Научная статья на тему 'Система профессионального образования штата Мизорам в Индии'

Система профессионального образования штата Мизорам в Индии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкунов В. Н.

Штат Мизорам принадлежит к числу небольших регионов Индии. Расположенный на крайнем северо-востоке республики, на границе с Мьянмой и Бангладеш, он резко отличается от других территорий Индии. Живущие здесь народы и племена сохранили уникальную культуру, традиции и обычаи, уходящие своими корнями вглубь веков. В 1987 г. Мизорам получил статус 23-го штата республики. С этого времени начинается ускоренный процесс модернизации мизорамского общества. Официальные власти особое внимание обратили на развитие региональной системы профессионального образования. За последние годы в Мизораме создан первый университет, расширилась сеть колледжей, центров профессионального образования. Однако все преобразования и инновации тщательно выверяются с традиционными ценностями мизорамского общества, обычаями и культурой уникальных народов и племён, проживающих в этом изумительном по красоте уголке Индии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION IN THE STATE OF MIZORAM, INDIA

State of Mizoram belongs to a number of small regions of India. Located in the extreme northeast of republic, on border with Myanma and Bangladesh, it sharply differs from other territories of India. The people living here and tribes have kept unique culture, traditions and the customs, leaving the roots deep into centuries. In 1987 Mizoram has received the status of the 23rd state of republic. The accelerated process of Mizoram societies modernisation begins. Authorities have turned special attention on developing the regional system of vocational education. The first university is founded in Mizoram, the network of colleges, the vocational education centres has extended. However, all transformations and innovations are carefully verified with traditional values of Mizoram societies, customs and culture of the unique people and the tribes living in this amazing corner of India.

Текст научной работы на тему «Система профессионального образования штата Мизорам в Индии»

УДК 37

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШТАТА МИЗОРАМ В ИНДИИ

© 2008 В.Н.Шкунов

Инзенский государственный техникум отраслевых технологий, экономики и права

Штат Мизорам принадлежит к числу небольших регионов Индии. Расположенный на крайнем северо-востоке республики, на границе с Мьянмой и Бангладеш, он резко отличается от других территорий Индии. Живущие здесь народы и племена сохранили уникальную культуру, традиции и обычаи, уходящие своими корнями вглубь веков. В 1987 г. Мизорам получил статус 23-го штата республики. С этого времени начинается ускоренный процесс модернизации мизорамского общества. Официальные власти особое внимание обратили на развитие региональной системы профессионального образования. За последние годы в Мизораме создан первый университет, расширилась сеть колледжей, центров профессионального образования. Однако все преобразования и инновации тщательно выверяются с традиционными ценностями мизорамского общества, обычаями и культурой уникальных народов и племён, проживающих в этом изумительном по красоте уголке Индии.

Ко времени обретения Индией независимости северо-восточные территории молодой республики оставались не только мало изученными, но и зачастую неуправляемыми. На северо-востоке было создано более 70 административных центров, а бывшие княжества Манипур и Трипура получили статус самостоятельных территорий1. Народы и племена, населявшие этот регион Индии, находились на различных стадиях исторического развития. В наиболее отсталом экономическом положении находились народы и племена, проживавшие на территории будущего штата Мизорам: мар, тангур, даланг, фалам и др. Однако активная деятельность христианских миссионеров, которые наряду с религиозной деятельностью открывали школы даже в труднодоступных районах Ассамских гор, способствовала росту грамотности населения (как детей, так и взрослых). Неслучайно, в 1951 г. почти треть населения Мизорама была грамотной (31,4 %)2 Особое отношение к образованию и просвещению сохранилась в ми-зорамском обществе и в последующие десятилетия. Вот почему сегодня по показателю грамотности населения штат Мизорам - один из лидеров в Индии. По данным на 1998 -

1 Народы Южной Азии: Индия, Пакистан, Непал, Сикким, Бутан, Цейлон и Мальдивские острова / Под ред. Н.Р.Гусевой и др. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. - C.485.

2 Census of India 2001: Mizoram Administrative Atlas/ De-vender Kumar Sikri. - New Delhi: Controller of Pub., 2006. -P.24 - 25

1999 г. этот показатель в штате достиг почти 90 % (второе место в республике после штата Керала. - В.Ш.) [Idem]. В начале XXI века почти всё население Мизорама стало грамотным.

Однако ликвидация неграмотности, просвещение не смогли преодолеть социально-экономическую отсталость племён. Так, народ мизо (самоназвание лушеи. - В.Ш.) на протяжении второй половины ХХ века традиционно занимался подсечно-огневым ручным земледелием. Переход к плужному земледелию начался относительно недавно. Здесь по-прежнему очень сильны архаичные родоплеменные институты. В целом, как заметила исследовательница И.М.Семашко, ми-зо, принадлежащие к тибето-бирманской языковой группе, оказались «слабо интегрированы в общеиндийскую экономическую и социально-культурную структуру»3. Штат до сих пор не вписывается в многогранную палитру индийского общества: слишком разительны отличия, выделяющие его в ряду территорий северо-восточной Индии. Здесь самый высокий процент христиан в составе населения - 83,8 % (индусов - 7,1 %, буддистов - 8,1 %, мусульман практически нет)4. Мизо и другие народности стремятся к сохранению национальной идентичности, трепетно относятся к своей уникальной культуре, традициям и обычаям. Любые попытки федерального

3 Индия: страна и ее регионы / Под ред. Е.Ю.Ваниной. -М.: Эдиториал УРСС, 2000. - C.64.

4 Там же. - C.56 - 57.

центра ускорить процесс интеграции мизо в общеиндийские социально-экономические и культурные процессы оказывались бесплодными. Более того, регионалистские настроения, вспыхнувшая вооружённая борьба мизо за свои национальные права, привели к тому, что федеральные власти вынуждены были в 1987 г. провозгласить Мизорам 23-м штатом республики5. С этого времени темпы соци-ально-экономи-ческого развития региона значительно выросли. До 1972 г., когда Мизорам являлся административным районом Ассама, на его развитие выделялись скудные средства. В годы первого пятилетнего плана (1952 -1956 гг.) - всего 63 020 000 рупий, второго пятилетнего плана (1956 - 1961 гг.) -210 830 000 рупий, третьего пятилетнего плана (1961 - 1966 гг.) - 411 420 000 рупий6. Новый статус Мизорама внёс коррективы и в объёмы финансирования штата. Так, в годы 9-го пятилетнего плана развития (1992 - 2002 гг.) бюджет региона составил 1 794 260 000 рупий .

Одним из важнейших направлений социально-экономической политики региональных властей Мизорама на протяжении последних двадцати лет стало развитие системы профессионального образования. Решать проблемы расширения подготовки квалифицированных кадров для нужд региональной экономики позволили позитивные сдвиги на финансовом рынке штата. Приведённые выше сведения о бюджете Мизорама в 50 - 60-е гг. ХХ в. свидетельствуют о том, что это был бюджет выживания, а не развития. Иначе ситуация выглядит сейчас. 11 -й пятилетний план развития на 2007 - 2012 гг. принят в

о

размере 4 500 000 000 рупий . Много это или мало? По сравнению с предыдущей пятилеткой бюджетные расходы выросли в 5,93 раза.

В настоящее время учреждения профессионального образования штата находятся в ведении Департамента высшего и техниче-

5 Индия: страна и ее регионы / Под ред. Е.Ю.Ваниной. -М. : Эдиториал УРСС, 2000. - С. 112.

6 Modernisation of the Mizo Society: Imperatives and Perspectives/ R.N.Prasad and A. Agarwal. - New Delhi: Mittal Pub., 2003. - P.27 - 229.

7 Draft 11th Five Year Plan 2007 - 2012 & Annual Plan 2007

- 2008: Higher & Technical Education. - Aizawl: Government of Mizoram, 2007. - P. 223 - 230. - P.II.

8 Mizoram: Past and Present/ H.G. Joshi. - New Delhi: Mittal.

- 2005. - P.22.

ского образования (создан в апреле 1989 г.). Сейчас в региональную систему профессионального образования входят 10 правительственных колледжей, 14 колледжей, дотируемых правительством штата, 1 колледж права, 2 педагогических колледжа и 2 технических института. Сведения о некоторых из них приводятся в таблице.

К концу XX века в Мизораме насчитывалось 13 колледжей, финансируемых правительством, и 1 частный колледж. Их материально-техническая и учебно-производственная база находилась в неудовлетворительном состоянии. Не хватало самого элементарного. Правительство штата, к примеру, не могло решить вопрос об открытии студенческих общежитий. Во многих учебных заведениях недостаточно было аудиторной мебели, технических средств обучения, компьютеров, учебников и т.д. Качество обучения также оставляло желать лучшего. 11 -й пятилетний план развития предусматривает решение целого комплекса проблем региональной системы профессионального образования. В частности, планируется укрепление материально-технической базы столичного педагогического колледжа, основанного в 1975 г. и размещавшегося на арендованных площадях. С этой целью выделены средства на строительство учебного корпуса и оснащения его лингафонным кабинетом, лабораторией социальных наук и другими необходимыми для учебного процесса аудиториями. Для иногородних студентов в столице запланировано строительство женского общежития. Новое общежитие для юношей будет построено в Шил-лонге. Планируется модернизация водопровода и электросетей в Мизорамском колледже изучения хинди, в котором готовят учителей, преподающих этот государственный язык Индии.

Учитывая, что профессиональное образование до сих пор остаётся недоступным для многих сельских жителей (прежде всего по причине отсутствия необходимых средств), по решению федерального правительства в годы 11 -го пятилетнего плана предусмотрено открытие шести новых учреждений профессионального образования в сельских районах Мизорама (дистрикты Champhai, Kolasib, Sai-ha, Serchhip, Lawngtlai, Mamit). Это не только обеспечит доступ молодёжи из бедных слоёв

общества к профессиональному образованию, но и будет способствовать развитию социаль-но-эконо-мической инфраструктуры в сельской местности. Кардинально ситуация должна измениться к 2012 г., а пока многие молодые мизо и представители других малых народов и племён штата вынуждены получать профессиональное образование за пределами Мизорама в соответствии с теми квотами, которые определены правительством. Расширяется и перечень специальностей, которые можно получить в учреждениях профессионального образования штата. По некоторым

из них приём студентов осуществлён в последние 2-3 года: визажное искусство и косметология, электроника и современные виды связи и т.д. Примерно 60 % выпускников колледжей находят работу в частном секторе экономики; некоторые из них открывают собственное дело. По-прежнему острой остаётся проблема полной занятости молодёжи. Немало специалистов (особенно в сельской местности) оказываются невостребованными на рынке труда.

Таблица № 1. Региональная система п рофессионального образования

№ Наименование колледжа Год основания Статус Год аккредитации

1. Pachhunga University College 1958 -

2. Lunglei Govt. College 1964 правительственный 2007

3. Govt. Champhai College 1971 правительственный 2004

4. Govt. Serchhip College 1973 правительственный -

5. Govt. Aizawl College 1975 правительственный 2004

6. Govt. Saiha College 1978 правительственный 2007

7. Govt. Kolasib College 1978 правительственный 2006

8. Govt. Hrangbana College 1980 правительственный 2006

9. Zirtiri Residential Science College 1980 правительственный -

10. Lawngtlai College 1980 дотационный -

11. Hnahthial College 1980 дотационный -

12. Mamit College 1983 дотационный -

13. J. Buana College 1983 дотационный -

14. Saitual College 1984 дотационный -

15. Khawzawl College 1985 дотационный -

16. Zawlnuam College 1986 дотационный -

17. Aizawl North College 1988 дотационный -

18. Aizawl West College 1990 дотационный 2004

19. T. Romana College 1992 дотационный 2007

20. Kamalanagar College 1992 дотационный -

21. Johnson College 1993 дотационный -

22. J. Thankima College 1993 дотационный 2007

Профессиональные колледжи

1. College of Teacher Education 1972 правительственный -

2. Mizoram Law College 1983 дотационный -

3. Mizoram Hindi Training College 1984 правительственный -

Технические институты

1. Mizoram Polytechnic Lunglei 1974 правительственный 2007

2. Women Polytechnic Aizawl 1998 правительственный 2007

Source: Colleges in Mizoram//http:www.higheredu.mizoram.gov.in

Примечание: наименование колледжей приведено в их английском варианте; при этом следует помнить, что не всегда английские варианты написания передают лингвистические особенности языка мизо.

Широкомасштабная программа «Национальная политика в образовании» (КРЕ), стартовавшая в Индии в 1986 г., в качестве главного приоритета провозгласила профессионализацию образования на ступени сред-

ней школы9. С этой целью в 1998 г. федеральный центр приступил к реализации специального проекта «Профессионализация среднего образования», в рамках которого началось централизованное финансирование

9 Encyclopaedia of Education in South Asia. - In 9 Volumes. - Delhi: Kalpaz Pub., 2003. - India: Vol. 1. - P.20 - 22.

введения профессиональных курсов в школах всех штатов и союзных территорий. Не стал исключением и Мизорам. В школах штата в учебные планы были включены специальные курсы допрофессиональной подготовки (IX -X классы), а на ступени высшей средней школы - по выбору учащихся профессиональные курсы по самым разным направлениям подготовки в области сельского хозяйства, бизнеса, коммерции, технологии, здравоохранения и т.д. С каждым годом перечень элективных курсов расширяется с учётом потребностей регионального рынка труда, модернизацией учебно-материальной базы школ, обеспеченности квалифицированными преподавателями.

Профессиональная подготовка взрослого населения в Мизораме осуществляется также в рамках неформального образования и специальных образовательных программ для взрослого населения. Это вполне отвечает задачам общеиндийской национальной программы «Образование на протяжении жизни». Также в штате реализуются проекты в сфере женского профессионального образования. Определённую роль в их финансировании и материально-техническом сопровождении играет местная региональная христианская церковь.

В последние годы правительство Мизорама уделяет большое внимание развитию 1Т-технологий. В соответствии с правительственной программой «Политика в сфере информационных технологий», предусматривается расширение подготовки бакалавров, а также целевое обеспечение колледжей лицензионными программными продуктами. Кроме этого, расширяется перечень специальных курсов (в том числе в сфере дополнительного профессионального образования) по прикладной информатике практически во всех колледжах штата.

Развитие 1Т-технологий в образовательных учреждениях Мизорама осуществляется в рамках крупномасштабной модернизации современного мизорамского общества. Ускоренное промышленное развитие, реструктуризация и реформа местных органов управления, расширение сферы туризма, структурные изменения в сельском хозяйстве - всё это вызывает потребность в высококвалифицированных кадрах, нехватка которых ощущается

во многих отраслях экономики Мизорама. Укрепление системы профессионального образования преследует и ещё одну важную цель: не допустить вспышки местного сепаратизма и национализма. Студенческая молодёжь, по мнению индийских официальных лиц, имеет иные цели, отличные от крайне радикальных: их больше волнует получение диплома и будущий карьерный рост, улучшение собственного материального положения. И, напротив, рост числа молодых безработных, сохранение большого числа лиц, находящихся за чертой бедности, несут в себе угрозу социальной и политической нестабильности в обществе.

Развитие региональной системы профессионального образования сдерживало и отсутствие университета в штате Мизорам. Получение же высшего университетского образования для многих молодых мизо не всегда было возможным, так как в штате сохраняется большое количество жителей, находящихся за чертой бедности. Программа ликвидации бедности («гариби хатао». - В.Ш.), которая по инициативе Индиры Ганди стартовала в годы 5-го пятилетнего плана развития, мало затронула мизорамское общество10. Низкий уровень жизни населения до сих пор сохраняется во многих сельских районах штата, а также среди городской бедноты столицы. Вот почему открытие университета штата Мизорам, по мнению официальных властей, должно было способствовать не только модернизации региональной системы профессионального образования, но и решению острейших социально-экономических проблем мизорамского общества. 2 июля 2001 г. мечта молодых мизо сбылась: в этот день состоялось торжественное открытие Университета штата Мизорам. Сейчас это единственный вуз в регионе является флагманом системы профессионального образования штата. Открытый в живописном районе региональной столицы Аиджала, университетский кампус стал, поистине, гордостью не только местных властей, но и всех мизо. В состав университета входят 7 школ: экономического менеджмента и информационных наук, лесоводства и наук о земле, физики, социальных наук, педагогический и гуманитарных

10 Юрлов Ф.Н. Россия и Индия в меняющемся мире. - М.: Институт востоковедения РАН, 1998. - С.73.

наук. Кроме этого, в структуру университета входят 29 колледжей и 2 профессиональных института, получивших статус аффелирован-ных образовательных учреждений. Общее количество студентов в них - 8279 чел.11 За сравнительно короткий срок в Университете штата Мизорам была расширена подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием по самым разным направлениям подготовки. В настоящее время здесь обучаются будущие историки, географы, педагоги, физики, экономисты, геологи, психологи, политологи, химики, математики, зоологи, медики, менеджеры, специалисты в сфере информационных технологий, лесоводства, сельского хозяйства, торговли и т.д.

Важным событием для Университета штата Мизорам стало открытие специального центра информационных технологий. Приобретение компьютеров, подключение к Интернет позволяет вузу развивать дистанционную форму обучения, активно применять в образовательном процессе мультимедийные средства обучения, обеспечивать достаточно высокий уровень подготовки бакалавров в сфере IT-технологий.

Среди наиболее острых проблем университета - недостаточная материально-техничес-кая база. К примеру, фонд учебной, научной и специальной литературы библиотеки составляет всего 60 718 экз. Вуз осуществляет подписку на 270 периодических издания [Idem]. Этого недостаточно: на одного студента приходится всего 7 экземпляров учебной и иной литературы (подсчитано нами. - В.Ш.). Планируется также приобретение для научной библиотеки компьютеров, множительной техники и подключение к Интернет. Пока нет в вузе и собственного издательского центра. По-прежнему острой остаётся проблема с общежитиями. Недостаточное финансирование - вот источник нерешённых проблем. Известный в Мизораме учёный и преподаватель доктор Р.Чангвунга из правительственного колледжа Аиджала заметил: «Высшее образование в Мизораме в его нынешнем состоянии может быть сравнимо со старыми часами на чердаке, ставши-

ми игрушкой для детей»12. Однако внимание, которое проявляют к университету официальные власти штата и федерального центра, позволяет надеяться, что эти и другие проблемы в ближайшие годы будут решены.

Структурные изменения в региональной экономике Мизорама, происходящие в последние годы, обозначили новые задачи для системы профессионального образования. Штат, который на протяжении последних десятилетий считался аграрным, меняется: появляются новые отрасли промышленного производства, развивается сфера услуг. Уникальные природные условия Мизорама делают его привлекательным для туристов. На сравнительно небольшой территории штата имеются красивые горы, прекрасные леса с редкими растениями и животными, пещеры, горные реки, в которых обитает много рыбы и т.д. Всегда неизгладимое впечатление оставляют народные фестивали, фольклорные праздники, деревни племён с сохранившимся в них патриархальным укладом. В связи с этим правительством штата поставлена задача расширения профессионализации образования. На практике это выразилось в открытии курсов дополнительного профессионального образования, реализации программ профессионального образования взрослого населения и т.д. Сдерживающим фактором остаётся неразвитость региональной инфраструктуры. Например, приток туристов (как индийцев, так и иностранцев) в Мизорам ограничен, поскольку в штате недостаточно гостиниц, кемпингов, хороших ресторанов и т.д. Повышение уровня жизни населения, потребительского спроса стимулируют расширение подготовки специалистов в сфере бытового обслуживания, автосервиса, информационных технологий, ландшафтного дизайна и

13

т.д.

Особое внимание власти штата уделяют сохранению и развитию уникальной культуры и языков племён и народов Мизорама. С этой целью оказывается поддержка народным промыслам, реализуются целевые программы

Mizoram University/ http: www.mzu.edu.in

Thangvunga R. Assuring a more Responsive and effective Administration in higher Education at under-graduate Level in Mizoram / http: www.aizawlcollege.com 13 Encyclopaedia of North-East India/ edited by H. M. Bareh. - New Delhi: Mittal, 2004. - 8 volumes. - Vol. V: Mizoram. -P.321 - 327.

изучения национальных культур. Чтобы сохранить традиционные промыслы и ремёсла народов и племён, проживающих на территории штата, созданы условия для приобретения профессиональных навыков молодыми людьми. Правительство штата полагает, что произведения ручного декоративно-прикладного творчества могут стать важной статьёй дохода как местных жителей, так и региональной экономики в целом.

Таким образом, за последние десятилетия в небольшом индийском штате Мизорам

произошли существенные перемены в региональной системе профессионального образования. Основной вектор этих перемен направлен на модернизацию профессионального обучения, расширение направлений подготовки специалистов, необходимых для региональной экономики. При этом всё новое гармонично вплетается в традиционную жизнь мизорамского общества. Этим обеспечивается синтез традиционализма и модернизации, не подрывающий самих устоев национальной культуры.

SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION IN THE STATE OF MIZORAM, INDIA

© 2008 V.N.Shkunov

Inzensky State Technical School of branch technologies, economy and the rights

State of Mizoram belongs to a number of small regions of India. Located in the extreme northeast of republic, on border with Myanma and Bangladesh, it sharply differs from other territories of India. The people living here and tribes have kept unique culture, traditions and the customs, leaving the roots deep into centuries. In 1987 Mizoram has received the status of the 23rd state of republic. The accelerated process of Mizo-ram societies modernisation begins. Authorities have turned special attention on developing the regional system of vocational education. The first university is founded in Mizoram, the network of colleges, the vocational education centres has extended. However, all transformations and innovations are carefully verified with traditional values of Mizoram societies, customs and culture of the unique people and the tribes living in this amazing corner of India.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.