Научная статья на тему 'Системный анализ факторов, влияющих на состояние здоровья студентов младших курсов Дальневосточного федерального университета'

Системный анализ факторов, влияющих на состояние здоровья студентов младших курсов Дальневосточного федерального университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
254
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / STUDENTS / HEALTH / A WAY OF LIFE / SOCIAL-HYGIENIC FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сахарова Ольга Борисовна, Кику Павел Федорович, Гришанов Анатолий Владимирович, Горборукова Татьяна Владимировна

Проведена социально-гигиеническая оценка влияния некоторых факторов образа жизни на состояние здоровья студентов крупного гуманитарного вуза. Исследование выполнено в 2006-2008 гг. среди 869 юношей и 2116 девушек, обучающихся на 2 курсе Дальневосточного государственного университета. Выявлено, что на состояние здоровья изучаемого контингента студентов оказывает влияние комплекс факторов: среда обучения, сложившийся образ жизни, уровень среднемесячных доходов, который коррелирует со среднемесячными тратами на питание. Особенности образа жизни обусловили высокий уровень заболеваемости, нарушение физического развития каждого пятого студента (дефицит массы тела) и низкий уровень физической работоспособности более чем у половины обследованных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сахарова Ольга Борисовна, Кику Павел Федорович, Гришанов Анатолий Владимирович, Горборукова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEMIC ANALYSIS OF THE FACTORS, INFLUENCING ON HEALTH STATE OF STUDENTS OF JUNIOR COURSES OF FAR EAST FEDERAL UNIVERSITY

The social-hygienic estimation of influence of some factors of a way of life on a state of health of students of a large humanitarian higher educational institution has been carried out. The research had been executed in 2006-2008 years among 869 young men and 2116 girls who were the students of the 2nd course of Far East State University. It has been revealed, that the state of health of students of junior courses is influenced with a complex of factors: the environment of the training, the usual way of life, a level of month average income, which correlates with month average expenditure for feed. Features of a way of life have caused a high level of morbidity, infringement of physical development of each fifth student (deficiency of weight of a body) and a low level of exercise performance in more than a half of surveyed students.

Текст научной работы на тему «Системный анализ факторов, влияющих на состояние здоровья студентов младших курсов Дальневосточного федерального университета»

© САХАРОВА О.Б., КИКУ П.Ф., ГРИШАНОВ А.В., ГОРБОРУКОВА Т.В. - 2011 УДК 613.2+ 613.74+ 613. 96 (576.63)

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Ольга Борисовна Сахарова1, Павел Федорович Кику2, Анатолий Владимирович Гришанов1, Татьяна Владимировна Горборукова2 ('Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток; ректор - д.т.н., проф. В.В. Миклушевский, кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф института химии и прикладной экологии, зав. - к.м.н., доц. А.В. Гришанов; 2Научно-исследовательский институт медицинской климатологии и восстановительного лечения РАМН, г. Владивосток, директор - д.м.н. Т.А. Гвозденко, лаборатория медицинской экологии, зав. - д.м.н., проф. П.Ф. Кику)

Резюме. Проведена социально-гигиеническая оценка влияния некоторых факторов образа жизни на состояние здоровья студентов крупного гуманитарного вуза. Исследование выполнено в 2006-2008 гг. среди 869 юношей и 2116 девушек, обучающихся на 2 курсе Дальневосточного государственного университета. Выявлено, что на состояние здоровья изучаемого контингента студентов оказывает влияние комплекс факторов: среда обучения, сложившийся образ жизни, уровень среднемесячных доходов, который коррелирует со среднемесячными тратами на питание. Особенности образа жизни обусловили высокий уровень заболеваемости, нарушение физического развития каждого пятого студента (дефицит массы тела) и низкий уровень физической работоспособности более чем у половины обследованных студентов.

Ключевые слова: студенты, здоровье, образ жизни, социально-гигиенические факторы

THE SYSTEMIC ANALYSIS OF THE FACTORS, INFLUENCING ON HEALTH STATE OF STUDENTS OF JUNIOR COURSES OF FAR EAST FEDERAL UNIVERSITY

О.Е. Sakharova1, P.F.Kiku2, А.V. Grishanov1, T.V. Gorborukova2 (1Far East Federal university, Vladivostok; Scientific Research Institute for Medical Climatology and Restorative Treatment, Russian Academy of Medical Science, Vladivostok)

Summary. The social-hygienic estimation of influence of some factors of a way of life on a state of health of students of a large humanitarian higher educational institution has been carried out. The research had been executed in 2006-2008 years among 869 young men and 2116 girls who were the students of the 2nd course of Far East State University. It has been revealed, that the state of health of students of junior courses is influenced with a complex of factors: the environment of the training, the usual way of life, a level of month average income, which correlates with month average expenditure for feed. Features of a way of life have caused a high level of morbidity, infringement of physical development of each fifth student (deficiency of weight of a body) and a low level of exercise performance in more than a half of surveyed students.

Key words: students, health, a way of life, social-hygienic factors.

Проблема сохранения здоровья студентов становится все более актуальной в связи с трудностями социально-экономического характера, переживаемыми Россией. Более половины абитуриентов к моменту поступления в высшие учебные заведения уже имеют отклонения в состоянии здоровья, а к окончанию обучения заболеваемость студентов увеличивается в среднем по стране в 3,8 раза [1,2,3,4,9,11,12].

Многочисленными исследованиями было показано, что здоровье человека, прежде всего, зависит от образа жизни. В то же время данные научной литературы свидетельствуют о том, что образ жизни большинства студентов нельзя назвать здоровым и за время обучения в вузе выявляется неблагоприятная динамика ряда важнейших факторов (увеличивается доля лиц, питающихся нерационально и имеющих вредные привычки, снижается двигательная активность) [5,6,7,8,10].

Цель настоящего исследования - изучить закономерности влияния некоторых аспектов образа жизни на состояние здоровья и физическую работоспособность студентов младших курсов крупного гуманитарного вуза.

Материалы и методы

Исследование выполнено в 2006-2008 гг. среди 869 юношей и 2116 девушек, обучающихся на 2 курсе Дальневосточного государственного университета (ДВГУ), который с 2011 года реорганизован в Дальневосточный Федеральный Университет. Использован сплошной метод исследования. Проведена гигиеническая оценка условий обучения, фактического питания, физического развития и работоспособности, заболеваемости и образа жизни учащихся.

Образ жизни студентов изучен на основании анкетных данных. Суточные энергозатраты студентов оценены с помощью метода самохронометража, пищевая и энергетическая ценность их рационов питания - расчетным методом на основании дневников питания. Для оценки физическо-

го развития студентов использованы региональные шкалы регрессии. Определение состояния питания студентов проведено по результатам антропометрии (индекс Кетле II). Физическая работоспособность студентов оценена с помощью Гарвардского степ-теста и теста Руфье-Диксона. Хроническая заболеваемость студентов изучена на основании анализа анкетных данных. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности (ВУТ) оценена по журналу учета выдачи справок и годовых отчетов здравпункта ДВГУ за период 2005-2009 гг.

Исследование прошло процедуру этической экспертизы (заключение комитета по биомедицинской этике НИИ МКВЛ-ВФ ДНЦ ФПД СО РАМН - протокол №6 от 13.11.2010 г.). Все участники исследования дали добровольное информированное согласие на участие в исследовании.

Статистическая обработка полученных данных проведена с помощью методов описательной и параметрической статистики (средняя арифметическая М, ошибка т, доверительный коэффициент 1, критерий х2, коэффициенты корреляции, регрессионный анализ, математические плеяды Терентьева). Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез р=0,05.

Результаты и обсуждение

Одним из факторов, влияющих на состояние здоровье студентов, являются условия обучения. Условия обучения в ДВГУ по ряду параметров не отвечают гигиеническим требованиям. Площадь 88% учебных аудиторий и лекционных залов не соответствует количеству посадочных мест и составляет в среднем 1,6 м2 на одного человека; в компьютерных классах - 3,3 м2. В 10% учебных комнат в холодный период года и в 4% - в теплый период параметры микроклимата оценены как вредные по температурному фактору. Освещенность рабочей поверхности не соответствует гигиеническим требованиям в 61% аудиторий. Коэффициент

пульсации превышает допустимое значение практически в половине учебных комнат. В 31% учебных химических лабораторий содержание в воздухе рабочей зоны таких химических веществ, как этановая кислота, хлористоводородная кислота и трихлорметан превышают предельно допустимую концентрацию (ПДК). По показателю напряженности труд студентов оценен как допустимый (2 класс).

Питание студентов обеспечивается предприятиями комбината студенческого питания ДВГУ которые находятся в 90% учебных корпусов. Из них только одно соответствует санитарно-гигиеническим нормам по количеству посадочных мест. Согласно расписанию, длительность одной учебной пары в ДВГУ составляет 1 ч 30 мин без перерыва на отдых. Продолжительность всех перемен - 10 мин. В течение учебного дня может быть до 4-х пар, перерыв на обед расписанием не предусмотрен. При плотном графике учебы у студентов нет возможности для принятия пищи в течение учебного дня.

Периодические медицинские осмотры студентов в ДВГУ в полном объеме не проводятся.

Анкетирование показало, что среднемесячный уровень доходов студентов естественно-научных и некоторых гуманитарных институтов ниже прожиточного минимума (р<0,05). Низкий уровень доходов обусловливает и невысокие расходы на питание студентов вышеперечисленных институтов (3410 руб. и 3073 руб. у юношей и девушек соответственно). С увеличением среднемесячного дохода растут и затраты на питание (г =0,5 у юношей и 0,7 у девушек при р<0,05).

Курит более 35% студентов, за период с 2006 по 2008 годы отмечено увеличение количества курящих юношей и девушек в 2 раза. Курение больше распространено среди девушек, обучающихся в институте педагогики и образования, психологии и социальных наук и русского языка и литературы, т.е. среди будущих педагогов.

Одним из показателей здорового образа жизни является двигательная активность. Субъективная оценка студентами своих суточных энергозатрат выявила, что фактически юноши и девушки в среднем тратят 4010 ккал и 3075 ккал в сутки, что соответствует 4 группе интенсивности труда. В соответствии с «Нормами физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» (2008) студенты относятся к 1 группе интенсивности труда. Высокий уровень суточных энергозатрат студентов обусловлен тем, что 65% юношей и 41% девушек регулярно занимаются спортом (г=0,75, при р<0,05). Полученные результаты указывают на необходимость индивидуального подхода к оценке тяжести труда студентов с учетом уровня их двигательной активности.

Гигиеническая оценка пищевой и энергетической ценности рационов питания (табл. 1) проведена в сравнении с нормами, рекомендуемыми институтом питания РАМН для студентов (контроль 1) и фактическими энергозатратами студентов (контроль 2).

Соотношение белков, жиров и углеводов составило 1:1,2:4,3 у юношей и 1:1,3:4,3 у девушек. Содержание кальция, магния и фосфора также не сбалансировано и составляет

Энергетическая и пищевая ценность рационов питания изучаемого контингента студентов

варианты оценки физического развития

Примечание: 1 - ФР резко дисгармоничное за счет сниженной массы тела; 2 - ФР дисгармоничное за счет сниженной массы тела; 3 - ФР гармоничное; 4 - ФР дисгармоничное за счет повышенной массы тела; 5 - ФР резко дисгармоничное за счет повышенной массы тела.

Рис. 1. Распределение результатов оценки физического развития (ФР) изучаемого контингента студентов 2007-2008 учебного года (в %).

1:0,8:2,8 у юношей и 1:0,6:2,1 у девушек. Юноши большинства институтов потребляют эти минеральные вещества в избыточном количестве, а девушки - на 10-40% ниже нормы. Потребление витамина С студентами значительно снижено и составляет от 32 до 92% от рекомендуемого. Содержание витаминов А, В1, В2 и РР незначительно отклоняется от рекомендуемого количества.

Режим питания большинства проанкетированных студентов не соответствует рекомендациям врачей. В среднем юноши принимают пищу 3,5 раз в день, девушки - 3,1 раз.

Таблица 2

Распределение обследованных студентов 2 курса 2007/2008 учебного года по значению индекса Кетле II (%)

Пол дефицит массы тела <18,5 норма 18,5-24,9 избыток массы тела 25-29,9 ожирение 1степени 30-34,9

Юноши 9,58 77,1 12,15 1,17

Девушки 21,84 73,79 3,99 0,38

Таблица 1

Пол Учебный год Белки, г Жиры, г Углеводы, г Энергетическая ценность, ккал

юноши 2006/2007 113,5±6,9 123,3±9,3 401,7±20,3 3250±103,2

2007/2008 97,59±6,2 107,5±9,2 365,43±18,7 2843,4±111,4

Контроль 1 72 81 358 2450

Контроль 2 117 154 586 4200

девушки 2006/2007 70,8±3,3 82,2±4,1 259,1±13,78 2110,2±95,2

2007/2008 74,56±3,5 84,26±4,1 281,34±14,3 2240,6±96,32

Контроль 1 61 67 289 2000

Контроль 2 87 102 462 3050

В обеденное время столовой пользуются только половина студентов, остальные принимают пищу «на ходу», либо обходятся без обеда. Основной причиной этого 58% респондентов считают недостаток времени, отведенного на прием пищи в перерывах между занятиями. В соответствии с расписанием занятий, только в три из шести учебных дней в неделю студенты успевают пообедать. Как результат, 40% девушек и 43% юношей отмечают, что самым обильным и калорийным из всех приемов пищи у них является поздний ужин. Витаминно-минеральные добавки принимают 39% девушек и 35% юношей.

Антропометрия выявила дисгармоничность физического развития за счет сниженной массы тела у 20% учащихся (рис. 1).

Полученные данные коррелируют с результатами вычисления индекса Кетле II (г=0,6, при р<0,05) (табл. 2).

При проведении Гарвардского степ-теста 63,5% девушек и 71,5% юношей показали плохой и слабый результаты.

Значение индекса Руфье выше нормы наблюдалось у 20% девушек и 15% юношей, что свидетельствует о низком уровне работоспособности их сердечно-сосудистой системы. У каждого второго студента мышечная сила рук ниже должных величин. Результаты оценки физического развития и работоспособности указывают на дефицит массы тела у каждого пятого студента и низкий уровень

Таблица 3

Частота встречаемости хронических заболеваний среди проанкетированных студентов (в %)

Группа хронических заболеваний Юноши Девушки

Болезни органов пищеварения 23,5 40

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 30 36,3

Болезни мочеполовой системы 2,5 31

Болезни органов дыхания 18,4 23,3

Болезни системы кровообращения 9,5 18,2

Болезни эндокринной системы 3 7,3

Болезни крови 1,7 2,85

Болезни нервной системы 0,2 0,3

В структуре заболеваемости у студентов обоих полов первое место занимают болезни органов дыхания, второе - у юношей болезни органов пищеварения и системы кровообращения, а у девушек - болезни мочеполовой системы и органов пищеварения. Пики заболеваемости приходятся на октябрь, ноябрь, февраль и март, за счет преобладания в структуре общей заболеваемости острых респираторно-вирусных инфекций.

Для выявления связей между анализируемыми составляющими образа жизни студентов и состоянием их здоровья использованы методы статистического анализа. Установлена сильная положительная связь между среднемесячными тратами на питание и уровнем среднемесячного дохода студентов во всех анализируемых группах (табл. 5). Полученные результаты подтверждают тот факт, что невысокий уровень дохода студентов обусловливает и недостаточные траты на

физической работоспособности более чем у половины обследованных студентов.

Согласно анкетированию, 40% юношей и 77,3% девушек отмечают наличие у себя хронических заболеваний. В таблице 3 представлен удельный вес наиболее распространенных среди респондентов заболеваний.

Первое место у девушек занимают болезни пищеварительной системы, у юношей - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, в основном за счет сколиоза и плоскостопия. Заболеваемость с ВУТ студентов всех курсов университета в 2005, 2006, 2007 и 2008 году составила 72%о, 75%о, 73%о и 76,6%о соответственно.

Таблица 4

Заболеваемость с ВУТ студентов ДВГУ 2005 года поступления (в %о)

1 курс Р ± m 2 курс Р ± m 3 курс Р ± m

Юноши 48,8 ±6,36 28,8 ±4,94 23,54 ±3,51

Девушки 63,1 ±5,62 77,54 ±6,18 39,6 ±4,48

Все студенты 57,67 ±4,24 59 ±4,29 33,48 ±3,27

Среди изучаемого контингента студентов самый высокий уровень заболеваемости регистрировался среди второкурсниц. Заболеваемость юношей от первого к третьему году обучения закономерно снижалась (табл. 4). Заболеваемость

Регрессионный анализ позволил выявить вклад некоторых факторов образа жизни в состояние здоровья изучаемо-

го контингента студентов. Наибольшее влияние на количество хронических заболеваний, физическое развитие и работоспособность студентов оказывает уровень среднемесячного дохода, вес которого в зависимости от пола и показателя здоровья составил до 62,9% (табл. 6).

Для комплексной оценки полученных результатов применили метод математических плеяд П.В. Терентьева, основанный на корреляционной матрице межсистемных зависимостей. Определились результирующие модули: индекс Кетле II, хроническая заболеваемость и физическая работоспособность, выделились блоки факторов, определяющие особенности влияния ряда составляющих образа жизни на показатели состояния здоровья студентов (рис. 2).

Как у девушек, так и у юношей выявлены две плеяды факторов: плеяда 1 - питание, физическая активность и вредные привычки, плеяда 2 -материальное положение. Для изучения

Таблица 6

Влияние факторов образа жизни на состояние здоровья изучаемого контингента студентов со средним уровнем дохода (результаты регрессионного анализа)

Показатели состояния здоровья девушек Показатели состояния здоровья юношей

Индекс Кетле II Количество хронических заболеваний Индекс Кетле II Количество хронических заболеваний

Переменная Вес фактора Переменная Вес фактора Переменная Вес фактора Переменная Вес фактора

Среднемесячный доход 10,9% Среднемесячный доход 42,0% Среднемесячный доход 17,2% Среднемесячный доход 62,9%

Прием пищи между занятиями 7,0% Неудовлетворенность питанием 20,5% Употребление вит.-мин. добавок 11,4% Прием пищи между занятиями 14,4%

Курение 2,8% Прием пищи между занятиями 7,9% Неудовлетворен ность питанием 6,0% Неудовлетворенность питанием 5,8%

Пользование столовой 2,6% Курение 4,1% Наличие обильного ужина 2,7%

Пользование столовой 3,6% Курение 2,6%

Свободный член А0 0,34 0,88 -0,4 1,27

Коэффициент множественной корреляции R 0,483 0,84 0,656 0,94

стандартная ошибка коэффициента множественной корреляции 0,25 0,30 0,34 0,20

Достоверность (значение F) 9,3 10,7 8,7 20,9

Таблица 5

Зависимость между среднемесячными тратами на питание и уровнем среднемесячного дохода студентов ДВГУ

Учебный год 2006-2007 2007-2008

Пол юноши девушки юноши девушки

Коэффициент корреляции, г ± m 0,86±0,013 (р<0,05) 0,7±0,015 (р<0,05) 0,88±0,01 (р<0,05) 0,91±0,005 (р<0,05)

студенток 2 курса превышает средний уровень общей забо- особенностей влияния значимых факторов студенты были леваемости студентов ДВГУ (р>0,5). разделены на 2 группы в зависимости от их физического раз-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание: 1 - среднемесячный доход, 2 - среднемесячные затраты на питание, 3 - наличие работы, 4 - количество завтраков в неделю, 5 - количество приемов пищи в день, 6 - наличие обильного ужина, 7 - пользование столовой, 8 - курение, 9 - употребление витаминно-минеральных добавок, 10 - возможность приема пищи в перерывах между занятиями, 11 - неудовлетворенность питанием, 12 - занятие спортом, 13 - суточные энергозатраты, 14 - энергетическая ценность рациона питания.

Рис. 2. Влияние некоторых факторов образа жизни на показатели состояния здоровья изучаемого контингента студентов (результаты плеяд).

вития. В первую группу вошли студенты со значением индекса Кетле II в пределах нормы (18,5 - 25,0), во вторую - со значением индекса Кетле II ниже и выше рекомендуемой нормы. Как у девушек, так и у юношей так же были установлены две ведущие плеяды факторов: плеяда 1 -питание, физическая активность и вредные привычки, плеяда 2 -материальное положение. В первой группе студентов на уровень физического развития и работоспособности и наличие хронических заболеваний оказывают влияние отдельные факторы образа жизни в выделенных блоках. На состояние здоровья студентов с отклонениями в значении индекса Кетле II оказывают влияние практически все рассматриваемые аспекты образа жизни. В большей мере подверженным влиянию факторов образа жизни среди студентов второй группы оказался уровень физической работоспособности.

Таким образом, на состояние здоровья студентов младших курсов крупного гуманитарного вуза оказывает влияние комплекс факторов: среда обучения, сложившийся образ жизни, уровень среднемесячных доходов, который коррелирует со среднемесячными тратами на питание. Особенности образа жизни обусловили высокий уровень заболеваемости, нарушение физического развития каждого пятого студента (дефицит массы тела) и низкий уровень физической работоспособности более чем у половины обследованных студентов. Среди анали-

зируемых составляющих образа жизни наибольший вклад в состояние здоровья и физической работоспособности изучаемого контингента студентов вносит уровень среднемесячных доходов. Он имеет максимальное значение в группе студентов со средним материальным достатком. От уровня материального благополучия учащихся зависит качество питания и их образ жизни. Студенты с дефицитом или избытком массы тела в большей степени подвержены воздействию таких факторов образа жизни, как питание, физическая активность, вредные привычки и уровень материального благополучия.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что фактические энергозатраты некоторых студентов ДВГУ соответствуют 4 группе интенсивности труда. Фактическое питание большинства студентов нерационально, несбалансированно и дефицитно по энергетической ценности, содержанию основных нутриентов, витаминному и минеральному составу.

Выявленные закономерности негативного воздействия сложившегося образа жизни на состояние здоровья студентов позволили разработать комплексную программу сохранения и укрепления их здоровья. В ее основе лежит взаимодействие системы здравоохранения, образования и социальных структур, занимающихся организацией досуга студенческой молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян Н.А., Миннибаев Т.Ш., Северин А.Е. и др. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса // Гигиена и санитария. - 2005. - №3. - С.48-52.

2. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. - М.: Альфа-М, 2003. - 417 с.

3. Батрымбетова С.А. Основные тенденции обращаемости студентов за медицинской помощью // Здравоохранение РФ. - 2008. - №3. - С.25-39.

4. Горбач Н.А., Жарова А.В. Проблемы здоровья студентов ВУЗов // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в 21 веке: матер. Международного конгресса (Москва, 12-14 мая 2004). - Ч. 1. - М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2004. - С.263-265.

5. Дерябин Д.Г., Волков Н.А., Комаров Н.Н. Мониторинг здоровья студентов многопрофильного вуза с использованием программы «ЭСКИЗ» (экспертная система коррекции индивидуального здоровья) // Валеология. - 2003. - №1. - С.24-27.

6. Зайцев В.П. Гендерные проблемы здоровья студентов, занимающихся физической культурой // Гигиена и санита-

рия. - 2006. - №2. - С.56-61.

7. Ибрагимова Е.М. Оценка вклада образа жизни в состояние здоровья учащихся профессионального колледжа // Матер. II Конгресса РОШУМЗ с международным участием. -М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2010. - С.253-257.

8. Ляхович А.В., Маркова А.И. Образ жизни учащейся молодежи в аспекте здоровья // Гигиена и санитария. - 1994. -№7. - С.47-50.

9. Максимова Т.М. Состояние здоровья и ценностные ориентации современной молодежи // Здравоохранение РФ. - 2002. - №2. - С.40-43.

10. Медик В.А., Осипова А.М. Университетское студенчество. Образ жизни и здоровье. - М.: Логос, 2003. - 200 с.

11. Мельникова И.П., Кику П.Ф. Проблемы здоровья и безопасности жизнедеятельности курсантов морского высшего учебного заведения. - Владивосток: типография им. адм. Г.И. Невельского, 2004. - 315 с.

12. Сизоненко К.Н. Состояние здоровья студенческой молодежи в высших учебных заведениях // Актуальные проблемы профилактической медицины: науч.-практ. конф. -Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2004. - С.46-48.

Информация об авторах: Россия, 690950, Владивосток, ул. Сахалинская, дом 3в, кафедра БЖД и МП ИХПЭ ДВФУ; e-mail: sob194@yandex.ru, Сахарова Ольга Борисовна - ведущий методист; Кику Павел Федорович - д.м.н., профессор, заместитель директора по научной и лечебной работе, заведующий лабораторией, e-mail: lme@list.ru; Гришанов Анатолий Владимирович - к.м.н., доцент, заведующий кафедрой; Горборукова Татьяна Владимировна - к.т.н., научный сотрудник, e-mail: tata591@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.