Научная статья на тему 'Системно-деятельностный подход как основа интеллектуально-мотивирующего обучения философии'

Системно-деятельностный подход как основа интеллектуально-мотивирующего обучения философии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
500
494
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТ / МОТИВАЦИЯ / ФИЛОСОФИЯ / СТУДЕНТ / ХУДОЖНИК / SYSTEM / ACTIVITY / TRAINING / INTELLIGENCE / MOTIVATION / PHILOSOPHY / STUDENT / ARTIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усманова Лариса Тимофеевна

Анализируется системно-деятельностный подход в плане организации интеллектуально-мотивирующего обучения философии студентов художественного отделения колледжа. Системно-деятельностный подход рассматривается как основа успешного обучения философии, опирающегося на поэтапное формирование педагогом системы умственных действий студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMIC ACTIVITY BASED APPROACH AS A BASIS FOR INTELLIGENCE MOTIVATING TEACHING PHILOSOPHY

The article analyzes the systemic activity based approach in terms of intelligence motivating teaching philosophy to students of the art department of a college. The author examines the systemic activity based approach as a basis for successful teaching philosophy, based on gradual formation of a system of the student's mental activities.

Текст научной работы на тему «Системно-деятельностный подход как основа интеллектуально-мотивирующего обучения философии»

УДК 37.016:1

ББК Ю0/8р ГСНТИ 14.07.07 Код ВАК 13.00.02

Усманова Лариса Тимофеевна,

преподаватель колледжа, аспирант кафедры психологии и педагогики, Гжельский государственный художественно-промышленный институт; 140155, Московская обл., Раменский р-н, п. Электроизолятор, д. 67; e-mail: usmanovalara@mail.ru.

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

КАК ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-МОТИВИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: система; деятельность; обучение; интеллект; мотивация; философия; студент; художник.

АННОТАЦИЯ. Анализируется системно-деятельностный подход в плане организации интеллектуально-мотивирующего обучения философии студентов художественного отделения колледжа. Сис-темно-деятельностный подход рассматривается как основа успешного обучения философии, опирающегося на поэтапное формирование педагогом системы умственных действий студента.

Usmanova Larisa Timofeyevna,

College Teacher, Post-graduate Student of Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State Art and Industrial Institute, Elektroizolyator, Russia.

SYSTEMIC ACTIVITY BASED APPROACH

AS A BASIS FOR INTELLIGENCE MOTIVATING TEACHING PHILOSOPHY

KEYWORDS: system, activity, training, intelligence, motivation, philosophy, student, artist.

ABSTRACT. The article analyzes the systemic activity based approach in terms of intelligence motivating teaching philosophy to students of the art department of a college. The author examines the systemic activity based approach as a basis for successful teaching philosophy, based on gradual formation of a system of the student's mental activities.

Образование имеет для человека не только ценностный, но и деятель-ностный смысл. С опорой на эту очевидную истину в российской психолого-педагогической науке была разработана системно-деятельностная теория образования, впоследствии превратившаяся в парадигму (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Ю. Н. Давыдов и др.). Она предполагает, что целью образования в нашей стране является развитие личности ученика на основе освоения им универсальных способов учебной деятельности, где само учение понимается как непрерывный процесс развития личности, обретения индивидом духовно-нравственного опыта и социальной компетентности. Современный системно-деятельностный подход раскрывает основополагающие психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся в системе СПО.

Наиболее актуальной с точки зрения темы нашего исследования является идея соединения системного (П. К. Анохин, Ю. К. Бабанский, С. И. Архангельский, В. П. Беспалько, В. А. Сластенин, С. Л. Рубинштейн, П. И. Пидкасистый, Н. Ф. Талызина и др. [1, с. 11]) и деятельностного (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков и др.) подходов в обучении.

Деятельность как философскую категорию изучали В. А. Лекторский, Э. В. Ильен-

ков, М. С. Каган, П. В. Копнин, Э.Г.Юдин и др. В рамках психологии, кроме названных авторов, ее исследовали А. Г. Асмолов, М. Я. Басов, Г. С. Костюк, В. В. Рубцов, Г. П. Щедровицкий, О. С. Анисимов и др. Анализ их трудов позволил нам сформулировать рабочее определение «деятельности» как формы психической активности личности, направленной на познание и преобразование мира и самого учащегося [8]. Значимость концепции деятельностного подхода к обучению философии студентов художественного отделения колледжа определяется тем, что усвоение содержания обучения и развитие учащегося происходит не путем передачи некоторой учебно-познавательной информации, а в процессе его собственной активной деятельности, что ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, а также, что важно в контексте нашего исследования, на образцы и способы мышления, на развитие творческого потенциала личности на базе освоения универсальных способов деятельности, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования. Сторонники деятельностного подхода обосновали положение, согласно которому содержание образования позволяет «вести за собой» умственное развитие (Л. С. Выготский) [2], проектировать и формировать определенный тип мышления, в нашем случае понятийно-образное как наиболее продуктивное для будущего

© Усманова Л. Т., 2015

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2015. № 1

43

художника. Интеллектуально-мотивирующая учебная деятельность рассматривается нами как форма активности, направленная на приобретение ЗУНов и на развитие интеллектуальных способностей. Системный подход к познанию и обучению предполагает исследование объектов как систем, состоящих из относительно самостоятельных компонентов, которые рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Под педагогической системой мы подразумеваем совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для обеспечения организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами [7]. Б. П. Би-тинас определяет системный подход в виде осознанной методологической позиции исследователя, «основанной на рассмотрении объектов изучения в виде систем, то есть совокупности элементов, связанных взаимодействием, и в силу этого выступающих как единое целое по отношению к окружающей среде» [4]. С опорой на это определение интеллектуально-мотивирующее обучение философии студентов художественного отделения колледжа мы представляем в форме совокупности структурных и функциональных компонентов, которые раскрывают многообразие существующих между ними связей и отношений учебного процесса. Интеллектуально-мотивирующее обучение -это процесс, основой которого является деятельность преподавателя философии, комплексное воздействие, предполагающее развитие интеллекта, чувств и воли будущих художников, при котором сами студенты «активно реагируют на эти воздействия под влиянием своих потребностей, мотивов, убеждений и др. факторов».

Системно-деятельностный подход ориентирует на получение запланированного результата педагогического воздействия в форме развития интеллекта и личности обучающегося, на основе усвоения универсальных учебных действий как следствия использования педагогом всех компонентов системы обучения, учета индивидуальных особенностей каждого студента, что в конечном итоге и обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия в познавательной деятельности и более успешное усвоение, в нашем случае, философских знаний.

Согласно общей теории деятельности, на первом этапе ее реализации, связанном с процессом вовлечения в деятельность, большую роль играет мотивация как совокупность побуждений к учебной деятельно-

сти, вызывающих активность студента и определяющих ее направленность.

Формирование мотивации к изучению философии проявляется в форме создания и использования педагогических условий, в процессе реализации которых преподаватель придает целенаправленный характер и четкое социальное содержание всей учебной деятельности обучаемых, тем самым способствуя личностному и профессиональному становлению будущего художника. Мы считаем, что этот процесс представляет собой саморазвивающуюся систему, в которой всем звеньям и компонентам присуще взаимодействие и взаимосодействие на основе быстрой реакции на поступающую информацию о результатах предшествующей деятельности в сравнении с вновь полученными результатами. Взаимодействие охватывает и непосредственные действия преподавателей и студентов, и совокупность педагогических условий, направленных на формирование познавательных, учебных, смыслообразующих, личностных и профессионально значимых мотивов. Взаимосодействие этих звеньев проявляется в форме интеграции, где сближение всех звеньев усиливает формирующие свойства системы в целом, что ведет к повышению уровня общей мотивированности личности.

Под процессом обучения, в соответствии с системно-деятельностным подходом, в исследовании С. А. Лысиченковой подразумевается обучение деятельности - либо предметно-практической деятельности (например, изложение философских учений студентами на основе использования материала учебника или конспекта), либо умственной (в нашем случае - систематизация, структурирование материала и обеспечение целостности восприятия посредством составления интеллектуально-мотивирующих карт). Обучать деятельности -значит сделать учение мотивированным, привить навык целеполагания, помочь учащемуся в развитии умений контроля и самоконтроля, оценки и самооценки [5, с.11]. Таким образом, системно-деятельностный подход к проблеме интеллектуально-мотивирующего обучения философии студентов художественного отделения колледжа предполагает, что обучение философии необходимо рассматривать как сложную, структурированную систему, включающую в себя цели, интеллектуально-мотивирующие компоненты учебного процесса, дидактические условия, которые используются педагогом для стимулирования активности будущего художника и направляют его на приобретение ЗУНов и развитие интеллекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А. Г. Основные принципы психологической теории деятельности // АН. Леонтьев и современная психология. М., 1983- С. 118-128.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М.: Лабиринт,1999.

3. Гальперин П. Я. Лекции по психологии : учеб. изд. Изд. 4-е. М.: АКТ : КДУ, 2007.

4. Илькевич Б. В., Илькевич К. Б. Профессионально-мотивирующее художественно-промышленное образование. Гжель : ГГХПИ, 2013.

5. Лысиченкова С. А Организация учебно-издательской деятельности учащихся как средство развития познавательной мотивации современных школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. СПб., 2013.

6. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации обучения. М., 1990.

7. Педагогический словарь: для стул., высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г. М. Каджаспирова, А. Ю. Каджаспиров. М.: Академия, 2003.

8. Сорокина Я. А. Особенности формирования деятельностно-эвристических компетенций будущих педагогов профессионального обучения // Среднее профессиональное образование. 2014. № 6. С. 37_39-

Статью рекомендует канд. пед. наук, проф. А. В. Гришин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.