Научная статья на тему 'Система воспитательной работы в современном вузе'

Система воспитательной работы в современном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
723
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / PEDAGOGIC WORK AT UNIVERSITY / CONCEPTION OF PEDAGOGIC WORK / STUDENTS’ OUT-OF-CLASS ACTIVITIES / STUDENTS’ SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кульчиева Эмма Генриховна, Батыров Аслан Ермакович

В статье раскрывается система воспитательной работы в совре менном вузе на примере СевероОсетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. Авторы показывают, что в СОГУ воспитательная работа проводится в соответствии с требованиями федерального законодательства и основывается на разработанной вузом Концепции воспитательной работы, идеология которой пре дусматривает неформальный подход в работе со студенчеством: диалоговое взаимо действие, сотворчество и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности, психологопедагогическое сопровож дение личностного развития и профессионального становления студентов. По сути, университет – не только центр подготовки профессионалов, но и культурнообразо вательное и духовнонравственное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGIC WORK SYSTEM IN A MODERN UNIVERSITY

Pedagogic work is an integral part of the education process. In the article the authors give an overview of the modern system of pedagogic work based on the North-Ossetian State University experience.The authors explain the way the work is organized in compliance with federal law and the University concept idea. Along with that the University supports informal ways of students’involvement, since pedagogic system is considered first as an interaction between faculty andstudents both in academic and out-of-class spheres. As the authors suggest, in this case theUniversity is not only the center for professional education, but also the ground for cultural development and social modernization.

Текст научной работы на тему «Система воспитательной работы в современном вузе»

Юбилей

121

СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

КУЛЬЧИЕВА Эмма Генриховна - проректор по экономике, социальным вопросам и воспитательной работе, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагу-рова. E-mail: emma.kulchieva@mail.ru

БАТЫРОВ Аслан Ермакович - канд. ист. наук, доцент, начальник управления по воспитательной работе, молодежной политике и социальным вопросам, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. E-mail: bataslan@mail.ru

Аннотация. В статье раскрывается система воспитательной работы в современном вузе на примере Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. Авторы показывают, что в СОГУ воспитательная работа проводится в соответствии с требованиями федерального законодательства и основывается на разработанной вузом Концепции воспитательной работы, идеология которой предусматривает неформальный подход в работе со студенчеством: диалоговое взаимодействие, сотворчество и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности, психолого-педагогическое сопровождение личностного развития и профессионального становления студентов. По сути, университет - не только центр подготовки профессионалов, но и культурно-образовательное и духовно-нравственное пространство.

Ключевые слова: внеучебная деятельность, концепция воспитательной работы, организация воспитательного процесса, студенческое самоуправление

В Северо-Осетинском государственном ния воспитательным процессом. Было соуниверситете им. К.Л. Хетагурова воспита- здано управление по воспитательной рабо-тельная работа является одним изприори- те, молодежной политике и социальным тетных направлений деятельности. Университет поставил перед собой задачу создать гуманистическую воспитательную систему, способную сформировать студента как гармонично развитую личность на основе индивидуального подхода к процессу воспитания с учетом общерегиональных особенностей и профессиональной специфики.

Воспитательная работа в университете проводится в соответствии с требованиями федерального законодательства и основывается на разработанной и утвержденной в 2013 г. Концепции воспитательной работы.

Реализация целей и задач воспитания студенчества осуществляется через администрации факультетов, институт кураторов академических групп и студенческое самоуправление. В 2014 г. в соответствии с приказом ректора в структуру СОГУ были внесены изменения, касающиеся управле-

122

Высшее образование в России • № 10, 2015

вопросам, в которое входят: отдел организационно-воспитательной работы,центр творческого и эстетического развития студентов и центр подготовки и реализации молодежных проектов.

Политика демократизации высшей школы, современные педагогические технологии и подходы к организации обучения и воспитания предполагают широкое участие студентов в управлении университетом, в решении значительного числа вопросов их учебной и внеучебной деятельности. Ведущая роль в этих процессах принадлежит студенческому самоуправлению. В университете органы студенческого самоуправления представлены студенческим советом, профсоюзной организацией, студенческим спортивным клубом «Атлант», молодежным историко-патриотическим клубом «Клио », волонтерским отрядом «Фрегат », имеющими свои представительства на факультетах. Сегодня общественные объединения студентов СОГУ ведут работу в области организации внеучебной деятельности, направленной на развитие художественно-творческого потенциала молодежи, создание условий для обеспечения сплоченности коллективов академических групп, курсов, факультетов, на формирование здоровой и культурной среды в университете, в студенческих общежитиях.

Главной проблемой в организации студенческого самоуправления является «кадровый вопрос ». Чтобы добиться её решения, требуется последовательно и систематически учить актив умению выполнять поручения, планировать общественную работу, организовывать студентов. Без овладения навыками организаторской работы невозможна успешная реализация активистами их прав и обязанностей. Этим и другим компетенциям нужно специально обучать, используя все имеющиеся возможности: школы актива, специальные семинары по отдельным вопросам, коллективный анализ проводимых в вузе мероприятий, индивидуальную помощь активистам. Для

эффективного взаимодействия администрации вуза со студенчеством в СОГУ реализуется проект «Открытый диалог », который представляет собой регулярные встречи ректора со студенческим активом.

Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям 3 июля 2014 г. поручил Правительству РФ разработать федеральную целевую программу «Молодёжь России», направленную на создание правовых, социально-экономических и организационных условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания молодёжи. В СОГУ приоритетность патриотического и духовно-нравственного воспитания молодёжи была заложена в 2013 г. в Концепцию воспитательной работы, для реализации которой мы тесно сотрудничаем с Министерством РСО-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта, Министерством РСО-Алания по вопросам межнациональных отношений, СевероОсетинским республиканским благотворительным фондом «Спасательный круг», Республиканским наркологическим диспансером, региональным управлением Госнаркоконтроля, общественной молодежной организацией «Ног фжлтжр» («Новое поколение »).

Показателем уровня патриотического воспитания студентов является их желание участвовать в патриотических мероприятиях, уважение к историческому прошлому своей страны и деятельности предшеству-ющихпоколений. Регулярно студенты вместе с руководством вуза посещают ветеранов Великой Отечественной войны и бывших работников университета. В год 70-летия Победы в вузе был организован комплекс масштабных праздничных мероприятий: показ тематических фильмов, конкурс чтецов стихотворений «СтихиЯ », конкурс военной песни «Наша Победа», акция «Георгиевская ленточка», праздничный концерт, приуроченный ко Дню Победы, на котором студенты факультеты ис-

Юбилей

123

кусств реконструировали военные действия Великой Отечественной войны. Кроме того, в Комсомольском парке была заложена «Аллея Победы».

По инициативе студенческого актива в вузе проводятся круглые столы, посвященные профилактике экстремизма и других асоциальныхявлений в молодежной среде. В апреле 2015 г. в рамках фестиваля «Мир Кавказу» СОГУ в третий раз посетила делегация студентов и преподавателей Южного и Северо-Кавказского федеральных университетов с автопробегом «Мы едины ». Просветительская акция, целью которой является гражданский мир на территории России, охватывает все регионы СКФО, а также Крымский федеральный округ. В университете продолжается реализация проекта «Край родной глазами студентов» - экскурсионные поездки студентов с посещением историко-культурных достопримечательностей на территории республики и за ее пределами. В этом году более 1000 студентов имели возможность побывать в Куртатинском, Дигорском, Даргавском, Цейском ущельях республики, совершить экскурсии «по Лермонтовским местам» в г. Пятигорске.

Прошедший 2014 г. был объявлен в республике годом Коста Хетагурова, основоположника осетинской литературы, чье имя носит университет. В СОГУ прошли масштабные мероприятия, среди них: флешмоб, в ходе которого студентам-орга-низаторам с факультета искусств удалось создать атмосферу праздника не только в стенах вуза, но и на улицах города; конкурс чтецов; интеллектуальный турнир «Коста Хетагуров - осетин, художник, поэт и народный певец»; экскурсии студентов всех факультетов на родину великого поэта в с. Нар.

Традиционной стала Всероссийская (с международным участием) молодежная научная школа-конференция «Актуальные проблемы исторической науки: взгляд молодых ученых». Кроме того, в течение все-

го учебного года студенты посещают спектакли всех театров республики и различные концертные программы. Традиционно в День российского студенчества на базе СОГУ проходит Форум студентов и молодежи вузов РСО-Алания. В 2014 г. на форуме было учреждено региональное общественное движение «Союз студентов и молодежи вузов Республики Северная Осе-тия-Алания».

Формирование социально активной личности - важнейшее направление гражданского воспитания студентов, включающее развитие у них уважения к правам и свободам человека, чувства собственного достоинства и справедливости, любви к окружающей природе, готовности к сочувствию, сопереживанию, милосердию. Недавно созданный центр подготовки и реализации студенческих проектов совместно с Министерством по делам молодежи, физической культуры и спорта РСО-Алания проводят консультации по социальному проектированию и подготовке будущих участников Северокавказского форума «Машук». Кроме того, в рамках реализации программы «Межкультурный диалог в студенческой среде» делегации наших студентов принимают участие в различных мероприятиях,

124

Высшее образование в России • № 10, 2015

проводимых в вузах СКФО. В целях реализации Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 гг. и исполнения Программы по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 гг. университет совместно с МВД РФ по РСО-Алания проводит комплекс мер по разъяснению ответственности за взяточничество и коррупционное посредничество.

Регулярно студенческий спортивный клуб «Атлант» совместно с Республиканским центром переливания крови проводят донорскую акцию «Сегодня я спас жизнь человека». Студенты-волонтеры постоянно посещают детские дома «Ласка», «Хуры тын» («Лучсолнца»), «Виктория», детский реабилитационный центр «Феникс», дом-интернат для престарелых и инвалидов «Забота», являются активными участниками и организаторами акций сбора средств для больных детей и трудовых десантов.

В целях пропаганды здорового образа жизни в студенческой среде и развития массового студенческого спорта в течение всего календарного года в университете проводятся соревнования по различным видам спорта. Традиционными являются межвузовский турнир по волейболу среди девушек, посвященный памяти доцента кафедры спортивных игр К.Т. Айдарова. Отметим также межфакультетский турнир по волейболу, спортивные эстафеты для студентов первого курса «Веселые старты», чемпионат студентов СОГУ по настольному теннису, личное первенство студентов по шахматам и др. Большой популярностью в молодежной среде пользуется чемпионат вуза по мини-футболу с участием более 200 человек, который проходит в течение нескольких месяцев.

В 2014 г. был учрежден студенческий спортивный клуб СОГУ «Атлант», который стал региональным отделением Общероссийской молодежной общественной организации «Ассоциация студенческих спортивных клубов России», попечительский совет которой возглавляет Президент

РФ В.В. Путин. Клуб достойно представил наш университет на трех престижных Всероссийских форумах: на первом спортивно-патриотическом лагере, организатором которого является Ассоциация студенческих спортивных клубов России в Республике Карелия, на форуме «Августенок» V Всероссийского образовательного лагеря в Приэльбрусье и на II съезде Ассоциации студенческих спортивных клубов России в Сочи.

Большое внимание уделяется оздоровлению студентов. В 2014 г. 260 студентов из числа круглых сирот, инвалидов (льготные категории), а также отличников учебы, активистов-общественников, студентов из малообеспеченных и многодетных семей отдохнули и поправили свое здоровье на Черноморском побережье Анапского района в п. Джемете (170 человек) и в горных районах нашей республики - на базе отдыха «Орлиное гнездо» (90 человек).

Культурно-массовая работа включает в себя организацию и проведение различных мероприятий для студентов, среди них: День российского студенчества, интеллектуальная игра «Брэйн-Ринг», чемпионат по игре КВН, проходящий в несколько этапов в течение всего года, торжественная церемония награждения выпускников и вручения им дипломов с отличием, торжественное посвящение первокурсников в студенты, фестиваль творчества первокурсников «Зеленое яблоко» и фестиваль «Золотая Осень».

Университет создает все условия для творческого развития студентов. Результаты говорят сами за себя: в этом году на республиканском фестивале «Студенческая весна» творческий коллектив студентов СОГУ подошел к финишу фестиваля с отличными результатами: первое место в 10 номинациях, второе место в трёх номинациях и третье место в шести номинациях. Студенческий актив принял активное участие в просветительских мероприятиях «Школы студенческой весны » в г. Ставро-

Юбилей

125

поле. Команда СОГУ из представителей 10 факультетов выступила на Всероссийском студенческом марафоне, который проходил на побережье Черного моря в поселке Сукко в Федеральном детском оздоровительно-образовательном центре «Смена». В прошлом году заслуженный ансамбль народного танца СОГУ «Иристон», в программе которого более 20 номеров, связанных с культурой и искусством разных народов России и зарубежных стран, достойно представлял культуру и традиции нашего народа за пределами республики. Кроме того, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова может похвастаться тем, что команда юридического факультета вновь вошла в число 12-ти лучших команд из четырёх стран мира, отобранных на ежегодном международном конкурсе им. Ф.Ф. Мартенса; другая команда этого же факультета успешно представила вуз на российском этапе Конкурса имени Джессопа.

В СОГУ сохраняют и поддерживают неформальный подход в работе со студенчеством - наиболее интеллектуальной,

творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим ресурсом политического, духовного и экономического преображения российского общества. Ведь воспитание - это в первую очередь сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности. Только так университет может стать не только центром подготовки профессионалов, но и широким культурно-образовательным, культурно-нравственным пространством, а также фактором социокультурной модернизации страны.

Статья поступила в редакцию 14.06.15.

PEDAGOGIC WORK SYSTEM IN A MODERN UNIVERSITY

KUL’CHIEVA Emma G. - Vice-Rector on Economics and Social Affairs, North-Ossetian State University after K.L. Khetagurov, Vladikavkaz, Russia. E-mail: emma.kulchieva@mail.ru

BATYROV Aslan E. - Cand. Sci. (History), Head of Department on Youth and Social Affairs, North-Ossetian State University after K.L. Khetagurov, Vladikavkaz, Russia. E-mail: bataslan@mail.ru

Abstract. Pedagogic work is an integral part of the education process. In the article the authors give an overview of the modern system of pedagogic work based on the North-Ossetian State University experience.

The authors explain the way the work is organized in compliance with federal law and the University concept idea. Along with that the University supports informal ways of students’ involvement, since pedagogic system is considered first as an interaction between faculty and students both in academic and out-of-class spheres. As the authors suggest, in this case the

126

Высшее образование в России • № 10, 2015

University is not only the center for professional education, but also the ground for cultural development and social modernization.

Keywords: pedagogic work at University, conception of pedagogic work, students’ out-of-class activities, students’ self-government

The paper was submitted 14.06.15.

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ МОРАЛЬНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ

МАЛИЕВА Залина Колумбовна - канд. пед. наук, доцент, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. E-mail: zkmal@yandex.ru

Аннотация. В статье раскрываются особенности применения современных образовательных технологий в процессе формирования таких необходимых для современного специалиста качеств, как социальная компетентность, коммуникативные умения, навыки критического мышления, способность к рефлексии и адекватному восприятию происходящих событий, других людей и себя, которые способствуют профилактике и преодолению морального отчуждения студентов. Раскрывается сущность и многообразие современных интерактивных технологий обучения, образовательные и воспитательные достоинства метода проектов, развивающие возможности телекоммуникационных учебных проектов. Приводятся примеры практической реализации современных интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе Северо-Осетинского государственного университета. Результаты проведенного исследования расширяют знания о сущности и возможностях современных образовательных технологий, применение которых способствует духовно-нравственному совершенствованию студентов.

Ключевые слова: моральное отчуждение, воспитание, интерактивные технологии, метод проектов, информационные технологии

Систему отношений личности к миру, окружающим и к себе, основанную на социокультурных, социально-психологических, внутрисемейных и личностных противоречиях, приводящих ее к отрицанию моральных ценностей и норм поведения, дисбалансу в межличностных отношениях, отсутствию мотивации к профессиональному и личностному самосовершенствованию, к асоциальному поведению и депрессии, мы будем называть моральным отчуждением [1].

В сфере учебного труда проблему морального отчуждения сегодня усугубляет воздействие всевозрастающего, полифо-нично-фрагментированного потока инфор-

мации, которое обусловливает поверхностность восприятия у студентов, утрату смыслоорганизующего характера получаемой ими информации. Вследствие этого они теряют способность к концентрации внимания, умение выделять и понимать смысл поступающей информации, что приводит к снижению их мыслительных способностей, обеднению эмоциональной сферы и деградации духовно-нравственного мира [2].

Единственная возможность преодоления данного типа отчуждения лежит в пространстве профессионального образования, где существуют специфические методы, средства и технологии обучения и вос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.