Научная статья на тему 'Система содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза'

Система содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / TRAINING / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / UNIVERSITY LECTURER / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT / СИСТЕМА / СОДЕЙСТВИЕ / SYSTEM ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вековцева Татьяна Александровна

Обоснована актуальность проблемы содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза. Система содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза представлена как единство четырех компонентов: объекта содействия, предмета содействия, субъекта содействия, процесса содействия. Обосновано, что данная система содействия включает все основные аспекты, на которые требуется обратить особое внимание при целенаправленной работе над проблемой профессионального саморазвития преподавателя вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCHEME OF ASSISTANCE IN PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF UNIVERSITY TEACHERS

The article proves the actuality of the problem of assistance in professional selfdevelopment of university teachers. The scheme of assistance in professional selfdevelopment of a university teacher is represented as a unity of four components: the object of assistance, the subject matter of assistance, the subject of assistance, the process of assistance. The given scheme of assistance includes all the principal aspects, which should be taken in to consideration when working on the problem of professional self-development of the university teacher.

Текст научной работы на тему «Система содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза»

УДК 378. 2

Т. А. Вековцева

СИСТЕМА СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОРАЗВИТИЮ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Обоснована актуальность проблемы содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза. Система содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза представлена как единство четырех компонентов: объекта содействия, предмета содействия, субъекта содействия, процесса содействия. Обосновано, что данная система содействия включает все основные аспекты, на которые требуется обратить особое внимание при целенаправленной работе над проблемой профессионального саморазвития преподавателя вуза.

Ключевые слова: повышение квалификации, преподаватель вуза, профессиональное саморазвитие, система, содействие.

Профессиональное саморазвитие преподавателя вуза представляет собой достаточно сложный процесс, осуществление которого в реальной педагогической практике предполагает определенную поддержку и/или совместную деятельность нескольких субъектов [1, 2 и др.]. Иными словами, речь идет о содействии профессиональному саморазвитию преподавателя вуза.

Однако анализ научной литературы и педагогической практики показал, что проблема содействия саморазвитию преподавателя вуза является на сегодняшний день недостаточно изученной. В частности, в практической деятельности системы внутривузовского повышения квалификации и институтов повышения квалификации педагогических работников отсутствуют апробированные и действующие методики, модели, условия реализации процесса профессионального саморазвития преподавателя [3 и др.].

Результаты проведенного в данном аспекте констатирующего эксперимента реальной педагогической практики свидетельствуют о том, что в результате опроса преподавателей вузов получены следующие данные: более 30 % опрошенных испытывают трудности при анализе собственной профессиональной деятельности, более 40 % преподавателей отмечают трудности в профессиональном саморазвитии, а именно трудности, связанные:

- с развитием творческого мышления,

- освоением новых педагогических и информационных технологий,

- внедрением инноваций в образовательный процесс и научную деятельность,

- самосовершенствованием своей профессиональной деятельности и др.

Анализ педагогической теории и практики относительно проблемы профессионального саморазвития преподавателя вуза позволил выявить ряд противоречий в социально-педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом аспекте.

В частности, социально-педагогический аспект противоречий определяется между постоянно возрастающими требованиями общества и государства к уровню профессионализма преподавателя вуза и сложившейся на сегодняшний день системой внутривузовского повышения квалификации, которая в свою очередь не в полной мере ориентирована на осуществление содействия преподавателям в профессиональном саморазвитии [4 и др.].

Научно-теоретический аспект противоречий прослеживается между необходимостью подробного, фундаментального теоретического обоснования процесса содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза и недостаточной разработанностью и обо-

снованностью соответствующего содержания, процесса организации и средств, содействующих профессиональному саморазвитию преподавателя.

Научно-методический аспект противоречий проявляется между необходимостью повышения эффективности и совершенствования процесса содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза и отсутствием полноценного методического обеспечения данного процесса.

С учетом выявленных противоречий можно говорить о существовании актуальной проблемы содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза.

Термин «содействие» означает деятельное участие в чьих-либо делах с целью облегчить, помочь, поддержать в какой-либо деятельности [5].

В нашем исследовании содействие рассматривается с позиции совместной деятельности нескольких субъектов. В частности, эта совместная деятельность может осуществляться преподавателями институтов повышения квалификации педагогических работников, преподавателями центра дополнительного профессионального образования и профессорско-преподавательским составом вуза.

Соответствующая деятельность направлена на построение, осознание и прохождение индивидуальной траектории профессионального саморазвития преподавателя вуза и достижение максимально возможного уровня профессиональной деятельности.

На основе анализа научных статей и монографических исследований [1, 2, 6 и др.] уточнено содержание понятия «содействие профессиональному саморазвитию преподавателя вуза». В частности, данное понятие включает в себя:

- планирование, организацию педагогической поддержки;

- оказание информационной, методической и аналитико-коррекционной помощи преподавателю;

- мотивацию и стимулирование его профессионального развития и саморазвития.

Кроме того, выявлено, что содействие профессиональному саморазвитию преподавателя вуза образует «совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым компонентам» [6]. Такая совокупность в традиционном понимании называется системой, которая активно вошла в педагогику с развитием в науке системного движения, инициаторами которого были Л. Фон Берталанфи, К. Боулдинг, Дж. Ван Гиг, М. Месарович и другие ученые.

Кроме того, система содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза представлена нами как единство четырех компонентов:

- объект содействия (имеет структуру и динамику саморазвития);

- предмет содействия (связан с определенными областями процесса профессионального саморазвития);

- субъект содействия (выполняет различные функции на определенном уровне содействия);

- процесс содействия (осуществляется с помощью соответствующих методов).

Охарактеризуем подробнее систему содействия профессиональному саморазвитию

преподавателя вуза.

Объект содействия представляет собой личность преподавателя вуза, который имеет соответствующий квалификационный уровень (например, доцент - третий уровень, профессор - четвертый и т. д.), который отражает структуру объекта.

Также объект содействия имеет определенную динамику саморазвития, которая проявляется в поведении преподавателя вуза в процессе профессионального саморазвития и отражает:

- мотивы, состояние внутренних движущих сил;

- систему знаний о профессиональном саморазвитии и соответствующих методах;

- умение проектировать процесс своего профессионального саморазвития;

- ценности и отношение к профессиональному саморазвитию как к способу профессионального и карьерного роста отстаивания собственной точки зрения;

- способность самооценки и управления собственным профессиональным саморазвитием [7].

Предметом содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза являются функциональные особенности профессиональной деятельности педагога:

- диагностика личностных и профессионально важных качеств профессорско-преподавательского состава вуза;

- индивидуальное планирование профессионального саморазвития преподавателя;

- адаптация преподавателя вуза к постоянно меняющимся и повышающимся требованиям со стороны общества и государственных образовательных стандартов;

- тренировка умений, необходимых для профессионального саморазвития преподавателя вуза;

- коучинг (наставничество, тьюторство) [7-9], обеспечивающие консультации по вопросам профессионального саморазвития преподавателя вуза и др.

Субъект системы педагогического содействия - это система внутривузовского повышения квалификации, центры дополнительного профессионального образования, институты повышения квалификации педагогических работников, профессиональные ассоциации и клубные объединения преподавателей вузов и другие профессиональные организации педагогических работников, имеющие разнообразные функции и уровень содействия.

В частности, охарактеризуем три основных уровня содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза - это организационный, групповой и личностный.

На организационном уровне содействие проявляется в комплексном подходе к процессу саморазвития всего профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения. На данном уровне создаются педагогические условия, направленные на максимальное саморазвитие преподавателей.

На групповом уровне содействие профессиональному саморазвитию преподавателя вуза направлено на выявление имеющихся профессиональных склонностей и способностей каждого члена объединенной группы преподавателей, развитие умений совместной профессиональной деятельности.

На личностном уровне содействие профессиональному саморазвитию преподавателя вуза осуществляется с помощью:

- комплексной диагностики сильных и слабых сторон личности,

- разработки индивидуальной программы личного и профессионального саморазвития,

- консультирования по сложным профессиональным вопросам и др.

Субъект содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза на определенном уровне выполняет различные функции. В качестве функций содействия обычно выделяют коррекцию, формирование, развитие и поддержание необходимых знаний, умений и навыков профессионального саморазвития.

Процесс содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза, как правило, осуществляется с помощью ряда методов. Не останавливаясь подробно на описании методов профессионального саморазвития преподавателя вуза, отметим, что методы содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза можно разделить на следующие:

- пассивные,

- реактивные,

- активные,

- проактивные [9].

Пассивные методы содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза направлены на обеспечение процесса профессионального саморазвития необходимой информационной базой.

Реактивные методы содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза представляют собой определенную реакцию на соответствующие воздействия внешнего или внутреннего характера, т. е. применяются в ответ на возникшие проблемы.

Активные методы содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза позволяют активно реагировать на новые, нестандартные ситуации.

Проактивные методы содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза имеют целью прогнозировать возможные сценарии процесса профессионального саморазвития, упреждая негативные последствия.

Таким образом, описанная система содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза включает все основные аспекты, на которые требуется обратить особое внимание при целенаправленной работе над проблемой профессионального саморазвития преподавателя.

В заключение отметим, что одной из наиболее конструктивных, быстро действующих форм содействия преподавателям в профессиональном саморазвитии является организация их участия в деятельности профессиональных ассоциаций преподавателей вузов. Данная деятельность направлена на содействие профессиональному саморазвитию преподавателя вуза и стимулирует преподавателей к новым достижениям. Стимулами профессионального саморазвития преподавателя вуза являются различные методы, приемы и средства.

Список литературы

1. Маркова О. И. Профессиональное саморазвитие педагога. К.: Вища школа, 2004. 172 с.

2. Минюрова С. А. Саморазвитие человека в профессии. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2006. 290 с.

3. Червонный М. А., Лежнина Л. В., Обухова Е. А. Вариативные модели аттестации педагогических работников // Вестн. Томского гос. пед. ун.та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 13 (141). С. 105-108.

4. Моложавенко В. Л. Внутривузовская система контроля качества образовательной деятельности в университетском комплексе // Актуальные вопросы современного образования. Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. С. 353-374.

5. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. 180 с.

6. Калнинш Л. М. Теоретическая модель саморазвития учителя в профессионально-динамической системе // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 3 (22). С. 248-251.

7. Подповетная Ю. В., Резанович И. В. Концепция развития научно-методической культуры преподавателя вуза. М.: ВЛАДОС, 2012. 284 с.

8. Круглова И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 178 с.

9. Резанович И. В. Развитие профессионального мастерства менеджера в системе бизнес-образования: дис. ... д-ра пед. наук. Магнитогорск, 2006. 359 с.

Вековцева Т. А., кандидат искусствоведения, доцент. Южно-Уральский государственный университет. Пр. им. В. И. Ленина, 76, Челябинск, Россия, 454080. E-mail: vek-73@mail.ru

Материал поступил в редакцию 09.01.2014.

T. A. Vekovtseva

THE SCHEME OF ASSISTANCE IN PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF UNIVERSITY TEACHERS

The article proves the actuality of the problem of assistance in professional self-development of university teachers. The scheme of assistance in professional self-development of a university teacher is represented as a unity of four components: the object of assistance, the subject matter of assistance, the subject of assistance, the process of assistance. The given scheme of assistance includes all the principal aspects, which should be taken in to consideration when working on the problem of professional self-development of the university teacher.

Key words: training, university lecturer, professional self-development, system assistance.

References

1. Markova O. I. Тeacherprofessional self-development. Kiev, Vischa shkola Publ., 2004. 172 p. (in Russian).

2. Minyurova S. A. Self-development of a person in the profession. Ekaterinburg, Ros. gos. prof. ped. un-t Publ., 2006. 290 p. (in Russian).

3. Chervonny M. A., Lezhnina L. V., Obukhova E. A. Variant model of certification of teachers. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol. 13 (141), pp. 105-108.

4. Molozhavenko V. L. In-college control system of educational activities in the university complex. Actual problems of modern education. Tyumen, 2010, pp. 353-374 (in Russian).

5. Bim-Bad B. M. Pedagogical encyclopedia. Moscow, 2002. 180 p. (in Russian).

6. Kalninsh L. M. Theoretical model of self-development of teachers in vocational-dynamic system. The world of science, culture and education, 2010, no. 3 (22), pp. 248-251 (in Russian).

7. Podpovetnaya U. V., Rezanovich I. V. incept of scientific and methodological culture of university teachers. Moscow, VLADOS Publ., 2012. 284 p. (in Russian).

8. Kruglova I. V. Mentoring as a condition of professional formation of young teacher. Thesis ... cand. ped. sci. Moscow, 2007. 178 p. (in Russian).

9. Rezanovich I. V. Development of professional skills management system of business education. Thesis ... doc. ped. sci. Magnitogorsk, 2006. 359 p. (in Russian).

South Ural State University.

Pr. V. I. Lenina, 76, Chelyabinsk, Russia, 454080. E-mail: vek-73@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.