Научная статья на тему 'Система ситуативных задач, как средство формирования конфликтологической компетенции студентов факультета физической культуры в педвузе'

Система ситуативных задач, как средство формирования конфликтологической компетенции студентов факультета физической культуры в педвузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE / СИТУАТИВНАЯ ЗАДАЧА / SITUATIONAL TASK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Теплоухов Алексей Петрович

This article discusses the formation of conflictological competence of future teachers of physical culture on the basis of complex situational problems conflictological content.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Теплоухов Алексей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System situational tasks as a means of forming conflictological competence of students of faculty of physical culture in pedagogical universities

This article discusses the formation of conflictological competence of future teachers of physical culture on the basis of complex situational problems conflictological content.

Текст научной работы на тему «Система ситуативных задач, как средство формирования конфликтологической компетенции студентов факультета физической культуры в педвузе»

- выполнение на низком уровне всех требований программы педагогической практики;

- отсутствие активности в работе коллектива класса / школы;

- ошибки в планировании, организации и осуществлении установленных программой форм и видов педагогической деятельности;

- слабое владение приемами воспитательной работы с учащимися;

- отсутствие инициативности, самостоятельности и творчества в практической деятельности.

Оценка «неудовлетворительно» ставится за невыполнение требований программы педагогической практики, отсутствие сданной в срок отчетной документации, невыполнение предусмотренных программой педагогической практики заданий по воспитательной работе.

Таким образом, успешное прохождение будущими учителями педагогической практики способствует раскрытию их педагогических и творческих способностей, развитию профессиональных компетенций, адаптации к педагогической деятельности в общеобразовательной школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Светоносова, Л.Г. Педагогическая практика : учеб.-метод. пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 «Пед. образование» (с двумя профилями подготовки). -Шадринск : ШГПУ, 2017. - 53 с.

УДК 378

А.П. Теплоухов, г. Шадринск

Система ситуативных задач, как средство формирования конфликтологической компетенции студентов факультета физической

культуры в педвузе

В данной статье рассматривается формирование конфликтологической компетентности будущих учителей физической культуры на основе комплекса ситуативных задач конфликтоогического содержания.

Конфликтологическая компетентность, ситуативная задача.

A.P. Teplouhov, Shadrinsk

System situational tasks as a means of forming conflictological competence of students of faculty of physical culture in pedagogical

universities

This article discusses the formation of conflictological competence offuture teachers ofphysical culture on the basis of complex situational problems conflictological content. Keywords: conflictological competence, situational task.

Современные требования к педагогической профессии многообразны и продолжают оставаться достаточно высокими. В этом случае приходится говорить о компетентности педагога физической I культуры как I в профессиональном плане I в целом (профессиональную компетентность рассматриваем И как разнообразие навыков, Н умений и знаний, основополагающих эффективность труда учителя по тому или иному учебному предмету), так и в плане конкретных знаний, умений и навыков, позволяющих учителю спокойно и эффективно осуществлять педагогическую I деятельность. К таким I конкретным, или I частным, компетентностям мы относим, в частности, конфликтологическую компетенцию.

Однако I применительно к профессиональному I образованию будущих I учителей физической культуры конфликтологическая подготовка не рассматривается обязательной и многие высшие I учебные заведения не включают "Педагогическую конфликтологию" в перечень учебных дисциплин. Хотя вузовское образование ставит перед собой задачу по подготовке компетентного педагога, способного эффективно взаимодействовать в системе межличностных отношений. Анализ теории и практики показывает, что, к сожалению, современные студенты факультетов физической культуры не обладают надлежащим уровнем конфликтологической компетенции, что в дальнейшем отрицательно сказывается на их будущей профессиональной деятельности [1].

В рамках данной статьи мы сочли целесообразным раскрыть такие понятия, как: «конфликтологическая компетенция» и «ситуативная задача»

Конфликтологическую компетенцию мы I рассматриваем как I приобретенное качество, проявляемое в умении положительно выстраивать отношения всех участников педагогического I процесса и которое I включает знаниевый, деятельностный и эмоциональный компоненты т. е.- это совокупность знаний и опыта, позволяющих эффективно предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

Знаниевый компонент - знание, владение процедурами его добывания и проведение с ним интеллектуальных операций.

Деятельностный компонент - способность применять полученные I знания на практике при решение конкретных задач.

Эмоциональный компонент - способность преодолевать многочисленные социально-психологические барьеры, I возникающие в конфликтных I ситуациях спортивного характера.

Бесспорно то, I что недостаточная сформировонность I конфликтологической компетенции I учителя физической культуры I окажет отрицательное воздействие I на профессионально - педагогическую позицию и стадию его педагогического мастерства, профессиональный и индивидуальный авторитет, кроме того, можно отметить то, что плохая компетентность I педагога в разрешение I конфликтов, возникающих I в интерпритации «учитель-ученик» сопровождается I отрицательными последствиями I в становлении индивидуальных качеств личности воспитанника.

Как воспитать у будущих педагогов физической культуры необходимый уровень конфликтологической компетенции? Какое I средство будет наиболее оптимальным? В качестве средства воспитания конфликтологической компетенции студентов педвуза мы предлагаем ситуативные задачи.

Раскрывая сущностную характеристику данного явления, мы, для его осмысления,

раскрытия считаем необходимым, прежде всего, остановиться на понятие «задача».

Понятие «задача» является достаточно широко распространенным как в рамках естественных, так и гуманитарных наук.

Изучению термина «задача» были посвящены труды таких авторов как: Г. А. Балла, Г. Д. Бухаровой, Г. М. Бушуевой, К. Дункера, Е. Н. Иванченковой, В. А. Кокина, Е. В. Михайленко, Р. А. Низамова, Н. Я. Сайгушева, Н. Н. Тулькибаевой, М. Л. Фридмана и др. Рассмотрение же задач в конкретных дисциплинах характеризует частнонаучный уровень исследования.

К сегодняшнему дню сложилось несколько основных подходов к пониманию понятия «задача». Так В. А. Кокина [6 С. 49] в своей диссертации рассмотрев главные трактовки задачи в научной теории, характеризует как: 1) система информационных процессов; 2) ситуация; 3) объект мыслительной деятельности; 4) проблема. В то же самое время можно наблюдать соотнесение задачи с терминами «проблема», «проблемная ситуация», «задание», «цель». Те же самые значения отображены и в Большой Советской Энциклопедии [4; С. 277].

На сегодняшний I день в научной I теории не представлено I четкого и единого определения данного явления. Понятие «ситуативная задача» отражает характеристики задачи в общем смысле. В нашем исследовании мы разделяем точку зрения Т. О. Болтянской, рассматривающей ситуативную I задачу как: «Объект I мыслительной деятельности, содержащий вопросную I ситуацию, включающий I в себя условие, I функциональные зависимости и требования к принятию решения» [3; С. 4]. Раскрывая смысл ситуативной задачи, автор I опирается на понимание I общей задачи I как «объекта I мыслительной деятельности, в котором в дидактическом единстве представлены основные элементы (условия и требования), и получение некоторого познавательного результата возможно при раскрытии отношения между известным и неизвестным элементами задачи» (Бухарова Г.

д.).

Представляясь I как объект I мыслительной деятельности, I задача располагает существование субъекта, то есть «решателя» задачи[ 1 ]. Собственно на задачу, как на данного рода I объект и нацелена I вся инертность I решателя в «предметно-практической I и познавательной деятельности» [5; I С. 219]. В ядре (ситуативной задачи I заключается вопросное условие, то есть многообразие ситуаций, причин и факторов с выделенным временно - пространственным содержанием, которые намеренно спрашиваются учителем. В итоге задачи непременно происходит создание вопроса. Неизменным в ситуативной задаче, это существование действующих зависимостей и побуждений к использованию решения. Разрешение задачи, это отзыв на установленный вопрос и есть достижение желаемого результата.

Не секрет, что ситуативные задачи осуществляют установленные функции. Как показывает литература, принадлежащая данной тематике, выделяют следующие основные функции ситуативных задач: дидактическая функция, воспитательная функция, логическая функция, гносеологическая I функция, эвристическая I функция, практическая I функция. Рассмотрев это можно сказать, что все они сориентированы на систему качеств, знаний и умений, или на усвоение знаний и умений, или же на их формирование, или же доработку. Конфликтологическая же компетенция - совокупность конфликтологических умений, конфликтологических знаний и конфликтологических качеств. Подготавливая определенные

ситуативные задачи и вводя их в педагогический процесс преподаватель целенаправленно использует их как средство воспитания конфликтологической компетенции, то есть данные задачи направлены Н на приобретение системы конфликтологических знаний, конфликтологических умений и конфликтологических I навыков. Существование I этого порядка позволяет студентам физкультурного факультета педагогического вуза получать новые знания об конфликтах и уметь их вовремя предупреждать и разрешать.

В I контексте нашего исследования мы анализируем не отдельные ситуативные педагогические задачи, а с точки зрения системного подхода. Согласно исследователям, раскрывающим и затрагивающим суть данного подхода (П.К. Анохин, Ф. Ф. Королев, Н. В. Бордовская, А. А. Реан, В. М. Малинин, В. А. Сластенин и др.), можно сделать вывод, что в его I основе лежит I система, как I совокупность взаимосвязанных, I взаимодействующих элементов, I представляющих целостный I объект. Отдельный I термин, применяемый обособленно, не приведет к более результативному, неделимому намеченному итогу, именно это же самое нужно произнести и про ситуативную задачу. Будущий преподаватель физической культуры обязан иметь достаточный фонд информации о конфликтологической компетенции, ее структурных элементах, связях между ними. Положительный итог будет сделан только тогда, когда средство, приобретенное для его реализации будет предъявлено в виде единого, а не разрозненных, отдельных процессов.

Применительно к нашему I исследованию мы предлагаем следующие I виды ситуативных задач:

1.Вероятностные ситуативные задачи конфликтологического характера - цель таких задач обеспечить адекватное восприятие педагогического конфликта, конфликтной ситуации, предупреждение искажения образа и ситуации как конфликтной. Такие задачи выполняют функцию ориентировки и оценки конфликтной ситуации с позиции оценки взаимодействия I между учителем I и учениками - то есть функция диагностики I по отношению к оценке I педагогического конфликта. При I решении данной I группы ситуативных задач у студентов педвуза формируются умения наблюдать проявление конфликтогенов, определять по прямым и косвенным признакам природу конфликта, объект конфликта и участников, которые являются сторонами конфликта, определять тип конфликтующих и разрешителей конфликта, составлять картографию, то есть целостный образ педагогического конфликта.

2.Прогностические ситуативные задачи конфликтологического характера -имеют I цель оптимального I выбора последующей I конфликтной стратегии I или обстановки/последствий конфликта для учащихся и педагогов, родителей. При решении прогностических ситуативных I задач формируются конфликтологические умения: наблюдать проявление факторов, имеющих влияние на развитие возникшей конфликтной ситуации, проводить самонаблюдание и рефлексию с целью выявления собственного состояния в данной конфликтной ситуации, соотносить объект конфликта с системой профессионально-педагогических и собственных ценностных ориентаций, формулировать цель последующей деятельности, произвести адекватный выбор стиля поведения в данной конфликтной ситуации.

3.Корректировочно-образные Щ ситуативные задачи конфликтологического характера - имеют I целью формирование I снятия остроты I взаимоотношений и конфликтных I противоречий. В данных I задачах студенту I педвуза необходимо

продемонстрировать умение I предупредить инцидент I в собственном конфликтном поведении, предупредить I инцидент со стороны I другого, откорректировать «образ противоречивого» оппонента, корректировка его и своего поведения, нейтрализовать конфликтующего и развести конфликтующие стороны. При решении данного вида задач у студента педвуза формируются умения: применять приемы профилактической блокировки действий оппонента, снимать психическое I и эмоциональное напряжение, I изменять обстановку на восприятие конфликтоносителя, устанавливать контакт и вести диалог, находить способы разрешения конфликтной ситуации с позиции третьего лица.

4.Конструктивно-стимулирующие ситуативные I задачи конфликтологического характера - имеют целью возбуждение мотивационной тенденции к обострению объективных конфликтов с профессионально-педагогическим ценностным объектом конфликта и достижение целей без нанесения вреда участникам конфликта. В указанных задачах I будущий учитель I реализует активную I стратегию, проявляет I позитивную инициативу, ищет способы прямого действия на конфликтоносителя. При решении данного I вида ситуативных I задач у студентов I педвуза формируется I умение актуализировать конфликтные мотивы, вести конструктивный спор, владеть техникой открытого Н разговора, использовать Н мягкие и прямые I способы изоляции конфликтоносителя.

5.Разрешительно-технологические I ситуативные задачи конфликтологического характера - имеют целью достижение профессионально-педагогических умений в области разрешения I конфликта: реализация И конфликтных стратегий (сотрудничество, компромисс), определение правил и норм, ведущих к взаимовыгодным результатам разрешения I конфликта, признание I правил безконфликтного поведения, организация общения, нейтрализация отрицательных эмоциональных проявлений. При решении этих задач у специалистов в области физического воспитания и спорта формируются умения: изменять характеристики элементов конфликтной ситуации, оказывать убеждающее воздействие, владение технологией ведения убеждающей беседы.

6.Рефлексивно-творческие ситуативные задачи конфликтологического характера - имеют целью востребование конфликтологических знаний в конкретных ситуациях и их творческая интерпретация, с одной стороны, и формирование творческой рефлексии по отношению к конфликтной ситуации, с другой. В данного вида задачах студенты решают ситуации по созданным ими банкам конфликтных ситуаций, предлагают собственные пути и способы их решения, рефлексируют себя по отношению к конфликтам и обосновывают свое поведение в них. Реализация данных задач позитивно сказывается на студентов в мероприятиях внеучебного творческого характера: конкурсы, олимпиады, разработка творческих проектов, кодирование информации, пиктографические зарисовки и пр.

Таким образом, мы пришли к выводу, что прежде всего, не изолированные ситуативные задачи, а их система является средством воспитания конфликтологической компетенции будущих учителей физической культуры. Роль учителя в данном случае состоит в правильной разработке или адекватном подборе ситуативных задач. Они должны соответствовать определенным требованиям, содержать актуальные проблемы, быть направлены на спортивную деятельность, быть увлекательными, представлять для будущих учителей физической культуры живой и непосредственный интерес. Решая ситуативные

педагогические задачи, студенты развивают творческое мышление, речь, приобретают необходимые знания, в том числе и входящие в состав конфликтологической компетенции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований [Текст] : учебник для вузов / Ю.К. Бабанский. - М. : Педагогика, 1982. - 192 с.

2. Базелюк, В.В. Конфликтологическая подготовка будущего учителя в педагогическом вузе (методология, теория, практика) : дис. ... д-ра пед. наук / В.В. Базелюк. - Челябинск, 2005. - 402 с.

3. Балл, Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект / Г.А. Балл. - М. : Педагогика, 1990.

- 184 с.

4. Болтянская, Т.О. Ситуативные задачи как средство формирования финансово-экономического мышления студентов техникума : дис. ... канд. пед. наук / Т.О. Болтянская. - Екатеринбург, 2006.

5. Большая Советская Энциклопедия. В 30 т. Т. 9. - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1972.

6. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - М. : Академия, 2008. - 320 с.

7. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - М. : Академия, 2006. - 176 с.

8. Качалова, Л.П. Возрастная педагогика: личностная педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов. - Шадринск : ШГПИ, 2003. - 203 с.

9. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М. ; Ростов н/Д : МарТ, 2005. - 448 с.

10. Кокин, В. А. Система задач как один из путей повышения качества изучения физики в основной школе : дис. ... канд. пед. наук / В.А. Кокин. - Челябинск, 2003.

11. Панченко, В.М. Теория систем. Методологические основы / В.М. Панченко. - М. : МИРЭА, 1999. - 96 с.

12. Педагогика : учебник / Л.П. Крившенко ; под ред. Л.П. Крившенко. - М. : ТК Велби, Проспект, 2005.

- 432 с.

13. Пигузова, С.В. Формирование рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию : дис. канд. пед. наук / С.В. Пугузова. - Челябинск, 2007. - 258 с.

14. Суходольский, Г.В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности / Г.В. Суходольский.

- Л. : ЛГУ, 1976. - 120 с.

15. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - М. : Политиздат, 1987. - 590 с.

УДК 378

Е.П. Турбина, г. Шадринск

Формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.