Научная статья на тему 'Системный подход к дипломному проектированию с использованием информационных технологий'

Системный подход к дипломному проектированию с использованием информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
751
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Стыцюра Людмила Федоровна, Стыцюра Дмитрий Вячеславович

Системный подход является неотъемлемым компонентом квалификации инженера. Никакие теоретические положения в отрыве от практической деятельности не помогут выработать умения, обеспечивающие системную компоновку инженерной работы. Эта проблема решается, если учебная работа со студентом на дипломном проектировании имеют четкую системную структуру, которую, необходимо не только постоянно демонстрировать, но и объяснять. Особенно наглядной и эффективной такая структура оказывается в случае самостоятельной работы студентов, к которой относятся, в том числе и курсовое, и дипломное проектирование. Методические указания по дипломному проектированию содержат требования системного подхода к инженерной работе и объясняют его содержание и логику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Стыцюра Людмила Федоровна, Стыцюра Дмитрий Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMS APPROACH TO THE THESIS PLANNING WITH THE USE OF THE INFORMATION TEKHNOLOGIES

Systems approach is the inherent component of the qualification of engineer. No theoretical positions separately from of practical activity will help to manufacture the skills, which ensure the system layout of engineering work. This problem is solved, if training work with the student on the thesis planning they have the clear system structure, which, it is necessary not only constantly to demonstrate, but also to explain. Especially visual and effective this structure proves to be in the case of the independent work of students, which includes, including course, and thesis planning. The operating instructions according to the thesis planning contain the requirements of systems approach to the engineering work and are explained its content and logic.

Текст научной работы на тему «Системный подход к дипломному проектированию с использованием информационных технологий»

VII. КАФЕДРА

УДК 378.244:004.4 ГРНТИ 14.35.07;50.41.25

1 2 Л.Ф. Стыцюра , Д.В. Стыцюра

Системный подход к дипломному проектированию с использованием информационных технологий

Системный подход является

неотъемлемым компонентом

квалификации инженера. Никакие теоретические положения в отрыве от практической деятельности не помогут выработать умения, обеспечивающие системную компоновку инженерной работы.

Эта проблема решается, если учебная работа со студентом на дипломном проектировании имеют четкую системную структуру, которую, необходимо не только постоянно демонстрировать, но и объяснять. Особенно наглядной и эффективной такая струк-

1 Стыцюра Людмила Федоровна, канд. техн. наук, доцент кафедры Информационных систем и компьютерных технологий ВГУЭС. E-mail: ctuts@stl.ru

2 Стыцюра Дмитрий Вячеславович, ст. преподаватель кафедры Информационных систем и компьютерных технологий ВГУЭС. E-mail: stitsura@mail.ru

тура оказывается в случае самостоятельной работы студентов, к которой относятся, в том числе и курсовое, и дипломное проектирование. Методические указания по дипломному проектированию содержат требования системного подхода к инженерной работе и объясняют его содержание и логику.

Квалификация инженера по специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» и «Информационные системы и технологии» основана на творческом мышлении, которое сосредоточено на системном подходе к решению технических задач. Системный подход является неотъемлемым компонентом квалификации инженера. Никакие теоретические положения в отрыве от практической деятельности не помогут выработать умения, обеспечивающие системную компоновку инженерной работы.

Эта проблема решается, если учебная работа со студентом на дипломном проектировании имеют четкую системную структуру, которую, необходимо не только постоянно демонстрировать, но и объяснять. Особенно наглядной и эффективной такая структура оказывается в случае самостоятельной работы студентов, к которой относятся, в том числе и курсовое, и дипломное проектирование. Методические указания по дипломному проектированию содержат требования системного подхода к инженерной работе и объясняют его содержание и логику.

Системный подход к выполнению инженерной работы, в соответствии с принципами системного анализа, должен начинаться с выявления и четкого формулирования конечной цели и возможных путей ее достижения. Работу при этом следует рассматривать как единое целое, единую систему, в которой все частные решения взаимосвязаны и представляют собой ее системообразующие компоненты. Конкретизируя эти принципы, определяется обусловленная системным подходом структура дипломного проекта.

Первый структурный компонент «Цель разработки» - формулировка его темы, что и служит основой для постановки цели проекта. Для этого, разумеется, необходим анализ текущей ситуации в области заданной темы, прогнозирование ее развития. Цель, кроме того, характеризуя мысленное предвосхищение результата деятельности, должна свидетельствовать, что этот результат нужен для удовлетворения некоторой потребности, вытекающей из существующей ситуации. Цель разработки и основные показатели объекта информатизации, которые включают в себя наименования и требуемые значения технических, технологических, производственно-экономических или других показателей, которые должны быть достигнуты в результате создания разработки.

Следовательно, для формулировки цели дипломного проекта нужно

провести укрупненный технико-экономический анализ аналогов и области, к которой относится тема ДП (ДР), и выявить основной недостаток существующего здесь положения дел. Результаты такого анализа станут доказательством актуальности, необходимости и своевременности работы. Кроме того, в ходе анализа следует не только определить, но и показать студенту ориентировочный путь устранения выявленного в базовой ситуации недостатка.

Логический вывод из результатов такого анализа - формулировка цели работы как средства устранения выявленного недостатка. Целью может быть, например, повышение качества изделия или производительности труда, улучшение его условий, снижение энергоемкости и т.п. И еще одно замечание. Типовая (причем весьма распространенная) ошибка при формулировке цели работы состоит в том, что в качестве цели указывается средство ее достижения, а не показатели, которые необходимо получить в результате разработки проекта для достижения цели.

Например, формулировка «Цель проекта - разработка информационной системы для оценки результатов тестирования ТОЕБЬ» принципиально неверна, поскольку такая установка сама по себе не может представлять «предвосхищаемый положительный результат работы информационной системы». Она может лишь способствовать достижению какого-то результата, который в данной формулировке не показан. К сожалению, подобная ошибка часто допускается в дипломных работах.

Итак, формулировка цели должна быть конкретизирована указанием на методы и средства ее реализации. Если при доказательствах актуальности темы было показано, что существующая система проведения тестирования ТОЕБЬ обуславливает низкое качество и производительность в обработке результатов тестирования, то для приведенного примера формулировка цели может иметь следующий вид: «Повышение производительности и качества обработки результатов тестирования ТОЕЕЬ путем автоматизации проведения процесса тестирования и получения отчетов результата процесса тестирования».

Доказательства актуальности темы и формулировка цели работы входят, следовательно, в первый системообразующий компонент дипломного проекта.

Однако, даже зная цель проекта, выполнять его еще нельзя: не известно, что конкретно нужно делать. Необходима формулировка задач работы, решение которых и приведет к достижению поставленной цели.

Определение термина задача, в формулировке : «Задача - то, что требует исполнения, решения»1.

Для обеспечения взаимосвязи системообразующих компонентов инженерной работы, на основе соотносительности цели и задач, считая при этом, что задачи подчинены цели. Тогда для практического использования можно предложить следующую формулировку: задача - это действие, которое

1 С.Ожегов. Словарь русского языка, с. 175.

- 177 -

надо совершить для достижения цели.

Определить, что конкретно необходимо делать для достижения цели и, следовательно, сформулировать какие решаются задачи работы, можно в результате детального анализа существующей информационной и технической ситуации в области заданной темы. Этот процесс требует определения состава задач, который станет третьим компонентом системы инженерной работы. Разделу «Состав задач» дипломного проекта следует определить методы и средства, которые необходимо использовать для решения поставленных задач.

Системообразующим компонентом является четвертый раздел «Методы и средства».

Под известными решениями следует понимать ранее выполненные разработки и исследования (результаты которых опубликованы) по тематике и объектам близкие к исходным данным и направлениям работы над проектом, выявленным в ходе анализа. Известные методы решения могут быть взяты для анализа из существующей документации, патентной информации, технической литературы, а также выполненных раньше курсовых и дипломных проектов.

В дипломной работе должны быть проанализированы все исходные данные к принятым решениям по каждой задаче. К исходным данным следует относить заданные темой проекта сведения о входной информации и промежуточных данных, которые можно установить из формулировки темы и уточняющего ее задания на проектирование.

Исследование состояния вопроса заканчивается формулировками задач проекта (действий, которые надо совершить, чтобы достичь цели), представляющих собой сумму всех «следовательно», полученных в ходе анализа, - по сути, выводы из состояния вопроса, краткие и логически связанные между собой.

Формулировки задач и определяют содержание основных разделов дипломного проекта, которые должны представлять собой описания решений каждой из них. Именно поэтому основным разделам нужно давать заголовки, отражающие содержание формулировок задач.

Системообразующим компонентом является пятый раздел «Результат». После того как задачи решены и основные разделы проекта выполнены, необходимо определить, что в результате получилось и достигнута ли поставленная цель. Для этого нужно, во-первых, убедиться, не провоцируют ли полученные в ходе решения задач результаты вредные или опасные для человека и окружающей среды факторы.

Этим студент занимается в разделе «Безопасность и экологичность проекта»: выявляет такие факторы, рекомендует известные или разрабатывает новые средства защиты от них.

Во-вторых, следует определить, нельзя ли защитить результаты проекта как объект интеллектуальной собственности. Для этого студент должен составить перечень разработанных в ходе проектирования решений,

выбрать наиболее перспективное с точки зрения зашиты, определить вид объекта этого решения (изобретение, полезная модель, программа для ЭВМ, произведение науки) и подготовить документы, необходимые для его государственной зашиты.

В-третьих, следует рассчитать экономическую эффективность проекта. В начале раздела, посвященного этому расчету, студенту нужно определить изменяющиеся показатели, затем произвести их расчет и определить экономическую эффективность принятых решений. В заключение следует провести анализ структуры полученного экономического эффекта и на этой основе сделать заключение о том, достигнута ли цель работы, сформулированная во введении. Например, если целью проекта являлось повышение качества изделий и из анализа структуры экономического эффекта следует, что какая-то его часть получена за счет повышения качества, можно делать вывод, что цель проекта достигнута.

В заключении проекта, состоящем из выводов и предложений по использованию полученных результатов, должны быть представлены их краткие характеристики, а не простой перечень. Перечисление результатов уместно в реферате (аннотации), но не в выводах (тем не менее подобная ошибка типична для дипломных работ). Последний вывод должен показывать, что цель проекта достигнута.

Таким образом, в составе инженерной работы, т.е. дипломного проекта можно выделить пять блоков системообразующих компонентов.

Первый блок «Цель разработки» включает формулировку темы (с доказательствами ее актуальности) и цели проекта (показатели технические, технологические, организационные, экономические и др.), которые и образуют раздел дипломного проекта Введение.

Второй блок «Состав задач» включает в себя перечень решаемых поставленных задач. Это - исполнительский блок.

Третий блок «Методы и средства» включает в себя методы и средства, необходимые для решения каждой задачи.

Четвертый блок «Исходные данные» определяет перечень исходных данных необходимых для решения каждой задачи с применением выбранных методов и средств. В этот же блок входит и анализ состояния вопроса (исходных данных и известных решений), завершающийся формулировками задач проекта. Его, следовательно, можно назвать постановочным.

Пятый блок «Результат» - оценочный. В него входят компоненты работы, содержание которых позволяет оценить возможность использования полученных в предыдущих блоках результатов и проверить, достигнута ли цель проекта.

Такое разделение соответствует представлениям о триаде качества системы, которая должна состоять из организационной, функциональной и оценочной подсистем.

Все эти блоки и входящие в них системообразующие компоненты связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя единый проект как

логически обусловленное целое. Выполняя такой проект (как единую систему), студенты усваивают основные принципы системного подхода к инженерной работе на практике, т.е. без специального обучения и дополнительных затрат времени. Вместе с тем студентам предложено руководство по дипломному проектированию, в котором достаточно полно изложена показанная выше система компоновки работы, а также объяснено значение, методика выполнения и взаимосвязь каждого из разделов проекта.

Проверка предложенной системы дипломного проектирования в институте Информатики, инноваций и бизнес-систем ВГУЭС показала, что большинство студентов достаточно легко усваивают логику системного подхода к дипломному проектированию и приобретают умения, позволяющие применять данный подход в практической работе на производстве.

Состав, характеристика и метод организации дипломного проектирования

Владение информационными технологиями является необходимым атрибутом профессиональной пригодности специалиста в современном обществе. Интенсивное развитие информационных и компьютерных технологий привело к тому, что процесс обучения вышел на новый уровень, что позволяет качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Но даже при наличии достаточно хорошей технической базы, возникает проблема, как при достаточно ограниченном объеме времени научить студентов работе с новыми сложными программными продуктами.

Опыт работы кафедры информационных систем и компьютерных технологий при подготовке выпускных квалификационных работ по инженерным специальностям «Вычислительные машины комплексы, системы и сети» и «Информационные технологии» основаны на методе информационно-структурного моделирования этапов дипломного проектирования.

Дипломное проектирование является завершающим и одним из важнейших этапов обучения студентов в высших учебных заведениях, позволяющих в значительной мере определить подготовленность выпускника ВУЗа к самостоятельной инженерной работе. Цель дипломного проектирования формируется на основе Государственного образовательного стандарта по специальности.

Состав, характеристика и организация дипломного проектирования (ДП) основаны на базе информационного обеспечения каждого этапа исполнения ДП. Этапы ДП включают в себя разнообразие работ. Для студентов очно-заочного обучения необходим информационный ресурс, который обеспечит качественное и самостоятельное выполнение каждого этапа ДП. Метод информационно-структурного моделирования включает в себя разработку структурной схемы ДП, определение входной и выходной информации для каждого элемента структурной схемы.

Выпускная квалификационная работа может быть представлена дипломным проектом или дипломной работой (ДП/ДР). В дальнейшем в

тексте используется термин дипломное проектирование, который включает в себя общее понятие ДП/ДР

Структурная схема - это связь элементов по категориям работ при выполнении выпускной квалификационной работы.

Элемент - это объект в структурной схеме, который предназначен для выполнения определенных работ на основании информационного обеспечения, необходимого для получения результата.

Основной задачей дипломного проектирования является

предоставление студентам информационно-структурного ресурса, который включает состав этапов проектирования и информацию, необходимую на каждом этапе для выполнения качественного проектирования и оформления ДП. Информационное обеспечение в электронном виде предоставляется студенту-выпускнику и имеет название «ДИПЛОМНИКУ В ДОРОГУ» (Рис. 1). Схема информационно-структурного ресурса является универсальной, она может применяться для дипломного проектирования и моделироваться в соответствии с прикладной областью знаний по любой специальности выпускной квалификационной работы.

Создание единого универсального интерфейса подготовки

информации о дипломном проектировании для специальностей

«Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» и «Информационные технологии» обеспечивается на этапах, номера которых обозначаются на рисунке 1 в графическом символе «круг» - О)

Информационный ресурс «ДИПЛОМНИКУ В ДОРОГУ» включает в себя сведения об:

- этапах и сроках проектирования (плане ДП);

- составе и оформлении разделов;

- содержании каждого этапа проектирования;

- решаемых задачах;

- научных исследованиях;

- технологиях;

- стандартах, ГОСТ, ЕСПД, ЕСКД;

- участии студентов на научных конференциях (содержании докладов, связанных с ДП;

- рейтинговых показателях ДП;

- защите ДП и подготовке презентации;

- об участии во Всероссийских конкурсах на лучшую дипломную/научную работу.

Структурная схема содержит 8 этапов работ (элементов), сопровождающихся информацией необходимой для их выполнения. Порядковые номера на рисунке 1 имеют следующее блоки информации.

Рис. 1. Схема «Дипломнику в дорогу»

80°® А 30°/о

1 этап - «Вопросы для ГЭК», папка электронного ресурса, которая содержит программу (вопросы) по специальности для экзамена перед Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК). Экзамен проводится по специальным дисциплинам с целью определения соответствия знаний, умений и навыков студентов по комплексу специальных дисциплин требованиям государственного образовательного стандарта. Студентам эта информация предоставляется выпускающей кафедрой за 6 месяцев до государственного экзамена. Приводится список литературных источников по дисциплинам, состав лекций в электронном виде по основным дисциплинам, представленным на экзамене.

2 этап - «Общие документы». Ознакомление студента с документацией сопровождающей Состав общих документов определяется информацией, которая указывает состав тем ДП, график и план, которые определяют сроки для выполнения этапов дипломного проектирования. Студенту предоставляется полная информация о сроках и датах отчетности по каждому этапу ДП, о перечне и составе ГОСТов и стандартов по предметной области знаний, необходимых для выполнения выпускной квалификационной работы. Для полного представления студента о дипломном проектировании, о его продолжительности, руководстве, плане и оформлении приводится структурная схема ДП (Рис. 2).

3 этап - «Преддипломная практика». Определяется состав работ, отчета и документов на преддипломную практику (ПДП). Студенту предоставляется и поясняется информация о техническом задании (ТЗ) его сущности и разделов, Понятие о составе ТЗ, которое готовит руководитель ДП, обеспечивает студенту предварительную осведомленность. Классическая схема научно-исследовательского подхода ДП отражается в схеме состава ПДП и его содержания (Рис. 3). Схема и описание «Постановки задачи» основана на опыте научно-исследовательского и производственного опыта. Она включает в себя цель разработки; какие решаются задачи для достижения цели; какие используются методы (научные, математические и др.), средства (технические, программные, информационные) для решения поставленных задач; какие необходимы исходные данные для решения поставленных задач с использованием применяемых методов и средств для каждой задачи; какие получены результаты при решении задач для достижения цели. «Отрицательный результат - тоже результат». На преддипломной практике студент проводит анализ существующих аналогов исследуемой области, изучение объекта проектирования (информатизации), формирует содержание, цель, задачи, методы и средства, входную и выходную информацию для разработки ДП.

4 этап - «Дипломное проектирование 30%» - это состав 30% дипломного проектирования, которое должен выполнить студент-дипломник. Согласно технического задания определяется объем работы на 30% ДП. Общие сведения о разрабатываемой программе, базе данных, проекте.

Обозначение и наименование программы, используемые языки программирования. Описание логической структуры программы (блок-схема алгоритма), организация информационной базы данных, программная реализация, описание и характер входных и выходных данных. Подготовка демонстрации программного обеспечения и презентации для защиты 30% перед комиссией преподавательского состава кафедры.

5 Этап - «Дипломное проектирование 80%». Практическая реализация дипломного проекта (программного обеспечения, информационной системы, веб-сайта, интерфейса, базы данных и др.). Демонстрация программного продукта. Подготовка демонстрации готового программного обеспечения и презентации для защиты перед комиссией преподавательского состава кафедры.

6 Этап - «Дипломное проектирование 100%. (Предзащита)». Расчеты экономической части и безопасности жизнедеятельности. Оформление пояснительной записки и графического материала. Отзыв руководителя.

7 Этап - «Защита дипломной работы». Государственная

экзаменационная комиссия принимает защиту при наличии ПЗ дипломной работы, отзыва руководителя, рецензии рецензента, презентации и графического материала. Студент прилагает к дипломной работе программную документацию.

8 Этап - «ДП на конкурс». Предоставляются студентам положение и сопроводительные материалы для отправки дипломного проекта на Открытый всероссийский конкурс выпускных квалификационных работ МОРФ.

Преддипломная практика

Цель преддипломной практики - инженерно-техническая и организационно-экономическая подготовка студентов к выполнению дипломного проекта. В процессе прохождения практики студенты должны:

- проверить, закрепить и повысить знания, полученные в процессе обучения, используя их решения для конкретных инженерно-технических задач, тематика и состав которых согласованы с заданием на дипломное проектирование;

- собрать исходные материалы и начать аналитическую работу по теме дипломного проекта;

- выбрать инструментальные программные средства разработки и проектирования, а также освоить основные приемы работы с этими средствами;

- приобрести практические навыки и подготовить наработки для выполнения макетирования, предусмотренного заданием на дипломное проектирование;

- получить представление о деятельности предприятия, организации производства и системе мероприятий по охране окружающей среды.

Для студента предоставляется информация об основных положениях преддипломной практики. Системный подход учитывает научноисследовательский подход к определению состава и содержания первого этапа исследования и принятия решений по теме дипломного проектирования

Рис. 2. Схема состава ДП (ДР)

На рис. 3 представлена схема состава преддипломной практики.

I

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ

практике

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

І. Лня.іні З.НЯ.1ЭГЭЕ

■хлцусям

оолэгтм

сост озаг ннміер оеешп [ е вбластн ннфсомэшсянъэ; і зхне г.оііпі. Основные понатня п і ерішния огісе. □пьл развития ізкнолопш за рубижпи. Состо:зшз ісшцшапіРисші Нохк; ващшшіенвя в исспе^мшн

1 г

^.Актуальность,

решаемая проблема <

н нель разработки.

г

>

І. Изучение, структура. характеристика н состав исследуем о г о о оьекта

V

ґ

4. Выбор метолові моделей. методологии научного не с ледова ння в разработке

Решаемая пр оси” ема. Цал разраб откн -освоены» показатели объакта информатизации. Наимюов&ннх и трзбуеыкэ значения техннчвсхнх. технологических іс пр ошво дственно -экономыч а скпх шш другие показаталан.

КОТОРЫЕ Л ОЛ2ЕВЫбыТВЛ ОСТИТЕТ-ТЫ Е

р а зу лыата пр оакпср яванця

Структура. характзримлттгяж состав, информационные и структурны» связи, техническое пнф-ормашюнноа. программное обашачанпа объ акта иижпв-д о Банка ^подготовить струшурвую ех ему объ актаиссл ал ованш). Место разраб откн е система управл дерня ЦрЗДЦрИЯТТЕМ.

Иссл едование н неп о лез о ванна методов, моделей. матемишчзскихи пр отраммных р еивнни для разграб откы. Быб ор еіп ое обеспзч ания математич эских. информящюнньл:. лннгенстнч эских. пр ограминыя. технических. ораганнзащюнньск

і г

5. Постановка задачи

(структурная схема) )

разраооткн проекта

Г

б. Полготовьд отчета

(пояснительная запи- <

ска теист 30-40 стр).

Полгогоеыя презен-

тации Б Р ОТТЕТ Р

Г

Д олжныбыть указаныцель раб рты. какие решаются задачи для д о етшкания цели. какие используются метода (научные. матемаїїгче скна и лр.). ср эдетва (технича скна. пр ограммные. информационные) для р ешення постяел энные задач. кила на обходимы исходные ланныа для решения поставленных задач с непользовашем применяемых метод ов и ср ал сів. какие по луч ены р а зупкгаты

Структура и о формлэше пояснительной записки устанавливаются в со ответствии с тр зо ованиямн по адусмотр ашъаш: тандартамиЕ СКД пЕСГЦ '

Рис. 3. Схема состава ПДП

На схеме:

Анализ аналогов исследуемой области. Анализ состояния исследований в области информационных технологий. Основные понятия и терминология. Опыт развития технологий за рубежом. Состояние исследований в России. Новые направления в исследуемой области

Актуальность, решаемая проблема и цель разработки. Рассматривается решаемая проблема. Цель разработки - основные показатели объекта информатизации. Наименования и требуемые значения технических, технологических и производственноэкономических или других показателей, которые должны быть достигнуты в результате проектирования.

Изучение, структура, характеристика и состав исследуемого объекта. Структура, характеристика и состав, информационные и структурные связи, техническое, информационное, программное обеспечение объекта исследования (подготовить структурную схему объекта исследования). Место разработки в системе управления предприятием.

Выбор методов, моделей, методологии научного исследования в разработке. Исследование и использование методов, моделей, математических и программных решений для разработки. Выбор видов обеспечения математических, информационных, лингвистических, программных, технических, организационных

Постановка задачи (структурная схема) разработки проекта.

Должны быть указаны цель работы, какие решаются задачи для достижения цели, какие используются методы (научные, математические и др.), средства (технические, программные, информационные) для решения поставленных задач, какие необходимы исходные данные для решения поставленных задач с использованием применяемых методов и средств, какие получены результаты

Постановка задачи дипломного проектирования.

Постановка задачи (Рис. 4) включает в себя 5 этапов. Цель работы определяется темой ДП. Достижение результата формируется составом ряда задач, которые необходимо решить Перечень задач содержится в техническом задании на дипломное проектирование. Задачи учитывают состав выполняемых функций, входных и выходных данных их назначение и основные характеристики. Математическое,

информационное, лингвистическое, программное, организационное, техническое и методическое обеспечение должно войти в перечень использованного обеспечения при решении задач. Математическое обеспечение включает в себя математические методы, модели, типовые алгоритмы и алгоритмы, подлежащие разработке.

Структурная схема постановки задачи рассматривается для выполнения цели - реализация разработки по теме «Построение моделей цифровых интегральных схем». Для проектирования разработки

определяется перечень задач, которые необходимо выполнить для достижения цели.

Например, для задачи «Подготовка структурной модели», определяется средство, к которому относится программный комплекс (ПК) «СНИМОК».

Исходными данными для решения этой задачи являются справочные сведения об интегральной схеме, которые формируются в формате ПК «СНИМОК». Результатом решения задачи «Подготовка структурной модели» является структурная модель, которая записывается в базу данных .

Рис. 4 - Структурная схема постановки задачи - 188 -

Рейтинговые показатели дипломного проектирования.

В основу подготовки выпускной квалификационной работы закладываются принципы высокой практической значимости, использование методологии научного исследования, логичная и пропорциональная структура, хороший стиль изложения, внедрение результатов ДП (справка или акт о внедрении), новизна предложений, отражающая собственный вклад автора, оригинальность и нестандартность решений, наличие публикаций по теме ДП, использование компьютерной техники, современных программ, САПР, высокое качество оформления ДП.

В процессе дипломного проектирования студент выполняет разработку с учетом рейтинговых показателей (Министерство образования и науки РФ) (таблица.1), по которым определяется качество разработки.

Для принятия объективного решения по качеству разработки оценка формируется по аттестации трех значений баллов: разработчика, руководителя и Г осударственной экзаменационной комиссия. Количество баллов проставляют - студент (разработчик), руководитель ДП совместно с членами комиссии кафедры, которые осуществляют контроль над выполнением ДП по установленным стадиям разработки дипломного проектирования - преддипломная практика, 30%, 80%, предзащита дипломной работы (100%) и по результату ГЭК защиты дипломного проекта.

«Рейтинговые показатели» дипломного проектирования являются основными аргументами для формирования оценки за дипломный проект и отправки на конкурс МОРФ, как лучшую дипломную/научную работу.

Таблица. 1

Рейтинговые показатели ВКР

№ пп Наименование показателя Рейтинг, баллы Кол-во баллов( разрабо тчик) Кол-во баллов(р уководи тель) Кол-во баллов( ГЭК )

тіп тах

1 Реальность проекта (заказ предприятия) 4 8

2 Высокая практическая значимость работы 4 6

3 Новизна предложений, отражающая собственный вклад автора, оригинальность и нестандартность решений 5 8

4 Использование методологии 3 5

научного исследования

5 Логичная и пропорциональная структура, хороший стиль изложения 3 5

6 Обширный список первоисточников и ссылок на них (от 30 до 50) 3 5

7 Экономическое обоснование проекта 3 6

8 Использование компьютерной техники, современных программ, САПР 4 8

9 Правовое обеспечение проекта 3 5

10 Выполнение комплексного ДП/НИРС 3 8

11 ДП в форме НИРС 6 11

12 Наличие публикаций по теме ДП\НИРС, выступлений на конференциях 4 8

13 Внедрение результатов ДП (справка или акт о внедрении) 3 6

14 Высокое качество оформления ДП 3 5

15 Разноплановость и разнообразие иллюстраций, графических материалов 3 5

16 Рекомендация к широкому внедрению 3 5

ИТОГО 57 105

Оценки:

«отлично» 95 и более баллов «хорошо» 75-95 баллов «удовл.» менее 75 баллов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.