Научная статья на тему 'Система упражнений по совершенствованию навыков самообразования студентов неязыковых специальностей в процессе обучения иностранному языку'

Система упражнений по совершенствованию навыков самообразования студентов неязыковых специальностей в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
850
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ТРЕБОВАНИЯ К УПРАЖНЕНИЯМ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / НАВЫК САМООБРАЗОВАНИЯ / СТРУКТУРА НАВЫКА САМООБРАЗОВАНИЯ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКА САМООБРАЗОВАНИЯ / THE SYSTEM OF EXERCISES IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING / REQUIREMENTS FOR THE FOREIGN LANGUAGE EXERCISES / SELF-EDUCATION SKILLS / SELF-EDUCATION SKILL STRUCTURE / STAGES OF SELF-EDUCATION SKILL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косарева Светлана Викторовна

Рассматривается проблема создания средств обучения иностранному языку с целью обеспечения успешности процесса совершенствования навыков самообразования у студетов неязыковых специальностей. Сформулированы требования к системе упражнений с учетом реализации основных общедидактических принципов, значимых для процесса развития самообразовательных навыков. Приводятся определения понятий «система упражнений», «адекватность упражнения», «навык самообразования». Уделяется внимание характеристикам системы упражнений, структуре навыка самообразования, этапам развития этого навыка. Предлагается классификация упражнений, составляющих разрабатываемую систему. Соотнесены выделенные типы и виды упражнений с этапами развития навыка самообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косарева Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of tasks and exercises aimed at improving self-education skills of non-linguistic programmes students in the process of foreign language teaching

The problem of development of foreign language teaching means, which can provide a successful process of improving self-education skills of students of non-linguistic programmes, is discussed. The requirements for the system of tasks and exercises are stated taking into account main common didactic principles which are important in the process of the self-education skills formation. The definitions of such notions as “system of tasks and exercises”, “adequacy of the exercise”, “self-education skills” are given. Special attention is paid to the characteristics of the system of tasks and exercises, the structure of the self-education skills and the stages of these skills development. The classification of the exercises constituting the system being developed is represented. The given types and the kinds of exercises are correlated with the stages of self-education skills development.

Текст научной работы на тему «Система упражнений по совершенствованию навыков самообразования студентов неязыковых специальностей в процессе обучения иностранному языку»

Уварина Наталья Викторовна,

доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по научной работе,

Профессионально-педагогический институт, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: nuvarina@yandex.ru

Uvarina Natalia Viktorovna,

Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Deputy Director for science and research,

Vocational Training Institute Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: nuvarina@yandex.ru

УДК 4и(07):378 ББК 74.268.1:74.480.267

С.В. Косарева

СИСТЕМА УПРАжНЕНИй ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

навыков самообразования студентов неязыковых специальностей в процессе

ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗыКУ

Рассматривается проблема создания средств обучения иностранному языку с целью обеспечения успешности процесса совершенствования навыков самообразования у студетов неязыковых специальностей. Сформулированы требования к системе упражнений с учетом реализации основных общедидактических принципов, значимых для процесса развития самообразовательных навыков. Приводятся определения понятий «система упражнений», «адекватность упражнения», «навык самообразования». Уделяется внимание характеристикам системы упражнений, структуре навыка самообразования, этапам развития этого навыка. Предлагается классификация упражнений, составляющих разрабатываемую систему. Соотнесены выделенные типы и виды упражнений с этапами развития навыка самообразования.

Ключевые слова: система упражнений при обучении иностранному языку, требования к упражнениям по иностранному языку, навык самообразования, структура навыка самообразования, этапы развития навыка самообразования.

S.V. Kosareva

THE SYSTEM OF TASKS AND ExERCISES AIMED AT IMPROVING SELF-EDUCATION SKILLS

OF NON-LINGUISTIC PROGRAMMES STUDENTS

in the process of foreign language teaching

The problem of development of foreign language teaching means, which can provide a successful process of improving self-education skills of students of non-linguistic programmes, is discussed. m The requirements for the system of tasks and exercises are stated taking into account main common ^ didactic principles which are important in the process of the self-education skills formation. The defied nitions of such notions as "system of tasks and exercises", "adequacy of the exercise", "self-education ^ skills" are given. Special attention is paid to the characteristics of the system of tasks and exercises, О the structure of the self-education skills and the stages of these skills development. The classification

of the exercises constituting the system being developed is represented. The given types and the kinds of exercises are correlated with the stages of self-education skills development.

Key words: the system of exercises in foreign language teaching, requirements for the foreign language exercises, self-education skills, self-education skill structure, stages of self-education skill development.

Одним из показателей качества современного процесса обучения иностранному языку в высшей школе сегодня является овладение учащимися навыками и умениями самообразования. Решение противоречия между быстрым темпом приращения знаний, высокими и постоянно меняющимися требованиями к овладению иностранным языком личностью и ограниченными возможностями их усвоения ставит перед высшей школой цель максимального развития навыков и умений поддерживать и повышать свой уровень владения иностранным языком на протяжении всей жизни.

Таким образом, совершенствование самообразовательных навыков студентов является актуальной проблемой языкового образования и в особенности студентов неязыковых специальностей, образовательная программа которых не предусматривает психолого-педагогическую и методическую подготовку в области изучения иностранного языка.

Успешность процесса развития названных навыков у студентов, на наш взгляд, способен обеспечить управляемый характер этого процесса на основе специально разработанных средств обучения иностранному языку. Одним из таких средств выступает система упражнений, которая представляет собой «совокупность необходимых типов, видов и разновидностей упражнений, выполняемых в такой последовательности и в таком количестве, которые учитывают закономерности формирования и развития умений и навыков и обеспечивают максимально высокий уровень овладения определённым видом деятельности» [6, с. 40], в нашем случае самообразовательной деятельности. Из данного определения следует, что система упражнений обладает следующими характеристиками: наличие разных типов, видов и разновидностей упражнений, соответствующих развиваемым навыкам; последова-

тельность предъявления упражнений, определяемая этапами развития навыка.

Для разработки и построения системы упражнений по совершенствованию навыков языкового самообразования необходимо определить требования к этой системе, которые учитывали бы реализацию основных общедидактических принципов, значимых для процесса развития самообразовательных навыков.

Принцип связи обучения с жизнью реализуется обеспечением требования, когда развиваемые умения и навыки могут быть использованы в реальных условиях осуществления иноязычной самообразовательной деятельности.

Реализация принципа преемственности, последовательности и систематичности обучения осуществляется через требование учёта этапов развития навыка самообразования при разработке упражнений и при определении их последовательности в системе.

Требование проблемной направленности упражнений, предусматривающее вовлечение студентов в проблемное творческое разрешение задач, анализ ситуаций и постоянный контроль за своими действиями и результатами деятельности, обеспечивает реализацию, принципа сознательности и творческой активности обучающихся.

Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям учащихся реализуется через обеспечение требования учёта имеющегося опыта осуществления самооразовательной деятельности, интеллектуальных возможностей студентов и учёта личностной значимости выполняемых упражнений для студентов.

Сформулированные выше требования предъявляются нами к системе упражнений по совершенствованию навыков языкового самообразования в целом. Считаем необходимым определиться с требованиями на уровне отдельного упражнения.

ш о

IX

ф

г

н

о

к

S ^

X *

ГО .0

ей со

о к

го ^

Ю О

° i ° £ го

13

о

X

ш

0

А *

m S

xi

1 ^

I °

S ф

О О

m о

I- ф

о :х

X о

Ф О.

3 с

Q. СО

ф JS

§1

о о

о О

С X

! I

5 Ф

5 с

ГО О

6 *

»«

ГО о

S ^

ф 3

о "

" к

s Ф

О X

го

m

ф

^

го о о

od

с.)

Многими исследователями упражнение рассматривается в качестве одного из компонентов содержания обучения иностранному языку и «подлинного средства обучения» [5, с. 67]. Только выполнение упражнений приводит к цели, а их отсутствие есть отсутствие всякого целенаправленного обучения [5, с. 68]. Не вызывает сомнения, что успех в обучении зависит от адекватности упражнения, которое целым рядом автором [1, с. 167; 5, с. 79; 3, с. 115; 6, с. 165] определяется как соответствие характеру развиваемого навыка, что означает, что упражнение должно учитывать специфику навыка, развивать умения, составляющие данный навык.

В предыдущих работах [4, с. 261] нами было определено, что структуру навыка самообразования составляют следующие знания и умения:

• умение самомотивации, обеспечивающееся наличием интереса к иноязычному материалу (мотивационный компонент навыка самообразования);

• знание способов и принципов организации самообразования, умение повышать его эффективность, знание системы иностранного языка (когнитивный компонент);

• умение реализовать знание системы иностранного языка, умение работать над фонетической, грамматической, лексической и стилистической стороной речи (содержательно-операционный компонент);

• умение соотнести свои действия с поставленными целями, умение оценить результат самообразовательной деятельности (рефлексивный компонент); развитие этого навыка происходит на трёх этапах: репродуктивном, частично-поисковом, продуктивном.

Таким образом, упражнение, направленное на совершенствование навыка самообразования, должно учитывать специфику навыка языкового самообразования, этапы его развития, а также оно должно развивать умения, составляющие этот навык.

Сформулировав требования к системе упражнений в целом и к упражнению в частности, предпримем попытку их

классифицировать, т.е. выделить типы и виды упражнений, составлющие эту систему.

На сегодняшний день единой классификации упражнений по иностранному языку не существует, т.к. в их основу исследователи кладут различные признаки.

Вслед за Н.И. Гез, при выделении типов и видов упражнений мы будем рассматривать следующие признаки:

• постоянные (формируемые знания и умения, этап формирования навыка);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• вариативные (формы организации, место выполнения, характер управления) [2, с. 179-189].

Таким образом, систему упражнений по соврешенствованию навыков самообразования в нашей работе составляют следующие виды и типы упражнений:

По виду развиваемого умения:

• упражнения на развитие умения самомотивации

Например: Erinnern Sie sich an ein Ereignis, als Sie Erfolg erzielt haben, dank Ihrer Hartnäckigkeit, Ausdauer, Zweckmäßigkeit, Auffassungsgabe. Erinnern ¡Sie sich an den emotionalen Zustand (Zufriedenheit, Aufschwung), in dem Sie in dieser Situation des Erfolges waren. Machen Sie es Ihnen zur Pflicht, weiter so mit Hartnäckigkeit, Ausdauer, Zweckmäßigkdt, Auffassungsgabe zu arbeiten.

• упражнения на развитие умения постановки целей и задач самообразования

Например: Sie möchten dne Präsentation zum Thema „XXX" vorberdten. Überlegen Sie, wie Sie das machen, was Sie bereits zum Thema wissen und welche Informationen Sie noch brauchen. Schrdben Sie die Ziele, die Sie errdchen müssen, um diese Präsentation vorzuberdten. Wieviel Zeit brauchen Sie und haben Sie, um das Ziel zu erreichen? Welche Hilfsmittel brauchen Sie (Internet, Lehrbuch, Wörterbuch, Nachschlagewerk, Lehrer)? Schrdben Sie alle Arbeitsschritte und bestimmen Sie mit welchen Strategien Sie nach allen Schritten vorgehen.

• упражнения на развитие умений повышать эффективность самообразовательной деятельности

Например: Kreuzen Sie die Antwort an, die Sie trifft.

Ich lerne neue Wörter besser, wenn ich die Wörter sehe.

Ich lerne neue Wörter besser, wenn ich die Wy,rter mehrmals schreibe.

Ich lerne neue Wörter besser, wenn ich die Wy,rter hu,re.

Ich lerne neue Wörter besser, wenn ich die Wy,rter benutze (in dnem Satz, in einer Geschichte u s.w.).

Ich lerne neue Wörter besser, wenn ich ein Bild zu jedem Wort zeichne, es unterschreibe und an die Wand hdnge.

• упражнения на развитие умения отбирать и присваивать необходимый языковой материал

• упражнения на развитие умений самоконтроля в процессе осуществления самообразовательной деятельности

Например: überprüfen Sie immer wieder, ob der Verlauf des Prozesses den Arbeitsschritten anpasst, die Sie vor dem Beginn der Arbeit geschrieben haben.

• упражнения на развитие умения оценивать результат самообразования

Например: Wenn Sie die Arbeit geleistet haben, sollten Sie sich unbedingt am Ende noch Zeit nehmen, das Ergebnis der Arbeit mit dem Ziel zu verglichen.

• упражнения на развитие умения использовать результат самообразования

Например: überlegen Sie, wo Sie diese Lernstrategien auch benutzen könnten.

По этапам формирования навыка:

• репродуктивные

Например: Arbeiten Sie nach folgenden Schritten (nach dem Muster)...

• частично-поисковые

Например: Ergänzen Sie das minimale

Kernprogramm....

Kürzen Sie das minimale Kernprogramm....

• продуктивные

Например: Suchen Sie selbst zielsprachliche Lernmaterialien und bearbeiten Sie diese.

По формам организации:

• индивидуальные

Например: Formulieren Sie eigene Lernziele.

• групповые

Например: Formulieren Sie eigene Lernziele, tragen Sie diese in der Klasse vor und bilden Sie Interessengruppen.

По месту выполнения:

• аудиторные

• внеаудиторные

По характеру выполнения:

• регламентируемые

Например: Arbeiten Sie nach folgenden Schritten:

1. Lesen Sie sich die Aufgabenstellung durch.

2. Sehen Sie sich die Textvorlage zum Thema kurz an.

3. Lesen Sie den Lückentext Wort für Wort bis zur jeweiligen Lücke.

4. Untersuchen Sie Satzzusammenhang und stellen Sie fest, welches Wort hier inhaltlich und grammatisch passt....

• ориентируемые

Например: Für die Aufgabe ist es sinnvoll, Grammatikkapitel „Verben mit Präpositionen" zu wiederholen.

• самостоятельные

Например: Sie haben die Aufgabe, sich schriftlich zum Thema Berufswünsche im Kindesalter zu äußern. Schreiben Sie mindestens 180 Wörter.

Учитывая, что навык самообразования развивается поэтапно, считаем необходимым соотнести выделенные нами типы и виды упражнений, входящих в систему упражнений по совершенствованию навыков саммобразования, с этапами развития навыка.

На репродуктивном этапе развития навыка, где происходит ознакомление со схемами выполнения действий, их усвоение и выполнение по образцу, считаем возможным предъявление регламентируемых, аудиторных, индивидуальных, групповых и репродуктивных упражнений, направленных на развитие умения самомотивации, постановки целей и задач самообразования, отбора и присвоения необходимого языкового материала, оценивания результата самообразования.

На частично-поисковом этапе, когда от студентов требуется частично-самостоятельный поиск решения поставленной проблемы в изменённой ситуации при наличии частичных содержательных и смысловых опор, можно предложить ориентируемые, аудиторные и внеаудиторные, индивидуальные, групповые, частично-поисковые упражнения, направленные на развитие умения самомотивации, постановки целей и задач самообразования, повышение

о

IX

ф

Ii

H

о

к

s ^

X *

ГО _û

m со

о к

го ^

Ю О

° ¥ 0 ¥ го

13

о

X

ей

0

s s

£ « S s

1 £

i ° S ф

О О m о I- ф

о

X о ф о. 3 с

Q. Сй

ф JS

§1 О о о О С X

! É

¥ ф

5 с

ГО О

6 *

» « ГО о

s Ü ф з

о "

" к

s Ф

О х

эффективности самообразовательной деятельности, отбор и присвоение необходимого языкового материала, оценивание результата самообразования.

Выполнение самостоятельных, аудиторных, внеаудиторных, индивидуальных, продуктивных упражнений на совершенствование умений самостоятельной постановки целей и задач самообразования, отбора и освоение необходимого языкового материала, самоконтроля в процессе осуществления самообразовательной деятельности, оценивания результата самообразования, использования результата самообразования уместно, на наш взгляд, на продуктивном этапе, где постановка и решение проблемы осуществляется студентами самостоятельно, без опор.

Таким образом, совершенствование навыков самообразования в области иностранных языков у студентов неязыковых специальностей является акуталь-ной задачей современной языковой под-

готовки, поскольку в течение всей жизни человека не редко возникают ситуации, требующие от него поддержания и повышения уровня владения иностранным языком, а образовательная программа не предусматривает методическую и психолого-педагогическую подготовку в области изучения иностранных языков. С целью обеспечения успешности развития самообразовательного навыка предлагается использовать систему упражнений как одно из средств обучения иностранному языку. Она разрабатывается и выстраивается с учётом определённых требований, учитывающих реализацию общедидактических принципов, которые значимы для процесса совершен-стования самообразовательного навыка, и включает в себя разные виды и типы упражнений, соответствующие характеру развиваемого навыка, учитывающие его специфику и этапы развития, и совершенствующие действия, входящие в структуру этого навыка.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бим, И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного ученика [Текст] / И.Л. Бим. - М.: Просвещение, 1977. - 288 с.

2. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Академия, 2005. - 336 с.

3. Китайгородская, Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: Теория и практика [Текст] / Г.А. Китайгородская. - М.: Русский язык, 1992. - 254 с.

4. Косарева, С.В. Навыки самообразования как компонент содержания языкового образования [Текст] / С.В. Косарева // Европейский журнал социальных наук. - 2016. - № 3. - С. 159-163.

5. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению [Текст] / Е.И. Пассов. - М.: Русский язык, 1989. - 276 с.

6. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе [Текст] / С.Ф. Шатилов. - М.: Просвещение, 1988. - 232 с.

References

1. Bim I.L. Methods of foreign language teaching as a science and the problems of the school textbook. M.: Prosveshchenie, 1977. P. 288 . [in Russian].

2. Galskova N.D., Gez N.I. Theory of foreign language teaching: linguodidactics and methodology. M.: Aka-demia, 2005. P. 336. [in Russian].

3. Kitaygorodskaya G. A. Intensive training in foreign languages: Theory and Practice. M.: Russkii yazyk, 1992. P. 254 [in Russian].

4. Kosareva S.V. Self-education skills as a component of the language education. European Social Science Journal, 2016. № 3. P. 159-163. [in Russian].

5. Passov E. I. The bases of communicative methods of teaching foreign language communication. M.: Russkii yazyk, 1989. P. 276. [in Russian].

6. Shatilov S. F. Methods ofteaching the German language in secondary school. M.: Prosveschenie, 1988. P. 232. [in Russian].

Сведения об авторе: Косарева Светлана Викторовна,

старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Физико-технологический институт, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Российская Федерация. Ктай: kosarewa_81@mail.ru

Information about the author: Kosareva Svetlana Viktorovna,

Senior teacher,

Department of Foreign Languages

Institute of Physics and Technology

The Ural Federal University named

after the first President of Russia B.N. Yeltsin,

Yekaterinburg, Russia.

E-mail: kosarewa_81@mail.ru.

УДК 378:4-3 ББК 74.480.8:81.07

С.Б. Кудряшова

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ С ДЕЛОВОй КОРРЕСПОНДЕНцИЕй НА ИНОСТРАННОМ ЯЗБ1КЕ

В статье описывается компетентностная методика обучения работе с иноязычной деловой корреспонденцией, разработанная в рамках программы профессиональной переподготовки «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Эпистолярная переводческая компетентность представлена во взаимосвязи с другими профессиональными компетентностями. Рассмотрена педагогическая технология формирования данной компетентности.

Ключевые слова: деловая корреспонденция, компетентностный подход, эпистолярная переводческая компетентность, компетентностная методика, коммуникативная компетентность.

S.B. Kudryashova

COMPETENCE-ORIENTED METHODOLOGY FOR BUSINESS CORRESPONDENCE COURSE

The article describes the competence-oriented methodology developed under the professional retraining program «Translator in the Sphere of Professional Communication» to train students to work with foreign business correspondence. The epistolary translation competence is considered in correlation with other professional competences. The author presents a complex pedagogical technology aiming at the formation of the target competence.

Key words: business correspondence; competence-oriented approach; epistolary translation competence; competence-oriented methodology; communicative competence.

Курс деловой корреспонденции входит в число специальных дисциплин, которые предусматриваются программой профессиональной переподготовки «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Основной целью данного курса является формирование профессиональной переводческой компетентности при работе с иноязычны-

ми эпистолярными текстами. Данную компетентность предлагаем обозначить как эпистолярную переводческую компетентность.

Выделение эпистолярной компетентности в структуре общей переводческой компетентности представляется целесообразным. Согласно результатам опроса, проведенного среди работодате-

о

о ф

4

о

0) H

о

Ф ГО Ä

К to s к

« i

Ю I о ГО «0 &

31 р s

Ф го

5 X

% «

О I О ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.