Russian.
7. Gerasimov IG, Yashin AA. Ionno-molekulyarnaya model' pamyati. Material'nye nositeli dostavki i khraneniya informatsii. Vestnik novykh me-ditsinskikh tekhnologiy. 2013;20(4):171-6. Russian.
8. Gerasimov IG, Yashin AA. Ionno-molekulyarnaya model' pamyati. Potentsial'nye istochniki, peredatchiki, detektory i nakopiteli informatsii. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. Elektronnoe izdanie [Internet]. 2014 [cited 2014 Dec 20];1: [about 5 p.]. Russian. Available from: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2014-1/4701.pdf. DOI: 10.12737/7352
9. Gerasimov IG, Yashin AA. Ionno-molekulyarnaya model' pamyati. Sposoby kodirovaniya (formalizatsii) i perenosa informatsii. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2014;21(1):100-4. DOI: 10.12737/3324. Russian.
10. Gerasimov IG, Yashin AA. Ionno-molekulyarnaya model' pamyati. Struktura pamyati, ee propusknaya sposobnost', kommutatory i dispetchery informatsii. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2014;21(3):191-5. DOI: 10.12737/5933. Russian.
11. Gerasimov IG, Yashin AA. Ionno-molekulyarnaya model' pamyati. Strukturnye elementy biblioteki pamyati i vzaimosvyaz' mezhdu nimi. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2014;21(3):195-8. DOI: 10.12737/5934. Russian.
12. Gerasimov IG, Yashin AA. Ionno-molekulyarnaya model' pamyati. Formirovanie infor-matsionnogo prostranstva pamyati posredstvom ionov vodoroda. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. Elektronnoe izdanie [Internet]. 2014[cited 2014 Dec 20];1:[about 8 p.]. Russian. Available from: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2014-1/4752.pdf. DOI: 10.12737/7353.
13. Daniel's F, Olberti R. Fizicheskaya khimiya.
Moscow: Mir; 1978. Russian.
14. Ivanov VV. Chet i nechet: Asimmetriya mozga i znakovykh sistem. Moscow: Sovetskoe radio; 1978. Russian.
15. Kaganov MI. Elektrony, fonony, magnony. Moscow: Nauka; 1979. Russian.
16. Luriya AR. Malen'kaya knizhka o bol'shoy pamyati Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta; 1968. Russian.
17. Suvorov NF, Tairov OP. Psikhofiziologicheskie mekhanizmy izbiratel'nogo vnimaniya. L.: Nauka; 1985. Russian.
18. Feder E. Fraktaly. Moscow: Mir; 1991. Russian.
19. Shul'govskiy VV. Osnovy neyrofiziologii. Moscow: Aspekt Press; 2000. Russian.
20. Augustine GJ, Charlton MP, Smith SJ. Calcium entry into voltage-clamped presynaptic terminals of squid. J. Physiol. 1985;367:143-62.
21. Brown LD, Narahashi T. Modulation of nerve membrane sodium channel activation by deltamethrin. Brain. Res. 1992;584(1-2):71-6.
22. Kareev Y. Seven (indeed, plus or minus two) and the detection of correlations. Psychol. Rev. 2000;107(2):397-402.
23. Kothari R, Lotlikar R, Cahay M. State-dependent weights for neural associative memories. Neural. Comput. 1998;10(1):59-71.
24. Lee DL, Wang WJ. A correlation significance learning scheme for auto-associative memories. Int. J. Neural. Syst. 1995;6(4):455-562.
25. Lee DL, Wang WJ. Equilibrium and attractivity analysis for a class of hetero-associative neural memories. Int. J. Neural. Syst. 1996;7(3):287-304.
26. Pichon Y, Abbott NJ, Lieberman EM, Larmet Y. Potassium homeostasis in the nervous system of cephalo-pods and crustacean. J. Physiol. (Paris). 1987;82(4):346-56.
27. Shinomoto S. A cognitive and associative memory. Biol. Cybern. 1987;57(3):197-206.
УДК: 159.923.3 DOI: 10.12737/11845
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ И ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ
В.В. БАШМАНОВ*, О.Ю. КАЛИНИЧЕНКО**
*УМВД России по Калужской области г. Калуга, улица Суворова, 139, Калуга, Калужская область, Россия, 248001 **ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», ул. Степана Разина, д.26, г. Калуга, Калужская область, Россия, 248023
Аннотация. В статье приведен анализ личностных и характерологических особенностей подростков, склонных к формированию аддикций, описаны типичные для данной возрастной группы стереотипы поведения, сопоставлены результаты диагностического инструментария по выявлению зависимых черт личности. Также в ходе исследования составлен личностный профиль и выделены структурные компоненты, типичные для данной группы испытуемых, определены акцентуации их характера, указаны возможные причины формирования у них аддикций и механизмы их провоцирующие, описаны теоретические конструкты отечественных и зарубежных авторов, составившие основу исследования. Полученные нами, в результате исследования практические результаты могут использоваться не только для диагностики зависимого поведения, но и стать основой программ первичной и вторичной профилактики аддиктивного поведения, а также коррекционных и терапевтических меро-
приятий. Их реализация возможна в рамках групповых и индивидуальных занятий, тренинговых программ, а также консультаций и тематических бесед с подростками и их родителями по вопросу организации способов и форм повседневной жизнедеятельности подростка, укрепляющих и совершенствующих адаптационные и резервные возможности организма, для обеспечения успешного выполнение социальных и учебных функций.
Ключевые слова: зависимое поведение, подросток, личностные особенности.
SYSTEM ANALYSIS OF PERSONAL AND CHARACTEROLOGIC TRAITS OF THE TEENAGERS, INCLINED TO
THE FORMATION OF ADDICTIVE BEHAVIOR
V. V. BASHMANOV *, O. YU. KALINICHENKO **
* Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation across the Kaluga region Suvorov St. 139, Kaluga, Russia, 248001 ** Kaluga State K.E. Tsiolkovsky University, Stepan Razin St. 26, Kaluga, Russia, 248023
Abstract. This article presents the analysis of personal and characterologic traits of the teenagers, inclined to the formation of addictive behavior, as well as the stereotypes of behavior typical for this age group. The authors compared the results of diagnostic tools for the identification of dependent personality traits, and amounted to a personality profile and identified the structural components that are typical for this group of subjects. They identified accentuation of their character, indicated the possible causes of their addictions and their mechanisms provoking. The authors described the theoretical constructs of domestic and foreign authors, which formed the basis of the study. The practical results of this research can be used not only for diagnosis of dependent behavior, and serve as the basis of programmes for primary and secondary prevention of addictive behavior, as well as corrective and therapeutic interventions. Their implementation is possible in the framework of group and individual lessons, training programs, consultations and discussions with adolescents and their parents on the organization, forms and methods of daily life of a teenager to reinforce and improve adaptation and reserve capacity of the organism, to ensure the successful implementation of social and educational functions.
Key words: addictive behavior, teenagers, personal traits.
Введение. Специалисты многих направлений и школ в России и за рубежом занимаются изучением вопросов зависимого поведения, факторов риска склонности к аддикциям, выделяя среди них биологические, социальные и психологические факторы. Среди личностно-характерологических особенностей выделяют: незрелости личности, обсессивный или компульсивный характер, низкая стрессоустойчи-вость, заниженная самооценка, сниженная переносимость трудностей, скрытый комплекс неполноценности, стремление говорить неправду, стереотипность, тревожность, импульсивность, внушаемость, некритичность, и т.п. [2].
Цель исследования - диагностика личностно-характерологических особенностей лиц подросткового возраста, склонных к зависимым формам поведения.
Объекты и методы исследования. Объектом исследования стали подростки школ города Калуги. Возрастные границы соответствуют периоду от 13 до 17 лет. [1] Общий объем выборки составляет 75 человек. Методами исследования стали тестирование (компьютерная интерактивная психодиагностическая система по выявлению факторов риска аддиктивного поведения В.Л. Малыгина и И.В.Ежова [3], стандартизованный многофакторный метод исследования личности [4], характерологический опросник К. Леонгарда [5]), стороннее выборочное наблюдение.
Результаты и их обсуждение. В результате исследования с применением компьютерной интерактивной психодиагностической системы по выявлению факторов риска аддиктивного поведения выявлено, что подростки, склонные к формированию
зависимого поведения, могут открыто проявлять как положительные, так и отрицательные свойства своей личности. Беспокойные, недовольные свои положением в жизнью, они не доверяют окружающим, протестуют против общества в целом и не удовлетворены собой в частности
Подростки не принимают всерьез нравственно-моральные ценности и идеалы, стремятся жить, ориентируясь на собственные удовольствия, не думают ни о себе, ни об окружающих. Действуют необдуманно, рискуют собой, своим здоровьем, своим статусом, без учета своего собственного опыта и опыта других людей.
Отношение к жизни, к себе и окружающим -неустойчивое, а порой и противоречивое. Доверие к себе и окружающим может меняться в зависимости от обстоятельств и уровня сложности возникших проблем. Некоторых людей, да и самих себя, в одних ситуациях понимают хорошо и уважают, других понимают плохо и не уважают. В целом к жизни относятся бездумно: многое зависит от обстоятельств, настроения, собственных успехов.
Подростки-респонденты пренебрежительно относятся к принятым в обществе этическим норма поведения. Опрошенные предпочитают в жизненных ситуациях действовать по обстоятельствам: когда выгодно - сказать правду и сделать все по правилам, когда невыгодно - промолчать или солгать и сделать что-либо не так, как нужно, а так, как хочется.
В ситуациях, когда риск очевиден и безрассуден, а последствия плачевны, действуют осторожно. В тех случаях, когда очень хочется достичь желаемого,
подросток может пойти на риск и до определенной степени пренебречь здоровьем и мнением окружающих. Далеко не всегда подростки уверены в себе, в непростых ситуациях могут расстраиваться и пасовать перед обстоятельствами, но в привычных ситуациях чувствуют себя достаточно уверенно, умеют проявить характер и справиться с обыденными жизненными проблемами.
Как показало исследование, респонденты плохо контролирую свои эмоции и, как следствие, поведение. Легко возбуждаются, когда чувствуют, что не могут, да и не хотят справляться с жизненными трудностям, не всегда способны реально оценить возможный риск и последствия своего поступка.
Риск тяги к алкоголю и наркотикам у подростков связан с эмоционально неустойчивостью, с неспособностью преодолевать фрустрирующие ситуации, прогнозировать последствия употребления психоактивных веществ, а также с постоянным внутренним дискомфортом, слабоволием, гедонистическим стремлением получить удовольствие любой ценой, а также постоянными конфликтами с обществом и принятыми в асоциальных группах стереотипами поведения. Структурные компоненты личности тестируемых подростков и их значения представлены на рис. 1.
Рис. 1. Структура личности подростков, склонных к формированию зависимого поведения
Рис. 2. Личностный профиль подростков, склонных к формированию зависимого поведения
У испытуемых подростков выявлены акцентуации характера по эмотивному, циклоидному и экзальтированному типу, что проявляется в виде частой семы настроения, склонности к аффективной экзальтации, быстрой утомляемости.
Полученный личностный профиль (рис. 2), по результатам методики стандартизованого многофакторного метода исследования личности, указывает на отсутствие осторожности в поступках, обнаруженный эгоцентризм, сниженную способность к сопереживанию, некомформность установок, грубоватую манеру поведения, циничный взгляд на жизненные явления, а также на враждебно-агрессивные тенденции, сочетание сентиментальности со вспышками враждебности, проявление выраженного чувства соперничества, стремление к отстаиванию определенной позиции в референтной группе. Возможны антисоциальные и эксплозивно-агрессивные реакции.
Приведенные результаты подтверждаются данными тестирования по методике компьютерной интерактивной психодиагностической системы по выявлению факторов риска аддиктивного поведения [3].
Выводы. Результаты наших исследований показали, что базовая характеристика подростков, анализируемого типа - это безоговорочное и полное удовлетворение собственных потребностей, желаний и интересов, которые, по их мнению, превосходят интересы окружающих. Антисоциальное поведение объясняется как напряжение, связанное с постоянными конфликтами с общественными нормами и нравственными ценностями.
Литература
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2015. 818 с.
2. Калиниченко О.Ю. Формирование аддик-тивного поведения: системный анализ факторов риск: монография. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2014. 98 с.
3. Малыгин В.Л., Ежов И.В. Интерактивная психодиагностическая система. Тула, 2003. 112 с.
4. Собчик Л.Н. Психодиагностика в медицине. М.: Боргес, 2007. 416 с.
5. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики. М.: Владос, 2003. 256 с.
References
1. Abramova GS. Vozrastnaya psikhologiya. Moscow: Yurayt; 2015. Russian.
2. Kalinichenko OYu. Formirovanie addiktivnogo povedeniya: sistemnyy analiz faktorov risk: monogra-fiya. Kaluga: KGU im. K.E. Tsiolkovskogo; 2014. Russian.
3. Malygin VL, Ezhov IV. Interaktivnaya psikho-diagnosticheskaya sistema. Tula; 2003. Russian.
4. Sobchik LN. Psikhodiagnostika v meditsine. Moscow: Borges; 2007. Russian.
5. Shevandrin NI. Osnovy psikhologicheskoy di-agnostiki. Moscow: Vlados; 2003. Russian.