Н.А. Рыхтикова, М.Ю. Погудаева
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
РИСКАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
(на примере сферы закупок)
Неотъемлемым элементом современного менеджмента являются методы управления рисками, направленные на снижение негативного воздействия факторов внешней и внутренней среды, а следовательно, повышение эффективности деятельности организации.
Первоначальной структурной основой применения методов минимизации рисков является система управления рисками, позволяющая выделить критерии и показатели оценки рисков, определить возможности минимизации рисков.
Рис. 1. Противопоставление системы управления рисками негативному воздействию внешних и внутренних факторов
В системном анализе используются различные определения понятия «система». В частности, под системой Л. Берталанфи рассматривает «комплекс элементов, находящихся во взаимодействии»1. По мнению Р. Эшби, система - это «нечто такое, что может изменяться с течением времени», «любая совокупность переменных, свойственных реальной логике»2. В.Н. Спицнадель обращает внимание на неоднозначность понятия «система»: с одной стороны, системой называется физическая реальность, по отношению к которой необходимо принять решение (любые естественные и искусственные объекты); с другой стороны, в процессе системного анализа создается абстрактная, концептуальная система, описываемая с помощью символов или других средств, которая представляет определенное структурно-логическое устройство, цель которого - служить инструментом для понимания, описания и возможно более полной оптимизации поведения связей и отношений элементов реальной физи-
101
ческой системы 3. Существует множество других определений понятия «система», используемых в зависимости от контекста, области знаний и целей исследования.
Единое определение категории «система» отсутствует, но в рамках представленных подходов можно выделить отдельные общие составляющие рассматриваемой дефиниции. Система - это совокупность функциональных элементов и отношений между ними, выделенное из среды в рамках определенного временного интервала в соответствии с определенной целью; как правило, это оптимизация элементов и их связей. Система может включать как реальные, так и абстрактные объекты.
Среди свойств системы выделяют свойства, связанные с целями и функциями, структурой, ресурсами и особенностями взаимодействия со средой 4.
Как показывает практика, реализация системного подхода повышает эффективность реализации коммерческой и некоммерческой деятельности. Одним из рискованных направлений деятельности организации является сфера закупок, в том числе государственных. Например, для бюджетных организаций сохраняются проблемы, связанные с качеством поставок, особенно относительно высокосложных товаров. Принцип минимизации цены не может соответствовать необходимому качеству объекта закупок. Проблемы также возникают из-за того, что заказчики не могут четко сформулировать свои требования к качеству товаров, работ, услуг и т.д.5.
Рассмотрим формирование системы рисков в сфере закупок. Первоначально определим ранги системы управления рисками закупок. Структура системы управления рисками в сфере закупок включает несколько подсистем, являющихся частью другой системы и способных выполнять относительно независимые функции, имеющие подцели, направленные на достижение общей цели системы.
В качестве основных подсистем, как правило, рассматриваются:
1) вид риска (в соответствии с классификацией по направлениям воздействия риска);
2) факторы воздействия риска (в целом характеризуют обстоятельства внешней и внутренней среды);
3) причины воздействия риска (отражают конкретные действия);
4) сведения, необходимые для снижения воздействия риска (в том числе нормативные и законодательные документы, конъюнктура рынка);
5) меры по снижению негативного воздействия риска (с учетом возможностей обусловленных законодательством и современным аппаратом риск-менеджмента организации).
Отметим, что надсистемой, т.е. более крупной системой, частью которой является рассматриваемая система, выступает общая система управления организацией.
102
Формирование системы управления рисками деятельности организации осуществляется в несколько этапов.
1. Определение перечня рисков, характерных для определенной сферы деятельности.
2. Изучение, формирование информационного обеспечения и обоснование для реализации действий по снижению негативного воздействия рисков6.
3. Определение и реализация методов минимизации рисков.
Определение перечня рисков осуществляется на основе установления логической цепочки: факторы - причины - риск (рис. 2).
Рис. 2. Схема определения перечня рисков
Формирование системы управления рисками деятельности организации имеет циклический характер, что отражено на рис. 3.
» >
Определение перечня рисков
-
/ \
* ч *• ■ч
Созда ние информа цио иного обеспечения для Минимиза ция негативного
управления рисками воздействия рисков
-
Рис. 3. Формирование системы управления рисками деятельности организации
103
По характеру связей параметров системы с окружающей средой данная система относится к открытой, т.е. свободно обменивающейся информацией с окружающей средой. В открытых системах могут происходить явления самоорганизации, усложнения или спонтанного возникновения порядка.
В соответствии с законом Эшби при создании проблеморазрешающей системы необходимо, чтобы она имела большее разнообразие, чем решаемая проблема, или была способна создать такое разнообразие. Система должна изменять свое состояние в ответ на возможное возмущение; разнообразие возмущений требует соответствующего ему разнообразия возможных состояний, иначе такая система не сможет отвечать задачам управления, выдвигаемым внешней средой, и будет малоэффективной. Отсутствие или недостаточность разнообразия может свидетельствовать о нарушении целостности подсистем, составляющих данную систему, т.е. рассматриваемая система не может рассматриваться как стационарный объект, она должна иметь динамичный характер и изменять содержание необходимых элементов в соответствии с изменениями внешней среды. Так, предлагаемая система управления рисками в рамках государственных закупок будет находиться в постоянной зависимости от изменений законодательной и нормативной базы в рассматриваемой сфере деятельности. Это в свою очередь может приводить к изменениям не только отдельных элементов системы, например (мер по снижению негативного воздействия рисков), но и самих видов рисков.
Качественная система ориентирована на использование логически обоснованного, заранее разработанного алгоритма принятия решения, развития событий. Схема поведения строится на детальном изучении законодательной базы. Так, в сфере закупок основными федеральными законами являются:
1) № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
2) № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Качественная система управления рисками сферы закупок включает несколько основных элементов. К ним относятся факторы, причины, виды риска, законодательное обоснование данного вопроса и т.д. Рассмотрим пример построения качественной системы управления рисками нарушения условий контракта7.
1. Риск изменения цены контракта
Факторы: изменение уровня конкуренции в отрасли, конъюнктуры и инфраструктуры рынка, в том числе в результате воздействия факторов экономического кризиса; ошибки в разработке финансовой стратегии орга-
104
низации (поставщика); нарушение партнерами организации (поставщика) договорных обязательств и т.д.
Причины: принятие решения руководителем организации (поставщика) о повышении уровня цен в соответствии с изменением конъюнктуры рынка, в том числе рост транспортных расходов, увеличение цен на сырье, материалы и другие ресурсы; изменение финансового положения организации (поставщика), в результате чего одним из вариантов является переработка ценовой политики организации.
Сведения, необходимые для снижения воздействия риска: условия, при которых могут быть рассмотрены возможности корректировки цены (ст. 9 п. 6, 6.2, 6.3, ст. 31 п. 2 № 94-ФЗ).
Меры по снижению негативного воздействия риска: анализ конъюнктуры и инфраструктуры рынка; разработка и указание в контракте штрафных санкций, которые могут возникать при определенных нарушениях договорных условий; диверсификация договоров поставок, в том числе по регионам, сферам деятельности и т.д.; хеджирование; составление контракта в четком соответствии с нормативной и законодательной базой.
2. Риск экономической необоснованности начальной цены контракта
Факторы: отсутствие алгоритма, схемы или методики определения начальной цены контракта; отсутствие у заказчика необходимой информации о ценовом спектре на определенные виды продукции, услуг, работ.
Причины: установление цены контракта, не соответствующей рыночным параметрам.
Сведения, необходимые для снижения воздействия риска: источники информации и процедура установления начальной цены контракта в соответствии с действующим законодательством (ст. 19.1, ст. 9 п. 7 № 94-ФЗ).
Меры по снижению негативного воздействия риска: получение полной информации о механизме и структуре ценообразования в соответствии с действующим законодательством (ст. 22 п. 4, ст. 43 № 94-ФЗ); мониторинг региональных рынков соответствующих товаров, работ, услуг; разработка и использование на практике алгоритма, схемы или методики определения цены; хеджирование.
3. Риск неисполнения заказчиком своих обязательств по договору
Факторы: отсутствие у заказчика алгоритма, методических разработок, регламентирующих и контролирующих выполнение условий контракта и системы их исполнения; недостаточная информированность члена конкурсной, аукционной или котировочной комиссии о положениях законодательства РФ и (или) иных нормативных правовых актов РФ, регламентирующих процедуру размещения заказов.
Причины: нарушение заказчиком, уполномоченным органом либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией договорных усло-
105
вий, законодательства РФ и (или) иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов.
Сведения, необходимые для снижения воздействия риска: основные нормативные и законодательные акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (№ 94-ФЗ и др.).
Меры по снижению негативного воздействия риска: аутсорсинг (передача части функций специальной организации); внедрение и реализация мониторинга исполнения условий контракта; повышение квалификации сотрудников, членов конкурсной, аукционной или котировочной комиссий, в том числе в сфере законодательства.
4. Риск неисполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком)/ победителем конкурса/ аукциона своих обязательств
Факторы: отсутствие у заказчика или другого уполномоченного органа разработанных процедур, методик, методологических подходов к оценке рисков, связанных с выполнением обязательств поставщиком (исполнителем, подрядчиком).
Причины: нарушение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) сроков, объемов и других условий контракта..
Сведения, необходимые для снижения воздействия риска: требования к поставщику и товару (ст. 11 п. 22, ст. 18, ст. 19, ст. 22 п. 2, 3, 21, ст. 34 п. 2, 3, 21 № 94-ФЗ).
Меры по снижению негативного воздействия риска: соблюдение соответствия требованиям и установление дополнительных требований к участникам размещения заказа (ст. 11 п. 2, п. 3, ст. 12, ст. 20 п. 4, ст. 32 п. 5 № 94-ФЗ); диверсификация поставок по различным каналам поставки, участникам, регионам; диссипация поставок за счет системы страхования, в том числе грузов, ответственности и т.д.; лимитирование объемов, сроков поставок и т.д.; хеджирование, в том числе использование деривативов при заключении контрактов.
5. Риск допуска к участию в торгах участника, не соответствующего законодательным требованиям и условиям
Факторы: неполная, недостаточная информация об участниках торгов; невозможность запроса дополнительной информации; отсутствие, недостаточная организация заказчиком процедуры допуска к участию в торгах; отсутствие системы взаимодействия с другими заказчиками, в том числе одноименных товаров, работ, услуг..
Причина: допуск к участию в торгах участников, не соответствующих законодательно установленным требованиям и условиям.
Сведения, необходимые для снижения воздействия риска: требования к участникам размещения заказа (ст. 11 п. 1, 2, 3 № 94-ФЗ); условия
106
допуска к участию в торгах (ст. 12 п. 1, 3, ст. 34 п. 3, ст. 45 п. 2 № 94-ФЗ).
Меры по снижению негативного воздействия риска: жесткий контроль допуска к участию в торгах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; ведение собственного реестра недобросовестных поставщиков и сопоставление полученной информации об участниках торгов с данным реестром; разграничение функций по определению допуска к участию в торгах и системный контроль за данными функциями; лимитирование - допуск по отдельным параметрам.
6. Риск нарушения положений о размещении заказа
Факторы: незнание отдельных положений о размещении заказа, отсутствие или неполная информация об устанавливаемом правительством РФ перечне товаров, работ, услуг, размещение заказов на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем аукциона.
Причина: неверное определение способа размещения заказа, нарушение порядка размещения заказов, ведения (подготовки) конкурсной документации/ документации об аукционе, процедуры заключения государственного или муниципального контракта.
Сведения, необходимые для снижения воздействия риска: процедура и особенности размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (ст. 10, ст. 26 п. 9, ст. 27 п. 1, ст. 31, ст. 36 п. 2, ст. 37 п. 4, 5, 6, 9, ст. 42 п. 2, 3, 5 № 94-ФЗ).
Меры по снижению негативного воздействия риска: учет особенностей и возможностей изменения процедуры размещения заказа (ст. 10, п. 5, ст. 21 п. 4.1, п. 4, п. 31 ст. 33 № 94-ФЗ).
7. Риск получения товаров, работ/выполнения услуг, не соответствующих характеристикам и свойствам, необходимым заказчику
Факторы: невозможность установить законодательно обоснованные требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, функциональным характеристикам. Недостаточная информированность (компетентность) сотрудников о наиболее важных свойствах, характеристиках закупаемого товара, работ, услуг.
Причина: минимальное, неполное, недостаточное описание в конкурсной документации, документации об аукционе, запросе котировок требований к качеству, функциональным характеристикам товаров, работ, услуг.
Сведения, необходимые для снижения воздействия риска: требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг; требования к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара; требования к размерам, упаковке, отгрузке товара; требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответ-
107
ствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика (ст. 22, ст. 34, ст. 35 п. 2, 3, ст. 43 № 94-ФЗ).
Меры по снижению негативного воздействия риска: составление спецификации, подробной характеристики товаров, работ, услуг (ст. 20 п. 5, ст. 22 п. 2, 4 № 94-ФЗ).
8. Риск признания конкурса или аукциона несостоявшимся, контракта - недействительным
Факторы: неполное изучение всех основных нормативных и законодательных положений, регулирующих процесс создания и заключение контракта.
Причина: нарушения условий заключения и реализации контракта, приводящие к принятию решений о признании конкурса или аукциона несостоявшимся, контракта - недействительным.
Сведения, необходимые для снижения воздействия риска: извещение и проведение торгов (ст. 20 п. 6, ст. 21 п. 1, 3, ст. 25 п. 11, 12 , ст. 27 п. 4, ст. 35 п. 11, 12, ст. 36 п. 5, ст. 42 п. 3, 4, ст. 45 п. 1 № 94-ФЗ).
Меры по снижению негативного воздействия риска: действия заказчика, уполномоченного органа при признании торгов несостоявшимися (ст. 42 п. 2, ст. 46 п. 6, 7, 8 № 94-ФЗ).
В целом представленная система управления рисками закупок отвечает основным требованиям, предъявляемым в рамках системного анализа.
В качестве характеристик данной системы можно отметить структурированность, иерархичность, коммуникативность и адаптивность, в том числе на основе взаимодействия и взаимозависимости системы и внешней среды. Наличие вариантного развития отдельных составляющих системы обеспечивает ее альтернативность.
Представленная система за счет выделения отдельных взаимосвязанных элементов упорядочена, интегративна и надежна.
Система управления рисками обладает возможностями развития и самоорганизации. Это в свою очередь обеспечивается ее взаимодействием с отдельными подсистемами и ориентированностью на факторы внешней среды.
Синергичность системы обеспечивает максимальный эффект ее деятельности, который достигается только в случае совместного функционирования ее элементов для достижения общей цели.
Реализация системы управления рисками в процессе закупок позволяет оптимизировать расходование средств коммерческих и бюджетных организаций.
Приложения
1 Берталанфи Л. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969.
108
Bertalanfi L. Obshhaja teorija sistem: mticheskij obzor // Issledovanija po obshhej teorii sistem. M.: Progress, 1969.
2 Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М.: Изд-во иностранной литературы, 1959.
Jeshbi U.R. Vvedenie v kibernetiku. M.: Izd-vo inostrannoj literatury, 1959.
3 Спицнадель В.Н. Основы системного анализа. СПб.: Бизнес-пресса, 2000.
Spicnadel’ V.N. Osnovy sistemnogo analiza. SPb.: Biznes-pressa, 2000.
4 Качала В.В. Основы теории систем и системного анализа. М.: Горячая линия - Телеком, 2007.
Kachala V.V Osnovy teorii sistem i sistemnogo analiza. M.: Gorjachaja linija - Telekom,
2007.
5 Доронин С.Н., Рыхтикова Н.А., Васильев А.О. Госзакупки: законодательная основа, механизмы реализации, риск-ориентированная технология управления. М.: Форум, 2012.
Doronin S.N., Ryhtikova N.A., Vasil’ev A.O. Goszakupki: zakonodatel'naja osnova, mehanizmy realizacii, risk-orientirovannaja tehnologija upravlenija. M.: Forum, 2012.
6 Данный этап наиболее существенен при формировании системы рисков в сфере закупок.
Dannyj jetap naibolee sushhestvenen pri formirovanii sistemy riskov v sfere zakupok.
7 Представленная качественная система рисков корректируется с учетом специфики деятельности организации и изменений отдельных положений законодательства.
Predstavlennaja kachestvennaja sistema riskov korrektiruetsja s uchjotom specifiki dejatel'nosti organizacii i izmenenij otdel'nyh polozhenij zakonodatel'stva.
109