Научная статья на тему 'Системно-деятельностный подход в образовании в условиях введения государственных образовательных стандартов'

Системно-деятельностный подход в образовании в условиях введения государственных образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2097
513
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / КЛАССИЧЕСКАЯ И НОВАЯ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОБЛЕМНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ / НОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СИСТЕМА / ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ / ПЕРЕПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ И АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛЫ / SYSTEMIC-ACTIVITY APPROACH IN EDUCATION / CLASSIC AND NEW PARADIGM OF EDUCATION / PROBLEM-ORIENTED ANALYSIS / NEW ACTIVITY SYSTEM / PRINCIPLES OF EDUCATIONAL INITIATIVE / RETRAINING OF TEACHERS AND SCHOOL ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочнева Любовь Петровна

Статья посвящена изменению общей парадигмы образования в связи с принятием нового стандарта школьного образования. В основе стандарта лежит системно деятельностный подход к воспитанию и развитию школьников. Автор отмечает, что этот подход отражает, например, переход от изолированного изучения учащимися научных понятий к включению содержания образования в контекст решения жизненных задач; а также переход от индивидуальной формы обучения к признанию решающей роли сотрудничества в достижении целей обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочнева Любовь Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systemic-Activity Approach Under Conditions of Inculcation of the State Educational Standards

The article is devoted to the change of the general paradigm of education in connection with the new standard adoption of school education. The systemic-activity approach to the education and development of schoolchildren lies at the heart of the standard. The author notes that this approach reflects, for instance, the transition from isolated study of scientific notions of pupils to the inclusion in the content of education in the context of solving life's problems as well as transition from individual forms of training to recognition of the decisive role of cooperation in the achievement of training objectives.

Текст научной работы на тему «Системно-деятельностный подход в образовании в условиях введения государственных образовательных стандартов»

ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

системно-деятельностный подход в образовании в условиях введения государственных образовательных стандартов

Статья посвящена изменению общей парадигмы образования в связи с принятием нового стандарта школьного образования. В основе стандарта лежит системно - деятельностный подход к воспитанию и развитию школьников. Автор отмечает, что этот подход отражает, например, переход от изолированного изучения учащимися научных понятий к включениюсодержания образования в контекст решения жизненных задач; а также переход от индивидуальной формы обучения к признанию решающей роли сотрудничества в достижении целей обучения.

В настоящее время в сфере образования произошли серьезные изменения. Принятие нового стандарта в школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

В основе Стандарта лежит системно-дея-тельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу важно понять, что, зачем и каким

Л.П. Кочнева

Ключевые слова:

системно -деятельностный подход в образовании, классическая и новая парадигмы образования, проблемно - ориентированный анализ,новая деятельностная система, принципы образовательной инициативы, переподготовка учителей и

администрации школы.

образом изменить в своей деятельности.

Системно-деятельностный подход является основой ФГОС и обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

• к определению цели школьного обучения как формированию умения учиться, обеспечивающего овладение новыми компетенциями;

• от изолированного изучения учащимися системы научных понятий к включению содержания обучения в контекст решения жизненных задач;

• от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;

• от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Сравнение классической и новой парадигм образования

№ классическая парадигма новая,неклассическая парадигма

1 Основная миссия образования: подготовка подрастающего поколения к труду Основная миссия образования: обеспечение условий самоопределения и самореализации личности

2 Человек - простая система Человек - сложная система

3 Знания - из прошлого (школа памяти) Знания - из будущего (школа мыщления)

4 Образование - передача ученику известных образцов знаний, умений, навыков («образцевание») Образование - созидание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры

5 Ученик, студент - объект педагогического воздействия, обучаемый Ученик, студент -субъект педагогического воздействия, обучающийся

6 Субъект-объектные, монологические отношения педагога и обучаемого Субъект-субъектные, диалогические отношения педагога и обучаемого

7 «Ответная», репродуктивная деятельность обучаемого Активная, творческая деятельность обучающегося

С обновлением парадигмы, несомненно, обновляются подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Сравнение традиционного и инновационного развивающего обучения:

Традиционное обучение инновационное, развивающее обучение

Базируется на принципе доступности Опирается на зону ближайшего развития

Учащийся выступает в роли объекта ПД 2. Учащийся действует как субъект собственной УД

Ориентировано на усвоение определенной суммы знаний 3. Нацелено на усвоение способов познания конечной цели учения

Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания 4. развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания

решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы 5. На первый план выступают учебные задачи, решая которые учащиеся усваивают общие способы умственной деятельности

6. В результате формируется индивид - человек, способный к исполнительской деятельности 6. Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.

Изменение парадигмы образования и переход на развивающее обучение было вынужденным шагом педагогического коллектива, поскольку запросы заказчика, родителя резко изменились: если 20 лет назад они считали, что главная миссия школы - это дать только прочные знания, то анкетирование родителей 2010 года показало, что большая часть родителей ожидает получение детьми в гимназии навыков самостоятельно учиться.

Социально-педагогическая миссия современной школы

«Что Вы ожидаете от гимназии?»

67%

□ навыки самостоятельно учиться

□ толерантность, здоровая корпоративная солидарность

□ объем базовых знаний

Использование новых стандартов для достижения поставленных целей, а также для формирования компетенций требует ухода от строго традиционной когнитивной модели (ЗУН - знания, умения, навыки), где доминируют репродуктивная деятельность обучаемых и экстенсивный характер образовательного процесса, где результат образования оценивается в основном количественными показателями, а модель более ориентирована на процесс, чем на результат.

Гимназия работает по формуле успеха, опираясь на проблемно-ориентированный анализ:

СОЦИАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ГИМНАЗИИ

Проблемно-ориентированный анализ УСЛОВИЯ + ПРОЦЕСС = РЕЗУЛЬТАТ

Гимназия представляет собой деятельностную систему, на формирование и развитие управления которой влияют следующие факторы:

Фактор Содержание

Социальный климат в обществе. Общий уровень социальной стабильности или напряженности, состояние занятости населения, сложившаяся социальная структура и социальное расслоение, характер национально-этнических проблем и взаимоотношений создают благоприятный или неблагоприятный фон, определяют образовательные запросы разных социальных групп населения.

Экономиче ский. Состояние экономики и финансовой системы страны, республики, края, региона и города влияют на уровень благосостояния в обществе, образовательные потребности населения обусловливают развитие образовательной сферы - школьное строительство, оборудование и т.п.

Политико-правовой. Курс внешней и внутренней политики, характер действующих законодательных актов и правовых норм определяют границы правового поля и «правила игры» для образовательных учреждений.

Социально-психологический и этический. Морально-психологический климат в обществе, образ и стиль жизни разных слоев населения, реально действующие моральные нормы и правила оказывают влияние на развитие подрастающего поколения и должны быть учтены школой.

Экологический. Оказывает влияние на состояние здоровья школьников и учителей и определяет профилактическую и оздоровительную направленность деятельности школы.

Демографический. Определяет численность контингента учащихся, количественное соотношение «учитель-ученик».

Духовно-культурный. Влияет на образовательную активность людей и ее направления.

Отраслевой. Показывает состояние и тенденции изменений образовательной политики в мире и стране, определяет новые идеи, концепции, образцы лучшего педагогического опыта, дает возможности отдельной школе определить собственную траекторию развития.

Институциональный. Показывает наличие разветвленной сети социальных организаций, с которыми сотрудничает школа, что способствует росту престижа школы и улучшению ее имиджа.

Только исключительно новая деятельностная система может подготовить нового выпускника, на что, безусловно, нацелено введение стандарта нового поколения.

Выпускник гимназии - это:

• осознающий себя личностью, живущей в обществе, социально активный, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении;

• носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений;

• креативный и критически мыслящий, мотивированный к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни;

• готовый к выбору профессии и построению личной профессиональной перспективы и планов;

• способный к личностному выбору и поступкам, готовый нести ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения;

• разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни и следующий им в своем поведении;

• уважающий других людей и умеющий сотрудничать с ними для достижения общего результата.

В выступлении члена-корреспондента Российской академии образования Александра Кондакова в 2010 году «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа формирования новой личности» обозначена основная цель российского образования -воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности.

В гимназии новые стандарты успешно внедряются, обеспечиваются условия для достижения гарантированного уровня образования каждым конкретным учащимся в соответствии с требованиями нового государственного стандарта для учащихся начальной школы. Внеурочная деятельность в объеме 10 часов представляется следующими направлениями:

Новые образовательные запросы семьи,

общества, и государства

Новая цель образования

Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного,

компетентного гражданина России, способного К 13

творческой инновационной деятельности

направление Содержание

Спортивно- оздоровительная деятельность Бассейн Большой теннис Ритмика Бальные танцы Клуб «Мисс Татарстан»

Лингвистическое образование Английский для всех Проект «Сингапур-Татарстан» Носители языка Математика на английском

Патриотическое воспитание «Юный казанец» Выпускник - Герой России (А.Козин)

Формирование мотивации к обучению клуб «хочу все знать» (хим. шоу «Безумная наука») «живая инновация»

научно- познавательное Шахматы развивающее обучение пальчиковый метод

Электронное образование Электронные учебники программа «кирилл и Мефодий» икт (интерактивные доски) зал 3д

сми телепередачи Школьное радио Школьная газета

основы жизнедеятельности кружок Юид Экология психология

проектная деятельность в рамках нпк

Внеурочная деятельность не является аудиторной нагрузкой и может чередоваться с урочной в рамках реализации основной образовательной программы класса.

Работа педагогического коллектива по новым стандартам связана непосредственно с новой системой аттестации учителя:

Пример представления результатов экспертной оценки в форме «лепестковой диаграммы»

]. Компетентное! ь в-области .-ЕН-ЧНостныя. в'ксш

4. Кочиег«СП№СТЬ пСвдпсчягнч информации™ ай 1хии вы дынсльыости

[ * Экспертная «кмка ,

Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности (актуальность темы конференции)

Так, например, критерий №3 - компетентность в области мотивации учебной деятельности рассматривается экспертами, безусловно, через интерес ученика к тому или иному предмету и предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) учителем создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.

За последние пять лет 265 учителей прошли курсы повышения квалификации по самым разнообразным направлениям.

Повышение квалификации педагогов

№ Виды курсовой подготовки Человек за 5 лет

1 Курсы повышения квалификации учителей-предметников на базе ГАОУ ДПО «ИРО РТ». 91

2 Курсы повышения квалификации на базе АПК РФ. 4

3 Курсы повышения квалификации на базе образовательной площадки ИПППО РАО г.Казани по программе Intel «Обучение для будущего». 52

4 Курсы руководителей - стажировки за рубежом: в Германии. 1

5 Курсы руководителей - стажировки за рубежом: в Финляндии. 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Курсы руководителей на базе ГАОУ ДПО «ИРО РТ» по вопросам менеджмента. 3

7 Курсы «Развитие нанотехнологий в современной школе» в рамках всероссийского проекта «Школьная лига РОСНАНО» 32

8 Курсы на базе АНО «Межрегиональный центр обучения здоровью» по программе «Здоровье». 64

9 «Профессиональная переподготовка учителей РТ» - «Whole School Professional Development Programme in the Republic of Tatarstan Schools», Сингапур. 17

Ориентиром для учителя любой ступени общеобразовательной школы могут являться государственные принципы национально-образовательной инициативы «Наша новая школа»:

• школа формирования идентичности гражданина России;

• школа успешной социализации личности и развития инновационного потенциала России;

• школа доверия, толерантности, миролюбия, диалога культур и психологического комфорта;

• школа поддержки мотивации личности к познанию, творчеству и труду;

• школа предупреждения и профилактики социальных рисков;

• школа формирования здорового и безопасного образа жизни.

Информационная система гимназии ориентирована на совершенствование информационного обеспечения и системы управления гимназией как целостным учебно-научно-инновационным и социальным комплексом.

Для формирования единого информационного пространства в настоящее время внедрена структурированная кабельная система гимназии, которая позволяет:

• выйти на новый уровень применения ИКТ в образовательной деятельности,

• обеспечить базу дистанционного обучения,

• объединить и систематизировать внутригимназические информационные ресурсы,

• внедрить системы видеоконтроля за учебно-воспитательным процессом в режиме on-line,

• организовать видеоконференции в режиме on-line, системы дистанционного обучения и контроля,

• выйти на новый уровень работы школьной видеостудии,

• обеспечить беспрепятственный доступ в Интернет для любого пользователя со своего рабочего места (согласно уровню доступа),

• интегрировать в региональные и глобальные информационные сети.

Эффективность результатов по использованию ИКТ в учебном процессе

мы отслеживаем по следующим критериям:

• Качество и эффективность уроков и внеклассных мероприятий, проводимых с применением ИКТ.

• Развитие информационных, исследовательских, проектных умений учащихся.

• Увеличение количества учащихся, выполняющих учебные задания на творческом уровне, участвующих в телекоммуникационных городских,

региональных и федеральных олимпиадах, конкурсах и проектах.

• Количество школьников, обучающихся дистанционно, в том числе по программам профильного обучения посредством сети Интернет, а также в заочных школах по программам углубленного изучения предметов.

• Интеграция содержания учебных предметов с применением ИКТ.

Деятельность гимназии осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы развития гимназии «Использование экономических и педагогических ресурсов для формирования образовательных и жизненных траекторий учащихся», в основе которой лежит режим жизнедеятельности учреждения.

Этапы развития гимназии:

Этап Срок

становление. 1981-1985

набор высоты. 1986-1990

создание и взаимная подгонка структуры объектов и субъектов управления. 1991-1996

стабильное и стационарное функционирование. 1997-2000

развитие. цель: создание Академического инновационного образовательного учреждения: ориентационно - мотивационный (Баланс накопленного опыта). определение целей и задач на следующий период развития гимназии. конструктивно-формирующий (модернизация школьных инфраструктур в формате интеграции с информационными технологиями) . определение целей и задач на следующий период развития гимназии результативно-диагностический. Формирование механизмов обеспечения устойчивости достигнутых положительных изменений. определение целей и задач на следующий период развития гимназии. проектно-эмпирический (баланс новаций). разработка основных моделей изменений, нормативной базы для их реализации. разработка конкретных сценариев реализации программы на всех уровнях системы. определение целей и задач на следующий период развития гимназии. академическое инновационное учреждение 2000-2020 2000-2005 2006-2008 2009-2010 2011-2015 2016-2020

Задача результативно-диагностического и проектно-эмпирического этапов, а также отчетного периода: повысить качество образования и разработать основные модели изменений и нормативную базу для их реализации; конкретные сценарии реализации программы на всех уровнях системы.

В рамках реализации поставленной задачи было запланировано:

1. Скорректировать (понятийный аппарат исследования) стратегию реализации программы «Развитие гимназии», изучив состояние исследуемой проблемы в зарубежной и отечественной теории и практике, в определении содержания образования в условиях его непрерывности.

2. Совершенствовать систему самоопределения и самореализации школьников в условиях предпрофильного обучения на старшей ступени.

3. Расширить возможности использования экономических и педагогических ресурсов для формирования образовательных и жизненных траекторий учащихся в рамках проектно-исследовательской деятельности гимназии в целом и учащихся в частности.

4. Продолжить работу по созданию условий для эффективной реализации социально-педагогических инициатив учителя, обеспечивающих защиту диссертаций и получение ученых степеней по актуальным темам.

Результаты экспериментальной работы первой половины проектно-эмпирического этапа (Баланс новаций) 2010-2012 г.г.:

Разработаны основные модели изменений, а также проекты нормативной базы для их реализации. Ведется разработка конкретных сценариев реализации программы на всех уровнях системы:

1. Стратегическое образовательное партнерство гимназии № 7 и Американского Университета в Болгарии.

• Гимназия как школа-партнер университета является площадкой Поволжских регионов для сдачи международных экзаменов TOEFL, SAT. Обработка результатов осуществляется в США и Болгарии.

• Подготовка выпускников гимназии позволяет обучаться в Университете на льготных условиях: полная и частичная финансовая поддержка администрации университета. Например, Луканова Ксения получила самый высокий балл по России при сдаче SAT; Юсупова Наиля получила самый высокий балл среди выпускников-международников при сдаче TOEFL. Всего на льготных условиях в

Американском Университете обучаются 7 выпускников.

2. Стратегическое образовательное партнерство гимназии № 7 и социально-гуманитарного колледжа с целью организации профильного образования в 9-11 классах по форме колледж-класс с получением диплома по специальностям «Юриспруденция», «Экономика».

3. Профессиональная переподготовка учителей и администрации гимназии, организованная образовательной корпорацией «Educare», Сингапур по следующим направлениям:

• «Глобализация и образование в 21 веке. Развитие критического мышления»;

• «Развитие креативности и инноваций в образовании через проблемно-ориентированное обучение»;

• Профессиональные школьные сообщества и анализ собственных образовательных практик.

4. Гимназия № 7 обладает свидетельством о внесении в реестр участников проекта по присвоению статуса участника проекта СКОЛКОВО и является резидентом Инновационного центра.

5. Гимназия № 7 - центр сетевой организации «Школьная лига РОСНАНО», стражировочная площадка по изучению лучших практик по изучению естественнонаучных дисциплин и пропаганде нанотехнологий.

6. Проектная деятельность учащихся гимназии.

• Ученица гимназии №7 Диана Галаутдинова представляла работу на секции «биохимия» по теме «Биохимическая активность частиц диоксида кремния, модифицированных аминогруппами и ионами цинка, по отношению к системе протеиназы Сandida albicans - гемоглобин» и получила III специальную награду компании Medprin Biotech LLC при защите своей работы на Международной научно-инженерной ярмарке школьников Intel ISEF в Лос-Анджелесе, Калифорния.

7. Интеграция предметных дисциплин, проектной деятельности и внеурочной деятельности на основе научно-популярной публикации С.Л.Лескова «Живая инновация».

8. Высшая заочная математическая школа им. А.Н.Колмагорова. Организация занятий по углубленному изучению математики по форме «Коллективный ученик» с получением в 11-м классе сертификата об окончании ВЗМШ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.