Научная статья на тему 'Система внутреннего контроля исполнения бюджета'

Система внутреннего контроля исполнения бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
574
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Турова Ю.С., Полубелова М.В.

Рассматриваются значение системы внутреннего контроля исполнения бюджетов, а также процедуры входящие в эту систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система внутреннего контроля исполнения бюджета»

Секция ««Современное состояние бухгалтерского учета, анализа и аудита»

- привлечение к проведению проверки специалистов аудируемой организации, ассистентов, других аудиторов и экспертов; координирование и контроль выполняемой ими работы и др. [4].

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы являются основанием для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а также для формирования объективного мнения о бухгалтерской отчетности клиента [5].

При планировании аудита аудитору следует в случае необходимости корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово хозяйственной деятельности предприятия и результатов промежуточных аудиторских проверок.

Библиографические ссылки

1. Словарь по экономике и финансам // Глосса-рий.ру: [сайт]. [2011]. URL: http://slovari.yandex.ru/ ~книги/Экономика%20и%20финансы/Планирова ние%20аудита/ (дата обращения: 10.03.2011).

2. Планирование аудита : федеральное правило (стандарт) № 3, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 23.09.2002 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.01.2011 № 30). Доступ из справ.-прав. сист. «КонсультантПлюс».

3. Морозова Ж. А. Планирование в аудите : практ. руководство. URL: http://www.mfmadi.ru /images/uploaded/file/elkatalog/ekonomika/Planirovanie_ vaudite.Prakticheskoerukovodstvo. _Zh.A._Morozova. pdf (дата обращения: 10.03.2011).

4. Шешукова Т. Г. Планирование аудита // Библиотека экономики Кушнира: [сайт]. URL: http:// www.be5.biz/astg/07.htm (дата обращения: 10.03.2011).

5. Парушина Н. В., Баркова Т. А. Планирование аудита // GAAP.RU: теория и практика финансового учета: [сайт]. URL: http://gaap.ru/articles/77610/ (дата обращения: 10.03.2011).

© Турова Ю. С., 2011

УДК 65.290

Ю. С. Турова Научный руководитель - М. В. Полубелова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. В. Решетнева, Красноярск

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА

Рассматриваются значение системы внутреннего контроля исполнения бюджетов, а также процедуры входящие в эту систему.

Затраты в области ракетостроения очень велики. При разработке продукции формируется различная документация, на основе которой составляются бюджеты (схема доходов и расходов на определенный период времени).

Все бюджетные показатели в разрезе центров ответственности (сегментов, руководитель которого отчитывается за определенный участок работ) делятся следующим образом:

- централизованно устанавливаемые аппаратом управления;

- устанавливаемые самим структурным подразделением.

Для реализации бюджетного задания необходимо установить персональную ответственность руководителей структурных подразделений за выполнение бюджетных показателей. Распределение ответственности за выполнение различных подбюджетов определяется существующей организационной структурой и системой управления, т. е.:

- распределением функциональных обязанностей по обеспечению хозяйственной деятельности организации в разрезе отдельных стадий финансового цикла, производственных линий и т. п.;

- регламентом соподчиненности и координации различных подразделений организации, закрепленным в соответствующих внутренних нормативных документах (должностные инструкции руководите-

лей, положения о подразделениях, положение о планировании и пр.).

Учет ответственности - обязательная составляющая внутрифирменного бюджетирования на всех стадиях бюджетного процесса: составление сводного бюджета, контроль исполнения, анализ исполнения.

Деление организации на центры ответственности позволяет:

- использовать специфические методы управления с учетом особенностей деятельности каждого подразделения организации;

- увязать планирование с организационной структурой;

- децентрализовать планирование, осуществляя его на всех уровнях управления;

- установить ответственных за возникновение затрат, выручки, прибыли.

Выбор способа деления организации на центры ответственности определяется спецификой конкретной ситуации. При этом необходимо учитывать следующие требования:

- в каждом центре ответственности должен быть показатель для измерения объема деятельности и база для распределения расходов;

- во главе каждого центра должно быть ответственное лицо - менеджер;

- необходимо четко определить сферу полномочий и ответственности менеджера каждого центра ответственности;

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

- степень детализации должна быть достаточной для анализа, но не избыточной, чтобы ведение учета не было чересчур трудоемким;

- для любого вида затрат предприятия должен существовать такой центр затрат, для которого данные затраты являются прямыми;

- поскольку деление предприятия на центры ответственности сильно влияет на мотивацию руководителей соответствующих центров, необходимо учитывать социально-психологические факторы [1].

Любая система жизнеспособна, если имеет в своем составе элементы обратной связи, предусматривающие анализ сделанного и текущую корректировку поведения системы по мере поступления сигналов о ее состоянии. Роль обратной связи в бюджетировании играет контроль исполнения бюджета [2].

Система внутреннего контроля исполнения бюджета - это логическая структура формальных и (или) неформальных процедур, предназначенная для анализа и оценки эффективности управления ресурсами, затратами, обязательствами организации в течение бюджетного периода (периодический мониторинг текущей деятельности, сравнение объемов и затрат с бюджетными нормативами, избежание чрезмерных расходов). Она включает в себя:

- текущее принятие управленческих решений на различных уровнях организационной иерархии исходя из критерия выбора оптимальных альтернатив в рамках установленного бюджетного задания. Эта работа выполняется в течение бюджетного периода структурными подразделениями - объектамиплани-рования (центрами ответственности) организации;

- поступление от центров ответственности (объектов планирования) управленческим службам (субъектам планирования) соответствующей информации о ходе выполнения бюджетного задания;

- анализ текущей информации о выполнении бюджета управленческими службами и подготовка рекомендаций высшему руководству (директору по экономике) по корректировке оперативной деятельности в разрезе различных центров ответственности [3].

Итак, мониторинг исполнения бюджета осуществляется одновременно:

- самими подразделениями, отвечающими за исполнение бюджетного задания. Здесь контроль текущих показателей необходим для самостоятельной корректировки оперативной деятельности подразделения с целью наилучшего исполнения бюджета;

- управленческими службами аппарата управления, ответственными за разработку тех или иных показателей сводного бюджета. Управленческие службы на основе анализа текущей информации разрабатывают рекомендации руководству организации для централизованной корректировки оперативной деятельности подразделений с целью наилучшего исполнения бюджетного задания. Контроль исполнения сводного бюджета осуществляется различными управленческими службами организации в течение всего бюджетного периода (для краткосрочного бюджета, как правило, в течение квартала помесячным подведением промежуточных итогов).

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в области ракетостроения контроль исполнения бюджетов играет особо важную роль, так как выявление причин отклонений по статьям затрат позволит найти пути их сокращения.

Библиографические ссылки

1. Попов А. А. Бюджетирование как инструмент финансового планирования // Elitarium: центр дистанционного образования. 2007. URL: http://www.elitarium.ru/2007/08/13/bjudzhetirovanie_inst rument_finansovogo _planirovanija.html.

2. Ковтун С. Контроль исполнения бюджета // Технологии корпоративного управления. 2011. URL: http://www. iteam. ru/publications/finances/ sec-tion_11/article_4168.

3. Щербаков В. A. Организация процесса бюджетирования на предприятии: как и с чего начать // Elitarium: центр дистанционного образования. 2008. URL: http://www. elitarium. ru/2008/12/17/process_bjud-zhetirovanija.html.

© Турова Ю. С., Полубелова М. В., 2011

УДК 657.1

Н. Н. Филина Научный руководитель - Т. Г. Тарасова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнёва, Красноярск Аэрокосмический колледж, Красноярск

ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

В режиме постоянной инфляции и жестких рыночных отношений (конкуренция) работа предприятий в России сопряжена со значительным предпринимательским и финансовым рисками. В этих условиях учет на предприятиях становится не только важнейшим и единственным пока источником сверх важной информации, но и главным инструментом планирования и прогнозирования деятельности [4; 3]. Что выводит на первое место значение системы управленческого учета.

Внедрение управленческого учета следует осуществлять постепенно. Особая роль при внедрении управленческого учета принадлежит одному из его элементов - рабочему плану счетов, так как на счетах

управленческого учета создается информация для внутрифирменного оперативного управления. Поэтому именно данный элемент надо внедрять в первую очередь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.