Научная статья на тему 'Системный подход к повышению эффективности труда участковых медицинских сестер и врачей-терапевтов участковых путем изменения баланса компетенций'

Системный подход к повышению эффективности труда участковых медицинских сестер и врачей-терапевтов участковых путем изменения баланса компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
747
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ / КОМПЕТЕНЦИИ / МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА УЧАСТКОВОГО / ВРАЧ-ТЕРАПЕВТ УЧАСТКОВЫЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА / ACTIVITIES / JOB RESPONSIBILITIES / COMPETENCIES / SICK NURSE / PRIMARY CARE PHYSICIAN / THE EFFICIENCY OF LABOR

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шульмин Андрей Владимирович, Воронюк Оксана Владимировна, Козлов Василий Владимирович, Аршукова Ирина Леонидовна

Анализ видов деятельности и функций медицинских сестер врачей-терапевтов участковых (МС ВТУ), а также информационных компетенций медицинских сестер врача-терапевта участкового (МС ВТУ) с точки зрения законодательства и эффективности трудового процесса. Методология проведения работы: системный анализ с использованием принципа логического сопоставления нормативно правовых актов. Результаты Показана необходимость разработки отдельного направления повышения эффективности здравоохранения, основанного на совершенствовании информационного обмена, включающего не только информатизацию, но и современную психофизиологическую подготовку медицинского персонала, оптимизацию рабочего места и формата обмена данными. Область применения результатов: организация первичной медикосанитарной помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шульмин Андрей Владимирович, Воронюк Оксана Владимировна, Козлов Василий Владимирович, Аршукова Ирина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIC APPROACH TO THE EFFECTIVENESS INCREASE OF SICK NURSES AND PRIMARY CARE PHYSICIANS BY CHANGING THEBALANCE OF COMPETENCES

Purpose The aim of the paper is to analyze activities and functions of sick nurses of primary care physicians and also their information competences in terms of the legislation and the efficiency of labor process. Methodology of work: a systematic analysis using the principle of logical comparison of regulatory legal acts.Results Particular direction in the effectiveness increase of health care service based on the improvement of information exchange, which includes not only informatization but also a modern psycho physiological training of medical staff, workplace optimization and data exchange format is shown important for development. Practical implications: the organization of primary health care.

Текст научной работы на тему «Системный подход к повышению эффективности труда участковых медицинских сестер и врачей-терапевтов участковых путем изменения баланса компетенций»

УДК 614.2:614.25:614.23

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА УЧАСТКОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР И ВРАЧЕЙ-ТЕРАПЕВТОВ УЧАСТКОВЫХ ПУТЕМ ИЗМЕНЕНИЯ БАЛАНСА КОМПЕТЕНЦИЙ

Шульмин А.В., Воронюк О.В., Козлов В.В., Аршукова И.Л.

Цель:

Анализ видов деятельности и функций медицинских сестер врачей-терапевтов участковых (МС ВТУ), а также информационных компетенций медицинских сестер врача-терапевта участкового (МС ВТУ) с точки зрения законодательства и эффективности трудового процесса.

Методология проведения работы: системный анализ с использованием принципа логического сопоставления нормативно правовых актов.

Результаты

Показана необходимость разработки отдельного направления повышения эффективности здравоохранения, основанного на совершенствовании информационного обмена, включающего не только информатизацию, но и современную психофизиологическую подготовку медицинского персонала, оптимизацию рабочего места и формата обмена данными.

Область применения результатов: организация первичной медикосанитарной помощи.

Ключевые слова: виды деятельности, должностные обязанности,

компетенции, медицинская сестра врача-терапевта участкового, врач-терапевт участковый, эффективность труда.

SYSTEMATIC APPROACH TO THE EFFECTIVENESS INCREASE OF SICK NURSES AND PRIMARY CARE PHYSICIANS BY CHANGING THE

BALANCE OF COMPETENCES

Shulmin A.V., Voronyuk O.V., Kozlov V.V., Arshukova I.L.

Purpose

The aim of the paper is to analyze activities and functions of sick nurses of primary care physicians and also their information competences in terms of the legislation and the efficiency of labor process.

Methodology of work: a systematic analysis using the principle of logical comparison of regulatory legal acts.

Results

Particular direction in the effectiveness increase of health care service based on the improvement of information exchange, which includes not only informatization but also a modern psycho physiological training of medical staff, workplace optimization and data exchange format is shown important for development.

Practical implications: the organization of primary health care.

Keywords: activities, job responsibilities, competencies, sick nurse, primary care physician, the efficiency of labor.

Введение

В настоящее время широко обсуждается вопрос об изменении соотношения врачебного и среднего медицинского персонала, для исключения из фактически выполняемых врачом функций тех, которые не требуют его уровня компетенций и могут осуществляться медицинской сестрой.

Фактически, для обеспечения легитимности данного направления совершенствования эффективности труда, требуется сопоставление набора функций врачебного и среднего медицинского персонала. Учитывая тот факт,

что особое внимание сегодня уделяется реформированию первичного звена медико-санитарной помощи, мы поставили целью соотнести набор компетенций ВТУ и МС ВТУ.

Существующая структурная и функциональная диспропорция ВТУ - МС ВТУ характеризуется увеличением во врачебной деятельности доли тех видов медицинских услуг, которые должны осуществлять хорошо подготовленные участковые медсестры, а с другой стороны сестринскому персоналу отводится роль технического персонала, не требующего специальной медицинской подготовки. Последнее обстоятельство оказывает отрицательное влияние на качество сестринской помощи, имидж и привлекательность профессии участковая медсестра.

Принципиально новые условия оказания первичной медико-санитарной помощи населению медицинской сестрой, сложившиеся в нашей стране в связи с реформой здравоохранения, принятие ряда законов кардинальным образом изменили требования к качеству работы участковой медсестры [1, с. 56].

Расширение функций ВТУ и МС ВТУ, внедрение современных технологий в их работу потребовало пересмотра, как содержания, так и методов оказания первичной медико-санитарной помощи. Назрела необходимость четко определить оптимальные структурно-функциональные соотношения фактически исполняемых компетенций ВТУ и МС ВУТ.

Материалы и методы

Целью исследования явилось определение основных направлений совершенствования информационной модели работы МС ВТУ.

Объектом исследования стала законодательная база Российской Федерации. Единицей наблюдения являлся нормативно правовой акт, регулирующий трудовой процесс как МС ВТУ, так и ВТУ.

Относительно новым для России и в частности для систем образования и здравоохранения, но очень существенным, является понятие компетенций. В толковых словарях понятие компетенция (от лат. competens - соответствующий

от compete - добиваюсь, соответствую, подхожу) определяется как совокупность юридически установленных полномочий (прав и обязанностей) управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений. Зона полномочий, тех или иных органов, и лиц, устанавливается законами, другими нормативными актами, положениями, инструкциями, уставами.

С точки зрения образовательной деятельности, компетенции рассматриваются как осознанная человеком способность (возможность) реализации знаний и умений, для эффективной деятельности в конкретной ситуации.

В данной работе, мы понимаем компетентность как владение соответствующей компетенцией, то есть совокупностью взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, отношений), устанавливаемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов для продуктивного действия с ними. Аналогичную трактовку этих понятий можно найти в работах многих российских ученых, например А. Н. Дахина, А. В. Хуторского и др. [3, с. 137; 5, с. 57].

Из группы компетенций следует выделять социально-трудовые компетенции, подразумевающие выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи; права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

В процессе обработки информации проводился системный анализ с использованием принципа логического сопоставления различных нормативно правовых актов.

Результаты и обсуждение

Проведенный анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации позволяет утверждать, что легитимность деятельности специалиста определяется компетенциями, полученными в процессе обучения и подтвержденным соответствующим документом.

В системе здравоохранения система допуска к деятельности утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.07.2009 г. № 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения".

Для среднего медицинского персонала подобным нормативно-правовым актом на данный момент является приказ МЗ СССР № 418 от 13.07.1989 г. Об утверждении новой редакции «Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью», где определено, что медицинской сестрой может работать специалист, закончивший среднее медицинское учебное заведение или высшее медицинское учебное заведение -3 курса. Таким образом, данные этапы обучения, должны обеспечить в рамках образовательной программы получение необходимых компетенций специалиста, а именно МС ВТУ.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.11.2009 г. № 869 (ред. от 03.03.2010) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" определяет для медицинских сестер участковых следующие должностные обязанности: организует амбулаторный прием врача-терапевта (педиатра) участкового, обеспечивает его индивидуальными картами амбулаторных больных, бланками рецептов, направлений, подготавливает к работе приборы, инструменты. Кроме того, вменяет в исполнение следующие компетенции: формирует совместно с врачом-терапевтом (педиатром)

участковым врачебный (терапевтический) участок из прикрепленного к нему населения, ведет персональный учет, информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения, участвует в формировании групп диспансерных больных. Осуществляет диспансерное наблюдение больных, в том числе имеющих право на получение набора социальных услуг, в установленном порядке. Проводит доврачебные осмотры, в том числе профилактические, с записью результатов в медицинской карте амбулаторного больного. Проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому воспитанию и образованию обслуживаемого населения, консультирует по вопросам формирования здорового образа жизни. Осуществляет профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, выявлению ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска, организует и ведет занятия в школах здоровья. Изучает потребности обслуживаемого населения в оздоровительных мероприятиях и разрабатывает программу проведения этих мероприятий. Организует проведение диагностики и лечения заболеваний и состояний, в том числе восстановительного лечения больных в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому. Оказывает неотложную доврачебную медицинскую помощь больным при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому. Оформляет направление больных на консультации к врачам-специалистам, в том числе для стационарного и восстановительного лечения, по медицинским показаниям. Проводит мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний, организует и проводит противоэпидемические мероприятия и иммунопрофилактику в установленном порядке. Оформляет документацию по экспертизе временной нетрудоспособности в установленном порядке и документы для направления на медико-социальную экспертизу, а также заключение о необходимости направления пациентов по медицинским показаниям на санаторно-курортное

лечение. Взаимодействует с медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, страховыми медицинскими компаниями, иными организациями. Совместно с органами социальной защиты населения организует медико-социальную помощь отдельным категориям граждан: одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным,

нуждающимся в уходе. Руководит деятельностью младшего медицинского персонала. Ведет медицинскую документацию. Принимает участие в анализе состояния здоровья обслуживаемого населения и деятельности врачебного (терапевтического) участка. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарногигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.

Также, в соответствии с данным приказом, медицинская сестра участковая должна знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, действующие в сфере здравоохранения; теоретические основы сестринского дела; основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни; правила эксплуатации медицинского инструментария и оборудования; статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения и деятельности медицинских организаций; правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений; основы функционирования бюджетностраховой медицины и добровольного медицинского страхования; основы валеологии и санологии; основы диетологии; основы диспансеризации; социальную значимость заболеваний; основы медицины катастроф; правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила

внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Обобщенный набор компетенций медицинской сестры врачебного терапевтического участка представлен на рисунке 1

Клиника Эпидемиология Экология здоров^й-вёраз жизни

Организация здравоохранения уг

Медицинская / ---- \

статистика /

V ( МС ВТУ )

Юридическое право Экономика

Рис. 1. Обобщенный набор компетенций МС ВТУ в соответсвии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.11.2009 № 869.

Перечень обязанностей адресованных конкретно МС ВТУ можно найти в приказах Минздравсоцразвития РФ от 21.06.2006 г. № 490 «Об организации деятельности медицинской сестры участковой. При этом, практически все ВТУ и МС ВТУ, работающие на ставку, имеют соглашения по выполнению дополнительного объема работы в пределах установленной ему законодательством продолжительности рабочего времени указанного в приказе Минздравсоцразвития РФ от 19.02.2008 г. № 77н "О Методических рекомендациях по оформлению в 2008 году трудовых отношений между врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) и

учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии -соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации)". Кроме того, среди документов рекомендательного и методического характера, следует упомянуть должностные инструкции среднего медицинского и фармацевтического персонала, а в частности участковой медицинской сестры территориального терапевтического участка, разработанные в НИИ общественного здоровья и управления здравоохранения ММА им. И. М. Сеченова М. А. Татарниковым, представляющие дословное перечисление обязанностей приказа Минздравсоцразвития РФ от 06.11.2009 N 869 (см. табл. 1) и выборочного набора компетенций, представленных ниже:

- подготавливает амбулаторный прием врача (подготовка рабочего места, приборов, инструментария, индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков рецептов и других статистических медицинских бланков, своевременно получает результаты лабораторных и других исследований, расклеивает их по амбулаторным картам);

- готовит больного к амбулаторному приему врача (измеряет артериальное давление, проводит термометрию и другие медицинские исследования и манипуляции в пределах своей компетенции или по поручению врача);

- заполняет карты экстренного извещения, бланки направлений на лечебно-диагностические исследования, помогает в заполнении посыльных листков в медико-социальную экспертную комиссию, санаторно-курортных карт, выписок из амбулаторных карт;

- вносит в амбулаторную карту больного данные флюорографического и других исследований;

- объясняет пациенту способы и порядок подготовки к лабораторным, инструментальным и аппаратным исследованиям;

- проводит отбор материала для бактериологических исследований в соответствии с назначениями врача;

- проводит под руководством и контролем врача профилактические прививки;

- обучает членов семьи организации безопасной среды для пациента;

- квалифицированно и своевременно исполняет приказы, распоряжения и поручения руководства учреждения, а также нормативно-правовые акты по своей профессиональной деятельности;

- соблюдает правила внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности, санитарно-эпидемиологического режима;

- оперативно принимает меры, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям;

- систематически повышает свою квалификацию.

Сравнительная характеристика перечня должностных обязанностей МС ВТУ и ВТУ, определенная двумя выше представленными нормативноправовыми актами и методическими рекомендациями, представлена в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика перечня должностных обязанностей врача-терапевта участкового и медицинской сестры врача-терапевта участкового, представленных в нормативно-правовых актах на _________________________территории РФ_____________________________

№ п/п Приказ МЗСР РФ от 07.12.2005 г. № 765 «Об организации деятельности врача-терапевта участкового» Приказ МЗСР РФ от 21.06.2006 г. № 490 «Об организации деятельности медицинской сестры участковой» Приказ МЗСР РФ от 06.11.2009 г. № 869 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»)

1. формирует врачебный (терапевтический) участок из прикрепленного к нему населения формирует совместно с врачом-терапевтом участковым врачебный (терапевтический) участок из прикрепленного к нему населения, ведет персональный учет, информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения, участвует в формировании групп диспансерных больных формирует совместно с врачом-терапевтом (педиатром) участковым врачебный (терапевтический) участок из прикрепленного к нему населения, ведет персональный учет, информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения, участвует в формировании групп диспансерных больных

2. организует амбулаторный прием врача-терапевта участкового, подготавливает к работе приборы, инструменты, обеспечивает бланками рецептов, направлений организует амбулаторный прием врача-терапевта (педиатра) участкового, обеспечивает его индивидуальными картами амбулаторных больных, бланками рецептов, направлений, подготавливает к работе приборы, инструменты

3. осуществляет санитарногигиеническое образование, консультирует по вопросам формирования здорового образа жизни проводит мероприятия по санитарногигиеническому воспитанию и образованию обслуживаемого населения, консультирует по вопросам формирования здорового образа жизни проводит мероприятия по санитарногигиеническому воспитанию и образованию обслуживаемого населения, консультирует по вопросам формирования здорового образа жизни

4. осуществляет профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска, организует и ведет школы здоровья осуществляет профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально-значимых болезней и факторов риска, организует и ведет занятия в школах здоровья осуществляет профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, выявлению ранних и скрытых форм заболеваний, социально-значимых болезней и факторов риска, организует и ведет занятия в школах здоровья

5. изучает потребности обслуживаемого им населения в оздоровительных мероприятиях и разрабатывает программу проведения этих мероприятий изучает потребности обслуживаемого населения в оздоровительных мероприятиях и разрабатывает программу проведения этих мероприятий изучает потребности обслуживаемого населения в оздоровительных мероприятиях и разрабатывает программу проведения этих мероприятий

№ п/п Приказ МЗСР РФ от 07.12.2005 г. № 765 «Об организации деятельности врача-терапевта участкового» Приказ МЗСР РФ от 21.06.2006 г. № 490 «Об организации деятельности медицинской сестры участковой» Приказ МЗСР РФ от 06.11.2009 г. № 869 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»)

6. осуществляет диспансерное наблюдение п. ациентов, в том числе имеющих право на получение набора социальных услуг, в установленном порядке осуществляет диспансерное наблюдение больных, в том числе имеющих право на получение набора социальных услуг, в установленном порядке осуществляет диспансерное наблюдение больных, в том числе имеющих право на получение набора социальных услуг, в установленном порядке

7. организует и проводит диагностику и лечение р. азличных заболеваний и состояний, в том числе восстановительное лечение пациентов в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому организует проведение диагностики и лечения заболеваний и состояний, в том числе восстановительного лечения больных в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому организует проведение диагностики и лечения заболеваний и состояний, в том числе восстановительного лечения больных в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому

8. проводит доврачебные осмотры, в том числе профилактические, с записью в медицинской карте амбулаторного больного проводит доврачебные осмотры, в том числе профилактические, с записью результатов в медицинской карте амбулаторного больного

9. оказывает неотложную медицинскую помощь п. ациентам при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому оказывает неотложную доврачебную медицинскую помощь больным при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому оказывает неотложную доврачебную медицинскую помощь больным при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому

10. направляет пациентов на консультации к с. пециалистам, в том числе для стационарного и восстановительного лечения по медицинским показаниям оформляет направление больных на консультации к врачам-специалистам, в том числе для стационарного и восстановительного лечения по медицинским показаниям оформляет направление больных на консультации к врачам-специалистам, в том числе для стационарного и восстановительного лечения по медицинским показаниям

11. организует и проводит противоэпидемические мероприятия и иммунопрофилактику в установленном порядке проводит мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний, организует и проводит противоэпидемические мероприятия и иммунопрофилактику в установленном порядке проводит мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний, организует и проводит противоэпидемические мероприятия и иммунопрофилактику в установленном порядке

12. проводит экспертизу временной н0е. трудоспособности в установленном порядке и оформляет документы для направления на медикосоциальную экспертизу оформляет документацию по экспертизе временной нетрудоспособности в установленном порядке и документы для направления на медико-социальную экспертизу оформляет документацию по экспертизе временной нетрудоспособности в установленном порядке и документы для направления на медико-социальную экспертизу

№ п/п Приказ МЗСР РФ от 07.12.2005 г. № 765 «Об организации деятельности врача-терапевта участкового» Приказ МЗСР РФ от 21.06.2006 г. № 490 «Об организации деятельности медицинской сестры участковой» Приказ МЗСР РФ от 06.11.2009 г. № 869 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»)

13. выдает заключение о необходимости направления пациентов по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение оформляет заключение о необходимости направления пациентов по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение оформляет заключение о необходимости направления пациентов по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение

14. взаимодействует с медицинскими о2р. ганизациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, страховыми медицинскими компаниями, иными организациями взаимодействует с медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, страховыми медицинскими компаниями, иными организациями взаимодействует с медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, страховыми медицинскими компаниями, иными организациями

15. организует совместно с органами социальной защиты населения медикосоциальную помощь отдельным категориям граждан: одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным, нуждающимся в уходе организует совместно с органами социальной защиты населения медико-социальную помощь отдельным категориям граждан: одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным, нуждающимся в уходе совместно с органами социальной защиты населения организует медикосоциальную помощь отдельным категориям граждан: одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным, нуждающимся в уходе

16. руководит деятельностью среднего медицинского персонала, осуществляющего первичную медикосанитарную помощь руководит деятельностью младшего медицинского персонала, осуществляющего первичную медикосанитарную помощь руководит деятельностью младшего медицинского персонала

17. обеспечивает врача-терапевта участкового необходимыми медикаментами, стерильными инструментами, спецодеждой осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов

18. ведет медицинскую документацию в у6с. тановленном порядке, анализирует состояние здоровья прикрепленного населения и деятельность врачебного участка ведет медицинскую документацию в установленном порядке, анализирует состояние здоровья прикрепленного населения и деятельность врачебного (терапевтического) участка ведет медицинскую документацию, принимает участие в анализе состояния здоровья обслуживаемого населения и деятельности врачебного (терапевтического) участка

19. осуществляет мероприятия по соблюдению санитарногигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции

Общей закономерностью для табл. 1, является то, что за исключением пункта, об оказании неотложной медицинской помощи пациентам при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому, все остальные обязанности, носят характер информационного обмена, поскольку состоят из процесса получения данных субъективного (со слов пациента) и объективного (результаты лабораторных, инструментальных исследований и др.) содержания, их регистрация (в амбулаторной карте) и анализа (диагностика, контроль лечения и др.), с преобразованием в исходящие информационные потоки (выполнение лечебных назначений, врачебных рекомендаций относительно образа жизни и др.) (рис. 2).

Рис. 2. Информационные потоки в работе МС ВТУ.

Таким образом, мы можем констатировать, что в наборе компетенций МС ВТУ определяемом нормативно-правовыми актами доминирует компонент

информационного обмена в рамках врач - пациент, врач - средний медицинский персонал, врач - врач и врач - руководитель. Диапазон информационного обмена выходит за рамки лечебно-диагностического и профилактического направления и включает организационно-аналитический, юридический, экономический и социально-психологический компоненты. Кроме того, отдельного внимания заслуживает послевузовское обучение и навык самообразования, предопределяющие успех ранее указанных информационных взаимодействий.

Заключение

Вышесказанное определяет необходимость разработки отдельного направления повышения эффективности здравоохранения, основанного на совершенствовании информационного обмена, включающего не только информатизацию, но и современную психофизиологическую подготовку медицинского персонала, оптимизацию рабочего места и формата обмена данными. Такой подход является особенно актуальным в условиях сохранения дефицита врачебных кадров и растущего спроса на услуги здравоохранения вследствие старения населения и других малоуправляемых факторов.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бадаев Ф. И. Многопрофильная больница: управление ресурсами Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2004. 212 с.

2. Герчикова И. Н. Менеджмент. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. 480

с.

3. Дахин А. Н. Компетенция и компетентность: сколько их у

российского школьника // Народное образование, 2004. № 4. С. 136 - 144.

4. Пивень Д. В. Приоритетный национальный проект "Здоровье": первые уроки"// Менеджер здравоохранения, 2007. № 9. С. 21-27.

5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования // Народное образование, 2003. № 5. С. 55 - 61.

References

1. Badaev F. I. Mnogoprofil'naya bol'nitsa: upravlenie resursami [Multifield hospital: resource management]. Ekaterinburg: AMB Publ., 2004. 212 p.

2. Gerchikova I. N. Menedzhment [Management]. Moscow: Unity, 1995.

480 p.

3. Dahin A. N. Kompetentsiya i kompetentnost': skol'ko ih u rossiiskogo shkol'nika [Capacity and competence: how many of them russian schoolchild has]. Narodnoe obrazovanie [Popular schooling], no. 4 (2004): 136 - 144.

4. Piven' D. V. Prioritetnyi natsional'nyi proekt "Zdorov'e”: pervye uroki” [Priority national project "Health": first lesson]. Menedzher zdravookhraneniya [Public health management], no. 9 (2007): 21 - 27.

5. Hutorskoi A. V. Klyuchevye kompetentsii. Tehnologii konstruirovaniya [Key competences. Construction technologies]. Narodnoe obrazovanie [Popular schooling], no. 5 (2003): 55 - 61.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Шульмин Андрей Владимирович, кандидат медицинских наук, доцент Красноярский государственный медицинский университет имени проф.

В. Ф.Войно-Ясенецкого

ул. Партизана Железняка 1а, г. Красноярск, 660022, Россия e-mail: gydwin@bk.ru

Воронюк Оксана Владимировна, аспирант

Красноярский государственный медицинский университет имени проф.

В. Ф.Войно-Ясенецкого

ул. Партизана Железняка 1а, г. Красноярск, 660022, Россия e-mail: gydwin@bk.ru

Козлов Василий Владимирович, кандидат медицинских наук, доцент

Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф.Войно-Ясенецкого

ул. Партизана Железняка 1а, г. Красноярск, 660022, Россия e-mail: kvv.doc@gmail.com

Аршукова Ирина Леонидовна, кандидат физико-математических наук, доцент Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф.Войно-Ясенецкого

ул. Партизана Железняка 1а, г. Красноярск, 660022, Россия e-mail: gydwin@bk.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Shulmin Andrei Vladimirovich, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor

Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V.F. Voyno-Yasenetsky 1a, Partizan Zheleznyak street, Krasnoyarsk, 660022, Russia e-mail: gydwin@bk.ru

Kozlov Vasilii Vladimirovich, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor

Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V.F. Voyno-Yasenetsky 1a, Partizan Zheleznyak street, Krasnoyarsk, 660022, Russia e-mail: kv1v@rambler.ru

Voronyuk Oksana Vladimirovna, Postgraduate Student

Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V.F. Voyno-Yasenetsky 1a, Partizan Zheleznyak street, Krasnoyarsk, 660022, Russia e-mail: gydwin@bk.ru

Arshukova Irina Leonidovna, Candidate of Physico-mathematical Sciences, Associate Professor

Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V.F. Voyno-Yasenetsky 1a, Partizan Zheleznyak street, Krasnoyarsk, 660022, Russia e-mail: gydwin@bk.ru

Рецензент:

Мажаров Владимир Федорович, профессор, лаборатория медико-социальных проблем НИИ КПГ и ПЗ СО РАМН, руководитель, д.м.н., Новокузнецк, Кемеровской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.