Научная статья на тему 'Система технологического трансфера как элемент управления и реализации государственного заказа на инновационную продукцию в России'

Система технологического трансфера как элемент управления и реализации государственного заказа на инновационную продукцию в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТРАНСФЕРА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ НА ИННОВАЦИОННУЮ ПРОДУКЦИЮ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И КООРДИНАЦИЯ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Холопенкова Е. В.

В современной России роль государства в регулировании инновационных процессов несомненно значительна. При проведении модернизации необходимо задействовать все имеющиеся в стране инновационные ресурсы, а так же способы управления ими для построения современной инновационной экономики. Необходимость системного подхода к трансферу технологий очевидна и не вызывает сомнений. В данном отношении система технологического трансфера полностью соответствует поставленным задачам диффузии и коммерциализации технологий в рамках реализации государственного заказа на инновационную продукцию, а управление ею является составной частью государственного регулирования инновационной деятельности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система технологического трансфера как элемент управления и реализации государственного заказа на инновационную продукцию в России»

Система технологического трансфера как элемент управления и реализации государственного заказа на инновационную продукцию в России

В современной России роль государства в регулировании инновационных процессов несомненно значительна. При проведении модернизации необходимо задействовать все имеющиеся в стране инновационные ресурсы, а так же способы управления ими для построения современной инновационной экономики. Необходимость системного подхода к трансферу технологий очевидна и не вызывает сомнений. В данном отношении система технологического трансфера полностью соответствует поставленным задачам диффузии и коммерциализации технологий в рамках реализации государственного заказа на инновационную продукцию, а управление ею является составной частью государственного регулирования инновационной деятельности в России.

Ключевые слова: система технологического трансфера, государственный заказ на инновационную продукцию, системный подход, государственное регулирование, взаимодействие и координация, коммерциализация технологий.

авижение по пути развития и улучшения благосостояния страны на сегодняшний день не возможно без становления экономики на инно-ный путь развития. Правительством РФ была сформулирована государственная политика в области развития инновационной системы, целью которой является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции, а также в интересах реализации следующих национальных приоритетов экономики России:

развитие науки и ее ориентация на решение задач инновационного развития страны; поддержка прорывных направлений технологического развития;

совершенствование механизмов диффузии и передачи знаний;

развитие кооперации между научно-исследовательскими и предпринимательскими секторами; создание условий для повышения инновационной активности предпринимателей [1].

Реализация вышесказанного обеспечит создание инновационной направленности экономического роста, позволит достичь подлинно инновационных преобразований и переосмыслить происходящую трансформацию в экономике страны с позиции инновационного типа мышления.

Сочетание экономических интересов и действия рыночных сил с целенаправленным регулированием инновационных процессов на уровне государства становится особенно необходимым в условиях иннова-

Е. В. Холопенкова,

аспирант, кафедра экономической теории, Ставропольский государственный университет

e-mail: kate 026@mail.ru

ционного развития экономики страны. Практическим следствием этих положений для России является вывод о необходимости усиления государственной ответственности за развитие фундаментальной науки и человеческого потенциала, формирование системы институциональных сигналов, поощряющих инвестирование в создание и тиражирование нововведений, устранение монопольных практик и развитие малого инновационного бизнеса [2]. Перспективы инновационного развития во многом определяются тем, насколько государство содействует преодолению «близорукости» рынка и идентификации стратегических направлений технологического развития. По мнению академика В. Л. Макарова организация спроса на знания есть прямая функция государства [3].

В современных условиях государство выступает крупнейшим заказчиком и потребителем продукции ряда отраслей, что позволяет превратить государственный спрос в мощный инструмент регулирования экономики, используемый для достижения стратегических целей развития страны [4]. Одним из главных институтов организации действенных политических инструментов поддержки национальной инновационной системы являются государственные закупки и субсидии (гранты) на создание и реализацию инновационной продукции [5]. Реализуемый на практике Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [6] перманентно дорабатывается и совершенствуется, что отчасти не

ИННОВАЦИИ № 11 (145), 2010

ИННОВАЦИИ № 11 (145), 2010

способствует установлению четких рамочных условий или, попросту говоря, «правил игры» для всех участников рынка. В условиях, когда государственные расходы на обеспечение общественных нужд достигают 50% расходной части государственного бюджета, а система государственных закупок становится инструментом как антикризисного, так и долгосрочного регулирования, эффективность управления ими приобретает стратегическое значение [7]. Государственные закупки должны использоваться, в том числе в качестве инструмента управления структурными преобразованиями в российской экономике, способа стимулирования технологической модернизации и повышения конкурентоспособности эффективных производителей [8].

В современной экономике выделяют следующие функции государственных закупок: воспроизводственная, аллокационная, стимулирующая, социальная и инновационная. Учитывая инкрементальную составляющую инновационных процессов в проводимой российским государством политике модернизации, последняя приобретает особую значимость, так как способствует созданию принципиально новых или улучшению существующих на потребительском рынке товаров, а так же совершенствованию технологических процессов (процессные инновации).

Государство как субъект экономической деятельности, реализуя государственный заказ для удовлетворения общественных потребностей, содействует

росту экономики и ее инновационному развитию. В настоящее время на поддержку инноваций в 2010 г. Правительство РФ выделило 1,1 трлн. руб., или свыше 10% федерального бюджета. Часть этих средств будет потрачена на госзакупки [9]. Важно отметить, что государственный заказ на производство (поставку) товаров, работ и услуг для государственных нужд в условиях финансово-экономического кризиса для многих предприятий стал едва ли не единственным источником гарантированного финансирования.

Приходится констатировать, что развитие лишь одной составляющей (научных разработок), не подкрепленное усилением сопряженных сфер (консалтинга, трансфера новых технологий, привлечения инвестиций и т. д.), не приводит к росту производства инновационной продукции, «инновационная цепочка» не выстраивается. Следовательно, уже на концептуальном уровне необходим переход от традиционной «линейной» модели инновационной деятельности к применению системного подхода, при котором объект рассматривается как целостное множество элементов в совокупности отношений и связей между ними. Главным признаком системного подхода служит наличие доминирующей роли целого, а не составных элементов.

По мнению автора, на сегодняшний день созрела необходимость создания системы технологического трансфера [10] (СТТ) как элемента управления и реализации государственным инновационным заказом

1 Научно-исследовательские институты;

1 государственные научные центры;

1 государственные академии наук;

1 российский научный центр «Курчатовский институт»;

1 инновационные и технологические центры на базе вузов;

1 конструкторские бюро (в т. ч. закрытые)

Бизнес-ангелы

Инновационный социоген [И]:

• наукограды;

• инкубаторы инновационного бизнеса;

• технопарки;

• технополисы;

• научные кластеры.

Госзаказ на инновационную продукцию

/

Инновационные

фирмы

Бюджетные учреждения при вузах, созданные для коммерциализации научных разработок [13]

'} !•'

.-П І I

_±_и-

Венчурные

компании

---------

Инновационный центр «Сколково» [12]

I

Крупные корпорации (как правило,

с государственным участием)

-------► Государственное финансирование приоритетных технологий

„-----► Кооперационные связи между государственными исследовательскими университетами,

конструкторскими бюро и инновационными социогенами

-------► Коммерциализация полученных технологий, их диффузия и распространение

......► Управление технологической дисперсией в рамках проводимой государством политики

модернизации страны

Система технологического трансфера как элемент управления и реализации государственного заказа

на инновационную продукцию в России

в России. В рассматриваемом случае под системой технологического трансфера понимается целостная система, призванная эффективно структурировать, систематизировать и наладить взаимодействие всех участников государственного рынка закупок инновационной продукции. Она позволяет своевременно и с минимальными издержками извлекать из источника, доставлять и обеспечивать восприятие необходимой и достаточной информации, знания или технологии (результата интеллектуальной деятельности) с целью их последующей коммерциализации и распространения. Таким образом, посредством СТТ обеспечиваются отношения по поводу движения «инновационных благ» — информации и знаний в процессе их производства, распределения, обмена, потребления (приложения к хозяйственной или другой практике).

Система технологического трансфера в России призвана решать следующие задачи:

• реализация государственного заказа на инновационную продукцию;

• установление взаимосвязи и координации действий между всеми субъектами СТТ;

• создание инновационной продукции путем реализации государственного заказа, направленного на поддержку прорывных направлений технологического развития;

• формирование конкурентной исследовательской среды;

• диффузия и распространение передовых технологий;

• снижение монополизации и олигополизации рынка государственного заказа.

Схематически работу системы технологического трансфера можно представить следующим образом (рисунок).

Следствием создания СТТ является передача стратегических технологий [14] по открытым информационным каналам, их трансформация и инкрементальное улучшение, установление разветвленной сети организаций, ведущих научно-исследовательскую деятельность, взаимодействие сопряженных и родственных коммерческих структур, выполняющих государственный заказ. Важным условием проявления такого взаимодействия является кооперация и партнерство всех участников СТТ, особенно в исследованиях и разработках. Цель взаимодействия — определение совместного видения перспектив развития и диффузии технологий, эффективная коммерциализация государственного заказа, расширение партнерских связей.

В результате формирования системы технологического трансфера налаживаются линейные и нелинейные трансферные взаимодействия, в том числе обратные связи между участниками СТТ, направленные на развитие государственно-частного партнерства, формирование современных фрагментированных цепочек создания добавленной стоимости произведенной на заказ высокотехнологичной продукции, инфраструктурных сетей внутри самой системы. Иными словами, система технологического трансфера обеспечивает переход от поддержки отдельных фирм и организаций к созданию системно-интеграционного взаимодействия непрерывных инноваций, т. е. к под-

держке развития кластеров взаимосвязанных фирм и организаций, генерирующих и коммерциализирующих технологии.

Государство посредством системы технологического трансфера обеспечивает связность инновационной политики, которая проявляется в вертикальном и горизонтальном измерениях. Вертикальная связность подразумевает согласованность действий при управлении и реализацией заказа на инновационную продукцию. Связность на горизонтальном уровне означает, что научно-исследовательские институты и инновационные социогены минимизируют разно-направленность целей при решении поставленных задач. Необходимым элементом связности является баланс ее различных компонент, поскольку одни из них могут компенсировать и снижать действенность других. Таким образом внутри системы технологического трансфера достигается когерентность интересов и действий участников рынка государственного заказа, взаимосвязи и взаимодействия между ними систематизируются и структурируются. Реализуя госзаказ на инновационную продукцию в рамках системы технологического трансфера, государство тем самым концентрирует имеющиеся ресурсы на отобранных приоритетных направлениях, осуществляет контроль всех стадий реализации интегрированной технологии, создает наиболее благоприятную среду для развития конкуренции и предпринимательства в инновационной сфере экономики России.

Следует отметить, что формирование системы технологического трансфера инноваций в рамках реализации госзаказа на инновационную продукцию может быть осуществлено с учетом опыта создания и функционирования национальной нанотехнологической сети, созданной Председателем Правительства РФ В. В. Путиным в апреле 2010 г. [15]

В заключение следует отметить, что процесс модернизации экономики страны должен носить устойчивый и постоянный характер. Государственное управление инновационной деятельностью, акцентированное на системном развитии, обеспечит координацию действий всех участников рынка высокотехнологичной продукции. Одним из необходимых условий является построение системы технологического трансфера, абсорбирующей производство, коммерциализацию и управление современными технологиями. От того, насколько своевременно будет принято решение о создании СТТ, напрямую зависит качество и степень реализации государственного заказа на инновационную продукцию в России.

Список использованных источников

1. О. Г. Голиченко. Модернизация и реформирование инновационной стратегии России: проблемы и решения//Вопросы экономики, № 8, 2010.

2. А. П. Егоршин. Управление инновационным развитием региона. Н. Новгород: НИМБ, 2008.

3. В. Л. Макаров. Экономика знаний: уроки для России//Вестник РАН, т. 73, № 5, 2003.

4. И. Смотрицкая, С. Черных. Государственные закупки и формирование инновационной экономики//Вопросы экономики, № 6, 2010.

ИННОВАЦИИ № 11 (145), 2010

5. О. Г. Голиченко. Основные характеристики и факторы инновационной деятельности в странах ОЭСР и России//Вестник РГНФ, № 4, 2008.

6. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.

7. И. И. Смотрицкая. Государственные закупки в системе мер антикризисного регулирования экономики//ЭКО, № 7, 2009.

8. А. А. Яковлев. Система госзакупок: на пути к новому качеству. М.: ГУ-ВШЭ, 2010.

9. П. Скобелев. От вывески до бренда//«Российская газета», Федеральный выпуск № 5123 (44) от 4 марта 2010 г.

10. Трансфер технологий — формальная передача на коммерческой основе новых технологий и инноваций, полученных в результате научных исследований вузов и некоммерческих исследовательских учреждений, коммерческому сектору http:// intech.mstu.edu.ru/inno/glossary.shtml.

11. А. Н. Плотников, Г. И. Жиц. Механизм воздействия участников инновационно-инвестиционной сферы. Саратов: СГТУ, 2002

12. Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково» от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ.

13. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения

(внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» от

2 августа 2009 г. № 217-ФЗ.

14. В. Кузьмин. Пять приоритетов президента//«Российская газета», Федеральный выпуск № 4935 (111) от 19 июня 2009 г.

15. Постановление Правительства РФ от 23.04.2010 г. № 282.

A system of technological transfer like an element of administration and realization of public order for innovative products in Russia E. V. Kholopenkova, postgraduate student, a chair of economic theory, Stavropol State University.

A role of state regulation is undoubtedly significant in modern Russia economy. It is necessary to use all innovative available resources and methods of state control for construction contemporary innovation economy during modernization. Definitely a transfer of technologies needs a system approach. According this approach a Technological Transfer System completely corresponds for posed objectives of technology diffusion and commercialization in accordance with public order for innovative products. The administration of it is a component part of state regulation of innovative activity in Russia.

Keywords: the technological transfer system, a public order for innovative products, a system approach, a state regulation, interaction and coordination, a commercialization of technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.