Научная статья на тему 'Систематизация законодательства о предпринимательстве в Российской Федерации'

Систематизация законодательства о предпринимательстве в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
875
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / SYSTEMATIZATION OF LEGISLATION / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саудаханов М.В.

Рассмотрены вопросы систематизация законодательства о предпринимательстве в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systematization of legislation on entrepreneurship in the Russian Federation

In this article we explore systematization of legislation on entrepreneurship in the Russian Federation. The author makes the analysis and gives the conclusions.

Текст научной работы на тему «Систематизация законодательства о предпринимательстве в Российской Федерации»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

МАРАТВИЛЬДАНОВИЧ САУДАХАНОВ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин КИ Всероссийского государственного университета юстиции

(РПА Минюста России) E-mail: northen.wind@bk.ru Научные специальности 12.00.02 - конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право 12.00.03 - гражданское право, семейное право, предпринимательское право, международное частное право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены вопросы систематизация законодательства о предпринимательстве в Российской Федерации.

Ключевые слова: систематизация законодательства, предпринимательство, Конституция Российской Федерации

Annotation. In this article we explore systematization of legislation on entrepreneurship in the Russian Federation. The author makes the analysis and gives the conclusions.

Keywords: systematization of legislation, entrepreneurship, Constitution of the Russian Federation

В настоящей статье охвачен период с 25 декабря 1991 г. по нынешнее время. Этот период развития государства, для именования которого необходимо использовать термин «Российская Федерация», примечателен формированием новых общественно-экономических отношений. Формирование таковых неизбежно сопряжено с реформированием законодательства Российской Федерации, которое в основном осуществляется экстенсивно (путем резкого увеличения количества нормативных правовых актов по сравнению с предыдущими периодами развития России). Ныне в Российской Федерации признаются действующими около 1 500 000 нормативных правовых актов с разной юридической силой. При этом фактически отсутствует их систематизация.

В Российской Федерации данная ситуация еще не урегулирована, на что совершенно справедливо указано в одной публикации1. Вероятно, отсутствие качественных разработок ученых не позволяет законодательному органу РФ принять Федеральный закон РФ «О системе нормативных правовых актов в Российской Федерации».

Обычно в теории права под систематизацией законодательства понимается «деятельность, направленная на упорядочение действующих нормативных правовых актов»2. Некоторые авторы (например,

С.В. Поленина) под «систематизацией нормативно-правовых актов» понимают «особый вид правотвор-чества»3. Общепринято выделять четыре «способа» систематизации нормативно-правовых актов: «1) сбор, обобщение нормативно-правовых актов государственными и иными организациями по предмету их деятельности; 2) объединение, «инкорпорирование», нормативных правовых актов по тем или иным признакам в различные сборники, собрания; 3) укрупнение или консолидирование множества нормативных актов по одному и тому же или нескольким взаимосвязанным вопросам в один акт; 4) подготовка и принятие новых кодифицированных актов на основе переработки содержания действующих нормативных правовых актов, а также введение в действие для регулирования данного вида отношения»4. При этом относительно каждого «способа» систематизации законодательства выделяют специфический для него «вид» систематизации нормативных правовых актов: «1) учет, 2) инкорпорация, 3) консолидация и 4) кодификация»5. Об этом же и в аналогичной публикации Л.А. Морозовой6.

Теперь относительно некоторых «видов» систематизации законодательства в Российской Федерации.

Представляется наиболее эффективным учет нормативных правовых актов, осуществляемый негосударственными организациями (в особенности АО

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

«КонсультантПлюс»). Что же касается учета нормативных правовых актов государственными органами, то он еще не столь эффективен. Вероятно, это объясняется и отсутствием соответствующего правового обоснования. Так, до сих пор не принят Федеральный закон РФ «О системе нормативных правовых актов в Российской Федерации». Лишь в отдельных субъектах Российской Федерации таковые уже имеются7.

Принятие некоторых нормативных правовых актов кардинально изменяет представление о системе законодательства. Обращаем внимание, например, на следующий нормативный правовой акт: «Национальный план противодействия коррупции», утвержденный Президентом РФ 31 июля 2008 г. и зашифрованный кодом «Пр-1568»8. В этом же контексте необходимо рассматривать два закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 12 ноября 2008 г.: «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы»9; «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации»10.

Еще большая неопределенность при установлении системы законодательства возникает в связи с принятием следующих двух нормативных правовых актов: письма Президента РФ «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации» от 19 января 2009 г., зашифрованного кодом «Пр-96»11; распоряжения Президента РФ «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации» от 10 января 2009 г., зашифрованного кодом «№ 7-рп»12. Повторное официальное опубликование Конституции РФ 1993 г. состоялось в трех официальных источниках опубликования13. При этом правомерны вопросы: имеет ли правовое значение первое официальное опубликование Конституции РФ 1993 г.?14 допустимо ли повторное официальное опубликование одного и того же нормативного правового акта?

Следующий «вид» систематизации законодательства - инкорпорация. В зависимости от субъектов, ее осуществляющих, обычно выделяют две разновидности инкорпорации: официальную и неофициальную. Официальная инкорпорация используется при опубликовании журнала «Собрание законодательства Российской Федерации»15.

Если же инкорпорация осуществляется неуправо-моченными государственными органами, она признается неофициальной. Ныне в Российской Федерации наиболее преуспели (в смысле коммерческой деятельности) в осуществлении неофициальной инкорпорации негосударственные организации (в особенности АО «Консультант Плюс»). Однако, деятельность подобных коммерческих организаций нуждается в ограничении, ибо при систематизации законодательства ими допускается произвольная интерпретация данных о нормативных правовых актах (в частности, ошибочно указываются даты вступления в юридическую силу и др.).

Достаточно распространен в Российской Федерации еще один «вид» систематизации законодательства - кодификация. Значимость указанного «вида» систе-

матизации законодательства состоит в том, что все отрасли российского права ныне подразделяются на две группы: кодифицированные и некодифицированные.

Первоначально обратимся к гражданскому праву, кодификация которого осуществляется поэтапно. Иначе говоря, Гражданский кодекс РФ представляет совокупность четырех частей (Ч. 1 - 1994 г.16, Ч. 2 -1995 г.17, Ч. 3 - 2001 г.18, Ч. 4 - 2006 г.19). Нормы гражданского права, как известно, реализуются посредством норм гражданского процессуального права, которая также кодифицирована и представлена в виде Гражданского процессуального кодекса РФ от 23 октября 2002 г.20, введенного в действие с 1 февраля 2003 г.21.

Еще одной отраслью права, кодификация которой осуществляется поэтапно, является налоговое право. Так, Налоговый кодекс РФ нынче представляет совокупность двух частей (Ч. 1 - 1998 г.22, введена в действие с 1 января 1999 г.23, и Ч. 2 - 2000 г.24, введена в действие с 1 января 2001 г.25).

Обратим внимание еще на две отрасли российского права: уголовное и уголовно-процессуальное. Уголовное право кодифицировано и ныне представлено в виде Уголовного кодекса РФ 1996 г.26. Уголовно-процессуальное право также кодифицировано и представлено в виде Уголовно-процессуального кодекса РФ 2001 г.27.

Общим для всех приведенных в качестве примера кодифицированных правовых актов является их бессистемное видоизменение (путем многочисленных и непрерывных изменений и дополнений).

Для некоторых отраслей права присуща неоднократная кодификация. Так, таможенное право в Российской Федерации уже кодифицировано дважды (Таможенный кодекс РФ 1993 г.28 и Таможенный кодекс РФ 2003 г.29)30.

Необходимость систематизации нормативных правовых актов о деятельности прокурора предопределена продолжаемым ныне в Российской Федерации интенсивным реформированием законодательства, проявляющимся чаще всего лишь в увеличении количества нормативных правовых актов, причем с бессистемным и беспрерывным частичном их изменении.

Обычно в теории права выделяют две разновидности систематизации: кодификацию и инкорпорацию. Относительно деятельности прокурора отсутствует единый кодифицированный нормативный правовой акт, поэтому говорить о кодификации нет необходимости. В таком случае детальнее рассмотрим инкорпорацию как способ систематизации, который позволяет обнаружить закономерности реформирования законодательства Российской Федерации о предпринимательстве.

Первоначально изберем признак, по которому и систематизируем нормативные правовые акты о деятельности прокурора. Представляется наиболее удобным с этой целью использовать признак «юридическая сила нормативного правового акта». Начнем с нормативного правового акта, обладающего наивысшей юридической силой. Таковым является Конституция РФ, принятая

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

12 декабря 1993 г и в соответствии с абзацем первым п. 1 ее второго раздела вступившая в действие со дня ее официального опубликования - 25 декабря 1993 г.31.

Следующей группой нормативных правовых актов, обладающих меньшей юридической силой по отношению к Конституции РФ, являются конституционные федеральные законы РФ. Для всех федеральных конституционных законов РФ является общим то, что по отношению к ним указана только дата одобрения Советом Федерации ФС РФ, что соответствует положениям Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 25 мая 1994 г.32.

Следующая группа нормативных правовых актов (вслед за федеральными конституционными законами РФ) в системе нормативных правовых актов - это федеральные законы РФ. Здесь обратим внимание на следующее обстоятельство: датировать федеральные законы РФ необходимо только путем указания на дату принятия Государственной Думой ФС РФ; другие даты (как то: дата одобрения Советом Федерации ФС РФ или дата подписания Президентом РФ) какого-либо правового значения для федеральных законов РФ не имеют.

Следующей группой нормативных правовых актов, обладающих меньшей юридической силой по отношению к федеральным законам РФ, являются законы РФ (или приравненные к ним законы СССР, РСФСР).

Для всех рассмотренных нормативных правовых актов применимо использование родового понятия «закон».

Термин «предпринимательство» используется и в многочисленных подзаконных нормативных правовых актах. В первую очередь необходимо обратить внимание на указы Президента РФ, о месте которых в системе нормативных правовых актов и доныне не прекращаются острые дискуссии. Речь идет о правовом обосновании принятия указов Президента РФ. Если таковой принимается в соответствии со ст. 80 Конституции РФ, то в этом случае указ Президента РФ может рассматриваться (разумеется, только по юридической силе) в качестве федерального закона РФ. Так, уже утративший юридическую силу Указ Президента РФ «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» № 1226 от 14 июня 1994 г.33 в течение трех лет фактически являлся федеральным законом РФ. Если же указ Президента РФ принимается в соответствии со ст. 90 Конституции РФ, то в любом случае он является только подзаконным нормативным правовым актом.

1 См. об этом: Лукьянова Е.А. Закон о законах // Законодательство. 1999. № 11. С. 79-87.

2 См. об этом: Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: РИОР, 2009. С. 329.

3 См. об этом: Проблемы теории государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М.Н. Марченко. М.: НОРМА, 2008. С. 691.

4 Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 416.

5 Там же.

6 См.: Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2008. С. 313.

7 См., например: О нормативных правовых актах Республики Башкортостан: Закон Республики Башкортостан от 12 августа 1996 г. // Советская Башкирия. 1996. 27 августа; Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. 1996. № 11. Ст. 762; 2001. № 18. Ст. 1354; Республика Башкортостан. 2001. 4 декабря; 2006. 9 февраля; 2006. 4 апреля; 2008. 5 ноября; О нормативных правовых актах Липецкой области: Закон Липецкой области от 24 марта 1997 г. // Липецкая газета. 1997. 5 апреля; 2000. 22 сентября; 2002. 26 января; 12 октября; 2003. 1 августа; 20 декабря; 2008. 11 января; 17 июня.

8 См.: РГ. 2008. 5 августа.

9 См.: РГ. 2008. 31 декабря; СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 1.

10 См.: РГ. 2008. 31 декабря; СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 2.

11 См.: РГ. 2009. 21 января.

12 См.: СЗ РФ. 2009. № 2. Ст. 193.

13 См.: РГ. 2009. 21 января; ПГ. 2009. 23-29 января; СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

14 См.: РГ. 1993. 25 декабря.

15 См.: О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: ФЗ РФ от 25.05.1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801; 1999. № 43. Ст. 5124; 2011. № 43. Ст. 5977; 2012. № 53 (Ч. I). Ст. 7579.

16 См.: СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

17 См.: СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

18 См.: СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.

19 См.: СЗ РФ. 2006. № 52 (Ч. I). Ст. 5496.

20 См.: СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532; ...; 2015. № 14. Ст. 2022.

21 См.: О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: ФЗ РФ от 23 октября 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4531.

22 См.: СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; ...; 2015. № 24. Ст. 3337.

23 См.: О введении в действие Части первой Налогового кодекса Российской Федерации: ФЗ РФ от 16 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3825.

24 См.: СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340; ...; 2015. № 27. Ст. 3969.

25 См.: О введении в действие Части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах: ФЗ РФ от 16.07.1998 г. // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3341.

26 См.: СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

27 См.: СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

28 См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 31. Ст. 1224.

29 См.: СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066.

30 Подробнее о реформировании таможенного законодательства Российской Федерации см.: Таможенное право: Учебник для студентов вузов. 5-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 29-40.

31 См.: РГ. 1993. 25 декабря.

32 См.: СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801; 1999. № 43. Ст. 5124.

33 См.: СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 804; 1997. № 25. Ст. 2898.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.