Научная статья на тему 'Системные методы исследования процессов транспортировки грузов в смешанных перевозках'

Системные методы исследования процессов транспортировки грузов в смешанных перевозках Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
339
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Турпищева Марина Семеновна, Синельщиков Евгений Владимирович

Для создания эффективных технологий доставки грузов поставлена задача разработки системных методов расчета, учитывающих максимальное количество факторов, влияющих на качество транспортного процесса. Предложены пути исследования многофакторного процесса с помощью методов системной динамики. Библиогр. 3. Ил. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Турпищева Марина Семеновна, Синельщиков Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM METHODS OF STUDYING PROCESSES OF CARRYING CARGO IN RAIL-AND-WATER TRANSPORTATIONS

To obtain efficient techniques for cargo delivery there has been put a problem of creating system methods of calculation concerning maximum number of factors influencing quality of transportation process. There are offered ways of investigating complex process with the help of system dynamics.

Текст научной работы на тему «Системные методы исследования процессов транспортировки грузов в смешанных перевозках»

МЕХАНИКА

УДК [656.025.4:621.86.06:621.87].001.24

М. С. Турпищева, Е. В. Синельщиков Астраханский государственный технический университет

СИСТЕМНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗОВ В СМЕШАННЫХ ПЕРЕВОЗКАХ

Россия располагает мощной транспортной системой. Все виды транспорта, входящие в нее, представляют собой совокупность средств и путей сообщения, технических устройств и сооружений, обеспечивающих эффективную работу. Участники транспортного процесса осуществляют комплекс технических, экономических, организационнотехнологических и коммерческо-правовых решений, направленных на доставку материальных потоков грузов с минимальными затратами.

На эффективность транспортного процесса влияет исключительное многообразие факторов. Изучение этого влияние возможно методами системной динамики. Сущность методов в приложении к процессам транспортировки грузов заключается в том, что грузопоток рассматривается как элемент единой системы: груз, управление его передвижением, среда, технология и организация, технический ресурс, критерии оценки эффективности и безопасности функционирования системы.

При разработке системных методов расчета помимо традиционного математического аппарата целесообразно использовать элементы дискретно-событийного моделирования, в частности теорию графов.

Обобщенная модель представляется в виде графа (рис. 1), связывающего факторы, влияющие на качество транспортного процесса. Для описания частей этого графа используются аппарат теории множеств и функциональные соответствия.

Каждая из вершин графа состоит из множества элементов. Вершина и определяет свойства груза, Х - технологию и организацию перевозки и перегрузки, М - характеристики технического ресурса, У - управляющие воздействия, Z - перемещение груза в пространстве, N - состояние среды, Е - качественные показатели процесса.

Каждый из элементов может быть оценен уровнями, баллами и другими показателями. При системных методах расчета важно определить вероятность сочетания различных элементов множеств или вероятность попадания конца случайного вектора (например, Х) в некоторую область В. Для этого используется описание плотности вероятности дискретной случайной величины Х через дельта-функцию 5 (Х - Х).

Рис. 1. Обобщенный граф системы транспортировки груза

Решение поставленной многокритериальной многофакторной задачи только аналитическими детерминированными и вероятностными методами реализовать достаточно сложно. В этом случае целесообразно использовать методы имитационного моделирования [1] и приводить обобщенную систему к ряду взаимодействующих локальных (рис. 2).

11(1, X,

Рейд

Порт

Ж/д станция

иа + А/,X, 7,, ... Е,)

Рис. 2. Модель взаимосвязанных локальных систем

При решении задач транспортной логистики качественные показатели определяются множеством

Е = (Еь Е2, ...Е„},

где приоритетными являются:

Е1 - экономические показатели;

Е2 - обеспечение заданного срока транспортировки;

Е3 - надежность и безотказность системы доставки груза.

Последний критерий в настоящее время приобретает наибольшее значение. Основным инструментом для его определения является вероятностное моделирование динамики локальных состояний системы с оценкой функций безопасности 52 (0 и риска Я2 (0 по заданному критерию отказа системы или риск-анализ [2]. Функцию безопасности можно представить как вероятность работоспособности системы при возмущениях ее элементов:

«2 0) = Р {■™[01] ] е <2«}.

Функцию риска Я2 можно представить как вероятность появления опасных последствий при нарушении работы системы:

Я() = Р{ : Н |уаг[ау.]£ б,},

где уаг[^.] - вариации состояний системы; б, - множество устойчивых состояний системы; Н - вектор опасностей, Р{} - вероятность события.

Таким образом, в результате имитационного моделирования взаимосвязанных локальных систем, описывающих поведение грузопотока, проходящего по транспортным путям и терминалам, можно получить реализации случайных величин и процессов на выходе потока и оценить качество работы системы [3].

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Рыжиков Ю. И. Имитационное моделирование системы массового обслуживания. - Л.: ВИККИ им. А. Ф. Можайского, 1991.

2. Лепехин А. М., Чернякова Н. А. Концепция потенциальной зоны разрушения в задачах риска-анализа конструкций // Тр. междунар. конф. КЭАММ-2001. Т. 6, Ч. 2: Спец. выпуск, 2001. - С. 25-28.

3. Светов Б. Я., Яковлев С. А. Моделирование систем. - М.: Высш. шк., 1998.

Получено 24.02.05

SYSTEM METHODS OF STUDYING PROCESSES OF CARRYING CARGO IN RAIL-AND-WATER TRANSPORTATIONS

M. S. Turpischeva, E. V. Synelschikov

To obtain efficient techniques for cargo delivery there has been put a problem of creating system methods of calculation concerning maximum number of factors influencing quality of transportation process. There are offered ways of investigating complex process with the help of system dynamics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.