¡5^»— Аграрный вестник Урала №5 (84), 2011 г.~<^ЦЦ£
СИСТЕМА ЗАНЯТОСТИ в агропромышленном секторе экономики северных территорий
в. С. РУвиль,
доктор экономических наук, заместитель директора,
Е. Н. гальмукова,
аспирант, всероссийский научно-исследовательский институт экономики, труда и управления в сельском хозяйстве
111621, г. Москва, ул. Оренбургская, д. 15
Ключевые слова: рынок труда, безработные, трудовые ресурсы, занятость, Крайний Север, молодежные биржи труда.
Keywords: a labor market, the unemployed, a manpower, employment, the Far North, youth labor exchanges.
Современный рынок труда агропромышленного сектора северных территорий сформировался в условиях реформирования экономики и продолжает испытывать негативное воздействие не только социально-экономического кризиса 90-х гг, но и современного — спад в промышленности и сельском хозяйстве, уменьшение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы.
Из прогноза социально-экономического развития Российской Федерации можно сделать вывод, что в ближайшие годы не произойдет коренных изменений в структуре экономики и, соответственно, на рынке труда и в сфере занятости населения северных регионов.
Дифференцированный уровень безработицы, сложившийся в аграрном секторе на территории Магаданской области как одной из представителей Крайнего Севера, сохраняется и составляет от 0,63 % по отношению к трудоспособному населению, а в Омсукчанском и Ольском районах Магаданской области — до 15,1 % (рис. 1).
Более всего в период кризиса пострадали сельскохозяйственные районы. Сельское население по сравнению с городским оказалось в большей степени вытесненным с рынка труда. При этом возможность ведения домашнего хозяйства в сельских районах не только позволила выжить в сложившихся на тот период сложных экономических условиях, но и в определенной степени способствовала уходу людей с рынка труда.
Безработными признаны 1272 человека, в том числе 304 человека — в Арманском филиале. Это на 96 человек, или 8,2 %, больше аналогичного показателя того же до перестроечного периода. 46 % из числа граждан, зарегистрированных в качестве безработных, — молодежь в возрасте до 30 лет; 27 % — лица, проживающие в сельской местности.
Отличительной чертой безработицы в районах, ориентированных на сельскохозяйственное производство, является ее застойный характер — одна четвертая от общего числа безработных граждан состоит на учете в службе занятости более 8 месяцев.
Существующее на местном рынке труда положение не только проецирует общие кризисные явления экономики области, но
и обусловлено целым рядом специфичных кадровых причин.
Отрицательно сказывающимся сугубо экономическим фактором является диспропорция между максимальным размером пособия по безработице и минимальной оплатой труда работников бюджетной сферы. В 2009 г. максимальный размер пособия по безработице составил 8330 руб., тогда как минимальный установленный размер оплаты труда в области — 4330 руб.
Таким образом, выгоднее получать пособие по безработице, чем работать на низко оплачиваемой должности. Как следствие, 60 % безработных граждан, состоящих на учете, получают пособие по безработице в максимальном размере.
К причинам, вызванным общим экономическим кризисом, относятся дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, проявляющийся в недостатке рабочих мест, и низкий темп развития малых форм хозяйствования на селе, таких как фермерские хозяйства, сдерживающий рост новых рабочих мест в аграрном секторе экономики.
Развитие и совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения сельских территорий являются важнейшими направлениями активной политики содействия занятости населения, обеспечивающими устранение профессионального
квалифицированного дисбаланса спроса и предложения на рынке труда, повышение трудового потенциала населения, формирование рациональной структуры занятости.
На протяжении ряда лет наблюдается позитивная динамика доли лиц, направляемых на профессиональное обучение, из общего числа зарегистрированных в текущем году сельских безработных. За 9 месяцев 2009 г. их доля составила 13,7 %, что превосходит соответствующий показатель прошлых лет. Наиболее активно данное направление деятельности осуществлялось в г. Магадане, Омсукчанском, Сусуманском и Тенькинском районах.
Органы службы занятости населения особое внимание уделяют организации профессионального обучения сельских безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих значительные затруднения в поиске подходящей работы.
Необходимость исследования молодежного рынка труда на селе обуславливается следующими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют более трети сельского населения в трудоспособном возрасте. Во-вторых, они основной источник формирования трудовых ресурсов страны, поэтому стартовых условий деятельности молодежи во многом зависит последующее развитие не только экономики, но и общества в целом. Вместе
□ экономически активное население
□ численность занятых
2006 год
2007 год
тыс.человек
рисунок 1
соотношение экономически активного и занятого населения аграрного сектора
магаданской области
с тем, молодежь является наиболее уязвимой группой на рынке труда. Анализ современного состояния и функционирования рынка молодежного труда на селе показывает, что многие поставленные вопросы в этой сфере не решены.
Рынок молодежного труда (рынок труда молодежи) следует рассматривать в широком и узком смысле слова. В первом случае как систему экономических отношений в обществе (регионе) по поводу распределения и трудоустройства молодых лиц. Во втором он должен характеризоваться соотношением предложения и спроса на трудовые ресурсы молодежи.
В обоих случаях рынок труда молодежи представлен подсистемами рынка рабочих мест и подсистемой рынка предложения труда лиц в возрасте до 30 лет. Указанные подсистемы взаимодействуют между собой посредством объектов рыночной инфраструктуры. К числу последних следует отнести: территориальные и административные органы управления, молодежные биржи труда, различные общественные и самодеятельные молодежные организации.
Рынок труда молодежи на селе, как сложная социально-экономическая система, с одной стороны, является подсистемой рынка труда в целом, а с другой стороны — подсистемой отраслей сельской экономики. Поэтому изучать ее следует с учетом закономерностей и особенностей развития как комплекса отраслей, так и рынка труда региона.
С позиции структурности рынок труда сельской молодежи необходимо рассматривать с точки зрения его состава и структуры, половозрастного и квалификационного соотношения, отраслевой и территориальной принадлежности.
Говоря о молодежном рынке труда на селе, необходимо иметь в виду, что единого рынка труда сельской молодежи не существует. Это обусловлено отдаленностью сел друг от друга, неразвитостью в регионах Крайнего Севера рынка жилья, дорог, транспорта. Это положение значительно затрудняет работу с молодежью, как в части организации ее труда и досуга, так и в реализации мер по снижению молодежной безработицы. Одновременно надо помнить, что молодежный рынок труда на селе является сегментом общего сельского рынка труда. Поэтому, анализируя его состояние, следует рассматривать общеэкономическое положение на селе, численность и состав сельских безработных, уровень безработицы и ее продолжительность. Все эти параметры неразрывно связаны с формированием занятости молодежи, ее уровнем.
Необходимо отметить, что в силу своей мобильности, молодежь села оказывает влияние и на формирование рынка труда в городах, в связи с тем, что многие профессии и специальности имеют место как в городе, так и на селе, тем более для значительной части молодежи села устройство на работу и городе предпочтительнее.
Анализ современного состояния и функционирования рынка молодежного труда на селе показывает, что многие поставленные вопросы в этой сфере не решены. Переход к рыночным отношениям значительно обострил проблему занятости молодежи. На
селе эта проблема стоит еще более остро, что связано, прежде всего, с резким спадом производства и сокращением рабочих мест в основной отрасли сельской экономики — сельском хозяйстве.
Структура занятости молодежи на селе остается до сих пор нерациональной, сужается сфера приложения труда для сельской молодежи, новые рабочие места на селе практически не создаются. В результате спада производства и разрушения объектов социальной инфраструктуры эта тенденция усиливается, что во многом обуславливает рост безработицы. Молодежь не может трудоустроиться в течение года, а иногда и более, теряя квалификацию, трудовые навыки и уверенность в себе. Несмотря на то, что молодежь отличается мобильностью, экономическая миграция, как фактор развития молодежного труда на селе, практически не действует.
Решая проблемы, связанные с развитием занятости молодежи, необходимо учитывать те негативные тенденции, которые сдерживают меры по регулированию рынка труда и снижению напряженности. К ним относятся следующие: стагнация производства в большинстве отраслей аграрного сектора экономики не способствует созданию новых рабочих мест и повышению качества имеющихся; молодежь, ориентированная на хорошие условия труда, неохотно заполняет имеющиеся вакансии на селе, да и в городе; подготовка молодежи в учебных заведениях неадекватна требованиям рынка труда, вследствие чего значительная часть выпускников профессиональной школы пополняют ряды безработных; низкая профессиональная подготовка молодежи является главным условием ее неконкурентоспособности на рынке труда; в условиях экономического кризиса предприятия и организации не заинтересованы принимать на работу молодежь, которую надо переучивать либо повышать квалификацию и которой надо предоставлять ряд социальных льгот, особенно женщинам.
Приоритетными направлениями, способствующими формированию рынка труда и расширению сферы занятости сельской молодежи, являются развитие сельской социальной инфраструктуры, создание предприятий по переработке, хранению и сбыту продукции сельского хозяйства и производств неаграрного профиля.
Для молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет, своевременно не получивших профессиональное образование, либо получивших неконкурентоспособную профессию и не имеющих опыта работы, обучение по направлению центров занятости населения является порой единственной возможностью найти применение на аграрном рынке труда. Поэтому ежегодно более половины безработных граждан, направленных на профессиональное обучение, составляет молодежь.
Доля молодежи в общей численности направленных на обучение за 9 месяцев 2009 г. незначительно уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (65,5 %) и составила 62,3 %.
Ежегодно проводится работа по содействию безработной молодежи, не имеющей профессии (специальности), в направлении
в образовательные учреждения на квотируемые ученические места для получения профессионального образования. В период обучения молодых людей специалисты службы занятости осуществляют контроль за посещаемостью, оказывают содействие в решении вопросов, как связанных с процессом обучения, так и бытовых. После окончания обучения молодые специалисты возвращаются в свои районы и трудоустраиваются по полученной профессии. Особенно активно работу по направлению молодежи на полный курс обучения проводят Северо-Эвенский, Тенькинский и Среднеканский центры занятости населения Магаданской области.
Поскольку Магаданская область является зоной климатической дискомфортно-сти, существенным стимулом для закрепления и привлечения трудоспособного населения в село могут стать только экономические блага и социальные преимущества
Речь идет о предоставлении людям, живущим на Севере и приравненных к нему территориях, такого уровня заработной платы и комфорта, которые делали бы эти регионы привлекательными для жизни.
Профессиональное обучение безработных граждан организуется в основном с учетом спроса на рабочую силу на региональном рынке труда.
В 2009 г. планируется расширить практику обучения сельских безработных граждан из районов Магаданской области, Колымы и Чукотки по месту их проживания.
В целях организации профессионального ориентационного сопровождения образовательного процесса сельских безработных граждан, направленных на профессиональное обучение, между департаментом и УЦ департамента ФГСЗН по Магаданской области заключено соглашение о намерениях, в рамках которого с учащимися был проведен тренинг умений и навыков активного трудоустройства.
На территории Магаданской области действует 22 учреждения профессионального образования, из них 14 ориентированы на выпуск специалистов с высшим и средним профессиональным образованием. Вместе с тем, анализ вакансий, заявленных работодателями, показывает, что на регистрируемом рынке труда на 01.10.2008 г. потребность в кадрах рабочих профессий составляла 73,8 % от общего числа имеющихся вакансий; за аналогичный период текущего года — 60 %.
Рейтинг наиболее востребованных профессий Магаданской области, построенный на основе анализа банка данных вакансий, заявленных в органы службы занятости населения, на 01.10.2008 г. выглядит следующим образом:
• среди вакансий специалистов лидируют врачи (124 вакансии), сестры медицинские (116 вакансий), воспитатели (29 вакансий), инженеры (28 вакансий);
• среди вакансий рабочих — водители различных категорий (86 вакансий), слесари-ремонтники (62 вакансии), слесари-сантехники (57 вакансий), электромонтеры (39 вакансий), электрогазосварщик (30 вакансий), продавцы, повара (28 вакансий), плотники (24 вакансии), электрики (21 вакансия) и т. д.
Аграрный вестник Урала №5 (84), 2011 г.~<^Щ^
экономика
Перечисленные профессии (специальности) уже в течение ряда лет остаются наиболее востребованными. В то же время учреждениями профессионального образования Магаданской области не ведется подготовка специалистов для аграрного сектора, рыбной промышленности и морского зверобойного промысла, который был и есть ведущим звеном для местного населении и КМНС.
Частично проблему подготовки кадров по данным профессиям решают учреждения дополнительного профессионального образования, действующие на территории области.
Рынок труда в 2009 г. развивался в значительной мере под влиянием позитивных процессов, которые имели место в экономике территорий Крайнего Севера Дальнего Востока в 2005-2009 гг.
Многие зарубежные специалисты и ученые северных регионов разрабатывали различные программы повышения эффективности антикризисных мероприятий.
Прогнозируя ситуацию на рынке труда, характеризующуюся увеличением численности безработных, в ближайшей перспективе необходимо обеспечить взвешенность в политике занятости населения, с тем чтобы добиться стабилизации на рынке труда в связи кризисным положением большей части предприятий депрессивных регионов Крайнего Севера.
Политика на рынке труда области в 2005-2009 гг. была направлена на формирование условий для развития эффективного цивилизованного рынка труда, обеспечивающего сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, рационального использования кадрового потенциала для регулирования кризисных ситуаций за счет повышения уровня занятости; повышения эффективности реализуемых специальных программ активной политики на рынке труда; подготовки, переподготовки и направления рабочей силы на предприятия в соответствии с потребностью работодателей (социальный заказ работодателя); обеспечения государственных гарантий гражданам в области занятости (бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве, профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, выплата пособий, стипендий, оказание материальной помощи и другие); повышения качества рабочей силы как составной части развития человеческих ресурсов, путем совершенствования системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочей силы в увязке с потребностями рынка труда; улучшения качества рабочей среды посредством совершенствования оплаты труда и улучшения условий труда; профилактики дискриминации на рынке труда путем совершенствования действующего трудового законодательства в части регулирования механизма действия трудового договора, режима рабочего времени, приема на работу различных категорий граждан, обязанностей работодателя по обеспечению льгот отдельным категориям граждан, предусмотренного законодательством, а также путем обеспечения равных
возможностей в сфере занятости различным категориям работников; повышения роли социального партнерства на рынке труда и совершенствование механизма обеспечения социальных гарантии работников в сфере занятости на всех уровнях, предотвращение массовой безработицы и банкротства предприятий; обеспечения мер по содействию занятости населения в городах и населенных пунктах с моноэконо-мической структурой производства; содействия занятости коренных малочисленных народов Севера; регулирования трудовой миграции путем взаимодействия с миграционной службой по объемам привлечения иностранной рабочей силы и недопущения нелегальной трудовой миграции.
В 2005-2009 гг., в связи с банкротством многих предприятий, была оказана помощь безработным и незанятым гражданам в развитии предпринимательской инициативы и их адаптации к условиям рынка труда, а также лицам, желающим организовать собственное дело, финансовое обеспечение проекта было осуществлено из фонда Особой экономической зоны, который состоит из отчислений участников ОЭЗ, что составило 25 % таможенных поступлений.
В 2005-2008 гг. оказывалось содействие в организации предпринимательской деятельности в виде предоставления финансовой помощи (субсидии) безработным гражданам. На реализацию данной программы только из федерального бюджета выделено только по Магаданской области 10,0 млн руб.
Необходимое условие антикризисной экономической самостоятельности региона — плановое, стабильное развитие всех отраслей народного хозяйства с использованием новой техники, новых технологий государственно-частного партнерства и государственной финансовой, регулирующей, контролирующей и направляющей роли.
В последние годы имеет место улучшение структуры производства, введение в строй новых предприятий в районах Крайнего Севера Дальнего Востока. В этих условиях доминирующую роль играет повышение качества рабочей силы, которое характеризуется прежде всего уровнем профессиональной квалификации специалистов и рабочих. Профессиональная мобильность, высокая квалификация, способность адаптироваться к новым условиям — залог успешного функционирования
на современном рынке рабочей силы. Отсюда встает задача закрепления местного населения на Крайнем Севере, прекращения миграционного процесса. (Выбыло за последнее десятилетие из районов Крайнего Севера более 57 % проживавшего там населения, адаптированного к суровым северным условиям.)
В условиях повышения общественного статуса высокой квалификации на рынке труда, расширения перечня профессий, специальностей и видов деятельности важную роль играет сохранение и развитие системы образования: от общеобразовательных школ до внутрипроизводственного обучения, повышения квалификации работников предприятий.
В бюджетной сфере предусматривается законодательное придание тарифным ставкам (окладам) Единой тарифной сетки по оплате труда статуса социальных государственных стандартов в области оплаты труда, обеспечиваемых на всей территории Российской Федерации за счет средств бюджетов всех уровней. Однако к Крайнему Северу Дальнего Востока необходимо применять индивидуальный подход.
В организациях внебюджетного сектора экономики необходимо завершить разработку системы тарифного регулирования заработной платы на основе тарифных коэффициентов, учитывающих сложность выполняемых работ и квалификацию работников, включить тарифное регулирование в практику заключения коллективных договоров и соглашений. Продолжить работу по совершенствованию отраслевой и межотраслевой нормативной базы путем внесения изменений и дополнений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих в связи с развитием новой техники, технологии и организации труда с учетом узаконенных северных коэффициентов, надбавок и льгот.
Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, о потребности в работниках и об ищущих работу, о возможностях профессионального обучения также является приоритетным направлением для повышения занятости, как на региональном рынке труда, так и на общеокружном, особенно в период обострения экономического кризиса.
Среднее месячное количество безработных за 2007-2009 г. составляет 5,4 тыс.
таблица 1
экономические потери предприятий магаданской области из-за существующей
зарегистрированной безработицы
№ п/п Виды экономических потерь млн.руб.
1. Потери по возможному фонду оплаты труда зарегистрированных безработных 950,78
2. Потери по возможному начислению налога на доходы с физических лиц (НДФЛ) 123,6
3. Расходы Государственного фонда занятости на выплату пособий зарегистрированным безработным 317,26
4. Потери по возможному начислению единого социального налога (ЕСН) 247,2
5. Потери от существующего уровня неполной занятости (недополученная зарплата + недоначисления по ЕСН + невыплата НДФЛ) 896,9
Итого расчетная сумма экономических потерь от существующего уровня официальной безработицы 2535,74
человек. Для расчета взяты данные за 2007 год (табл. 1).
Данные, представленные в табл. 1, складываются из потерь по возможному фонду оплаты труда безработных, потерь по возможному начислению налога с дохода физических лиц (НДФЛ), потерь по возможным начислениям в социальные фонды, расходов Государственного фонда занятости населения на выплату пособий, потерь из-за явления неполной занятости.
Эти финансовые средства экономика области потеряла на уровне местного и федерального бюджета, которые при нормальном развитии событий получили бы налоги.
Так как безработные не получили заработную плату, то социальные фонды лишились соответствующих процентов. Поскольку это финансовые потери социальных фондов федерального уровня, они входят составной частью в экономические издержки безработицы.
Расходы Государственного фонда занятости населения на выплату пособий являются потерями уже в силу своего экономического смысла.
Сумма экономических потерь от безработицы составляет 45 % от всех инвестиций в основной капитал производственного назначения за 2007 г.
Необходимо учитывать, что приводимая расчетная сумма потерь включает в себя только явные потери от безработицы. Комплексный учет всех негативных факторов, присущих региональному рынку труда и трудовым ресурсам, может дать существенно превышающую цифру.
Существуют закономерности. Так, закон Оукена гласит, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1 %, то отставание ВВП составляет 2,5 %, отставание северных территорий из-за сложившегося уровня безработицы (общей) можно оценить в 5-7 % от существующего.
Это лишь экономическая сторона проблемы. У проблемы безработицы есть и социальная сторона, не менее весомая и важная для развития общества. Рост безработицы приводит к таким неблагоприятным социально-экономическим последствиям, как рост численности граждан, относящихся к маргинальным группам населения; рост психологической подавленности безработных; рост числа самоубийств, численности алкоголиков, наркоманов; рост числа криминальных элементов в
обществе; снижение естественного прироста населения и средней продолжительности жизни населения.
В настоящее время государство берет только зарегистрированных безработных на иждивение, обеспечивая им прожиточный минимум. Но при этом остается масса проблем. Нынешний размер прожиточного минимума не в состоянии обеспечить нормальный жизненный уровень в условиях постоянного неконтролируемого роста цен не только на предметы роскоши, но и на предметы первой необходимости. Отсюда проблемы роста преступности, количества самоубийств, возрастание числа разводов. По данным исследований, год безработицы укорачивает жизнь человека на 5 лет. Возрастает число нервных и физических расстройств, снижена сопротивляемость к болезням. Симптомы депрессии встречаются у каждого второго безработного. Алкоголь и наркотики часто становятся единственным средством снятия озлобленности и агрессивности, появляющихся уже на шестом месяце вынужденного безделья. По негативному влиянию на самочувствие людей безработица в развитых странах стоит в одном ряду с преступностью и СПИДом. Поэтому даже при относительно большом пособии по безработице она не является благом.
Существуют некоторые закономерности, например, по результатам исследований американских ученых, увеличение безработицы на 1 % приводит к росту преступности на 7-8 %, к возрастанию числа самоубийств на 4,1 %, тюремных заключений — на 4 %, убийств — на 5,7 %, смертности от алкоголизма — на 1,9 %, увеличению общего показателя смертности на 1,9 %, поэтому решение проблемы безработицы, достижение ее докризисного уровня, согласно самому благоприятному сценарию (рис. 1.), могло бы снизить смертность населения в целом на 7,41 %, смертность от алкоголизма и наркомании — почти на 7,41 %, снизить число самоубийств на 16 %. Согласно проведенным исследованиям ученых ИСЭП РАН, повышение уровня безработицы на 1 % приводит к росту преступности на 7-8 %, поэтому достижение уровня занятости 1990 г. (по сценарию рис.1.) могло бы снизить число правонарушений в регионе примерно на 31,2 %, в том числе число убийств — на 22,23 %.
Таким образом, на основе исследования мирового опыта регулирования безработицы предлагаем
использовать наиболее важные меры:
1. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т. п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
2. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.
3. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
4. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например, работа в области охраны окружающей среды и т. д.
5. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели — профсоюзы — государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
Таким образом, проблема безработицы является актуальной не только для каждого конкретного северянина, но и затрагивает общегосударственные интересы, что требует применения активной государственной политики в области занятости. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.
В мире накоплен большой теоретический и практический опыт по регулированию рынка труда. В России результативная занятость должна идти впереди реального развития рынка труда и превентивно устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.
Литература
1. Милосердов В. В. Сборник сочинений. М. : Восход А, 2010.
2. Миндрин А. С., Панкова К. И., Рувиль В.С. [и др.]. Методические рекомендации по комплексному развитию сельских территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. С. 98-110.
3. Стрельцов В. Я. Конкурентоспособность аграрных кадров на рынке труда [Рукопись].
4. Шелепа А.С., Красицкий Л. Ф. [и др.]. Формирование организационно-экономического механизма развития аграрного сектора Дальнего Востока : методические рекомендации. С. 24.
5. Рувиль В. С. Рыбный и морской зверобойный промыслы в экономическом развитии прибрежных территорий Севера Дальнего Востока. С. 95.
6. Черешнев В. А. Северное измерение глобальных проблем. М. : Наука, 2009.