Научная статья на тему 'Система внутрифирменного образования как фактор профессиональной социализации: обоснование социальных задач и технологий (на примере ОАО «Аэропорт«Пулково»)'

Система внутрифирменного образования как фактор профессиональной социализации: обоснование социальных задач и технологий (на примере ОАО «Аэропорт«Пулково») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОАО "АЭРОПОРТ "ПУЛКОВО" / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / КОРПОРАТИВНЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР / СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / АДАПТАЦИЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / JSC PULKOVO AIRPORT / PERSONNEL POLICY / PROFESSIONAL SOCIALISATION / PERSONAL STIMULATION / CORPORATIVE TRAINING CENTRE / SOCIAL PROGRAMME / ADAPTATION AT WORKPLACE / MANAGEMENT RESOLUTIONS / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багирян Юлианна Эдуардовна

Основными составляющими профессиональной социализации индивида на рабочем месте являются: социально-психологическая адаптация индивида на рабочем месте; взаимодействия и отношения внутри социальной группы (коллектива); особенности приобретения профессиональных знаний и навыков, процесса профессиональной подготовки персонала в организации; особенности кадровой политики организации; социальная программа организации. Эти вопросы предмет рассмотрения в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Company's internal education system as a factor of professional socialisation: explanation of social objects and technologies (on the base of the JSC "Pulkovo Airport")

There are some principal elements of vocational socialisation at workplace, namely: social and psychological adaptation, collective interaction and relations inside a social group, features of vocational training and personnel policy, an organisation's social programme. These are among the major issues of the article.

Текст научной работы на тему «Система внутрифирменного образования как фактор профессиональной социализации: обоснование социальных задач и технологий (на примере ОАО «Аэропорт«Пулково»)»

Ю. Э. Багирян

СИСТЕМА ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ: ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ И ТЕХНОЛОГИЙ (на примере ОАО «Аэропорт «Пулково»)

Работа представлена кафедрой социологии Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики. Научный руководитель - доктор социологических наук, профессор Р. А. Костин

Основными составляющими профессиональной социализации индивида на рабочем месте являются: социально-психологическая адаптация индивида на рабочем месте; взаимодействия и отношения внутри социальной группы (коллектива); особенности приобретения профессиональных знаний и навыков, процесса профессиональной подготовки персонала в организации; особенности кадровой политики организации; социальная программа организации. Эти вопросы - предмет рассмотрения в данной статье.

Ключевые слова: ОАО «Аэропорт «Пулково», кадровая политика, профессиональная социализация, стимулирование личности, корпоративный учебный центр, социальная программа, адаптация на рабочем месте, управленческие решения, система менеджмента качества.

Yu. Bagiryan

COMPANY'S INTERNAL EDUCATION SYSTEM AS A FACTOR OF PROFESSIONAL SO-CIALISATION: EXPLANATION OF SOCIAL OBJECTS

AND TECHNOLOGIES (on the base of the JSC "Pulkovo Airport")

There are some principal elements of vocational socialisation at workplace, namely: social and psychological adaptation, collective interaction and relations inside a social group, features of vocational training and personnel policy, an organisation's social programme. These are among the major issues of the article.

Key words: JSC "Pulkovo airport", personnel policy, professional socialisation, personal stimulation, corporative training centre, social programme, adaptation at workplace, management resolutions, quality management system.

Экономическая и, в более широком плане, социальная ответственность современных транспортных систем является чрезвычайно высокой. События последних лет, приобретавшие подчас форму крупных катастроф с массовыми потерями человеческих жизней, неоднократно доказывали особую актуальность так называемого «человеческого фактора» внутри транспортных систем, иными словами - проблем социального контроля, профессиональной социализации персонала. В конечном счете, речь идет о функциональности и надежности всей социальной инфраструктуры современных высокотехнологичных корпораций. Важнейшим, поистине системообразующим элементом этой инфраструктуры выступает внутрикорпоративная организация профессиональной подготовки, формирования высокой личностной и социальной ответственности всех сотрудников такой корпорации.

Вступая в трудовой коллектив, сотрудник аэропорта, впрочем, как и новый сотрудник в любой строго организованной производственной корпорации, включается в новую для него систему профессионально-трудовых и социальных отношений, принимает особую ответственность перед конкретным трудовым коллективом и, косвенно, окружающим корпоративным сообществом. Происходит адаптация индивида к коллективным требованиям, принципам и нормам.

Анализируя социальные аспекты формирования личности, будем исходить из того, что основными составляющими профессиональной социализации индивида на рабочем месте являются:

• социально-психологическая адаптация индивида на рабочем месте; Взаимодействия и отношения внутри социальной группы (коллектива);

• особенности приобретения профессиональных знаний и навыков, процесса профессиональной подготовки персонала в организации;

• отличительные особенности кадровой политики организации;

• социальная программа организации (в том числе система оплаты труда).

Таким образом, мы имеем дело с факторами, являющимися по сути субъективными - зависящими от структуры организации и выбранного курса осуществления кадровой политики.

Адаптационный процесс на рабочем месте подразумевает «подчинение» структуре и системе взаимоотношений и взаимосвязей в организации. Процесс адаптации в аэропорту отличается необходимостью оперативно реагировать на возникающие ситуации и строго следовать инструкциям, где подробно описаны технологии работы и взаимодействия. Специфика работы состоит в том, что сотрудник, вовлеченный в процесс обслуживания, осваивает теоретическую и практическую части профессионального обучения одновременно, что требует от него повышенного внимания, сосредоточенности и самодисциплины. Работа, подчиненная временным нормативам, дисциплинирует сотрудника, расширяет сферу контактов, так как основана на взаимодействии с различными службами организации.

В деятельности аэропорта деятельности, по сути, каждое подразделение, задействованное в обслуживании пассажиров и воздушных судов, является промежуточным звеном, соединяющим процедуры общего процесса. В обслуживании пассажиров важен не столько аспект профессионального роста (выполняемые операции в любом случае ограничены участком обслуживания), сколько качественное, безошибочное выполнение должностных функций.

Работники служб, непосредственно занятые в производстве услуги (наземное обслуживание пассажиров и воздушных судов), выполняют определенный набор функций, получая результат приложенных усилий здесь и сейчас в оперативном режиме. Их действия четко регламентированы должностной инструкцией и другими нормативными документами. Эти работники находятся в постоянной взаимосвязи со своими коллегами и работают на один результат. В оперативной работе практически нет путей для творческого разрешения вопросов. Однако при возникновении сбойной ситуации или конфликта с пассажирами работник не всегда строго следует правилам и

инструкциям. В таких случаях благоприятный исход ситуации в некоторой степени зависит от ее восприятия работником, самоконтроля, творческих возможностей личности, уровня профессиональных знаний, опыта действий в различных ситуациях.

С течением времени происходит постепенное согласование ожиданий обеих сторон: недавний студент, приобретая знания и навыки, копируя практику своих коллег, изучая условия труда, формирует собственную модель поведения, стиль обслуживания пассажиров и так далее. Таким образом, профессиональная адаптация на рабочем месте обеспечивает устойчивость и повторяемость профессионального опыта и приспособление индивида (группы) к изменениям внутренней структуры, внешних обстоятельств, влияющих на традиционный уклад профессионально-трудовой деятельности. Происходит приобретение определенной роли или ее изменение, что в социальном отношении выражается в степени доступности общественных благ, удовлетворения потребностей, способности оказывать влияние на других людей и принятии решений. Образующиеся формы взаимодействия в коллективе формируют структуру как модель социальных отношений со своими особенностями и отличительными признаками. Однако структура не являет собой абсолютно постоянную форму. Благодаря своим действиям, индивиды могут трансформировать и даже производить структуры, т. е. социальные практики.

Стимулирующее воздействие на развитие межличностных и межгрупповых взаимоотношений оказывают социальные программы: спортивные мероприятия, в которых принимают участие работники аэропорта, предоставление служебного автобуса, предоставление путевок для детей работников, обеспечение абонементами в фитнес-клубы. Эти мероприятия мотивируют персонал к неформальному общению, расширению социальных связей и т. п.

Исследуя профессиональный аспект развития личности в трудовом коллективе, отметим, что одним из достижений менеджмента аэропорта в этой области стало открытие в

2007 г. Учебного центра, призванного консолидировать усилия всех подразделений для обеспечения бесперебойного и качественного профессионального обучения сотрудников аэропорта. До момента открытия центра обучение в основном производилось силами самих подразделений, либо не проводилось совсем (даже при назревающей актуальности), что в социально-профессиональном плане не давало удовлетворения в качественном получении знаний в таких областях, как изучение иностранного языка, авиационная безопасность, информационные технологии.

Немаловажный социальный аспект - получение работниками свидетельств о прохождении того или иного курса, повышая тем самым свой профессиональный статус. Накопленный профессиональный опыт, наличие сертификатов и свидетельств учитываются при проведении аттестации сотрудника (для повышения профессиональной категории - для специалистов). Таким образом, с одной стороны, рост профессиональных знаний и связей способствует достижению более высокого профессионального статуса, а с другой - аттестация на более высокую категорию подразумевает необходимость постоянного профессионального развития, переподготовки и т. п.

В 2008 г. Учебный центр ставит перед собой несколько важных задач: открытие и проведение курсов английского языка для ряда подразделений аэропорта, реализация тренинговых программ по различным темам, затрагивающим повышение индивидуального потенциала. Также с ноября 2008 г. апробируется и внедряется первая корпоративная тре-нинговая программа «Качество обслуживания пассажиров: успешная работа фронт-офиса» для персонала аэропорта, непосредственно вступающего в контакт и во взаимодействие с пассажирами. Это позволит обеспечить качество обслуживания пассажиров на высоком профессиональном уровне, повысит общий культурный уровень сотрудников.

Безусловно, внедрение тренинговых и других программ для профессионального развития персонала в западных странах давно не новинка, однако на российском пространстве кадровой политики подобные управленческие

решения в авиационной сфере претворяются в жизнь сравнительно недавно.

С ноября 2007 г. и до настоящего момента около 500 человек прошли профессиональное обучение, инструктажи и тестирование на базе Учебного центра аэропорта «Пулково». Темы проведенных семинаров, тренингов и инструктажей охватывают вопросы Системы менеджмента качества, бюджетирования, авиационной безопасности, действий в чрезвычайных ситуациях, информационных технологий. Таким образом, можно сделать вывод о направленности обучения в сторону безопасности, надежности и качества процесса наземного обслуживания пассажиров.

Ключевую роль в создании «корпоративного климата» обеспечивает выбранный курс кадровой политики. Кадровая политика, проводимая в аэропорту «Пулково», представляет собой смешение двух стилей осуществления кадровой политики и управления персоналом: контроль за признаками негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса, и рациональность в решении социально-кадровых вопросов. Структуру кадровой политики составляют системы целей, принципов и основных направлений деятельности, задающих единые правила для всех субъектов социального управления по формированию и рациональному использованию способностей индивида, как в его личных интересах, так и в интересах организации.

По степени открытости/закрытости кадровая политика аэропорта «Пулково» относится к открытой. По виду собственности аэропорт относится к открытому акционерному обществу, т. е. деятельность аэропорта, инновационные проекты, направление развития имеет значение не только для административного и руководящего персонала, но и для акционеров, одним из которых является город. При первичном анализе, организация достаточно открыта для потенциальных сотрудников любого уровня с опытом работы и в других отраслях. Однако основу коллектива подразделений, задействованных в обслуживании пассажиров, составляют выпускники (студенты) вузов без опыта работы.

Как и любой социальный процесс, процесс реализации политики стимулирования на практике претерпевает некоторые изменения, выявляет характерные для той или иной сферы наземного обслуживания тенденции. Среди положительных тенденций можно отметить следующие:

• повышение уровня сознательности и дисциплинированности персонала при выполнении технологических операций в целом;

• повышения уровня ответственности руководителей подразделений за качество работы, выполняемой персоналом;

• постепенный рост качества подготовки персонала при профессиональном обучении;

• снижение количества несоответствий в работе, случаев некачественного выполнения технологий и инструкций;

• повышение общего уровня профессиональной подготовки работников, профессионального самосознания.

Сформированная система премирования выступает как относительно устойчивый стимулирующий фактор, оказывающий воздействие на мотивирование труда, на оперативное устранение несоответствий, а главное - на предотвращение нарушений путем ответственного исполнения своих обязанностей, не только формального контроля со стороны руководства, приобретения новых знаний и умений в профессиональной деятельности, повышения собственных квалификационных показателей. Еще одной задачей в рамках системы премирования выступает повышение качества выполняемых аэропортом услуг: регистрация пассажиров, обработка багажа, предоставление информации о полетах, обслуживание различных категорий пассажиров, осуществление контроля за производственным процессом и так далее.

Среди проявлений отрицательного характера в избранном курсе проведения кадровой политике выделим следующие:

• влияние человеческого фактора на формулировку показателей, следовательно, - на логику определения несоответствия и степени его значимости для обеспечения бесперебойного протекания технологического процесса и соблюдения норм техники

безопасности и охраны труда (субъективные критерии оценки).

• цепочка «выявление несоответствия -оперативность принятия мер для устранения - предоставление объяснительной по установленному факту - решение о депреми-рировании - подача всех документов на согласование смежным подразделениям аэропорта (финансистам, экономистам, юристам)» хотя и функционирует, но пока отсутствует единая система понимания и трактовки тех или иных случаев, что вызывает вопросы методологического характера.

• возможно, данная система приемлема только для оценки производственных показателей, где важна профессиональная грамотность работника, оперативность осуществления операций и принятий решений (в том числе в сбойных ситуациях). На производстве критериями оценки являются: временные нормативы выполнения операций технологического цикла, грамотность и личная заинтересованность в осуществлении работы «здесь и сейчас», результат которой можно наблюдать сразу же: регистрация пассажиров, оформление багажа - выпуск багажной бирки, получение пассажиром посадочного талона, посадка на борт воздушного судна, справочные данные для пассажира, обеспечение обслуживания различных категорий пассажиров на вылет и прилет, обслуживание трансферных пассажиров и так далее.

Одним из показателей успешности профессиональной социализации личности является уровень оплаты труда, а фактором, влияющим на профессиональную социализацию - система оплаты труда. Некоторые социологи сходятся во мнении, что «уровень оплаты труда должен напрямую зависеть от трудового вклада работника» [3, с. 370]. Применительно к персоналу исследуемой организации отметим, что уровень оплаты труда прежде

всего зависит от занимаемой должности и соответственно от степени ответственности, выполняемых функций. Являясь достаточно стабильной в социально-экономическом отношении организацией, аэропорт «Пулково» не только регулярно повышает оклады сотрудников, но осуществляет попытки расширения социальных программ. В 2008 г. сотрудникам, принявшим участие в перспективных проектах развития подразделений, успешно проявившим организаторские способности, обеспечившим качественную работу, были выделены финансовые средства на проведение санитарно-курортного лечения и оздоровительного отдыха.

Положительной тенденцией проводимых руководством аэропорта преобразований, является понимание, что в условиях рынка, жесткой конкуренции работники должны быть предрасположены к инновационной деятельности. Начиная с 2005 г., когда аэропорт был преобразован в самостоятельную организацию, менеджмент взял курс на стратегическое инновационное развитие. Самые существенные изменения произошли в 2007 г.: были созданы несколько новых подразделений и профессиональных групп (трудовых коллективов), среди которых такие, как группа корпоративных отношений, отдел комплексной защиты информации и другие. Преобразования подчеркивают стремление руководства аэропорта к достижению высоких показателей организации как обслуживающей компании, и как организации, заинтересованной в главном своем ресурсе -персонале. Повышение степени социальной направленности профессионального и личностного развития сотрудника, произошедшее за последние 2 года, безусловно, оказывает благоприятное воздействие на удовлетворение социальных потребностей в безопасности, надежности, стабильности, уважении и развития индивида.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Кравченко С.А. Социология. М., 2004. 482 с.

2. Нартов Н. А., Бельский В. Ю. Социология: учебник для вузов. М., 2005. 370 с.

3. Нормативные документы ОАО «Аэропорт «Пулково».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.