Научная статья на тему 'Системный кризис капитализма и его влияние на социально-экономическое развитие Украины, стран ЕС и США'

Системный кризис капитализма и его влияние на социально-экономическое развитие Украины, стран ЕС и США Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес Информ
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМНА КРИЗА / КАПіТАЛіЗМ / СОЦіАЛЬНО-ЕКОНОМіЧНИЙ РОЗВИТОК / УКРАїНА / КРАїНИ ЄС / США / СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС / КАПИТАЛИЗМ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / УКРАИНА / СТРАНЫ ЕС / SYSTEM CRISIS / CAPITALISM / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / UKRAINE / COUNTRIES OF EU / USA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлов Пётр Аркадьевич

Проанализированы некоторые последствия системного мирового финансово-экономического кризиса на социально-экономическое развитие Украины, стран ЕС и США; обоснованы отдельные направления выхода из кризиса и усиления социальной направленности экономики Украины на микрои макроуровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System Crisis of Capitalism and its Influence on Socio-Economic Development of Ukraine, Countries of EU and USA

The article analyses some consequences of the system world financial and economic crisis for socio-economic development of Ukraine, countries of EU and USA; it substantiates some directions of the way out of the crisis and strengthening of social orientation of the economy of Ukraine at microand macrolevels.

Текст научной работы на тему «Системный кризис капитализма и его влияние на социально-экономическое развитие Украины, стран ЕС и США»

ЕКОНОМІКА ЕКОНОМІЧНА ТЕОРІЯ

системный кризис капитализма и его влияние на социально-экономическое развитие Украины, стран ес и США

орлов п. А.

доктор экономических наук Харьков

Финансовый кризис, который начался в США в ноябре 2007 г. из-за социальной безответственности их финансово-кредитной системы, в сентябре - октябре 2008 г. перерос в мировой финансовоэкономический, который продолжается уже более трёх лет и, по имеющимся прогнозам, будет продолжаться не менее десяти лет. По масштабам и негативным последствиям он превосходит Великую депрессию 1929 -1932 гг. Он распространился на все сферы деятельности государств, переживающих его, и является системным кризисом капитализма.

Актуальные проблемы финансово-экономического кризиса, его последствия и пути выхода из него рассматривались в трудах В. М. Гееца, В. May, Ж. Аттали,

Н. Рубини, М. Ершова, С. Ю. Глазьева, Г. В. Задорожного, М. Юсима, Ю. Б. Иванова, Н. А. Кизима, О. Некипелова,

А. Н. Тищенко и других известных экономистов.

Целью данной работы является анализ некоторых последствий системного мирового финансово-экономического кризиса на социально-экономическое развитие Украины, стран ЕС и США, а также обоснование отдельных направлений выхода из кризиса и усиления социальной направленности экономики Украины на микро- и макроуровнях.

Больше всего от кризиса пострадала отнюдь не первая экономика мира, которая его спровоцировала, а другие страны. Например, страны ЕС в первом полугодии 2009 г. зафиксировали более существенное падение ВВП, чем США, а в ЕС сильнее всех пострадали страны-новички: Венгрия, Латвия, Эстония, Румыния, а также Греция, Испания, Португалия. По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), совокупный ущерб от кризиса для налогоплательщиков всех стран в июле

2009 г. превысил 10 трлн долл. По данным Мирового банка, по состоянию на октябрь 2009 г. кризис увеличил численность обнищавших в мире (доход от 1 до 1,25 долл. в день) на 89 млн чел.

По данным статистического бюро Евростат, в третьем квартале 2009 г. ВВП 16 стран зоны евро после пяти кварталов непрерывного падения увеличился на 0,4% по сравнению с предыдущим кварталом, и эти страны якобы вышли из рецессии, а по 27 странам ЕС рост ВВП составил 0,2%. Однако по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. ВВП в третьем квартале 2009 г. в странах еврозоны снизился на 4,0% и на 4,3% в 27 странах ЕС.

Восстановление экономики этих стран происходило очень медленно, а Англия и Испания имели дальнейшее падение ВВП соответственно на 0,4 и 0,3%.

По прошествии первого года кризиса такие страны, как Австралия, Германия, Франция, США заявляли

о начале выхода из рецессии. Однако полной уверенности в этом не было, так как продолжался рост безработицы. В странах ЕС она достигла 9,6%, а в США 9,8%. Увеличивался дефицит государственного бюджета [13]. В марте 2010 г. уровень безработицы в 16 странах Еврозоны составлял 10%, а во всех 27 государствах ЕС -9,6%. В марте 2009 г. эти показатели были 9,1% и 8,5% соответственно. Самый низкий уровень безработицы в марте 2010 г. оказался в Нидерландах (4,1%), самый высокий - в Латвии (22,3%) и в Испании (19,4%).

Дефицит государственного бюджета Англии в 2010 г. составил 186 млрд евро, или 11% ВВП и оказался самым большим среди стран двадцатки G20. Правительством был подготовлен план экономии, самый напряжённый со времени окончания Второй мировой войны и срочно пересмотрен государственный бюджет. К 2014 - 2015 гг. предусмотрено сэкономить 106 млрд евро за счёт уменьшения государственных расходов и увеличения поступлений от налогов. При этом уже на 2010 г. было предусмотрено найти дополнительно в бюджете 41 млрд евро [19]. Канцлер Германии Ангела Меркель считает, что Европе потребуется не менее десяти лет, чтобы выйти из нынешнего долгового кризиса и оздоровить финансовую систему.

Профессор Нью-Йоркского университета Нури-эль Рубини, который в начале 2007 г. предсказал мировой финансовый кризис 2008 г., в своей статье в The Financial Times отметил, что если будет продолжаться тот же поэтапный подход к преодолению кризиса в ЕС, то возможен распад валютного союза с отделением нескольких более слабых его участников. По оценкам аналитиков МВФ, мировая экономика сократится в этом году на 1,4%, а борьба с кризисом обошлась миру уже в 11 трлн долл. [23]. По его оценкам, сейчас суммарные долги стран ЕС составляют порядка 4 триллионов евро, а максимальный размер помощи, которую могут оказать Европейский фонд финансовой стабильности и МВФ,- 1,2 - 1,3 триллиона евро [24].

По информации РИА Новости от 08.06.2010 г., глава Федеральной резервной системы (ФРС) заявил, что экономика США за первый квартал 2010 г. выросла на 3%, но этого недостаточно для быстрого преодоления последствий кризиса 2008 - 2009 гг. и снижения уровня безработицы в 9,7%. При этом ФРС продолжал держать базовую учетную ставку на исторически минимальном

уровне 0 - 0,25%. Всё это говорит о существовании ещё высокого риска ухудшения экономической ситуации в первой экономике мира. Выступая в январе 2011 г. в конгрессе США, господин Бен Бернанке отметил, что для снижения безработицы с 10 - 9% в настоящее время до нормального уровня около 6% потребуется 4 - 5 лет [14].

Нуриэль Рубини предупредил США о возможном «восстании на рынке облигаций», так как высокое доверие инвесторов к американской экономике все же не безгранично. Он привёл очень веские аргументы: «В этом году дефицит нашего бюджета превышает 1 трлн долларов, то же самое будет в следующем году и, возможно, в 2013. Существует риск, что в какой-то момент рынки, как это случилось в Европе, очнутся, и начнется процесс повышения ставок, что сделает восстановление экономики невозможным» [23].

За 2011 г. ситуация в развитых капиталистических странах не только не улучшилась, но существенно ухудшилась. особенно к концу 2011 г. в таких странах ЕС, как Греция, Италия, Португалия, Испания. В 2011 г. большинство стран ЕС имели огромные размеры государственного долга. Например, в Греции и Италии он достиг 121% ВВП, в Бельгии - 95%, во Франции - 87%, в Германии - 83%, в Англии - 81%, в Испании - 67% [16].

Руководители США называют главной угрозой для экономики своей страны долговой кризис ЕС, хотя государственный долг в собственной стране в 2011 г. достиг 100% ВВП. Вышеизложенное свидетельствует о том, что до устранения последствий мирового финансовоэкономического кризиса ещё очень далеко даже в первой экономике мира США, и тем более в странах ЕС. Хотя после существенного спада начался экономический подъём, но он проходит на фоне большого уровня безработицы, роста государственного долга и социальной напряжённости. Громадный государственный долг в Греции, Италии, Испании, Португалии, Венгрии может привести к выходу некоторых из них из состава ЕС.

Украина очень сильно пострадала от кризиса. По данным Госкомстата, за 2009 г. наша страна имела очень высокое по мировым меркам снижение ВВП по сравнению с предыдущим годом на 15%. Падение промышленного производства - тоже одно из самых высоких в мире на 21,9%, продукции машиностроения - на 45,1%, объёмов строительства - на 48,2%, экспорта - на 49,9%. Реальная заработная плата уменьшилась на 10%, количество преступлений увеличилось на 12,6%, а число потерпевших от них - на 23,8%. Уровень безработицы среди трудоспособного населения, исчисленный по методике Международной организации труда составил 9,4% [34].

Среди основных причин таких тяжёлых последствий кризиса в нашей стране, по мнению автора, можно выделить следующие: в 2008 г. Кабинет Министров с большим опозданием заметил негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса на социально-экономическое развитие Украины и не разработал комплексную программу преодоления его последствий; ненадлежащий уровень государственного регулирования экономики с ориентацией на рекомендации

неолиберализма в условиях политической и социальной нестабильности; мощное лоббирование интересов бизнеса в Верховной Раде; высокий уровень коррупции; создавшийся приоритет политики над экономикой. Перечисленными выше причинами объясняется либо низкое качество принимаемых нормативных актов, либо их направленность на обеспечение выгоды для отдельных видов бизнеса или политических сил, несмотря на ущерб для экономики в целом. В то же время Научноисследовательским центром индустриальных проблем развития НАН Украины и Федерацией работодателей Украины по собственной инициативе оперативно и качественно была разработана «Программа общегосударственных антикризисных мер» [5].

С2010 г. экономика Украины после существенного спада обеспечивает рост ВВП и снижение дефицита госбюджета. Прирост промышленной продукции за 2010 г. составлял 11%. Но в течение января - ноября

2010 г. убыточно работало 43,6% предприятий. Больше всего убыточных предприятий было в строительстве (55,1% от общего количества предприятий данного вида деятельности), аналогично среди предприятий транспорта и связи - 46,2%, промышленности — 45,0%. Дефицит госбюджета Украины за 7 месяцев 2011 г. был равен 8,6 млрд грн. Это в 3,2 раза меньше, чем за аналогичный период 2010 г. [34].

Профессор Н. А. Кизим проанализировал важнейшие мировые рейтинги Украины по качеству жизни, конкурентоспособности, свободе предпринимательства, эффективности правительства, уровню коррупции, к которым страна пришла почти за 20 лет независимого развития. Оказалось, что рейтинги либо ухудшаются, либо являются стабильно низкими. Поэтому он обоснованно сделал вывод, что виноват не столько финансовоэкономический кризис, сколько наличие в стране системного кризиса общества. «Для его разрешения необходимы системные изменения, затрагивающие экономическую, политическую, социальную и культурную составляющие» [10, с. 24 - 25]. Нельзя не согласиться с этим выводом, т. к. анализируемые рейтинги отражают основные результаты развития страны. Так, по качеству жизни, а этот рейтинг учитывает размер ВВП на одного жителя, уровень образования, ожидаемую продолжительность жизни, наша страна находится на 85 месте среди 182 стран, а бывший СССР, в котором Украина была одной из наиболее развитых республик, в 1990 г. занимал 33 место. Получается, что за годы независимости мы по этому важнейшему рейтингу опустились на 52 позиции. Почти через 20 лет рыночных преобразований страна оказалась в экзотической ситуации, догоняющей по качеству жизни населения 1990 г., т. е. своё прошлое. Отсюда следует, что мировой финансово-экономический кризис только существенно усилил системный кризис общества в Украине, начавшийся в 1991 году.

По данным агентства Еигопеш8, в 2010 году перепись населения в США показала, что за чертой бедности оказалось 46 млн человек, или 15,1%. Это рекордный показатель за 52 года ведения такой статистики.

ЕКОНОМ1КА EK0H0MіЧHA TE0PіЯ

ЕКОНОМІКА ЕКОНОМІЧНА ТЕОРІЯ

В этой связи заслуживает одобрения инициатива американского миллиардера Уоррена Баффет, который в статье, опубликованной в газете New York Times, предложил конгрессу немедленно повысить налоги для самых богатых соотечественников, чтобы помочь сокращению бюджетного дефицита США. Он напомнил, что конгресс, дружественно настроенный к миллиардерам, с 1992 г. сократил налоговую ставку для 400 богатейших граждан страны с 29,2% до 21,5% в 2008 г. Президент США Барак Обама считает: «Те, у кого дела идут успешно, включая меня самого, должны платить справедливые налоги. Чтобы отдать дань нации, которая способствовала нашему успеху. У нас не должно быть послаблений, которых нет у простых американцев». Он предлагает, чтобы крупные корпорации и частные лица с доходами выше миллиона долларов в год распрощались с налоговыми льготами, введёнными Бушем-младшим. При этом он подчеркнул, что сейчас ставка налога на прибыль от инвестиций - основной доход миллионеров - ниже, чем ставка налога на зарплату учителя или рабочего. Одновременно Президент очень сомневается, что напичканный республиканцами Конгресс добровольно откажется от лакомого куска» [25].

Немного позднее издание Le Nouvel Observateur на своем сайте опубликовало письмо шестнадцати богатейших людей Франции с просьбой повысить им налоги. Среди них наследница главы компании лидера мирового рынка косметики L'Oreal, глава нефтяной компании Total, руководители Air France-KLM, Danone, Peugeot-Citroen и Société Ge^rale. Они подчеркнули, что налог должен быть повышен в разумных пределах, чтобы избежать таких нежеланных последствий, как утечка капитала или рост уклонения от налогов [25].

К сожалению, подобной инициативы пока не проявляют богатейшие люди Украины, интересы которых широко представлены в Верховной Раде, также очень дружественно настроенной к ним.

Правительства Германии, Франции, США и других стран мира в условиях кризиса проводят политику повышения налогов на доходы состоятельных граждан с целью оказания помощи малообеспеченным. Так, штат Нью-Йорк установит налог на «миллионеров» - на самом деле на людей с годовыми доходами 300 тыс. долл. и выше. В Украине с гораздо более высоким разрывом в доходах богатых и бедных подобные меры необходимо проводить активнее, чем это делается сейчас. Так, только с введением в действие в 2011 г. Налогового кодекса Украины произошла незначительная дифференциация ставки на доходы физических лиц в зависимости от получаемого дохода 0; 15 и 17%, а до этого применялись ставки налога 0 и 15%. Такой подход соответствовал рекомендациям Милтона Фридмана по переходу от прогрессивного налога на доходы к «плоскому», которые были предложены в 50-е годы прошлого века, а нашли практическую реализацию только после распада СССР в России, Украине, Эстонии, Словакии [8, с. 9]. Сейчас ставка 17% в соответствии со статьёй 167 Налогового кодекса Украины применяется, если общая сумма полученных налогоплательщиком в отчетном налоговом

месяце доходов превышает десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года. В 2011 г. это был доход, превышающий 9410 грн в месяц, а с 01.01.2011 г. будет доход, превышающий 10 040 грн в месяц. В обоих случаях этот доход менее 1000 евро в месяц, т. е. меньше минимальной заработной платы во Франции. Для сравнения, во Франции в 2008 г. действовали ставки налога на доходы граждан 0; 5,5; 14; 30 и 40%. Кроме того, предусмотрено в 2011 г. повысить налог на дивиденды свыше 100 тыс. евро в год до 41%, а ранее применявшийся налог в размере 19% будет использоваться для дивидендов менее 100 тыс. евро [26]. Доходы в виде дивидендов, процентов на текущий или депозитный (вкладной) банковский счет в нашей стране облагаются по единой ставке 5%. В ноябре 2011 г. правительством Украины подготовлены проекты законов, которые должны повысить налоги на богатых граждан.

Начавшаяся в середине сентябре 2011 г. в Нью-Йорке акция «Захватим Wall Street» распространилась не только на остальные штаты, но и на Англию, Италию и многие другие страны [27]. Её участники бунтуют, прежде всего, против банкиров -основных виновников кризиса, от последствий которого больше всего страдают не они; влияния крупного бизнеса на политику; безработицы и социальной несправедливости. Например, в Англии для снижения дефицита госбюджета уменьшили финансирование университетов и в три раза повысили плату за обучение в них, выход на пенсию мужчин увеличен до 68 лет. Это вызвало массовые демонстрации противников таких мер. В Италии также резко снизили финансирование университетов и научных исследований. В Риме на демонстрации участников акции было более 100 тыс. человек. Она сопровождалась уличными погромами, столкновениями с полицией и арестами.

В нашей стране следует использовать зарубежный опыт пополнения бюджета не за счёт урезания социальных программ. Например, в августе 2011 г. во Франции ввели дополнительный налог на напитки Кока-Кола из расчёта 0,036 евро на литр напитка, что должно обеспечить годовое пополнение госбюджета на 120 млн евро. В ответ на это руководство европейского филиала Кока-Колы пригрозило приостановить инвестиции во Франции, но уже к концу того же дня оказалось от своего намерения [29]. Аналогичную меру можно реализовать и в нашей стране. Тем более что в последнее время появилось много критических замечаний о содержании вредных для здоровья веществ в этом напитке. Подобный налог можно ввести на все слабоалкогольные напитки, которые сильно способствуют нашему лидерству по детскому алкоголизму [32].

Необходимо ввести высокие штрафы вплоть до уголовной ответственности за производство и реализацию фальсификатов, за недобросовестную рекламу, за отсутствие достоверной информации о составе продуктов питания и напитков, за нарушение закона о рекламе.

По поручению премьер-министра Николая Азарова Госпотребстандарт в ноябре 2011 г. проверил ка-

чество и безопасность мясомолочной продукции, реализуемой в супермаркетах Киева и области. Оказалось, что отобранные для экспертизы несколько видов вареной колбасы высшего сорта не соответствовали государственным стандартам

Комментируя результаты проверки, Николай Азаров отметил, что в молоке 20 процентов жиров оказались немолочного происхождения; в вареной колбасе -соя, наличие которой не указано на этикетке; консерванты и красители; завышено содержание воды; занижена указанная на упаковке жирность сметаны (вместо 21% -18,5%), а также обнаружено значительное содержание жиров немолочного происхождения; в сосисках детских высшего сорта было занижено содержание белка и выявлена соя вместо мяса. Он пришёл к выводу, что одна из основных причин такого положения дел на потребительском рынке состоит в том, что в 2008 - 2009 годах Госпотребинспекции вообще не выделялись деньги на проверку качества продуктов.

Глава Государственной инспекции по защите прав потребителей Сергей Орехов сообщил, что в октябре

2011 г. впервые за последние 3 года на лабораторные исследования выделено из госбюджета 1,7 млн грн, а в госбюджете 2012 г. предусмотрено 24 млн грн, что позволит активизировать работу по защите прав потребителей [21]. Автор считает, что отсутствие финансирования лабораторных исследований означает прекращение контроля качества продовольственных товаров, что чревато огромным ущербом для здоровья потребителей и экономики страны. Кроме того, согласно Закону «Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» № 877-У от 5 апреля 2007 г., проверяющие органы обязаны предупредить предприятие о предстоящей проверке не менее чем за 10 дней. Это также снижает эффективность проверок, что отмечалось в отчётах Госпотребинспекции. Учитывая сложившуюся ситуацию с качеством продукции на на потребительском рынке, Правительство рассматривает возможность пересмотра этой нормы [21].

Заслуживает одобрения и инициатива Государственной инспекции по защите прав потребителей «вывешивать» на своём сайте список всех нарушителей, начиная от производителей и заканчивая реализаторами, чтобы потребители знали их [21]. Но принять такую меру следовало давно, так как интенсивное снижение качества и фальсификация продовольственных товаров начались с 1991 года.

К намечаемым мерам, по мнению автора, следует добавить и другие. Во-первых, ужесточение ответственности за выявляемые нарушения как материальной, так и уголовной, так как в результате таких нарушений люди приобретают вместо качественной продукцию опасную для здоровья и жизни. Отсюда и происходящее многие годы ухудшение здоровья и уменьшение продолжительности жизни населения страны. Во-вторых, важно исключить или снизить до минимума возможность освобождения от ответственности посредством коррупции. Задачи не из простых, но их необходимо срочно решать, так как речь идёт не

только о наполнении госбюджета, а зачастую о тяжёлых преступлениях против человечности, осуществляемых в пылу погони за прибылью.

В корыстных целях использует бизнес недостатки законодательства о рекламе. Например, с 1 января

2009 г. вступили в силу некоторые изменения в статье 22 Закона Украины «О рекламе». В соответствии с ними реклама алкогольных напитков, реклама знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются алкогольные напитки, на радио и телевидении запрещается с 6 до 23 часов [2]. Несмотря на это, практически все популярные спортивные передачи с целью рекламы алкогольной продукции спонсируют её производители. Она рекламируется во всех выпусках новостей и популярных развлекательных телепередачах. Запрет объявили, а строгой ответственности за его нарушение не предусмотрели, поэтому он и не выполняется. По этой же причине широко практикуется недобросовестная реклама фармацевтической и другой продукции.

Лучше всех кризис преодолевает Китай. За 8 месяцев 2009 г., по данным Госстатуправления КНР, промышленное производство выросло на 12,3% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. По итогам же 2009 г. рост китайской экономики составил 8,7%, а промышленного производства - 11%, хотя объем внешней торговли сократился на 13,9%, По прогнозу МВФ, темпы роста китайской экономики в 2010 и 2011 гг. достигнут 10 и 9,7% соответственно. За 2010 г. рост ВВП Китая превысил прогнозируемый и составил 10,3%. Страна подтвердила статус второй экономики мира [31].

Tony Karon в статье, опубликованной в январе 2011 г. во влиятельном американском еженедельнике «Time» (США), отметил, что кризис выявил один из самых больших парадоксов. Оказалось, что Китай, управляемый Коммунистической партией, оказался более эффективным в преодолении последствий капиталистических кризисов, чем США, имеющие правительство, избранное демократическим путем. Меры бюджетного стимулирования экономики, принятые в Китае, оказались масштабнее и гораздо эффективнее. Он подчеркнул, что Правительство Китая за последние 30 лет вытащило из-за черты бедности примерно полмиллиарда человек. В результате был сформирован самый многочисленный в мире средний класс, ставший двигателем для роста внутреннего потребительского спроса на длительный срок. Вместе с тем в стране, по мнению автора, существует огромное социальное неравенство, присущее любой капиталистической системе. А США среди индустриально развитых стран имеют самый высокий разрыв между доходами различных групп населения [30].

Таким образом, Tony Karon, во-первых, отметил достижения Китая в социально-экономическом развитии, которые в капиталистических странах обычно предпочитают замалчивать и предсказывать скорый спад экономики этой страны. Во-вторых, он поставил под сомнение демократию США, если она делает меньше для своего народа, чем Коммунистическая партия

ЕКОНОМІКА ЕКОНОМІЧНА ТЕОРІЯ

ЕКОНОМІКА ЕКОНОМІЧНА ТЕОРІЯ

Китая. Экономика этой страны базируется на государственной собственности при постепенном расширении частного предпринимательства. Мало кто теперь сомневается, что скоро Китай станет первой экономикой мира. Опыт Китая убедительно опровергает навязываемый десятилетиями представителями неолиберализма тезис о неэффективности государственной собственности. Хотя в социально-экономическом развитии этой страны и есть недостатки, но она демонстрирует большую социальную направленность экономики, чем большинство бывших республик СССР. Показательно, что в Китае зарождается социальное движение в защиту прав работников предприятий. Так, в конце мая 2010 г. из-за забастовки в Китае на предприятии компании «Honda», производящем двигатели и коробки передач, компания «Honda» была вынуждена остановить там ещё четыре завода, пока забастовщикам не повысили зарплату на 24%. В начале июня началась забастовка рабочих на еще одном предприятии - Yutaka Giken, который также изготавливает для компании «Honda» комплектующие и запасные части.

В другой статье Thibault Harold отмечает, что китайские государственные предприятия выходят большими победителями из мирового кризиса. Воспользовавшись антикризисным планом на 4 000 миллиардов юаней (460 миллиардов евро), они за восемь месяцев

2010 г. увеличили прибыль на 46,7% по отношению к тому же периоду 2009 г.

Согласно Федерации торговли и индустрии, первые два государственных предприятия Petrochina и China Mobile, обеспечили в 2009 г. больше прибыли, чем 500 более крупных частных предприятий [20].

Кризис убедительно высветил существенные недостатки капиталистической социально-экономической системы и несостоятельность неолиберальной концепции, проповедующей саморегулирование рыночной экономики при очень ограниченном участии государства в экономических процессах. Основы этой концепции были заложены в трудах Л. Мизеса,

A. Шварца, Ф. Хайека, Л. Роббинса, А. Мюллера-Армака,

B. Ойкена, В. Репке, А. Рюстова, М. Алле Ж. Рюэффа. Особо преуспел Милтон Фридман, лауреат Нобелевской премии 1976 г., разработки которого нашли широкое применение при реформировании финансово-кредитной системы США, Англии и других стран, систем государственного управления экономикой, а также были взяты к практической реализации МВФ и Мировым банком.

Крах американской финансово-кредитной системы в 2009 г., в течение 20 лет развивавшейся на основе неолиберальной концепции, окончательно подорвал доверие к ней. Антикризисные меры, принятые в США, Англии, Франции, Германии и других странах, связаны с выкупом государствами крупных пакетов акций крупных компаний, банков и других организаций, оказавшихся в трудном финансовом положении, принимаются меры по социальной защите безработных и малообеспеченных граждан. Это сопровождается ростом доли государственной собственности, усилением государ-

ственного регулирования и социальной направленности экономики этих стран.

Небезынтересно отметить, что по мере углубления кризиса среди населения США резко уменьшается количество сторонников капитализма. Так, в результате социологического опроса Rasmussen, проведенного в США в конце декабря 2008 г., свою приверженность этой социально-экономической системе высказали 70% опрошенных. Повторный опрос

07.04.2009 г. показал, что только 53% американцев остаются приверженцами капитализма, а 20% высказалось в пользу социализма [28].

Показательно, что в настоящее время правительство США, в котором с восторгом была воспринята концепция неолиберализма Милтона Фридмана с момента её появления, является активным сторонником усиления государственного регулирования экономики.

Представляется, что концепция неолиберализма базируется на ошибочном представлении о необыкновенной способности «невидимой руки рынка» справедливо регулировать взаимоотношения между производителями (продавцами) и покупателями (потребителями), а также цены. Дело в том, что стороны рыночного обмена в современных условиях оказываются очень часто в неравных условиях. Например, производитель чаще всего владеет научно-техническими достижениями, позволяющими не только повысить качество производимой продукции, но и произвести более прибыльный для него фальсификат, трудно отличимый от качественного продукта. В то же время покупатель (потребитель) не имеет возможности объективно оценить качество приобретаемого продукта, так как для этого часто необходимы специальные приборы и/или лабораторные исследования. Такая ситуация характерна для большинства товаров, а особенно для продуктов питания, тканей, одежды, тканей, бытовой техники.

Например, в настоящее время в Украине под видом молока и молочных продуктов иногда продаются фальсификаты, содержащие всего 15% и меньше молока, которые потребителю трудно отличить от натуральных продуктов. Если к этому добавить постоянно возрастающие возможности производителя (продавца) оказывать выгодное ему психологическое воздействие на покупателя через рекламу и другими способами, а также частые картельные сговоры, то очевидным становиться преимущество позиции производителя (продавца) в рыночном обмене. Но в ситуациях существования цепочки: производитель - переработчик -продавец, как свидетельствует практика, часто все преимущества используются только переработчиком и продавцом, а производитель оказывается в самом невыгодном положении. Защитить его может только государство. Так, министры сельского хозяйства 20 стран ЕС высказались за введение регулирования цен на молоко и другие сельскохозяйственные продукты помимо оказания разовой помощи сельхозпроизводителям. Выяснилось, что регулирование цен «свободным рынком» грозит уничтожением производителей молока и других сельскохозяйственных продуктов [15].

Способности «невидимой руки рынка» справедливо регулировать взаимоотношения между производителями (продавцами) и покупателями (потребителями), а также цены по мере развития научно-технического прогресса стремительно снижаются. Отсюда можно сделать вывод, что по мере развития научно-технического прогресса должна расширяться сфера государственного регулирования экономики с целью защиты потребителей, окружающей природной среды и общества в целом, а также повышения её социально-экономической эффективности. Например, рост ВВП страны за счёт производства продукции, опасной для морали, здоровья, жизни людей и окружающей среды, на самом деле не повышает, а снижает социально-экономическую эффективность экономики.

Вэтой связи заслуживает внимания ответ Анри Стердиньяка, директора департамента экономики глобализации Французской обсерватории экономической конъюнктуры, на вопрос одного из телезрителей Ецгопеш8 09.9.2011 г. : «Почему страны - члены ЕС сталкиваются с исчезновением модели государства всеобщего благосостояния? Как вы объясните то, что мы теряем завоевания скандинава Улофа Пальме, британской Лейбористской партии или немецкихсоциал-демократов с точки зрения занятости, пенсионного и медицинского обеспечения?» Анри Стердиньяк дал такой ответ: «С самого начала существовали две концепции Европы: одни считали, что европейское строительство должно позволить европейским странам защищать, развивать европейскую социальную модель, которая является компромиссом между капитализмом и социализмом и характеризуется более высоким уровнем государственных и социальных расходов, защитным трудовым законодательством и сильным перераспределением.

Другие, наоборот, видели цель европейского строительства в том, чтобы заставить страны перейти к англосаксонской либеральной модели. Они считали, что необходимо осуществить либеральные реформы и сократить социальную защиту, снизить государственные расходы и добиться дерегулирования рынка труда. И этот, второй, подход постепенно стал преобладающим в Европе. Он поддерживается правящими классами, европейским технократией, он усилился со вступлением в Евросоюз Великобритании, а затем новых членов ЕС с Востока. В итоге Европа оказалась во власти либеральной мысли, и европейские левые не смогли дать ей отпор.

В некоторых государствах, особенно в северных странах и в Германии, левые и профсоюзы согласились участвовать в экономическом соревновании и приняли снижение социальной защищенности, урезание заработной платы во имя сохранения конкурентоспособности, но опыт показывает, что это приводит к снижению роста и увеличению неравенства в Европе». По его словам, после финансового кризиса главный вопрос состоит в том, сохраним ли в качестве цели либеральную модель с доминированием финансовых рынков? Или, на уровне Европы, мы будем стремиться к другому строительству - более социальному, более солидарному, более экологичному, при котором мы ставим перед собой

социальные цели. Принимаем ли мы соответствующие нормы по пенсиям, детской бедности, по безработице, чтобы Европа снова стала популярным проектом?

Следует отметить, что государственные деятели и учёные всех стран активно ищут направления реформирования капитализма. Так, во Франции в 2009, 2010 и 2011 гг. состоялись коллоквиумы под общим названием «Новый мир, новый капитализм», участники которых обсуждали, какой должна быть экономическая политика стран после завершения кризиса. Коллоквиум организован министром промышленности Франции Эриком Бессоном. В 2009 г. в коллоквиуме участвовали Президент Николя Саркози, Канцлер Германии Ангела Меркель, три бывших премьер-министра, три лауреата Нобелевской премии по экономике. В январе 2011 г. в нём участвовали премьер-министры Греции и Франции, министр экономики Италии, министр финансов Франции, представители министерства финансов Англии, президент банка BNP Paribas. Основное внимание было уделено триаде послекризисной экономической политики: регулирование, солидарность, рост. Как видим, в основе триады регулирование, а не принцип неолиберализма «laisser faire».

Активно обсуждались там и проблемы, выносимые для обсуждения на саммите G20 в Каннах (Франция) 3-4 ноября 2011 г. [37, 38].

На саммите G20, который состоялся в Каннах (Франция) 3-4 ноября 2011 г., обсуждались следующие основные темы: дать новый импульс росту мировой экономики; реформировать международную валютную систему; бороться против высокой изменчивости цен на сельскохозяйственные продукты и сырьё; регулировать финансовые рынки; финансировать помощь в развитии; реформировать систему мирового управления [22]. Необходимость коренного реформирования мировой финансово-валютной системы и создания действенной системы международного контроля над ней не вызывает сомнения. Но решить эту проблему чрезвычайно сложно, так как большинство стран оказались в заложниках доллара. По данным МВФ, мировые валютные резервы, оцениваемые в 6900 млрд долл. на 67% состоят из долларов США. Президент Франции Николя Саркози предлагал в рамках G20 ввести дополнительный налог на финансовые операции, но большинство участников саммита высказалось против. Тогда Николя Саркози рекомендовал этот налог ввести на территории отдельных стран, так как его поддержали Испания, Германия, Турция, ЮАР, Аргентина и Бразилия. По мнению советника Президента Украины Виктора Януковича Андрея Гончарука, важными для изучения Украиной являются достигнутые странами-членами G20 договоренности относительно повышения контроля над финансовыми потоками и усиления борьбы с уклонением от уплаты налогов, в первую очередь с помощью оффшорных схем [36].

Не заслуживает одобрения длительная ориентация развития внешнеэкономического сотрудничества Украины исключительно на интеграцию в Европейский Союз,

ЕКОНОМІКА ЕКОНОМІЧНА ТЕОРІЯ

ЕКОНОМІКА ЕКОНОМІЧНА ТЕОРІЯ

в котором нас в ближайшие 10 лет не ждут. По мнению автора, такой подход является следствием создавшегося, к сожалению, приоритета политики над экономикой. Нашим государственным деятелям вместо того, чтобы развивать национальную экономику, значительно легче было в течение многих лет насаждать ложное мнение о том, что как только страну примут в ЕС, мы сразу заживем прекрасно. Как показал опыт Польши, Латвии, Венгрии, Румынии, Чехии, Словакии и других стран, само по себе вступление в ЕС не только не обеспечивает экономического чуда, но и сопряжено с определенными экономическими и социальными проблемами. Достаточно вспомнить забастовки польских фермеров и шахтеров, сопровождавшие вступление Польши в ЕС. Кроме того, в первые несколько лет для стран-новичков в ЕС остаются закрытыми рынки товаров, а в некоторых странах ЕС и рынки труда для их граждан. Их закрывают не только страны с большим стажем членства, но и даже страны, вступившие в ЕС перед новичками.

Одновременно появились попытки диктовать руководством ЕС правительству Украины, как необходимо решать внутренние проблемы, запугивая лишением или отдалением перспективы создания единого рынка и заключения договора о сотрудничестве с ЕС, подписания соглашения о зоне свободной торговли с ЕС. Очевидно, что это попытка использовать подобный опыт правительства США. Поэтому следует приветствовать подписание в 2011 году соглашения со странами СНГ по зоне свободной торговли (ЗСТ), которое начнет работать с

1 января 2012 года. Премьер-министр Украины Николай Азаров назвал следующим шагом Украины подписание соглашения о зоне свободной торговли с ЕС [39].

Внешнеэкономическое сотрудничество должно быть многовекторным. Векторы развития следует выбирать по критериям социально-экономической выгоды для нашей страны в целом, а не по политическим соображениям отдельных руководителей, даже самого высокого уровня. В этом отношении показательным является опыт объединения стран, получившее название Вишеградская группа (тройка, а после распада Чехословакии в 1993 г.- четвёрка), объединяющее в настоящее время Польшу, Чехию, Венгрию и Словакию. Это объединение возникло в результате встречи президентов и премьер-министров Польши, Чехословакии и Венгрии 15 февраля 1991 г. в городе Вишеград. Эти государства с 1 мая 2004 г. стали членами Европейского союза, но сохранили и объединение для проведения согласованной политики в рамках ЕС. Например, в марте

2010 г. Вишеградская группа заявила, что готова выйти из Службы внешнего действия ЕС (МИД Евросоюза), если она не получит соответствующего представительства в новой единой дипломатической службе ЕС. По мнению Вишеградской группы, при формировании этой службы не было обеспечено адекватное представительство всех стран ЕС. Вишеградскую группу поддержали Румыния, Болгария, Греция, Кипр и республики Балтии.

Кроме того, необходимо учитывать, что любое внешнеэкономическое сотрудничество может только принести определенные взаимные выгоды участву-

ющим в нём странам, но экономическое процветание может обеспечить себе только каждая страна в отдельности за счёт своих собственных усилий в направлении инновационного развития при эффективном менеджменте как на микро-, так и на макроуровне

Актуальным является введение запрета и строгой ответственности за вывоз финансовых ресурсов в оффшорные зоны с целью уклонения от уплаты налогов.

О больших масштабах таких операций говорят данные Госкомстата относительно резко возросших объёмов прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из Украины на Кипр и в обратном направлении. Так, по состоянию на 01.01 2007 г. объем ПИИ из Украины был всего 243,3 млн долл., а к 01.01.2008 г. он вырос до 6196,1 млн долл., в том числе на Кипр было вывезено 5826,3 млн долл., что составляет 96% от общей суммы. Такая активность в этой сфере отнюдь не случайна, так как финансовый кризис зародился в США в 2007 г. В последующие два года прирост ПИИ из Украины на Кипр резко замедлился и по состоянию на 01.01.2010 г. они составили 6223,3 млн долл. [34].

Самая высокая доля Кипра и в ПИИ, поступивших в Украину. По состоянию на 01.01.2008 г. из общей суммы 29489,4 млн долл. ПИИ в Украину 5825,5 млн долл. или 19,7% поступило из Кипра. По состоянию на

01.01.2009 г. и 01.01.2010 г. удельный вес ПИИ из Кипра был стабилен - 21,5%, в то время как удельный вес ПИИ из Германии - второго по значимости инвестора -снизился соответственно с 17,9% до 16,5% [39]. Наивно было бы думать, что это инвестиции граждан или предприятий Кипра.

Активная борьба с уклонением от налогов с использованием оффшорных зон с 2008 г. ведётся в Германии, Англии и других странах. Многие страны выступают за полный запрет оффшорных зон. За последнее время под их давлением из чёрного списка стран с налоговым раем вышли Швейцария, Австрия, Монако. В нашей стране только в конце 2011 г. планировалось заняться этой очень важной проблемой.

Анализ развития рыночной экономики в промышленно развитых странах и странах, образовавшихся после распада СССР, позволил автору образно сравнить частное предпринимательство с огнём. Как известно, благом является только качественно и ответственно управляемый огонь, а неуправляемый огонь - это пожар, который приносит огромные бедствия. Так и слабо контролируемое государством частное предпринимательство в погоне за прибылью не останавливается даже перед самыми тяжкими преступлениями против своих же сограждан. Примеров тому существует великое множество в сфере производства и реализации продукции, опасной для жизни, здоровья и имущества граждан, широкомасштабной подделки медикаментов, существованием торговли людьми, различных форм мошенничества, включая создание финансовых пирамид. В статье [12] автором аргументирована несостоятельность очень распространённого подхода к становлению социально ответственного маркетинга как важной составляющей социально ориентированной

экономики на основе только роста сознательности собственников предприятий и социально направленных инициатив, т. е. на основе концепции неолиберализма.

Вот только один пример из многих, приведенных в [12]. В начале 2011 г. разразился диоксиновый скандал в ФРГ. Фирма Harles & Jentzsch - производитель кормового жира - в погоне за прибылью могла причинить непоправимый ущерб здоровью миллионам жителей ФРГ и других стран. В продукции нескольких тысяч птицеводческих и свиноводческих хозяйств, которые использовали корм с жировыми добавками этой фирмы, государственными контролёрами был обнаружен высокотоксичный диоксин в больших количествах. Оказалось, что вместо натуральных жировых добавок фирма продавала изготовителям кормов жировые добавки, получаемые из отходов при производстве биотоплива, которые ей обходились вдвое дешевле. Трудно даже представить возможные масштабы последствий этого преступления, если бы в Германии по рецептам неолиберализма отсутствовал бы институт государственных контролёров, которые обнаружили диоксин в продукции животноводства до того, как от этого стали массово заболевать и умирать её потребители. Основной урок диоксинового скандала состоит в следующем. Он убедительно показал, что фальсифицированные продукты питания, если их быстро не выявят органы госконтроля, могут принести ущерб населению сравнимый с ущербом от использования оружия массового поражения с замедленным действием.

В работе [11], опубликованной в 2009 г., автор среди приоритетных направлений выхода из кризиса предложил:

+ усиление социальной защиты малообеспеченных слоев населения;

+ организацию действенной борьбы с коррупцией вместо практиковавшейся ранее видимости борьбы, так как масштабы коррупции в стране постоянно увеличивались, а рекордные размеры выявленных единичных взяток зафиксированы в 2008 - 2009 гг.;

+ реализацию комплекса правовых и экономических мер, направленных на ликвидацию прогрессирующей теневой экономики, что позволит существенно снизить налоговую нагрузку на предприятия до 40% при увеличении поступлений в бюджеты всех уровней;

+ введение запрета и строгой ответственности за вывод капитала в оффшорные зоны с целью уклонения от налогов;

+ повысить эффективность государственного регулирования экономики, особенно в банковской сфере, не выходя за пределы правового поля, как это имело место в 2008 г., когда НБУ вопреки действующему законодательству был введен мораторий на досрочную выдачу вкладов.

Было подчёркнуто, что эти проблемы тесно между собой связаны. Для их решения недостаточно принятие только экономических мер. Не преодолев коррупцию, невозможно ликвидировать теневую экономику и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

перекрыть каналы вывоза капитала в оффшорные зоны с целью уклонения от налогов. С сожалением приходится констатировать, что существенных улучшений по перечисленным направлениям за истекшее время не произошло. В странах с гораздо меньшим разрывом между доходами богатых и бедных сделано больше для социальной защиты малообеспеченных слоев населения, чем в Украине. В этой связи, на взгляд автора, целесообразно одновременно регламентировать не только размер минимальной заработной платы и пенсий, как это делается сейчас, но и максимального уровня оплаты труда (непосредственно или через налоги) на государственных предприятиях и предприятиях с отечественным капиталом, установив допустимый разрыв между ними. Это позволит сделать эти величины взаимосвязанными и будет способствовать сокращению разрыва между доходами бедных и богатых. Сейчас этот разрыв в некоторых сферах достигает 240 и более раз. Этот разрыв должен быть сокращён и в результате дальнейшей дифференциации налогов на доходы граждан.

Подытоживая изложенное, можно выделить некоторые уроки затяжного финансово-экономического кризиса + выявилась полная несостоятельность неолиберальной концепции развития рыночной экономики, проповедовавшей её саморегулирование. Хочется надеяться, что её уже не удастся реанимировать с помощью никаких международных премий;

+ общее признание получила необходимость рационального усиления государственного регулирования экономики отдельных стран и международной;

+ стала очевидной необходимость коренного реформирования мировой финансово-валютной системы и создания действенной системы международного контроля над ней;

+ разрушена догма о неэффективности государственной собственности, чему способствовало успешное социально-экономическое развитие Китая, в том числе и во время мирового финансово-экономического кризиса. Эффективность любой формы собственности в определяющей мере зависит от качества управления ею. По данным бывшего руководителя Фонда госиму-щества Украины В. Семенюк, 49% приватизированных предприятий прекратили своё существование;

+ основными векторами эффективного социально-экономического развития страны должны быть: обеспечение рационального уровня государственного регулирования экономики; усиление социальной её направленности с целью устранения чрезмерного расслоения населения по размеру доходов;

+ ещё очевиднее стала неэффективность осуществленного «революционного» перехода республик бывшего СССР от плановой экономики к рыночной методом так называемой «шоковой

ЕКОНОМІКА ЕКОНОМІЧНА ТЕОРІЯ

ЕКОНОМІКА ЕКОНОМІЧНА ТЕОРІЯ

терапии» под диктовку зарубежных советников из США, Англии, Франции и других стран;

+ отчётливо проявилась несостоятельность подхода к становлению социально ответственного маркетинга как важной составляющей социально ориентированной экономики на основе только роста сознательности собственников предприятий и социально направленных инициатив; + разрушена догма о регулировании цен исключительно на основе взаимодействия спроса и предложения, в первую очередь на примере сельскохозяйственной продукции и сырья, как на внутренних, так и на международном рынке. ■

ЛИТЕРАТУРА

1. Податковий Кодекс України // Відомості Верховної Ради України (ВВР), 2011, № 13-14, 15-16, 17, ст. 112 зі змінами

і доповненнями.

2. Закон України «Про рекламу» // Урядовий кур'єр. -1996. - № 137-138. - С. 6 - 7 (зі змінами та доповненнями).

3. Аттали Ж. Мировой экономический кризис. .А что дальше?. - СПБ. : Питер, 2009. -176 с.

4. Геєць В. Макроекономічна оцінка грошово-кредитної та валютно-курсової політики України до і під час фінансової кризи // Економіка України. - 2009. - № 2. - С. 5 - 23.

5. Грищенко В. О. Програма загальнодержавних анти-кризових заходів / Грищенко В. О., Кизим М. О., Іванов Ю. Б. -Х. : ВД «ІНЖЕК», 2009. - 36 с.

6. Мау В. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису / Мау В. // Вопросы экономики. -2009.- №2. - С. 4 - 23.

7. Ершов М. Кризис 2008 года: «Моменты истины» для глобальной экономики и новые возможности для России / Ершов М. // Вопросы экономики. - 2008. - № 12. - С. 4 - 26.

8. Фридман М. Капитализм и свобода / Фридман М. -М. : Новое издательство, 2006. - 240 с.

9. Задорожный Г. В. От догматичного экономиксизма к спасательному человечному хозяйствованию / Задорожный Г. В. // Социальная экономика. - 2011. - № 2. - С. 5 - 23.

10. Кизим Н. А. Модель общества, его реформирование и модернизация экономики Украины / Кизим Н. А. / Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції 19 - 20 травня 2011 р. - Х. : ФОП Александрова К. М.: ВД «ІНЖЕК», 2011. - 72 с.

11. Орлов П. А. Последствия финансово-экономического кризиса и некоторые направления выхода из него / Орлов П. А. // Социально-экономическое развитие Украины и ее регионов: проблемы науки и практики : Монография / Под ред. д.э.н., проф. Пономаренко В. С., д.э.н., проф. Кизи-ма Н. А., д.э.н., доц. Раевневой Е. В. - Х. : ФЛП Либуркина Л. М.; ИД «ИНЖЭК», 2009. - 464 с.

12. Орлов П. А. Проблемы повышения социальной ответственности маркетинга в Украине / Орлов П. А. // Социальная экономика. - 2011. - № 2. - С. 215 - 227.

13. Robin Jean-Pierre. Pourquoi l'Amérique fait mieux que la zone euro / Robin Jean-Pierre // Le Figaro, 25.06.09.

14. Hayat Gazzane. Pour la Fed, le retour à la normale prendra «des années» / Hayat Gazzane // Le Figaro, 07.01.2011.

15. Le casse-tête du ministre de l'agriculture//LE MONDE,

17.10.09.

16. Guichard Guillaume, Kermanach Laure. La carte du monde des dettes d'État / Le Figaro, 09.11.2011.

17. Desné Julie. En Chine, la croissance a dépassé les 10% en 2010 20.01.2011.

18. Bouilhet Alexandrine. Le FMI veut taxer les banques / Bouilhet Alexandrine / Le Figaro, 20.04.10.

19. Vanlerberghe Cyrille. Royaume-Uni : une cure d'austérité historique / Vanlerberghe Cyrille / Le Figaro, 21.06.10.

20. Errard G. Affaire Madoff : la traque des complices touche à sa fin / Errard G. / Le Figaro, 09.12.2010.

21. Госпотребстандарт провел экспертизу мясомолочной продукции [Электронный ресурс]. - Режим доступа : //http://biz.liga.net/all/prodovolstvie/novosti/2083143-gospotrebstandart-provel-ekspertizu-myasomolochnoy-produktsii.htm

22. Lachèvre Cyrille, Egloff Emmanuel. Les 6 thèmes du sommet de Cannes / Le Figaro, 01.11.2011.

23. Рубини: мировую экономику ждет «идеальный шторм» в 2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://actualcomment.ru/news/25957/

24. Рубини: «ЕЦБ должен пойти на снижение ставок и девальвацию евро на 30 - 40%» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rus.ruvr.ru/2011/11/12/60268052.html

25. Трифонова М. Миллиардеры добровольно принесли себя в жертву Електронній ресурс]. - Режим : http:// www.utro.ru/articles/2011/08/24/994036.shtml

26.Crouzel Cécile. Réforme fiscale : de nouvelles pistes à l'étude / Le Figaro, 21.02.2011.

27. Американская еволюция [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ont.by/programs/programs/kontyry/topics/

28. 53% des Américains pour le capitalisme / Le Figaro,

09.04.09.

29. Lentschner Keren. La taxe sur les sodas fait réagir les industriels / Le Figaro, 08.09.2011.

30. Почему китайский капитализм эффективнее американского [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// rus.ruvr.ru/2011/01/21/40611441.html

31. Desne Julié. En Chine la croissance a dépassé les 10% en 2010 / Le Figaro, 20.01.2011.

32. Ужасные особенности украинского алкоголизма: суицид и больные дети [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.obozrevatel.com/health/uzhasnyie-osobennosti-ukrainskogo-alkogolizma-suitsid-i-bolnyie-deti.htm

33. Вести.Ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа : /http://rus.ruvr.ru/2011/11/12/60260941.html

34. Офіційний сайт Державної служби статистики України [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.ukrstat.gov.ua.

35. Кендюхов А. Общество потребления как национальная трагедия Украины / Зеркало недели. - 2011. - № 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.zn.ua/ newspaper/articlec/73290#.

36. Гончарук: Рекомендации саммита G20 уместно учесть при реализации экономических реформ в Украине [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rbc. ua/rus/top/show/goncharuk-rekomendatsii-sammita-g20-umestno-uchest-pri-realizatsii-05112011185200

37. Lachèvre Cyrille et Robin Jean-Pierre L'Europe fera front commun pour réformer le capitalisme / Le Figaro, 08.01.2009.

38. Visot Marie. Le «nouveau capitalisme» en débat à Paris / Le Figaro, 07.01.2011.

39. Thibault Harold. Les entreprises publiques chinoises prospèrent à l'abri d'une «économie socialiste de marché» accommodante» / Le Monde, FR.- 22.09.2010.

40. http://ura-inform.com/ru/economics/2011/10/19/ azarsoglsng

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.