Научная статья на тему 'Система высшего образования в Москве и Московской области'

Система высшего образования в Москве и Московской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1686
700
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВУЗОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / MONITORING OF THE EFFECTIVENESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / EDUCATIONAL STATISTICS / REGIONAL SYSTEMS OF HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меликян Алиса Валерьевна

В статье представлены результаты исследования, цель которого -количественно описать состояние системы высшего образования в Москве и Московской области по ряду характеристик. Приведены количественные характеристики системы высшего образования этих субъектов, такие как статус, специфика деятельности и ведомственная принадлежность организаций высшего образования. Проанализировано территориальное расположение организаций высшего образования в Московской области, распределение приведённого контингента студентов по организациям разного типа и по областям образования, а также реорганизация и ликвидация организаций высшего образования Москвы и Московской области. Исследование проводилось на основе данных Мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования, проведённого в 2015 г. Результаты исследования, представленные в статье, могут быть интересны для исследователей и аналитиков в области образования, поскольку содержат переработанные и агрегированные количественные данные о ряде характеристик деятельности вузов и филиалов, расположенных в Москве и Московской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION SYSTEM IN MOSCOW AND MOSCOW REGION

The article presents the results of the study, which aims to quantitatively describe the state of higher education in Moscow and the Moscow region by several characteristics. The article considers quantitative characteristics of the higher education system of these subjects of the Russian Federation, such as the status, specifics of activity, number of students, and departmental affiliation. The location of the higher education institutions in the Moscow region, the distribution of students at institutions of various types and fields of education and the location and the reorganization and liquidation of higher education institutions where analyzed. The study is based on the data of the Monitoring of effectiveness of higher education institutions, which was conducted in 2015. The results ofthe research presented in the article might be of interest to researchers and analysts in the field of education, because it contains analyzed and aggregated quantitative data on certain characteristics of universities and branches located in Moscow and the Moscow region.

Текст научной работы на тему «Система высшего образования в Москве и Московской области»

/' N

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕЛИКЯН Алиса Валерьевна - ст. преподаватель, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», факультет компьютерных наук. E-mail: amelikyan@hse.ru

АннотацияВ статье представлены результаты исследования, цель которого -количественно описать состояние системы высшего образования в Москве и Московской области по ряду характеристик. Приведены количественные характеристики системы высшего образования этих субъектов, такие как статус, специфика деятельности и ведомственная принадлежность организаций высшего образования. Проанализировано территориальное расположение организаций высшего образования в Московской области, распределение приведённого контингента студентов по организациям разного типа и по областям образования, а также реорганизация и ликвидация организаций высшего образования Москвы и Московской области. Исследование проводилось на основе данных Мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования, проведённого в 2015 г. Результаты исследования, представленные в статье, могут быть интересны для исследователей и аналитиков в области образования, поскольку содержат переработанные и агрегированные количественные данные о ряде характеристик деятельности вузов и филиалов, расположенных в Москве и Московской области.

Ключевые слова: мониторинг эффективности вузов, образовательная статистика, региональные системы высшего образования, образовательная политика

Дляцитирования: Меликян А.В. Система высшего образования в Москве и Московской области // Высшее образование в России. 2016. № 1 (197). C. 53-62.

Москва и Московская область расположены в центре Европейской части России, занимают 0,3% территории страны, на которой проживает 13,3% населения \ Москва - административный центр Московской области, но имеет статус города федерального значения и является самостоятельным субъектом РФ.

Москва и Московская область имеют развитую систему высшего образования. В Москве находятся 10 из 29 национальных исследовательских университетов и МГУ, имеющий статус «уникального научно-образовательного комплекса, старейшего

вуза страны, имеющего огромное значение для развития российского общества ». Согласно рейтингу вузов России агентства «Эксперт-РА» за 2015 г., 29 вузов Москвы и один вуз Московской области входят в список ста ведущих российских вузов 2.

Система высшего образования Москвы и Московской области постоянно модернизируется. Происходят процессы реорганизации вузов и филиалов, открываются направления обучения, разрабатываются новые образовательные программы. Для принятия управленческих решений, отвечающих современным вызовам, необходимо

1 База данных показателей муниципальных образований // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 25.11.2015).

2 Рейтинг вузов России, 2015 // «Эксперт-РА» Экспертное агентство. URL: http://raexpert.ru/ rankings/vuz/vuz_2015/#vuz_raiting (дата обращения: 25.11.2015).

наличие полной, достоверной и актуальной информации о текущем состоянии системы высшего образования.

В статье представлены результаты исследования, цель которого - количественно описать состояние системы высшего образования в Москве и Московской области по следующим характеристикам:

1) группировка организаций высшего образования по признакам:

• статус (вуз или филиал вуза),

• специфика деятельности,

• количество учащихся,

• ведомственная принадлежность;

2) территориальное расположение организаций высшего образования;

3) распределение приведённого контингента студентов (далее - ПКС) 3 по типам организаций и по областям образования;

4) реорганизация и ликвидация организаций высшего образования.

Источником данных для анализа послужили материалы мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования, проведённого в 2015 г. (далее - мониторинг), и приказы Минобр-науки РФ о реорганизации и ликвидации организаций высшего образования за 2014 и 2015 гг. Мониторинг проводится Минобр-науки России ежегодно с 2012 г. В рамках мониторинга осуществляется сбор данных о деятельности вузов и филиалов вузов, реализующих программы высшего образования. Данные мониторинга размещаются в открытой электронной базе данных, которая содержит информацию о каждой организации высшего образования, приняв-

шей в нем участие 4. Итоги мониторинга за 2015 г. были подведены 24 ноября 2015 г. на ежегодном заседании Межведомственной комиссии по проведению мониторинга эффективности вузов. В ходе мониторинга были собраны данные по 900 вузам и 1232 филиалам по России 5.

База данных исследования

Исследование состояния системы высшего образования в Москве и Московской области основано на данных о деятельности 345 организаций высшего образования за 2014 г., принявших участие в мониторинге в 2015 г. Из них 49 организаций на момент его проведения находились в стадии реорганизации; 47 организаций высшего образования не предоставили информацию о своей деятельности. Таким образом, данные мониторинга содержат информацию о деятельности 88% от всех организаций высшего образования Москвы и Московской области.

Проанализированы данные по 243 головным вузам и 102 филиалам.

• В Москве - 208 головных вузов и шесть филиалов, в которых обучается 489278,35 чел. приведённого контингента студентов. Московские вузы имеют 625 филиалов по России, 85 из которых расположены в Московской области. Филиалы, функционирующие в Москве, имеют головные вузы в Московской области (два филиала), в Санкт-Петербурге (три филиала) и Самарской области (один филиал).

• В Московской области - 35 головных вузов и 96 филиалов, в которых обу-

3 Приведенный контингент студентов рассчитывается по формуле: a + (b х 0,25) + ((с + d) x 0,1), где а - численность студентов очной формы обучения; b - численность студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения; с - численность студентов заочной формы обучения; d - численность студентов экстерната.

4 Информационно-аналитические материалы по результатам анализа показателей эффективности образовательных организаций высшего образования // Официальный сайт Главного информационно-вычислительного центра федерального агентства по образованию РФ. URL: http://miccedu.ru/monitoring/ (дата обращения: 25.11.2015).

5 Подведены итоги мониторинга эффективности вузов 2015 года. 24 ноября 2015 года. URL: Ы:р://минобрнауки.рф/новости/б923 (дата обращения 02.12.2015).

чается 55 435,90 приведённого контингента студентов. Вузы Московской области имеют 58 филиалов по России, из которых два филиала расположены в Москве и девять - в Московской области. Филиалы, функционирующие в Московской области, имеют головные вузы в Москве (85 филиалов), Санкт-Петербурге (один филиал) и Астраханской области (один филиал).

В Москве и Московской области функционируют 11 вузов со статусом «национальный исследовательский университет» - десять в Москве и один в Московской области. В них обучается 107 591 приведённого контингента студентов. Эти вузы имеют 25 филиалов, пять из которых расположены в Москве и Московской области.

В таблице 1 приведено количество вузов, филиалов и приведённый контингент студентов отдельно по Москве и Московской области.

Таким образом, в Москве 97,2% организаций высшего образования - головные вузы, в которых обучается 99,7% приведённого контингента студентов Москвы. В Московской области 26,7% организаций - головные вузы, в них обучается 72% приведённого контингента студентов Московской области. У 88,5% филиалов Московской области головные вузы расположены в Москве.

Специфика деятельности организаций высшего образования

Специфику деятельности имеют 35 (из 345) организаций высшего образования: медицинские, сельскохозяйственные, творческие, спортивные и транспортные 6. Большинство образовательных организаций (89,9%) не имеют специфики деятельности, в них обучается 90% от всего приведённого контингента студентов. Среди организаций, имеющих специфику деятельности, можно отметить следующие:

• организации творческой направленности - 26 организаций, в которых обучаются 3,2% от всего приведённого контингента студентов Москвы и Московской области;

• организации медицинской направленности - четыре организации, в которых обучаются 5% от всего приведённого кон-

тингента студентов Москвы и Московской области.

В организациях с разной спецификой деятельности процент ПКС, обучающихся в головных вузах, выше 96%. Организации транспортной направленности представлены двумя филиалами в Московской области. Организации спортивной, а также сельскохозяйственной направленности представлены только головными вузами.

Таблица 1

Количество вузов и филиалов в Москве и Московской области и приведённый контингент студентов

Субъект РФ Количество организаций высшего образования Приведённый контингент студентов (ПКС) Процент ПКС, обучающихся в головных вузах

Всего Головные вузы Филиалы

Город Москва 214 208 6 489 278,35 99,7%

Московская область 131 35 96 55 435,90 72%

Всего 345 243 102 1258,25 96,9%

6 Решение об отнесении организации к группе специфических принимается, если 60% студентов поступают по направлениям (специальностям) подготовки, отражающим специфику образовательного учреждения, вне зависимости от его ведомственной принадлежности. URL: 1ш:р://минобрнауки.рф/новости/3354 (дата обращения 25.11.2015).

Таблица 2

Специфика деятельности организаций высшего образования

Специфика деятельности организации высшего образования Количество организаций высшего образования Приведённый контингент студентов Процент ПКС, обучающихся в головных вузах

Всего Головные вузы Филиалы

Не имеющие специфики деятельности 310 212 98 490591,05 96,72%

Творческой направленности 26 25 1 17469,80 99,33%

Медицинской направленности 4 3 1 27985,15 99,10%

Транспортной направленности 2 0 2 403,45 0%

Спортивной направленности 2 2 0 5502,40 100%

Сельскохозяйственной направленности 1 1 0 2762,40 100%

Всего 345 243 102 544714,25

В таблице 2 приведено количество организаций высшего образования по специфике деятельности с указанием приведённого контингента студентов по Москве и Московской области.

Таким образом, большинство организаций высшего образования Москвы и Московской области не имеют специфики деятельности. Среди специализированных организаций высшего образования

85,7% составляют творческие и медицинские организации.

Численность приведённого контингента студентов в организациях высшего образования

Организации высшего образования, в которых обучается более 10000 приведённого контингента студентов, - это 14 московских государственных вузов, из кото-

Субъект РФ Приведённый контингент Государственные и муниципальные организации высшего образования Негосударственные организации высшего образования

студентов Головные вузы Филиалы Головные вузы Филиалы

Менее 100 1 35 1

100-500 15 2 65 2

Город Москва 500,01-1000 8 1 10

1 000,01-2 500 10 10

2 500,01-5 000 17 2

5 000,01-10 000 20 1

Более 10 000 14

Менее 100 2 14 7 35

100-500 33 11 10

Московская 500,01-1000 1 4 2

область 1 000,01-2 500 3 1

2 500,01-5 000 7

5 000,01-10 000 1

Таблица 3

Распределение организаций высшего образования по численности приведённого контингента студентов, обучающихся в них

рых четыре имеют статус национального исследовательского университета. В 59 государственных и трёх негосударственных вузах Москвы и Московской области обучаются более 2500 ПКС. Организации с численностью ПКС менее 500 - это, как правило, негосударственные вузы или филиалы. В 95 организациях обучается менее 100 ПКС.

В таблице 3 приведены данные о количестве организаций высшего образования, сгруппированных по показателю численности приведённого контингента студентов, обучающихся в них, по типу и по организационно-правовой форме (государственные и негосударственные, головные вузы и филиалы) по Москве и по Московской области.

Таким образом, в Москве (34 вуза) и в Московской области (один вуз) функционируют крупные государственные вузы с приведённым контингентом студентов более 5 000. В филиалах Москвы и Московской области обучается не более 1 000 приведённого контингента студентов. В негосударственных организациях обучается не более 2 500 ПКС. В половине филиалов Москвы и Московской области (49%) обучается не более 100 приведённого контингента студентов.

Территориальное расположение организаций высшего образования в Московской области

В Московской области 75 городов с численностью населения от 5 до 400 тысяч человек. Организации высшего образования расположены только в 50 городах. При этом головные вузы - в 20 городах, филиалы - в 46. В четырёх городах расположены только головные вузы, в 30 - только филиалы. В Сергиевом посаде - восемь организаций, в Серпухове - семь, в Электростали - шесть, в Балашихе и Подольске - по пять организаций. В остальных городах - четыре и менее. В 23 городах - одна организация. В посёлках расположено по одной организации высшего образования: в пяти посёлках - по одному головному вузу, в четырёх посёлках - по одному филиалу, в которых обучается 11,5% от всего приведённого контингента студентов Московской области.

В таблице 4 приведены данные о количестве организаций высшего образования и приведённом контингенте студентов по городам Московской области с различной численностью населения. В городах с численностью населения от 50 до 200 тысяч человек расположено 79,5% от всех организаций высшего образования и обучается 80,8% от всего приведённого контингента

Таблица 4

Расположение организаций высшего образования по городам Московской области

.. Количество Численность городов в Количество городов, в которых расположены организации высшего образования Количество организаций высшего образования Приведённый контингент студентов

городе (чел.) Московской области Всего Головные вузы Филиалы

Более 400 000 1 1 5 3 2 1295,15

От 200 001 до 400 000 3 3 11 8 3 7235,65

От 100 001 до 200 000 15 14 50 13 37 30241,55

От 50 001 до 100 000 19 17 36 4 32 7338,65

От 20 000 до 50 000 26 14 19 2 17 2816,35

Менее 20 000 11 1 1 0 1 131,20

Всего 75 50 122 30 92 49058,55

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Ведомственная принадлежность организаций высшего образования

студентов. 80% головных вузов расположены в городах с численностью населения более 100 тысяч человек. В городах с населением менее 100 тысяч человек расположены преимущественно филиалы и обучается 18,6% приведённого контингента студентов.

Таким образом, организации высшего образованиярасположены в 66,7% городов Московской области, преимущественно в городах с численностью населения от 50 000 чел. и выше. В 46% городов, имеющих организации высшего образования, функционирует только одна.

Ведомственная принадлежность организаций высшего образования

Организации высшего образования Москвы и Московской области находятся под юрисдикцией 20 разных ведомств и организаций. Негосударственные организации высшего образования составляют 55,7% от всех организаций, но в них обучается лишь 11% от всего приведённого контингента студентов Москвы и Московской области.

Организации, подведомственные Мин-обрнауки России, составляют 26,4% от

всех организаций, в них обучается более половины (50,6%) от всего приведённого контингента студентов. Организации, подведомственные муниципалитетам и субъектам РФ, составляют 5,5% от общего количества организаций, в них обучается 6,1% от всего приведённого контингента студентов. Организации Министерства культуры Российской Федерации составляют 3,8% от общего количества организаций, в них обучается 1,8% от всего ПКС. Рисунок 1 отражает распределение численности организаций высшего образования по ведомственной принадлежности.

Таким образом, большинство организаций высшего образования - негосударственные. Большая часть государственных организаций высшего образования находится в ведении Минобрнауки РФ. Организации высшего образования других ведомств составляют менее 6% от всех организаций Москвы и Московской области.

Подготовка специалистов в организациях высшего образования

Организации высшего образования Москвы и Московской области проводят

Таблица 5

Распределение приведённого контингента студентов по областям образования

Области образования Количество организаций высшего образования, ведущих подготовку студентов по области образования Процент приведённого контингента студентов

Всего Головные вузы Филиалы

Науки об обществе 311 215 96 45,4%

Инженерное дело, технологии и технические науки 141 102 39 27,7%

Здравоохранение и медицинские науки 10 8 2 5,8%

Математические и естественные науки 68 64 4 5,5%

Образование и педагогические науки 77 58 19 4,8%

Гуманитарные науки 88 78 10 4,6%

Искусство и культура 91 87 4 4,5%

Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки 11 9 2 1,7%

обучение студентов по восьми областям образования 7. В области «Науки об обществе » проводится подготовка студентов в 311 организациях высшего образования и обучается 45,4% от всего приведённого контингента студентов. В 68 головных вузах и 39 филиалах проводится обучение студентов только по области образования «Науки об обществе». По области «Инженерное дело, технологии и технические науки» проводится подготовка студентов в 141 организации высшего образования и обучается 27,7% от всего приведённого контингента студентов Москвы и Московской области. В трёх головных вузах и четырёх филиалах проводится обучение студентов только по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки».

По области образования «Здравоохранение и медицинские науки» подготовка студентов ведется в 10 организациях, обучается 5,8% от всего приведённого контингента студентов. По области образования «Математические и естественные науки» подготовка студентов ведется в 68 организациях, обучается 5,5% от всего приведён-

ного контингента студентов. По остальным областям образования обучение проходят менее 5% от всего приведённого контингента студентов (табл. 5).

По всем областям образования более 95% приведённого контингента студентов обучаются в головных вузах.

Организации высшего образования Москвы и Московской области проводят обучение студентов по различным областям образования (от 1 до 8). В 79,4% организаций обучение студентов ведется по трём и менее областям. В Российском университете дружбы народов - по всем областям образования. В Российском государственном социальном университете - по семи. В таблице 6 приведены данные о количестве организаций высшего образования, сгруппированных по числу областей образования, по которым проводится подготовка студентов.

Таким образом, самые востребованные области образования - «Науки об обществе » и «Инженерное дело, технологии и технические науки ». По ним обучается 73,1% от всего приведённого контин-

7 В базе данных мониторинга эффективности 2015 г. «область образования» называется «отрасль наук».

Таблица 6

Число областей образования, по которым проводится подготовка студентов в организациях высшего образования

Количество организаций

Число областей образования высшего образования

Всего Головные вузы Филиалы

1 135 90 45

2 98 51 47

3 41 36 5

4 30 27 3

5 26 24 2

6 13 13

7 1 1

8 1 1

Всего 345 243 102

гента студентов Москвы и Московской области. В 15 крупных вузах проводится подготовка студентов по шести и более областям образования. В 135 организациях проводится подготовка студентов лишь по одной области образования.

Вклад организаций разной ведомственной принадлежности в систему подготовки кадров

Организации Минобрнауки России готовят специалистов по восьми областям образования. По области «Инженерное дело, технологии и технические науки» в организациях Минобрнауки РФ обучается 80,8% от всего ПКС, обучающихся по этой области образования в Москве и Московской области.

Негосударственные организации готовят специалистов по семи областям образования. Они не проводят подготовку специалистов по области «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки». При этом 79% ПКС в негосударственных организациях обучаются по области образования «Науки об обществе ».

В организациях высшего образования Минсельхоза РФ обучаются 66,8% от всего приведённого контингента студентов по области образования «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки ». В организациях Минкультуры РФ обучаются 37,3%

от приведённого контингента студентов по области «Искусство и культура». В организациях Министерства здравоохранения и социального развития РФ обучаются 84,3% от приведённого контингента студентов по области образования «Здравоохранение и медицинские науки». В организациях, подведомственных муниципалитетам и субъектам РФ, обучаются 47,2% от ПКС по области образования «Образование и педагогические науки».

Таким образом, в организациях высшего образования, подведомственных отраслевым министерствам, студенты, как правило, обучаются по специальностям, соответствующим профилю министерства. В негосударственных организациях основная доля студентов обучается по области образования «Науки об обществе ».

Реорганизация и ликвидация организаций высшего образования в Москве и Московской области.

По итогам мониторинга прошлых лет в период с 2014 по 2015 гг. Министерством образования и науки изданы приказы о реорганизации 17 подведомственных государственных образовательных организаций высшего образования, а также 190 филиалов вузов. (Данные приведены по состоянию на 9 ноября 2015 г.)

В 2014 г. в Москве и Московской области прошли две реорганизации в форме присоединения к вузам других вузов и организаций:

• к Московскому государственному машиностроительному университету был присоединён Московский государственный индустриальный университет;

• к Московскому государственному техническому университету радиотехники, электроники и автоматики были присоединены Московский государственный университет приборостроения и информатики и Институт профессионального администрирования и комплексной энергоэффективности.

Реорганизация в форме ликвидации не затронула филиалы вузов Москвы и Московской области, а также филиалы вузов других субъектов РФ, расположенные в Москве и Московской области.

В 2015 г. в Москве и Московской области были проведены пять реорганизаций вузов:

• к Московскому государственному университету дизайна и технологий была присоединена Государственная академия славянской культуры;

• к Московскому государственному университету дизайна и технологий была присоединена Государственная классическая академия имени Маймонида;

• к Московскому государственному университету информационных технологий, радиотехники и электроники был присоединён Московский государственный университет тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова;

• к Российскому экономическому университету им. Г.В. Плеханова был присоединён Московский государственный университет экономики, статистики и информатики;

• к Московскому педагогическому государственному университету был присоединён Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова.

В 2015 г. были ликвидированы 45 филиалов 15 московских вузов, 13 из которых расположены в Московской области 8.

Выводы и заключение

Результаты проведенного исследования позволили количественно описать состояние системы высшего образования в Москве и Московской области по ряду характеристик. Анализ показал, что в Москве организации высшего образования представлены преимущественно головными вузами, а в Московской области - филиалами. Основная доля студентов Москвы и Московской области получают высшее образование в головных вузах (96,9% всего ПКС).

В Москве и Московской области функционируют как крупные организации высшего образования, в которых обучается более 5 000 приведённого контингента студентов (36 организаций), так и небольшие организации, в которых обучается менее 100 приведённого контингента студентов (95 организаций).

В рассматриваемом регионе сопоставимое количество бюджетных и негосударственных организаций высшего образования. При этом в бюджетных организациях обучается в восемь раз больше приведённого контингента студентов.

Организации высшего образования имеют разную ведомственную принадлежность. В организациях, подведомственных отраслевым министерствам, студенты, как правило, обучаются по специальностям, соответствующим профилю министерства. Минобрнауки России подведомственны

8 Распорядительные и нормативные документы системы российского образования // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. URL: минобрнауки. рф/документы/ поиск (дата обращения: 09.11.2014).

26,4% от всех организаций высшего образования, в них обучается 50,6% от всего приведённого контингента студентов.

В регионе проводится подготовка студентов по восьми областям образования. Самые востребованные - «Науки об обществе» и «Инженерное дело, технологии и технические науки», по ним обучаются

73,1% от всего приведённого контингента студентов.

Дальнейшие исследования позволят расширить число анализируемых показателей и представить более полную картину состояния системы высшего образования в этих двух субъектах.

Статья поступила в редакцию 02.12.15.

HIGHER EDUCATION SYSTEM IN MOSCOW AND MOSCOW REGION

MELIKYAN Alisa V. - Senior Lecturer, National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia, Faculty of Computer Science. E-mail: amelikyan@hse.ru

Abstract. The article presents the results of the study, which aims to quantitatively describe the state of higher education in Moscow and the Moscow region by several characteristics. The article considers quantitative characteristics of the higher education system of these subjects of the Russian Federation, such as the status, specifics of activity, number of students, and departmental affiliation. The location of the higher education institutions in the Moscow region, the distribution of students at institutions of various types and fields of education and the location and the reorganization and liquidation of higher education institutions where analyzed. The study is based on the data of the Monitoring of effectiveness of higher education institutions, which was conducted in 2015. The results of the research presented in the article might be of interest to researchers and analysts in the field of education, because it contains analyzed and aggregated quantitative data on certain characteristics of universities and branches located in Moscow and the Moscow region.

Keywords: monitoring of the effectiveness of higher education institutions, educational statistics, regional systems of higher education, educational policy

Cite as: Melikyan A.V. (2016). [Higher Education System in Moscow and Moscow Region]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 1 (197), pp. 53-62. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 02.12.15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.