Научная статья на тему 'Системно-функциональный подход к определению розничной торговой сети'

Системно-функциональный подход к определению розничной торговой сети Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM AND FUNCTIONAL APPROACH / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ / RETAIL TRADE NETWORK / ТОРГОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ТОРГОВЫЕ ОБЪЕКТЫ / COMMERCIAL ENTERPRISES / COMMERCIAL OBJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулинич Иван Александрович

В статье дается авторское толкование понятия «розничная торговая сеть».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System and Functional Approach to the Definition of Retail Trade Network

The article presents the author's interpretation of the notion of retail trade network.

Текст научной работы на тему «Системно-функциональный подход к определению розничной торговой сети»

Кулинич Иван Александрович

ассистент кафедры экономики и планирования,

Красноярский государственный торгово-экономический институт

kulinic@rambler.ru

определяем понятие

«розничная торговая сеть»

cистемно-функциональный подход

к определению розничной торговой сети

Аннотация

В статье дается авторское толкование понятия «розничная торговая сеть».

Ключевые слова: системно-функциональный подход, розничная торговая сеть, торговые предприятия, торговые объекты

мт

|естные органы власти в процессе регулирования развития розничной торговой сети (РТС) подведомственной территории основываются на положениях, закрепленных в нормативно-правовых актах, которые не отражают всей полноты понятия, не раскрывают назначение торговой сети в системе социально-экономических отношений поселения, что приводит к использованию неадекватных управленческих инструментов. Поэтому цель данной работы заключается в конкретизации понятия «розничная торговая сеть».

«Розничная торговая сеть» является, наверное, одним из немногих экономических терминов, не вызывающих больших споров среди специалистов. Единственное разногласие заключается в том, под каким названием объединить все многообразие составных элементов розничной торговой сети. Анализ нормативной

и научной литературы позволил выделить несколько подходов к данной проблеме

Розничная торговая сеть: определения в работах ученых и в нормативных документах

Большинство отечественных ученых определяют розничную торговую сеть как совокупность торговых предприятий (розничных торговых предприятий, предприятий розничной торгов-

«розничная торговая сеть» является, наверное, одним из немногих экономических терминов, не вызывающих больших споров среди специалистов

ли), а также других торговых единиц. Под предприятием они понимают имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли [4, с. 2].

Однако традиционно предприятие определяли как «самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли» (2). После выхода части первой Гражданского кодекса РФ в 1994 году все хозяйствующие субъекты стали именоваться «организациями» (3). Тем не менее, в экономической литературе термин «предприятие» продолжает употребляться в этом смысле и становится синонимом «организации» (11). Поэтому употребление понятия «предприятие», наряду с традиционным значением, еще и как имущественного комплекса, на наш взгляд, вносит путаницу в терминологию.

Бланк И.А. (6) и некоторые другие ученые называют составные элемен-

.. .сеть как совокупность объектов розничной торговли призвана обеспечить на территории поселения наличие услуг розничной торговли для удовлетворения потребностей населения

.развитие розничных торговых сетей способствует более эффективному выполнению розничной

торговлей своих социальных задач

ты розничной торговой сети пунктами продажи товаров. В нормативных документах данное понятие используется лишь в сфере пассажирских перевозок при продаже билетов на разные виды транспорта. В своей работе Платонов В. Н. (10) использует термин «торговые объекты». Такое же понятие применяет Росстат при формировании официальной статистической информации о торговой сфере (5). В законодательных актах данное понятие до недавнего времени использовалось довольно редко и в основном без расшифровки значения. Однако с введением Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (1) термин «торговый объект» был официально определен и стал общеупотребительным.

Розничная торговая сеть состоит из множества различных элементов (см. рис. на с. 127). При этом объединять эти элементы под такими названиями, как «торговые предприятия» или «пункты продажи» будет, по нашему мнению, не корректно. Так, например, палатку трудно назвать торговым предприятием, или торговый

Рис. Состав розничной торговой сети

комплекс представляется несколько большим, чем пунктом продажи товаров. Понятие же «торговый объект», в свою очередь, является более широким и охватывает объекты как розничной, так и оптовой торговли.

Основные признаки розничной торговой сети

По этим причинам более корректным понятием, охватывающим все разновидности составляющих элементов РТС, выступает «объекты розничной торговли», под которыми будем понимать «здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров» (1). Однако, по нашему мнению, традиционное определение розничной торговой сети как «совокупности торговых объектов (предприятий, пунктов продажи), расположенных в пределах определенной территории», не отражает всей специфики понятия и не является полным с научной точки

зрения. Поэтому проведем более глубокое изучение этой экономической категории.

Исследование сущности розничной торговой сети позволило определить ее основные признаки: - во-первых, розничная торговая сеть представляет собой совокупность материальных объектов (зданий, сооружений, конструкций и т. д.), которые занимают основную часть материально-технической базы торговли

.. .розничная торговая сеть - это система расположенных в пределах определенной территории объектов розничной торговли, направленная на обеспечение населения услугами розничной торговли

и составляют порядка 70% стоимости всех основных фондов отрасли (7);

- во-вторых, в состав торговой сети входят лишь те объекты, которые используются предприятиями для «торговой деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» (1);

- в-третьих, каждый объект розничной торговли не просто находится в пределах определенной территории, но связан с конкретным местом на ней. С одной стороны, это физическая необходимость материального объекта, с другой, возможность обслуживания некоторой торговой зоны, покупатели которой преимущественно знают о месте расположения объекта. В результате чего совокупность торговых объектов образует сеть, покрывающую данную территорию1.

Функции розничной торговой сети

Исходя из признаков, через торговую сеть не производятся такие формы торговли как посылочная торговля, прямые продажи, электронная торговля,

1 Заметим, что толкование автором понятие «торговая сеть» отличается от официально установленного: согласно п. 8 ст.

2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», торговая сеть - это совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации. - Прим. ред.

торговля на предприятиях, основным видом деятельности которых не является розничная торговля (например, торговля в ателье пошива одежды и обуви) и т. д. То есть розничная торговля может осуществляться вне торговой сети, в то время как сеть не может существовать без розничной торговли. Поэтому неверно отождествлять розничную торговлю и торгово-рознич-ные предприятия с розничной торговой сетью и, соответственно, их характеристики, свойства, функции и т.д. Например, неправильно считать, что функциями РТС являются закупка, транспортировка, хранение, подготовка и продажа товаров, удовлетворение спроса населения и т.д. (9, 10, 8). По нашему мнению, главная функция (или цель функционирования) РТС состоит в обеспечении населения услугами розничной торговли. Она заключается в том, что сеть как совокупность объектов розничной торговли призвана обеспечить на территории поселения наличие услуг розничной торговли для удовлетворения потребностей населения. При этом торговая сеть должна обеспечить, с одной стороны, необходимый для полного удовлетворения потребностей объем, а с другой, территориальную доступность услуг розничной торговли. Кроме того, развитие РТС способствует более эффективному выполнению розничной торговлей своих социальных задач, а именно: содействует снижению затрат потребления населения и удовлетворению материальных (за счет повышения качества товаров) и нематериальных потребностей (за счет повышения качества торгового обслуживания), а также потребностей в труде (за счет повышения качества условий труда и отдыха торгового персонала).

Свойства РТС как системы

Таблица

Свойства системы Свойства РТС

А Б

Элементы Объекты розничной торговли.

Связь Конкуренция объектов между собой; Взаимодополняемость, взаимозаменяемость объектов

Цель Обеспечение населения услугами розничной торговли

Коммуникативность РТС является частью системы более высокого порядка - сферы розничной торговли; РТС состоит из элементов - систем более низкого порядка - объектов розничной торговли.

Иерархичность Иерархия объектов вида: - регионального - городского - районного - местного значения; - стационарные - мелкорозничные; - эпизодического - периодического - повседневного спроса

Самоорганизация Стремление к оптимальному числу элементов посредством конкуренции

Эффективность Степень достижения цели - обеспечения населения услугами розничной торговли

Розничная торговая сеть состоит из множества взаимосвязанных элементов и функционирует для достижения определенной цели, что позволяет сказать о наличии системообразующих факторов. Рассмотрим некоторые свойства торговой сети, позволяющие говорить о ее системном характере (см. табл. выше).

Проведенное исследование позволяет конкретизировать понятие: розничная торговая сеть - это система расположенных в пределах определенной территории объектов розничной торговли, направленная на обеспечение населения услугами розничной торговли2.

Выводы

Таким образом, используя системно-функциональный подход, предполага-

ющий рассмотрение системы с точки зрения набора ее функций, выполняемых для достижения цели, было уточнено понятие «розничная торговая сеть». Это позволит местным органам власти в процессе регулирования развития РТС подбирать и применять те инструменты, которые будут способствовать достижению цели ее функционирования.

Литература

1. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», (ред.

2 Данное определение отличается от законодательно установленного (см. примечание редакции на с. 128). - Прим. ред.

от 23.12.2010 № 369-03) (Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru.

2. Закон РФ от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности»: (Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru.

4. ГОСТ Р 51303-99. Торговля. Термины и определения. - Введ. 11.08.99. - М.: Госстандарт России, 1999. - 16 с.

5. Торговля в России. 2009: Стат. сб. -M.: Росстат, 2009. - 629 с.

6. Бланк И.А. Торговый менеджмент. - 2е изд., перераб. и доп. - К.: Эльга : Ника-Центр, 2004. - 784 с.

7. Егоров В.Ф. Организация торговли: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.

8. Коник Н.В. Организация и проектирование предприятий торговли: учебное пособие. - М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2009. - 304 с.

9. Организация и управление торговым предприятием: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Л.А. Брагина, д-ра экон. наук, проф. Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 303 с.

10. Платонов В.Н. Организация и технология торговли: учебник. - Минск: БГЕУ, 2009. - 317 с.

11. Экономика торгового предприятия. Торговое дело: учебник / Под ред. Л.А. Брагина. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 314 с.

Ivan A. Kulinich

Assistant, Chair of Economics and Planning, Krasnoyarsk State Institute of Trade and Economics

System and Functional Approach to the Definition of Retail Trade Network

_Abstract

The article presents the author's interpretation of the notion of retail trade network.

Keywords: system and functional approach, retail trade network, commercial enterprises, commercial objects

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.