Научная статья на тему 'Система стратегического планирования процессов пространственно-территориального развития Арктики: сравнительный анализ (на примере России и США)'

Система стратегического планирования процессов пространственно-территориального развития Арктики: сравнительный анализ (на примере России и США) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
537
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / АРКТИКА / РЕГИОНЫ РОССИИ / США / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННО ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / THE U.S.A / STRATEGIC MANAGEMENT / ARCTIC / REGIONS OF RUSSIA / POLITICAL MANAGEMENT / TERRITORIAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кондраль Дмитрий Петрович, Морозов Николай Алексеевич

В статье приведен сравнительный анализ механизмов стратегического анализа и планирования процессов развития Арктического региона России и США. Авторами проанализированы слабые места системы стратегического планирования процессов развития Арктического региона России и приведены рекомендации по формированию комплексной системы регионального стратегического управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING SYSTEM OF TERRITORIAL DEVELOPMENT OF THE ARCTIC: COMPARATIVE ANALYSIS OF RUSSIA AND THE USA

The paper presents a comparative analysis of the strategic planning mechanisms aimed at the development of the Arctic region in Russia and the United States. The authors consider weak points of the strategic planning system of territorial development of the Arctic developed by Russia, and provide guidelines on formation of the complex system of the regional strategic management.

Текст научной работы на тему «Система стратегического планирования процессов пространственно-территориального развития Арктики: сравнительный анализ (на примере России и США)»

УДК [321,02+316,42+327,82] (470.13) (045). К64

Кондраль Дмитрий Петрович

Kondral Dmitry Petrovich

кандидат политических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Сыктывкарского филиала Российского университета кооперации dom-hors@mail.ru

Морозов Николай Алексеевич

PhD in Political Sciences, Assistant Professor of the Department for Socioeconomic Disciplines and the Humanities Syktyvkar branch of the Russian University of

Cooperation

dom-hors@mail.ru

Morozov Nikolay Alekseyevich

кандидат исторических наук, профессор кафедры управления социально-политическими процессами Коми республиканской академии государственной службы и управления dom-hors@mail.ru

СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ПРОСТРАНСТВЕННОТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АРКТИКИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И США)

PhD in History, Professor of the Socio-Political Management Department Academy of Public Administration and Management of the Komi Republic dom-hors@mail.ru

STRATEGIC PLANNING SYSTEM OF TERRITORIAL DEVELOPMENT OF THE ARCTIC: COMPARATIVE ANALYSIS OF RUSSIA AND THE USA

Аннотация:

В статье приведен сравнительный анализ механизмов стратегического анализа и планирования процессов развития Арктического региона России и США. Авторами проанализированы слабые места системы стратегического планирования процессов развития Арктического региона России и приведены рекомендации по формированию комплексной системы регионального стратегического управления.

Ключевые слова:

система стратегического управления, Арктика, регионы России, США, политическое управление, пространственно-

территориальное планирование.

Summary:

The paper presents a comparative analysis of the strategic planning mechanisms aimed at the development of the Arctic region in Russia and the United States. The authors consider weak points of the strategic planning system of territorial development of the Arctic developed by Russia, and provide guidelines on formation of the complex system of the regional strategic management.

Keywords:

strategic management, Arctic, regions of Russia, the U.S.A., political management, territorial management.

В настоящее время Арктика рассматривается как ключевой регион мира, где в перспективе будет происходить усиление конкуренции за ресурсы и геополитические условия взаимодействия: «фактором развития стран и регионов мира в третьем тысячелетии будет ресурсообеспеченность. Без ресурсов Арктики мировая экономика немыслима» [1, с. 16]. В связи с этим каждая из стран Арктической зоны сегодня рассматривает перспективные варианты своего присутствия и функционирования в Арктике. Фактически качество сегодняшней деятельности органов власти и управления по анализу и планированию процессов развития Арктики определяет место страны в будущем геополитическом и геоэкономическом пространстве.

Современные механизмы исследования Арктики во многом определяются развитостью политических систем отдельных стран и отлаженностью алгоритмов стратегического управления процессами пространственно-территориального развития. Страны с развитой

системой стратегического управления предпочитают проводить наряду с международными исследованиями собственные. Страны же со слабой системой планирования в основном ориентируются на международные исследования [2] и практически не планируют перспектив пространственно-территориального развития.

Российская система исследования и прогнозирования социально-экономических и политических процессов в Арктике ориентирована в настоящее время в основном на международные исследовательские проекты и международные организации (например, Международный арктический научный комитет (МАНК) и Рабочая группа по устойчивому развитию Арктики, действующие в рамках Арктического совета) [3]. В стране сегодня в целом сформирована пассивная системы анализа и планирования процессов стратегического развития арктических и приарктических территорий, что не способствует развитию страны в целом. Вместе с тем, цель освоения Севера была сформулирована еще М.В. Ломоносовым: «Могущество российское прирастать будет Сибирью и Северным океаном» [4, с. 12].

Процесс «обживания» Арктического региона России затрудняется такими факторами, как дискомфортность территорий и социально-экономическая дискомфортность (в частности, удорожание стоимости жизни и низкая доступность социальных услуг - образовательных, медицинских, культурных и др.) [5, с. 70]. Данные факторы четко не проработаны в стратегических документах, посвященных вопросам развития территорий Севера России, что усугубляет их депрессивное состояние.

Между тем вопрос развития Арктики сегодня признан органами власти ключевым. В связи с этим постоянно функционируют государственные институты, занимающиеся проблемами региона. Например, Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока [6], занимающийся вопросами законодательного обеспечения Севера России. Также вопросами развития региона занимаются Совет безопасности РФ [7] и Министерство регионального развития, разрабатывающее госпрограмму социально-экономического развития арктической зоны России [8]. Действие данных институтов власти, несомненно, способствует развитию северных территорий, однако, является недостаточным для составления и реализации эффективных проектов пространственнотерриториальных изменений в арктических и приарктических регионах страны. Прослеживается необходимость формирования региональных стратегических исследовательских центров в качестве первого звена системы стратегического управления.

Позитивным примером в вопросе стратегического прогнозирования является современная американская модель стратегических исследований. Она ориентируется как на внутригосударственные механизмы исследования Арктики (например, Консорциум арктических исследований США (ARCUS), Межведомственная комиссия по выработке политики арктических исследований (IARPC) [9], Комиссия США по исследованию Арктики (USARC) [10]), так и на международные (например, Арктический совет). В IARPC входят представители 14 различных федеральных органов: Национального научного фонда, министерства экономики, министерства обороны, Государственного департамента, Департамента здравоохранения и социальных служб, Департамента национальной безопасности, Управления по науке и технической политике, министерства сельского хозяйства, министерства энергетики, министерства внутренних дел, Департамента транспорта, Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства, Агентства по охране окружающей среды, Смитсоновского института, Национального гуманитарного фонда [11]. Репрезентативность позволяет формировать эффективные программы исследований и в дальнейшем на основе анализа определять место конкретного института власти в реализации стратегии развития Арктики. В частности, IARPC удалось

подготовить пятилетний план научных исследований Арктики [12], позволяющий уже сейчас говорить о лидерстве США в перспективе в вопросах прогнозирования изменения в основных сферах жизнедеятельности в регионе. Наряду с данной структурой в стране действует эффективная исследовательская организация USARC, проводящая постоянный анализ различных направлений арктической политики.

Таким образом, эффективный исследовательский (USARC) и прогнозный (IARPC) механизмы США позволяют планировать перспективные политические и социальноэкономические процессы как регионального, так и общегосударственного и международного уровней.

В России сегодня ставится вопрос о перспективах научных исследований Арктики [13], реализуются отдельные проекты (например, «Дорожная карта международного сотрудничества в Арктике» [14] и «Предложения к дорожной карте развития международноправовых основ сотрудничества России в Арктике» [15]). Однако до конца неясны направления и объемы перспективных исследований Севера, что в конечном счете не позволяет прогнозировать и планировать в полной мере параметры политического и социально-экономического развития региона, а тем более изменения в международных процессах.

Указанный американский пятилетний план исследований [16] включает в себя: вопросы изменения ледового покрова в море и на земле, изменения климата и экосистемы; энергетические исследования и исследования материальных балансов; вопросы создания комплексной системы мониторинга и анализа (включающей внутреннюю и международную системы); варианты арктических региональных моделей развития; выявление инструментов устойчивого совершенствования механизмов управления на основе человеческого потенциала (в том числе учета культурного и языкового наследия, создания благоприятных условий существования регионального сообщества); исследование факторов здоровья населения в регионе.

Основным назначением исследований США является выявление сильных и слабых сторон местных общин для дальнейшего моделирования экосистем и стратегий адаптации населения к экологическим и социально-экономическим стрессам, а также развитию активной культуры, системы здравоохранения, благосостояния общества. При этом в программе запланирована разработка показателей уязвимости общин. Данные исследования направлены также на выявление федеральных, государственных и местных интересов и формирования системы их агрегации и артикуляции.

Информирование населения об изменениях происходящих в Арктике процессов и привлечение его к проектам развития территорий должно стать основой эффективного освоения ресурсов и формирования инфраструктуры. Вместе с тем, в России получила распространение иная модель освоения территорий - потребительского отношения, что приводит к их неэффективному использованию: «российское правительство, доказавшее на практике свою неспособность к управлению и развитию Сибири, относится так же, как хозяин относится к своей кладовой. Кладовая эта может быть убогой, грязной и холодной. Но в ней можно хранить и время от времени брать разные полезные вещи» [17, с. 10].

Следует отметить четкую проработанность программы исследования США в вопросе периодизации и привлечения аналитических структур к рассматриваемым вопросам по специализации их деятельности. Это свидетельствует о большом опыте в вопросах прогнозирования пространственно-территориальных изменений, что подтверждается более высоким качеством американской стратегии развития Арктики [18] по сравнению с отечественной [19] в аспекте четкости поставленных целей и задач, механизмов ответственного и скоординированного управления.

Таким образом, активная и эффективная исследовательская и прогнозная базы США позволяют в целом создавать сбалансированные условия для запрограммированного развития политической и социально-экономической среды региона. В России же изменения являются следствием дисбаланса политических и социально-экономических условий, что не является конструктивным и приводит к кризисному функционированию региональной и общегосударственной систем управления. В данных условиях позитивное развитие Арктики является труднодостижимым, что приводит к необходимости существенной модернизации региональной системы управления.

Рассматривая стратегию развития Арктики в комплексе, следует выделить четыре группы факторов, функционирование и взаимодействие которых определяет успешность системы стратегического управления (см. рис. 1):

Баланс Дифференциация

интересов политических

Комплексная интересов

система

стратегического

Посредничест управления Конвергенция

во стран-сверхдержав политических

интересов

Рисунок 1 - Модель комплексной системы стратегического управления процессами развития Арктики (авторский вариант)

В данной модели степень баланса интересов предполагает достижение внутрирегионального, общегосударственного и международного сотрудничества по вопросам развития Арктики с учетом интересов всех заинтересованных сторон. Отсутствие баланса приводит к разобщенности и неэффективной разработке и реализации программ развития региона.

Посредничество стран-сверхдержав является основой поиска опоры в продвижении региональных и общегосударственных интересов. Формирование коалиции по продвижению определенных проектов является основой их успешной реализации.

Дифференциация политических интересов должна приводить к формированию эффективных альтернативных моделей развития Арктики, без чего невозможно ее полноценное развитие.

Конвергенция политических интересов направлена на разработку и принятие точных стратегических решений и мобилизацию научных, бизнес- и политико-управленческих структур для их реализации.

Из данной модели следует, что внешнеполитическое взаимодействие во многом опирается на реализацию внутриполитического курса страны и идеологии регионального развития. Так, внутриполитический курс РФ часто критикуется другими государствами (например, США) по вопросам отношения к правам человека. Это приводит к проблемам в международных отношениях и потере конкурентных преимуществ страны.

Таким образом, понимание политической действительности в России во многом определяет перспективы как внутриполитического, так и внешнеполитического курса. Следует отметить, что до сих пор не ясны границы внутренней политики в Арктике, что приводит к размытости параметров социально-экономического развития региона и от-

сутствию четких стратегических целей и задач международной политики - в частности, в области продвижения интересов Севера России. Современная система стратегического управления Арктическим регионом должна включать как систему комплексного анализа процессов жизнедеятельности и развития региона, так и систему перспективного планирования.

Ссылки:

1. Николаев М.Е. Арктика. XXI век. М., 1999. 152 с.

2. Ширина Д.А. Международное сотрудничество: к новому мышлению в Арктике // Современная Арктика: опыт изучения и проблемы. Якутск, 2005. С. 7-33.

3. Пилясов А. Научные исследования и инновации в арктическом регионе // Материалы официального сайта Российского совета по международным делам. 16 августа 2012. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=700#top (дата обращения: 29.07.2013).

4. Цит. по: Николаев М. Арктика - боль и надежда планеты. Якутск, 1993. 47 с.

5. Витязева В.А., Котырло Е.С. Социально-экономическое развитие Российского и зарубежного Севера. Сыктывкар, 2007. 269 с.

6. Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока [Электронный ресурс]. URL: http://www.komitet2-1.km.duma.gov.ru/ (дата обращения: 29.07.2013).

7. Совет Безопасности РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/15/98.html (дата обращения: 29.07.2013).

8. Выступление министра регионального развития РФ И.Н. Слюняева на заседании президиума Коллегии Минрегиона России 28 июня 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minregion.ru/press_office/terms/3104.html (дата обращения: 30.07.2013).

9. Официальный сайт Национального научного фонда США. URL: http://www.nsf.gov/geo/plr/arctic/iarpc/start.jsp (дата обращения: 29.07.2013).

10. Комиссия США по исследованию Арктики (USARC) [Электронный ресурс]. URL: http://www.arctic.gov/ (дата обращения: 29.07.2013).

11. Официальный сайт Национального научного фонда США. URL:

http://www.nsf.gov/geo/plr/arctic/iarpc/iarpc_principals2012.jsp (дата обращения: 29.07.2013).

12. Arctic research plan: FY 2013-2017 // Executive Office of the President National Science and Technology Council. February. 2013. URL: http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/microsites/ostp/2013_arctic_research_plan.pdf (дата обращения: 29.07.2013).

13. Некипелов А.Д., Макоско А.А. Перспективы фундаментальных научных исследований в Арктике [Электронный ресурс] // Материалы проекта Российский Север. Модернизация и развитие. Проект Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. URL: http://rosnord.ru/strategy/standpoint/57-perspektivy-fundamentalnykh-nauchnykh-issledovanij-v-arktike (дата обращения: 29.07.2013).

14. Дорожная карта международного сотрудничества в Арктике [Электронный ресурс] // Материалы Российского Совета по международным делам. URL: http://russiancouncil.ru/projects/project/?PROJECT_ID_4=9#top (дата обращения: 29.07.2013).

15. Предложения к дорожной карте развития международно-правовых основ сотрудничества России в Арктике [Электронный ресурс] // Материалы Российского совета по международным делам. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1597#top (дата обращения: 29.07.2013).

16. Arctic research plan: FY 2013-2017 ...

17. Верхотуров. Д.Н. Идея сибирской самостоятельности вчера и сегодня. М., 2009. 331 с.

18. National Security Presidential Directive on arctic region policy // The White House. 9 January 2009. URL: https://www.fas.org/irp/offdocs/nspd/nspd-66.htm (дата обращения: 18.06.2013).

19. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности

на период до 2020 года. Утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 20.02.2013 года, Пр-232 // Консультант Плюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142561 (дата обращения:

17.06.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.