Научная статья на тему 'Система работы по развитию мелкой и общей моторики у детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата'

Система работы по развитию мелкой и общей моторики у детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4363
577
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванищева Светлана Владимировна

В данной статье рассматривается актуальность и необходимость ранней систематической коррекционной работы по развитию мелкой и общей моторики у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Представлена система работы по развитию мелкой и общей моторики, примеры игр и упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванищева Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система работы по развитию мелкой и общей моторики у детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата»

Система работы по развитию мелкой и общей моторики у детей с нарушениями опорно-

двигательного аппарата.

Иванищева Светлана Владимировна

МДОУ детский сад комбинированного вида № 79, г.Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край

Ключевые слова:

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, педагогическая абилитация

Аннотация: В данной статье рассматривается актуальность и необходимость ранней систематической коррекционной работы по развитию мелкой и общей моторики у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Представлена система работы по развитию мелкой и общей моторики, примеры игр и упражнений.

"Жизнь требует движения"

Аристотель

К детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата обычно относят детей с детским церебральным параличом. Детский церебральный паралич (далее ДЦП) - это заболевание головного мозга, при котором, в первую очередь, поражаются двигательные системы мозга, вторично - наблюдаются различные психомоторные нарушения. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект в виде задержки формирования, недоразвития, нарушения или утраты двигательных функций в зависимости от формы ДЦП (спастическая диплегия, двойная гемиплегия (тетрапарез), гиперкинетическая форма, атонически-астатический синдром).

Детский церебральный паралич настолько разнообразная патология, что она порождает полярные мнения о состоянии и возможностях развития детей с этим заболеванием и трудности в организации специальной помощи им. Специалисты знают, какое большое значение в судьбе этих детей имеет своевременной оказание специальной педагогической помощи. Врачи давно отмечают, что ранняя педагогическая абилитация таких детей имеет решающее значение и для улучшения их психофизического состояния, и для обеспечения жизнедеятельности ребенка в целом.

Развитие двигательной сферы, мелкой моторики является важнейшим условием психического развития ребенка с ДЦП. Это основа развития всех психических процессов, речи, выработки навыков самообслуживания, развития манипулятивной деятельности, конструирования, рисования, а в дальнейшем - формирования учебных навыков чтения и письма.

На важность и необходимость своевременного развития мелкой моторики у детей с ДЦП указывают Левченко И.Ю. и Приходько О.Г. в книге "Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата". Авторы утверждают, что развитие мелкой моторики у детей с ДЦП следует начинать с раннего детства, т.к. руки принимают важное участие в жизни ребенка (вставание, захват предметов и т.д.).

Данные современной медицины также доказывают необходимость раннего начала коррекционных мероприятий с детьми с ДЦП для формирования необходимых навыков и умений при самообслуживании, игровой и учебной деятельности, социальной адаптации.

Основной контингент специализированной группы составляют дети с ДЦП. Почти у всех детей отмечаются задержка и нарушения формирования двигательных функций, что отрицательно сказывается на физическом развитии, ограничивают предметно-практическую деятельность и процесс восприятия окружающего.

Развитие общей и мелкой моторики является важнейшей частью системы воспитания и обучения детей с ДЦП. Эта работа начинается с диагностического обследования на основе диагностики, предложенной Смирновой И.А. в книге "Специальное образование дошкольников с ДЦП" для выявления уровня развития ручных умений и навыков ребенка. По результатам проведенной диагностики на каждого ребенка составляется индивидуальная программа развития по формированию мелкой моторики с учетом возраста, формы заболевания, как часть основной коррекционной программы развития.

Работа по формированию двигательных навыков и умений проводится в разных формах обучения: индивидуальной, подгрупповой, фронтальной. На занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, формированию элементарных математических представлений, обучению грамоте используются игры малой подвижности, обыгрывание потешек, которые не предполагают большой двигательной активности, сложных движений и в которых могут участвовать все дети.

На фронтальных занятиях используются комплексы пальчиковой гимнастики, народные игры с пальчиками ("Коза", "Зайка"). Эти игры и упражнения динамичны, эмоционально приятны, не допускают перегрузки и переутомления детей. Кроме того, проводится артикуляционная гимнастика как составная часть работы по развитию общей моторики.

Использование игр с мелким раздаточным материалом (матрешки, утята и т.д) способствует формированию правильного захвата предметов у детей младшего возраста. Детям старшего возраста предлагается плоскостной материал (плоскостные изображения предметов, геометрических фигур). Использование трехгранных карандашей, тренажеров "Рыбка" для левшей и правшей способствует формированию правильного удержания карандаша, формированию начальных графических навыков у детей.

На подгрупповых, индивидуальных занятиях работе по развитию мелкой моторики уделяется большее внимание. Эти занятия позволяют лучше контролировать способ и правильность выполнения задания детьми, использовать дифференцированный подход, оказывать индивидуальную помощь различного характера.

При проведении упражнений по развитию мелкой моторики используются различные приемы: зрительные (наглядность, образец педагога), тактильные (массаж, игры на развитие тактильного восприятия, например, "Чудесный мешочек"), речевые (инструкция педагога, художественное слово).

При выполнении ребенком задания используется не только наглядность, но и реальная помощь в выполнении движения, когда рука педагога удерживает руку ребенка, одновременно проговаривая последовательность выполнения движения и помогая выполнить движение более точно, целенаправленно. Чем тяжелее двигательное нарушение у ребенка, тем активнее помощь взрослого.

Для развития мелкой моторики у детей с выраженными нарушениями рук целесообразно использование крупного дидактического материала - крупных пирамидок, мозаики, мягкого конструктора и т.д.

Игры, упражнения с мячом су-джок, природным и бросовым материалом, мячами разного размера и фактуры способствуют развитию мелкой моторики и тактильных ощущений у детей с ДЦП. Для развития силы пальцев рук используются различные эспандеры, массажеры.

Развитию крупной моторики, формированию у детей двигательных навыков способствуют занятия по физкультуре, проводимые воспитатели группы. Для проведения этой работы в группе есть необходимое оборудование: спортивный комплекс, ортопедические мячи, специальные приспособления для передвижения по группе (ходунки, поручни) и т.д.

Работу по развитию мелкой моторики воспитатели группы проводят на занятиях по изобразительной деятельности: детей младшего возраста педагоги учат правильно держать кисть, карандаш, используя прием "рука в руке"; детей старшего возраста учат пользоваться ножницами, трафаретами, различными приемами лепки, рисования.

Большая заслуга в развитии общей моторики, двигательных навыков у детей с ДЦП принадлежит и другим участникам педагогического процесса: музыкальному руководителю, инструктору по плаванию. Обучение движениям они проводят на своих занятиях с детьми в игровой и увлекательной форме.

Дети с ДЦП нуждаются в ранней комплексной лечебно-коррекционной работе. Важным условием успеха педагогической коррекционной работы является сочетание ее с медицинскими мероприятиями: подбор ортопедической обуви, очковая коррекция, курсы массажа и т.д. С детьми постоянно работают специалисты поликлиники - невролог, ортопед, офтальмолог, инструктор лечебно-физической культуры. Помимо этого, дети получают профилактическое лечение в городском реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важную роль в коррекционно-педагогическом процессе принадлежит родителям. Родители получают рекомендации по формированию навыков самообслуживания, выполнению заданий и игр по развитию двигательных навыков и умений, посещают занятия, получают консультации специалистов. Тесный контакт родителей и педагогов обеспечивает успех в развитии и коррекции нарушенных двигательных функций у детей.

Эффективность коррекционной работы специалистов дошкольного, медицинских учреждений по развитию общей и мелкой моторики находит свое подтверждение при выпуске детей в школу. За период воспитания, обучения в специализированной группе в результате проведения своевременной лечебно-педагогической коррекционной работы у детей отмечается положительная, а нередко и значительная динамика в психомоторном развитии: дети, в зависимости от своих индивидуальных возможностей и способностей, достаточно успешно усваивают программный материал по всем разделам, уверенно работают карандашом, кистью. Это подтверждается и успехами детей в процессе обучения в первом классе начальной школы.

Таким образом, результаты работы, успехи детей доказывают, что раннее комплексное коррекционное воздействие позволяет достичь положительных результатов в развитии двигательных возможностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Эффективность этой работы достигается в результате согласованности действий педагогов дошкольного учреждения, ряда медицинских специалистов и родителей.

Список литературы:

1. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. Киев "Здоровья" 1988 - с.2, 7, 78-98

2. Епифанцева Т.Б., Кисленко Т.Е., Могилева И.А., Соловьева И.Г., Титкова Т.В. Настольная книга педагога-дефектолога / Серия "Сердце отдаю детям" - Ростов н/Д: "Феникс", 2005 с.456-476

3. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. Учебно-методическое пособие. СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2003. - с.4, 63, 97-110

4. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001 - с.5, 101-106

5. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - с.243, 244)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.