Научная статья на тему 'Система школьного образования как тормоз профессиональной ориентации молодёжи'

Система школьного образования как тормоз профессиональной ориентации молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / AGRICULTURAL PRODUCTION / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / VOCATIONAL GUIDANCE WORK / КАДРЫ / СЕЛО / VILLAGE / КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ / KRASNOYARSK TERRITORY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЕГЭ / EGE / КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ / CULTURE OF THINKING / CADRES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поляруш Альбина Анатольевна

Статья отражает вред ранней профессиональной ориентации школьников, наносимый формированию мыслящей личности. Лишь мыслящий системно и критически ученик способен сознательно выбрать будущую профессию. Также отражены некоторые аспекты ЕГЭ, препятствующие профессиональной ориентации старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF SCHOOL EDUCATION AS A BRAKE ON THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF YOUNG PEOPLE

The article reflects the damage to the early vocational guidance of schoolchildren, caused by the formation of a thinking individual. Only a thinking systemically and critically a schoolchildren is able to consciously choose a future profession. Some aspects of the unified state examination that hamper the professional orientation of high school students are also reflected.

Текст научной работы на тему «Система школьного образования как тормоз профессиональной ориентации молодёжи»

УДК 372.8

DOI 10.1555/2409-3203 -2017-0-12-208-211

СИСТЕМА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ТОРМОЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЁЖИ

Поляруш Альбина Анатольевна

к.п.н., доцент кафедры общественных дисциплин ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск

Аннотация: Статья отражает вред ранней профессиональной ориентации школьников, наносимый формированию мыслящей личности. Лишь мыслящий системно и критически ученик способен сознательно выбрать будущую профессию. Также отражены некоторые аспекты ЕГЭ, препятствующие профессиональной ориентации старшеклассников.

Ключевые слова: сельскохозяйственное производство, профориентационная работа, кадры, село, Красноярский край, образование, ЕГЭ, культура мышления.

THE SYSTEM OF SCHOOL EDUCATION AS A BRAKE ON THE PROFESSIONAL

ORIENTATION OF YOUNG PEOPLE

Poliarush Alnina A.

PhD, Associate Professor Department of Public Disciplines Achinsk branch of the Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Achinsk

Abstract: The article reflects the damage to the early vocational guidance of schoolchildren, caused by the formation of a thinking individual. Only a thinking systemically and critically a schoolchildren is able to consciously choose a future profession. Some aspects of the unified state examination that hamper the professional orientation of high school students are also reflected.

Key words: agricultural production, vocational guidance work, cadres, village, Krasnoyarsk Territory, education, EGE, culture of thinking.

В Концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено, что в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития [2].

Один из таких вызовов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые в том числе характеризуются низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере образования.

Уровень развития отечественного образования пока не соответствует требованиям инновационного социально ориентированного развития страны.

Для современного российского образования характерно рассогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и

208

содержанию образования со стороны рынка труда. Это приводит к низкому уровню влияния образования на социально-экономическое развитие страны. Эта же проблема характерна и для нашего края.

Сельское хозяйство - важнейшая отрасль экономики Красноярского края, богатого земельными угодьями. Однако развитие этой отрасли напрямую зависит от кадрового потенциала. Молодые специалисты - аграрии, обладающие современными знаниями, необходимы сельскому хозяйству, но стоит признать, что на сегодняшний день проблема дефицита кадров в сельском хозяйстве стоит достаточно остро.

Сегодня значительная часть студентов обучается на коммерческой основе. А их никто не может заставить поехать работать на село. При тенденции увеличения доли таких студентов сельскохозяйственные вузы всё в большей степени будут работать вхолостую, обеспечивая кадровую политику более благополучных отраслей экономики.

Словом, студенты, обучающиеся на коммерческой основе, потерянные для сельского хозяйства специалисты. Проблема закрепляемости кадров во многом зависит от профессиональной ориентации сельской молодёжи. Об этой немаловажной значимости профессиональной ориентации сельской молодёжи говорилось в законе Красноярского края «О краевой целевой программе «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Красноярского края на 2004 - 2008 годы» [3]. К сожалению, прогноз, сделанный в этой программе, оказался безошибочным: «По результатам прогнозной оценки общей и дополнительной потребности АПК края в кадрах выявлено, что проблема кадрового обеспечения станет ещё более актуальной». В настоящее время, как никогда, экономическим и кадровым службам всех уровней управления АПК края важно создать единую систему кадрового обеспечения - от профессиональной ориентации сельской молодёжи до подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов.

Безусловно, преподавательский коллектив Ачинского филиала Красноярского государственного университета согласен со всеми перечисленными выше проблемами, выявленными в масштабах России, однако, наша практика выявила и иные проблемы подготовки кадров для АПК.

Наше образовательное учреждение как раз призвано минимизировать рассогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда. Мало того, что мы продолжаем выпускать специалистов АПК и обучаем будущих бакалавров направления «Агроинженерия», мы открыли магистратуру по этому направлению. Именно это направление осуществляет образование на бюджетной основе. Казалось бы, общегосударственные проблемы подготовки и закрепления высококвалифицированных кадров на селе, решены в нашем Ачинском филиале Красноярского ГАУ Однако внешние факторы накладывают серьёзные ограничения эффективности нашего функционирования. Чтобы обучаться по любому профилю направления Агроинженерия, абитуриент должен предоставить в приёмную комиссию результаты Единого государственного экзамена по физике. Но этот абитуриент, к его глубокому огорчению, не сдавал ЕГЭ по физике, потому что в его сельской школе такой учебный предмет не преподавали вообще. Министерство образования Красноярского края констатирует, что сегодня в районах Красноярского края катастрофически не хватает педагогов по математике, физике, химии, иностранным языкам, информатике. Это значит, что выпускники сельской школы не имеют возможности сдать требуемый для желанной профессии ЕГЭ, и, следовательно, поступить в соответствующее профессиональное учебное заведение. Необходимо признать, что дефицит учителей на селе будет усиливать дефицит специалистов АПК! Вывод очевиден: остриё всей системы профориентационной работы всеми государственными и общественными структурами должно быть направлено на закрепление молодых учителей на селе! Если это направление решения обсуждаемой проблемы требует определённого

времени и крупных финансовых вложений, то возможен и другой вариант - изменить условия приёма абитуриентов в те вузы, которые готовят остро необходимые для инновационного развития кадры. В число таких вузов, в первую очередь входят агровузы. Пока мучительно и бестолково реформируется система образования РФ, наше общество будет испытывать нарастание критической ситуации на селе, которая будет усугубляться по мере врастания России в ВТО.

Не меньше проблем с профориентацией старшеклассников городских школ. Как показала наша профориентационная работа среди старшеклассников г. Ачинска, учителя преднамеренно искажают сущность ЕГЭ и, таким образом, дезориентируют учащихся в выборе экзамена. Математика и русский язык, по которым ЕГЭ является инвариантной частью, становятся императивом в процессе подготовки одиннадцатиклассников в ущерб другим учебным дисциплинам! Не редки случаи, когда старшеклассников «снимают» с уроков физики, биологии, химии и т.д. и отправляют на уроки русского языка или математики под предлогом того, что на русский язык отводится только один час в неделю. Таким образом, учащихся отлучают от нормального процесса обучения физики, биологии и т.д. И, как следствие, эти учащиеся ограничены в выборе предметов для сдачи ЕГЭ.

Отметим ещё одну обратную сторону ЕГЭ. Если старшеклассник выбрал, допустим, физику для сдачи ЕГЭ, но его знания по этому предмету довольно посредственные. В этом случае учитель физики производит психологическое давление на этого ученика, запрещая сдавать выбранный предмет. Причина подобной

несправедливой ситуации - зависимость рейтинга учителя и его материального вознаграждения от результатов ЕГЭ, сданного его учениками. Естественно, что легче запретить ученику сдавать ЕГЭ, чем сформировать знания ученика по соответствующему предмету! Это типичная ситуация в школах! Чиновники от образования прекрасно осведомлены об этой проблеме, но, к сожалению, ничего не меняют в подходах оценки работы учителя. Таким образом, выявляется ещё один источник отлучения старшеклассника от сознательного выбора профессии!

И, наконец, пресловутые профильные классы, о необходимости которых написано и сказано так много хороших и «тёплых слов благодарности» и минимум критики.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» [5]. Суть концепции "профильного обучения" заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. Министерство образования и науки РФ утвердило 4 варианта учебных планов для преподавания в профильных классах: естественно-математический, гуманитарный, социально-экономический, технологический, а также многопрофильный универсальный профиль.

Трудно придумать более сокрушительный удар по формированию мыслящей личности, сознательно выбирающего профессию, чем профильное обучение!

Современная цивилизация, по объективным законам развития, вынуждена возвести самое естественное, природное свойство человека - мысль - в ранг самых могущественных и эффективных сил планеты.

Системное мышление, объективно востребованное современным мировым процессом, - это пластичное мышление, способное воспринимать любые обстоятельства, (в том числе сдавать любой ЕГЭ). Утвердившееся в обществе порочное разделение труда

ведёт к потере этой пластичности. Никакая специфическая познавательная способность не может должным образом отражать действительности. Системное мышление можно сформировать только на основе представления о единстве познавательных качеств. Таким образом, профильность наносит сокрушительный удар по формированию культуры мышления учащихся. Ни о каком сознательном выборе профессии не приходится рассуждать в таких условиях. Какая уж тут модернизация экономики и прочих сфер жизни! «Рабство нельзя модернизировать!» Именно программа учебных курсов старших классов призвана формировать представление учащихся о многообразии и состоянии современных наук, и, таким образом, косвенно ориентировать старшеклассника в мире профессий. Профильный подход вынуждает выпускника девятого класса - практически с закрытыми глазами - выбрать себе будущую профессию. Ситуация, по меньшей мере, странная, если весь педагогический коллектив в едином порыве «способствует сознательному выбору профессии» своих учеников. Очередная реформа образования обречена на поражение, потому что закрепляет в выпускнике средней школы, молодом специалисте качества, давно утратившие свою общественно-историческую актуальность. Ещё Маркс, в своё время, едко заметил, что сложившаяся система образования воспитывает «частичного индивида», «профессионального кретина».

Известный философ советского периода Э.В. Ильенков, развивая диалектический подход К. Маркса к природе личности, утверждал, что уникальность личности - в её универсальности: чем разнообразнее формы действительности, окружающей человека, чем больше людей контактируют с человеком, тем большей степени развития достигает человек на пути социализации [1]. Успешно социализированный человек без особых проблем способен определить своё место в обществе. Другими словами, профессиональная ориентация молодёжи должна заключаться во всестороннем развитии. Оставаясь реалистами, отметим, если наше современное общество не способно обеспечить такой уровень развития молодых людей, то уж, по крайней мере, давайте не будем создавать искусственных ограничений в этом процессе!

Чтобы наш выпускник сознательно выбирал свою будущую профессию, для него надо открыть по максимуму все доступные каналы научной и культурной информации, вооружить его остро отточенными инструментами обобщения этой информации, чтобы сформировать в себе мыслительную способность вообще.

Таким образом, система профориентации будет успешной, если мы будем учитывать и органически сочетать единство стратегии рационального распределения трудовых ресурсов, с одной стороны, и стратегии обеспечения самоопределения личности.

Литература:

1. Ильенков Э.В. С чего начинается личность. М., 1979.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

3. О краевой целевой программе "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса красноярского края на 2004-2008 годы" (с изменениями на 21 октября 2008 года). Законодательное собрание Красноярского края, Закон Красноярского края от 30 сентября 2004 года п 12-2276

4. О краевой целевой программе "Кадровое обеспечение

агропромышленного комплекса Красноярского края на 2004-2008 годы". Распоряжение правительства РФ от 29.12.2001 п 1756-р <О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года> Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 29 декабря 2001 г. п 1756-р

5. Евгений Ямбург — О кризисе школы, культуры, общества https://newtimes.ru/articles/detail/57308.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.