Научная статья на тему 'Система упражнений с грамматической направленностью при работе над безличным предложением на начальном и среднем этапах обучения русскому языку'

Система упражнений с грамматической направленностью при работе над безличным предложением на начальном и среднем этапах обучения русскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1406
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ГРАММАТИЧЕСКИЙ НАВЫК / ЗАДАНИЕ / ИМИТАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / МОДЕЛЬ / ПОДСТАНОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / РЕПРОДУКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / СИТУАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ЯЗЫКОВЫЕ И РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / GRAMMAR / IMITATION EXERCISES / IMPERSONAL SENTENCE / REPRODUCTIVE EXERCISES / SITUATIONAL EXERCISES / SUBSTITUTION EXERCISES / TASK / TRANSFORMATIONAL EXERCISESLINGUISTIC AND SPEECH EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипова Любовь Владимировна

В статье представлена система подготовительных тренировочных упражнений – от имитации до построения собственных высказываний – при работе над безличными предложениями в иностранной аудитории на начальном этапе обучения. Описанная система упражнений способствует формированию грамматических навыков, необходимых для достижения автоматизации употребления безличных конструкций в речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Set of grammatical exercises for working on impersonal sentences at initial stage of Russian language teaching

The article presents a set of preparatory drills – from imitation to proper speech making – when working on impersonal sentences in foreign audience at initial stage of teaching. The specified set of exercises contributes to grammar formation necessary to achieve automatization of impersonal constructions use in speech.

Текст научной работы на тему «Система упражнений с грамматической направленностью при работе над безличным предложением на начальном и среднем этапах обучения русскому языку»

КОНТ ТЕПТ

научно-методический, электронный журнал ART 14648 УДК 373

Архипова Л. В. Система упражнений с грамматической направленностью при работе над безличным предложением на начальном и среднем этапах обучения русскому языку // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 13. - ART 14648. - 0,27 п. л. - URL: http://e- koncept.ru/2014/ 14648.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Архипова Любовь Владимировна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов

pchelka-tmb@mail.ru

Система упражнений с грамматической направленностью при работе над безличным предложением на начальном и среднем этапах обучения

русскому языку

Аннотация. В статье представлена система подготовительных тренировочных упражнений - от имитации до построения собственных высказываний - при работе над безличными предложениями в иностранной аудитории на начальном этапе обучения. Описанная система упражнений способствует формированию грамматических навыков, необходимых для достижения автоматизации употребления безличных конструкций в речи.

Ключевые слова: безличное предложение, грамматический навык, задание, ими-тативные упражнения, модель, подстановочные упражнения, репродуктивные упражнения, ситуативные упражнения, трансформационные упражнения, языковые и речевые упражнения.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Усвоение структуры предложения в овладении русским языком иностранными учащимися играет решающую роль, поскольку язык реализует свою коммуникативную функцию в речи, он создает речь. Поэтому первая и важнейшая задача при обучении иностранному языку «заключается в том, чтобы научить учащегося строить предложение по грамматическим правилам данного языка, в частности русского языка» [10, с. 174]. Иностранные учащиеся должны понять, что предложения строятся не так, как этого хочется говорящему, а по моделям, сложившимся в языке в результате его длительного развития, и что каждое предложение несет определенный смысл. Работа над грамматическим материалом, как считают методисты, должна проходить четыре этапа [5, с. 188]:

- введение речевых образцов, наполненных конкретным грамматическим материалом, теоретические пояснения, объяснение семантики и ситуации употребления;

- формирование грамматических навыков путем автоматизации грамматических действий;

- включение грамматических навыков в основные виды речевой деятельности;

- развитие речевых умений.

Этап формирования речевых грамматических навыков самый важный, так как именно с ним связана автоматизация грамматических действий. Конечной целью всей проводимой на уроке работы является выход учащегося в акт реальной коммуникации. На обобщающем занятии по безличным предложениям учащийся должен овладеть умением конструировать все виды предложений данного типа и пользоваться каждым из них в конкретной ситуации общения. Этого достичь невозможно без предварительной выработки грамматических навыков использования изучаемых конструкций. Грамматические навыки являются неотъемлемыми компонентами речевой деятельности. Грамматический навык - это «автоматизированный компонент сознательно выполняемой речевой деятельности, обеспечивающий правильное (безошибочное) употребление грамматической формы в речи. Владение граммати-

КОНТ тнпт

в;

по выбору

Архипова Л. В. Система упражнений с грамматической направленностью при работе над безличным предложением на начальном и среднем этапах обучения русскому языку // Концепт. - 2014. -

ART 14648 УДК 373 Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

ческим навыком означает способность производить речевое действие модели, адекватной речевой задаче в конкретной ситуации общения, и осуществлять правильное оформление речевой единицы с соблюдением норм языка» [6]. Цель практической работы по созданию грамматических навыков - формирование умения строить неограниченное количество осмысленных и грамматически правильно оформленных коммуникативных единиц с заданным смыслом, достижение автоматизации их употребления.

Как известно, грамматические навыки учащегося подразделяются на языковые и речевые (коммуникативные). Под языковыми грамматическими навыками понимают навыки по образованию отдельных грамматических форм и структур в соответствии с лингвистическими правилами с учетом парадигматических отношений, т.е. вне коммуникации. Под речевыми грамматическими навыками понимают автоматизированное употребление грамматических явлений в речи, в основе которого лежат стереотипные речевые связи и способность проявления их в разных видах деятельности [8, с. 124]. Они взаимообусловлены и взаимосвязаны. Искажение смысла высказывания, а порой и его потеря, свидетельствует об отсутствии выработки языковых навыков у студента.

Основным фактором, обусловливающим успех обучения речевой деятельности, являются упражнения, только в них развиваются и совершенствуются речевые навыки. Поэтому задача преподавателя - организовать систему тренировочных упражнений, различных по своим целям, степени сложности, и расположить их в определенной последовательности, что обеспечит не только постепенное усложнение действий с языковым материалом, но и увеличение степени самостоятельности учащегося [2, с. 122]. Иными словами, в системе упражнений должны наличествовать задания от простой имитации до создания самостоятельных высказываний на заданную тему. Недостаточное внимание к грамматическому аспекту при изучении безличных предложений ведет к загрязнению речи учащихся, их многочисленным ошибкам при самостоятельном построении высказываний с использованием данного типа конструкций и, следовательно, затрудняет нормальное общение на русском языке.

Тренировочная (подготовительная) работа по освоению конструкций безличных предложений начинается после ознакомления студентов с их основными моделями и особенностями функционирования в речи [подробнее см. 1, с. 33-34]. Выбор синтаксических структур определяет последовательность введения и закрепления той или иной модели предложения. Основой построения системы упражнений с грамматической направленностью должны стать стадии становления речевых навыков - стадия имитации модели, интенсивного повторения речевого образца, генерализация модели, объединения нового со старым [7, с. 87].

Остановимся на выделяемых в методике видах подготовительных упражнений [3, с. 25-29] и представим некоторые их образцы, которые можно использовать при работе над безличным предложением.

Имитативные упражнения заключают в себе действие по аналогии, в них исключен элемент самостоятельного творчества, новый материал учащийся находит «в готовом виде». В то же время они имеют коммуникативную направленность и не носят сугубо формальный характер. Упражнения данного вида играют важную роль в становлении процесса говорения, поскольку помогают осмыслить и запомнить новый материал. Именно поэтому преподаватель должен начинать тренировку каждой конструкции с большого количества имитативных упражнений. Они не вызывают затруднений у сту-

IV О rw

КОНТ ТЕПТ

Архипова Л. В. Система упражнений с грамматической направленностью при работе над безличным предложением на начальном и среднем этапах обучения русскому языку // Концепт. - 2014. -

научно-методический электронный журнал ££4™^ nSpUu/lcM/ 1444б48Йт'27-пглос.-рие1г:

ART 14648 УДК 373 Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120Х.

дентов, создают атмосферу общения, ощущения «свободного» владения новой формой. Эти упражнения могут быть представлены следующим видами заданий:

Задание: Выразите свое согласие.

- 1. Летом в нашем парке очень красиво? 2. Сегодня на улице тихо? 3. Вчера на улице было ветрено? 4. На улице жарко? 5. Сегодня свежо утром? 5. В общежитии шумно? 6. В вашей комнате светло? 7. Летом в России жарко? 8. Зимой в России холодно?

- 1. Вам интересно учиться? 2. Вам интересно слушать рассказы о России? 3. Вам трудно было привыкать к самостоятельности? 4. Вам радостно будет увидеть ваших старых друзей? 5. Вам трудно изучать русский язык? 6. Вам трудно рассказывать тексты по физике? 7. Вам скучно? 8. Вам весело? 9. Вам интересно? 10. Вам плохо? 11. Вам больно?

Задание: Скажите, что вы испытываете то же самое состояние, что и ваш собеседник.

Модель: Мне интересно учиться. - Мне тоже интересно учиться.

1. Мне скучно без дел. 2. Ему тяжело говорить об этом. 3. Мне душно здесь. 4. Ей легко учиться на подготовительном факультете. 5. Луису приятно вспоминать свою студенческую жизнь. 6. Марте было скучно на вечеринке. 7. Анне хорошо тут. 8. Нам очень жарко.

Задание: Уточните информацию.

Модель: Сегодня прохладно. - Как сегодня? Прохладно?

1. Сегодня солнечно. 2. Сегодня туманно. 3. Сегодня дождливо. 4. Вчера было ветрено. 5. Вчера было тепло. 6. Завтра будет жарко. 7. Завтра будет холодно. 8. Завтра будет пасмурно.

Подстановочные упражнения увеличивают способность к репродукции на основе аналогии. Это упражнения с модификацией подставляемого элемента, т.е. на подстановку другой лексической единицы, но употребляемой в той же форме. По предлагаемому образцу учащиеся должны включить в тренируемую конструкцию на месте пропуска другую лексическую единицу. Чтобы задание не носило чисто механический характер, можно предложить студентам выбрать нужный вариант из нескольких предложенных (по принципу тестов). У этих упражнений задания могут быть следующего типа:

Задание: Вставьте вместо точек слова, данные в скобках.

1. Город Москва очень ... . В городе Москве очень ... (красивый - красиво). 2. Эта улица ... . На улице ... (тихая - тихо). 3. Ганс ... рассказчик. Мне здесь просто ... (замечательный - замечательно). 4. Сегодня . день. Вчера тоже было . (пасмурный -пасмурно). 5. Какая ... аудитория. В аудитории ... (шумная - шумно). 6. Мне ... учиться. У меня будет ... профессия (интересная - интересно). 7. Лето в России ... . Летом в России . (жаркое - жарко). 8. Утро сегодня . . Сегодня утром . (свежее - свежо).

Задание: Вставьте вместо точек отрицательные местоимения и наречия.

1. - Почему ты стоишь и не открываешь дверь?

- Мне ... открыть дверь: я потерял свои ключи.

2. - Почему вы стоите?

- Мне . сесть: все места заняты.

3. - Сейчас мне ... вас везти: сын уехал на машине к приятелю.

- Через час он вернется, и тогда - пожалуйста.

4. - Скажи, на концерте было много народу?

- Очень много. ... было сидеть.

5. - Пересядьте, пожалуйста, куда-нибудь на другое место.

IV 3 ^

КОНТ тнпт

Архипова Л. В. Система упражнений с грамматической направленностью при работе над безличным предложением на начальном и среднем этапах обучения русскому языку // Концепт. - 2014. -

ART 14648 УДК 373 Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

- С удовольствием, но, кажется, пересесть ..., все места заняты.

6. - Как! Он не сдал последний экзамен?

- Тут ... удивляться. Он долго болел.

7. - Вы посмотрели новый фильм. Этот фильм смешной?

- Нет, там ... смеяться.

Задание. Дополните предложения, используя конструкции со словами

должен, нужно, пришлось и данные в скобках слова (для обозначения действующего лица).

Модель: Я забыл в аудитории телефон, и ... вернуться (я). - Я забыл в аудитории телефон, и мне пришлось вернуться.

1. ... много работать, чтобы хорошо сдать экзамен (ты). 2. ... отдохнуть, вы очень много работаете (вы). 3. ... позвонить ему сегодня, завтра он уже уедет (ты). 4. Мы уезжаем сегодня вечером, в понедельник ... в Воронеже (мы). 5. К сожалению, ... отказаться от поездки в Киев (я). 6. ... взять такси, хотя собиралась ехать на автобусе (она). 7. На улице шел дождь, и ... вернуться назад, чтобы взять зонт (я). 8. Завтра у нас контрольная работа, и вечером . повторять весь пройденных материал.

Трансформационные упражнения предполагают изменение конструкции в зависимости от изменившегося коммуникативного задания или ситуации. При этом изменение подсказывается учащемуся, а упражнение выполняется с опорой на речевой образец. Упражнения данного вида способствуют правильному выбору конструкций и форм слова, формируют перенос знаний и навыков в новые ситуации общения.

Задание. Согласитесь с вашим собеседником.

Модель: Погода сегодня солнечная. - Да, сегодня солнечно.

1. Погода сегодня дождливая . 2. Погода сегодня ветреная . 3. Погода сегодня прохладная. 4. Сегодня тёплая погода. 5. Сегодня жаркий день. 6. Сегодня морозное утро. 7. Сегодня холодный вечер.

Задание. Трансформируйте сложные предложения в простые по образцу.

Модель: 1. У меня нет времени, чтобы играть в компьютерные игры. - Мне некогда играть в компьютерные игры. 2. У меня не было времени, чтобы играть в компьютерные игры. Мне некогда было играть в компьютерные игры. 3. У меня не будет времени, чтобы играть в компьютерные игры. - Мне некогда будет играть в компьютерные игры.

1. У меня нет времени, чтобы убрать в комнате. 2. У меня нет времени, чтобы приготовить ужин. 3. У меня нет времени, чтобы сейчас говорить по телефону. 4. У меня нет времени, чтобы отнести вещи в химчистку. 5. У меня нет времени, чтобы погулять в парке. 6. У меня нет времени, чтобы сходить в магазин.

Задание. Измените предложения по образцу.

Модель: Андрей всегда играет один, он ни с кем не играет. - Андрею не с кем играть: все ребята старше его.

1. Виктор пока никому не рассказывал о футбольном матче:

отец еще не вернулся с работы, а брат все время сидит в Интернете.

2. Марина ни с кем не танцует, ей скучно,

потому что она пришла на вечер одна.

3. Я ничего не читаю уже несколько дней,

поэтому я пойду сегодня в библиотеку.

4. Туристы очень устали, но они ни о чем не жалели. ...,

потому что поездка была очень интересная.

IV ^ rw

КОНТ ТЕПТ

Архипова Л. В. Система упражнений с грамматической направленностью при работе над безличным предложением на начальном и среднем этапах обучения русскому языку // Концепт. - 2014. -

научно-методический электронный журнал № 13. - ART 14648. - °'27 п. л. - URL:

http://e- koncept.ru/2°14/ 14648.htm. УДК 373 Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Гос. р ег.

ART 14648

Задание. Замените личные предложения безличными. Объясните, как изменится смысл предложения.

а) 1. Он ни к кому не ходил. 2. Мы никуда не поедем на каникулах. 3. Она ни с кем не говорила об этом. 4. Я ни от кого не получаю подарков. 5. Он ничего не делает. 6. Я ничего не сказала. 7. Никто не пошел за продуктами. 8. Я ни о чем с ним не говорил.

б) 1. Ирина завтра не будет на лекции. 2. Марсель не был вчера на математике? 3. Вчера я не был в университете. 4. Завтра Николай Петрович не будет на работе. 5. Вчера наша группа не была на концерте. 6. Мария и Марта не были на вечеринке. 7. Мои друзья не будут на встрече с писателем.

Задание. Измените предложения так, чтобы они выражали:

а) нежелание совершить действие;

б) ненужность совершения действия;

в) отсутствие необходимости его совершения.

Модель: а) Вероника хочет пойти в парк. - Веронике не хочется идти в парк.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) Имеет смысл закончить работу сегодня. - Не стоит заканчивать работу сегодня.

в) Вам нужно купить учебник. - Вам не нужно покупать учебник.

а) 1. Они хотят взять с собой видеокамеру. 2. Виктор решил посоветоваться с другом. 3. Марина собиралась позвонить вам утром. 4. Марсель решил сегодня пойти на концерт. 5. Они хотят встретиться с вами. 6. Он хочет отдохнуть. 6. Сестра собирается съездить в Москву.

б) 1. Мне кажется, вам имеет смысл прочитать эту статью. 2. Вероятно, имеет смысл студентам сходить на открытие выставки. Я думаю, тебе стоит поехать отдохнуть. 4. По-моему, ребенка следует показать врачу. 5. Вам следует заняться плаванием. 6. Нам кажется, имеет смысл эксперимент повторить.

в) 1. Вам нужно выступить с докладом на конференции. 2. Вам нужно доложить обо всем декану. 3. Ей надо подготовить к концерту художественный номер. 4. Ему надо пересдать экзамен по физике. 5. Завтра нам надо рано встать. 6. Мне нужно к уроку истории законспектировать одну статью.

Репродуктивные упражнения близки к речевым. Они направлены на продуцирование высказываний с использованием тренируемой формы, иначе говоря, это изолированное и самостоятельное употребление усвоенной модели. Вопросноответные задания - это элементарный вид таких упражнений. В своих ответах на вопросы студенты обязательно должны использовать изучаемые безличные конструкции. Основой данного вида упражнений может служить и небольшой текст или диалог, прочитанный или прослушанный несколько раз.

Задание. Попросите у вашего товарища нужную вам вещь. Объясните, почему вы это делаете.

Модель: - Анри, можно взять твою ручку? Мне надо записать телефон.

Вам нужны: словарь, дисконтная карта, телефон, калькулятор, тетрадь, конспект лекции по химии, справочник, карта.

Задание. Напишите, кому можно подарить эти вещи. Объясните, почему вы так думаете.

Модель: Хуан - новый музыкальный диск

- По-моему, Хуану можно подарить новый музыкальный диск, потому что он любит слушать музыку.

(V С rw

КОНТ тнпт

Архипова Л. В. Система упражнений с грамматической направленностью при работе над безличным предложением на начальном и среднем этапах обучения русскому языку // Концепт. - 2014. -

научно-методический электронный журнал № 13. - ART 14648. - °'27 п. л. - URL:

http://e- koncept.ru/2°14/ 14648.htm. УДК 373 Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Гос. р ег.

ART 14648

Кармен - коробка конфет; бабушка - теплые носки; сестра - ноутбук; брат -мобильный телефон; Карлос - русско-испанский словарь; Отец - зимние перчатки; друг - кинокамера; преподаватель - цветы.

Задание. Ответьте на вопросы по образцу.

Модель: Вы уже обедали?- Нет, надо (нужно, стоит) пойти пообедать.

1. В киоске продается новый англо-русский словарь. Вы уже купили? 2. Расписание изменилось. Вы уже узнали новое? 3. Оказывается, Виктора положили в больницу. Вы уже были у него? 4. Завтра Николай уезжает в командировку. Вы уже сходили к нему? 5. Завтра в клубе состоится показ нового фильма «Сталинград». Ты уже смотрел этот фильм? 6. Недалеко от музыкального института стоит памятник Рахманинову. Вы уже видели его?

Задание. Ответьте на вопросы, используя отрицательные местоимения.

а) Модель: - Кто-нибудь уберет коридор? - Боюсь, что коридор убирать некому, потому что уборщица заболела.

1. - Сегодня Вика возвращается из дома отдыха. Кто-нибудь встретит ее?

2. - Кто-нибудь пойдет сегодня к Игорю в больницу?

3. - Марта, ты очень хорошо написала сочинение. Тебе кто-нибудь помогал?

4. - У нас закончился хлеб. Может быть, кто-нибудь сходит в магазин?

б) Модель: - Вера, поговори о чем-нибудь с девочкой, ей скучно. - Мне не о чем с ней говорить, потому что я ее совсем не знаю.

1. - Вы уже кого-нибудь пригласили на концерт?

2. - Вы придете? А с кем вы оставите ребенка?

3. - Вы поедете куда-нибудь отдыхать летом?

4. - Вы можете предложить мне что-нибудь почитать?

Задание. Посоветуйте, что нужно сделать этим людям, если:

1. Андрей плохо себя чувствует. 2. Виктор хочет посмотреть новый номер «Вокруг света». 4. Мария плохо написала контрольную работу. 5.Франк не знает, когда будет зачёт по химии. б.Томас хочет поздравить свою девушку с днём рожденья. 7. Марина хочет поехать в Испанию, но она не знает испанского языка. 8. Ваш сосед потерял ключи. 9. Ваш знакомый хочет поехать за границу.

Задание. Напишите, что они вынуждены сделать в следующих ситуациях.

1. Они опоздали на поезд, и ... .

2. Я опаздывала на самолет, и ... .

3. У нас сломался телевизор, ... .

4. К вечеру у ребенка поднялась температура, ... .

5. По дороге на дачу наша машина сломалась, ... .

6. Вероника плохо сдала последний экзамен, ... .

7. Мария забыла в аудитории свой телефон, ... .

Комбинационные упражнения [Иевлева 2008: 27] предполагают конструирование нового текста. Исходным материалом для создания нового текста может служить диалог или монологическая речь. Выполняя задание преподавателя, студент должен заново создавать текст, используя в нем изучаемое языковое явление. При работе с диалогами необходимо вспомнить и повторить способы замены прямой речи косвенной.

Задание. Передайте содержание услышанного разговора в форме монолога.

(Разговаривают 2 друга.)

- Ты приготовил рассказ о своем родном городе?

- Нет, у меня вчера совсем не было свободного времени. Что мне делать теперь, я не знаю. Придется пропускать занятие.

~ 6 ~

КОНТ ТЕПТ

Архипова Л. В. Система упражнений с грамматической направленностью при работе над безличным предложением на начальном и среднем этапах обучения русскому языку // Концепт. - 2014. -

научно-методический электронный журнал № 13. - ART 14648. - °'27 п. л. - URL:

http://e- koncept.ru/2°14/ 14648.htm. УДК 373 Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Гос. р ег.

ART 14648

- Мне кажется, тебе надо извиниться перед преподавателем и пообещать выполнить задание к следующему уроку.

- Спасибо за совет.

- Не стоит.

Задание. Передайте содержание текста от лица Марии (Лены), употребив безличные предложения.

Сегодня вечером Лена встречает гостей. Днем она должна приготовить праздничный ужин. А сейчас она собирается в магазин за продуктами. Потом Лена должна сделать праздничные салаты и разные закуски. Мария хочет помочь Лене приготовить пирог с яблоками и накрыть стол, когда придут их друзья. А еще она должна успеть выбрать для Лены подарок, потому что у нее сегодня день рождения. Гости обещали быть в 7 часов.

Коммуникативные упражнения с грамматической направленностью имеют своей целью формирование умения в речевой деятельности, умения включиться в речевой акт, побудить собеседника к высказыванию, т.е. выработать у студента способность участвовать в речевом общении на русском языке. Все внимание при их выполнении направлено на содержание высказывания, языковая форма не задается в условиях упражнения.

При выполнении коммуникативных упражнений происходит включение полученных знаний и грамматических навыков в целостное речевое умение, которое учащийся может реализовать и в других типичных ситуациях речевого общения. Эти упражнения - главное и необходимое звено в работе над грамматическим материалом, без них нельзя говорить о совершенстве грамматических навыков. На последней стадии формирования грамматического навыка - стадии объединения нового со старым - наиболее часто используются преподавателями ситуативные упражнения [Иевлева 2008: 29], побуждающие студента к построению высказывания в определенной ситуации общения с использованием определенного лексикограмматического материала (описание речевой ситуации дается в установочной части упражнения). Задания могут быть следующими:

Задание. Представьте себе следующие ситуации и поучаствуйте в них. Используйте безличные предложения.

а) Опишите комнату, где вы сейчас живете. Мы узнаем, кто вы - оптимист или пессимист.

б) Вы отдыхаете на Черном море и решили написать о своих впечатлениях другу (подруге).

в) Объясните администратору гостиницы, почему вы хотите получить другой номер.

Задание. Составьте диалоги по заданным ситуациям, используя конструкции со словами нужен, нужно, надо, придется, должен.

а) В ваш город в первый раз приехал человек. Он хочет осмотреть город и расспрашивает, как доехать до центра, что можно увидеть в городе. Вы

отвечаете ему и советуете, что посмотреть.

б) Приехала новая группа студентов, которые просят вас объяснить им, что они должны будут делать. Вы подробно отвечаете на их вопросы.

в) У Марины много друзей. Она часто разговаривает с ними по телефону. Она жалуется, что не успевает выполнять все задания. Что вы ей можете посоветовать.

Задание. Познакомьтесь со следующими ситуациями и поучаствуйте в них.

1) Договоритесь о том, что вам необходимо будет сделать к приему гостей.

2) Договоритесь о том, как вы будете готовиться к вечеру.

(V Т rw

КОНТ тнпт

Архипова Л. В. Система упражнений с грамматической направленностью при работе над безличным предложением на начальном и среднем этапах обучения русскому языку // Концепт. - 2014. -

научно-методический электронный журнал № 13. - ART 14648. - °'27 п. л. - URL:

http://e- koncept.ru/2°14/ 14648.htm. УДК 373 Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Гос. р ег.

ART 14648

3) Распределите между собой обязанности по подготовке к походу в лес (за город).

Упражнения на использование безличных конструкций в акте коммуникации представляют собой заключительный этап отработки грамматических навыков и подводят учащихся к условному акту коммуникации. Рекомендуется также использовать упражнения, построенные на основе текста и наглядного материала. Предлагаемые учащимся для анализа тексты должны ярко демонстрировать употребление изучаемого языкового явления в речи. Студенты находят в тексте безличные предложения, называют заключенные в них смыслы и отмечают особенности их формального оформления; речевые упражнения также должны иметь место в работе с тестом. Задания могут быть следующими:

Задание. а) Прочитайте текст. Найдите в тексте известные вам безличные конструкции и укажите их значения. Обратите внимание на особенность их грамматического оформления.

Необыкновенный актер

Много лет назад на экраны нашей страны вышел замечательный фильм «Белый Бим Чёрное ухо». В этом добром и трогательном фильме рассказывается о жизни старого человека и его верного друга - собаки. Главную роль в фильме сыграл замечательный артист Вячеслав Васильевич Тихонов. Работать над фильмом было нелегко. И только находчивость и доброта Вячеслава Васильевича спасли картину. Вот, что он рассказывает: «Мне нужно было за очень короткий срок подружиться со взрослой собакой. Не просто подружиться, а сделать так, чтобы у зрителей не осталось никаких сомнений, что эта собака - моя. Мы звали ее Стёпкой, а по фильму он был Бим. Стёпке было очень тяжело, потому что он тосковал по своему хозяину, который отдал нам его на полтора года. Собаку приходилось каждый день приводить на студию, чтобы он потихоньку привыкал к миру кино. Он ложился у ног нашего кинолога, и взгляд у него был грустный-грустный. Я задал себе вопрос: «Чего же Стёпке не хватает?» И сам же ответил: «Ему не хватает свободы!»

Каждое утро Вячеслав Васильевич стал пораньше приходить на студию и гулять со Стёпкой. Через некоторое время Бим изменился. Тихонову удалось покорить его. В фильме Стёпка прекрасно сыграл свою роль, и приходится просто удивляться игре этого хвостатого актера.

б) Как вы понимаете название текста? Аргументируйте свою позицию. Как Вячеславу Васильевичу Тихонову удалось подружиться со Стёпкой? Выразите свое мнение о поступке актера. А как бы вы поступили в такой ситуации? Чем, по вашему мнению, он покорил собаку? Известны ли вам примеры дружбы человека и животного? Расскажите об этом.

Различные по объему и содержанию тексты можно найти в пособии для чтения «Шкатулка» [Шкатулка 2006]. Интересные, на наш взгляд, тексты и задания по выражению безличности представлены в пособии «Грамматические этюды» [Грамматические этюды 2006].

В силу трудности изучения безличные предложения требуют пояснений с привлечением большого количества примеров. Это зависит и от уровня подготовки группы, и от степени сложности самой конструкции. Описанная система упражнений очень важна, так как поэтапно, по принципу от простого к сложному учащиеся осваивают структуры безличных предложений и вполне осознанно могут продуцировать собственные высказывания. 8

8

Архипова Л. В. Система упражнений с грамматической направленностью при работе над безличным предложением на начальном и среднем этапах обучения русскому языку // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 13. - ART 14648. - 0,27 п. л. - URL: http://e- koncept.ru/2014/ 14648.htm. - Гос. р ег.

ART 14648 УДК 373 Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Ссылки на источники

1. Архипова Л. В. Формирование языковой компетенции иностранного студента при обучении конструированию безличных предложений на этапе довузовской подготовки // Русский язык за рубежом». - № 1,2012. - С. 29-38.

2. Вохмина Л. Л. К вопросу о системе упражнений для обучения устной речи при коммуникативном подходе // Профессионально-педагогические традиции в преподавании русского языка как иностранного. Язык - речь - специальность. М.: Изд-во РУДН, 2005. - 828 с.

3. Иевлева З. Н. Грамматическое содержание коммуникативно-ориентированного обучения русскому языку как иностранному/ Методика преподавания русского языка как иностранного. Хрестоматия. Екатеринбург, 2008. - С. 14-36.

4. Колосницына Г. В., Макова М. Н., Шведова Л. Н., Шипицо Л. В. Грамматические этюды. -М.: «Русский язык». Курсы, 2006. - С. 147-165

5. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий и др. М.: Высшая школа, 1982. - 373 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Новый словарь методических терминов / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. М., 2009 //

www/gramota.ru/slovari/info/az.

7. Практическая методика преподавания русского языка на начальном этапе/ Власова Н. С., Алексеева Н. Н. и др. М.: Рус. яз., 1990. - С. 86-95

8. Русский язык как иностранный. Методика обучения русскому языку: учеб. пособие для высш. учеб. Заведений / [Г. М. Васильева и др.]; под ред. И. П. Лысаковой. - Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 270 с.

9. Шкатулка: Пособие по чтению для иностранцев, начинающих изучать русский язык. - 2-е изд. стер. - М.: Русский язык. Курсы, 2006. - 224 с.

10. Шустикова Т. В. Комплексность и аспектность в преподавании русского языка как иностранного: компетентностный подход: Монография. М.: РУДН, 2010. - 320 с.

Lyubov Arkhipova,

candidate of Philology, associate professor of Russian Philology Chair at Tambov State Technical University, Tambov pchelka-tmb@mail.ru

Set of grammatical exercises for working on impersonal sentences at initial stage of Russian language teaching

Abstract. The article presents a set of preparatory drills - from imitation to proper speech making - when working on impersonal sentences in foreign audience at initial stage of teaching. The specified set of exercises contributes to grammar formation necessary to achieve automatization of impersonal constructions use in speech.

Key words: grammar, imitation exercises, impersonal sentence, reproductive exercises, situational exercises, substitution exercises, task, transformational exerciseslinguistic and speech exercises.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

КОНТ ]УПТ

научно-методический электронный журнал

r>j

~ g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.