Научная статья на тему 'Систематизация методов управления стоимостью компании'

Систематизация методов управления стоимостью компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COST MANAGEMENT BUSINESS / BUSINESS COST MANAGEMENT METHODS / FACTOR ANALYSIS / CYCLE OF BUSINESS COST MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мочалова Людмила Анатольевна, Юрак Вера Васильевна

Systematization of existing methods of a company cost management has been made, resulting in development of the author's approach to the cost management of enterprise. The practical significance of the author's approach is explained by higher efficiency in management of the process of value creation. The management must determine what measures are to be taken either progressive or radical ones.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIZATION OF METHODS OF THE COST MANAGEMENT OF COMPANY

Systematization of existing methods of a company cost management has been made, resulting in development of the author's approach to the cost management of enterprise. The practical significance of the author's approach is explained by higher efficiency in management of the process of value creation. The management must determine what measures are to be taken either progressive or radical ones.

Текст научной работы на тему «Систематизация методов управления стоимостью компании»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 338.5:658

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ КОМПАНИИ

Л. А. Мочалова, В. В. Юрак

Проведена систематизация существующих методов управления стоимостью компании, в результате которой разработан авторский подход к управлению стоимостью предприятия. Практическая значимость авторского подхода обусловлена более высокой оперативностью в управлении процессом создания стоимости на базе определения необходимости принятия менеджментом либо поступательных мер, либо кардинальных.

Ключевые слова: управление стоимостью бизнеса; методы управления стоимостью бизнеса; факторный анализ; цикл управления стоимостью бизнеса.

Управление стоимостью бизнеса включает в себя два аспекта: управление рыночной стоимостью и управление внутренней стоимостью предприятия. Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в РФ», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается «наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства». Ученые в своих исследованиях внутреннюю стоимость бизнеса, как правило, определяют как стоимость, которой компания могла бы обладать на рынке в случае полного информирования всех заинтересованных сторон обо всех аспектах и перспективах развития бизнеса. Отсюда следует, что различие между рыночной и внутренней стоимостью заключается в восприятии менеджерами и рынком эффективности деятельности компании и состояния ее имущества.

Согласно представленной терминологии, в зарубежных странах уже давно практикуется управление, ориентированное на максимизацию рыночной стоимости. В ряде изданий [1, 2], подготовленных ведущими американскими компаниями, прописана методология стоимость-ориентированного менеджмента, которая направлена на управление рыночной стоимостью компании. Данная методология фактически представляет собой исследова-

ние компании с помощью гексаграммы по шести параметрам, которая представлена на рис. 1. Эта гексаграмма является замкнутой и представляет собой цикл управления стоимостью бизнеса. Шесть пронумерованных вершин представляют собой результативные точки оценки стоимости бизнеса, отрезки между ними - этапы управления стоимостью.

Модель данной гексаграммы можно представить следующим образом:

Е = Е + ЛЕп + ЛЕш + ЛЕ1У + ЛЕу + ЛЕУР

где Е - стоимость бизнеса в конце цикла управления; Е - рыночная стоимость бизнеса в начале цикла управления; ЛЕП - разрыв между рыночной и внутренней стоимостями; ЛЕ - приращение внутренней стоимости в результате внутренних улучшений; ЛЕ1у -приращение внутренней стоимости в результате внутренних улучшений и отъединения; ЛЕу - приращение внутренней стоимости в результате роста, внутренних улучшений и отъединения; ЛЕу1 - приращение внутренней стоимости в результате финансового конструирования.

Согласно [3], стоимостью бизнеса можно управлять исходя из анализа чувствительности показателя стоимости к факторам ее создания. В основу данного метода управления стоимостью положен принцип разбиения ключевых факторов стоимости на составляющие, на которые проще воздействовать (нефинансовые факторы). Ключевыми факторами стоимости обычно выступают качественные

характеристики деятельности предприятия: например, одни специалисты выделяют ценовую политику, состояние производственных мощностей, уровень конкуренции в отрасли, надежность поставщиков, нормативные акты,

издаваемые государством, общеэкономическую ситуацию в стране, другие - деловую репутацию, идеологию предприятия, его стиль, открытость, влияние на психологические отношения, складывающиеся между

Разрыв в восприятии

Совершенствование деятельности

/ Потенциальная / стоимость ( вследствие \ внутренних \ улучшений

Отъединение/ продажа новым владельцам

Потенциальная стоимость вследствие внутренних улучшений и отъединения

Максимальные

возможности

перестройки

Итоговая потенциальная стоимость

Финансовое

конструирование

Потенциальная \ стоимость вследствие роста, внутренних улучшений и отъединения

Новые

возможности

роста

Рис. 1. Цикл управления стоимостью бизнеса McKinsey & Company [1]

4

людьми, влияние на экологию [4, 5].

Еще один отечественный исследователь И. А. Егерев в своей работе [6] предлагает подойти к управлению стоимости на основе процессного подхода в связи с трудоемкостью задачи управления стоимостью компании как единого объекта. Он предлагает разбить процесс управления стоимостью на управление стоимостями, аккумулирующими итоговую стоимость бизнес-единиц. Из данных бизнес-единиц стоит выстроить иерархию по значимости для функционирования бизнеса в целом. Иерархию бизнес-единиц можно представлять как иерархию факторов, а стоимости бизнес-единиц - как факторы итоговой стоимости бизнеса.

Многие ученые-экономисты в своих работах не исключают также способность управления стоимостью бизнеса (предприятия) посредством BSC (Balanced Score Card) - сбалансированной системы показателей, которая представляет собой систему стратегического

управления, позволяющую переводить миссию и общую стратегию предприятия в систему показателей.

Данный подход к управлению деятельностью предприятия в 1992 г. предложили Роберт Каплан и Дэвид Нортон. В качестве результата внедрения BSC они рассматривали создание организации, ориентированной на выполнение стратегии. В дальнейшем исследователи в области стоимости бизнеса показали возможность использования системы BSC в целях ориентации на выполнение главной стратегической цели - максимизации стоимости бизнеса (предприятия).

BSC базируется на следующих принципах:

- причинно-следственная связь между всеми показателями;

- корреляция итоговых показателей по окончании определенного периода с показателями оперативной деятельности;

- связь всех показателей с финансовыми

показателями в разрезе определенных перспектив.

Следующий подход к управлению стоимостью организации связан с концепцией EVA (Economic Value Added) - экономической добавленной стоимости. Ее автор Стюарт Штерн не остановился на своих достижениях в создании показателя EVA и разработал целую «Систему управления на основе показателя EVA (EVA-based management)». Данная система появилась как результат развития концепции Value based management.

Система управления, имеющая в своей основе показатель EVA, характеризуется универсальной базой для принятия решений основным и вспомогательным персоналом, а также позволяет моделировать, реализовывать, контролировать и оценивать принимаемые решения в едином ключе: добавление стоимости к инвестициям акционеров.

Целью системы управления на базе показателя EVA является рост стоимости предприятия. Эта концепция основывается на следующих принципах:

- инвесторы вкладывают капитал с целью получения дохода;

- цель основания предприятия - получение дополнительного дохода;

- персонал предприятия ориентирован на увеличение стоимости для акционеров посредством системы мотивации сотрудников.

В основе системы лежит показатель EVA, рассчитанный по определенной формуле. При обособлении факторов, влияющих на показатель EVA, а именно чистая операционная прибыль после уплаты налогов и стоимость капитала, появляется возможность создания дерева целей компании и распределения ответственности за их достижение.

Концепции EVA и BSC базируются на одной методической платформе - системе ключевых показателей эффективности KPI (key performance indicators), которая является продолжением развития концепции MBO (Management by Objectives) - управления по целям.

Подход к управлению предприятием по целям МВО (Management by Objectives) представляет собой один из вариантов управления и мотивации сотрудников. Непосредственным создателем системы MBO является Питер

Друкер. Подход MBO основан на принципе установления в начале каждого периода определенных задач на всех уровнях управления предприятием. Результат достижения этих задач имеет прямую взаимосвязь с размером премии сотрудников.

Питер Друкер также заложил основу зарождения современной концепции «управления по целям» - системы KPI, задачей которой становится определение нужных для бизнеса моделей ключевых показателей эффективности. Ключевые показатели эффективности (KPI) - система оценки, позволяющая предприятию определить степень достижения стратегических и тактических целей. Их использование дает предприятию возможность оценить свое состояние и помощь в оценке реализации стратегии. KPI позволяет производить контроль деловой активности сотрудников и бизнеса в целом в реальном времени.

Основная сложность при применении системы показателей эффективности состоит в обосновании их выбора. За всю историю менеджмента разработано колоссальное количество показателей, измеряющих различные аспекты деятельности предприятия. Однако при управлении всегда необходимо учитывать тот факт, что ресурсы, которые имеются в распоряжении организации, всегда ограниченны, и, следовательно, необходимо фокусировать усилия на тех альтернативах, которые смогут обеспечить наибольшую выгоду в соответствии с разработанной стратегией. Соответственно и показатели следует выбирать исходя из стратегического фокуса, то есть те, которые позволяют контролировать наиболее важные для реализации стратегии аспекты деятельности.

Еще один подход, позволяющий управлять стоимостью предприятия, - это TPS (Total Performance Scorecard) - универсальная система показателей. Данный подход явился результатом синтеза и развития концепций BSC (система сбалансированных показателей), TQM (тотальное качество) и Performance Management (управление результативностью).

Согласно [7] TPS объединяет в себе определенную философию и набор правил, формирующих базу как для непрерывного совершенствования процессов, так и для со-

вершенствования отдельных работников. Она основывается на изменениях индивидуального и коллективного поведения, возникающих благодаря обучению. TPS направлена на максимальное развитие личности всех сотрудников предприятия и оптимальное использование их возможностей для достижения самых высоких показателей. Основа TPS - личное видение сотрудниками своего будущего и общая мечта о будущем предприятия. Точкой отсчета в этой концепции считаются цели личности. Первым шагом является обучение и определение личных устремлений сотрудников, их личных целей. Затем личные цели сопоставляются с индивидуальным поведением и общим видением организации. Формула TPS: процесс непрерывного совершенствования + непрерывное развитие + непрерывное обучение. Для непрерывного совершенствования в TPS используется цикл Деминга PDCA (Plan, Do, Check, Act) - планируйте

(разрабатывайте план совершенствования); делайте (выполняйте этот план в небольшом масштабе); проверяйте (анализируйте результаты деятельности по совершенствованию); воздействуйте (применяйте опробованные усовершенствования в полном объеме). Суть управления согласно циклу Деминга сводится к изменению целей, планов, формированию новых плановых мероприятий и пр. по итогам проверки выполненных работ. Циклу Деминга уделяется большое внимание и в TQM, и в управлении по процессам.

Предлагается объединить весь имеющийся опыт и систематизировать методы управления стоимостью компании в зависимости от того, как чувствует себя компания в момент оценки непрерывного процесса управления стоимостью: недооценена она или переоценена со стороны потенциальных инвесторов и рынка в целом. Схематично система управления стоимостью представлена на рис. 2.

Рис. 2. Схема управления стоимостью компании

Как видно из рис. 2, требуется исполь- стоимостью: одна из них - упрощенный зование двух главных методик управления цикл, представленный в работе [1], вторая -

неизменный факторный анализ. Данный ал- максимизации рыночной стоимости предпри-

горитм включает в себя следующие важные ятия.

этапы: определение внутренней стоимости Модель данной системы поможет более

предприятия; расчет рыночного дисконта d оперативно управлять процессом создания

и, как следствие, расчет рыночной стоимости стоимости и будет сигнализировать о необхо-

бизнеса (предприятия), а также определение димости принятия менеджментом либо «мяг-

соответствующего варианта управленческого ких», поступательных мер, либо «жестких»,

решения (УР) на базе его величины с целью кардинальных.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Д. Стоимость компаний: оценка и управление. М.: Олимп-Бизнес, 1999. 564

с.

2. Koller Т., Goedhart М., Wessels D. Valuation. Measuring and managing the value of companies / McKinsey & Company; Published by JohnWiley & Sons, Inc., Hoboken. New Jersey. Published simultaneously in Canada. 2010. 837 р.

3. Скотт М. К. Факторы стоимости: руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости: пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2000. 427 с.

4. Концепция управления стоимостью предприятия URL: http://www.job.bkt.ru.

5. Школьников Ю. В. Выступление на конференции // Инвестиционные возможности России. URL: http://www. ivr.ru

6. Егерев И. А. Стоимость бизнеса: искусство управления: учеб. пособие. М.: Дело, 2003. 480 с. URL: http:// www.rusconsult.ru

Поступила в редакцию 18 июня 2013 г.

Мочалова Людмила Анатольевна - доктор экономических наук, доцент кафедры экономической теории и предпринимательства. 620144, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 30, Уральский государственный горный университет. E-mail: ief.etp@ursmu.ru

Юрак Вера Васильевна - аспирантка. 620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29. Институт экономики УрО РАН. E-mail: vera_yurak@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.