Научная статья на тему 'Система подготовки будущих педагогов к вожатской практике'

Система подготовки будущих педагогов к вожатской практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / READINESS / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / TRAINING OF FUTURE TEACHERS / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (ВОЖАТСКАЯ) ПРАКТИКА / COUNSELLOR'S PRACTICE / ДЕТСКИЙ ВРЕМЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ / CHILDREN'S TEMPORARY GROUP / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / FORMS AND METHODS OF EDUCATIONAL WORK / СТУДЕНЧЕСКИЙ ОТРЯД / STUDENT GROUP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дударенко Алексей Валерьевич, Нуриханова Наиля Камиловна, Султанова Ляйсан Фирдависовна

Рассматриваются вопросы подготовки будущих педагогов к работе с временными детскими коллективами, изучаются основные аспекты организации производственной (вожатской) практики, которая является неотъемлемой частью профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов. Представлены этапы и основные компоненты подготовки будущих педагогов к работе с временными детскими коллективами и проведения производственной (вожатской) практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дударенко Алексей Валерьевич, Нуриханова Наиля Камиловна, Султанова Ляйсан Фирдависовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues of training future teachers to work with temporary groups of children, the main aspects of the organization of counsellor’s practice, which is an integral part of the professional and pedagogical training of future teachers. It describes the stages and main components of training future teachers to work with temporary children’s groups and organization of counsellor’s practice.

Текст научной работы на тему «Система подготовки будущих педагогов к вожатской практике»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

А.В. ДУДАРЕНКО, Н.К. НУРИХАНОВА,

Л.Ф. СУЛТАНОВА

(Уфа)

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОЖАТСКОй ПРАКТИКЕ

Рассматриваются вопросы подготовки будущих педагогов к работе с временными детскими коллективами, изучаются основные аспекты организации производственной (вожат-ской) практики, которая является неотъемлемой частью профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов. Представлены этапы и основные компоненты подготовки будущих педагогов к работе с временными детскими коллективами и проведения производственной (вожатской) практики.

Ключевые слова: готовность, подготовка будущих педагогов, педагогическая деятельность, производственная (вожатская) практика, детский временный коллектив, формы и методы воспитательной работы, студенческий отряд.

Сегодня высшее образование переживает новый этап своего развития, связанный с преобразованиями по подготовке педагогических кадров в современных образовательных условиях. Квалифицированный специалист (учитель, педагог, воспитатель, вожатый) должен быть профессионально компетентным в своей педагогической деятельности, способным выполнять трудовые функции и действия. Для качественной подготовки необходимо постоянное совершенствование теоретических знаний и умение гибко применять эти знания на практике. Производственная практика рассматривается нами в качестве основного компонента профессионального становления будущих педагогов и является связующим звеном между теоретическим обучением и их самостоятельной работой в образовательных организациях. Включение студентов в производственную практику имеет четко сформулированные цели, задачи и определенные этапы подготовки, что способствует успешному становлению будущих педагогов.

Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (вожатская) (далее по тексту - производственная (вожатская) практика) как форма профессионального обучения предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Она является неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих педагогов, которая создает разнообразные возможности студентам реализовать свой профессиональный и творческий потенциал, закрепить теоретические знания, полученные в процессе обучения, в самостоятельной педагогической деятельности с временными детскими коллективами, что способствует овладению ими системой профессиональных умений и навыков и первоначальным опытом педагогической деятельности.

Производственная (вожатская) практика предполагает овладение студентами содержанием, формами и методами воспитательной работы в детском коллективе, практическое осмысление и закрепление знаний по курсу педагогических дисциплин. она направлена на практическое освоение студентами различных видов педагогической деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря, овладение основами педагогической культуры, формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности.

Проблема качественной подготовки будущих педагогов в современных образовательных условиях к взаимодействию с временными детскими коллективами остается и по сегодняшний день актуальной. Данная проблема изучалась в исследованиях H.A. Еда-линой, С.К. Кудряшовой, Д.В. Кижаевой, Г.Г. Кругликовой, Г.Р. Линкер, Е.А. Левано-вой, Я.А. Писарева, А.И. Рябинина, А.В. Савченко, С.В. Тихановой, Н.Е. Четверговой и др.

результатом профессиональной подготовки будущих педагогов является готовность. Психологи А.Г. Асмолов, М.И. Дьяченко, Н.Д. Левитов и др. определяют готовность как первичное фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности. Ученые-педагоги А.Н. Орлов, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др. рассматривают ее в связи

© Дударенко А.В., Нуриханова Н.К., Султанова Л.Ф., 2018

с психолого-педагогической подготовкой учителя [4].

Наиболее значимым для нас стало определение Г.Р. Линкер. Она рассматривает готовность к педагогической деятельности как «личностное образование, включающее профессионально значимые качества педагога, совокупность необходимых для этой деятельности общих и специальных знаний, умений, навыков и потребность к осуществлению этой деятельности» [1, с. 3].

Системообразующим компонентом профессиональной подготовки выступает цель подготовки - формирование готовности к профессиональной деятельности. При этом профессиональная готовность рассматривается нами как активное состояние личности студента, которое включает в себя знания, умения и навыки в теоретической области и потребность в успешном выполнении педагогической деятельности. Данная цель реализуется в современном образовательном процессе вуза, направлена на решение задач профессиональной подготовки будущих педагогов в сфере работы с временными детскими коллективами и отражает различные аспекты профессионального становления.

Профессиональная деятельность студентов в период производственной (вожатской) практики характеризуется многообразием функций (образовательной, развивающей, воспитательной). С учетом особенностей подготовки будущих педагогов к работе с временными детскими коллективами можно выделить основные виды педагогической деятельности студента: диагностическую, прогностическую, проектировочную, информационную, мотивирующую, оценочную.

освоению перечисленных видов педагогической деятельности способствуют этапы подготовки:

- теоретическая подготовка: освоение студентами модуля «Педагогика»;

- теоретико-практическая подготовка: прохождение курса вожатской подготовки в рамках дисциплины «Практикум по решению профессиональных задач (основы вожатского мастерства)»;

- практическая подготовка: прохождение инструктивно-методического лагеря в условиях, максимально приближенным к реальным, на базе детского оздоровительного лагеря ООО «Черемушки» Уфимского района Республики Башкортостан;

- профессиональные курсы в республиканском центре подготовки вожатых «Пер-

кие науки -

спектива» им. Екатерины Поспеловой на базе Башкирского государственного педагогического университета (БГПУ) им. М. Акмуллы.

Первый этап - теоретическая подготовка. Изучение студентами модуля «Педагогика», целью которого является развитие общекультурных, формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

реализация модуля «Педагогика» предполагает использование системно-деятельност-ного подхода, что способствует эффективному формированию основных профессиональных компетенций будущих педагогов и становлению их субъектной позиции. Решение студентами различных типов педагогических задач, кейс-задач, анализ педагогической документации, активное участие в вебинарах оттачивают и повышают их педагогическое мастерство. -В процессе изучения педагогических дисциплин применяются педагогические технологии, кейс-методы, деловые и ролевые игры, активная форма обучения «перевернутый класс», работа в микрогруппах во главе со спикерами команд позволяют моделировать условия реальной педагогической действительности и вырабатывать индивидуальный стиль профессионального становления будущего педагога. на занятиях большое внимание уделяется проектированию основных видов педагогической деятельности будущих педагогов при работе с временными детскими коллективами, которая включает в себя диагностику, прогнозирование, целеполагание, планирование, целереа-лизацию, оценку и коррекцию.

Ориентация на педагогическую профессию усиливается в процессе проведения занятий в специально оборудованных классах дуального обучения, в процессе работы над проектными заданиями, при разработке логико-смысловых моделей, заполнении школьной документации, просмотре и анализе уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классов, работе над вербальными и невербальными средствами общения, формировании правильных навыков публичного выступления. Ежедневное применение на лабораторных занятиях тестовых и практико-ориентированных заданий при входном и итоговом контроле позволяет объективно оценить структуру знаний студента и измерить уровень их усвоения.

Для закрепления теоретических знаний в практической деятельности предусмотрены следующие виды практик: учебная педагогическая практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, произ-

известия вгпу

водственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (вожатская), педагогическая, которые являются неотъемлемым звеном системы профессиональной подготовки бакалавра и способствуют формированию основных профессиональных компетенций. Все виды практик проводятся после изучения дисциплин модуля «Педагогика» [3, с. 6].

Второй этап - теоретико-практическая подготовка. Изучение студентами дисциплины «Практикум по решению профессиональных задач» (часть II "Основы вожатского мастерства")». Дисциплина «Практикум по решению профессиональных задач» изучается в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами («Введение в педагогическую деятельность», «История педагогики и образования», «Теория и технологии обучения», «Теория и методика воспитания»), что обеспечивает теоретико-практическую подготовку студентов. Педагогическая задача является основным содержательным ядром разделов дисциплины. Дисциплина «Практикум по решению профессиональных задач» направлена на формирование у будущих педагогов практических умений решения педагогических задач, педагогических ситуаций, способствует становлению педагога-практика в период обучения. Практические занятия направлены на углубление, детализацию знаний, привитие практических навыков, необходимых в будущей профессионально-педагогической деятельности. Кроме традиционных форм занятий могут использоваться такие интерактивные формы, как дискуссии, дебаты, деловые игры, мастер-классы, вебинары, что способствует созданию квазипрофессиональной обучающей среды.

Уровень сформированности компетенций студентов в ходе изучения дисциплины создает теоретическую и практическую базу для прохождения учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков (инструктивно-методический лагерь) и производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (вожатской) в загородных учреждениях отдыха и оздоровления детей. В связи с этим для более качественной подготовки студентов к осуществлению профессиональной педагогической деятельности в ходе практических и лабораторных занятий студенты должны научиться составлять план работы с детским коллективом на смену, разрабатывать сценарии, планировать и прово-

дить отрядные, массовые мероприятия, организовывать детей к соблюдению правил личной гигиены, вести текущую и отчетную документацию, овладеть способами организации работы детей по самообслуживанию, трудовой деятельности, технологиями организации и проведения воспитательных мероприятий, навыками работы по организации и осуществлению индивидуальных и групповых проектов детей, способами эффективного поведения в чрезвычайных ситуациях, навыками организации первой доврачебной помощи, способами применения диагностических методик, направленных на изучение личности и коллектива, навыками рефлексии [3].

Третий этап - практическая подготовка. Прохождение учебно-педагогической практики (инструктивно-методический лагерь).

При организации и проведении инструктивно-методического лагеря (ИМл) создаются условия, максимально приближенные к реальной деятельности в детских оздоровительных лагерях. Отряды ИМл состоят из студентов-практикантов.

Работу отрядов организуют опытные вожатые-инструкторы. Работу лагеря организует методический совет ИМл, в состав которого входят преподаватели университета, педагоги дополнительного образования, методисты, вожатые-инструкторы. Информационно-методическое сопровождение ИМл обеспечивается работой методического киоска, авторскими консультациями и мастер-классами опытных вожатых, педагогов, руководителей кружков, клубов, обменом опыта, копилкой интересных дел, песен, игр.

Использование интерактивных методов и форм в процессе подготовки будущих педагогов к работе с временными детскими коллективами побуждает студентов к самостоятельной активности в профессиональной деятельности и дает возможность поиска нестандартных путей решения воспитательных задач в организации жизни детей в детских оздоровительных лагерях.

ИМл организуется на базе детского оздоровительного лагеря ООО «черемушки» Уфимского района Республики Башкортостан, что является логическим продолжением образовательного процесса и позволяет на практике апробировать знания в режиме реального погружения в лагерную жизнь. По завершении подготовки студенты с опытом теоретико-практической подготовки выезжают на работу в детские оздоровительные лагеря Республи-

педагогические науки

ки Башкортостан, Краснодарского края, в Республику Крым.

Завершив летний сезон, студенты участвуют в фестивале, на котором подводятся итоги педагогической деятельности вожатых, происходит обмен опытом, планируется следующий сезон. На фестиваль приглашаются руководители и сотрудники детских оздоровительных лагерей для получения объективной оценки деятельности вожатых со стороны работодателей.

Основным результатом подготовки будущего педагога к работе с временными детскими коллективами в современных образовательных условиях является профессионально-педагогическая готовность бойцов студенческих педагогических отрядов республики Башкортостан, активными участниками которых являются студенты БГПУ им. М. Акмул-лы. В настоящее время основными направлениями деятельности студенческих отрядов (СО) являются формирование линейных, сводных отрядов вожатых на базе учебных заведений; образовательная деятельность (при поддержке специализированных профессиональных учебных заведений); содействие трудоустройству молодежи; научная деятельность; методическая деятельность; социальная деятельность; профессионально ориентированная деятельность; межведомственное и межрегиональное взаимодействие СО в рамках деятельности «РСО».

Результатом подготовки будущих педагогов к работе с временными детскими коллективами должна стать совокупность таких компонентов, как:

- целевой (формирование готовности к профессиональной деятельности);

- познавательный (овладение необходимыми теоретическими знаниями, умениями, навыками по организации жизнедеятельности временного детского коллектива);

- деятельностный (активное состояние личности студента, которое включает в себя знания, умения и навыки в теоретической области и потребность в успешном выполнении педагогической деятельности);

- рефлексивный (осмысление своей педагогической деятельности, осознание своих личностных качеств и совершенствование своей профессиональной готовности).

Таким образом, именно от степени готовности будущих педагогов к дальнейшей профессиональной деятельности зависят успешность и эффективность их реализации в выбранной профессии. При этом особенно важ-

но подготовить новое поколение вожатых, имеющих высокий уровень профессиональных компетенций в работе с временными детскими коллективами в современных образовательных условиях.

список литературы

1. Линкер Г.Р. Совершенствование подготовки студентов вуза к организации летнего отдыха детей и подростков на основе творческих учебных заданий [Электронный ресурс] // Науковедение: интернет-журнал. 2015. Т. 7. № 3. URL: http:// naukovedenie.ru/PDF/185PVN315.pdf (дата обращения: 16.05.2018). DOI: 10.15862/185PVN315.

2. Львова A.C., Любченко O.A. Моделирование подготовки студентов педагогических университетов к работе с временными детскими коллективами в современных условиях на примере образовательного центра «Сириус» и международного детского центра «Артек» [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 9-1. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/artide/view? id=36191 (дата обращения: 18.05.2018).

3. Сытина Н.С., Арасланова А.Т., Гирфано-ва Л.П. [и др.]. Педагогика в профессиональной подготовке бакалавра: учеб. пособие. Уфа: Изд-во БГПУ, 2014.

4. Четвергова Н.Е. Формирование готовности будущего учителя к работе в летнем детском лагере: автореф. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2004.

* * *

1. Linker G.R. Sovershenstvovanie podgotovki studentov vuza k organizacii letnego otdyha detej i podrostkov na osnove tvorcheskih uchebnyh zadanij [Jelektronnyj resurs] // Naukovedenie: internet-zhurnal. 2015. T. 7. № 3. URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/185PVN315.pdf (data obrashhenija: 16.05.2018). DOI: 10.15862/185PVN315.

2. L'vova A.S., Ljubchenko O.A. Modelirovanie podgotovki studentov pedagogicheskih universitetov k rabote s vremennymi detskimi kollektivami v sovremennyh uslovijah na primere obrazovatel'nogo centra «Sirius» i mezhdunarodnogo detskogo centra «Artek» [Jelektronnyj resurs] // Sovremennye na-ukoemkie tehnologii. 2016. № 9-1. URL: http://www. top-technologies.ru/ru/article/view?id=36191 (data obrashhenija: 18.05.2018).

3. Sytina N.S., Araslanova A.T., Girfanova L.P. [i dr.]. Pedagogika v professional'noj podgotov-ke bakalavra: ucheb. posobie. Ufa: Izd-vo BGPU, 2014.

4. Chetvergova N.E. Formirovanie gotovnosti budushhego uchitelja k rabote v letnem detskom lagere: avtoref. . kand. ped. nauk. Barnaul, 2004.

известия вгпу

System of training future teachers to the counselor's practice

The article deals with the issues of training future teachers to work with temporary groups of children, the main aspects of the organization of counsellor's practice, which is an integral part of the professional and pedagogical training of future teachers. It describes the stages and main components of training future teachers to work with temporary children's groups and organization of counsellor's practice.

Key words: readiness, training of future teachers, pedagogical activity, counsellor's practice, children's temporary group, forms and methods of educational work, student group.

(Статья поступила в редакцию 08.06.2018)

Е.В. ДАниЛьчук, А.В. ЛукичЕВА,

с.н. касьянов

(Волгоград)

методические особенности

формирования Понятия

«информационная

безопасность»

на разных этапах обучения

информатике в школе

Освещаются методические особенности формирования понятия «информационная безопасность» в курсе информатики в школе: обосновывается актуальность изучения данного понятия, выявлена специфика целевого, содержательного и процессуального компонентов адекватной методики формирования данного понятия в зависимости от пропедевтического, базового и профильного этапов обучения информатике в школе.

Ключевые слова: информатика, информационная безопасность, информационные угрозы, методика обучения информатике.

Современный этап развития общества как информационного, связанный с возрастанием роли информационных процессов, потоков и технологий, глобализацией информационной сферы, порождает новые условия жизнедеятельности человека и общества. Становление информационного общества ведет к фор-

мированию информационного образа жизни человека, развитию новых информационных структур общества, несущих новые возможности для информационной деятельности человека (социальные сети, виртуальные сообщества и др.). но при этом возникают и проблемы информационной экологии личности и общества (угрозы нарушения информационной безопасности, компьютерная преступность, интернет-зависимость, управление массовым общественным сознанием через сети, суицидальные группы в Сети и т. д.).

В современном пространстве информация распространяется очень быстро благодаря информационным и коммуникационным технологиям. но тот противоречивый, агрессивный и негативный характер, который часто носит сама информация, влияет на социально-нравственные ценности общественной жизни. Деформация и деструктивные изменения духовной сферы общества в форме искаженных нравственных норм и критериев, неадекватных социальных стереотипов и установок, ложных ориентаций и ценностей влияют на состояние и процессы во всех основных сферах общественной жизни [1].

В информационном обществе возрастает роль отдельной личности - сегодня именно человек становится главным фактором развития и одновременно риска, кризиса в обществе -его технологические и интеллектуальные возможности с использованием информационных технологий приобретают глобальные масштабы. Преодоление такой кризисной ситуации в значительной мере определяется уровнем образованности и культуры отдельной личности и общества в целом. В информационном обществе в полной мере проявляется фундаментальная зависимость всей цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в образовании. Образованию отводится особая роль, поскольку оно отражает особенности современного этапа цивилизаци-онного развития, но одновременно и определяет их.

Сегодня человечество осознает то обстоятельство, что его будущее зависит от того, сможет ли человек стать «другим» по своим интересам, потребностям, ценностным установкам, мировоззрению. Во-первых, это связано с изменением характера деятельности человека, которая все чаще протекает в ситуациях неопределенности, нелинейности, нестандартности, множественности выбора

© Данильчук Е.В., Лукичева A.B., Касьянов С.Н., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.