Научная статья на тему 'Системный подход к использованию художественно-выразительных средств телеэкрана как способу эмоционального воздействия на зрителя'

Системный подход к использованию художественно-выразительных средств телеэкрана как способу эмоционального воздействия на зрителя Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1103
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ЭКРАН / СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ / ТЕЛЕРЕПЕРТУАР / TELEVISION / SCREEN / MEANS OF EXPRESSIVENESS / SYSTEMATIC APPROACH / MANIPULATION OF CONSCIENCE / TELEVISION REPERTOIRE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Новоженина А. С.

Современное телевидение имеет в своем арсенале богатейшую палитру выразительных средств, способных оказывать психологическое и эстетическое воздействие на зрителя. Но зачастую региональные телевизионные режиссеры и журналисты используют минимум средств, отдавая приоритет приемам массмедиа, заключающихся в манипуляции зрительским сознанием, в ущерб качеству телеэфира. Автор статьи предлагает подходить к выбору художественно-выразительных средств телевидения системно, что позволить улучшить качество программ и оздоровить региональный эфир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIC APPROACH TO THE CHOICE OF MEANS OF ARNISTIC EXPRESSIVENESS AS A VODE OF EMOTIONAL IMPACT ON THE AUDIENCE

Modern television possesses a great variety of expressive means which are able to make psychological and aesthetic impact on the audience. But frequently regional television directors and journalists use minimum of means giving priority to mass media modes which are based on manipulating the audiences conscience and thus decreasing the the quality of broadcasting. The author of the article suggests systematic approach in choosing television expressive means which will allow to improve the quality of the programmes and normalize regional air.

Текст научной работы на тему «Системный подход к использованию художественно-выразительных средств телеэкрана как способу эмоционального воздействия на зрителя»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

А. С. НОВОЖЕНИНА

аспирант кафедры сценарного мастерства и искусствоведения ИПК работников телевидения и радиовещания, преподаватель кафедры режиссуры и мастерства актера Орловского государственного института искусств и культуры

Е-шай Alla_soloveva@mail.ru Тел. 8 920 284 14 58

СИСТЕМНЫЙ подход к использованию ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ТЕЛЕЭКРАНА КАК СПОСОБУ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЗРИТЕЛЯ

Современное телевидение имеет в своем арсенале богатейшую палитру выразительных средств, способных оказывать психологическое и эстетическое воздействие на зрителя. Но зачастую региональные телевизионные режиссеры и журналисты используют минимум средств, отдавая приоритет приемам масс- медиа, заключающихся в манипуляции зрительским сознанием, в ущерб качеству телеэфира. Автор статьи предлагает подходить к выбору художественно-выразительных средств телевидения системно, что позволить улучшить качество программ и оздоровить региональный эфир.

Ключевые слова: телевидение, экран, средства художественной выразительности, системный подход, манипуляция сознанием, телерепертуар.

Ориентация на массового зрителя подталкивает сегодня телережиссеров и журналистов ниже опускать планку профессионализма и эстетического вкуса. В технологический процесс телеиндустрии вторгся западный принцип «время - деньги». Процесс создания новостных сюжетов и тематических программ зачастую стал напоминать конвейер. Некоторые публицистические программы на региональном телевидении и вовсе стали похожи друг на друга как близнецы братья. Одни и те же герои, одни и те же студийные декорации - в них снимают и новостной блок, и развлекательную программу. (ТРК «Истоки -РЭН» г. Орел, ТК «Такт» г. Курск). Это все происходит при обилии выразительных средств, которыми располагает современное цифровое телевидение.

Процесс отбора художественно-выразительных средств экрана стал носить условный характер. Режиссеры в большинстве своем стали отдавать предпочтение средствам выразительности, подчеркивающим жанр программы, а не создающим образ. Системный подход к использованию художественно-выразительных средств экрана, при котором все компоненты экранной образности выступают слаженно и не противоречат друг другу, все больше стал уступать приемам дешевых масс -медиа. Делая акцент на компьютерной графике и спецэффектах, современные режиссеры стали пренебрегать словом и музыкой. Теми выразительными средствами выразительности, на которых строилось

классическое телеискусство прошлой эпохи. А ведь это была эпоха великих людей. Определения «художественные» верно и точно характеризовали тогда документальные фильмы И.Беляева, телеспектакли П. Фоменко, С. Евлахишвили, А.Эфроса, передачи И.Андроникова. Это были примеры для всех телевизионщиков. Им подражали, их стиль копировали, методы режиссуры применяли на собственной практике. Сегодняшний репертуар местного, а порой центрального телевидения - прямая противоположность вышеизложенных программ.

Речь ведущих в развлекательных программах зачастую представляет собой слэнг, героями программ стали политики и бизнесмены, что определило политическую ангажированность телеканалов. С экрана исчез народный герой-спортсмен, актер. художник, музыкант. Вместе с ним ушло и зрительское доверие.

Телевизионные художники прошлой эпохи несли ответственность за каждое слово и каждый кадр телепрограммы. И не только из-за строгости тогдашней цензуры. Они знали силу воздействия выразительных средств экранного творчества. Знали, что художественным образом можно увлечь до высоты духовного откровения и низвергнуть до низости животных страстей. Поэтому они так скрупулезно и системно подходили к отбору элементов экранной образности, к выбору героя, музыки, места действия события. Как писал академик М.В.Алпатов: «В искусстве все приобретает силу

© А.С. Новоженина

воздействия, лишь будучи выражено в художественных образах»1. Но сегодня телеиндустрия напоминает больше ремесло, нежели искусство.

Выразительные средства как способ воздействия на зрителя, найденные за последнее десятилетие XX века, казалось, отошли на второй план. Это притом, что телеканалы сегодня оснащены по последнему слову техники, имеют в своем арсенале насыщенную палитру выразительных средств, присущих только телевидению. Это свет, цвет, звук и необычный ракурс, звуковая партитура, монтаж и нестандартная оптика, компьютерная графика, позволяющая сегодня создавать реальность, не выходя из студии. Фильмы, на которые режиссеры прошлой эпохи потратили бы годы, сегодня можно сделать за считанные дни даже и на региональной телевизионной студии. Но экранные проекты, претендующие на высокохудожественные произведения, сегодня редки. Если спросить у простого телезрителя, что было вчера по голубому экрану, а позавчера, или неделю назад? Если не было какого-то политического скандала на местном телевидении или звездного - по центральным каналам, то он вряд ли что вспомнит. Какой популярностью пользовались раньше «Взгляд» и «До и после полуночи» или прямые телепрограммы на местном телевидении, когда у каждого зрителя была возможность дозвониться в эфир и задать свой вопрос. Сегодня это сделать не так-то просто. Чтобы не смутить «платного» гостя, зритель должен согласовать вопрос с редакцией программы.

Раньше зритель жил этими программами, запоминал отдельные фразы, запоминал даже свои ощущения, соединялся с экраном. Сегодня подобного слияния уже нет. Режиссер В. Давидчук, давая оценку современному репертуару телеэкрана, как-то сказал: «Нельзя утрачивать духовные критерии, нравственные начала, что несет искусство. Я понимаю, что спектаклем или фильмом не сделать из матерого преступника добродетельного человека, но подтолкнуть людей к размышлениям, как должен жить человек, - в этом сила и польза искусства»2.

Но несмотря на падение профессионального уровня, телевидение сегодня является неотъемлемой частью бытия, зеркалом социальной и политической жизни общества. Оно входит в каждый дом, являясь для некоторых из нас единственным собеседником. Телевидение по-прежнему занимает ведущую роль по управлению массовым сознанием,

1 Алпатов М. В.Всеобщая история искусств. М./ Л.: Искусство, Т.1., 1948-1949. .385 с.[84] л.

2 Ефимова Н.Н «Звук в эфире». М.: Аспект-пресс, 2005 г., с 121.

а значит по-прежнему нуждается в изучении, в понимании его уникальной специфики, в системном подходе к самой сущности телевидения и системности при выборе средств его выражения.

Постичь многослойность телевидения возможно при помощи системного подхода, говорили в 80-е годы прошлого века Ю.П.Буданцев, О.Ф.Нечай, К.Э.Разлогов. Это представление о сущности телевидения отвечало широко распространенным за рубежом взглядам на телефеномен как на мозаичный, многоступенчатый объект, на что указывали в своих трудах Г.М.Маклюэн, А.Моль, Р.Уильямс и др. Подобная точка зрения нашла свое продолжение в работах В.Демина, Э.Ефимова, Н.Зоркой, Л.Козлова, Н.Хренова и др. Одним из первых, кто стал рассматривать само экранное творчество как некую систему, был С. М. Эйзенштейн. Вслед за ним появилась целая плеяда ученых, изучавшая телевидение сквозь понятия «синэстезия», «синкрез». При изучении художественного творчества под синэстезией подразумевают построение художественного мира через образное воспроизведение совокупности чувств.3 Применяя системный подход, ученые предлагали изучать телевидение, по крайней мере, в трех плоскостях. Поскольку оно имеет дело со всеми аспектами жизнедеятельности человеческого общества и поэтому является социальной информационно-коммуникативной системой. Телевидение имеет способность вмещать в себя весь художественный мир, созданный человечеством и существующий во времени и пространстве. По сути, это художественная система. Значит, его стоит и рассматривать как систему. Сегодня телевидение является еще и адаптивно-моделирующей системой, создавая для своей аудитории вымышленную картину мира, рождающуюся в момент взаимодействия зрителя с телеэкраном, в процессе восприятия.

Говоря о системном подходе к выбору художественно-выразительных средств экрана, можно говорить о некотором способе организации, таком, который охватывает процесс творческой деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования.

Системный подход - направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы4.

Формирование образного языка телевидения и

3 Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р., Психология восприятия. М.: МГУ, 1973г, с. 54—58

4 4 http://www.terme.ru. [сайт]. - М., [2003].- Режим доступа: www.terme.ru. свободный. - Заг.-.

Новая философская энциклопедия.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

системности в выборе средств художественной выразительности проходило сложные этапы:

1. Экспериментальное вещание 30-40-х.

2. Приход журналистов в 50-х.

3. Прямые, транслируемые с места событий передачи.

4. Отснятые на кинопленку программы.

5. Становление телепублицистики в 60-х.

6. Освоение цветного вещания, переход к полифоническим формам постановочных игровых и развлекательных передач и видеофильмов в 70-х.

7. Телевидение «перестройки и гласности».

8. «Открытость» прямой передачи, ток-шоу и развлекательных программ.

Сегодня телевидение способно охватить самые широкие слои населения, даже те, которые остаются за пределами влияния других средств массовой коммуникации. Эта способность телевидения объясняется особенностями его физической природы, определяющими специфику телевидения как средства создания и передачи сообщения. Системный подход к выбору средств выразительности обусловлен также эмоциональным и рациональным восприятием зрителя.

Еще Л. Вовенарг5 заметил: «Разум и чувство помогают друг другу и дополняют друг друга. Тот, кто следует советам одного из них, отказываясь от другого, нерасчетливо лишает себя той помощи, которая дана нам для нашего руководительства». И психика, и сознание имеют один общий источник - человеческий мозг. Известно, что любой акт сознания включает в себя отношение, а значит и эмоцию. Через телеэкран к зрителю поступает промышленно изготовленное подсознание, говорил М.Маклюэн6. Он отмечал, что оно (телевизионное подсознание) и воспринимается в первую очередь подсознанием человека-зрителя. Чтобы закончить формирование увиденной «картинки» — закончить не оптически, но смыслово, в дело должна вступить психика. Телевизионный экран, по Ж.Бодрийару7, « это мы сами, это телевидение смотрит на нас и протаскивает сквозь нас магнитофонную ленту». Французский философ заканчивает мысль знаменательным уточнением: «ленту, но не образ».

Ж. Бодрийяр сравнивает телезрителя с кинематографическим проектором, который напичкан изображениями, пребывающими в зашифрованном состоянии, после чего должны произойти такие

5 Вовенарг Л.-К. де Размышления и максимы. Пер. Ю. Б. Корнеева и Э. Л. Линецкой. М./АСТ: Фолио, 2002 397 с.

6 Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. Пер.Николаева В. Г. ,М/ Жуковский Канон-Пресс -ц Кучково поле^2003

7 Бодрийяр Ж «Войны в Заливе не было». Художественный журнал. 1994. № 3.

операции, после которых эти изображения стали осознаваться. Психике телезрителя, приходит к выводу ученый, необходимы аналоги подобных операций, чтобы «протягиваемая» сквозь него лента заиграла образами в его сознании. Говоря о телевизионном образе, подразумевается слияние аудиовизуальных средств экранной выразительности.

Выбор художественно-выразительных средств напрямую зависит от жанра телевизионного произведения. Выбранный жанр диктует использование определенного набора выразительных акцентов. Но сегодня на телевидении мы имеем диффузию жанров, т. е их взаимопроникновение. К примеру, беседа превратилась в ток-шоу и стала самостоятельным жанром, который в свою очередь можно отнести и к аналитической, и к художественной публицистике. От этого взаимопроникновения, смешения жанров, выбор выразительных средств становится гораздо шире. В отличие от аналитики и информации, художественные жанры находятся в более удачном положении, так как могут использовать практически все имеющиеся сегодня выразительные средства. Выбор жанра зависит от характера творческой, профессиональной задачи, а также объекта отражения, специфики жизненного материала. Поэтому, чем отчетливее понимает автор природу жанра, в форму которого он облекает свой жизненный материал, тем успешнее может он выполнить поставленную задачу. Специфические для экрана симультанность, персонификация информации, «эффект нимба» постоянно оказывают на зрителя психологическое и идеологическое воздействие. Средства передачи телевизионной информации, заключающиеся в характере изображения, цветовом решении, музыкальной партитуре, обладают большей убедительностью, чем в реальной жизни. Можно сделать вывод, что изображение и звук, аудиовизуальные средства телеэкрана несут информацию, которая часто воспринимается зрителем на подсознательном эмоционально-эстетическом уровне в отличие от информации семантического характера.

Телевизионный стиль проник во многие виды искусства. Клиповое сознание стало прообразом человеческих мыслей. Современный монтаж стал средством манипуляции зрительским восприятием, что родило «виртуальную действительность», которая во многом отличается от реальности «видимого мира». Можно, конечно, это отнести к выдающимся заслугам режиссеров монтажа, если бы только при этом не «страдали» другие средства художественной выразительности экрана, такие как слово, выбор героя, достоверность событий.

Сущность системного подхода заключается в том, что объект, в данном случае средства вырази-

тельности экрана, конструировались не случайным образом, делая ставку, к примеру, только на монтаж, а по параметрам системы. Осознанно применяя системный метод, художник, режиссер, использует те возможности, которые скрыты в определениях категорий, на которых базируются идея и параметры системы. Подход, применяемый по принципу гармонии эмоционального и рационального зрительского восприятия, способен объединить средства выразительности, подчинить второстепенные главным, что позволит наиболее ярко и образно донести до зрителя идею художника. Системный подход к выбору художественно-выразительных средств экрана как эмоциональному способу воздействия на зрите-

ля, при котором все элементы экранной образности выступают слаженно и не противоречат друг другу, помог бы не только улучшить качество вещания, но и «оздоровить» современный телеэфир. Подход, который заключается в соответствии разных частей друг другу, в подчинении частного общему, второстепенного - главному, частей (деталей) - целому, а также в единстве приемов исполнения, обогатил бы репертуар современного регионального телеэкрана, позволил бы создавать иные не только по форме, но и по сути программы. Познания в области образного языка телеэкрана увлекли бы многих творческих работников телевидения, работающих сегодня больше интуитивно, чем профессионально.

Библиографический список

1. Андронников И.Е . Избр. сочинения в 2-х томах

2. Большая советская энциклопедия М., 1979г.

3. Выготский Л. С. «Психология искусства» / Под ред. М. Г. Ярошевского. М. : Педагогика, 1987.

4. Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности // Социологос. Социология.

Антропология. Метафизика. М., 1991. С.39.

5. Гаврилов К. «Как делать сюжет новостей и стать медиатворцом» СПб, «Амфора»2007 г

6. Горюнова Н.Л «Художественно'-выразительные средства экрана» М., 2000

7. Головня А.Д «Операторское искусство». М., ВГИК, 1976.

8. Головня А.Д «Мастерство кинооператора». М., Искусство, 1963.

9. Ефимова Н.Н «Звук в эфире» Аспект-пресс М., 2005г.

10. Кузнецов Г.В, Цвик В.Л, А.Я Юровский «Телевизионная журналистика». Изд-во МГУ; «Высшая школа», 2002.

11. Килпатрик Л. Свет и освещение. М., «Мир», 1988.

12. Маклюэн М. «Понимание медиа: Внешние расширения человека». М., 2003

13. Медынский С.Е. «Компонуем кинокадр». М., «Искусство», 1992.

14. Нечай О.Ф «Телевидение как художественная система»- Минск. : Наука и техника, 1981.

15. Прожико Г.С. «Концепция общего плана в экранном документе». М, ИПК РТР, 2000.

16. Пудовкин В. Собр. соч. М., Искусство, 1974. Т. 1.

17. Рабигер М. «Режиссура документального кино» Уч. пособие. М., 1999г

18. Ромм М.И « Беседы о кино». М., Искусство, 1964.

19. Утилова Н.И. Монтаж как средство художественной выразительности М., ИПК РТР, 2002.

20. Фелдман Дж. «Динамика фильма». М., Искусство, 1959.

21. Цвик В.Л «Телевизионная журналистика. История. Теория. Практика» М., «Аспект-пресс» 2004 г

22. Эйзенштейн С.М. Собр. Соч. В 6-ти т. Т. 2.

A.S. NOVOZHENINA SYSTEMATIC APPROACH TO THE CHOICE OF MEANS OF ARNISTIC EXPRESSIVENESS AS A VODE OF EMOTIONAL IMPACT ON THE AUDIENCE

Modern television possesses a great variety of expressive means which are able to make psychological and aesthetic impact on the audience. But frequently regional television directors and journalists use minimum of means giving priority to mass media modes which are based on manipulating the audience’s conscience and thus decreasing the the quality of broadcasting. The author of the article suggests systematic approach in choosing television expressive means which will allow to improve the quality of the programmes and normalize regional air.

Key words: television, screen, means of expressiveness, systematic approach, manipulation of conscience, television repertoire.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.