Научная статья на тему 'Система работы с художественно одаренными детьми в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетической направленности'

Система работы с художественно одаренными детьми в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетической направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
886
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / СИСТЕМА РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННО ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Окуненко Людмила Андреевна

В статье рассматривается система работы с художественно одаренными детьми в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетической направленности. Выявляются компоненты этой системы, раскрывается их содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система работы с художественно одаренными детьми в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетической направленности»

ФГОС второго поколения

УДК 371.036

Л. А. Окуненко

J ^

СИСТЕМА РАБОТЫ

С ХУДОЖЕСТВЕННО ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ШКОЛЕ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Л____________________________________________________г

Аннотация. В статье рассматривается система работы с художественно одаренными детьми в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетической направленности. Выявляются компоненты этой системы, раскрывается их содержание.

Ключевые слова: художественно одаренные дети, углубленное изучение предметов художественно-эстетической направленности, система работы с художественно одаренными детьми.

Abstract. In article the work system with artly exceptional children is considered at school with profound studying of subjects of an art and esthetic orientation. Components of this system come to light, their contents reveals.

Keywords: АШу exceptional children, profound studying of subjects of an art and esthetic orientation, work system with artly exceptional children.

Для того чтобы раскрыть систему работы с художественно одаренными детьми в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетической направленности необходимо представить возможности школы как для создания этой системы, так и для ее реализации на практике. Данная система была разработана коллективом учителей МАОУ СОШ № 32 города Екатеринбурга под руководством автора этих строк. При проектировании были изучены теоретические и практические разработки по соответствующей теме [3, с.68; 4, с.58].

В настоящий момент в школе обучается 1050 учащихся, которые получают основное общее образование, а 756 человек из них получают дополнительное образование по одному художественно-эстетическому направлению: музыкальному, хореографическому,

художественному или эстетическому. Учебный план, по которому работает школа, предоставляет родителям и учащимся возможность выбора для углубленного изучения предметов художественно-эстетического цикла. В разных параллелях открыты как одномодульные классы, в которых все учащиеся занимаются по одному выбранному направлению (музыкальное, хореографическое, художественное, эстетическое), так и двухмодульные классы, в которых одна часть учащихся занимается по одному направлению, а другая - по другому направлению.

В школе осуществляется дополнительное образование по декоративно-прикладной и спортивной

направленностям, что дает возможность включить всех учащихся в систему дополнительного образования [1, с.68].

Коллектив учителей школы составляют высококвалифицированные работники. Отметим, что кадровый состав отличается стабильностью. Уровень профессионализма педагогического коллектива характеризуется следующим образом: в ней работает доктор педагогических наук, два кандидата педагогических наук, три магистра педагогики. Два учителя обучаются сейчас в аспирантуре и магистратуре при Уральском государственном педагогическом университете. 23 учителя имеют высшую квалификационную категорию, 52 учителя - первую. 79% учителей имеют отраслевые награды и почетные звания.

Школа является центром художественного творчества учащихся Чкаловского района города Екатеринбурга, участником городского сетевого проекта «Организация предпрофильного и профильного обучения», базовой площадкой Уральского государственного педагогического университета, членом сети инновационно активных школ Уральского региона, федеральной экспериментальной площадкой АПК и ППРО Министерства образования и науки РФ.

Школа не раз становилась победителем всероссийских конкурсов: конкурс школ, внедряющих инновационные программы в рамках национального проекта «Образование», конкурсы «Качественное

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1

29

ФГОС второго поколения

образование - будущее нации», «Элита российского образования», «Панорама учебного сотрудничества» и т.д.

Учителя школы разработали большое количество проектов, способствующих повышению качества образованияшкольникови пестрееонв1х в соответствии с пвинято1моесо0еноосттмв прссотинованио [3, 72]. Особое внимание, в связи со спецификой работы школы, уцелявнеоониим ороехгам.которею оинсссося к напоиалеоссм рвбоетшвилы а иуовжеитоеоно одш-ренными детьми. Одним из таких проектов стал тот, который был нацелен на создание системы работы с худ соествкние едаоенными уотиос.

Цтло тонивгт проеаиапессокоо в создеовв впло-вий для развития и реализации творческих способностей оуднжеиноенскод аросныв деоей.

Для достижeпвнттоной тили очктеломм, входящими в инициативную группу, была разработана стратегия деятельности школы и тактика ее реализации. Ознамомлевив с иоучной хмвтoлоиеcхтй титеромн рой, ттвооооз и обобщение позволили выделить основные идеи для разработки стратегии в создании

условий для обучения одаренных детей в школе. Основными из них явились идеи:

• о проведении экспериментальной работы во всех ее основных этапах, что давало возможность выявления скрытых резервов и коррекции направлений отдельных эоeмантхамоотeд ы;

• отовоемхнан оентелы-юсти учащихся, учителей и родителей в данную работу, что давало возможность нысвленвя я нос едоных цпиа^ир устасавт а учетом леения зчощохся е комотааен;

• о формировании у учащихся на итоговом этапе экспериментальной работы мотивации на дальнейшую про-фвоcпнненькyн деетелееонтв в сфоро оокнccт-ш и ин-терво к индoжeктвв-нее,жУтeльновтт, ке^незофш^етося в процесс дельнейшего самодеятельного творчества.

0ы0хтФт соооввгинесаоенаправления позво-лооахфссмкоопать вакнячтекин уиаснкаке воя создания системы работы с одаренными детьми. Они дифференцировались на два больших блока, связан-нок с псдогогачосков ооотсоьнтотсы хоителео школы и организационной работой с учащимися и их родителями (см. рис.1).

Рис.1. Модель системы работы с одаренными детьми.

30

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1

ФГОС второго поколения

По блоку, связанному с педагогической деятельностью учителей школы, такими компонентами стали:

• проведение экспериментальной работы;

• освоение современных развивающих технологий в работе с художественно одаренными детьми;

• введение предметов углубленного изучения, предметов по выбору, элективных курсов;

• осуществление совместной творческой деятельности учащихся, учителей и родителей;

• реализация процесса непрерывного совершенствования работы с одаренными детьми.

По блоку, связанному с организационной работой с учащимися и их родителями, такими компонентами стали:

• профориентационная работа и работа по формированию личности учащегося-любителя искусства;

• развитие системы дополнительного образования;

• организация контроля и помощи со стороны родителей учащихся в создании условий для их обучения;

• осуществление внеклассной работы по предметной области «Искусство»;

• творческая активность личности будущего профессионала или любителя искусства.

Кратко охарактеризуем компоненты каждого из названных блоков. Первый компонент блока по педагогической деятельности включает «проведение экспериментальной работы». Данный компонент появился первым не случайно. Ведь эксперимент позволяет «освоить теоретические основы, правильно спланировать его, сформулировать задачи, разделить на этапы, определить критерии результативности эксперимента, подобрать адекватный диагностический инструментарий, то есть четко для себя определить, что именно мы хотим получить на выходе» [3, с.68]. Кроме того, эксперимент в трех его основных этапах позволял произвести не только диагностирование и проектирование, но апробацию и корректировку основного содержания всей работы. Специфической чертой диагностирования явилось то, что участие в данной процедуре принимали не только учащихся школы, но и дошкольники, посещающие группы детского творчества. В проектировании системы работы с одаренными детьми мы опирались на следующую теоретическую позицию: «Наряду с общей родовой предрасположенностью к творчеству и искусству ребенок, конечно, обладает и персональными предпочтениями, способностями, интересами и устремлениями... Определить и выявить индивидуальные художественные и музыкальные наклонности и эстетические вкусы дошкольника - задача учителя», которая решалась с помощью различных диагностических методик: Э. П. Костиной, Е. М. Торшиловой и др. [5, с.124].

Компонент «освоение современных развивающих технологий в работе с художественно одаренными детьми» включал такое направление деятельности учителей как различные формы повышение квалификации. К ним относились и курсы повышения ква-

лификации по инновационным технологиям работы с одаренными детьми в условиях ФГОС, которые проходили на базе школы с участием преподавателей Уральского государственного педагогического университета, в которых приняли участие 33 учителя школы; работа над кандидатскими и магистерскими диссертациями, представление собственных инновационных разработок на международных конференциях в гг. Новосибирске, Москве, Екатеринбурге и др. Кроме того, современные технологии работы с одаренными детьми рассматривались в рамках педагогических советов школы, на семинарах-практикумах, школьных конференциях.

Компонент «введение предметов углубленного изучения, предметов по выбору, элективных курсов» был введен не случайно. Художественно одаренные дети проявляют интерес не только к определенному виду искусства, которое они осваивают при углубленном изучении, но и к другим его видам. Для этого детям предоставляется возможность посещения таких элективных курсов, углубленных предметов, как «Образ и мысль», «Художественное движение», «Хоровое сольфеджио», «История мировой культуры», «Классический танец», «Декоративно-прикладное искусство», «Графика», «Элементарное музицирование», «Импровизация» и др. В школе действует система углубленного преподавания ряда предметов федерального компонента, а именно: «Музыка» по программе Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой, «Изобразительное искусство» по программе Б. М. Неменского, «Мировая художественная культура» по программе Г. И. Даниловой, «Литература» по программам М. Б. Ладыгина, С. А. Зинина и В. А. Чалмаева.

Компонент «осуществление совместной творческой деятельности учащихся, учителей и родителей» включал различные типы взаимодействия в русле осуществления художественных проектов всех трех субъектов образовательного процесса. Результатом такого совместного творчества стал дизайн школьной столовой, интерьер коридоров школы, а также совместные художественные выставки, одна из которых проводилась для участников научно-практического семинара

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1

31

ФГОС второго поколения

«Организация и содержание работы школы с художественно одаренными детьми».

Результатом такой работы стала мотивация учителей на непрерывное совершенствование работы с художественно одаренными детьми, что являлось целью для всего первого блока.

По блоку, связанному с организационной работой, первым компонентом стало: «профориентационная работа и работа по формированию личности учащегося - любителя искусства». В этом блоке был осуществлен проект по взаимодействию образовательных учреждений двух уровней - школы и вуза. Педагоги Уральского государственного педагогического университета, института музыкального и художественного образования включали учащихся в совместные со студентами художественные проекты, проводили уроки у учащихся старших классов, знакомили с содержанием высшего образования. Студенты других вузов знакомили учащихся не только с особенностью обучения в вузе, но и с возможностью реализации своих творческих умений и навыков, художественных знаний. Сами учащиеся апробировали свои знания в художественной деятельности в педагогическом процессе, когда они выступали в роли учителей по тем или иным дисциплинам предметной области «Искусство». Так, ученики основной школы, занимающиеся углубленно музыкой, проводили ряд занятий с хоровыми коллективами школьников младших классов. Затем, после достижения определенного результата - выученного хорового произведения, школьный коллектив под руководством дирижера - учащегося старшей школы участвовал в хоровом концерте.

Следующим компонентом стало «развитие системы дополнительного образования учащихся» для чего в школе в связи с требованиями ФГОС были открыты различные кружки, способствующие как углублению знаний учащихся по отдельному искусству, так и их общеэстетическому развитию. Так, был открыт кружок бисероплетения, в котором учащиеся разных классов готовили интересные художественные продукты.

Был также открыт кружок по театральной деятельности, хореографии.

Отмечаем, что вся система дополнительного образования является составной частью образовательной программы школы, работающей в режиме полного дня.

Компонент «организация контроля и помощи со стороны родителей учащихся в создании условий для их обучения» реализовался в процессе работы координационного совета, который был уже создан на момент разработки данного проекта. Взаимодействие учителей, учащихся и родителей осуществлялось для реализации, корректировки и отслеживания результатов создаваемых в школе проектов. Его члены «производили сбор, анализ и обобщение мнения родителей... Координационный совет вел сбор материалов по оценке качества концертов, художественных выставок, фестивалей и форумов, представленных председателями и членами жюри различного уровня». [6, с.44]. Кроме того, этот совет нес ответственность за электронную базу данных, в которую входили анализ реальных художественных результатов, отраженные в «заметках СМИ достижения отдельных коллективов школы, ... документы, удостоверяющие победы на конкурсах и фестивалях, благодарственные письма от учреждений.» [2, с.74].

Компонент «осуществление внеклассной работы по предметной области «Искусство» включал работу над творческими проектами учащихся, подготовку различных коллективов на конкурсы и фестивали, проведение внеурочных мероприятий, связанных с художественным творчеством детей (организацию выставок, академических концертов, концертов для различных категорий слушателей и т.д.). Одним из направлений реализации содержания данного компонента явилась индивидуальная работа с художественно одаренными детьми, проводимая учителями школы, проектирование индивидуальных образовательных траекторий художественно одаренных детей, творческая активность личности буду-

32

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1

ФГОС второго поколения

щего профессионала или любителя искусства. Некоторые формы работы с одаренными детьми были заимствованы нами у зарубежных коллег. Так, посещение школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла в городе Ганджоу (КНР) способствовало расширению форм внеклассной работы по искусству и в нашей школе. В свою очередь члены делегаций, представляющие различные зарубежные страны, взяли на вооружение у нас некоторые формы организационной работы по художественному образованию учащихся, например, театрализованные представления по приему гостей с участием учащихся хореографического класса, массовые формы хоровой работы с учащимися всех классов школы и т.д.

Итоговый компонент, как и в предыдущем блоке, определял итог всей организационной и педагогической деятельности учителей, а также деятельности учащихся, родителей, членов координационного совета -это «Творчески активная личность будущего профессионала и любителя искусств», нацеленная на дальнейшее профессиональное обучение в сфере определенного искусства или искусства и педагогики, а также личность, которую можно отнести к любителю искусства. Следует отметить, что данная цель уже реализуется в работе школы по нескольким проектам, вследствие чего ряд выпускников школы выбрали для дальнейшего обучения Уральский государственный педагогический университет (институт музыкального и художественного образования), Челябинскую государственную академию культуры и искусства, архитектурную академию, Екатеринбургский театральный институт, Уральскую государственную лесотехническую академию (факультет графического рисунка), Уральский федеральный университет (факультет ландшафтного дизайна), художественное училище им. Шадра и др.

Многие учащиеся, окончив высшие учебные заведения, выбрали своей профессией тот или иной вид художественной деятельности и работают в различных учреждениях культуры и искусства: в театре музыкальной комедии, театре эстрады, театре оперы и балета, театре балета

в различных городах России, стран дальнего и ближнего зарубежья.

Многие учащиеся, окончив школу, а затем то или иное учреждение культуры и искусства, возвращаются в школу на работу в качестве учителей и педагогов дополнительного художественного образования.

Результатом работы по данному компоненту можно считать и наших одаренных выпускников, которые, окончив школу, выбрали для своей профессиональной деятельности другой, не художественный род занятий, но участвуют в художественной самодеятельности в вузе, колледже, являются активными посетителями художественных выставок, музыкальных концертов, театральных премьер и кинофестивалей.

Описание системы работы с одаренными детьми заканчиваем представлением рисунка модели, которая даст возможность читателю в более сжатой форме воспринять разработанную и уже функционирующую систему.

Литература

1. Давыдова Н. Н., Журавлева А. В. Повышение качества образования в школе полного дня через реализацию модели компетентностного образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 4. С.68-74.

2. Окуненко Л. А., Тагильцева Н. Г. Организация творческого сотрудничества детей: детский сад-школа-вуз в области художественного образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С.70-74.

3. Сиденко А. С. Компоненты исследовательского проекта как средство выстраивания обоснования темы диссертационного исследования. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С.68-77.

4. Сиденко А. С. Планирование экспериментальной работы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 1. С.58-65.

5. Тагильцева Н. Г. Организация музыкальных занятий в стартовых школах // Образование и наука. 2013. № 6 (105). С.118-130.

6. Тагильцева Н. Г. Развитие творческой активности детей и юношества: детский сад, школа, вуз // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С.42-45.

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.