Системная подготовка кадров по сервисным направлениям Текст научной статьи по специальности «Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук»

Научная статья на тему 'Системная подготовка кадров по сервисным направлениям' по специальности 'Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 43 — Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук
  • УДK: 5
  • Указанные автором: УДК:648.23

Статистика по статье
  • 148
    читатели
  • 36
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Ключевые слова
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • НАПРАВЛЕНИЕ СЕРВИС
  • КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

Аннотация
научной статьи
по общим и комплексным проблемам естественных и точных наук, автор научной работы — Лепеш Григорий Васильевич

Учитывая те обстоятельства, что большинство российских технических вузов из коммерческих соображений уже реализуют на своей базе ряд экономических и гуманитарных направлений и при этом обладают традиционной технологической базой для подготовки технических специалистов, то реализация на их базе подготовки по направлению Сервис сегодня наиболее целесообразна.

Научная статья по специальности "Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук" из научного журнала "Технико-технологические проблемы сервиса", Лепеш Григорий Васильевич

 
close Похожие темы научных работ
Читайте также
Читайте также
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по общим и комплексным проблемам естественных и точных наук , автор научной работы — Лепеш Григорий Васильевич

Текст
научной работы
на тему "Системная подготовка кадров по сервисным направлениям". Научная статья по специальности "Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук"

^КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
СИСТЕМНАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ ПО СЕРВИСНЫМ
НАПРАВЛЕНИЯМ
"Чтобы университеты признавали в других странах, объединение действительно просто необходимо. Но нужно делать это максимально аккуратно, не смешивая специальности как попало." 1
Современное образовательное пространство России по-прежнему находится в состоянии реформирования, направленного в основном на укрупнение вузов с целью повышения их престижа на мировом уровне. Отрицательным следствием укрупнения является сокращение рабочих мест преподавателей и учебно-вспомогательного персонала. Причина этому не только в недофинансировании (в 2014 г. только из федерального бюджета на высшее образование ассигновано 470 млрд рублей - в 20 раз больше, чем в начале 2000-х) но и в ряде других объективных, а порой и субъективных причин. К объективным причинам в первую очередь следует отнести последствия демографического спада 90-х годов ХХ века. По имеющимся прогнозам [1] число студентов в Российской Федерации будет сокращаться и в 2016 году составит около 4 млн человек, т.е. сократиться в два раза по отношению к студенческому контингенту 2008-го года. Ожидающееся пополнение студентов иностранцами также не имеет должного эффекта. Так в 2014 году Ми-нобрнауки зарезервировало всего лишь 1,5 тыс. дополнительных бюджетных мест для украинских студентов из числа беженцев из Луганской и Донецкой областей, но и на эти места подано не более 500 заявлений. По-видимому, это связано со снижением престижности "российского" образования. Большинство российских вузов по-прежнему готовят экономистов и гуманитариев. Что касается технических направлений, то, не смотря на появившиеся в средствах массовой информации заявления правительства о необходимости и важности стимулирования подготовки таких кадров конкурс на многие из этих направлений отнюдь не высок. Часто даже бюджетные места остаются незаполненными.
Тем не менее, кадровая политика российских властных структур направлена на создание рабочих мест для технических специалистов - на кадровом рынке России опять в цене студенты и выпускники ведущих технических вузов. Многие работодатели курируют
1 Комментарий директора по международным отношениям министерства образования и культуры Финляндии Яана Палоярви.
вузы и кафедры, выпускающие технических специалистов - лучшим из выпускников предлагают высокооплачиваемые рабочие места. Многие выпускники ведущих технических вузов имеют возможность получить стажировку за границей. Некоторые уезжают на работу за рубеж, хотя их количество за последние два года сократилось почти втрое.
В последнее десятилетие в России произошло разделение вузов на ведущие (Федеральные университеты, научно-исследовательские университеты), получающие значительную финансовую поддержку со стороны Минобрнауки и остальные, вынужденные добиваться своей финансовой устойчивости за счет обучения внебюджетных студентов - чем больше их количество - тем лучше. Из числа сегодняшних абитуриентов внебюджетные студенты большинство это те, кто изучал в школе в основном гуманитарные науки и способен поступить только на соответствующие направления. Отсюда в технических, сельскохозяйственных и других вузах большинство экономических и гуманитарных направлений. К стати, гуманитаризация свойственна всем направлениям ФГОС.
Минобрнауки в результате проводимого мониторинга выявило еще 70 головных высших учебных заведений и 180 филиалов, не дающих качественного образования. Как правило, по результатам мониторинга идет прекращение функционирования таких вузов путем добровольного присоединения к другим - более "успешным". Получив подобную "обузу" вузы проходят этап объединения, которое в большинстве случаев заканчивается плачевно для присоединяющихся структур. Во многих случаях такая политика оправдана тем, что технические вузы после объединения постепенно избавляются от социально-гуманитарных специальностей. В других случаях картина обратная - происходит вливание кафедр, традиционно выпускающих технических специалистов, в экономические или социально-гуманитарные вузы, что приводит к прекращению выпуска подчас уникальных технических специалистов.
Наиболее сложной является обстановка, сложившаяся в объединяющихся вузах, выпускающих бакалавров и магистров по направле-
Колонка главного редактора
нию 100100 - Сервис. В соответствии с ФГОС к видам профессиональной деятельности бакалавра и магистра относятся сервисная, производственно-технологическая и организационно-управленческая и научно-исследовательская виды деятельности. При этом отнести данное направление к деятельности технических, экономических или гуманитарных вузов наиболее сложно. В сложившемся образовательном пространстве Российской Федерации совсем не много вузов, основная направленность которых ориентирована на подготовку выпускников по направлению Сервис. В наибольшей степени данное направление реализовано в Российском государственном университете туризма и сервиса (РГУТиС), возглавляющим УМО по образованию в области сервиса и туризма, а также других вузах, ориентированных на туризм и социальную сферу. Однако, если ориентироваться на список и рейтинг вузов, обучающих по направлению 100100 Сервис, например [3], то в головной части списка оказываются не мало технических вузов, готовящих специалистов для промышленности, например, таких отраслей, как электроэнергетика, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная, целлюлозно-бумажная промышленность, легкая и пищевая промышленность и др..
Исторически в список сервисных вузов вошли те, которые составляли основу воспроизводства кадров сферы бытового обслуживания РСФСР. Тогда подготовка велась по таким специальностям как "Технология машиностроения", "Химическая чистка" и "Художник-технолог", "Радиотехника" и др., связанным с обеспечением производственной деятельности предприятий бытового обслуживания населения. В дальнейшем (в 90-х годах прошлого столетия) в связи с усилением влияния сферы быта и услуг как сектора экономики произошла смена приоритетов и сервисные вузы начали подготовку по направлениям "Экономика", "Бухучет, контроль и аудит", "Финансы и кредит", "Организация производства (менеджмент)", специализируясь на сферу бытового обслуживания и социально-культурную сферу. В сферу деятельности сервисных вузов попала даже специальность "Социальная работа", практически не имеющая какого-либо отношения к деятельности предприятий бытового обслуживания.
Таким образом, в образовательной среде РФ сферу сервиса сегодня рассматривают не только как сферу бытового обслуживания населения, но и как быстрорастущую отрасль экономики, объединяющая все виды непроизводственной сферы, такие как жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, связь (обслуживающую организации непроизводственной сферы и население), здраво-
охранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления. По международной статистике к отраслям, оказывающим услуги, относятся образование, транспорт, торговля, здравоохранение, общее государственное управление, оборона и др. Важнейшей задачей сферы услуг и каждого ее предприятия является удовлетворение растущих потребностей клиентов в разнообразных услугах (товарах) на высоком культурном уровне. Эту задачу и призваны решать сервисные вузы РФ.
Перечень направлений сервисных вузов - традиционный и включает, как правило, следующие направления по ФГОС: 100100 - Сервис; 100400 - Туризм; 101100 - Гостиничное дело; 151000 - Технологические машины и оборудование; 190700 - Технология транспортных процессов; 072500 - Дизайн; 230400 - Информационные системы и технологии; 080500 -Бизнес-информатика; 040100 - Социология; 040400 - Социальная работа; 080100 - Экономика; 080200 - Менеджмент; 080400 - Управление персоналом; 081100 - Государственное и муниципальное управление; 030900 - Юриспруденция; 030200 - Политология; 031600 -Реклама и связи с общественностью и др.
Фактически к направлениям традиционным для сервисных вузов добавились те, которые стали актуальными на рынке труда в связи с бурным развитием организаций, реализующих сервис в основном зарубежного оборудования и технологий, с развитием банковского сектора, сектора, оказывающего юридические услуги и др.
Непосредственно по направлению подготовки 100100 Сервис реализуются основные образовательные программы бакалавриата по следующим, согласованным с представителями работодателей и одобренных решением президиума совета УМО по образованию в области сервиса и туризма (прот. № 1 от 11.03.2011 г.) профилям:
1. Информационный сервис;
2. Сервис в индустрии моды и красоты;
3. Художественно-технологический сервис;
4. Сервис электронной техники;
5. Сервис транспортных средств;
6. Производственный сервис;
7. Экологический сервис;
8. Сервис инженерных систем гостинич-но-ресторанных, туристских и спортивных комплексов;
9. Сервис недвижимости;
10.Сервис в торговле.
4
СПбГЭУ
Системная подготовка кадров по сервисным направлениям
Сложившийся перечень профилей направления Сервис вместе с традиционными сервисными техническими, экономическими и гуманитарными направлениями, реализуемыми в сервисном вузе, формирует системную среду, обеспечивающую его тесное взаимодействие с работодателями - фирмами, выпускающими изделия и оказывающие различного рода услуги населению.
Современные предприятия все в большей мере оснащаются новейшей техникой, обеспечивающей высокие технологии изготовления изделия. Современное производство представляет собой совокупность различных производственно-технологических комплексов и систем, в которых все большее значение приобретают различные информационные и информационно-управляющие системы, технические системы и средства автоматизации и управления технологических процессов и производств. Соответственно повышается технологический уровень сервиса подобных технических систем и выпускаемой высокотехнологичной продукции. Высококачественное обслуживание техники и субъектов ее эксплуатирующих требует высококвалифицированных технических работников. Причем нужен особый тип работника - высококвалифицированного универсала с неординарными психологическими, личностными свойствами, способного постоянно контактировать с потребителями. Именно такой тип работника необходимо формировать в сервисном вузе, особенно если речь идет о выпускнике по направлению Сервис. Вырвать выпускника направления Сервис в контексте из сложившейся в вузе системной среды - значит потерять определенный федеральным стандартом один из видов его деятельности - сервисный, производственно-технологический, организационно-управленческий или научно-исследовательский.
Учитывая те обстоятельства, что большинство российских технических вузов из коммерческих соображений уже реализуют на своей базе ряд экономических и гуманитарных направлений и при этом обладают традиционной технологической базой для подготовки технических специалистов, то реализация на их базе подготовки по направлению Сервис сегодня наиболее целесообразна. Это наглядно показывает рейтинг вузов, реализующих сервисные направления [3]. Данное обстоятельство позволило, например, успешно объединить Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса (ЮРГУЭС, г. Шахты) с Донским государственным техническим университетом (ДГТУ, г. Ростов-на-Дону). Объединение произошло путем создания филиала ДГТУ в г. Шахты, который сохранил практически все сервисные направления подготовки. Другой пример - объединение Санкт-Петербургского государственного университе-
та сервиса и экономики с Санкт-Петербургским экономическим университетом (СПбГЭУ), который уже объединял в своем составе Санкт-Петербургский университет экономики и финансов и Санкт-Петербургский инженерно-экономический университет. Объединение сопровождалось значительным недобором абитуриентов на бюджетные места по техническим направлениям подготовки и, как следствие, отказом от контрольных цифр набора на следующий год. Технические кафедры, как выпускающие так и не выпускающие оказались под угрозой значительного сокращения учебной нагрузки, а значит, в последующем - сокращения рабочих мест преподавателей.
Выполняя программу стратегического развития СПбГЭУ (2014 - 2016 г.) научно-педагогический и руководящий состав СПбГ-ЭУ создает мощную технологическую базу, способную обеспечить подготовку кадров по всему комплексу технических сервисных направлений. А это в свою очередь позволит обеспечить системную подготовку выпускников как направления Сервис, так и значительно повысит уровень компетенций выпускников экономических и гуманитарных направлений.
Процессы интеграции вузовской структуры происходят не только в России, но и за рубежом. Причем известны хорошие примеры, когда продуманная политика объединения разно-профильных вузов приносит значительный качественный эффект. Так в Финляндии был создан университет Аалто, куда вошли Хельсинкская высшая школа экономики, Хельсинкский технологический университет и Академия прикладного искусства и промышленного дизайна. Обдуманное объединение бизнеса, технологии и дизайна привело в данном случае к дополнительному финансированию вуза от предприятий порядка 200 миллионов евро в год [1] и обеспечило повышение престижности образования выпускников вуза.
Литература
11. Шевченко Д.А. Современный рынок высшего профессионального образования России: состояние и перспективы развития.// Маркетинг в России и за рубежом, 2013, №3, с.109-122.
12. Лепеш Г.В. Технико-технологические проблемы сервиса в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.// Технико-технологические проблемы сервиса. -2013. № 4 (26) - с . 3 - 6.
13. Рейтинг вузов России.// Электронный ресурс URL: [http ://5ballov. qip.ru/universities/povolj skiy-gosudarstvennyiy-universitet-servisa]/ (дата обращения 05.03 2015)
14. Вместе с вузами укрупнили и проблемы Опубликовано 04:34 16 Ноября 2010г. [http://www.trud.ru/article/16-11-2010/254091] (дата размещения 16.11 2010), (дата обращения 05.03 2015).

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх