Микульский М.И., Глазунова А.Н. СИСТЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ИНЕРНЕТ-АУКЦИОНА НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ «МОТОРИКА»
В статье приводится описание сложившейся в настоящее время тяжелой ситуации на автомобильном рынке и предлагаются пути решения проблем на примере компании «Мотрика». Для этого анализируются способы рекламирования продукции фирмы и методы ее возможного посредничества между продавцами и покупателями авто- и мото-техники. В качестве наиболее удобной формы посредничества и рекламирования продукции авторами статьи предложено использовать Интернет-аукцион. В статье приводится краткий обзор технологии проведения Интернет-аукциона и определяются возможности, которые даст внедрение сайта для поддержки Интернет-аукциона.
После преодоления экономического кризиса 90-х годов Россия ежегодно увеличивала темпы своего экономического роста.
Изменение экономической ситуации в стране с одной стороны позволило повысить благосостояние населения, благодаря чему люди стали вкладывать деньги не только в предметы первой необходимости, но и в товары, позволяющие улучшить уровень комфорта их жизни, а с другой стороны — внесло серьезные коррективы в привычный уклад жизни людей.
Для того, чтобы успеть за ускоряющимся темпом жизни, все больше и больше людей стало приобретать автомобильную технику.
Объемы продаж автомобилей в последние годы только увеличивались, а цены на них росли. По данным Комитета автопроизводителей ассоциации европейского бизнеса в РФ объем продаж автомобилей в России вырос в 2007 году на 65% до 1152443 машин.
В связи с увеличившимся спросом, в России ежегодно открывались новые магазины и торговые центры по продаже автомобилей.
Такая благоприятная ситуация для фирм, занимающихся автомобильным бизнесом, складывалась вплоть до конца 2008 года. Очередной финансовый кризис привел к существенному спаду продаж автомобилей и сокращению доходов предприятий, деятельность которых связана с этой сферой.
Например, компанией «Моторика», поставляющей на Астраханский рынок автомобили, скутеры и мотоциклы от знаменитых марок Японии, в 2007 году было продано 33 автомобиля из них 15 автомобилей марки "Тоу^а", 10 автомобилей — Мгзап", и 8 автомобилей —Mazda". Тогда как в 2008 году было
продано всего 20 автомобилей из них 8 автомобилей марки —Toyota", 6 автомобилей —Мгзап", и 6 автомобилей —Mazda". Таким образом, объемы продаж фирмы снизились почти на 4 0 процентов. Снижение продаж существенно отразилось на доходах фирмы.
В связи с сокращением доходов руководством фирмы «Моторика» было принято решение предпринять
меры, адекватные сложившейся ситуации:
1) уделить внимание маркетинговой политике для продвижения товара и повышения спроса на него;
2) искать дополнительные источники дохода фирмы в областях, не перенасыщенных конкурентами, но в то же время, связанных с основной деятельностью фирмы (продажей авто- и мото- техники).
В целях стимулирования сбыта продукции фирмой «Моторика», были привлечены эксперты для анализа следующих каналов распространения рекламы:
на радио;
на телевидении;
наружная реклама;
реклама в газетах;
реклама в Интернет.
Эксперты проставляли оценки, по заранее выделенным критериям. Средние баллы, поставленных ими оценок, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Как видно из таблицы 1, наибольший балл набрала реклама в сети Интернет. Такой высокий балл обусловлен следующими причинами:
в случае размещения рекламы на собственном сайте, объем его информации практически не ограничен;
из всех видов рекламы реклама в Интернет наиболее доступна и эффективна, так как имеет визуальные и аудио возможности для привлечения внимания посетителей сайта;
размещение рекламы в Интернет потребует минимальных финансовых вложений.
Для решения второй задачи был проведен опрос среди потенциальных покупателей и продавцов автомобилей. Опрос среди покупателей показал, что им сложно ориентироваться в широком ассортименте предложений фирм. Прежде чем сделать выбор в пользу той или иной фирмы, приходится объездить весь город, затратить много времени и сил. Покупатели не всегда доверяют поставщикам, товар может быть некачественным, либо продаваться по завышенной цене. Поэтому они стараются обратиться за помощью к консультантам или другим людям, компетентным в сфере выбора автомобиля, но не у всех есть возможность привлечения специалистов, чаще приходится обходиться своими силами.
Что касается продавцов, то им необходимо без задержек реализовать товар по максимально высокой цене. Кроме того, продавец заинтересован в том, чтобы как можно больше клиентов знало о продаваемом им товаре.
Результаты опросов привели руководство фирмы «Моторика» к выводу о том, что она может выступить в роли посредника между поставщиком и покупателем авто- и мото- техники, получая проценты с каждой оформленной с ее участием сделки.
С целью определения формы посредничества фирмы между продавцом и покупателем руководство фирмы «Моторика» приняло решение найти новые способы сбыта товаров. Для этого были проанализированы следующие виды торговли: магазинная торговля; заказ по почте; информационные письма; прямая продажа на дому; торговые автоматы;
электронная торговля (электронный магазин и Интернет - аукцион).
Из перечисленных форм торговли в качестве наиболее приемлемой авторами статьи был выбран Интернет-аукцион, в связи с тем, что:
другие формы торгов обычно применяются для недорогих товаров;
Интернет-аукционы — очень перспективная форма торговли, что подтверждается статистикой аналитического агентства —Gemius", по данным которого значительная часть населения делает покупки в Интернет-аукционах несколько раз в году (рис. 1);
аукцион — форма торгов, позволяющая гибко варьировать стоимость продаваемой продукции; ниша Интернет-аукционов свободна для Астраханского вторичного рынка автомобилей; сайт для проведения Интернет-аукциона можно будет также использовать в рекламных целях компании «Моторика».
Рис. 1. Общее отношение к онлайн покупкам.
Для описания технологии проведения стандартного аукциона была построена функциональная диаграмма (рис. 2). Однако в отличие от стандартного аукциона Интернет-аукцион имеет некоторые особенности. В частности, продавец сам устанавливает время его окончания, а покупатели могут делать ставки по выставленным лотам дистанционно.
Рис. 2. Технология проведения стандартного аукциона
Для выявления особенностей Интернет-аукционной торговли, определения требований, предъявляемых к разрабатываемому сайту и исключения ошибок на этапе его проектирования и разработки было решено проанализировать сайты схожей направленности и интенсивность борьбы за выставленные на них товары:
eBay
Dostavka.т
Stavka.т
Проанализированные Интернет-аукционы представляют собой успешный пример реализации этой формы торгов за исключением некоторых особенностей (таблица 2) .
Таблица 2 Результаты сравнения аналогов
Сайт Простота регистрации Возможность электронной оплаты Информация о фирме Информация об аукционе Описание товара и продавца Репутация покупателя и продавца Отслеживание истории торгов
eBay + + - + + + +
Stavka.ru + + - - + - -
Dostavka.ru + + + - + - -
По результатам анализа ставок на рассмотренных сайтах можно выделить некоторые общие закономерности Интернет - аукционной торговли:
Не пользуется популярностью товар с начальной ставкой незначительно отличающейся от рыночной. Не привлекает покупателя товар, когда нет уверенности в продавце, а связаться с ним невозможно из-за отсутствия контактной информации.
Не нравится товар, который выставили на аукцион из соображений — выставим и посмотрим, что получится. Несерьезное отношение к делу всегда ощущается и, в конечном счете, приводит к нулевому результату.
Для того, чтобы избежать перечисленных проблем при разработке нового сайта было необходимо: предусмотреть, чтобы формат сайта полностью удовлетворял потребность клиента в информации о товаре, путем размещения на сайте наглядных изображений продукции, ее подробного описания и дополнительной справочной информации;
контролировать качество продаваемого через аукцион товара; вводить штрафные санкции за невыполнение обязательств по аукциону, как для продавцов, так и для победителей аукциона и отслеживать репутацию продавцов и покупателей;
предусмотреть возможность указывать продавцу минимальную цену, за которую он готов продать автомобиль, для того чтобы можно было задать начальную цену существенно ниже рыночной для разогрева аукциона.
Для описания функционирования сайта Интернет-аукциона и выделения структурных единиц, обрабатываемой информации, были построены диаграммы потоков данных (рис. 3) и сущность-связь (рис. 4).
Для продажи авто- и мото- техники продавец должен ввести информацию о лоте и о себе. Администратор изучает список выложенных лотов. Для того, чтобы можно было делать ставки по лотам администратор должен одобрить лот, ознакомившись с репутацией продавца.
Потенциальный покупатель просматривает выложенные на сайте действующие аукционы и делает ставки по заинтересовавшим его лотам.
По мере прохождения торгов покупатель и продавец могут просматривать информацию по аукциону. После окончания времени установленного продавцом на проведение аукциона, определяется победитель. Информация о победителе пересылается продавцу.
Администратор имеет возможность просматривать отчеты по проведенным аукционам. При вводе данных об аукционах используются справочники, заполняемые администратором.
Кроме того, на сайте предусмотрена возможность ввода и отображения рекламной информации о фирме «Моторика».
Рис. 3. Диаграмма потоков данных
Таким образом, на сайте выполняются следующие задачи: ввод и редактирование справочников;
размещение заявок на проведение аукциона и отслеживание статуса аукциона; проведение аукциона и определение его победителей; составление отчетов;
редактирование и отображение сведений о фирме «Моторика».
Рис. 4. Диаграмма Сущность-связь
С помощью описанного сайта планируется повысить объемы продаж продукции фирмы «Моторика» за счет привлечения новых клиентов, снизить трудоемкость проведения аукционов, упростить анализ их результатов и повысить известность и доходы фирмы «Моторика».
Литература
1. Практикум по маркетингу: учебное пособие / В. В. Кеворков, Д. В. Кеворков. — М. : КНОРУС,
2005. — 416 с.
2. Менеджмент: Учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 3-е изд. — М. : Гардарики, 2001. —
528 с.
3. Дейт К.Дж. Введение в системы баз данных : пер. с англ./ К.Дж.Дейт. — 6-е изд. — М.; СПб.;
Киев: Вильямс,2000. — 846с. — (Системное программирование). — ISBN 5-8459-0019-0.
4. Коннолли Томас. Базы данных: Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика
/ Коннолли Томас, Бегг Каролин; [пер. с англ. Р.Г. Имамутдиновой, К.А. Птицына ; под ред. К.А. Птицы на].3-е изд. — М. [и др.: Вильямс,2003. — 1439с. — ISBN 5-8 4 5 9-0527-3.
5. С. Орлов. Технологии разработки программного обеспечения: Учебник. - СПб.: Питер, 2002. -
4 64 стр., ил.
6. Информационные системы / Петров В.Н. — СПб.: Питер, 2002. — 688 с.: ил. ISBN 5-318-0 05 61-6
7. Жаринов К. Основы веб-мастеринга BHV, Москва - 2003 - 352 стр
8. Йордон Э., Аргила К. Структурные модели в объектно-ориентированном анализе и проектировании
- Изд. «ЛОРИ», 1999 - 250 стр.
9. Дубейковский В.И. Практика функционального моделирования с AllFusion Process Modeler 4.1.
Где? Зачем? Как? - М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2004 - 464 с. ISBN 5-8 64 0 4-192-0