Научная статья на тему 'Система управления инновационной деятельностью в телекоммуникационной организации как фактор повышения ее конкурентоспособности'

Система управления инновационной деятельностью в телекоммуникационной организации как фактор повышения ее конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION ACTIVITY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / INNOVATION ACTIVITY MANAGEMENT SYSTEM / TELECOMMUNICATION ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Загороднова Екатерина Павловна

В статье представлена система управления инновационной деятельностью в сфере предоставления телекоммуникационных услуг, алгоритм ее внедрения в деятельность организации, а также методика оценки эффекта от внедрения данной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation activity management system for telecommunication organization as a factor improving its competitiveness

The article presents the system for innovation activity management in telecommunication services, the algorithm of its implementation in organization, as well as the method to assess the impact of its implementation.

Текст научной работы на тему «Система управления инновационной деятельностью в телекоммуникационной организации как фактор повышения ее конкурентоспособности»

Е.П. ЗАГОРОДНОВА

Екатерина Павловна 3.4ГОРОДНОВА — преподаватель кафедры стратегического менеджмента НИУ ВШЭ, филиал, г. Пермь.

Автор 10 публикаций.

Область научной специализации — инновации, управление развитием, отраслевые проблемы управления, конк5рентоспособность организаций.

^ ^ >

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

В ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Конкурентоспособность телекоммуникационных организаций определяется их способностью прогнозировать меняющиеся условия внешней среды и адаптироваться к данным изменениям путем внедрения новых технологий, усовершенствования организационных процессов, улучшения качественных характеристик процесса предоставления услуг либо предоставления совершенно нового вида услуг и др. Поиск и реализация нововведений являются залогом успеха и результативности деятельности фирмы в долгосрочной перспективе. В связи с этим управление инновационной деятельностью в телекоммуникационной организации должно осуществляться на основе системного подхода, что предполагает внедрение в деятельность организации системы управления инновационной деятельностью.

Под инновационной деятельностью принято понимать комплекс мероприятий научного, технического, организационного, финансового характера, направленных на осуществление инновационных процессов в организации [4]. На уровне отдельных компаний система управления инновационной деятельностью определяется совокупностью факторов, влияющих на разработку и распространение новой продукции при наиболее результативном использовании трудовых навыков, компетенций и опыта персонала организации и иных ключевых ресурсов [3]. В данном случае инновационная система организации включает в себя мероприятия по проведению проектно-конструкторских и технологических работ, освоению и внедрению нововведений, работу в научно -исследовательском направлении [6].

В данной статье под системой управления инновационной деятельностью (инновационной системой) будет пониматься интегрированная совокупность взаимодействующих элементов, находящихся между собой в определенных отношениях, связях, предназначенная для кооперативного выполнения заранее определенной функции, связанной с разработкой нового товара/услуги или совершенствованием характеристик существующих товаров/услуг, на основе более результативного осуществления управленческих процессов. Система управления инновационной деятельностью в сфере предоставления телекоммуникационных услуг базируется на комплексном подходе, объединяющем в себе построение системы на основе идеологии и внутрикорпоративных документов, что отличает ее от существующих инновационных систем. Более того, в системе управления инновационной деятельностью отражены все взаимосвязи между ключевыми элементами управления инновациями, а также пред-

ГРНТИ 06.39.31 © Е.П. Загороднова, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Н.П. ГапубецкОй.

ставлена их иерархия, рассмотрены входящие и выходящие элементы системы. Предлагаемая система разработана с учетом специфики предоставления телекоммуникационных услуг.

Система управления инновационной деятельностью в сфере предоставления телекоммуникационных услуг содержит в себе три основных блока, представленных структурными декомпозициями субъектов, объектов управления, процесса управления инновационной деятельностью, его документа-ционного обеспечения, а также функциональных областей, с описанием входов и выходов всех основных элементов (см. рис. 1).

Субъектами управления в рамках инновационной системы являются активные участники данного процесса, которые взаимодействуют при выработке и принятии управленческих решений, а также осуществлении непрерывного контроля в области инновационной деятельности телекоммуникационной организации. Успех функционирования инновационной системы и ее высокая результативность зависят не только от выстроенной системы подчиненности субъектов управления инновационной деятельностью, но и от наличия обратных связей, по которым к субъекту управления высшего уровня поступает информация о фактическом состоянии функционирования системы управления инновационной деятельностью и ее управляемого объекта. Из этого следует необходимость постоянного сбора и обработки актуальной информации о состоянии объекта управления, что предполагает измерение необходимых параметров, характеризующих объект управления.

Под объектом в рамках представленной системы управления инновационной деятельностью, с учетом ее адаптации для компаний телекоммуникационной сферы, будет пониматься процесс разработки и внедрения инноваций на любом уровне деятельности телекоммуникационной организации. Данный процесс характеризуется наличием определенных стадий, в результате выполнения которых создается инновация.

Управление инновационной деятельностью является комплексным понятием и включает в себя пять ключевых элементов: планирование инновационной деятельности, внедрение инноваций, оценку эффекта от внедрения инноваций, улучшение инновационной деятельности, контроль инновационной деятельности. Учитывая важность принятия системных мер при управлении инновационной деятельностью в организации, мало знать, какими направлениями деятельности нужно заниматься. Действия организации в рамках каждого из элементов управления должны быть однонаправленны и не вызывать внутренних противоречий. В связи с этим элементы управления инновационной деятельностью функционируют в рамках единого последовательного процесса, где каждый элемент является логичным завершением предыдущего.

Предлагаемая система управления инновационной деятельностью предполагает реализацию принципа «всеобщего управления», который подразумевает, помимо вовлеченности всех сотрудников организации в процессы управления инновационной деятельностью, ориентацию на потребности всех заинтересованных сторон и совершенствование не только характеристик предоставляемых услуг связи, но и различных сфер деятельности организации. Данная система предполагает непрерывное совершенствование детерминант предоставляемых телекоммуникационных услуг за счет внедрения различного рода инноваций на всех этапах жизненного цикла услуги, включая исследование и разработку, закупку материалов и оборудования, непосредственно оказание услуги и послепродажное обслуживание. Абсолютно все функциональные области деятельности организации, начиная от бухгалтерии и заканчивая техническими службами, должны совершенствоваться на основе внедрения новшеств, что позволяет создать системность в управлении инновационной деятельностью, а также предсказуемость получаемых результатов. Процесс внедрения представленной системы управления инновационной деятельностью предполагает прохождение ряда этапов (см. рис. 2).

п

о

т

Р

е

б

и

о

с

т

и п

о

т

р

е

б

и

е

л

е

й

Миссия, цели

СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Ведущая роль руководства компании

Директор по инновациям

Ру ко вод I «тел и стру кту рн ».I х подразделений

ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Процессы разработки и внедрения инноваций в деятельность телекоммуникационной организации

/-:-\

г ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ^

Планирование Реализация Оценка Улучшение

▲ ▲ ▲ ▲

Контроль

УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ^ | ^^^^Стратсгический

Г

У

Iактическии

[

Оперативный

>

Личный

ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Политика и Руководство по инновациям

▼ +

Документированные процедуры

▼ +

Внутренние и внешние регламенты

▼ +

Должностные и рабочие инструкции

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Маркетинг Логистика Финансы Персонал Технология Обслуживание клиентов Прочее

У

Д

О

в

л

е

т

в

о

Р

е

н

ы й

п о

т

Р

е

б

и

е

л

ь

-► Последовательность и подчиненность Необходимость применения на всех уровнях

---► Обратная связь Вход/выход системы

........ Обеспечение Взаимозависимость

Рис. 1. Система управления инновационной деятельностью в сфере предоставления телекоммуникационных услуг

Анализ инновационной деятельности телекоммуникационной компании Г-N Г-N Г-N Г^--N Г-

Миссия Стратегия Дерево целей

Д о куме нто-обеспечение деятельности

Организационная структура

Бизнес-процессы

Персонал

31Е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определение степени готовности компании к внедрению системы управления

инновационной деятельностью

Высокая степень готовности:

— наличие целей в области инновационной деятельности;

— вовлеченность в инновационную деятельность большинства персонала;

— заинтересованность руководства;

— документационное обеспечение

Низкая степень готовности:

— отсутствие целей в области инноваций;

— инновационная деятельность носит эпизодический характер;

— персонал не осведомлен об инновационной деятельности

Внедрение инновационной системы:

— разработка инновационной стратегии;

— подготовка документов;

— введение новых должностей;

— определение ответственных лиц;

— распространение идеологии

Подготовка компании к внедрению инновационной системы:

— обучение руководства;

— обучение персонала;

— осознание необходимости внедрения системы и др.

И

Оценка эффекта от внедрения системы управления инновационной деятельностью

Ж

Высокая

Средняя

Низкая

I

Удовлетворенность потребителей

Рис. 2. Алгоритм внедрения системы управления инновационной деятельностью в телекоммуникационной организации

Инновационная деятельность телекоммуникационных организаций направлена преимущественно на совершенствование всех видов организационных процессов, способствующих в конечном счете повышению уровня удовлетворенности потребителей за счет совершенствования характеристик предоставляемых услуг связи или предоставления потребителю совершенно новых видов услуг. Степень удовлетворенности потребителей и, соответственно, уровень конкурентоспособности услуг связи напрямую зависят от качества предоставляемых услуг. В связи с этим оценка эффекта от внедрения инновационной системы должна базироваться на оценке изменений уровня качества предоставляемых

услуг в результате внедрения инноваций, определяющих изменение степени удовлетворенности потребителей [1; 2].

В данном случае оценка качества подразумевает определение степени, до которой характеристики телекоммуникационной услуги, желаемые для потребителя, выявлены и включены в процесс обслуживания, и степень, в которой желательные уровни атрибутов воспринимаются потребителем как достигнутые. Причем оценка заключается в сопоставлении предшествующих внедрению инновационной системы значений показателей качества оцениваемого вида услуг с соответствующими фактическими значениями показателей. Таким образом, под оценкой эффекта от внедрения будет пониматься определение результата внедрения системы управления инновационной деятельностью, выраженного в изменении уровня удовлетворенности потребителей качеством телекоммуникационных услуг.

Исходя из специфики предоставления телекоммуникационных услуг, а также понятия «эффект от внедрения», применяемого в рамках данного исследования, основу создания методики оценки эффекта от внедрения системы управления инновационной деятельностью в сфере предоставления телекоммуникационных услуг (далее — методика) легли выявленные ранее специфические особенности услуг связи, а также детерминанты качества телекоммуникационных услуг как одного из основных факторов конкурентоспособности и удовлетворенности потребителей. Методика является своеобразным индикатором уровня результативности системы управления инновационной деятельностью в сфере предоставления телекоммуникационных услуг. Эффект от внедрения системы определяется на основе сравнения достигнутого по результатам внедрения инновационной системы значения общего индекса организационной деятельности со значением данного индекса до внедрения инновационной системы в деятельность телекоммуникационной организации.

Методика представляет собой систему показателей, формулы их расчета, а также систему баллов, на основе которой определяется значение общего индекса организационной деятельности. С целью обеспечения объективной и полноценной оценки все показатели были разделены на две основные группы: технические и функциональные [5] (см. рис. 3). В рамках предлагаемой методики предполагается определение фактических значений технических и функциональных показателей по результатам внедрения и применения системы управления инновационной деятельностью, а затем соотнесение полученных значений показателей с нормативными значениями. Нормативные значения показателей устанавливаются компанией в индивидуальном порядке в зависимости от ее стратегических целей, технических возможностей и уровня конкуренции в отрасли. Для определения нормативных значений рекомендуется применять метод экспертной оценки. Соотношение нормативных и фактических значений показателей позволяет определить достижение запланированных результатов, а также установить уровень баллов по каждому показателю.

На основе баллов, присвоенных ключевым показателям обеих групп, рассчитывается общий индекс организационной деятельности, который представляет собой сумму присвоенных значений показателей обеих групп. Максимально возможное значение общего индекса организационной деятельности равняется 26 баллам, что означает высокий уровень качества предоставляемых услуг и, как следствие, полное достижение запланированных результатов деятельности на основе системы управления инновационной деятельностью. В случае, если значение индекса меньше 26 баллов, проводится детальный анализ второстепенных показателей каждой группы с целью выявления «проблемных зон». Для более точной оценки уровня достигнутого качества каждому показателю могут быть присвоены весовые коэффициенты, которые устанавливаются организацией на основе экспертной оценки, в зависимости от приоритетных направлений ее деятельности. Значение общего индекса организационной деятельности прямо пропорционально достигнутому уровню качества предоставляемых телекоммуникационных услуг (высокое значение — высокий уровень, низкое — низкий). На основе значения общего индекса организационной деятельности осуществляется оценка эффекта от внедрения системы управления инновационной деятельностью.

Группа технических показателей

Показатели обеспеченности телекоммуни-

Показатели надежности те-¿гекоммуника-

Показатели бесперебойности работы оборудования

Группа функциональных показателей

Рис. 3. Показатели общего индекса организационной деятельности

Предложенная система управления инновационной деятельностью позволит телекоммуникационной организации структурировать знания, функции, процессы, процедуры и другие составляющие, обеспечивающие процесс управления инновационной деятельностью в организации; обозначить взаимосвязи между всеми элементами процесса управления инновационной деятельностью; определить функциональные задачи всех участников при управлении инновационной деятельностью в организации; разработать методы, средства и все виды обеспечения решения потенциальных задач по совершенствованию услуг и организационной деятельности; сформировать документационное обеспечение процесса управления инновационной деятельностью, соответствующее уровням управления; выявить и описать входящие и выходящие элементы процесса управления инновационной деятельностью; учесть влияние факторов внешнего окружения на реализацию инновационной деятельности; повысить качество предоставляемых услуг и, как следствие, конкурентоспособность организации

ЛИТЕРАТУРА

1. Голубецкая Н.П., Хорошева O.A. Принципы инновационного управления предпринимательским доходом предприятий реального сектора экономики // Экономика и управление. 2011. № 5. С. 48-51.

2. Голубецкая H.H. Проблемы инновационного менеджмента на рынке образовательных услуг в условиях модернизации экономики // Экономика и управление. 2010. № 12. С. 28-33.

3. Маховикова Г.А., Ефимова Н.Ф. Инновационный менеджмент. М.: Эксмо, 2010. 206 с.

4. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1999. 296 с.

5. Gronroos С. Service management and marketing. West Sussex, 2000. 320 p.

6. J. Hann Pichler, Hans Jobst Pleitner, Karl-Heinz Schmidt. Management in KMU: die Führung von Klein-und Mittelunternehmen / 3. Aufl. Bern; Stuttgart; Wien: Haupt., 2000. 260 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.