Научная статья на тему 'Системный подход к исследованию социально-культурных проблем'

Системный подход к исследованию социально-культурных проблем Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
831
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СТОРОНЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ИНФРАСТРУКТУРА СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ / РЕСУРСЫ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ / SYSTEMATIC APPROACH / BASIC PRINCIPLES AND MAIN PARTS OF THE SYSTEMATIC APPROACH / SOCIO-CULTURAL SPHERE / SOCIO-CULTURAL ISSUES / INFRASTRUCTURE IN THE SPHERE OF CULTURE / RESOURCES OF CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Паршиков Николай Александрович

В статье рассмотрен системный подход как методологическая основа анализа социально-культурной сферы региона. Автор аргументирует его всестороннее использование, раскрывает принципы научного исследования социально-культурных проблем с позиций системного подхода, такие как структурирование, объективность методов исследования, эмпирическая обоснованность тезисов. Обоснованы эффективность и целесообразность использования системно-целевого подхода для анализа социально-культурных проблем региона на примере Орловской области, а также его роль в разработке приоритетных направлений культурной политики региона. Обозначены такие важные вопросы, как патриотическое воспитание подрастающего поколения, приобщение молодежи к историческому прошлому родного края, затронуты проблемы недостаточности использования потенциала региональной культуры, проблемы реализации права на доступ к культурным ценностям и участия в культурной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Паршиков Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIC APPROACH TO RESEARCH OF SOCIO-CULTURAL ISSUES

He article describes systematic approach as a methodological basis of analysis of the socio-cultural sphere of the region. The author argues its comprehensive application, discloses the principles of scientific research on the socio-cultural problems with the system approach, such as structuring, objective research methods, the empirical validity of the theses. The efficiency and usefulness of the system-oriented approach for the analysis of socio-cultural issues in the region are substantiated on the example of the Orel region, as well as its role in the development of priority directions of the region's cultural policy. Some important questions are marked such as the patriotic education of the younger generation, involving young people to the historical past of the native land, the problems of insufficient using of the potential of the regional culture are touched upon, the problems of realization of the right to participate in cultural life and to have free access to cultural values are presented.

Текст научной работы на тему «Системный подход к исследованию социально-культурных проблем»

УДК 303.4:304.2 DOI: 10.12737/18226

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮСОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОБЛЕМ

Паршиков Н.А.1

В статье рассмотрен системный подход как методологическая основа анализа социально-культурной сферы региона. Автор аргументирует его всестороннее использование, раскрывает принципы научного исследования социально-культурных проблем с позиций системного подхода, такие как структурирование, объективность методов исследования, эмпирическая обоснованность тезисов. Обоснованы эффективность и целесообразность использования системно-целевого подхода для анализа социально-культурных проблем региона на примере Орловской области, а также его роль в разработке приоритетных направлений культурной политики региона. Обозначены такие важные вопросы, как патриотическое воспитание подрастающего поколения, приобщение молодежи к историческому прошлому родного края, затронуты проблемы недостаточности использования потенциала региональной культуры, проблемы реализации права на доступ к культурным ценностям и участия в культурной жизни.

Ключевые слова: системный подход, основные принципы и стороны системного подхода, социально-культурная сфера, социально-культурные проблемы, инфраструктура сферы культуры, ресурсы сферы культуры.

SYSTEMATIC APPROACH TO RESEARCH OF SOCIO-CULTURAL ISSUES

PARSHIKOV N.A. — Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Rector of the Orel State Institute of Arts and Culture, Orel State Institute of Arts and Culture (Russian Federation, Orel), e-mail: ogiik@orel.ru

The article describes systematic approach as a methodological basis of analysis of the socio-cultural sphere of the region. The author argues its comprehensive application, discloses the principles of scientific research on the socio-cultural problems with the system approach, such as structuring, objective research methods, the empirical validity of the theses. The efficiency and usefulness of the system-oriented approach for the analysis of socio-cultural issues in the region are substantiated on the example of the Orel region, as well as its role in the development of priority directions of the region's cultural policy. Some important questions are marked such as the patriotic education of the younger generation, involving young people to the historical past of the native land, the problems of insufficient using of the potential of the regional culture are touched upon, the problems of realization of the right to participate in cultural life and to have free access to cultural values are presented.

Keywords: systematic approach, basic principles and main parts of the systematic approach, socio-cultural sphere, socio-cultural issues, infrastructure in the sphere of culture, resources of culture.

Паршиков Николай Александрович — доктор педагогических наук, профессор, ректор Орловского государственного института искусств и культуры, e-mail: ogiik@orel.ru Адрес: 302020, Россия, г. Орел, ул. Лескова, д.15

Системный подход с момента своего возникновения в трудах Л. Берталанфи стал синонимом научного подхода к исследованию естественных и социокультурных процессов. Это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая цель, ресурсы для ее достижения, связь с внешней средой и обратную связь. Социокультурная сфера в системном подходе - самовоспроизводимая система, некое целое, представляющее собой нечто большее, чем простая совокупность ее отдельных частей. Социокультурная сфера в этом подходе рассматривается как система, складывающаяся и функционирующая во взаимодействии объективной (социально-культурные объекты) и субъективной (представление о социокультурной сфере в сознании людей) форм и свойственных данной сфере способов обеспечения производства, распространения и интериоризации (освоения и принятия) социальных и культурных ценностей, что в конечном итоге детерминирует самовоспроизводство социокультурной сферы как системы. Особым признаком системности данной сферы является ее надындивидуальность.

В частности, Э.Г. Юдин1, один из основоположников системного подхода в общественно-научном знании, характеризовал этот подход как весьма близкий к принципам позитивистской парадигмы познания общества. Исходя из этой парадигмы, обоснованной французским философом Огюстом Контом2, социокультурная сфера и ее элементы должны изучаться по принципу естественных наук. Другими словами, изучая, к примеру, социально-культурные проблемы, необходимо применять точные и объективные методы изучения данных общественных противоречий. При этом основными признаками позитивности и системности научного знания считаются: реальное знание в противоположность химерическому; полезное в противоположность бесполезному; достоверное в противоположность смутному; положительное (консолидирующее значение социальных наук) в противоположность отрицательному (разрушительному)3. Социокультурная сфера4 в системном подходе изучается как объективная данность, как социальный факт, существующий вне зависимости от представлений о ней. Исходя из этого, можно сформулировать принципы научного исследования социально-культурных проблем с позиций системного подхода:

- рассмотрение социально-культурных проблем как объективных противоречий, то есть эмпирически фиксируемых проблемных условий развития социально-культурной сферы;

- эмпирическая обоснованность всех тезисов о социально-культурных проблемах, которая выражается в измерении значений конкретных индикаторов и показателей развития социально-культурной сферы;

- структурирование (операционализация) социально-культурных проблем, заключающееся в выявлении составляющих изучаемого противоречия. Например, проблема отсутствия качественно сформированной социально-культурной среды муниципалитета может быть операционализирована в коэффициенты разности между эталонными и реальными показателями количества учреждений социально-культурной сферы на душу населения, эффективности культурно-досуговых проектов, реализуемых указанными учреждениями, доли граждан, вовлеченных в социально-культурные инициативы и т.д.;

1 Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. -Москва: Наука, 1978. —391 с.

2 Конт О. Дух позитивной философии. / Перевод с французского И. А. Шапиро. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.—256 с.

3 Шагиахметов М.Р. Основы системного мировоззрения. Системно-онтологическое обоснование - Москва: КМК, 2009. - 263 с.

4 Лабейкин А.А. Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры в социальной защите личности. Монография. Ч.1. —М.: МГУКИ, 2000. — 178 с.

- применение исключительно объективных, естественно-научных методов исследования общества (наблюдение и эксперимент). Этот принцип означает отказ от опоры на субъективные методы получения информации (опрос и контент-анализ). Основой исследования социально-культурных проблем в системном подходе является полевой эксперимент, заключающийся в объективной оценке воздействия определенных факторов (государственных и общественных мер воздействия) на решение социально-культурных проблем;

- отказ от субъективизма в толковании социально-культурных проблем, что означает объективную и достоверную эмпирическую оценку воздействия негативных факторов на социально-культурную сферу, свободную от морализаторства. Целью объективного анализа социально-культурных проблем является разработка технологии преодоления данных противоречий, обоснование которой осуществляется экспериментальным путем.

Применяя системный подход к изучению социально-культурных проблем, необходимо использовать различные стороны этого подхода:

1) системно-элементного, или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т.д.) и идеи, научно осознанные интересы людей и их общностей. Качество работы учреждений культуры в этом аспекте будет изучаться путем выявления элементов этого предмета: число учреждений на 1000 граждан, характеристики материально-технической базы; показатели кадрового потенциала учреждений культуры; доля посетителей в структуре населения муниципалитета; показатели субъективного отношения посетителей к работе данных учреждений и т.д.;

2) системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы. Проблема взаимосвязи социально-культурного статуса граждан и экономического развития муниципалитета будет изучаться в этом аспекте с помощью структурирования каждой из указанных категорий с последующим факторным анализом выявленных переменных для определения степени и характера связи между изучаемыми явлениями;

3) системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы. Например, при измерении функций учреждений культуры используются методы и принципы стандартизации и квалиметрии, состоящие в разработке эталонных показателей выполнения функций и сравнении их с реальными показателями работы анализируемых учреждений;

4) системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой. Примером этого направления анализа может быть научное обоснование целевой программы решения какой-либо социально-культурной проблемы;

5) системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы. В ситуации с учреждениями культуры возможно применение SWOT—анализа, состоящего в выявлении сильных и слабых сторон, ресурсов и рисков их развития;

6) системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность. Примером использования данного аспекта системного подхода служит изучение системы формирования ценностных ориентаций молодого поколения с учетом ее свойств, взаимообусловленности воздействия

традиционных средств массовой информации, социальных медиа, образовательных учреждений, микросоциального окружения на конструирование ценостно-потребностной сферы молодежи;

7) системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть её связей с окружающей средой. Этот контекст системного подхода связан с учетом взаимосвязи особенностей функционирования учреждений социально-культурной сферы с социально-экономическими и социально-политическими условиями, а также спецификой культурной среды;

8) системно-исторического, позволяющего выяснить условия возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития. Этот ракурс системного анализа отражен, к примеру, в исследовании генезиса культурно-просветительской деятельности, ее исторического пути, преобразования в социально-культурную работу и прогнозирования тенденций ее развития в будущем.

Наиболее целесообразным для анализа социально-культурных проблем в регионе является системно-целевой подход1. Это обусловлено признанием огромного воспитательного и просветительского потенциала культуры и необходимостью его максимального использования в процессе формирования личности, что, в свою очередь, предполагает повышение общественного статуса культуры и распространения ее влияния на все сферы региона.

Используя системно-целевой подход, проанализируем социально-культурные проблемы Орловской области.

Вопросы сохранения и поддержки отрасли культуры постоянно находятся в центре внимания государственной культурной политики. В Законе Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. № 3612-1 № 131-Ф3 прописаны конкретные полномочия органов власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры и муниципальных образований, дающие право создавать учреждения культуры, а также обязанности осуществлять посредством учреждений культуры библиотечное, досуговое и музейное обслуживание населения, обязанности по сохранению культурного наследия. Эти положения на региональном уровне закреплены и реализуются в действующих областных законах:

Законе Орловской области от 6 июля 1999 года № 109-0З «Об архивном деле в Орловской области»;

Законе Орловской области от 7 октября 1999 года № 123-03 «О туристической деятельности на территории Орловской области»;

Законе Орловской области от 6 апреля 2004 года № 391 - ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), расположенных на территории Орловской области»;

Законе Орловской области от 6 февраля 2006 года № 579-03 «О библиотечном деле в Орловской области»;

Законе Орловской области от 8 сентября 2008 года № 807-ОЗ «О музейном фонде и музеях в Орловской области»;

Законе Орловской области от 3 сентября 2010 года № 1107-ОЗ «О государственной поддержке народных художественных промыслов и мастеров народных художественных промыслов Орловской области».

В области принята Государственная программа Орловской области «Развитие культуры и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области (2013—2017 годы)» (Постановление Правительства Орловской области от 7 ноября 2012 года № 400).

1 Щедровицкий Г. П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных

исследований и разработок. — М.: Наука, 1981. — С. 193—227.

В 2014 году приняты и изменения в областной закон о библиотечном деле, связанные с ратификацией Конвенции ООН о правах инвалидов1.

В соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации2 каждому гражданину гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества; каждый имеет право на участие в культурной жизни и доступ к культурным и историческим ценностям.

Рассматривая вопрос реализации конституционных прав граждан Орловской области на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям участники заседания Экспертно-консультативного совета при Уполномоченном по правам человека в Орловской области от 18 июня 2014 года говорили о том, что сегодня учреждения культуры Орловской области востребованы, предоставляют гражданам полный комплекс законодательно закрепленных услуг, ежедневно реализуют множество инновационных творческих проектов и мероприятий. Ежегодно осуществляется и поддержка творческих инициатив общественных организаций, которые реализуют свое право на участие в культурной жизни и предлагают новые проекты в сфере культуры и искусства, обращаются за соответствующей поддержкой в органы власти и учреждения культуры.

В регионе реализуются указы Президента РФ в части доведения к 2018 году средней заработной платы работников учреждений культуры области до средней заработной платы по региону. Среднемесячный денежный доход одного жителя субъекта равен 20 803,0 руб., работников культуры и искусства - 14 209,7 рубля, в том числе: театров - 17 146,4 руб.; библиотек - 12 873,9 руб.; клубных учреждений - 13 460,2 руб.; музеев - 13 146,4 руб.; ДШИ -16 253,4 руб.; СПО - 17 123,0 руб. Средний прожиточный минимум одного жителя в 2014 году -7334 руб.

Сеть учреждений культуры Орловской области состоит из: 4 театров, 1 филармонии, 310 библиотек, 12 музеев, 382 культурно-досуговых организаций, 4 парков, а также 44 образовательных организаций в сфере искусств. Учреждения культуры и искусства нашей области сегодня одни из самых посещаемых учреждений социальной сферы: театры Орловской области в 2014 году посетили свыше 152,9 тысячи человек, показатели по количеству зрителей, посетивших концерты государственной филармонии, составило 29,0 тыс. человек, музеи - 80,1 тысячи человек.

Многие из этих учреждений уникальны, как, например, Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева, Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново», которые представляют значительную часть национального литературного наследия не только нашей области, но и всей страны. В этой связи одной из приоритетных задач в работе этих учреждений является сохранение литературного наследия региона. На базе орловских музеев реализовываются образовательные программы для молодёжи по углубленному изучению произведений орловских писателей. Программы призваны внести существенный вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения, в приобщение молодёжи к историческому прошлому родного края, к изучению биографий и творчества писателей. Огромную работу в этом направлении проводят сотрудники Дома литераторов и члены общественной организации «Орловская областная организация Союза писателей России». На базе Дома литераторов проводится Всероссийский открытый литературный фестиваль-конкурс «Хрустальный родник».

В Орловской области в текущем году насчитывается 487 библиотек различных ведомств (включая 3 библиотеки уровня субъекта Федерации), из них 421 библиотека в сельской местности, что составляет 86% общего количества, 310 публичных (общедоступных) библиотек Минкультуры России, из них 249 находятся в сельской местности, что составляет 86% общего

1 Закон Орловской области от 29 апреля 2014 года № 1619-ОЗ «О внесении изменений в Закон Орловской области «О библиотечном деле в Орловской области». Электронный ресурс: http://info-ecology.ru/zakon.

2 Российская Федерация. Конституция (1993)// Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М., 2001.

количества. Размер совокупного книжного фонда публичных библиотек составил 4443,85 (5793,82) тыс. единиц хранения.

Уполномоченный по правам человека в Орловской области А. А. Лабейкин, подводя итог обсуждения вопроса, подчеркивал, что обеспечение права на пользование учреждениями культуры и права на доступ к культурным ценностям осуществляется главным образом через создание возможности для граждан получения доступа к культурным ценностям - памятникам истории и культуры, расположенным на территории Орловской области, предметам и коллекциям музейного фонда областных и муниципальных музеев, библиотечным и архивным фондам, путем обеспечения их сохранности, пополнения, представления и использования1.

В культурной жизни состоялось немало ярких театральных, музыкальных, литературных событий, реализованы интересные выставочные, музейные, гастрольные проекты, мероприятия в области сохранения историко-культурного наследия, государственной поддержки одаренных детей и творческих работников, мероприятия по строительству, ремонту и реконструкции учреждений культуры.

Орловская область всегда была и остается уникальным уголком в Центральной России, имеющим богатое культурное наследие.

По данным, опубликованным Министерством культуры Российской Федерации, на сегодняшний день в Орловской области поставлено на государственную охрану 1922 памятника архитектуры, истории и культуры, в том числе 335 — федерального значения. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» входит в состав особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Музейный фонд Орловской области включает 262 089 единиц хранения, среди которых множество уникальных коллекций, произведений живописи, музеефицированных предметов региональной истории и культуры. В постоянных экспозициях представлено 5% основного фонда, в выставочной деятельности ежегодно используется 20% основного фонда.2

На территории области в настоящее время действует 40 муниципальных учреждений дополнительного образования детей. Около 10 тысяч детей в возрасте от 4 до 18 лет получают навыки владения музыкальными инструментами, обучаются вокальному, хореографическому, театральному, изобразительному и декоративно-прикладному искусству. В городе Орле начало функционировать новое здание Орловской хореографической школы.

В последние годы в области работает 3049 клубов и объединений по интересам в которых занимаются 33876 человек. Каждый регион России славится своим традиционным искусством. Особый пласт народного творчества Орловщины представляют мастера, работающие в традиционной манере, характерной только для Орловского края. На сегодняшний день в Орловской области выявлено более 100 мастеров, занимающихся изготовлением предметов традиционного декоративно-прикладного искусства, активно участвующих в выставках. Союзом художников России 24 орловским мастерам присвоено звание «Народный мастер России».

Профессиональный уровень работников культуры Орловской области традиционно высок. Следует отметить высокий творческий уровень педагогических кадров музыкальных школ и школ искусств области, который подтвержден массовым и результативным участием талантливых детей и молодежи в конкурсах, фестивалях и выставках различного уровня. Ежегодно проводятся

1 Лабейкин А.А. О реализации конституционных прав граждан Орловской области на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям: резолюция заседания Экспертно-консультативного совета при Уполномоченном по правам человека в Орловской области от 18 июня 2014 года // Орловская правда. - 2014. - 4 июля (№ 94). - С.18.

2 Министерство культуры Российской Федерации. Паспорт культурной жизни. Орловская область. Электронный ресурс:

http://mkrf.ru/minisiErstvo/pasp/

многочисленные областные конкурсы и фестивали по различным специальностям, в которых принимают участие более двух тысяч учащихся.

Высокий уровень профессиональной подготовки будущих специалистов в системе СПО подтверждают данные о поступлении выпускников в высшие учебные заведения. Ежегодно в вузы поступает примерно половина выпускников. Это высокий показатель. Причем в списке этих высших учебных заведений значатся ведущие вузы страны, включая Орловский институт культуры. Сегодня Орловский институт культуры - это крупный учебно-методический, научный и творческий центр в регионе1.

На музыкальных кафедрах института активно действуют разнообразные формы творческого сотрудничества с городскими и районными детскими музыкальными школами (ДМШ) и детскими школами искусств (ДШИ). Ежегодно на базе института проводятся курсы повышения квалификации для преподавателей и концертмейстеров ДМШ и ДШИ города и области.

Тем не менее, несмотря на значительные достижения в отрасли, потенциал региональной культуры не всегда используется в полной мере.

Сегодня следует говорить о недостаточном финансировании отрасли культуры. До сих пор не снята проблема повышения заработной платы работникам культуры - одна из основных причин, по которой выпускники колледжа и вуза неохотно берутся за работу по специальности.

Требуется укрепление материально-технической базы государственных учреждений культуры. Уровень оснащенности компьютерной техникой, подключенности сельских библиотек к ресурсам Интернета в области ниже среднероссийских показателей. Необходимы строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов культуры, улучшение условий хранения музейных и библиотечных фондов, модернизация фондового, выставочного, свето-звуко-технического оборудования.

На сегодняшний день предельно устарели «парк» музыкальных инструментов, техническое оснащение учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений, остро стоит вопрос о необходимости обновления библиотечного фонда.

Сохраняется проблема, связанная с достижением территориального и социального равенства граждан при реализации права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни. Большая территория, удаленность населенных пунктов, неравномерность социально-экономического развития территорий и слабая инфраструктура культуры привели к ситуации, при которой жители муниципальных районов нашей области, в особенности сельских территорий, имеют значительно меньше возможностей в доступе к культурным ценностям и участию в культурной жизни.

Не все муниципальные образования Орловской области имеют краеведческие музеи, хотя таким правом муниципальные органы наделены. Практически во всех муниципальных районах области отсутствуют объекты кинопоказа, выставочные залы и галереи, в малых городах области нет театров.

Не менее серьезным направлением в культурной политике региона является обеспечение включенности в культурный процесс творческих общественных организаций и творческих деятелей. Сложилась многолетняя практика поддержки творческими союзами общественных инициатив, направленных на реализацию прав граждан на участие в культурной жизни.

Резюмируя основные итоги исследования, отметим, что системно-целевой подход к анализу социально-культурных проблем в регионе позволил выявить ряд противоречий и обосновать их актуальность. Системно-целевой подход представляется наиболее эффективным и позволяет сформулировать приоритетные направления в дальнейшем развитии культурной политики региона.

1 Паршиков Н.А. Региональный вуз культуры в условиях модернизации // Вестник Кемеровского

государственного университета культуры и искусств. - 2011 - №14.. - С. 107—113.

Библиография/References:

1. Конт О. Дух позитивной философии. / Перевод с французского И. А. Шапиро. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 256 с.

2. Лабейкин А.А. Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры в социальной защите личности. Монография. 4.I. - М.: МГУКИ, 2000. - 178 с.

3. Паршиков Н.А. Региональный вуз культуры в условиях модернизации // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2011 - №14. - С. 107-113.

4. Шагиахметов М.Р. Основы системного мировоззрения. Системно-онтологическое обоснование. - Москва: КМК, 2009. - 263 с.

5. Щедровицкий Г. П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок. - М.: Наука, 1981. - С. 193-227.

6. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. - М.: Наука, 1978. - 391 с.

1. Kont, O. (2003) Dukh pozitivnoi filosofii [Course of Positive Philosophy] — Rostov n/D: Feniks. — 256 p. (In Russ.)

2. Labeikin, A.A. (2000) Teoretiko-metodologicheskie osnovy deiatel'nosti uchrezhdenii kul'tury v sotsial'noi zashchite lichnosti. Monografiia. Ch.I [Theoretical and methodological bases of the activities of cultural institutions in the social protection of the individual. Monograph. P.I] - M.: MGUKI. - 178 p. (In Russ.)

3. Parshikov, N.A. (2011) Regional'nyi vuz kul'tury v usloviiakh modernizatsii [Regional cultural institution in terms of modernization]. // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Vestnik of Kemerovo State University of Culture and Arts]. - №14. - P. 107-113. (In Russ.)

4. Shagiakhmetov, M.R. (2009) Osnovy sistemnogo mirovozzreniia. Sistemno-ontologicheskoe obosnovanie [Fundamentals of system outlook. System-ontological study] - M.: KMK. - 263 p. (In Russ.)

5. Shchedrovitskii, G. P. (1981) Printsipy i obshchaia skhema metodologicheskoi organizatsii sistemno-strukturnykh issledovanii i razrabotok [The principles and the general scheme of the methodological organization of systemic and structural research and development]. - M.: Nauka. - P. 193-227. (In Russ.)

6. Iudin, E.G. (1978) Sistemnyi podkhod i printsip deiatel'nosti. Metodologicheskie problemy sovremennoi nauki [System approach and the principle of action. Methodological problems of modern science]. - M.: Nauka. -391 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.