Научная статья на тему 'Системно-методологические основы совершенствования учебно-тренировочного процесса по физической культуре в вузах'

Системно-методологические основы совершенствования учебно-тренировочного процесса по физической культуре в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / SYSTEM ANALYSIS / PHYSICAL HEALTH MONITORING / PHYSICAL TRAINING / SPORT / ORGANIZATION FORM IMPROVEMENT / TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шпорин Эдуард Григорьевич, Лебединский Владислав Юрьевич, Колокольцев Михаил Михайлович

С позиций системного анализа рассмотрены некоторые пути совершенствования деятельности вузов в сфере «физическая культура и спорт», которые могут быть использованы в практической деятельности. Показаны опыт работы и перспективы ее развития в ИрГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шпорин Эдуард Григорьевич, Лебединский Владислав Юрьевич, Колокольцев Михаил Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System and methodological bases of physical training education process enhancement in higher education institute

Some methods of enhancement of higher education institute's activity in the sphere of «physical training and sport», that can be used in practice, is considered from the position of system analysis. The article provides the experience and outlook for future development of this activity in Irkutsk State Technical University.

Текст научной работы на тему «Системно-методологические основы совершенствования учебно-тренировочного процесса по физической культуре в вузах»

СИСТЕМНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗАХ

Системный анализ, мониторинг физического здоровья, физическая культура,

спорт, совершенствование организационных форм, учебно-тренировочный процесс.

В послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию (2009) сформулированы ведущие приоритеты социально-экономического развития страны на ближайшие годы, где основные усилия должны быть направлены на те сферы деятельности человека, которые прямо определяют качество жизни населения России.

Сфера физической культуры и спорта остается многогранной отраслью знаний о человеке вследствие того, что она затрагивает не только основы изменения структуры и функции его организма, но и характеризует нравственный, психоэмоциональный, социально-экономический и т. д. статус как самого спортсмена и физкультурника, так и общества в целом, свидетельствуя об уровне их «здоровья» [Лебединский, 2008]. В то же время на фоне изменившейся в РФ общественно-политической и социально-экономической ситуации не отмечаются положительные тенденции развития в области физической культуры и спорта.

1. Как установлено многими отечественными учеными, в нашей стране нарастают негативные изменения уровня физического здоровья населения, особенно со стороны подрастающего поколения.

2. Отмечается существенное снижение уровня успешности выступления наших спортсменов на соревнованиях олимпийского уровня. Если в XX веке ими было завоевано от 29 (Мехико, 1968) до 55 (Сеул, 1988) золотых медалей в каждом четырехлетии, то на последних XXIX Играх (Пекин, 2008) наши спортсмены получили только 23 медали высшего достоинства. По понятным причинам не учитываются данные Московской Олимпиады (Москва, 1980), когда наши спортсмены получили 80 золотых медалей. Все вышесказанное свидетельствует: о серьезных просчетах в физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе, об отсутствии приоритета ЗДОРОВЬЯ в физическом воспитании, о несоответствии ее устаревших, организационных форм новым условиям жизни, снижении ее научно-методического, медико-биологического и др. обеспечения, о низком финансовом и материально-техническом обеспечении ФК и спорта и т. д.

Следовательно, все это требует существенного пересмотра содержания и форм, смещения акцентов в этой сфере деятельности на новые условия государственной политики в Российской Федерации. В настоящее время основной методологической базой развития любой науки и отрасли знаний является использование системного анализа [Анохин, 1975]. С его позиций физическая культура и спорт представляют собой сложную, полуоткрытую систему биосоциального уровня, которая должна характеризоваться целостностью и выделенностью [Лебединский, Васильев, 1977; Кочетков, Стельникова, 1994].

Принципы системного подхода позволяют характеризовать ее целостность на основе: а) уже имеющихся знаний; б) анализа ее структурно-функциональной организации, условий и причин изменчивости; в) получения о ней знаний на основании глубокой аналого-синтетической деятельности. С позиций системного анализа невозможно представить функционирование этой системы без ее взаимодействия с внешней средой, которая должна быть от нее выделена, т. к. без взаимодействия с последней она будет нежизнеспособна. Их взаимодействие носит сложный, многокомпонентный характер, потому что внешняя среда неоднородна.

Многочисленные ее параметры следует рассматривать и представлять в виде дискретно-существующих факторов, отличающихся друг от друга характером действия (спецификой), силой и протяженностью во времени. Любая система только тогда жизнеспособна и может эффективно функционировать, когда она представляет собой динамичную саморегулирующуюся организацию, системнообразующим фактором которой будет являться конечный полезный результат, инициированный воздействием фактора внешней среды [Анохин, 1975; Сорокин, 1977].

Сказанное выше демонстрирует еще один признак систем — организацию. То есть все элементы, составляющие систему, должны быть организованы в пространстве и во времени, взаимодействуя на достижение конечного полезного результата. Пространственная закрепленность взаимодействующих элементов системы представляет собой ее структуру (взаимодействие ее элементов, описанное в пространстве), а функция — это взаимодействие элементов, описанное во времени, т. е. это та ее работа, которая направлена на получение конечного полезного результата [Лебединский, 2008].

Формирование и функционирование любой как биологической, так и биосоциальной системы возможны только при наличии системообразующего фактора, который является внешним относительно этой системы и составляет часть взаимодействия самой системы и внешней среды (суперсистемы). Это взаимодействие совершается и проявляется переносом вещества, энергии и информации, а сама система должна обладать свойствами самоорганизации, саморегуляции и самовоспроизведения.

Следовательно, с позиций системного анализа сферу физической культуры и спорта можно представить как биосоциальную систему, состоящую из трех основных компонентов, каждый из которых имеет свой системообразующий фактор и конечный полезный результат (рис. 1).

Международный престиж в спорте

—Спортивный резерв при сохранении уровня здоровья

\—► Физическое здоровье \ нации

Рис. 1. Конечный полезный результат,

Компоненты: I — физическая культура; II — массовый спорт; III — спорт высших достижений

Массовые занятия физической культурой и уровень физического здоровья нации (I) являются базой для развития как массового спорта (II), так и спорта высших достижений (III), а без ее достаточного эффективного функционирования невозможно их успешное развитие.

С учетом изменения морфофункциональных характеристик организма человека в возрастном аспекте следует говорить о трех основных этапах функционирования этой подсистемы (физическое воспитание): формирование, сохранение и сбережение здоровья (рис. 2).

Рис. 2. Этапы функционирования:

I — период развития организма человека (до зрелого возраста) — здоровьеформирование;

II — зрелый возраст — здоровьесохранение;

III — инвалюцпя (старшие возрастные группы) — здоровьесбережение (поддержание)

Кроме того, в процессе функционирования любой биосоциальной системы отмечается специализация образующих ее элементов, которые являются системами более низкого уровня организации. Выделяются три их основные группы: а) рабочие элементы; б) элементы обеспечения; в) элементы «регуляции».

1. Рабочие элементы — это главные элементы системы, через взаимодействие которых реализуется достижение конечного полезного результата.

Учитель, преподаватель Ученик,

физической культуры ---------------► студент

Тренер ---------------► Спортсмен

Понятно, что ведущии в этом взаимодействии всегда будут учитель, преподаватель, тренер, от квалификации и профессионализма которых и будет зависеть достижение конечного полезного результата.

Удивительно наблюдать, что очень много наших тренеров работает за границей (спортивная гимнастика и др.), а их ученики достигают выдающихся успехов, вплоть до уровня олимпийского чемпиона. Не думается, чтобы они были бы не востребованы на Родине, когда наши успехи в этом виде спорта малоутешительны.

2. Элементы обеспечения включают в себя финансовое, материально-техническое, медицинское, научно-методическое и т. д. обеспечение, без развития которого невозможна результативная деятельность рабочих элементов. В этом плане впечатляют успехи китайского спорта, который взял все лучшее из нашего и мирового опыта и даже превзошел его. Создана отличная материально-техническая база, особенно в вузах, выделяются достаточные финансовые средства,

привлекаются со всего мира, включая и Россию, лучшие, высококвалифицированные тренерские, научные, медицинские кадры, что обеспечивает достижение высоких результатов в различных видах спорта.

3. Элементы регуляции обеспечивают регламентацию (нормативно-право-вые документы) деятельности самой системы (физическая культура — ФК и спорт), взаимодействие ее с другими системами своего (здравоохранение, образование и др.) уровня, элементов в системе и ее взаимодействие с суперсистемами государственного и международного уровня.

Исходя из вышеизложенного, необходимо большое внимание уделить следующим основным моментам.

1. Привести организационные формы деятельности в соответствие с новыми общественно-политическими и социально-экономическими условиями. 2. Главный акцент в ФК сделать на уровень физического здоровья различных групп населения, особенно подрастающего поколения.

3. Совершенствовать систему и условия физического воспитания детей, подростков и молодежи, особенно по месту жительства и учебы.

4. Обеспечить развитие системы подготовки высококвалифицированных кадров (учителей, тренеров, спортивных врачей, психологов) по физической культуре и спорту и другим смежным отраслям знаний.

5. Повысить престижность работы учителей физической культуры и тренеров по разным видам спорта, включая ее конкурентность с другими странами, обеспечивая им достойную зарплату. Оценка эффективности их работы должна происходить по конечному полезному результату.

6. Повысить уровень материально-технического обеспечения условий занятий физической культурой и спортом, особенно в вузах, которые должны стать одной из базовых основ для успешного развития как массового спорта, так и спорта высших достижений.

7. Вернуться к качественному научно-методическому и медицинскому обеспечению (комплексные научные группы) спортивной работы.

8. Для повышения конкурентоспособности в спорте высших достижений необходима организация специализированных центров с их финансированием из федерального бюджета и из бюджета субъектов РФ. Эффективность работы этих центров должна оцениваться и премироваться в соответствии с уровнем достигнутых результатов. Достойным примером может служить или центр подготовки борцов (г. Красноярск), или центр подготовки по спортивной ходьбе (Республика Мордовия).

В соответствии с вышеизложенным в Национальном исследовательском Иркутском государственном техническом университете (НИ ИрГТУ) осуществляется работа по совершенствованию работы по физическому воспитанию студентов и по подготовке спортивного резерва.

На кафедре физической культуры НИ ИрГТУ разработаны и внедряются мероприятия профилактико-оздоровительного направления, которые совместно с Министерством ПО физической культу1)е, спорту и молодежной политике Иркутской области могут быть реализованы на базе вуза. На кафедре работают 2 штатных доктора наук и 5 совместителей. В 2006 году на кафедре ФК открыта аспирантура по специальности 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», которая обеспечивает подготовку высококвалифицированных специ-

алистов данного направления. В настоящее время обучаются 34 аспиранта и 20 соискателей; защищено 5 кандидатских диссертаций. Университет обладает достаточной учебно-тренировочной базой (стадион с искусственным покрытием и оборудованием для ведения тренировочного процесса, в т. ч. сборной РФ по легкой атлетике, стадион для игровых видов спорта, 2 физкультурно-оздоровительных комплекса, малые спортивные площадки в студенческом городке, зал для игровых видов, 5 малых спортивных залов; спортзалы в общежитиях), а также спортивно-оздоровительной базой (центр медико-биологических исследований, санаторий-профилакторий, спортивно-оздоровительный лагерь «Политехник»), Для реализации проекта дальнейшее развитие должен получить факультет физической культуры и спорта НИ ИрГТУ (организованный в 2008 году), выполняющий свои основные задачи: обеспечение учебно-воспитательного и тренировочного процессов по ФВ студентов, аспирантов и сотрудников, подготовка спортсменов по различным видам спорта, организация, проведение и участие в соревнованиях различного уровня. С целью дальнейшего развития научно-обра-зовательного процесса и использования современных инновационных технологий в сфере сохранения и укрепления здоровья граждан РФ возможно организовать и открыть в НИ ИрГТУ научно-исследовательский институт «Здоровье» (рис. 3).

В состав НИИ войдут имеющиеся в университете подразделения (центр мониторинга физического здоровья субъектов образовательного процесса, центр ме-дико-биологических исследований и центр здоровьесберегающих технологий), кроме того, необходимо организовать новые структурные подразделения: лабораторию индивидуального дозирования физической нагрузки, лабораторию информационных технологий, центр разработки и обучения оказанию доврачебной помощи пострадавшим при занятиях ФК и С. В совокупности все эти подразделения позволят повысить эффективность здоровьесберегающих технологий.

Рис. 3. Структура научно-исследовательского института «Здоровье»

Центр мониторинга физического здоровья субъектов образовательного процесса может функционировать как региональная структура, решающая следующие задачи: изучение показателей физического здоровья субъектов образовательного процесса, разработка и совершенствование здоровьесберегающих технологий, проведение профилактических мероприятий по борьбе с асоциальными явлениями в молодежной среде.

В задачи функционирующего в настоящее время Центра медико-биологических исследований входят: проведение медико-биологического обеспечения учебно-тренировочных занятий, разработка инновационных технологий по совершенствованию тренировочного процесса в спорте высших достижений, разработка и внедрение новых технологий по физической реабилитации лиц с разной степенью нарушения здоровья. Эти структурные подразделения, коллективы которых работают многие годы в университете, требуют модернизации и приобретения нового оборудования и инструментария, необходимых для увеличения объема и повышения достоверности данных, получаемых при изучении показателей физического развития и физической подготовленности студентов, аспирантов и преподавателей НИ ИрГТУ. Реализация проекта развития направления в полном объеме требует создания трех новых подразделений:

-лаборатория индивидуального дозирования физических нагрузок с использованием телеметрической аппаратуры, в задачи которой будут входить разработка новых технологий и режимов тренировочного и реабилитационного процессов с учетом индивидуальной реакции организма на физическую нагрузку, позволяющих дистанционно снимать информацию;

— лаборатория информационных технологий, в задачи которой будет входить обработка полученного материала, создание банков данных, формирование управленческих решений при подготовке спортсменов, реабилитации пациентов, разработка программных продуктов и т. д.;

- центр разработки и обучения оказанию доврачебной помощи пострадавшим, в задачи которого будут входить не только разработка и научно-методическое обеспечение процесса обучения, но и выработка у обучающихся практических навыков по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при занятиях физической культурой и спортом.

Особую значимость приобретает профилактическая работа, проводимая центром здоровьесберегающих технологий НИ ИрГТУ, в структуру которого предполагается ввести службу психологической поддержки и межвузовскую лабораторию разработки и внедрения новых методов профилактики социально-негативных явлений в молодежной среде. Таким образом, модернизация работы по физическому воспитанию в вузе и активизации подготовки спортивного резерва в НИ ИрГТУ позволяет не только повысить уровень здоровья субъектов образовательного процесса, но и осуществить подготовку высококвалифицированных спортсменов в различных видах спорта.

Библиографический список

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.

307 с.

2. Кочетков А.Г., Стельникова И.Г. Живые системы. Н-Новгород: НГМА., 1994. 42 с.

3. Лебединский В.Ю., Васильев В.Г. Системные основы парадонтологии // Морфология

и биология парадонта. Иркутск, 1977. С. 150-178.

4. Лебединский В.Ю. Системные основы совершенствования деятельности в сфере «Физическая культура и спорт» // Восток — Россия — Запад. Инновационные технологии в развитии современного спорта: междунар. науч. конф. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. С. 53-59.

5. Лебединский В.Ю., Колокольцев М.М., Маслова Е.С. и др. Мониторинг здоровья субъектов образовательного процесса в вузах «Паспорт здоровья»: монография / под общ. ред. д-ра мед. наук, проф. В.Ю. Лебединского. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. 268 с.

6. Сорокин А.П. Системно-структурный подход к изучению анатомии: лекции. Горький: ГМИ, 1977. 27 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.