Научная статья на тему 'Системный подход к организации и осуществлению практико-ориентированного обучения в условиях педагогического вуза'

Системный подход к организации и осуществлению практико-ориентированного обучения в условиях педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМНОКОМПОНЕНТНЫЙ АСПЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ АСПЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / СИСТЕМНОИНТЕГРАТИВНЫЙ АСПЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / SYSTEM APPROACH / EDUCATIONAL SYSTEM / SYSTEM-COMPONENT-PEDAGOGICAL ASPECT OF THE SYSTEM / SYSTEM-STRUCTURAL ASPECT OF THE EDUCATIONAL SYSTEM / A SYSTEM-FUNCTIONAL ASPECT OF PEDAGOGICAL SYSTEM / SYSTEM-INTEGRATIVE ASPECT OF PEDAGOGICAL SYSTEM / PRACTICE-ORIENTED TRAINING / THE TRAINING OF SCIENTIFIC-METHODICAL LABORATORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Течиева Виктория Заурбековна

В статье говорится о том, что в Концепции модернизации российского образования перед высшей школой поставлена цель подготовка специалиста способного к конкуренции на рынке труда, компетентного, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, а одним из путей решения этой проблемы является реализация практико-ориентированного обучения. Системный анализ играет ведущую роль в организации практико-ориентированного обучения системы высшего образования, так как с ним процедура познания системного объекта осваивается всесторонне. Автор статьи в качестве такого объекта позиционирует учебные научно-методические лаборатории (УНМЛ), функционирование которых осуществляется в Северо-Осетинском государственном педагогическом институте (Институт). В статье подчеркивается, что содержание работы УМНЛ направлено на решение задач образовательной программы, согласно которым определены направления деятельности, мероприятия практикоориентированного обучения, отражающие интересы не только Института, обучающихся, но и баз практик. Далее в статье автором приводится описание этапов плана работы лабораторий и ожидаемые результаты по их завершении. Рассмотрены внутренние компоненты лаборатории, установлены ее структурные связи и отношения между элементами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system approach to the organization and implementation of practice-oriented training in the conditions of pedagogical University

The publication tells the concept of modernization of Russian education in the higher school with the main objective to prepare a specialist is able to compete on the labour market, competent and ready for continuous professional growth, social and professional mobility, and one of the ways to solve this problem is the implementation of practice-oriented training. In the system of higher education in the organization of practice-oriented training system analysis plays a leading role, as with the procedure of the knowledge system object is mastered fully. The author of the article as such object positioning training laboratory (UNMIL), the functioning of which is in North-Ossetian state pedagogical Institute (the Institute). The article emphasizes that the content of the work UMNL aimed at solving the tasks of the educational program, according to which the identified activities, activities of practice-oriented training that reflects the interests not only of the Institute, students and practice base. Further in the article the author describes the stages of the plan of work of laboratories and expected results upon completion. Reviewed the internal components of the laboratory, established its structural connections and relations between elements.

Текст научной работы на тему «Системный подход к организации и осуществлению практико-ориентированного обучения в условиях педагогического вуза»

УДК 378

Течиева Виктория Заурбековна

ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт»,

Россия, Владикавказ1 Доцент кафедры общей и социальной педагогики Кандидат педагогических наук, доцент E-Mail: [email protected]

Системный подход к организации и осуществлению практико-ориентированного обучения в условиях педагогического вуза

Аннотация: В статье говорится о том, что в Концепции модернизации российского образования перед высшей школой поставлена цель - подготовка специалиста способного к конкуренции на рынке труда, компетентного, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, а одним из путей решения этой проблемы является реализация практико-ориентированного обучения.

Системный анализ играет ведущую роль в организации практико-ориентированного обучения системы высшего образования, так как с ним процедура познания системного объекта осваивается всесторонне. Автор статьи в качестве такого объекта позиционирует учебные научно-методические лаборатории (УНМЛ), функционирование которых осуществляется в Северо-Осетинском государственном педагогическом институте (Институт). В статье подчеркивается, что содержание работы УМНЛ направлено на решение задач образовательной программы, согласно которым определены направления деятельности, мероприятия практико-ориентированного обучения, отражающие интересы не только Института, обучающихся, но и баз практик.

Далее в статье автором приводится описание этапов плана работы лабораторий и ожидаемые результаты по их завершении.

Рассмотрены внутренние компоненты лаборатории, установлены ее структурные связи и отношения между элементами.

Ключевые слова: Системный подход; педагогическая система; системно-компонентный аспект педагогической системы; системно-структурный аспект педагогической системы; системно-функциональный аспект педагогической системы; системно-интегративный аспект педагогической системы; практико-ориентированное обучение; учебная научно-методическая лаборатория.

Идентификационный номер статьи в журнале 147РУЫ214

1 362020, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 192

Одной из граней научного познания педагогической действительности является системный подход как общеметодологический принцип. Этот подход применим к системам, и предполагает постоянный учет, и использование в процессе изучения закономерных связей, присущих им. При этом достоверность получаемых сведений во многом зависит от понимания такой универсальной научной категории, как «система».

Учитывая область нашего познания, целесообразно остановиться на определении сущности педагогической системы и действий системного подхода в ее изучении.

В педагогической науке понятие «педагогическая система» различными исследователями трактуется неодинаково. Однако, принимая во внимание тот факт, что основной отличительной особенностью ФГОС ВПО третьего поколения является выраженный компетентностный характер, то определение В.П. Беспалько, на наш взгляд, наиболее точно отвечает его замыслам. Он считает, что это «определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами» [1, с.6.].

С позиций системного подхода в приведенном определении выделяются следующие внутренние аспекты педагогической системы: системно-компонентный, системно-структурный, системно-функциональный и системно-интегративный.

Системно-компонентный аспект системного подхода дает ответ на вопрос: из чего, из каких компонентов образовано целое? Компоненты системы в философском понимании - это те структурные единицы, взаимодействие которых вызывает и обеспечивает присущие системе качественные особенности.

Без устойчивых связей, взаимодействия компонентов, то есть без структуры, система перестала бы существовать как данное конкретное целое. Наличие структуры - условие накопления количественных изменений внутри системы, являющихся необходимой предпосылкой для ее последующего развития и преобразования.

Всякая система социального порядка активна и деятельна, что проявляется в ее функциях. В свою очередь, функции системы есть интегрированный результат определенных действий образующих ее компонентов. По отношению к системе они носят целесообразный характер, в противном случае компонент выпадает из системы и становится инородным телом для нее. Изменения в природе компонентов, в характере их взаимодействия вызывают соответствующие изменения в функциях, как самих компонентов, так и системы в целом.

Следовательно, системный подход - это не просто выделение системного объекта субъектом познания, но и процедура его системного освоения. Наиболее продуктивный путь к этому - конструирование педагогической структуры в соответствии с потребностями и целями научного исследования [3].

В Концепции модернизации российского образования перед высшей школой поставлена цель - подготовка специалиста способного к конкуренции на рынке труда, компетентного, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [2]. Эта конечная цель согласуется с требованиями к будущему педагогическому работнику и достижение ее, бесспорно, обеспечивается в условиях практико-ориентированного обучения. Основной задачей рассматриваемого подхода в образовании является построение оптимальной модели, сочетающей освоение теоретических знаний и применение их в решении практических вопросов, что способствует формированию профессиональных компетенций у будущего специалиста.

Существуют различные подходы к рассмотрению практико-ориентированного образования. Одни его связывают с организацией учебной, производственной и преддипломной практиками, где происходит погружение студента в профессиональную среду, осознание собственной созидательной роли в педагогической деятельности. Другие считают наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих компетентное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности. Третьи - становление практико-ориентированного образования связывают с использованием возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин.

Из вышесказанного следует, что организация практико-ориентированного обучения обусловлена требованиями общества к выпускнику высшей школы, который должен быть готов к решению нестандартных профессионально-педагогических задач, способен к саморазвитию, самообразованию, успешной презентации себя на рынке труда, быть ориентированным на социально-значимые приоритеты [4].

В системе высшего образования в организации практико-ориентированного обучения системный анализ играет ведущую роль, так как с ним процедура познания системного объекта осваивается всесторонне. В контексте нашего исследования таким объектом является учебная научно-методическая лаборатория (УНМЛ) по оптимизации практикоориентированности обучающихся. В ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» функционирование названных лабораторий осуществляется как стационарно, так и в сторонних организациях, обладающих необходимым кадровым персоналом, оборудованием, пособиями, инвентарем, информационными технологиями. Эти лаборатории являются структурными подразделениями Института, за деятельность которых отвечают заведующие ведущих и выпускающих кафедр соответствующего профиля профессиональной подготовки: физической культуры и спорта, осетинской филологии, психологии развития, начального и дошкольного образования. Кафедра строит взаимодействие с образовательной организацией согласно плану работы, в содержании которого отражены требования к выпускнику, а также представлены долгосрочные и ежегодные направления деятельности и мероприятия, отражающие интересы базы практики в части:

научно-методической поддержки; участия в психологическом сопровождении; оценки качества образовательного процесса; индивидуальной консультативной поддержки;

организации повышения квалификации педагогических работников;

издательской деятельности;

участия в профильном обучении и др.

План работы лаборатории включает в себя несколько этапов: подготовительный, основной, заключительный, реализация которых обсуждается на заседаниях кафедры согласно отчетам, подготовленным студентами совместно с методистами.

В подготовительный этап включены такие действия, как: подготовка индивидуального плана; знакомство с информационно-методической базой образовательной организации;

определение дисциплин и модулей, по которым будут проведены учебные занятия; подготовка дидактических материалов и др.

В основной этап рекомендуется включить: посещение и анализ занятий ведущих преподавателей образовательной организации; подготовка информации, необходимой для разработки методического обеспечения учебной дисциплины; подготовка сценария занятия и дидактических материалов, необходимых для реализации учебных занятий; проведение занятий и их самоанализ; профессионально-ориентированная работа - классное руководство.

Предложенные действия по этапам деятельности лаборатории позволяют студентам принимать непосредственное участие в деятельности образовательной организации, например, проведение учебных занятий самостоятельно и совместно с преподавателями, участие в работе научно-методических семинаров, в заседаниях ведущей кафедры, участие в работе классного руководителя, в организации воспитательного процесса обучающихся, в разработке и проведении воспитательных мероприятий и др.

Как правило, на заключительном этапе происходит процесс развития профессиональной рефлексии будущих педагогических работников, который предполагает следующую последовательность:

• развитие направленности студентов на рефлексивную профессиональную деятельность (формирование потребностей, мотивов, ценностных ориентаций), стремления к реализации нововведений и инноваций, готовности действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности;

• включенность студентов в процесс решения нестандартных профессиональных задач;

• формирование способностей к переосмыслению своих личностных и профессиональных стереотипов, адекватной самооценки, самоанализа профессионального роста, без чего невозможна положительная динамика развития рефлексии.

Исходя из особенностей организации и содержания учебной научно -методической лаборатории, определена ее ключевая цель - формирование и развитие у студентов профессиональных навыков, умений и компетенций в практической деятельности, развитие их творческой инициативы, научной деятельности. Следовательно, лаборатория является практической составляющей подготовки обучающихся по соответствующей образовательной программе, в задачи которой входят:

• организация части учебного процесса подготовки кадров, осуществляемой на базе образовательной организации;

• изучение и обобщение педагогического опыта данной организации в соответствии с направлениями методической и научно-исследовательской деятельности кафедры;

• повышение качества учебно-производственного обучения студентов в соответствии с требованиями ФГОС ВПО;

• более полное использование возможностей педагогического вуза для исследовательской работы, приближение проблематики НИР и НИРС к образовательному полю региона;

• формирование отношений с работодателем (руководителем образовательной организации), создающего рабочие места;

• расширение поля социально-личностного развития студентов;

• оказание поддержки конкретной образовательной организации по направлению деятельности лаборатории.

Отталкиваясь от общих положений конструкции системы, мы выделили следующие внутренние аспекты учебной научно-методической лаборатории как подсистемы:

• научно-педагогические работники;

• обучающиеся;

• Федеральные государственные образовательные стандарты;

• основные образовательные программы;

• федеральные государственные требования;

• учебные планы;

• рабочие программы, учебно-методические материалы, программы практики;

• работодатели (базы практик);

• педагогические работники образовательных организаций;

• образовательные средства (автоматизированные, технические, наглядные, идеальные и др.).

Связи и отношения между этими элементами устанавливаются в процессе:

• использования активных и интерактивных форм в проведении семинаров, конференций, мастер-классов;

• консультативной и практической помощи, оказываемой студентам в проведении учебных и внеучебных занятий на базе образовательных организаций;

• оказания помощи студентам в организации и проведении воспитательных мероприятий на базе образовательных организаций;

• участия обучающихся (студентов) в научно-исследовательской работе: выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ, проведение эксперимента по проблеме научного исследования студента и его обобщение и др.;

• участия в разработке учебно-методических материалов и др.

В результате деятельности лаборатории у студентов формируются профессиональные навыки, где вырабатываются новые виды общения между всеми участниками практико-ориентированного образования - педагогами вуза, руководством образовательной организации, педагогическими работниками и обучающимися этих же организаций, студентами.

Изучение системы практико-ориентированного обучения с позиций системного подхода означает применение следующей последовательности процедур:

• фиксация некоторого множества элементов;

• установление и классификация связей этого множества - внешних (т.е. связей между элементами и подсистемами множества);

• определение - на основе анализа совокупности внешних связей - принципов взаимодействия системы со средой;

• выделение среди множества внутренних связей специального их типа -системообразующих связей, обеспечивающих, в частности, определенную упорядоченность системы;

• выявление в процессе изучения упорядоченности, структуры и организации системы;

• изучение процессов управления, обеспечивающих стабильный характер поведения и достижение результатов, что позволяет охарактеризовать и конструктивно выразить интегративные, целостные свойства объекта с различных сторон [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. -С.6.

2. Бондаренко Т.Н., Латкин А.П. Роль практикоориентированного подхода в учебном процессе вуза при формировании и развитии отраслевых и региональных рынков услуг РФ // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р).

4. Общая и профессиональная педагогика: Учеб.пос. для студ. пед. высш. учеб. зав. / Под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2005. - 368с.

5. Прангишвили И.В. Системный подход и общесистемные закономерности. Серия «Системы и проблемы управления». - М.: СИНТЕГ, 2000, 528с.

6. Педагогическая практика: Учеб.-метод. пос.для сред. пед. учеб. зав. / Под ред. Г.М. Коджаспировой, Л.В. Бориковой. - М.: Академия, 1998. - 144с.

7. Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года (Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол № 1 от 15 февраля 2006 г.)).

8. Течиева В.З. Системный подход к организации и осуществлению учебного процесса: сущность, содержание, особенности структурирования. Сев.Осет.гос.ун-т им.К.Л. Хетагурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2011. - 132с.

9. Течиева В.З. Реализация практико-ориентированного обучения в условиях педагогического вуза //Вестник СОГУ, Владикавказ 2013, №2 - С.120 - 124.

10. Федеральный закон Российской Федерации ль 29 декабря 2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Рецензент: Юрловская Иллона Александровна, доцент кафедры общей и социальной педагогики Северо-Осетинского государственного педагогического института.

Viktoriya Techieva

North Ossetion State Pedagogical Institute Russia, Vladikavkaz E-Mail: [email protected]

The system approach to the organization and implementation of practice-oriented training in the conditions of pedagogical University

Abstract: The publication tells the concept of modernization of Russian education in the higher school with the main objective to prepare a specialist is able to compete on the labour market, competent and ready for continuous professional growth, social and professional mobility, and one of the ways to solve this problem is the implementation of practice-oriented training.

In the system of higher education in the organization of practice-oriented training system analysis plays a leading role, as with the procedure of the knowledge system object is mastered fully. The author of the article as such object positioning training laboratory (UNMIL), the functioning of which is in North-Ossetian state pedagogical Institute (the Institute). The article emphasizes that the content of the work UMNL aimed at solving the tasks of the educational program, according to which the identified activities, activities of practice-oriented training that reflects the interests not only of the Institute, students and practice base.

Further in the article the author describes the stages of the plan of work of laboratories and expected results upon completion.

Reviewed the internal components of the laboratory, established its structural connections and relations between elements.

Keywords: The system approach; educational system; system-component-pedagogical aspect of the system; system-structural aspect of the educational system; a system-functional aspect of pedagogical system; system-integrative aspect of pedagogical system; practice-oriented training; the training of scientific-methodical laboratory.

Identification number of article 147PVN214

REFERENCES

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bespal'ko V.P. Slagaemye pedagogicheskoj tehnologii. - M.: Pedagogika, 1989. - S.6.

Bondarenko T.N., Latkin A.P. Rol' praktikoorientirovannogo podhoda v uchebnom processe vuza pri formirovanii i razvitii otraslevyh i regional'nyh rynkov uslug RF // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2012. - № 6.

Koncepcija modernizacii rossijskogo obrazovanija na period do 2010 goda (Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrja 2001 g. N 1756-r).

Obshhaja i professional'naja pedagogika: Ucheb.pos. dlja stud. ped. vyssh. ucheb. zav. / Pod red. V.D.Simonenko. - M.: Ventana-Graff, 2005. - 368s.

Prangishvili I.V. Sistemnyj podhod i obshhesistemnye zakonomernosti. Serija «Sistemy i problemy upravlenija». - M.: SINTEG, 2000, 528s.

Pedagogicheskaja praktika: Ucheb.-metod. pos.dlja sred. ped. ucheb. zav. / Pod red. G.M. Kodzhaspirovoj, L.V. Borikovoj. - M.: Akademija, 1998. - 144s.

Strategija razvitija nauki i innovacij v RF na period do 2015 goda (Utverzhdena Mezhvedomstvennoj komissiej po nauchno-innovacionnoj politike (protokol № 1 ot 15 fevralja 2006 g.)).

Techieva V.Z. Sistemnyj podhod k organizacii i osushhestvleniju uchebnogo processa: sushhnost', soderzhanie, osobennosti strukturirovanija. Sev.Oset.gos.un-t im.K.L. Hetagurova. Vladikavkaz: Izd-vo SOGU, 2011. - 132s.

Techieva V.Z. Realizacija praktiko-orientirovannogo obuchenija v uslovijah pedagogicheskogo vuza //Vestnik SOGU, Vladikavkaz 2013, №2 - S.120 - 124.

Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii l' 29 dekabrja 2012g. № 273 - FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.