Научная статья на тему 'Системная модернизация как императив устойчивого развития территорий'

Системная модернизация как императив устойчивого развития территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
449
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / МОДЕЛЬ РОСТА / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туменова С.А., Созаева Т.Х.

В статье предпринята попытка определения проблем системной модернизации России и приоритетов модернизационного процесса. Рассмотрены популярные макротеории: формационная, цивилизационная и модернизационная. Проанализирован ряд модернизационных концепций страны, в которых общей предпосылкой выступает курс на укрепление ее устойчивости и стабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системная модернизация как императив устойчивого развития территорий»

УДК: 332.1 (470.6)

системная модернизация как императив устойчивого развития территорий

с. а. туменова,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отдела регионального менеджмента E-mail: swetasoz@mail.ru Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН

т. х. созаева,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов предприятий и инвестиций E-mail: sozaytanznya@yandex.ru Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова

В статье предпринята попытка определения проблем системной модернизации России и приоритетов модернизационного процесса. Рассмотрены популярные макротеории: формационная, цивилиза-ционная и модернизационная. Проанализирован ряд модернизационных концепций страны, в которых общей предпосылкой выступает курс на укрепление ее устойчивости и стабильности.

Ключевые слова: системная модернизация, модель роста, инновации, инвестиции, стратегия устойчивого развития, конкуренция, экономическое пространство.

В настоящее время продолжается поиск траектории устойчивого социально-экономического развития страны. Радикальные перемены в тенденциях экономической динамики России конца XX -начала XXI вв., глубокие кризисы 1990-1998 гг., 2008-2010 гг. и их последствия требуют своего научного осмысления для выработки долгосрочной стратегии модернизации общества, целью которой станут устойчивое преобразование существующей дуалистической социально-экономической струк-

туры и создание предпосылок для органической интеграции России в мировое хозяйство.

В современный период одной из наиболее актуальных и дискуссионных является проблема модернизации российской экономики и общества, преобразования экономического пространства и его адаптации к общемировым тенденциям для обеспечения конкурентоспособности с целью противостояния глобальным угрозам и вызовам XXI в. Следует отметить, что существенным моментом специфики реализации модернизационного процесса в современной России является его типологическая характеристика. В качестве основного критерия при типологизации модернизационных процессов большинство авторов использует степень их эндо- и экзогенности.

Модернизацию, в основе которой лежат внутренние факторы эволюции, принято характеризовать как органическую (она присуща странам-первопроходцам), для остальных же свойственна догоняющая модернизация (следование за лидером). Причем при влиянии исключительно внешних факторов модернизация является неор-

ганической, при совокупном влиянии внешних и внутренних факторов - смешанной. Классическим примером органической модернизации является промышленный переворот в Англии, где переход от традиционного общества к индустриальному был совершен под влиянием комплекса внутренних причин, обусловленных саморазвитием общества. Также в большинстве источников к органическому типу относят модернизации, осуществленные в наиболее развитых странах Западной Европы и США. Однако в строгом смысле это не совсем правомерно, поскольку в той же Франции, Германии и особенно в США при переходе к индустриальной стадии широко использовались английский опыт и английские технологии. Таким образом, органическая модернизация присуща странам-первопроходцам, для остальных же свойственно следование за лидером, при котором на процесс модернизации оказывают влияние как исключительно внешние факторы (вестернизация), так и совокупность внешних и внутренних факторов (догоняющая модернизация), при этом первую можно отнести к неорганическому типу, а вторую - к смешанному.

В рамках современного общества большая часть осуществляемых в странах модернизаци-онных процессов относится к смешанному типу, поскольку задействуются факторы, формирование которых обусловлено, с одной стороны, социально-экономическим развитием внутри страны; с другой - факторами глобальной конкуренции, которые инициируют стремление к ускоренному экономическому росту, обеспечивающему повышение благосостояния, социальной мобильности и гражданского самоопределения личности. При этом какие бы методы ни были задействованы, какие бы идеи о моделях модернизации ни выдвигались, модернизационный процесс усиливает демократические ценности и процессы, способствующие формированию гражданского общества.

Если органическая модернизация происходит снизу в результате внутренней эволюции факторов социально-экономического развития страны, то неорганическая, как правило, происходит сверху, т. е. под влиянием политической элиты внутри страны (догоняющая модернизация) или же под воздействием, оказываемым со стороны политических элит других государств (вестернизация).

При осуществлении догоняющей модернизации «сверху» также возможны два варианта - либеральная и консервативная модернизация. В первом случае

политическая элита инициирует процесс модернизации преимущественно экономическими методами (не принуждая, а заинтересовывая), во втором случае «модернизация требует высокоцентрализованных политических институтов, жесткого режима, способного обеспечить стабильность, порядок, интеграцию общества» [2]. Но какие бы методы, преимущественно либеральные или преимущественно консервативные, ни были задействованы, процесс модернизации направлен на обеспечение экономического роста, стимулирующего демократизацию общества. По мнению ряда сторонников данной теории, «демократия отнюдь не является феноменом, имманентно присущим фазе модернизации, как считает ряд сторонников этой теории. Возможны и альтернативные последствия, причем наиболее ярким их примером служат фашизм и коммунизм. Однако демократия действительно оказывается все более вероятным явлением по мере перехода от стадии модернизации к постмодернизации» [2].

Как показывает опыт социально-экономического развития России, следование по пути и вестер-низации (навязывание западной модели без учета внутренней специфики - реформы Петра I), и органической модернизации (абсолютизация внутренних факторов развития - индустриализация в СССР) бесперспективно. Следовательно, осуществление модернизационных процессов должно происходить на основе смешанного типа, что подтверждается положительным примером таких стран, как Япония конца XIX в. (реставрация Мейдзи), современный Китай (концепция «социальной гармонии»), иллюстрирующих пример консервативной модели догоняющей модернизации. Россия второй половины XIX в. (реформы Александра II), Япония и Германия середины ХХ в. (японское и немецкое «экономическое чудо»), страны «золотого миллиарда» конца XX - начала XXI вв. (формирование постиндустриального общества) демонстрируют пример либеральной модели догоняющей модернизации. Приходится констатировать факт, что последней группе стран удалось достичь больших результатов в социально-экономическом развитии, в связи с чем именно они воспринимаются как лидеры в глобальной конкуренции в силу того, что в данной технологической и экономической среде общество определенного типа обладает функциональными преимуществами, а следовательно, остальным странам приходится идти по пути догоняющего развития.

Для современной России концептуальная модель модернизации экономики определена как переход от экспортно-сырьевой составляющей экономического роста к инновационно ориентированной фазе развития.

Для современной России особую актуальность приобретает проблема модернизации ее социально-экономической системы как совокупности позитивных изменений в направлении к более эффективному режиму функционирования за счет включения механизмов реализации сравнительных конкурентных преимуществ регионов, изменения используемых производственных технологий и основополагающих институтов. В данном контексте немаловажно исследование концептуальных основ разработки стратегии ее динамической модернизации с учетом опыта реформирования исторически эффективных практик с ориентацией на устойчивость, целостность, безопасность и справедливость функционирования.

Проблемы системной модернизации России и ее регионов широко обсуждаются в последние годы. Отечественными специалистами разработан ряд модернизационных концепций страны, в которых общей предпосылкой выступает курс на укрепление ее устойчивости и стабильности при разном понимании приоритетов модернизационного процесса, внутренних и внешних угроз:

• стратегия «Инновационная Россия - 2020»;

• стратегия интерактивной модернизации Пол-теровича В. М.[4];

• стратегия инновационно-технологического прорыва Акаева А. А.[1];

• стратегия сбалансирования экономики и стимулирования внутреннего спроса Нигмату-лина Р. И.[3] и др.

Большинство экспертов и разработчиков стратегий развития России полагают, что целями модернизации выступают обеспечение устойчивого развития, становление демократического социально ориентированного государства с экономикой, способной обеспечить высокий уровень и качество жизни населения, а также поддержание конкурентоспособности страны и ее регионов в глобальной экономике. Указав на сложность структурной и функциональной организации социально-экономических систем, проявляющуюся в многообразии аспектов функционирования, возможных направлений развития, авторы ряда работ отмечают, что эффективная стратегия достижения обозначенных целей должна предусматривать:

• проведение эффективной социальной и промышленной политики;

• создание инновационной экономики;

• обеспечение высокого уровня человеческого капитала;

• наличие сильного и эффективного государства;

• повышение качества институтов;

• улучшение делового и инвестиционного климата;

• расширение частной инициативы и свободной конкуренции;

• налаживание взаимодействия государства, бизнеса и гражданского сообщества в решении модернизационных задач и др.

При этом наиболее дискуссионными остаются вопросы:

- приоритетности определенных видов модернизации (институциональной, технологической, социальной);

- стимулирования экономического роста или сдерживания инфляции;

- необходимости ориентации на внутреннем или внешнем спросе, инновационном или догоняющем (креативном или адаптивном) типе и этапах развития:

- альтернативных путей модернизации (авторитарной или либеральной). Модернизация всегда представляет собой чрезвычайно сложный и продолжительный во времени процесс, предполагающий комплексное преобразование не только экономических основ, но также самого общества, изменение мировоззренческих установок и методов государственного управления, институциональной и нормативно-правовой базы. иными словами, реализация таких масштабных преобразований, связанных с созданием условий, обеспечивающих переход на высокоиндустриальную ступень социально-экономического развития, требует использования системных методов и моделей управления, позволяющих при определении правильных стратегических приоритетов выстроить логику модернизации как процесса реформирования всего общества для обеспечения саморазвития и самовоспроизводства новой системы, сочетающей в себе рыночные механизмы и активную роль государства с опорой на институты гражданского общества. Для формирования принципиально новой системной модели экономики и управления в обществе, которая позволяла бы не только учиты-

вать складывающиеся тенденции и закономерности общественного развития, но и адекватно воспринимать разного рода отклонения, высокую динамику и неравномерность развития, необходимо четко определить наиболее острые проблемы, требующие первоочередного решения. Среди них следует выделить существующие внутренние противоречия и структурные диспропорции в экономике и обществе, являющиеся основой для решения других, более долгосрочных проблем. В частности, речь идет о высокой степени дифференциации и поляризации населения по доходам, эклектичности и неравномерности экономического пространства страны, усилении сырьевой специализации экономики, росте доли углеводородной составляющей в доходах консолидированного бюджета и ряде других социальных, политических и ресурсных проблем и противоречий, создающих реальные угрозы и риски модернизации социально-экономической системы России. В этом плане представляется возможным выделить следующие риски реализации модерни-зационного процесса:

• отсутствие консенсуса в отношении планов реализации модернизационного сценария развития;

• слабая социальная готовность общества, инертность в реализации модернизации;

• неконкурентоспособность экономики в глобализирующемся мире при долговременном закреплении ее технологической отсталости;

• ухудшение потенциала финансово-инвестиционной сферы;

• переход к «суженному воспроизводству» человеческого капитала;

• низкие производительность и качество трудовых ресурсов и др.

В этих условиях формирование новой системной модели модернизации, включающей одновременные качественные преобразования в политической, правовой, экономической и общественной сферах, приобретает чрезвычайную актуальность (см. рисунок).

К комплексным задачам следует отнести формирование новых моделей промышленной, социальной, экономической, научно-технической и инновационной, образовательной, культурно-нравственной, налоговой и правовой политики, а также разработку политики пространственного развития и совершенствование территориальной структуры экономики. Для России особенно важен учет пространственного фактора при разработке системной модели модернизационного развития, поскольку такие элементы территориальных социально-экономических систем, как общественные отношения, организационно-правовые формы деятельности, хозяйственный механизм, определяют многообразие их типов и моделей.

В рамках той или иной системы существуют различные модели организации хозяйства, обусловленные в первую очередь совокупностью экономи-

Политико-управленческая модернизация

Инфраструктурно-коммуникационная модернизация

3 е..........

Культурно-нравственная модернизация

СИСТЕМНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

Финансово-инвестиционная модернизация

Модернизация образовательной системы

Институционально-правовая модернизация

Структура системной модели модернизации

ческих укладов, каждый из которых характеризует определенный тип хозяйствования, соответствующий историческому развитию и накопленному хозяйственному опыту общества, его традициям, пространственно-ландшафтным, климатическим, социокультурным, национальным и другим особенностям.

Кроме того, неравномерность экономического развития регионов страны, появление и быстрое формирование экономических элит, способных идентифицировать свои локальные интересы в условиях неразвитых рыночных отношений, наличие значительного теневого сектора, высокая миграционная активность населения - все это способствует усилению исторически сложившейся неоднородности экономического пространства России. Таким образом, формируемый спецификой территориальных образований пространственный фактор определяет закономерности развития экономики конкретного региона и присущий ему социально-экономический генотип, обусловленный пространством и временем проживания, а также накопленной этносом культурой. Концепции и долгосрочные стратегии/планы развития, направленные на модернизацию региональной социально-экономической системы, должны строиться на основе учета специфической композиции трансформационных и трансакционных факторов производства региона. Например, в субъектах Северо-Кавказского федерального округа (далее - СКФО) как полиэтничного и многоконфессионального региона злободневность этих вопросов на фоне продолжающегося роста кон-фликтогенности приобретает особенное звучание. Ресурсный дефицит, консерватизм и инертность, являясь характерными проблемами для значительной части регионального хозяйства, продолжают воспроизводить патриархальные, не поддающиеся модернизации формы хозяйствования, быта, образа жизни и психологии. Низкий уровень диверсификации и концентрации производства, острый недостаток инвестиционных ресурсов, сырьевой характер экономики и ее слабая инновационная восприимчивость выступают в качестве негативных факторов в отношении современного социально-экономического развития СКФО. В сложившихся условиях требуется разработка реалистической стратегии модернизации экономики региона, главной целью которой станет достижение социально-экономической стабильности и устойчивого экономического роста. В качестве главных авторами выделены сле-

дующие приоритеты стратегической модернизации экономики северокавказского макрорегиона:

- совершенствование институциональной среды через формирование соответствующей структуры рыночных институциональных преобразований, социально-политического климата и нормативно-правовой базы, детерминирующих инновационные возможности экономики, ее способность к созданию и усвоению новых технологий и техническому заимствованию;

- развитие сети общественных институтов, расширение участия граждан в деятельности органов власти и местного самоуправления, усиление их влияния на общество, государство и экономику;

- формирование благоприятного инвестиционного климата и условий для привлечения прямых инвестиций в экономику региона как ключевого фактора реализации структурных преобразований, повышения уровня диверсификации экономики, вовлечения в индустриальное и постиндустриальное развитие всех регионов СКФО, усиления существующих и создания новых конкурентных преимуществ;

- развитие научно-технологической и промышленной среды, стабилизация функционирования производственных отраслей, освоение выпуска конкурентоспособной продукции, включая продукцию машиностроения, пищевой, легкой промышленности, промышленности строительных материалов, развитие АПК, курортно-туристского комплекса и рекреационной инфраструктуры;

- дальнейшее развитие и реконструкция транспортной инфраструктуры, связи, инженерных коммуникаций, объектов водоснабжения и водоотведения;

- обеспечение устойчивого развития на основе сохранения природно-ресурсного, демографического, культурно-образовательного потенциала путем принятия соответствующих программ.

Следует отметить, что детализация приоритетных направлений для отдельных субъектов полиэтничного макрорегиона требует углубленного исследования специфики различных факторов, включающих в том числе сложившиеся в регионе отраслевую структуру, рыночную специализацию и потенциал традиционных хозяйственных укладов.

Таким образом, каждый регион обладает своей логикой развития, обусловленной уникальным соче-

танием факторов внутренней и внешней среды. Уровень развития общества, а также национальные особенности, социальные, религиозные, политические воззрения, накладываясь на специфику природных компонентов на конкретной территории, определяют во многом доминирование тех или иных типов и моделей, в которых хозяйственная и социальная практика закрепляла способы взаимодействия человека с определенной материально-технологической и природной средой. Учет исторических, социокультурных, этнических особенностей, менталитета народов Юга России будет способствовать ускорению процессов модернизации и сокращению трансформационных потерь. Лишь при условии однонаправленного развития таких взаимосвязанных процессов, как технологическая, социальная, институциональная, политическая, культурная мо-

дернизация, возможно формирование рациональной структуры экономики макрорегиона.

Список литературы

1. Акаев А. О стратегии интегрированной модернизации экономики России до 2025 г. // Вопросы экономики. 2012. № 4.

2. Добреньков В. И., Кравченко А. И. История зарубежной социологии. М.: Академический проект. 2005.704 с.

3. Нигматулин Р. И., Нигматулин Б. И. Кризис и модернизация России - тринадцать теорем. М: типография «Новости». 2010.

4. Полтерович В. М. Стратегия модернизации российской экономики: система интерактивного управления ростом // Журнал новой экономической ассоциации. 2010. № 7. С. 158-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.