Научная статья на тему 'Система социально-ориентированной физкультурноспортивной работы в городе Дербенте'

Система социально-ориентированной физкультурноспортивной работы в городе Дербенте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROBLEMS OF YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедов Роберт Магомедгалибович, Макрушина Инна Васильевна

В статье представлена характеристика авторской системы социально-ориентированной физкультурно-спортивной деятельности, направленной на решение актуальных социально-педагогических проблем молодежи Дагестана; описаны целерезультативные, субъектные, методологические и содержательные аспекты социально-ориентированной физкультурно-спортивной деятельности и ее результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедов Роберт Магомедгалибович, Макрушина Инна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF SOCIALLY ORIENTED SPORTS AND SPORTS WORK IN THE CITY OF DERBENT

The paper produces the characteristic of the author's system of socially oriented sports and sports activity directed at the solution of actual social and pedagogical problems of the youth of Dagestan; it describes effective, subject, methodological and rich in content aspects of socially oriented sports and sports activity and its results.

Текст научной работы на тему «Система социально-ориентированной физкультурноспортивной работы в городе Дербенте»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

EDUCATIONAL SPACE OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS

УДК 796.034.2 ББК 75.115 М 12 Р.М. Магомедов

Старший преподаватель кафедры физического воспитания Дагестанского государственного технического университета (филиал в г. Дербенте); E-mail: khazovasn@rambler.ru

И.В. Макрушина

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры основ безопасности жизнедеятельности Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; Email: makrinna@yandex. ru

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНОЙ РАБОТЫ В ГОРОДЕ ДЕРБЕНТЕ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье представлена характеристика авторской системы социальноориентированной физкультурно-спортивной деятельности, направленной на решение актуальных социально-педагогических проблем молодежи Дагестана; описаны целерезультативные, субъектные, методологические и содержательные аспекты социально-ориентированной физкультурно-спортивной деятельности и ее результаты.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, социально-педагогические проблемы

молодежи.

R.M. Magomedov

Senior Lecturer of the Department of Physical Training of Derbent Branch of Dagestan State Technological University; E-mail: khazovasn@rambler.ru

I.V. Makrushina

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Life Safety Basics, Institute of Physical Training and Judo, Adyghe State University; E-mail: makrinna@yandex.ru

SYSTEM OF SOCIALLY ORIENTED SPORTS AND SPORTS WORK IN THE CITY OF DERBENT

Abstract. The paper produces the characteristic of the author's system of socially oriented sports and sports activity directed at the solution of actual social and pedagogical problems of the youth of Dagestan; it describes effective, subject, methodological and rich in content aspects of socially oriented sports and sports activity and its results.

Keywords: physical culture and sport, social and pedagogical problems of youth.

Целевым ориентиром развития физической культуры и спорта в Российской Федерации является усиление ее значимости и действенности, создание возможностей полноценного использования потенциала физкультурно-спортивной деятельности для гармоничного развития личности и прогрессивного развития страны. Серьезное отношение государства к физической культуре и спорту объясняется важнейшей социальной миссией, возложенной на данную сферу: обеспечение физического, духовного, интеллектуального

здоровья и благополучия личности и общества в целом путем реализации общих и специфических функций [1, 2, 3, 4, 5 и др.].

Особенно важным сегодня является полноценное использование физической культуры и спорта для решения задач гражданского, духовно-нравственного воспитания молодежи, ее эффективной социализации, что наиболее актуально для социально нестабильных регионов России. Революционные преобразования, происходящие в российской экономической, общественной, политической жизни, актуализировали серьезные социально-педагогические проблемы в воспитании, образовании подрастающего поколения, наиболее остро стоящие перед педагогическим сообществом, общественными и политическими деятелями республик Северного Кавказа. В частности, актуальными социально-педагогическими проблемами молодежи Дагестана являются: правовой нигилизм и пассивная гражданская позиция при выраженной склонности к протестным настроениям, подверженность негативному (деструктивному) влиянию (СМИ, представители экстремистских организаций и т.п.), ценностная неопределенность, проявления интолерантности и ксенофобии, неопределенность жизненных (в том числе профессиональных) планов и перспектив, ощущение собственной невостребованности обществом, неспособность и/или невозможность рационально организовать свой досуг [6, 7, 8, 9, 10 и др.].

В решении указанных проблем важная роль отводится учеными физической культуре и спорту. Так, согласно мнению М.Я. Виленского, В.И. Столярова и других ученых, физическая культура и спорт являются действенным средством формирования, развития и социализации личности, обеспечивающим социальную адаптацию, формирование нравственного поведения, здорового образа жизни детей и молодежи. Работа по использованию потенциала физической культуры и спорта для решения социальнопедагогических проблем подрастающего поколения требует инновационных подходов, механизмов, установок, форм организации деятельности как от представителей власти, органов управления физической культурой и спортом, так и от рядовых специалистов, работников физкультурно-спортивных организаций [2, 11 и др.]. Поиску и обоснованию способов и методов решения актуальных социально-педагогических проблем молодежи Дагестана средствами физкультурно-спортивной деятельности было посвящено настоящее исследование. Результатом исследования стала разработанная региональная система социально ориентированной физкультурно-спортивной деятельности.

Система является региональной (по целям, субъектам деятельности и субъект-объектам воздействия), социально-педагогической (по целям и средствам), физкультурноспортивной (по средствам, субъектам деятельности и субъект-объектам воздействия). В ее реализации участвуют организации (учебные заведения города Дербента), физические лица (студенты высших учебных заведений, учащиеся общеобразовательных школ города Дербента, воспитанники спортивных школ города Дербента); организаторами и регуляторами деятельности являются педагоги высших учебных заведений, учителя физической культуры общеобразовательных школ, тренеры-преподаватели спортивных школ. Организационной формой работы системы является Клуб активной молодежи, функционирующий на принципах добровольности, безвозмездности, сознательности, активности и инициативности (принципы участия в деятельности Клуба); непрерывности и систематичности, социальной ориентации, равноправия и уважения (принципы деятельности Клуба).

В деятельности системы решаются задачи:

- формирование активной гражданской позиции молодых людей, их самоидентификации как граждан России, этнорелигиозной толерантности;

- преодоление негативного влияния на молодые умы СМИ, противодействие вовлечению молодежи в ряды экстремистских организаций;

- повышение физкультурно-спортивной активности, расширение контингента регулярно занимающихся физической культурой и спортом в различных организационных формах (спортивные кружки и секции, спортивные школы, самостоятельные занятия в свободное время);

- повышение у подрастающего поколения чувства собственной социальной значимости и ощущения востребованности и способности принести пользу обществу;

- формирование у молодежи системы гуманистических ценностных ориентаций, морально-нравственных принципов;

- содействие жизненному и профессиональному самоопределению молодежи, становлению позитивного сознательного отношения к собственному будущему и будущему страны.

На решение указанных задач направлена работа, осуществляемая в трех направлениях:

- просветительская работа - пропаганда активного отдыха и здорового образа жизни, описание способов рациональной организации свободного времени, просвещение в области физической рекреации как способа организации досуга, антиэкстремистская пропаганда, предоставление социально одобряемых образцов для подражания, демонстрация общего в культуре разных этнорелигиозных групп и возможности обогащения собственного культурного опыта, характеристика сферы приложения сил молодежью, возможной общественно полезной деятельности;

- организация общественно полезной деятельности в соответствии с интересами молодежи, направленная на повышение гражданской активности, чувства собственной социальной полезности, консолидацию молодежи вокруг личностно-значимого и общественно полезного дела и т.п.;

- организация активного отдыха детей, подростков, молодежи, пропаганда занятий физической культурой и спортом.

Просветительская деятельность Клуба осуществляется в формах лекций, политинформаций, бесед, диспутов, встреч с интересными людьми. Ее содержание включает информацию по следующим вопросам: республика Дагестан как субъект Российской Федерации (история, культура, традиции, этнорелигиозный состав, спорт и спортсмены, спортивные традиции, ценности патриотизма и гражданственности народов Дагестана); влияние средств массовой информации и экстремистских движений на личность, общество, социально-экономическое и политическое развитие страны; гуманистические ценности современной цивилизации и их проявления в физической культуре и спорте; роль молодежи в развитии государства и становлении гражданского общества, общественная деятельность как сфера гражданской активности молодежи; социальное значение профессиональнопедагогической деятельности специалистов по физической культуре и спорту, их культурнопросветительские и социальные функции.

Ведущими способами организации свободного времени детей, подростков, студентов являются посещение спортивных секций и кружков, участие в работе Клуба. Содержание деятельности Клуба по организации свободного времени молодых жителей Дербента включает пропаганду организованных занятий физической культурой и спортом; организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и участие в них; пропаганду активного отдыха среди детей и подростков, организацию физкультурнорекреационной деятельности в населенном пункте.

Общественно полезная деятельность подростков и учащейся молодежи содержательно тесно связана с организацией активного досуга, деятельностно реализуется непосредственно в форме волонтерской работы членов Клуба и включает поисково-исследовательский и организационно-практический компоненты. Поисково-исследовательская работа предполагает поиск и изучение подвижных игр и видов спорта народов Дагестана и России; творческое конструирование новых подвижных и спортивных игр, эстафет; поиск информации о знаменитых спортсменах Дагестана, России.

Содержанием организационно-практической деятельности является разучивание национальных подвижных игр с детьми по месту жительства, с воспитанниками спортивных школ и учащимися общеобразовательных школ; организация дворовых команд по видам спорта, по подвижным играм и организация соревнований между командами; организация

подвижных и спортивных игр, эстафет с детьми и подростками; организация и проведение соревнований по видам спорта и подвижным играм между воспитанниками разных спортивных и общеобразовательных школ; организация спортивных праздников в общеобразовательных и спортивных школах, в микрорайонах населенного пункта; организация туристических походов для детей в каникулярное время и в выходные дни; организация показательных выступлений физкультурников и спортсменов в общеобразовательных и спортивных школах, по месту жительства.

Модель региональной системы социально-ориентированной физкультурноспортивной работы, направленной на решение социально-педагогических молодежных проблем Республики Дагестан, описывает деятельность посредством четырех компонентов: целерезультативного (цель, задачи функционирования системы и показатели ее эффективности); субъектного (организованные и индивидуальные участники «Клуба активной молодежи Дербента»); методологического (принципы функционирования системы); содержательного (направления социально-педагогической работы и средства решения поставленных задач) (см. рис. 1).

Цель — решение актуальных социально-педагогических задач дагестанской молодежи

вузы спортивные общеобразователь

школы ные школы

1. Формирование молодых людей и влияния СМИ и

Клуб активной молодежи Дербента

к

активной гражданской позиции т.д. 2. Преодоление негативного экстремизма.

3. Повышение

физкультурно-спортивной активности. 4. Повышение оциальной значимости. 5. Формирование уманистических ценностных ориентаций. 6. :е жизненному и профессиональному

елению молодежи и пр.

и

л

со

а

к

о

с

та

ть

луз

з

е

р

Индивидуальные

участники

Студенты вузов Воспитанники спортивных школ

Учащиеся

общеобразовательных

Дети и подросткі месту жительств;

участие в деятельности Клуба: добровольность, безвозмездность, сознательность, активность и инициативно сть

участие в деятельности Клуба: непрерывность и систематичность, социальная ориентация, равноправие и уважение

ы

п

и

X

и

р

к

Содержание социально-педагогической работы

Просветительская работа:

антиэкстремистская Организация активного

пропаганда, Организация общественно отдыха детей,

предоставление социально полезной деятельности подростков, молодежи,

одобряемых образцов для молодежи в форме участия в пропаганда занятий

подражания, демонстрация < работе Клуба, в других < физической культурой и

общего в культуре разных формах волонтерской спортом - в форме

этнорелигиозных групп, ► деятельности, в работе самостоятельных или

характеристика сферы органов студенческого организованных занятий

приложения сил самоуправления, в работе физической культурой,

молодежью, описание молодежных общественных спортом, физкультурно-

способов рациональной организации и т.п. рекреационной

организации свободного деятельности.

времени и др.

Субъект-объекты социально-педагогического воздействия

Студенты вузов

увеличение количества

занимающихся спортом,

повышение соревновательного и судейского опыта, повышение профессиональной направленности

Воспитанники спортивных школ

Учащиеся

общеобразовательных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

школ

повышение соревновательного

опыта, выбор физической культуры и спорта в качестве сферы профессиональной

деятельности, профессиональная ориентация

Дети и подростки по месту жительства

увеличение количества детей и подростков, посещающих спортивные секции и школы

увеличение количества детей и подростков, посещающих спортивные секции и школы

Общие — 1. Физкультурно-спортивные: повышение двигательной активности в режиме дня, недели, месяца, года; 2. Социально-педагогические: рациональная организация свободного времени, повышение гражданской активности, неприятие ксенофобии и экстремизма. 3. Личностнопсихологические: повышение чувства социальной значимости, становление жизненных планов, становление системы гуманистических ценностных ориентаций.

Рис.1 Модель региональной системы социально-ориентированной физкультурно-спортивной работы, направленной на решение социально-педагогических молодежных проблем Республики Дагестан

(на примере г. Дербента)

Эффективность функционирования системы определяется по трем группам

показателей: физкультурно-спортивным (повышение двигательной активности в режиме дня, недели, месяца, года; увеличение количества студентов, организованно занимающихся спортом (не для студентов физкультурных специальностей), увеличение количества детей и подростков, посещающих спортивные секции и школы (не для воспитанников спортивных школ); повышение соревновательного и судейского опыта (для студентов физкультурных специальностей, воспитанников спортивных школ)); социально-педагогическим (рациональная организация свободного времени детей, подростков, молодежи; повышение гражданской активности молодежи; неприятие ксенофобии и экстремизма); личностнопсихологическим (повышение чувства социальной значимости; становление жизненных планов; становление системы гуманистических ценностных ориентаций; повышение профессиональной направленности (для студентов); выбор физической культуры и спорта в качестве сферы профессиональной деятельности (прежде всего, для воспитанников спортивных школ)).

Проверка эффективности разработанной системы на базе учебных заведений города Дербента: общеобразовательных и спортивных школ, высших учебных заведений, а также мест отдыха жителей города и дворовых площадок. Констатирующее исследование заключалось в оценке актуального состояния детей, подростков и молодежи города Дербента по физкультурно-спортивным, социально-педагогическим и личностно-психологическим показателям в соответствии с выделенными критериями. На основании данных констатирующего исследования были сформированы контрольная и экспериментальная группы.

Содержание формирующего эксперимента заключалось в организации социальноориентированной физкультурно-спортивной деятельности активной части детей, подростков и молодежи Дербента в форме Клуба активной молодежи. Деятельность включала просветительскую работу, организацию физкультурно-спортивного отдыха молодых жителей города, общественно-полезную работу членов Клуба. Функционирование экспериментальной системы организовывалось в четыре этапа:

1 этап - работа со студентами вузов, включающая их теоретическое просвещение, привлечение в Клуб, обучение способам и методам социально-ориентированной физкультурно-спортивной деятельности с учащимися общеобразовательных школ, воспитанниками спортивных школ, детьми и подростками по месту жительства. В первый год действия системы данную работу осуществляли педагоги вузов; в следующие годы просветительско-подготовительные функции взяли на себя студенты — «старожилы» Клуба.

2 этап - работа студентов-членов Клуба с воспитанниками спортивных школ, включающая просветительско-пропагандистскую деятельность, формирование актива воспитанников и привлечение их к работе Клуба, а также организацию коллективного физкультурно-активного отдыха воспитанников.

3 этап предполагал совместную просветительскую, пропагандистскую, агитационную и организационную работу студентов и воспитанников спортивных школ с учащимися общеобразовательных школ.

4 этап — социально-ориентированная работа членов Клуба (студентов, воспитанников спортивных школ, учащихся общеобразовательных школ) по месту жительства, направленная на организацию физкультурно-активного отдыха детей и подростков.

Итоговое обследование заключалось в определении степени эффективности функционирования экспериментальной системы путем повторной оценки физкультурноспортивных, социально-педагогических и личностно-психологических характеристик детей, подростков и молодежи города Дербента и сравнении полученных итоговых результатов с исходными.

За время функционирования системы у участников социально ориентированной физкультурно-спортивной деятельности существенно изменились все исследуемые показатели. В пять раз выросло количество детей и подростков, ежедневно занимающихся физическими упражнениями; повысился уровень знаний о видах и содержании различных

подвижных игр. В четыре раза увеличилось число детей и подростков, осознающих пользу активного отдыха, в три раза - отличающихся хорошим самочувствием, в два - крепким здоровьем, в 2,5 - имеющих достаточный уровень физической подготовленности. Значительно увеличилось количество организованно занимающихся спортом (в среднем на 60%), имеющих достаточный соревновательный и судейский опыт (в среднем, на 74%).

Существенно улучшились и социально-педагогические показатели. Почти в три раза выросло количество детей и подростков, рационально организующих свой досуг и участвующих в общественно значимой деятельности, а также не приемлющих оценивания людей на основе их национальной или религиозной принадлежности. Почти в два раза увеличился состав респондентов, отрицательно относящихся к деятельности экстремистских лидеров и организаций и разделяющих идею равенства людей независимо от национальности, религии, пола и пр., и в 3,5 раза - осознающих истинные цели экстремизма и его вред для общества, личности, государства.

Позитивно изменились личностно-психологические характеристики членов экспериментальной группы. Чувство собственной социальной значимости повысилось у 50%-60% респондентов. Существенно изменились характеристики жизненных планов и ценностных ориентаций молодежи. Повысилась учебная мотивация, сформировалось ценностное и сознательное отношение к профессиональному труду. В 2,5 раза увеличилось количество детей и подростков, имеющих гуманистическую систему ценностных ориентаций; в два раза - количество студентов, удовлетворенных профессиональным выбором и имеющих оптимальную профессиональную мотивацию. В среднем в 1,5-2 раза увеличилось число детей и подростков, выбирающих физкультурно-спортивную профессию.

Таким образом, экспериментальная работа свидетельствует об эффективности разработанной региональной системы социально-ориентированной физкультурноспортивной деятельности.

Примечания:

1. Бобылев Г.П. Спортивная школа как воспитательная организация: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.

2. Виленский М.Я., Казанцев В.Н. Нравственно-волевое воспитание учащихся ДЮСШ // Теория и практика физической культуры. 1997. № 1.

3. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник. М.: Сов. спорт, 2004.

464 с.

4. Хазова С.А. Управление развитием сферы физической культуры и спорта в России: кадровый аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2010. Вып. 1. С. 282-288.

5. Хакунов Н.Х. Формирование базовой физической культуры личности в учебных заведениях. Майкоп: Изд-во АГУ, 2007. 152 с.

6. Гасанов Г.Г. Политическое сознание молодёжи и этнополитическая ситуация в республике Дагестан: автореф. дис. ... канд. полит, наук. М., 2010.

7. Исрапилов С. Основные факторы нестабильности. URL:

http://www.riadagestan.ru/news/2007/10/23/32105/

8. Муртазалиев А.М. Проблемы правовой социализации молодежи. URL: http://www.opdag.ru/ 7publik/murtuzaliev/ 16.htm

9. Саидов А.А. Проблемы противодействия молодёжному экстремизму и терроризму в Дагестане. URL: http://scienceport.ru/content/

10. Чупанова А.Ч. Нравственно-правовое воспитание молодежи // Состояние и перспективы развития молодежной политики в Дагестане: материалы заседаний Общественной палаты Республики Дагестан / отв. ред. А.М. Муртазалиев, К.Г. Гусаева. Махачкала: РГЖТ, 2009. 61 с.

11. Столяров В.И. Спорт и современная культура: методологический аспект // Теория и практика физической культуры. 1997. № 7. С. 2-5.

References:

1. Bobylyov G.P. Sports school as an educational organization: Dissertation abstract for the Candidate of Pedagogical Sciences degree. M., 2006.

2. Vilensky M.Ya., Kazantsev V.N. Moral and volitional education of pupils of DYUSSH // Physical training theory and practice. 1997. No.1.

3. Kuramshin Yu.F. Theory and methods of physical culture: a textbook. M.: Sov. Sport, 2004. 464

pp.

4. Khazova S.A. The management of the development of physical training and sports sphere in Russia: a personnel aspect // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». Maikop: AGU Publishing house, 2010. Issue 1. P. 282-288.

5. Khakunov N.Kh. The formation of person’s base physical culture in educational institutions. Maikop: AGU Publishing house, 2007. 152 pp.

6. Gasanov G.G. Political consciousness of youth and ethnopolitical situation in the republic of Dagestan: Dissertation abstract for the Candidate of Polit. Sciences degree. M., 2010.

7. Israpilov S. The main factors of instability. URL: http://www.riadagestan.ru/news/2007/10/23/32105/

8. Murtazaliev A.M. Problems of youth’s legal socialization. URL: http://www.opdag.ru/7publik/murtuzaliev/ 16.htm

9. Saidov A.A. Problems of counteraction to youth extremism and terrorism in Dagestan. URL: http://scienceport.ru/content/

10. Chupanova A.Ch. Moral and legal education of youth // The state and prospects of development of youth policy in Dagestan: materials of sessions of Public chamber of the Republic of Dagestan / ed. by A.M. Murtazaliev, K.G. Gusaeva. Makhachkala: PGZHT, 2009. 61 pp.

11. Stolyarov V.I. Sports and modern culture: methodological aspect // Physical training theory and practice. 1997. No. 7. P. 2-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.