на определенной территории, являются базовыми для развития понятий «этносо-идентификационного блока». Так как формирование цивилизаций, наций, этнических групп, как и биогеоценозов, приурочено к определенной территории и изменяется одновременно с эволюцией данной местности. Если рассмотреть эти взаимоотношения на личностном уровне развития культуры здоровья, то можно констатировать, что человек является составляющей биосферы, он возник в результате ее эволюции, и на него, как и на остальные живые виды распространяются законы развития биосферы. Дальнейшее развитие общества может состояться только с дальнейшим развитием природы. И здесь на первый план выходят процессы коэволюции.

Условные обозначения:

- базовое понятие «коэволюция»

- элементы понятия

Рис.1 Взаимосвязь элементов, характеризующих понятия экологического блока (граф 1).

Владение знаниями о биоразнообразии, знание особенностей формирования территории своего региона обеспечат грамотное поведение в природе, способствующее сохранению её в незагрязненном виде.

В графе 2 (рис. 2) обозначены понятия, отражающие повседневную деятельность человека, направленную на сохранение и оздоровление организма. При рассмотрении элементов этого блока - соблюдение правил здорового образа жизни (закаливание, достаточная двигательная нагрузка, рациональное питание и т.д.) - считаем, что одним из условий правильного их выполнения является овладение здоровьесберегающими умениями (определение физиометрических показателей организма, расчет норм питания, гармоничности развития и т.д.). В зависимости от величины соматических, антропометрических показателей отдельного индивида (рост, масса тела, окружность талии, грудной клетки, осанка, формы стопы) возможно проведение корректировки в содержании тех или иных компонентов образа жизни (усиление двигательной активности, определенное питание, щадящий закаливающий режим и т.д.).

При несоблюдении основ здорового образа жизни происходит нарушение уровня здоровья (появление избыточной массы тела, снижение сопротивляемости организма и т.д.), и, как следствие, развивается заболевание. Владение умениями по определению и контролю показателей помогут вовремя диагностировать изменения в организме.

Рис. 2. Взаимосвязь элементов, характеризующих понятия личностного блока (граф 2).

Граф 2 позволяет провести логическую связь, демонстрирующую зависимость показателей здоровья от образа жизни, есть возможность доказать, что морфологоанатомические, физиологические показатели организма, проявление генетических (фенотипическая изменчивость) находятся в зависимости от повседневной деятельности человека и от качества природной среды, его окружающей (связь с графом 1).

В настоящий момент сложилась такая ситуация, что человек сам может выбирать определенный стиль поведения для максимальной реализации генетической программы. Вовремя выявленные и развитые способности позволят обеспечить максимально правильный выбор профессии, приносящей наибольшее удовлетворение в будущем (связь с графом 3).

В настоящий момент социальная эволюция в антропогенезе занимает ведущую позицию. Изучение понятий «социального ряда» направлено на формирование коммуникативных компетенций, нравственной оценки социального поведения людей, осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением (рис 3). Изучение психогигиены, правил поведения дома, в гостях, на улице, правил общения со сверстниками, старшими, младшими, познание этикета разных культур способствуют осознанию многообразия и в то же время способствуют формированию грамотного представления о поведении в разных социогруппах, адекватных сложившимся стереотипам.

Следует отметить, что здоровые отношения в коллективе зависят от поведения каждой отдельной личности, а общество оказывает влияние на формирование характера, привычек, норм поведения людей, составляющих общественную формацию. Знание основ психологии, правил, стереотипов культурного поведения в социальной группе будет способствовать максимально эффективной адаптации индивида в коллективе. Данный граф находится во взаимосвязи с графом 2 и 4.

Условные обозначения:

О

V___/ - базовое понятие

«социальная психология»

- элементы понятия

Рис.3. Взаимосвязь элементов, характеризующих понятия социального блока (граф 3).

При реализации четвертого блока понятий «этносо-идентификационного» предусмотрено составление родословной своей семьи (генеалогического древа), возможность определить и проследить наследование признака, национальности предков, принадлежность к определенному этносу. Для раскрытия понятий данного блока мы рекомендуем организацию научно-исследовательской работы с учащимися. Изучение обрядов, обычаев этнической группы, к которой ученик имеет отношение, позволит приобщить учащихся к познанию не только своих предыдущих поколений, но и мудрости предков. К выполнению задания подключаются все члены семьи: мама, папа, дедушка и бабушка, другие близкие и дальние родственники. Опыт совместного (с родственниками всех поколений и ветвей) обращения к истории семьи приводит пониманию, что знание своих «корней» необходимо не только с биологической точки зрения (наследование заболеваний, предрасположенности и др.), но есть еще и моральная, нравственная сторона этого вопроса. Сохранение и передача от поколения к поколению исторической памяти о

своем роде - особая миссия каждого члена семьи. В рамках предложенной работы предусмотрено составление генеалогического древа с использованием Internet-технологий, в частности, программ (Geno Pro, My Heritage Family Tree Builder).

В содержании учебного предмета должны быть не только знания, но и выработка адекватных им умений, соподчиненных общей логике развития. Согласно авторам, [2, 3] исследующим данную проблему, «свободное владение умениями по укреплению здоровья является показателем высокого и стабильного уровня общей грамотности и одновременно надежным критерием готовности школьников к оздоровительной деятельности, определяющей её эффективное исполнение». Овладение умениями здорового образа жизни является конечным звеном педагогической стратегии, осуществляемой в направлении знания - убеждения - деятельность [2].

Умения здорового образа жизни - это такие умения, овладение которыми позволит учащимся оценивать поведение в аспекте сохранения и оптимизации здоровья, а также осуществлять в отношении своего организма несложные оздоровительные действия. Они являются жизненно важными умениями и необходимы каждому человеку для сохранения резервов здоровья, адаптации организма к современной социокультурной среде без ущерба для него.

Умения вести здоровый образ жизни должны подчиняться ряду требований:

- нацеливать учащихся на осуществление самоанализа и оценку физического и психического состояния и образа жизни человека;

- гибкие и мобильные умения и навыки ведения здорового образа жизни должны служить деятельной основой реального поведения человека и компонентом общей культуры.

- наличие данных умений определяет нормы поведения человека по отношению к себе, близким, окружающим, а также ориентирует на осознание здоровья в качестве первостепенной ценности.

Так на основе знаний экологического ряда возможно выработать умения выживания в природной среде, умения по оказанию первой медицинской помощи, экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Знание основ психогигиены позволяет сформировать умения самоконтроля, развить волевые качества.

Определение индивидуальных показателей состояния физического развития и сравнение их с нормой позволяют научить детей осуществлять корректировку образа жизни в зависимости от физиологических потребностей. Кроме этого, отработка данных умений позволяет выработать привычку у школьников обращаться к врачу за консультацией с профилактической целью.

Гигиенические умения наиболее успешно вырабатываются на материале из области паразитологии, а умения поддержания физической активности, физического самосовершенствования - из области этологии и физиологии.

Таким образом, системный подход, выбранный нами как приоритетный в познании культуры здоровья школьника, выполняет функции объективизации, выявления целостных явлений и системных: комплексов (знания, мышление, ценности, сознание, отношение, деятельность), раскрытия общих механизмов интеграции и показа качественной многомерности явлений. Основная цель формирования понятийной системы была направлена на то, чтобы на базе этих понятий уточнить и сформулировать ведущее понятие - «культура здоровья личности», а также осуществить развитие культуры личности в школьном биологическом образовании.

Примечания:

1. Березина Л.Ю. Графы и их применение. М.: Просвещение, 1979. 143 с.

2. Кирой В.Н., Войнов В.Б. Критерии оценки уровня здоровья // Валеология. 1998. № 3. С.

43-47.

3. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание, 1987.

79 с.

4. Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2007. 99 с.

5. Растворцева И.А Эффективность воспитания культуры здоровья у школьников при изучении биологии по валеологически скорректированной программе // Здоровье ребенка и пути его формирования и защиты. Липецк, 2006. С. 78-81.

6. Программы и учебники для основной общеобразовательной школы. Вариант I. Биология. 5-11 классы. Авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, А.А. Плешаков, В.И. Сивоглазов. Вариант II. Авторы: И.Н. Пономарева, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова. Вариант III. Авторы: В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латушин, Р.Д. Маш. Вариант IV. Анатомия и физиология человека (для классов с углубленным изучением анатомии и физиологии человека). Авторы: М.Р. Сапин, З.Г. Брыскина.

7. Экологическая культура в научных, философских и богословских интерпретациях: материалы IX Междунар. конгресса. СПб.: Наука, 1996. 162 с.

References:

1. Berezina L.Yu. Columns and their application // The manual for teachers. - М.: Prosveshchenie, 1979. - 143 p.

2. Kiroy V.N., Voinov V.B. Criteria for an estimation of health level /Valueology. - 1998. - No. 3. - P.43-47.

3. Usova A.V., Bobrov A.A. Formation of educational abilities in pupils. - М.: Znanie, 1987. -

79 p.

4. The collection of standard documents. Biology / Compilor E.D. Dneprov, A.G.Arkad’ev. - М.: Drofa, 2007. - 99 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Rastvortseva I.A. Efficiency of education of health culture in pupils at biology studying under the valueologically corrected program \\ Health of the child and ways of its formation and protection. -Lipetsk, 2006, - P. 78-81.

6. Programs and textbooks for the basic comprehensive school. Variant I. Biology. 5-11 classes. Authors N.I.Sonin, V.B.Zakharov, A.A.Pleshakov, V.I.Sivoglazov. Variant II. Authors I.N. Ponomareva, V.M. Konstantinov, V.S. Kuchmenko, A.G. Dragomilov, R.D. Mash, N.M. Chernova. Variant III. Authors V.V. Pasechnik, V.M. Pakulova, V.V. Latushin, R.D. Mash. Variant IV. Human anatomy and physiology (for classes with profound studying human anatomy and physiology). Authors M.R.Sapin, Z.G.Bryskina.

7. Ecological culture in scientific, philosophical and theological interpretations: Mater. IX Intern. Congress. - SPb.: Nauka, 1996 - 162 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.