Научная статья на тему 'Системные элементы технологии развития композиционного мышления будущих учителей начальных классов'

Системные элементы технологии развития композиционного мышления будущих учителей начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / КОМПОНЕНТЫ / МЕТОДЫ И ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ / COMPOSITE THINKING OF STUDENTS / PERSONAL DIRECTED APPROACH / CULTURAL APPROACH / ACTIVITY APPROACH / COMPUTER GRAPHIC ART / COMPONENTS / METHODS AND IMPLEMENTATION PHASES OF LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чигинцева Ольга Николаевна

В статье обосновывается актуальность разработки технологии развития композиционного мышления будущих учителей начальных классов. Рассматриваются системные элементы данной технологии: подходы, компоненты, методы и этапы. Делается вывод о том, что описанная технология создает предпосылки для получения студентами основы изобразительной грамотности и учит выражать свои мысли в работах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM ELEMENTS OF TECHNOLOGY OF THE DEVELOPMENT OF COMPOSITE THINKING OF FUTURE TUTORS OF AN ELEMENTARY SCHOOL

Urgency of research of technology of development of composite thinking of future tutors of an elementary school is being established in article. System elements of technology: approaches, components, methods, implementation phases are represented there. The regulation about the technology, creating the implications for realization of foundations of graphic literacy and training to denominate individual thoughts of students into their workings is described in the conclusion.

Текст научной работы на тему «Системные элементы технологии развития композиционного мышления будущих учителей начальных классов»

МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ББК 050708 УДК 370

О.Н. ЧИГИНЦЕВА

O.N. CHIGINTSEVA

СИСТЕМНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

SYSTEM ELEMENTS OF TECHNOLOGY OF THE DEVELOPMENT OF COMPOSITE THINKING OF FUTURE TUTORS OF AN ELEMENTARY SCHOOL

В статье обосновывается актуальность разработки технологии развития композиционного мышления будущих учителей начальных классов. Рассматриваются системные элементы данной технологии: подходы, компоненты, методы и этапы. Делается вывод о том, что описанная технология создает предпосылки для получения студентами основы изобразительной грамотности и учит выражать свои мысли в работах.

Urgency of research of technology of development of composite thinking of future tutors of an elementary school is being established in article. System elements of technology: approaches, components, methods, implementation phases are represented there. The regulation about the technology, creating the implications for realization of foundations of graphic literacy and training to denominate individual thoughts of students into their workings is described in the conclusion.

Ключевые слова: композиционное мышление студентов, личностно ориентированный подход, культурологический подход, деятельностный подход, компьютерная графика, компоненты, методы и этапы обучения.

Key words: composite thinking of students, personal directed approach, cultural approach, activity approach, computer graphic art, components, methods and implementation phases of learning.

В современных условиях социальных преобразований обществом востребована активная личность, самостоятельно решающая задачу своего развития в различных сферах деятельности. В исследованиях последнего десятилетия отмечен особый интерес к развитию мышления в учебной деятельности, расширяется область исследования этого направления в художественной педагогике. Это согласуется с общей стратегией современного педагогического образования, ориентированного на творческое развитие учителя и формирование его способности участвовать в инновационных процессах.

В педагогической практике проявляется противоречие между требованиями, предъявляемыми к современному учителю начальных классов, и системой профессиональной подготовки этого учителя по дисциплине «Методика преподавания изобразительного искусства». Практика показывает, что в вузе не достаточно разработаны технологии, позволяющие готовить будущих учителей к учебно-методической работе в школе, развивать их мышление.

Будущий учитель должен быть ориентирован на то, что в освоении методики преподавания изобразительного искусства важны не только навыки графической грамоты, но и выражение индивидуальности мышления, чувств, межличностных отношений в собственных работах, а впоследствии - в работах своих воспитанников.

На сегодняшний день представляется актуальным поиск эффективных путей развития мышления будущих учителей в процессе изобразительной деятельности. В результате поисков возможных путей этого развития нами разработана технология развития одного из видов образного мышления, композиционного мышления студентов.

Композиционное мышление представляет собой процесс отражения объективной реальности в зрительных образах и оперирования с ними при определенной доле абстрактности на основе содержания законов, правил, приемов, средств композиции, в результате приводящий к формированию образов представлений.

Технология развития композиционного мышления студентов является совокупностью последовательных и наиболее рациональных системных элементов: подходов, методов, форм, этапов обучения, направленных на преобразование социально-значимых культурных ценностей изобразительного искусства в источник личностного развития студентов (личностные ценности). Основным элементом технологии является дидактическая единица, содержание которой составляют средства и закономерности композиции. Освоение дидактической единицы ведет к возникновению специфических изменений в мышлении и в действиях студентов.

Предлагаемая технология основывается на современных идеях развития активности мыслительных процессов (В. Вундт, У. Джеймс, Дж. Дьюи, А. Мас-лоу, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, С.Л. Рубинштейн), на положениях психологии, педагогики о развитии мышления (В.В. Давыдов, А.В. Запорожец,

В.П. Зинченко, А.В. Хуторской, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская), на положениях искусствоведения и педагогики о композиционном мышлении в изобразительном искусстве (Н.Н. Волков, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, А.В. Свешников, Е.В. Шорохов), на педагогическом опыте преподавания композиции в прошлом и настоящем (Й. Иттен, И.Б. Ветрова, В.В. Кандинский, К.С. Малевич, Б.М. Неменский, С.А. Никитенков, Л.И. Панкратова, Ю.А. Полуянов, В.А. Фаворский, Т.Я. Шпикалова, Е.В. Шорохов), на разработках в области педагогических технологий профессионального обучения (В.И. Загвязинский, Э.Ф. Зеер, Г.К. Се-левко).

Технология развития композиционного мышления основана на личностно ориентированном подходе (авторы А. Маслоу, А.В. Хуторской и др.). Изучение условий для духовного и профессионального становления личности будущего учителя должно опираться на внутренние источники развития композиционного мышления. Принимая во внимание важность всех принципов этого подхода, выделим один из них, создающий возможность субъективного взгляда на изучение единых «фундаментальных метапредметных объектов» [6, с. 30].

На основе этого принципа возможно открытие смежных тем, рассматриваемых не только в изучаемом курсе «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом», но и в курсе других учебных дисциплин, а также имеющихся в «индивидуальном субъектном» опыте студентов. Темы «Гармония в природе», «Законы красоты в обычной жизни», «Цвет и форма вокруг нас», «Композиция в искусстве» могут наполнить содержание учебного процесса жизненно важными проблемами, раскрыть перед будущим учителем смысл произведений изобразительного искусства, указать на значение изобразительной деятельности для развития своего мышления и мышления детей.

Занятия изобразительной деятельностью могут быть представлены в свете теории самоактуализации А. Маслоу как творческое, гуманистическое и целостное образование, цели которого совпадают с бытийными ценностями [3, с. 139]. Анализ теории самоактуализации позволяет определить развитие композиционного мышления в процессе изобразительной деятельности как процесс самоактуализации личности, помогающий каждому полнее раскрыть свое Я, выработать «собственную линию поведения» в изобразительной деятельности, по выражению К.С. Малевича.

На основании личностно ориентированного подхода может быть выделен когнитивно-личностный компонент композиционного мышления, содержанием которого являются личностные особенности мыслительных операций каждого студента: анализ, синтез, сравнение, классификация; пространственное и цветовое мышление; вербальное самовыражение.

Технология развития композиционного мышления требует включенности культурологического подхода в обучении (авторы Д.С. Лихачев, Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова и др.). Этот подход создает предпосылки для развития композиционного мышления студентов в мире искусства по законам красоты.

Именно в искусстве как форме отражения общественного сознания, представленной в художественных образах, композиционное мышление достигает наивысшего развития благодаря тому, что приобретает свойство диа-логичности [4, с. 108]. В русле культурологического подхода может быть выдвинута идея трансформации социально-значимых культурных ценностей изобразительного искусства в источник личностного развития студентов. Приобщаясь к ценностям изобразительного искусства, овладевая средствами, закономерностями и принципами композиции, студенты признают их личностны-

ми ценностями. В этом случае в педагогическом общении между преподавателем и студентами решается задача коммуникации на основе ценностей изобразительного искусства, открытых и принятых для самовыражения студентами в качестве личностных ценностей.

Трансформация ценностей изобразительного искусства, включающих средства композиции (линии, цвет), закономерности композиции (формат, композиционный центр, ритм, контраст, симметрия, масштаб, пропорции), принципы композиции (повторяемость, соподчинение, соразмерность, уравновешенность, единство), в личностные ценности студентов составляет содержание одного из компонентов композиционного мышления - когнитивно-ценностного.

Еще одним важным подходом в технологии развития композиционного мышления, требующим включенности личности студента в контекст жизненных связей с объективным миром посредством изобразительной деятельности, следует признать деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Деятельностный подход в развитии композиционного мышления предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся изобразительной деятельности. Только через собственную деятельность студент усваивает культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества.

По мнению педагогов и художников, изобразительная деятельность вариативно развивает зрительно-двигательную функциональную систему восприятия, различные виды мышления, сферу духовных чувств, личность человека в целом. В целостной системе «глаз - мозг - целый человек» развивается третий компонент композиционного мышления, операционно-действенный.

Содержание этого компонента определяется по характеристикам изобразительной деятельности - активности и пластичности, а также включает практическое использование в изобразительной деятельности композиционных знаний. Активность деятельности предполагает творческую, продуктивную направленность познавательных процессов, проникновение в реальность с «пристрастностью» (термин А.Н. Леонтьева) [2, с. 55]. Пластичность деятельности рассматривается как «подражательный» процесс, в котором деятельность уподобляется свойствам независимых от нее объектов и происходит опредмечивание потребности [2].

Развитие этого компонента возможно на основе целесообразного сочетания нескольких видов изобразительной деятельности (традиционных техник рисования, аппликации, симметричного вырезания и техники компьютерной графики), а также разных форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, групповой; аудиторной и домашней).

Компьютерной графикой называется электронная графическая техника, основным преимуществом которой является возможность видеть, как формируется изображение на всех этапах и возможность неограниченно осуществлять корректировку [5, с. 192-193]. Педагог В.И. Загвязинский, говоря о значимости внедрения информационных технологий в высшем образовании, подчеркивает, что в процессе этого внедрения совершается подготовка студентов к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающая: развитие конструктивного мышления благодаря особенностям общения с компьютером; развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; развитие навыков исследовательской деятельности; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации [1, с.124-125].

В высшем педагогическом образовании ведутся активные разработки технологий на основе компьютерной графики (Е.В. Барчугова, Н.А. Рочегова и др.). Однако технологии, целенаправленно развивающие все взаимосвязанные компоненты композиционного мышления, а также учитывающие специфику обучения будущих учителей в процессе изобразительной деятельности

с использованием компьютерной графики, отсутствуют.

В результате поисковой работы на базе Уральского государственного педагогического университета была создана технология и написана программа «Компьютерный курс по основам композиции». Ее реализация началась в рамках курса по выбору для будущих учителей в 2008 году. В названии программы отражены две ее составляющие: «композиция» - цель и правила изобразительной деятельности, «компьютер» - инструмент для изобразительной деятельности. По сочетанию нескольких современных средств обучения предлагаемая технология может быть отнесена к визуальному, компьютерному и действенно-практическому типам технологий.

В качестве технической платформы основного средства обучения выбран популярный пакет, предназначенный для графического моделирования -CorelDRAW. Основа концепции этого редактора - «виртуальная векторная плоскость» - дает возможность решать композиционные задачи, легко оперируя с расположением, качественными и количественными характеристиками составных частей образа на плоскости. Технические приемы работы с векторными изображениями могут соотноситься с аналогичными приемами, известными в других видах деятельности: с вырезанием, перемещением на плоскости и в ближнем - дальнем слоях, наклеиванием - в технике аппликации; с раскраской по контуру - в технике рисования цветными карандашами или красками; с изгибом проволоки, гибким растяжением - сжатием резиновой ленты - обычными бытовыми действиями и т.д. Благодаря такому техническому оснащению обеспечивается доступность обучения - уже первые композиционные упражнения, выполненные без глубоких знаний программного пакета, могут иметь все признаки грамотно построенной композиции и нести желаемую наглядность.

Весь процесс обучения разделен на этапы: начальный (эмпирический), развивающий (обобщающий на наглядной основе) и завершающий (обобщающий на теоретической основе).

На первом этапе обучения в ходе проведения серии вводных композиционных упражнений важно показать, что процесс оперирования образами универсален и доступен каждому. На страницах электронного пособия для студентов заранее приготовлены разнообразные «конструкторы-образы»: наборы из простых геометрических фигур, букв, цифр, игрушек, посуды; «архитектурный» конструктор; конструктор «маски»; наборы из природных мотивов - отдельных лепестков, целых цветов, плодов, листьев, деревьев, гор, водных просторов, зелени и т.д. Перед студентом стоит задача: организовать композиционное поле в соответствии с моделируемой реальной или сказочной ситуацией (нарисовать витрину магазина игрушек, шрифтовой плакат, букет цветов, натюрморт из фруктов, сказочный персонаж, башню-пирамидку, городской или пейзажный вид). Каждое завершенное упражнение представляется не единичным изображением, а двумя вариантами композиционного решения, например, «Витрина самого привлекательного магазина игрушек» и «Витрина самого скучного магазина игрушек»; «Злой волшебник» и «Добрый волшебник»; «Букет цветов для самого милого и родного человека» и «Букет цветов для

строгой официальной встречи» и т.д. На этой стадии студенту предоставлена возможность игры, включение интриги, необходимой в любом композиционном решении. Студенты часто привязаны к готовому образцу или собственному рисунку, единственному и случайному ответу на поставленную задачу. Однако, открывая для себя средства и закономерности композиции на уровне интуиции, студенты начинают видеть воздействие этих средств и закономерностей на изменение образа. Цель этой части упражнений - формирование первых навыков композиционного мышления; обучение новому, эмоционально-эстетическому, способу видения мира и изображения; диагностика «композиторских» возможностей студента.

На втором этапе обучения, опираясь на первоначальный «банк образов», пользуясь первыми интуитивно открытыми композиционными приемами и навыками, студент приступает к последовательному и развернутому изучению и освоению композиционных закономерностей. Вторая стадия обучения построена на сочетании репродуктивного и проблемного типов обучения,

что предполагает включение словесных методов - анализа и сравнения произведений искусства, наглядных методов - демонстрации презентаций, педагогического показа; практических методов - графической разминки, решения задач по композиции, конструирования, дифференцированного обучения; интегрированных методов - сочетания компьютерной графики с общей композиционной подготовкой в традиционных техниках; диагностических методов -задания-теста, контрольного вопроса.

Метод решения задач по композиции предполагает создание проблемной ситуации, постановку вопроса, раскрытие замысла, поиск и создание образа с противопоставлением различных характеристик одной закономерности композиции. Условием в задаче является наглядный материал (на основе лучших произведений из истории искусства, на основе фактического материала из обыденной жизни, а также из природного окружения). Вопрос, создающий проблемную ситуацию, имеет большое значение для студента. Правила для решения задачи соответствуют правилам организации ритмических, симметрических, контрастных и других отношений между частями и целым образом. Студенту предлагается решить задачу по композиции в созданном «живом векторном поле» по заданным правилам и в игровой форме. Например, задача решается по такому правилу, в котором закономерность контраста изменяется от максимально контрастных цветовых отношений между элементами до минимально нюансных, или тождественных отношений. Студенты знакомятся с закономерностью контраста, выполняя парные упражнения: «Горящее перо Жар-птицы» и «Потухшее перо Жар-птицы»; «Солнечный город-крепость для веселых, жизнерадостных и открытых жителей» и «Пасмурный город-крепость для мрачных, безразличных и тоскливых жителей». На этом этапе происходит последовательное знакомство со всеми закономерностями композиции, начиная с формата и заканчивая пропорциями.

Третий этап обучения направлен на формирование образов-представлений о композиционных средствах и закономерностях, а также освоение профессиональных методов педагогического взаимодействия с детьми в процессе изобразительной деятельности, что изменяет существующий статус «студента» на новый - «будущего учителя». На завершающем этапе обучения применяется частично-поисковый тип обучения, в результате чего система методов видоизменяется. На этом этапе словесные методы (составление словарика по композиции, анализ и сравнение произведений искусства) и наглядные мето-

ды (демонстрация презентаций, педагогический показ) переходят в разряд практических; практические (графическая разминка, решение задач по композиции) и интегрированные методы (сочетание компьютерной графики с общей композиционной подготовкой в традиционных техниках, деловая игра) становятся частично-поисковыми; значение диагностических методов (задание-тест, самоконтроль, контрольный вопрос, портфолио) значительно возрастает.

Студенты подходят к изучению принципов композиции, рассматривая их в соотношении с известными закономерностями, например, применение закономерности ритма в композиции убеждает в необходимости принципа повторяемости; симметрия - асимметрия в изображении частей и целого приводит к мысли о наличии еще более устойчивой закономерности, принципа уравновешенности и т.д. На этом этапе будущие учителя участвуют в проведении деловой игры «На уроке изобразительного искусства» и выполняют задания поискового и творческого характера: «Сказочный сюжет с изображением 2-3 персонажей и прорисовкой фона», «Образ урока изобразительного искусства в школе будущего». Студентам предлагается самостоятельно выбрать технику исполнения: традиционную или компьютерную графику.

Весь учебный процесс сопровождается трехступенчатым композиционным тренингом: на первом этапе - постановка образного, эмоционально-эстетического видения, на втором - овладение методом решения задач по композиции, на третьем - отработка метода в конкретных учебных ситуациях.

Опыт внедрения «Компьютерного курса по основам композиции» на 3-4-м курсах обучения по специальностям «Педагогика и методика начального образования», «Педагогика и методика начального образования и английский язык», «Педагогика и методика начального образования и информатика» показал, что студенты проявляют очевидный интерес к предложенным задачам по композиции.

Итак, на основании проведенного исследования можно признать, что технология развития композиционного мышления в процессе изобразительной деятельности дает основу изобразительной грамотности, переносит акцент на необходимость выражения индивидуальности и «пристрастности» мышления в своих работах, а впоследствии - в работах младших школьников, готовит будущих учителей к учебно-методической работе по преподаванию изобразительного искусства в школе.

Литература

1. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 192 с.

2. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. - 352 с.

3. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы [Текст] / А. Маслоу; пер. с англ. Г.А. Балл, А.П. Попогребский; под ред. Г.А. Балл, А.Н. Киричук, Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.

4. Свешников, А.В. Композиционное мышление в изобразительном искусстве [Текст]: дис... д-ра искусствовед. наук / А.В. Свешников. - СПб., 2003. - 277 с.

5. Художественно-педагогический словарь [Текст] / сост. Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова, М. С. Тарасова, Т.Д. Пронина. - М.: Академический Проект: Трикста, 2005. - 480 с.

6. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? [Текст]: пособие для учителя / А.В. Хуторской. - М.: Изд-во Владос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.