Научная статья на тему 'Системный подход к изучению музыкальной культуры и ее структура музыкальной культуры'

Системный подход к изучению музыкальной культуры и ее структура музыкальной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2043
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный подход к изучению музыкальной культуры и ее структура музыкальной культуры»

Р.Н. Шафеев*

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ СТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

В своем исследовании Р.Н. Шафеев, изучая различные попытки применения системного подхода к исследованию музыкальной культуры, выдвигает собственную концепцию определения структуры музыкальной культуры как целостности, заключающуюся в следующем составе: 1) музыка как явление; 2) музыкальная теория и музыкальная критика; 3) музыкальное воспитание; 4) музыкальное образование.

Наиболее полное и глубокое познание такого сложного явления, как музыкальная культура общества, возможно на основе системного подхода, который, раскрывая взаимосвязь структурных элементов системы, позволяет познать эту систему как бы в расщепленном виде. Автор данной статьи исходит из того, что сложные явления могут постигаться в полной мере лишь в том случае, если для их адекватного познания используется системный подход, учитывая при этом то обстоятельство, что музыкальная культура в данном аспекте пока еще не исследована в полной мере.

Безусловно, системный подход должен отвечать определенным требованиям. Однако некоторые исследователи в своих попытках применить системный подход игнорируют данный момент. Это чаще всего проявляется в сведении системного подхода к выявлению состава элементов предмета исследования или описанию его внешних характеристик. Дабы избежать этих ошибок следует, прежде всего, определиться с содержанием понятия «система», это должно позволить выявить и характеристики системного подхода.

На современном этапе существует множество определений понятия «система». Однако в некоторых случаях определение «системы» отождествляется с такими понятиями, как «элемент», «отношение», «целое», «форма», «вид» и др., на что справедливо указывают В.Г. Афанасьев [1.С.21], В.Н.Садовский

*

© Шафеев Р.Н., 2007

Шафеев Рамиль Наилевич - кафедра культурологии, философии и социологии Казанского государственного университета культуры и искусств.

[2.С.169-170]. Чтобы внести ясность в этот вопрос, приведем параметры «системы».

Безусловно, одной из характеристик «системы» является наличие нескольких элементов, т.к. один элемент никак не может образовать систему. Однако наличие ряда элементов тоже не обуславливает создание той или иной системы, ведь обособленные друг от друга элементы не могут образовать систему. В этой связи можно утверждать, что одной из важнейших специфик системы является наличие связей между элементами. Связи в системе настолько тесны и органичны, что изменение одних компонентов системы вызывает изменение других, а порой и системы в целом. Классическим примером сказанного является живой организм, где каждая его часть так тесно связана с другими, что изменение структурных элементов организма как системы приводит к изменению самой системы. Следовательно, целостность как одно из свойств системы является ее важнейшей характеристикой. Наличие столь тесного взаимодействия, целостности и обусловливает тот факт, что в различного рода процессах во взаимодействии со средой целостная система всегда выступает как нечто единое.

Думается, дефиниция системы, приведенная В.Н.Садовским, вполне убедительна. Согласно его толкованию, под «системой следует понимать упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство» [3.С172-173].

Сформулированное определение «системы» позволяет выявить характеристики системного подхода. Различные авторы по-разному трактуют системность, системный подход, а также по-разному оценивают его значение и имеющиеся достижения.

По мнению М.С. Кагана, «предметный аспект системного исследования предполагает решение двух взаимосвязанных задач: во-первых, выяснение того, из каких элементов (компонентов, подсистем) состоит изучаемая система, и, во-вторых, определение того, как эти элементы между собой связаны» [4.С.21]. При применении системного подхода важно также «установить необходимость и достаточность выделяемых связей для существования, функционирования и развития системы; выявить различия субординационных (разноуровневых) и координационных (одноуровневых) отношений между элементами системы» [5.С.35].

На взгляд В.Г. Афанасьева, «системный подход позволяет интегрировать разнородные частные проблемы, подвести их к одному знаменателю и тем самым сложнейшую группу различных проблем представить как единую проблему. Весьма и весьма сложную, не менее сложную, чем совокупность, конгломерат единичных частных проблем, но именно единую, всеохватывающую. И это потому, прежде всего, что системный подход позволяет отыскать единое интегративное качество, ту самую основу, на которой строится здание системы, включающую в себя и преобразующую по собственным меркам множест-

во объектов, процессов, явлений, на первый, внесистемный взгляд плохо связанных или вообще не связанных друг с другом» [6.С.12].

И.В. Блауберг, В.Н. Садовский и Э.Г. Юдин под системными исследованиями понимают «совокупность научных и технических проблем, которые при всей их специфике и разнообразии сходны в понимании и рассмотрении исследуемых ими объектов как систем, т.е. как множеств взаимосвязанных элементов, выступающих как единое целое. Соответственно системный подход определяется как эксплицитное выражение процедур представления объектов как систем и способов их исследования (описания, объяснения, предвидения, конструирования и т.д.)» [7.С.31]. При этом Э.Г. Юдин считает, что отличительной особенностью системного подхода является, «во-первых, достаточно четкое и резкое определение границ объекта, выступающее в качестве основания для отделения объекта от среды и разграничения его внутренних и внешних связей; во-вторых, выявление и анализ системообразующих связей объекта и способа их реализации; в-третьих, установление механизма жизни, динамики объекта, т.е. способа его функционирования или развития» [8.С.48].

О требованиях, предъявляемых к исследованиям с применением системного подхода, писал и К.Т. Гизатов, который конкретное применение этого подхода осуществил при исследовании таких явлений, как национальное в искусстве [9.С.34-116], а также художественный метод как явление в искусстве [10.С.52-84].

К.Т. Гизатов считает, что «системный подход требует изучения предмета в расчлененном виде, где каждая часть представляет собой элемент единой системы с ее структурой - взаимосвязями и взаимоотношениями между элементами. Причем расчленение целого на составляющие должно, во-первых, обеспечить «схватывание» самой «плоти» исследуемого предмета.

Во-вторых, элементы системы должны отбираться с учетом единого основания. В качестве «элементов» не могут фигурировать свойства и характеристики разного порядка, с разными основаниями, в особенности такие характеристики и признаки, которые не являются специфическими для данного предмета.

В-третьих, расчленение целого предполагает «охват» всех элементов, составляющих данный предмет. Иначе говоря, при определении структуры предмета не должно быть «забытых», «выпавших», неучтенных элементов, принадлежащих данному ряду признаков.

В-четвертых, следует учитывать, что смысл системного подхода не в «наборе» как можно большего количества составляющих элементов. Для системного анализа главным является выяснение их структуры, т.е. взаимосвязей между этими элементами, их координационных и субординационных отношений» [11.С.58-59].

Без сомнения, музыкальная культура представляет собой сложноорганизованную систему, а также существует определенная закономерность функцио-

нирования данной системы, об этом свидетельствуют исследования ряда отечественных авторов.

К примеру, М.М. Бухман в своем исследовании «Этническое своеобразие музыкальной культуры» утверждает, что музыкальная культура любой социальной общности - явление довольно сложное. Оно представляет собой многоуровневую систему, отличающуюся разветвленной структурой, разнообразием механизмов функционирования и целым комплексом его составляющих, что актуализирует изучение этнической специфики музыкальной культуры» [12.С.4].

В работе «Социально-философский анализ влияния музыкальной культуры на ментальность студенческой молодежи России» М.Т. Усовой музыкальная культура определяется как «система ценностей, включающая процессы музыкального творчества, исполнения и восприятия» [13.С.9].

По мнению Э.В. Скворцовой, «культура, в том числе музыкальная, - сложная система, характеризующаяся способностью к воспроизводству. Но, являясь продуктом человеческой деятельности, она может выживать только в «человеческих условиях». Воспроизводство культурной системы обеспечивают, во-первых, конкретная деятельность представителей данной культуры (например, композиторов, танцовщиков, актеров), во-вторых, общая культурная среда, основой которой является развитая инфраструктура культурной деятельности, организация культурного процесса (деятельность антрепренеров, менеджеров), в-третьих, стабильная политическая и экономическая обстановка в стране. Нарушение любого из этих компонентов, обеспечивающих жизнеспособность культуры, может привести к постепенному уничтожению данной культурной системы. Хрупкость культурной системы вызывает необходимость защиты той среды, в которых культурная система способна воспроизводиться, т.е. необходимость экологии культуры. Если же среда разрушена, должна быть организована деятельность по восстановлению культуры в новых условиях. Такую деятельность правомерно называть эколого-культурной миссией, а самих деятелей - экологами культуры» [14.С.3].

Объектом исследования в работе О.В. Гусевой «Теоретико-методологические основы исследования музыкальной культуры» является система музыкальной культуры индустриального региона, которая рассматривается как «целостное явление, включающее, в частности, такие уровни, как музыкальная жизнь, музыкальная среда. В свою очередь, изучение предмета исследования -специфика взаимодействия музыкальной культуры и музыкального образования в качестве системы и ее элемента применительно к условиям индустриального региона» - предполагает его неразрывную связь с такими компонентами, как музыкальное воспитание, музыкальное просвещение, обучение» [15.С.12].

На основе вышеприведенных примеров можно сделать бесспорный вывод о том, что музыкальная культура представляет собой определенную систему, а

также сделать заключение о целесообразности применения системного подхода к исследованию музыкальной культуры (необходимость применения системного анализа при рассмотрении музыкальной культуры подчеркивает также известный музыковед Л.А. Закс [16.С.12]).

Попытки применения системного подхода к музыкальной культуре как объекту встречаются крайне редко. В связи с этим автор данной статьи вынужден ограничиваться изучением тех немногочисленных работ, которые данную проблему затрагивают.

М.М. Бухман [17.С.22] в своей работе выявил структуру музыкальной культуры в виде таблицы, где собственно понятие «музыка» является центром, от которого и ответвляются все роды музыки, являющиеся структурными элементами музыкальной культуры.

Автор данной статьи на основе изучения вышеприведенной таблицы приходит к выводу, что в основу структурных элементов музыкальной культуры положена жанровая классификация музыки, что, на наш взгляд, не может являться структурными элементами такого сложного явления, как музыкальная культура. Ибо, как верно по иронии замечено самим же М.М. Бухманом [18.С.18], музыкальная культура гораздо шире собственно музыки, то есть музыкальных произведений, т.к. «в нее входят многоразличные проявления как самой музыки в ее социальном обнаружении, так и область ее воздействия, словом - вся сфера музицирования, вся сфера музыкальной практики» [19.С.7].

Э.В.Скворцова представляет структуру музыкальной культуры как совокупность «композиторского творчества и деятельности композиторов, деятельности дирижеров, постановщиков и хореографов, исполнителей-музыкантов, исполнителей-танцоров, артистов театра, а также менеджеров (импресарио, антрепренеров). Отдельным компонентом будет совокупность

объектов, обеспечивающих воспроизводственный процесс, т.е. все то, что можно назвать инфраструктурой» [20.С.22].

Данный набор структурных элементов следует отнести не столько к музыкальной культуре, сколько музыкальному творчеству, ибо данные элементы никак не могут образовать систему музыкальной культуры ввиду отсутствия основополагающих компонентов развития музыкальной культуры любого общества, какими, на наш взгляд, являются, к примеру, музыкальное воспитание и музыкальное образование и др.

Н.Н. Гаврюшенко в статье «О системной трактовке понятия музыкальная культура» утверждает, что «музыкальная культура - вид художественной культуры и часть духовной культуры человечества; это - сложная система, элементами которой являются, с одной стороны, виды музыкальной деятельности вместе с их инфраструктурой и музыкальные ценности, с другой стороны - типы музыки, принадлежащие разным эпохам и мировым культурам; факторами функционирования и развития этой системы выступают взаимодействие элементов и единство музыки с контекстом культуры, а предназначение характеризуется социальной полифункциональностью, воплощением ценностных ориентиров культуры и направленностью на духовное совершенствование человека, в том числе на достижение его внутренней целостности, единства с окружающим миром» [21.С.13].

Разберем данную формулировку «музыкальной культуры». Нельзя не согласиться с утверждением Н.Н. Гаврюшенко о том, что «музыкальная культура - вид художественной культуры и часть духовной культуры человечества» [22.С.13], однако, думается, что ничего нового для понимания сущности музыкальной культуры это не дает. Говоря же о музыкальной культуре как о сложной системе, мы подразумеваем совокупность однопорядковых элементов, а также их взаимодействие. Однако при описании элементов дается набор разнопорядковых явлений: «с одной стороны, виды музыкальной деятельности вместе с их инфраструктурой и музыкальные ценности, с другой стороны -типы музыки, принадлежащие разным эпохам и мировым культурам» [23.С.13], которые в их строгом рассмотрении отнюдь не связаны структурными отношениями. При этом, не давая объяснения типам музыки, автор еще больше запутывает вопрос.

Давая оценку формулировке Н.Н. Гаврюшенко «музыкальной культуры», в целом следует констатировать, что данное определение представляет собой не что иное, как хаотично подобранные музыкальные явления, которые в своей совокупности не образуют целостность интересующего нас явления. Следовательно, в данном случае речь идет о несистемном исследовании системного предмета. В этой связи нельзя не согласиться с авторами следующих строк: «Само по себе употребление системных слов и понятий еще не дает системного исследования даже в том случае, если объект действительно может быть рассмотрен как система» [24.С.83].

Рассмотрим формулировку «музыкальной культуры», данную А. Сохором. «Музыкальная культура общества, - утверждает А. Сохор, - есть единство музыки и ее социального функционирования. Это - сложная система, в которую входят: 1) музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществе, 2) все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей, 3) все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыками и другими качествами, обеспечивающими ее успех, 4) все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность» [25.С.84-85].

По мнению автора данной статьи, вышеприведенная формулировка «музыкальной культуры», несомненно, приближает нас к пониманию содержания этого понятия, однако данное определение не раскрывает сущность указываемого явления, т.е. «музыкальной культуры», в полном объеме как целостности. Для данной формулировки свойственна, так же как и в случае с тезисом

Н.Н. Гаврюшенко, не однопорядковость вычленяемых элементов системы. Хотя нельзя не согласиться с дальнейшим утверждением А. Сохора: «В свою очередь музыкальная культура выступает как подсистема по отношению к системам более высоких уровней: художественной культуре общества, его духовной культуре и, наконец, культуре в целом» [26.С.85].

К сожалению, при изучении работ, в которых данная проблема затрагивается, мы ввиду отсутствия других работ вынуждены ограничиваться анализом только вышеприведенных формулировок «музыкальной культуры». Учитывая, что проанализированные работы не раскрывают сущность «музыкальной культуры» как системы элементов в полной мере, автор данной статьи предложит собственное рассмотрение «музыкальной культуры» с применением системного подхода.

Применение системного подхода сопряжено с соблюдением определенных условий (которые наиболее полно были изложены на предыдущих страницах работы): 1) выявление и описание структурных элементов «музыкальной культуры», а также установление доминирующего, системообразующего элемента данной системы; 2) рассмотрение структурных отношений элементов музыкальной культуры как системы; 3) выявление закономерностей функционирования данной системы.

Прежде чем выявить структурные элементы «музыкальной культуры», следует уяснить содержание понятия «структура».

Не отрицая правомерности и полезности различных толкований «структуры», автор данной статьи считает возможным согласиться с определением «структуры», приведенным В.Г. Афанасьевым.

Согласно его толкованию, «структура - внутренняя организация целостной системы, представляющая собой специфический способ взаимосвязи, взаимодействия образующих его компонентов» [27.С.107].

Выявленное определение структуры позволяет выявить и структурные элементы главного предмета исследования, т.е. музыкальной культуры.

По мнению автора, музыкальная культура как целостная система состоит из следующих структурных элементов: 1) музыка как явление; 2) музыкальная теория и музыкальная критика; 3) музыкальное воспитание; 4) музыкальное образование.

Вышеприведенные структурные элементы существует не изолированно друг от друга, а в тесной диалектической связи, взаимопроникая и обусловливая друг друга. В качестве доминирующего элемента в данной системе выступает музыка как духовное явление, которое, проникая во все элементы целостности, цементирует эту систему. Данный элемент-доминанта, обладая системообразующим свойством, служит средством синтезирования других элементов в единый, целостный организм. Музыка служит основным материалом существования музыкальной теории и критики, а также средством воспитания и образования людей, являясь, таким образом, основой развития музыкальной культуры общества.

Библиографический список

1. Афанасьев, В.Г. Системность и общество / В.Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1980. - 368 с.

2. Садовский, В.Н. Методологические проблемы исследования объектов, представляющих собой системы / В.Н. Садовский // Социология в СССР. - М.: Наука, 1965 -Т.1. - С. 164-192.

3. Каган, М. С. О системном подходе к системному подходу / М. С. Каган // Системный подход и гуманитарное знание: избранные статьи. - Л., 1991. - С.17-29.

4. Каган, М.С. Система и структура / М.С. Каган // Системный подход и гуманитарное знание: избранные статьи. - Л., 1991. - С. 30-48.

5. Афанасьев, В.Г. Системность и общество / В.Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1980. - 368 с.

6. Блауберг, И.В. Проблема целостности и системный подход / И.В. Блауберг. - М., 1997. - 450 с.

7. Юдин, Э.Г. Методологическая природа системного подхода / Э.Г. Юдин // Системные исследования. Ежегодник. - М.,1973. - С.38-51.

8. Гизатов, К. Т. Национальное и интернациональное в советском искусстве / К.Т. Гизатов. - Казань; Татарское кн. изд-во, 1974. - 255 с.

9. Гизатов, К.Т. Метод социалистического реализма / К.Т. Гизатов. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1988. - 206 с.

10. Бухман, М.М. Этническое своеобразие музыкальной культуры.: дис. ... канд. фи-лос. наук: 24.00.01 / Бухман Марк Моисеевич. - Нижний Новгород, 2005. - 155 с.

11. Усова, М.Т. Социально-философский анализ влияния музыкальной культуры на ментальность студенческой молодежи России.: дис. .канд. филос. наук: 09.00.01 / Усова Майя Таймуразовна. - Новосибирск, 2003. - 139 с.

12. Скворцова, Э.В. Эколого-культурная миссия русской эмиграции первой «волны» (на примере деятельности представителей русской музыкальной культуры): дис. ... канд. Культурол. наук: 24.00.01 / Скворцова Эрика Владимировна. - М., 2003. - 173 с.

13. Гусева, О.В. Культуротворческий потенциал музыкального образования в условиях индустриального региона: дис. ... канд. культурол. наук: 24.00.01 / Гусева Ольга Васильевна. - Кемерово, 2003. - 183 с.

14. Закс, Л. А. О культурологическом подходе к музыке / Л. А. Закс // Музыка - культура - человек: сб. науч. тр. - Свердловск, 1988. - С. 9-44.

15. Грубер, Р.И. История музыкальной культуры Т.1, Ч.1. / Р.И. Грубер - М.; Л.: Музгиз, 1941. - 596 с.

16. Скворцова, Э.В. Эколого-культурная миссия русской эмиграции первой «волны» (на примере деятельности представителей русской музыкальной культуры): дис. . канд. Культурол. наук: 24.00.01 / Скворцова Эрика Владимировна. - М., 2003. - 173 с.

17. Гаврюшенко, Н.Н. О системной трактовке понятия музыкальная культура / Н.Н. Гаврюшенко // Методологические аспекты музыкознания и музыкальной педагогики: материалы Всероссийской научной конференции. - Краснодар, 1997. - С.13.

18. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг,

Э.Г. Юдин - М.: Наука, 1973 - 270 с.

19. Сохор, А. Социология и музыкальная культура / А. Сохор. - М.: Советский композитор, 1975. - 202 с.

Статья принята в печать в окончательном варианте 15.12.2006 г.

R.N. Shafeev

THE SYSTEM APPROACH TO STUDYING MUSICAL CULTURE AND ITS STRUCTURE OF MUSICAL CULTURE

Shafeev’s research studies various attempts of system approach application to the musical culture research, it puts forward the own concept of musical culture structure definition as an integrity, consisting of the following structures: 1) music as the phenomenon; 2) the musical theory and musical criticism; 3) musical upbringing; 4) music education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.